Научная статья на тему '«ИКС-15» ПРОТИВ «СПУТНИКА»: ТЕМА КОСМОСА В СОВЕТСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ 1959 Г.'

«ИКС-15» ПРОТИВ «СПУТНИКА»: ТЕМА КОСМОСА В СОВЕТСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ 1959 Г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА / ПРОПАГАНДА / США / СССР / ВЫСТАВКА / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фоминых Алексей Евгеньевич

Тема покорения космоса неизменно присутствовала в сюжетах пропаганды, которую в годы Холодной войны вели две соперничающие сверхдержавы - Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. Удобной площадкой для демонстрации достижений в развитии науки и передовых технологий стали Национальные выставки, проведенные в 1959 году, - советская в Нью-Йорке и американская в Москве. Благодаря запуску первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 года СССР на несколько лет обеспечил себе лидирующие позиции в освоении космоса, что в полной мере отразилось в программе советской выставки. В свою очередь, Соединенные Штаты, находясь в положении «догоняющей» стороны на начальном этапе «космической гонки», намеренно отвлекали внимание советских посетителей Американской выставки в Москве от космической темы, хотя и не замалчивали ее полностью. Во многом такой подход объяснялся осторожностью в подходах администрации Д. Эйзенхауэра к форсированию национальной космической программы, а также стремлением Информационного агентства США заместить отставание в космосе демонстрацией преуспевания американского общества потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

X-15 VS SPUTNIK: THE SPACE THEME IN THE U.S. AND SOVIET EXHIBIT DIPLOMACY OF 1959

The two rival superpowers, the United States and the Soviet Union, were both actively using space-related narratives in their propaganda efforts during the Cold War. The exchange of national exhibitions, which took place in 1959 (the Soviet exhibit in New York City and the American one in Moscow), thus became a suitable site for displaying nations’ achievements in the space race. Due to the earlier launch of Sputnik in October 1957, the Soviet Union was a step ahead of the United States for years. Nevertheless, the U.S. as a “catching up” nation at the beginning of the space race, deliberately diverted the attention of Soviet visitors to the American exhibition in Moscow from the space theme, albeit did not ignore it. Such behavior can be explained in part by the Eisenhower administration's cautious approach to the national space program. Besides, the U.S. Information Agency was trying to fill the gap in space with a demonstration of the prosperity of the American consumer society.

Текст научной работы на тему ««ИКС-15» ПРОТИВ «СПУТНИКА»: ТЕМА КОСМОСА В СОВЕТСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ 1959 Г.»

УДК 327

DOI: 10.52575/2687-0967-2023-50-2-503-514 Оригинальное исследование

«Икс-15» против «Спутника»: тема космоса в советской и американской выставочной дипломатии 1959 г.

Фоминых А.Е. О

Марийский государственный университет, Россия, Республика Марий Эл, 424000, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44

E-mail: alexfom@volgatech.net

Аннотация. Тема покорения космоса неизменно присутствовала в сюжетах пропаганды, которую в годы Холодной войны вели две соперничающие сверхдержавы - Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. Удобной площадкой для демонстрации достижений в развитии науки и передовых технологий стали Национальные выставки, проведенные в 1959 году, - советская в Нью-Йорке и американская в Москве. Благодаря запуску первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 года СССР на несколько лет обеспечил себе лидирующие позиции в освоении космоса, что в полной мере отразилось в программе советской выставки. В свою очередь, Соединенные Штаты, находясь в положении «догоняющей» стороны на начальном этапе «космической гонки», намеренно отвлекали внимание советских посетителей Американской выставки в Москве от космической темы, хотя и не замалчивали ее полностью. Во многом такой подход объяснялся осторожностью в подходах администрации Д. Эйзенхауэра к форсированию национальной космической программы, а также стремлением Информационного агентства США заместить отставание в космосе демонстрацией преуспевания американского общества потребления.

Ключевые слова: космическая гонка, пропаганда, США, СССР, выставка, холодная война

Для цитирования: Фоминых А.Е. 2023. «Икс-15» против «Спутника»: тема космоса в советской и американской выставочной дипломатии 1959 г. Via in tempore. История. Политология, 50 (2): 503-514. DOI: 10.52575/2687-0967-2023-50-2-503-514

X-15 vs Sputnik: The Space Theme in the U.S. and Soviet Exhibit

Diplomacy of 1959

Alexey E. Fominykh

Mari State University, 44 Kremlevskaya St., Yoshkar-Ola 424000, Mari El Republic, Russia E-mail: alexfom@volgatech.net

Abstract. The two rival superpowers, the United States and the Soviet Union, were both actively using space-related narratives in their propaganda efforts during the Cold War. The exchange of national exhibitions, which took place in 1959 (the Soviet exhibit in New York City and the American one in Moscow), thus became a suitable site for displaying nations' achievements in the space race. Due to the earlier launch of Sputnik in October 1957, the Soviet Union was a step ahead of the United States for years. Nevertheless, the U.S. as a "catching up" nation at the beginning of the space race, deliberately diverted the attention of Soviet visitors to the American exhibition in Moscow from the space theme, albeit did not ignore it. Such behavior can be explained in part by the Eisenhower administration's cautious approach to the national space program. Besides, the U.S. Information Agency was trying to fill the gap in space with a demonstration of the prosperity of the American consumer society.

