Б01: 10.24412/с1-34446-2023-4-218-221
МУЗЕЙ ИСЗФ СО РАН. ВЫСТАВКИ КАК СПОСОБ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
О. А. Давыдова, И. И. Салахутдинова
Институт солнечно-земной физики СО РАН, г. Иркутск muzeum@iszf. irk.ru
Современный музей возлагает на выставки большие надежды, и эти надежды оправданы. Культурно-образовательное пространство естественно-научного музея прирастает возможностью работать с выставками, отражающими потребности конкретного научного направления и конкретного исторического периода. Выставка живёт в своём ритме, она относительно самостоятельна и всё же является частью музея. Кроме того, в последнее время выставочная деятельность музеев уже с трудом умещается в рамки экспозиционной работы. Этому способствует интенсивное развитие новых технологий и их внедрение в музейную деятельность, большое разнообразие форм и методов организации выставок, включение в выставочную работу образовательных программ. Стал употребляться термин edutainment, означающий тесную связь образования и развлечения или, точнее, образование через развлечение. Например, М. В. Кузнецова в работе «Экскурсоведение» пишет: «Являясь источником познания и удовлетворения интереса, экскурсия - это тот инструмент, с помощью которого человек «раздвигает горизонты» сознания» [3]. С уверенностью это высказывание можно отнести и к выставке. «Спор, развитый в трудах канадского музеолога Д. Ф. Камерона по поводу того, что такое музей - храм или форум, сегодня становится особенно актуальным.
С одной стороны, понимается необходимость развлекательности выставок, с другой - сохранение храмо-
Рис. 1. Выставка, посвященная российско- вой сущности музея. Размышляя над
монгольскому сотрудничеству в области „
астрофизики. ИСЗФ СО РАН 2019 г. этои проблемой, хочется наити золо-
тую середину, признавая, что выставка выделяется из музейного пространства иным строем, ритмом, интенсивностью, контрастностью, и ещё в неё заложены элементы выдумки и фантазии» [4].
Словарь дает определение выставки как публичного представления достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место его проведения.
Рис. 2. Выставка «Литературное творчество сотрудников ИСЗФ СО РАН» в зале музея ИСЗФ СО РАН, где авторы представили свои научно-популярные произведения, читали стихи,
переводы, звучала музыка...
Слово exposition в переводе означает «выставка». Изначально термины «экспозиция» и «выставка» были равнозначны. Но со временем экспозиция стала означать относительно постоянное экспонирование предметов, а выставка - временное. В отечественном музееведении середины ХХ в., как правило, подчеркивалась второстепен-ность выставки по отношению к основной, стационарной экспозиции музея. Сейчас с этим утверждением можно поспорить.
Музейная экспозиция ИСЗФ СО РАН представлена как особая предметная среда, в которой реализуется передача исторического и научного опыта, а также развитие научных представлений о солнечно-земной физике. В этом докладе мы попытались показать современные методы создания выставки как способа демонстрации различным группам посетителей научных представлений о процессах, происходящих на Солнце и в околоземном космическом пространстве. Кроме того, выставка в нашей работе выступает как один из основных инструментов, отражающих научные достижения, этапы развития Института, исторические периоды и взаимодействие научных коллективов.
Грамотное оформление выставочного стенда - одна из главных задач работников музея. Стенд - это расположение тематического материала и подлинных экспонатов. Выставка может выполнять свои функции самостоятельно или с помощью персонала музея, который, работая с посетителями, дает пояснения или проводит небольшую обзорную экскурсию.
Наиболее полное определение понятия выставочной работы звучит примерно так: «Выставочная работа - одно из основных и традиционных направлений музейной деятельности. Она позволяет музею более полно использовать содержание своих коллекций, дает импульс развитию научно-исследовательских тем, комплектованию фондов, разработке культурно-образовательных программ, способствует привлечению новой музейной аудитории и установлению контактов в научной (профессиональной) среде. Выбор тематики выставок предоставляет музею возможность расширить свои профильные рамки. Поэтому организация выставочной деятельности, превращение ее в систему - неотъемлемый и важный фактор развития любого музея» [2].
