Научная статья на тему 'Музей истории вуза как средство сохранения исторической памяти: из опыта Уральского государственного педагогического университета'

Музей истории вуза как средство сохранения исторической памяти: из опыта Уральского государственного педагогического университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МЕСТА ПАМЯТИ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОШЛОГО / ОБРАЗ ПРОШЛОГО / МУЗЕЙ ИСТОРИИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / HISTORICAL MEMORY / PLACES OF MEMORY / REPRESENTATION OF THE PAST / IMAGE OF THE PAST / MUSEUM OF HISTORY / GREAT PATRIOTIC WAR / UNIVERSITY HISTORY / PEDAGOGICAL UNIVERSITIES / MUSEUM PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грибан Ирина Владимировна, Сердюков Анатолий Андреевич, Лыта Степан Викторович

История Уральского государственного педагогического университета это целая эпоха. Пересечение судеб и событий, множество маленьких сюжетов, вплетенных в историю страны. Меняются действующие лица, проходят годы, с каждым днем жизнь становится все динамичнее, а память о тех, кого запечатлела история, бережно хранится в музее. В 2020 г. Уральскому государственному педагогическому университету исполнится 90 лет.Статья посвящена роли музея в процессе сохранения исторической памяти университета. В статье рассмотрена история создания и развития музея Свердловского государственного педагогического института (СГПИ) УрГПУ, охарактеризованы основные направления деятельности музея на современном этапе, направленные на сохранение исторической памяти: научно-исследовательская и методическая, экспозиционно-выставочная, экскурсионная, гражданско-патриотическая деятельность. Описаны ключевые проекты, реализованные сотрудниками музея в 2010-2017 гг.: «Другое детство: повседневная жизнь детей в условиях Великой Отечественной войны», «Одна на всех Победа: цикл интерактивных занятий для воспитанников детских домов», «Путь к Победе: исторический турнир в формате квеста», «На той войне незнаменитой: по следам советско-финляндской войны 1939-1940 гг.», «Искать и помнить: создание экспозиции по истории поискового движения Свердловской области» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM OF THE UNIVERITY HISTORY AS A MEANS OF PRESERVING HISTORICAL MEMORY: FROM THE EXPERIENCE OF THE URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The history of the Ural State Pedagogical University (USPU) is a whole epoch. It is marked by intersection of destinies and events, a lot of small stories woven into the history of the country. People are changing, years go by, everyday life is becoming more and more dynamic, and the memory of those who are captured in history is carefully preserved in the museum. In 2020 USPU will turn 90 years old. The article is devoted to the role of the museum in the process of preserving the historical memory of the university. The article describes the history of the creation and development of the museum of the Sverdlovsk State Pedagogical Institute later renamed as USPU; it describes the main activities of the museum at the present stage, aimed at preserving historical memory: research, methodological, expositional, excursion, and civil-patriotic activity. The key projects implemented by the museum staff in 2010-2017 are described: “Another childhood: everyday life of children during the Great Patriotic War”, “One Victory for all: a cycle of interactive lessons for orphans”, “The Way to Victory: a historic tournament in the format of the quest ", "On that war unidentified: in the wake of the Soviet-Finnish war of 1939-1940", "Search and remember: creating an exposition on the history of the search movement of the Sverdlovsk region ", etc.

Текст научной работы на тему «Музей истории вуза как средство сохранения исторической памяти: из опыта Уральского государственного педагогического университета»

УДК 378.637(470.5):069

ББК Ч918+Ч448.903 ГРНТИ 03.23.07 Код ВАК 13.00.01; 07.00.09

Грибан Ирина Владимировна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, директор центра культурно-образовательных проектов, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

Сердюков Анатолий Андреевич,

кандидат исторических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

Лыта Степан Викторович,

магистрант Института общественных наук, директор музея истории, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ВУЗА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: ИЗ ОПЫТА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: историческая память; места памяти; репрезентация прошлого; образ прошлого; музей истории; Великая Отечественная война; история университетов; педагогические вузы; музейная педагогика.