Keywords: space race, propaganda, USA, USSR, exhibition, Cold War

For citation: Fominykh A.E. 2023. X-15 vs Sputnik: The Space Theme in the U.S. and Soviet Exhibit Diplomacy of 1959. Via in tempore. History and Political Science, 50 (2): 503-514 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0967-2023-50-2-503-514

Введение

Гонка за первенство в освоении космоса являлась одним из важнейших театров глобального противостояния двух сверхдержав в холодной войне: каждая из сторон стремилась преподнести свои достижения широкой мировой аудитории. И Советский Союз, и США уделяли огромное внимание освещению своих успехов в космосе, тем более что космонавтика, будучи средоточием самых передовых научно-технологических разработок, могла справедливо считаться «витриной» национальной науки и индустрии. Это превращало космическую отрасль в весьма удобный предмет для пропаганды.

В контексте настоящего исследования термин «пропаганда» не несет негативной коннотации, которой его порой наделяют многие современные авторы, часто следуя западным практикам. В исследованиях международных отношений выставочные обмены рассматриваются как элемент «внешней культурной политики» [Филимонов, 2011], культурной дипломатии [Richmond, 2008; Нагорная, 2017] или же просто «культурных связей» [Иванян, 2007]. Распространенное сегодня клише «публичная дипломатия», которым, как правило, обозначают систему коммуникаций государства с иностранной аудиторией, вошло в политический лексикон Соединенных Штатов не ранее 1965 года [Cull, 2008; Артамонова, 2020]. В советской же политической литературе деятельность по продвижению идеологических и ценностных установок в среде зарубежной общественности, в том числе и посредством культурных связей, относилась к внешнеполитической пропаганде [Арбатов, 1970; Валюженич, 1973].

Методологически исследование построено на контекстуальном и иконографическом анализе текстовых и визуальных источников (советских и американских), отражающих различные аспекты реализации выставочных обменов 1959 года - первого масштабного акта двустороннего культурного сотрудничества СССР и США с момента начала холодной войны. Сравнение подходов сторон к освещению освоения космоса - всего лишь одного из множества сюжетов, демонстрируемых на выставках, - позволяет определить мотивы и устремления организаторов показа. Большой интерес с точки зрения оценки эффективности пропагандистских усилий представляет и обратная связь от аудитории, отраженная, в частности, в публикациях прессы и отзывах посетителей выставок.

Литература, посвященная соперничеству Советского Союза и Соединенных Штатов в космосе, как и по советско-американским выставочным обменам 1959 года достаточно обширна [Колосов, 2014; Назаров, 2020; Hixson, 1996; Reid, 2008; Tolvaisas, 2010]. Однако подавляющее большинство работ посвящено Американской выставке в московском парке Сокольники, в то время как по советской экспозиции в Нью-Йорке доступно лишь несколько публикаций [Фурсенко, 1988; Нагорная, 2017]. При этом тема отражения в пропаганде научно-технологического соперничества двух стран представлена фрагментарно. Настоящая статья призвана восполнить этот пробел.

Шок от «Спутника»

Подлинным стартом соперничества СССР и США в космосе стал запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли (ИСЗ), или «Спутника-1» 4 октября 1957 года. Команда генерального конструктора С.П. Королева удачно подгадала с запуском: он пришелся на время проходившего в Вашингтоне торжественного заседания Национальной академии наук США в рамках Международного геофизического года (отмечался с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г.). Тем самым советская сторона добилась сильней-

шего пропагандистского эффекта, вызвав реакцию «подобно грому среди ясного неба». Многие из присутствовавших на том заседании ученых вечером того же дня были приглашены на прием в советском посольстве, где был поднят тост «за успех Советов в запуске первого в мире искусственного спутника» [Хардести, Айсман, 2009, с. 88-89].