По мнению крупнейших представителей музейного дела у нас в стране, музей сегодня поворачивается лицом к зрителю. Нельзя отрицать происходящие изменения социальной роли музея, перестройку форм и методов работы, направленной на повышение эффективности взаимодействия музея с обществом. В связи с этим выставочная деятельность тоже принимает новые формы.
Выставки в музее ИСЗФ СО РАН проходят регулярно. Режим изоляции во время пандемии заставил работать с выставкой не только в очной форме, но и в онлайн-ре-жиме. Мы очень тщательно занимаемся выставочным направлением.
На сайте Института http://iszf.irk.ru в разделе «Музей» можно посмотреть выставки за три последних года, каждая из которых достойна внимания. Часто выставка является совместной работой сотрудников Института, специалистов научного направления, которому посвящается выставка.
Например, выставке «СибИЗМИР и первые спутники» предшествовала большая поисковая работа по воспоминаниям участников. В результате появилось много интересных деталей, о которых знают немногие. Важное участие в подготовке выставки принял научный руководитель Института академик Гелий Александрович Жеребцов. Его глубокие замечания как в целом по материалу, так и по конкретным эпизодам привели к появлению новых красок и сделали выставку насыщенной и интересной.
Выставка прошла в зале музея ИСЗФ СО РАН в стендовом формате с использованием видеоматериалов и экспонатов музея (ионосферная станция ИС-2) и была посвящена традиционно отмечаемому в Институте Дню космонавтики. Эту же выставку мы представляем в электронном варианте на сайте Института, а все печатные материалы заняли достойное место в альбоме «СибИЗМИР и первые спутники» и, конечно, в «Портфеле экскурсовода».
Кя ш
Д 1
Ъ !Р$
г__.В'
Науч но-исследова-тельские ИСЗ серий «Электрон», «Протон», «Космос».
Прикладные ИСЗ советски* серий
«Молния» и «Метеор».
Так в СССР (19601970-е годы) выглядели ИСЗ, предназначенные для решения некоторых научных и прикладных задач.
Была необходима определённая ориентация ИСЗ в пространстве, которая определялась главным образом назначением ИСЗ или особенностями установленного на нем оборудования.
В Норильске под руководством Г.А. Жеребцова (60-70-е гг.), проводилось много работ, связанных с космическими исследованиями, в том числе со спутниками.
Приёмная аппаратура (Норильск) регистрировала температуру ионосферы и мягкоэнергичные частицы. Исследовались структуры высокоширотной магнитосферы (разрыв Харанга) и экваториальные границы электронных высыпаний.
__
Г.А. Жеребцов
Рис. 3. Страницы выставки «СибИЗМИР и первые спутники»
Выставка дополнила основную экспозицию и позволила более полно раскрыть космическую тему и соответствующее направление работы Института, шире использовать возможности музея, привлечь материалы (документы и фото) из частных коллекций, осуществить разработку тематики простым доступным языком и тем самым привлечь большее число посетителей. Она способствовала пополнению коллекции музея, отработке и совершенствованию методов выставочной и научно-просветительской работы.
Богата история нашего Института. «В 1960 г., спустя почти 75 лет с начала работы магнитной обсерватории, на базе Иркутской магнитно-ионосферной станции организован институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн СО АН СССР (СибИЗМИР), который был переименован в Институт солнечно-земной физики СО РАН (ИСЗФ СО РАН)» [1].
А Музею ИСЗФ СО РАН всего двенадцать лет. Он молод, но вполне уверенно держит курс на развитие. Наш музей связан с прошлым и устремлен в будущее!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Институт солнечно-земной физики: создание и развитие / отв. ред. Г. А. Жеребцов. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2015. 610 с.
2. Создание музейной выставки : метод. пособие. Казань. 2018 - 33 с.
3. Кузнецова М. В. Экскурсоведение: история, методика, практика : учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2009. 246 с.
4. https://studopedia.ru/3_114367_sovremennoe-znachenie-muzeynoy-vistavki