АННОТАЦИЯ. История Уральского государственного педагогического университета — это целая эпоха. Пересечение судеб и событий, множество маленьких сюжетов, вплетенных в историю страны. Меняются действующие лица, проходят годы, с каждым днем жизнь становится все динамичнее, а память о тех, кого запечатлела история, бережно хранится в музее. В 2020 г. Уральскому государственному педагогическому университету исполнится 90 лет. Статья посвящена роли музея в процессе сохранения исторической памяти университета.

В статье рассмотрена история создания и развития музея Свердловского государственного педагогического института (СГПИ) — УрГПУ, охарактеризованы основные направления деятельности музея на современном этапе, направленные на сохранение исторической памяти: научно-исследовательская и методическая, экспозиционно-выставочная, экскурсионная, гражданско-патриотическая деятельность. Описаны ключевые проекты, реализованные сотрудниками музея в 2010-2017 гг.: «Другое детство: повседневная жизнь детей в условиях Великой Отечественной войны», «Одна на всех Победа: цикл интерактивных занятий для воспитанников детских домов», «Путь к Победе: исторический турнир в формате квеста», «На той войне незнаменитой: по следам советско-финляндской войны 1939-1940 гг.», «Искать и помнить: создание экспозиции по истории поискового движения Свердловской области» и др.

Griban Irina Vladimirovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Advertising and Public Relations, Director of the Center of Cultural and Educational Projects, Ekaterinburg, Russia.

Serdyukov Anatoly Andreevich,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Ekaterinburg, Russia.

Lyta Stepan Viktorovich,

Master's Degree Student, Institute of Social Sciences, Ural State Pedagogical University, Director of the Museum of USPU History, Ekaterinburg, Russia.

MUSEUM OF THE UNIVERITY HISTORY AS A MEANS OF PRESERVING HISTORICAL MEMORY: FROM THE EXPERIENCE OF THE URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

KEYWORDS: historical memory; places of memory; representation of the past; image of the past; museum of history; The Great Patriotic War; university history; pedagogical universities; museum pedagogy.

ABSTRACT. The history of the Ural State Pedagogical University (USPU) is a whole epoch. It is marked by intersection of destinies and events, a lot of small stories woven into the history of the country. People are changing, years go by, everyday life is becoming more and more dynamic, and the memory of those who are captured in history is carefully preserved in the museum. In 2020 USPU will turn 90 years old. The article is devoted to the role of the museum in the process of preserving the historical memory of the university. The article describes the history of the creation and development of the museum of the Sverdlovsk State Pedagogical Institute later renamed as USPU; it describes the main activities of the museum at the present stage, aimed at preserving historical memory: research, methodological, expositional, excursion, and civil-patriotic activity. The key projects implemented by the museum staff in 2010-2017 are described: "Another childhood: everyday life of children during the Great Patriotic War", "One Victory for all: a cycle of interactive lessons for orphans", "The Way to Victory: a historic tournament in the format of the quest ", "On that war unidentified: in the wake of the Soviet-Finnish war of 1939-1940", "Search and remember: creating an exposition on the history of the search movement of the Sverdlovsk region ", etc.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-59-00010 Бел_а «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России»).

На протяжении последних десятилетий проблема формирования, сохранения, трансформации исторической памяти является предметом междисциплинарных исследований, вызывая широкий интерес антропологов, психологов, литературоведов, социологов, культурологов. Особое внимание проблемам памяти уделяется в исторической науке. В настоящее время среди исследователей нет однозначного подхода к трактовке термина «историческая память». Наиболее часто в современной литературе встречаются следующие определения этого понятия: способ сохранения и трансляции прошлого [2, с. 334]; одно из измерений индивидуальной и коллективной памяти, символическая репрезентация прошлого [12, с. 24]; опорные пункты массового знания о прошлом, минимальный набор ключевых образов событий и личностей прошлого в устной, визуальной или текстуальной форме, которые присутствуют в активной памяти (не требуется усилий, чтобы вспомнить) [14, а 407].