Президент США Дуайт Эйзенхауэр в публичных выступлениях старался преуменьшить глобальное значение этого события, упоминая «маленький шарик в воздухе» ("a small 112

ball in the air") . Однако доверие населения к властям, заявлявшим о бесспорном превосходстве Америки в развитии космических технологий, было серьезно подорвано. Общественное мнение и военные требовали восстановления паритета в космосе, руководствуясь в том числе соображениями национальной безопасности в свете появления у Советского Союза межконтинентальных баллистических ракет. Президента жестко критиковали за скупость в выделении средств на научные изыскания и непродуманные решения, результатом чего стало явление всему миру технологического отставания США от СССР. Главный редактор журнала Aviation Week Роберт Хотц писал: «Мы считаем, что народ этой страны имеет право знать факты об относительных позициях США и Советского Союза в этой технологической гонке, которая является, пожалуй, самым значительным событием нашего времени. Они имеют право выяснить, почему нашу нацию со значительно превосходящим научным, экономическим и военным потенциалом по крайней мере догнала и, возможно, превзошла страна, которая менее двух десятилетий назад даже не могла играть на том же научном поле. Они также имеют право решать вопрос о том, хотят ли они, чтобы их правительство сохранило наше нынешнее лидерство в свободном мире, независимо от стоимости в долларах и трудозатрат. Это не те решения, которые должны приниматься произвольно

113

группой лидеров в башне из слоновой кости или на поле для гольфа» . Ему вторил знаменитый репортер Эдвард Марроу: «Нам не удалось осознать, что тоталитарное государство может установить свои приоритеты, определить свои рубежи, ассигновать свои деньги, лишить свой народ автомобилей, телевизоров и всех видов комфортабельных безделушек, чтобы достигнуть национальной цели. Русские сделали это с межконтинентальным носителем и теперь со спутником Земли» [Хардести, Айсман, 2009, с. 93-94].

Одним из главных оппонентов Д. Эйзенхауэра в Конгрессе был сенатор от демократов (и будущий президент) Линдон Джонсон, который намеренно нагнетал алармистские настроения вокруг спутника, требуя от республиканской администрации «адекватной реакции» на действия СССР. Как указывают историки НАСА, самой большой ошибкой Эйзенхауэра в «кризисе спутника» была его неспособность оценить психологическое значение запуска первого ИСЗ. Дело было не только в самом спутнике, сколько в обнаружившемся внезапно факте наличия у Москвы межконтинентальных баллистических ракет, способных поразить цель на Американском континенте. Тем не менее, как отмечает Г.С. Хозин, реакция Д. Эйзенхауэра на старт космической гонки оставалась сдержанной, что уберегло американское общество «от непродуманных поспешных действий, которые могли обернуться весьма печальными последствиями» [Хозин, 2001, с. 176-177].

В этой связи перед Информационным агентством США (ЮСИА - United States Information Agency, USIA) - правительственным пропагандистским ведомством, учрежденным Д. Эйзенхауэром в 1953 году, - ставится важнейшая политическая задача: информировать о достижениях Америки в космосе население зарубежных стран в выгодном для Соединенных Штатов ключе. Наиболее сложным «фронтом работ» в этой связи представлялся Советский Союз - главный конкурент США в космосе, который к тому же сам активно использовал свои космические успехи во внешнеполитической пропаганде [Назаров, 2020, с. 1144-1145].

112 One Small Ball in the Air: October 4, 1957-November 3, 1957. In: NASA's Origins and the Dawn of the Space Age. Monographs of the Aerospace History # 10. URL: https://history.nasa.gov/monograph10/onesmlbl.html (accessed: 01.03.2023).

113 Ibid.

В действительности американские специалисты по коммуникациям занимались продвижением сюжетов о реализации американской космической программы еще до запуска «Спутника-1». Так, в телевизионном обращении к нации 7 августа 1957 года Д. Эйзенхауэр демонстрировал стоящий в студии носовой обтекатель (конус) баллистической ракеты «Юпитер-С» (Jupiter-C), разработанной под руководством Вернера фон Брауна. На следующий день этот (или точно такой же) конус достиг высоты 285 миль (458,66 км) в рамках испытательного полета, а 31 января 1958 года ракета «Юпитер-С» вывела на орбиту и первый американский ИСЗ «Эксплорер-1» (Explorer-1) 114. Именно под влиянием запуска советского спутника при Д. Эйзенхауэре в 1958 году было создано Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) - правительственное космическое агентство Соединенных Штатов. Были запущены гражданские и оборонные проекты создания системы космической навигации, метеорологии, связи, спутниковой разведки и раннего оповещения о пусках ракет [Хозин, 2001, с. 172-176; Logsdon, 2018].

Удобным поводом для демонстрации своих космических достижений для обеих супердержав представлялись обмены национальными тематическими выставками. Такие экспозиции были, пожалуй, самыми затратными, но и наиболее масштабными по охвату зарубежной аудитории двусторонними контактами, предусмотренными Соглашением между СССР и США об обменах в области науки, техники, образования, культуры и других областях, подписанном в Вашингтоне в январе 1958 года 115.

Советская выставка в Нью-Йорке

Первой в серии обменов стала «Выставка достижений науки, техники и культуры СССР», работавшая в Экспоцентре «Колизеум» в районе Коламбус-сёркл в Нью-Йорке с 30 июня по 10 августа 1959 года. Общая площадь выставочных залов на трех этажах здания в центре Манхэттена составляла около 20 тыс. квадратных метров. Историк этой выставки и ее непосредственный участник А.А. Фурсенко отмечает, что «наша страна участвовала в различных международных выставках в Америке еще с дореволюционных времен, но никогда за всю историю отношений с Соединенными Штатами не было такой грандиозной выставки» [Фурсенко, 1988, с. 203].

Организацией показа занимались Министерство внешней торговли и Торговая палата СССР, незадолго до этого курировавшие участие Советского Союза во Всемирной выставке в Брюсселе (1958). В действительности, как отмечает О.С. Нагорная, в организации выставки присутствовало определенное разделение труда. Так, за транспортировку и монтаж экспозиции, определение расходов действительно отвечал Минвнешторг, однако утверждение тематических планов, подготовка брошюр и раздаточных материалов, обучение гидов являлось прерогативой органов советской культурной дипломатии - Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами, подразделений МИДа, Минкульта, Минпроса, Интуриста и т. д. Именно они «вносили обязательные пропагандистские элементы в концепции, визуальный и текстовый ряд вне зависимости от профиля выставки, т. е. советская экспозиционная деятельность за рубежом рассматривалась как целевой инструмент создания и трансляции внешнеполитических репрезентаций СССР» [Нагорная, 2017, с. 4]. Подготовку экспонатов и консультантов контролировал первый заместитель Председателя Совета Министров СССР А.И. Микоян. Оформлением советской выставки занимался известный советский архитектор и дизайнер Константин Рождественский, который двадцать лет назад здесь же, в Нью-Йорке, работал над советским павильоном Всемирной выставки 1939 года.

114 Explorer-I and Jupiter-C. The First United States Satellite and Space Launch Vehicle. URL: https://history.nasa.gov/sputnik/expinfo.html (accessed: 01.03.2023).

115 Неофициальное название - «Соглашение Лэйси - Зарубина», по именам подписавших документ посла СССР в США Г.Н. Зарубина и специального помощника государственного секретаря США Уильяма С. Лэйси.

Главным экспонатом на советской выставке 1959 года в Нью-Йорке вполне ожидаемо стал первый искусственный спутник Земли («Спутник-1») - вернее, его полномасштабный макет (оригинал сгорел в плотных слоях атмосферы в январе 1958 года после 92 дней полета вокруг планеты). Здесь же показывались и другие символы космических успехов СССР (тоже копии): второй и третий спутники Земли и полуторатонный носовой конус первого искусственного спутника Солнца «Мечта» (рис. 1).

Рис. 1. Вид главного зала советской выставки в Нью-Йорке (1959) (фото из архива журнала Life) Fig. 1. View of the main hall of the Soviet exhibition in New York (1959) (archives of the LIFE magazine)

На обложке официального буклета выставки красовался рисунок летящего в космосе «Спутника-3», а в дизайне раздаваемых там же значков угадывался шлейф взлетающей ввысь ракеты (в подобной стилистике в 1964 году будет выполнен монумент «Покорителям космоса» на ВДНХ) (рис. 2).

Следует отметить, что «Спутник-1», несмотря на свою недолгую практическую службу, уже стал подлинной «звездой» советских экспозиций за рубежом. В условиях обострения международной напряженности в середине 1950-х гг. (Суэцкий кризис, подавление восстания в Венгрии) Москве было чрезвычайно важно склонить международное общественное мнение на свою сторону. За год до показа в Нью-Йорке на Всемирной ЭКСПО в Брюсселе советский павильон привлек более 30 млн посетителей во многом благодаря «Спутнику». Столь же большой успех в том же 1958 году сопутствовал показу реплики первого ИСЗ на ярмарке в болгарском Пловдиве. Поэтому решение выставить реплику Спутника «выглядит успешным культурно-дипломатическим шагом не только с точки зрения позиционирования науки, но и с точки зрения использования эффекта любопытства зрителей для преодоления информационной и культурной блокады к проявлениям советского на международной арене» [Нагорная, 2017, с. 5].

Описывая советскую выставку в Нью-Йорке, Ю. Стэйплс отмечает, что «в выставочном зале повсюду можно было видеть свидетельства советского первенства в освоении космоса» [Стейплс, 2009, с. 17]. Действительно, даже на кадрах кино- и фотохроники оче-

видно визуальное доминирование космических экспонатов, привлекавших основное внимание зрителей.