Проблематика исторической памяти стала активно разрабатываться в 1980-е гг. во Франции. В 1984 г. французский историк П. Нора предложил концепцию «мест памяти». Под термином «места памяти» он понимал «музеи, архивы, кладбища, коллекции, праздники, годовщины, трактаты, протоколы, монументы, храмы, ассоциации — все эти ценности в себе — свидетели другой эпохи, иллюзии вечности... Места памяти рождаются и живут благодаря чувству, что возможности человеческой памяти ограничены, спонтанной памяти нет, значит — нужно создавать архивы, нужно отмечать годовщины, организовывать празднования, произносить надгробные речи, нотариально заверять акты. Иначе прошлое удаляется, ускользает, исчезает» [10]. В условиях непрекращающихся на постсоветском пространстве «боев за историю» музеи как «места памяти», средство репрезентации прошлого и источник формирования взглядов привлекает все больше внимания [7; 13; 20; 21; 22]. По мнению современных исследователей, музей выступает традиционным, хотя и не основным средством сохранения, отражения и формирования исторической памяти [13, с. 17]. В данной статье мы обратимся к истории музея Уральского государственного педагогического университета, который на протяжении трех десятилетий является «местом памяти» для работников и студентов, выпускников и ветеранов УрГПУ.

Из истории музея

Открытие музея истории Свердловского

© Грибан И. В., Сердюков А. А., Лыта С. В., 2018

государственного педагогического института (СГПИ) состоялось 4 ноября 1987 г. Этому событию предшествовала десятилетняя работа ректората, парткома, комитета ВЛКСМ и ветеранской организации института. Впервые решение о создании музея истории СГПИ было принято 13 апреля 1977 г. партийным собранием института по предложению старшего преподавателя кафедры философии, члена парткома М. И. Гагариной. В постановлении собрания значилось: «В целях воспитания студентов на лучших традициях старших поколений, создать музей истории Свердловского государственного педагогического института» [17].

В декабре 1979 г. партком института на своем заседании рассмотрел вопрос «О состоянии подготовки комнаты боевой и трудовой славы» (докладчик — доцент, член парткома Г. И. Кондрашев). В прениях выступили ректор Е. Л. Шувалов, доцент кафедры физики, член парткома Ю. Т. Ков-рижных, секретарь парткома А. П. Прядеин. В докладе и выступлениях поднимались практические вопросы, связанные с оформлением комнаты боевой и трудовой славы. Е. Л. Шувалов предложил «время окончания работ ограничить до 1 апреля» [18].

В 1980 г. к 50-летию института была открыта комната боевой и трудовой славы. К юбилею приобрели Знамя института, изготовили специальные значки. При подготовке к 50-летию все подразделения и службы вуза провели большую работу по восстановлению своей истории, но особую активность проявили факультет дефектологии, физический, географический, иностранных языков, педагогики и методики начального обучения. На факультетах и кафедрах были оформлены выставки, посвященные прошлому и настоящему подразделений. В подготовке выставок отличились ветераны института М. А. Субботина, М. И. Гагарина, Л. П. Постоногова, Г. И. Кондрашев [6].

После юбилея института и открытия комнаты боевой и трудовой славы развернулась активная работа по созданию музея института. В октябре 1981 г. под руководством М. А. Субботиной была создана группа «Поиск», которая стала систематически заниматься сбором материалов для будущего музея. При комитете ВЛКСМ начала действовать поисковая экспедиция, главной задачей которой было «собрать и записать воспоминания ветеранов фронта и тыла Великой Отечественной войны» [19]. В ее штаб входили: Л. Блинова — второй секретарь комитета ВЛКСМ (председатель), Е. Грибовод — инструктор группы «Поиск» (заместитель председателя), М. А. Субботина — руководитель группы «Поиск»,

Ф. Шангареев — председатель совета ветеранов войны, Т. Косинская — редактор газеты «Народный учитель». В экспедиции участвовали 26 студентов-добровольцев, представлявших практически все факультеты.

Созданию музея института содействовал координационный совет по военно-практическому воспитанию, созданный в 1981 г. В него входили: В. А. Петров — начальник военной кафедры (председатель), К. В. Баженова — зав. кафедрой гражданской обороны, Н. А. Новогрудская — библиограф институтской библиотеки, С. А. Андреев — преподаватель кафедры гражданской обороны, М. А. Субботина — руководитель группы «Поиск», Т. С. Косинская — редактор газеты «Народный учитель», Ф. Л. Шангареев — председатель совета ветеранов Великой Отечественной войны, Л. Львов — председатель общества «Красный Крест».