Рис. 2. Обложка буклета и официальный сувенирный значок советской выставки в Нью-Йорке

(1959) (из коллекции автора) Fig. 2. Cover of the official pamphlet and original enamel pin badge of the Soviet exhibition in New York

(1959) (author's collection)

Советская выставка произвела большое впечатление на американцев. Боб Конси-дайн, один из наиболее популярных журналистов того времени, писал: «Они организовали впечатляющую выставку, спланированную лучше и не так сочащуюся пропагандой, как их огромный ангар с продукцией на Международной выставке в Брюсселе в прошлом году... (К посетителям) со всех сторон обращаются на безупречном английском. Этим летом в Колизеуме будет много замороженных, искусственных улыбок, выражающих изумленное подозрение. И не потому, что там отлично налажены кондиционеры. Красные сделали нам одолжение, стараясь представить свою лучшую сторону. Они говорят, что существует другая великая держава в мире. Лучше об этом знать, чем быть обманутыми и этот факт игнорировать» [Стейплс, 2009, с. 16]. Позитивными были и оценки американской прессы. Так, журнал «Нью-Йоркер» назвал выставку «потрясающей» (terrific), газета «Вашингтон пост» - «впечатляющей» (impressive), а «Нью-Йорк таймс» заявила, что русские привезли в Америку ошеломляющее зрелище» (smash hit) [Фурсенко, 1988, с. 206].

На этом фоне для ЮСИА задача превзойти советскую выставку становилась вопросом государственного престижа. Сделать космическую тему центральной в программе американской экспозиции при отсутствии весомых достижений представлялось немыслимым, но и исключить ее совсем было нельзя. Поэтому для того, чтобы впечатлить советскую публику, была избрана другая стратегия.

Американская выставка в Москве

В отличие от советской экспозиции в Нью-Йорке, Американская Национальная выставка в московском парке Сокольники, открывшаяся 25 июля 1959 года, в основном делала упор на качество жизни населения Соединенных Штатов и преимуществах общества потребления. Будучи пока не в состоянии продемонстрировать равноценные советским

космическим разработкам изделия и технологии, американские устроители показа намеренно сосредоточились на тех отраслях, где лидерство США было на тот момент очевидным. Так, огромным успехом у советских посетителей выставки в Сокольниках пользовались стенды автопроизводителей - «Форд», «Крайслер» и «Дженерал Моторс», а также первые цветные телевизоры и «чудо-кухня» от компании «Уирпул» (Whirlpool), ставшая ареной знаменитых «кухонных дебатов» Н.С. Хрущева и вице-президента США Р. Никсона. Толпы зрителей собирали показы модной одежды, киоски с косметикой, выставка современного искусства и бесплатное угощение «Пепси-колой».

Тем не менее «прорывные» космические технологии НАСА также нашли свое отражение в экспозиции. Им было отведено место в т. н. Геодезическом куполе Кайзера (англ. the Dome) - внушительном (высотой более 20 м) сооружении в виде полусферы, покрытой сверкающими золотистыми панелями из анодированного алюминия. В куполе, возведенном по проекту дизайнера Джорджа Нельсона, экспонировались достижения США в области науки и технологий, а главным аттракционом был показ кинофильма «Кусочки Америки» Чарльза и Рэя Имсов об одном дне из жизни США на семи огромных экранах. Космических экспонатов было сравнительно немного, но среди представленных образцов выделялся макет ракетного самолета (ракетоплана, или «баллистического планирующего самолета») «Икс-15» (Х-15), спроектированного компанией North American для ВВС США для экспериментальных высотных полетов на гиперзвуковых скоростях (рис. 3). Примечательно, что старт программы «Икс-15» был дан после полета советского «Спутника-1», и, по утверждениям американских историков, ракетоплан изначально проектировался как противоспутниковый перехватчик [Evans, 2013, p. 15]. «Икс-15» использовался и в подготовке астронавтов: так, одним из пилотов ракетоплана был Нил Армстронг - будущий командир миссии «Аполлон-11» (Apollo 11) и первый человек на Луне.

Рис. 3. «Ракетный самолет» Х-15. Фото из брошюры «Покорение космоса. Новый этап».

Американская Национальная выставка в Москве (1959) (из коллекции автора) Fig. 3. North American X-15 "rocket plane". Picture from the pamphlet "Conquest of space", American National exhibition in Moscow (1959) (author's collection)

Помимо основного путеводителя по выставке, советские посетители могли получить от американских гидов небольшие тематические иллюстрированные буклеты. В брошюре «Покорение космоса. Новый этап», подготовленной для ЮСИА экспертами из НАСА, были отражены ключевые достижения США в астрономии и космонавтике. В сопроводительном очерке советским гостям выставки рассказывалось об Атласе неба Паломарской обсерватории, 43-метровом радиотелескопе, ракетном зондировании атмосферы, о собственно ракетах и спутниках, а также упомянутом выше Х-15 (рис. 4-5).