13 июня 1984 г. партком института принял специальное постановление «О создании музея института». Он утвердил комиссию по созданию музея в следующем составе: А. М. Лушников — проректор по научной работе (председатель), А. П. Прядеин — член парткома (заместитель председателя), Ф. Л. Шангареев, М. А. Субботина, Е. Грибовод, П. В. Гришанов (зав. кафедрой истории КПСС). Ведущим подразделением, отвечавшим за создание музея института, определялась кафедра истории КПСС. Секретарям партбюро факультетов и заведующим общеинститутских кафедр предлагалось в срок до 15 ноября 1984 г. предоставить в комиссию по созданию музея института материалы по истории факультетов и кафедр. Постановлением предусматривалось решение вопросов, связанных с выделением помещения для музея, ставок работников, финансированием и материальным обеспечением музея [15, с. 79].

В 1985 г. к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне в здании по улице Карла Либкнехта, 9 (аудитория 21) была открыта первая музейная экспозиция. Там же были установлены памятные доски преподавателям и студентам, погибшим на фронтах войны, добровольческому танковому корпусу. На зданиях вуза, в которых в годы войны находились военные госпитали, установили мемориальные доски.

В 1985-1987 гг. партком института несколько раз рассматривал вопрос о ходе работы по организации музея института. Им было принято решение открыть музей 4 ноября 1987 г., в канун 70-летия Октябрьской революции [15, с. 79].

Музей истории СГПИ, размещенный в новом главном учебном корпусе на проспекте Космонавтов, 26, торжественно принял

своих первых посетителей 4 ноября 1987 г. На завершающем этапе создания музея исключительную роль сыграл ректор института Б. А. Сутырин. Первым руководителем музея истории СГПИ стала Нина Степановна Головина (Пястолова), выпускница Ленинградского издательского-полиграфического техникума Госкомиздата РСФСР. В течение ряда лет (1988-1989 гг., 1991-1995 гг.) музей возглавляла Мария Александровна Субботина. Она окончила исторический факультет Свердловского пединститута и всю свою дальнейшую судьбу связала с этим вузом: работала преподавателем истории, руководителем педагогической практики, а после выхода на пенсию музей стал делом ее жизни. В разное время руководителями музея были М. К. Елисафенко (1989-1991 гг.), Н. Н. Тагильцева (1995-1997 гг.), Н. И. Воробьева (1997-1999 гг.). В музее работали в качестве экскурсоводов В. А. Ерахтина, О. А. Былинкина, А. П. Соболь [16].

С 1987 г. на общественных началах стал функционировать Совет музея — научно-методический и консультативный орган. Его возглавляли проректоры по научной работе А. М. Лушников (1987-1988 гг.), В. Н. Соловьев (1989-1993 гг.), проректоры по воспитательной работе Б. И. Лившиц (1993-1996 гг.),

A. А. Шайдуров (1996-2000 гг.).

В 2000 г. при подготовке к 70-летию СГПИ—УрГПУ была проведена реконструкция музея. Ее инициаторами выступили ректорат, деканат исторического факультета и Совет музея. Все работы выполнялись под контролем ректора университета В. Д. Жаво-ронкова, первого проректора—проректора по научной работе Б. М. Игошева, проректора по социальной и воспитательной работе

B. А. Середы (с 2000 г. — председателя Совета музея). В рамках Совета музея была создана рабочая группа в составе В. А. Середы,

A. А. Сердюкова (с 2000 г. — директор музея истории), А. М. Лушникова, З. И. Гузненко,

B. С. Барулиной, А. С. Лысаковой. Эта группа собиралась раз в неделю и решала вопросы научного комплектования витрин и стендов. С группой активно сотрудничала Г. А. Кулагина, выпускница исторического факультета СГПИ 1937 г., заместитель директора по учебной работе нашего института в 19511956 гг., кандидат исторических наук. При создании музея она передала из своего семейного архива более 90 музейных предметов, представляющих несомненный интерес для университета (документы, фотографии, книги с дарственными надписями).