Рис. 4. Занимательные факты из буклета-путеводителя Американской национальной выставки

в Москве (1959) (из коллекции автора) Fig. 4. Fun facts from the official pamphlet of American national exhibition in Moscow (1959) (author's collection)

Рис. 5. Американские эксперименты и оборудование в рамках космической программы НАСА. Фото из брошюры «Покорение космоса. Новый этап». Американская национальная выставка

в Москве (1959) (из коллекции автора) Fig. 5. U.S. experiments and equipment developed within the NASA space program. Picture from the pamphlet "Conquest of space", American National exhibition in Moscow (1959) (author's collection)

При этом, перечисляя успешные запуски ракет и спутников, авторы из НАСА не избегали упоминать неудачи и аварии, связанные с выходом техники из строя, тем самым подчеркивая риски и трудности покорения космоса. О перспективах запуска человека в космос в 1959 году авторы брошюры говорили довольно осторожно: «Пилотируемые полеты предполагается начать не раньше, чем пионерам космоса будет обеспечена относительная безопасность и появится уверенность в их благополучном возвращении на Землю. Поэтому до запуска пилотируемых кораблей будет продолжаться детальное изучение космоса и космонавтики» 116.

Таким образом, если в советской выставке в Нью-Йорке 1959 г. тема покорения космоса была одной из основных (если не ведущей), то организаторы Американской выставки в Москве старались отвлечь внимание зрителей на земные, не связанные с космосом сюжеты, освещая программы НАСА по запуску ИСЗ весьма поверхностно. Отчасти этим объясняется довольно невысокая доля посвященных космосу комментариев в книгах отзывов выставки в Сокольниках. Так, один из анонимных посетителей записал 30 июля 1959 г.: «Слабо представлена почему-то наука и изучение космоса, ведь мы считаем вашу страну передовой (после нашей)». Еще более резкий отзыв оставил некто П. Корзинкин: «И это Америка? Страна Эдисона и других великих изобретателей? Какой-то «ширпотреб» - кастрюли, тряпки, клозетная бумага... Это и есть американский уровень жизни? Надо бы подняться выше этого клозетного уровня! Если верить этой выставке, то понятно, почему американцы отстают со спутниками» [Фоминых, 2010, с. 115]. Стоит отметить, что подобная критика на страницах книг отзывов встречается нечасто, большинство записей выполнено в доброжелательном и комплиментарном тоне.

Тем не менее в ЮСИА московскую выставку расценивали как чрезвычайно успешную. Во-первых, она превзошла по своему охвату советскую экспозицию в Нью-Йорке (количество посетителей Американской выставки превысило 2,7 млн человек) 117. Во-вторых, следует признать, что американцам удалось впечатлить советскую публику качеством и разнообразием товаров широкого потребления и достижениями массовой культуры. По словам М. Липовецкого, именно на этой выставке «впервые проявило себя самое мощное оружие холодной войны - оружие, против которого весь советский идеологический, политический, экономический и военный арсенал оказался бессилен. Это оружие -обаяние консюмеризма, западный комфорт, "просто жизнь"» [Липовецкий, 2010, с. 171].

Во многом характер информационно-пропагандистского освещения космических программ СССР и США на начальном этапе соперничества определялся и персональными психологическими характеристиками лидеров двух государств. Напористому, склонному к эпатажу Н.С. Хрущеву оппонировал сдержанный и осторожный Д. Эйзенхауэр. Ситуация изменится с приходом к власти Дж. Кеннеди, сделавшего ликвидацию отставания Америки в космосе одним из пунктов своей предвыборной повестки. Запуск космической программы «Аполлон» (1961-1972) будет сопровождаться и кардинальными изменениями в подходах к пропагандистской подаче космической темы. Так, директором ЮСИА будет назначен упоминавшийся выше Э. Марроу, активно критиковавший предыдущую администрацию за провалы в космической гонке. Публикации о проектах НАСА станут регулярно появляться в выпусках журнала «Америка», распространявшегося в СССР, а космические достижения США будут освещаться на передвижных американских тематических выставках, которые ЮСИА показывало в советских городах.

Заключение

Пожалуй, ни в одной другой области лозунг «Догнать и перегнать Америку» не находил в конце 1950-х гг. такого весомого подтверждения, как в деле освоения космиче-

116 Покорение космоса. Новый этап. - Американское управление аэро-и космонавтики, 1959: 7.

117 Chronology: American Exhibits to the U.S.S.R. In: U.S. Department of State. 50th Anniversary of the American Exhibits to the U.S.S.R. 2009. URL: https://2009-2017.state.gov/p/eur/ci/rs/c26473.htm (accessed: 01.03.2023).

ского пространства. Первый пилотируемый полет человека в космос, обессмертивший имя Юрия Гагарина, еще сильнее укрепил уверенность граждан СССР в превосходстве советской космонавтики. Отражением бытовавших тогда представлений можно считать знаменитые строки из песни Юрия Визбора: «..Зато, говорю, мы делаем ракеты И перекрыли Енисей, А также в области балета

118

Мы впереди, говорю, планеты всей» .