Торжественное открытие новой музейной экспозиции состоялось 19 декабря 2000 г. Фактически это было второе рождение музея, вся деятельность которого начала строиться с учетом требований профес-

сиональных музеев. В 2002 г. ректор В. Д. Жаворонков утвердил «Положение о музее истории УрГПУ», в котором определил его место в структуре университета, правовую базу, функции, задачи, его взаимоотношения с другими подразделениями университета. Был решен вопрос о штатном расписании музея.

Вскоре после открытия новой экспозиции, уже в 2002 г., за счет освоения холла второго этажа главного учебного корпуса была расширена экспозиционная площадь (337,9 м2). Здесь были размещены дополнительные витрины и стенды. В 2004 г. реконструировали мемориал памяти педагогов-фронтовиков (скульптор Г. А. Геворкян). В сентябре 2006 г. было получено и оборудовано специальное помещение для фондов музея. При поддержке ректората шло интенсивное оснащение музея необходимыми техническими средствами. Были приобретены видеокамера, принтер, сканер, диктофон, компьютеры, фотоаппарат, музыкальный центр и другая техника.

Принятие ректором нормативных документов о функционировании музея истории УрГПУ создавало благоприятные условия для его дальнейшего развития как специфического университетского подразделения, призванного обеспечить сбор и хранение документальных, фото-, видео-, вещественных материалов и других музейных предметов — хранителей исторической памяти университета. Наряду с этим важнейшей задачей музея ставилось гражданско-патриотическое воспитание будущих педагогов на основе богатого образовательного и культурно-исторического наследия СГПИ—УрГПУ.

Музей истории УрГПУ в XXI веке: место встречи прошлого и настоящего

В современных условиях, когда молодежь в большом городе имеет огромное количество возможностей для развлечений, все музеи оказываются в сложной ситуации: для того чтобы привлечь посетителей, надо предложить что-то действительно интересное. Музеи сегодня — это, как правило, интерактивные площадки, где можно не просто посмотреть на десятилетиями пылящиеся в витринах экспонаты, а «прикоснуться» к живой истории. Вузовским музеям, безусловно, сложно решать эту задачу и соперничать в технологическом плане с муниципальными или частными музеями. Тем не менее, и музеи вузов изменяются — ищут новые формы работы, которые будут привлекательны для посетителей. Не является исключением музей истории УрГПУ. Находясь в постоянном поиске инновационных методов работы с посетителями, музей продолжает выполнять свою ключевую задачу по сохранению памяти о значимых

событиях в жизни вуза и людях, которые в разное время работали на благо университета. Особенностью экспозиции музея является то, что история университета в ней представлена через призму развития страны. К основным направлениям деятельности музея, ориентированным на сохранение исторической памяти, относятся: фондовое, научно-исследовательское и методическое, экспозиционно-выставочное, экскурсионное, гражданско-патриотическое.

Фондовая работа, одно из важнейших направлений деятельности любого музея, зачастую остается «за кадром». Однако именно фонды играют важнейшую роль в процессе сохранения памяти: ни одна выставка невозможна без кропотливого подбора материалов, который осуществляет хранитель фондов. Ежегодно музей истории принимает около 1300 новых единиц хранения. Всего в фондах музея в настоящее время хранится около 23 тыс. единиц музейных предметов.

В научно-исследовательском плане деятельность сотрудников музея истории УрГПУ направлена на разработку нескольких ключевых тем. Во-первых, это сбор информации об истории педагогического образования на Урале. Результатом этой работы стало открытие в 2012 г. нового раздела действующей экспозиции «Зарождение профессионального педагогического образования на Среднем Урале в конце XIX — начале XX века».

Во-вторых, музей активно участвовал в реализации общеуниверситетского проекта «Педагогические династии УрГПУ», направленного на воспитание уважительного отношения к труду учителя, формирование корпоративной культуры студентов, работников и профессорско-преподавательского сообщества УрГПУ.

Важным направлением научно-исследовательской деятельности является сбор информации о студентах и преподавателях Свердловского государственного педагогического института (УрГПУ), погибших на фронтах Великой Отечественной войны. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне была подготовлена брошюра «Вспомним всех поименно: памяти педагогов-фронтовиков» [1]. В издание вошли биографические очерки о погибших в годы войны 42 студентах и педагогах СГПИ, воссозданные на основе материалов фондов музея и архива УрГПУ, электронных баз данных Министерства обороны РФ «Мемориал» и «Память народа».

Необходимо отметить, что проблеме сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны руководством вуза в целом и музеем истории в частности уделяется особое внимание. В музее этому перио-

ду посвящен отдельный раздел экспозиции. Многолетней традицией вуза являются встречи с ветеранами войны и ветеранами УрГПУ, которые проводятся два раза в год — ко Дню Победы и Дню пожилого человека. Кроме этого, с 2005 г. в УрГПУ активно работает студенческий поисковый отряд «Стикс», научно-методической площадкой для которого стал музей. Отряд принял участие в 14 поисковых экспедициях по местам боев Великой Отечественной войны в Брянской, Московской, Ленинградской, Новгородской областях, Республике Карелия. В результате экспедиций были обнаружены и перезахоронены с воинскими почестями более 450 красноармейцев. В течение года поисковый отряд ведет постоянную работу по уточнению судеб погибших защитников Отечества. В вузе регулярно проводится акция «Судьба солдата», в рамках которой все желающие могут обратиться за помощью в поиске информации о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне [3].

Большое внимание сотрудниками музея истории УрГПУ уделяется сопровождению проектной деятельности отряда «Стикс». В 2010-2018 гг. были успешно реализованы проекты «На той войне незнаменитой...» (по истории советско-финляндской войны 1939-1940 гг.), «Одна на всех Победа: цикл интерактивных занятий для воспитанников детских домов», «Путь к Победе: исторические турниры в формате квеста». Уникален проект «Одна на всех Победа». Цель проекта — создание среды для воспитания социально значимых качеств — гражданственности и патриотизма — в условиях детского дома. Цикл включает в себя четыре интерактивных занятия:

— «Письмо с фронта» — погружение в атмосферу военных лет путем знакомства детей с письмами, написанными участниками Великой Отечественной войны, овладение техникой написания фронтовых писем.

— «Оккупированное детство» — знакомство детей с судьбами людей, живших на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны.

— «Тяжелый хлеб» — погружение в атмосферу военных лет путем знакомства детей с тем, как трудно было прокормить себя и свою семью в годы войны.

— «Одна на всех Победа» — встреча с ветеранами УрГПУ, чье детство выпало на годы Великой Отечественной войны.

С 2010 г. по инициативе председателя Совета ветеранов УрГПУ В. Г. Сырвачевой и А. А. Сердюкова и при активной поддержке Совета музея реализуется проект «Дети войны». Дети войны — это забытое поколение, люди 1927-1945 гг. рождения, детство

которых пришлось на тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 2017 г. был опубликован сборник воспоминаний «детей войны» (в рамках реализации проекта комиссара СПО «Стикс» Е. Карпушкиной «Другое детство», победителя грантового конкурса Всероссийского молодежного форума «Таврида — 2016»). В 2018 г. в рамках форумной кампании Федерального агентства по делам молодежи «Росмоло-дежь» членами поискового отряда были получены гранты на реализацию ряда проектов, направленных на сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны: интернет-проект «Электронная Книга Памяти г. Дегтярска», проект «Поиск от А до Я. Создание методического пособия в помощь начинающим поисковикам», «Подвигу лежит дорога в вечность: создание передвижной выставки по истории Уральского добровольческого танкового корпуса». Реализация подобных проектов — от стадии написания заявки и публичной защиты до получения конечного продукта — не только способствует развитию профессиональных компетенций студентов, навыков работы в команде, но и побуждает обратиться к прошлому, воспитывает уважительное отношение к истории страны.

В музее активно развиваются традиционные направления деятельности — экспо-зиционно-выставочная и экскурсионная работа. В течение учебного года музеем истории УрГПУ проводится системная работа по экспонированию временных выставок в большом экспозиционном зале (ежегодно около 15 сменных выставок). Как правило, выставки посвящены знаменательным датам истории России («Сыны Отечества», «Через тернии к звездам: юбилейные даты отечественной космонавтики»), достижениям и истории вуза («Лучшие проекты УрГПУ», «УрИПИ — СГПИ — УрГПУ: исторический фотоальбом» и др.). Ежегодно по итогам года в холле музея оформляется выставка «Университет сегодня», в которой представлены ключевые события и достижения вуза. К важнейшим событиям жизни страны и университета регулярно оформляется «Календарь знаменательных дат».