В период президентства Д. Эйзенхауэра Соединенные Штаты, возможно, и не совершили прорывных достижений в космосе, сравнимых по своему пропагандистскому эффекту с запуском советского спутника. Отсюда и попытки ЮСИА «встроить» космические сюжеты в пропагандистские нарративы об общем превосходстве американской науки и промышленности. В то же время именно в эти годы в США была создана прочная основа будущего развития космических исследований - как гражданских, так и военных. Как указывает Г.С. Хозин, «" космическое наследство", которое получил от президента-республиканца Д. Эйзенхауэра его молодой преемник на этом посту - демократ Дж. Кеннеди, было надежным и жизнеспособным. На его основе можно было двигаться вперед по многим направлениям, в том числе начинать подготовку к полетам астронавтов на Луну» [Хозин, 2001, с. 178]. Действительно, только высадив астронавтов на Луне в июле 1969 года, спустя десятилетие после первого обмена выставками с СССР, американцы получат повод говорить о сопоставимости своих космических достижений с успехами Советского Союза.

Список литературы

Арбатов Г.А. 1970. Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитической пропаганды империализма. М., Политиздат, 351.

Артамонова У.З. 2020. Механизм выработки стратегии публичной дипломатии во внешней политике США. США & Канада: экономика, политика, культура. 4: 109-119. DOI: 10.31857/S268667300008882-0 Валюженич A.B. 1973. Внешнеполитическая пропаганда США. М., Международные отношения, 216. Иванян Э.А. 2007. Когда говорят музы: история российско-американских культурных связей. М.,

Международные отношения, 432. Колосов Ю.М. 2014. Борьба за мирный космос. М., Статут, 128.

Липовецкий М. 2010. «Зная лимоны»: американская выставка в мемуарах Хрущева. Ab Imperio. 2: 171-186.

Нагорная О.С. 2017. «Лимон» за худший павильон: выставочная дипломатия послевоенного

СССР. Управление в современных системах. 4 (15): 3-9. Назаров А.Д. 2020. Информационно-пропагандистское сопровождение космического соперничества СССР и США (по материалам отечественных и зарубежных публикаций). Вопросы политологии. 10 (4): 1141-1152. DOI 10.35775/PSI.2020.56.4.010 Стейплс Ю. 2009. Россия открывает Америку: Американская выставка 1959 года в Москве. В: Шесть

недель в Сокольниках. К 50-летию Американской выставки в Москве 1959 г., 53: 6-18. Филимонов Г.Ю. 2011. К вопросу об истории внешней культурной политики США. Вестник

РУДН, серия Международные отношения, 4: 89-97. Фоминых А.Е. 2010. Книги отзывов Американской национальной выставки в Москве 1959 года.

«Запад - Восток». Научно-практический ежегодник. 3: 110-120. Фурсенко А.А. 1988. Выставка достижений науки, техники и культуры СССР в Нью-Йорке 1959 года. История СССР, 1: 203-206.

118 Визбор Ю. Рассказ технолога Петухова. 1964. URL: https://www.culture.ru/poems/47691/rasskaz-tekhnologa-petukhova (дата обращения: 01.03.2023).

Хардести В., Айсман Дж. 2009. История космического соперничества СССР и США / Пер. с англ. СПБ, Питер, 288.

Хозин Г.С. 2001. Великое противостояние в космосе (СССР - США). Свидетельства очевидца. Серия: Военные тайны XX века. М., Вече, 416.

Cull N. 2008. Public Diplomacy' Before Gullion: The Evolution of a Phrase. Routledge Handbook of Public Diplomacy. Snow N., Taylor P.M., eds. New York: Routledge. 404: 19-23.

Evans M.L. 2013. The X-15 Rocket Plane: Flying the First Wings Into Space. Lincoln and London: University of Nebraska Press, 488.

Hixson W. 1996. Parting the Curtain: Propaganda, Culture, and the Cold War, 1945-1961. New York: St. Martin's Press, 304.

Logsdon J.M. 2018. Ten Presidents and NASA. NASA 50th Magazine. URL: https://www.nasa.gov/50th/50th_magazine/10presidents.html (accessed: 17.02.2023).

Reid S. 2008. Who Will Beat Whom? Soviet Popular Reception of the American National Exhibition in Moscow, 1959. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 9 (46): 855-904.

Richmond Y. 2008. Practicing Public Diplomacy: A Cold War Odyssey (Explorations in Culture and International History). Berghahn Books, 192.

Tolvaisas T. 2010. "Cold War "Bridge-Building": U.S. Exchange Exhibits and Their Reception in the Soviet Union, 1959-1967. Journal of Cold War Studies, 12 (4): 3-31.

References

Arbatov G.A. 1970. Ideologicheskaya borba v sovremennyh mezhdunarodnyh otnosheniyah. Doktrina, metody i organizatsiya vneshnepoliticheskoi propagandy imperialisma [Ideological struggle in modern international relations. Doctrine, methods and organization of foreign policy propaganda of imperialism]. Moscow, Politizdat, 351 (in Russian).

Artamonova U.Z. 2020. Formation Mechanism of the American Public Diplomacy's Strategy. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 50 (4): 110-119. DOI: 10.31857/S268667300008882-0 (in Russian).

Valyuzhenich A.V. 1973. Vneshnepoliticheskaya propaganda SShA [The U.S. Foreign Propaganda]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya, 216 (in Russian).

Ivanyan E.A. 2007. Kogda govoryat muzy: istoriya rossiisko-amerikanskih kulturnuh svyazei [When the muse speaks. The history of Russian-American cultural ties]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 432 (in Russian).

Kolosov Yu.M. 2014. Borba za mirnyi kosmos [Struggle for peaceful space]. Moscow, Statut, 128 (in Russian).

Lipovetsky M. 2010. «Znaya limony»: amerikanskaya vystavka v memuarah Khruscheva ["Knowing Lemons:" The American Exhibition in Khrushchev's Memoirs]. Ab Imperio, 2: 171-186 (in Russian).

Nagornaya O.S. "A lemon for the worst pavilion: exhibition diplomacy of the post-war USSR. Upravlenie v sovremennyh sistemah, 4 (15): 3-9 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nazarov A.D. 2020. Information and propaganda support of the space rivalry between the USSR and the USA (based on the materials of domestic and foreign publications). Voprosy politologii, 10 (4): 1141-1152. DOI 10.35775/PSI.2020.56.4.010 (in Russian).

Staples E. 2009. Russia Goes to the Fair: American National Exhibition in Moscow. In: Six Weeks in Sokolniki Park. Celebrating the 50th Anniversary of the American National Exhibition in Moscow 1959, 53: 6-18.

Filimonov G.Y. 2011. Observing the history of U.S. foreign cultural policy formation. Vestnik RUDN. Series: Mezhdunarodnye otnosheniya, 4: 89-97 (in Russian).

Fominykh A.E. 2010. Knigi otzyvov Amerikanskoi natsionalnoi vystavki v Moskve 1959 goda [Visitors' comment books of the American National Exhibition in Moscow, 1959]. West-East. Scientific Journal, 3: 110-120 (in Russian).

Fursenko A.A. 1988. Vystavka dostizhenii nauki, tehniki I kultury SSSR v Niu-Yorke 1959 goda [The exhibition of achievements in science, technology and culture of the USSR in New York City of 1959]. Istoriya SSR, 1: 203-206 (in Russian).

Hardesty V., Eisman G. 2009. Istoriya kosmicheskogo sopernichestva SSSR I SShA [The Inside Story of the Soviet and American Space Race] (Russian translation). Saint Petersburg, Piter, 288 (in Russian).

Khozin G.S. 2001. Velikoe protivostoyanie v kosmose (SSSR - SShA). Svidetelstva ochevidtsa. Seriya: Voennye tainy XX veka. [The great standoff in space (USSR - USA). An eyewitness account. Series: The Greatest Secrets of the 20th Century]. Moscow, Veche, 416 (in Russian). Cull N. 2008. Public Diplomacy' Before Gullion: The Evolution of a Phrase. Routledge Handbook of

Public Diplomacy. Snow N., Taylor P.M., eds. New York: Routledge. 404: 19-23. Evans M.L. 2013. The X-15 Rocket Plane: Flying the First Wings Into Space. Lincoln and London:

University of Nebraska Press, 488. Hixson W. 1996. Parting the Curtain: Propaganda, Culture, and the Cold War, 1945-1961. New York: St. Martin's Press, 304.

Logsdon J.M. 2018. Ten Presidents and NASA. NASA 50th Magazine. URL:

https://www.nasa.gov/50th/50th_magazine/10presidents.html (accessed: 17.02.2023). Reid S. 2008. Who Will Beat Whom? Soviet Popular Reception of the American National Exhibition in

Moscow, 1959. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 9 (46): 855-904. Richmond Y. 2008. Practicing Public Diplomacy: A Cold War Odyssey (Explorations in Culture and

International History). Berghahn Books, 192. Tolvaisas T. 2010. "Cold War "Bridge-Building": U.S. Exchange Exhibits and Their Reception in the Soviet Union, 1959-1967. Journal of Cold War Studies, 12 (4): 3-31.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 26.02.2023 Received 26.02.2023

Поступила после рецензирования 20.03.2023 Revised 20.03.2023

Принята к публикации 22.03.2023 Accepted 22.03.2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Фоминых Алексей Евгеньевич, кандидат Alexey E. Fominykh, PhD in Political Science, As-

политических наук, доцент кафедры меж- sociate Professor at the Department of Intercultural

культурной коммуникации, Марийский гос- Communication, Mari State University, Yoshkar-Ola,

ударственный университет, г. Йошкар-Ола, Russia Россия

OORCID: 0000-0003-4459-6320

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.