Активная деятельность СПО «Стикс» УрГПУ послужила основанием для открытия в университете отдельной экспозиции по истории поискового движения в Свердловской области, которое состоялось 22 июня 2017 г. Музей поиска создан в рамках проекта «Искать и помнить», получившего грантовую поддержку на форуме «Территория смыслов на Клязьме — 2016».

Благодаря появлению современного оборудования — интерактивной панели

«Колибри» — экскурсии для посетителей музея стали более динамичными и интересными. Для студентов-первокурсников разработана интерактивная викторина по истории университета. Традиционно музей истории УрГПУ принимает участие в городской акции «Ночь музеев». Ежегодно музей истории УрГПУ и экспозицию по истории поискового движения посещают все первокурсники вуза, а также гости университета: представители администрации города и области, учителя и работники образовательных организаций г. Екатеринбурга и Свердловской области, участники конференций и семинаров, абитуриенты.

Культурно-образовательное наследие СГПИ—УрГПУ, убедительно представленное в экспозиции и выставках музея истории УрГПУ, освоение сотрудниками музея методов музейной педагогики, позволяют на высоком уровне проводить воспитательную работу со студентами. Наряду с традиционным экскурсионным обслуживанием студентов УрГПУ и гостей университета, сотрудники музея и СПО «Стикс» проводят квесты, литературно-музыкальные гостиные, занятия по истории образования и педагогики, музейному делу, организуют встречи студентов с ветеранами войны и педагогического труда. На базе музея функционирует киноклуб «Двадцать пятый кадр», проводятся мероприятия СПО «Стикс» [4]. В настоящее время ведутся работы по созданию «Ресурсного центра подготовки поисковиков» в рамках реализации проекта «Поиск — единство поколений». В течение восьми лет при поддержке музея реализуется проект «Помним. Гордимся. Храним», цель которого — уход за памятниками защитни-

кам Отечества и детям войны.

Результаты деятельности музея получают высокую оценку: в 2011 г. музей стал лауреатом Всероссийского конкурса среди музеев образовательных учреждений в номинации «Лучшая музейная экспозиция по истории России и региона»; в 2017 г. передвижная выставка СПО «Стикс» «Эхо войны» заняла 2 место во Всероссийском конкурсе «Музей поискового отряда», организованном Поисковым движением России, в 2018 г. экспозиция по истории поискового движения Свердловской области стала победителем в номинации «Поисковый музей», а боец СПО «Стикс», методист по музейно-образовательной деятельности музея истории УрГПУ Кирилл Антропов занял второе место в номинации «Лучший экскурсовод».

Работа по сохранению исторической памяти, воспитанию уважительного отношения к истории начинается, на наш взгляд, с малого: с изучения истории вуза, в котором получаешь образование, со знакомства с судьбами людей, которые на протяжении десятилетий отдавали частичку своей души родному университету, с осознания обучающимися сопричастности к истории одного из старейших педагогических вузов Урала. Именно эту задачу решает музей истории УрГПУ на протяжении уже трех десятилетий, оставаясь традиционным местом встречи ветеранов, выпускников, преподавателей и студентов, площадкой для диалога прошлого и настоящего.

Для того чтобы Музей истории УрГПУ и дальше успешно выполнял свою миссию, в ближайшем будущем запланирована его модернизация.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вспомним всех поименно... (сборник очерков). — Екатеринбург, 2011. — 82 с.

2. Грибан И. В. Историческая память как исследовательская проблема: анализ современных подходов // Бюллетень науки и практики. — 2016. — № 11. — С. 334-342.

3. Грибан И. В., Антропов К. А., Бурова А. И. Искать и помнить: поисковая деятельность как средство патриотического воспитания молодежи // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 12. — С. 195-200.

4. Грибан И. В., Неволин А. В. Кино как источник формирования исторической памяти: из опыта деятельности студенческого киноклуба «Двадцать пятый кадр» // Бюллетень науки и практики. — 2017. — № 9. — С. 184-188.

5. Грусман В. М. Музей как институт формирования исторической памяти // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2007. — № 35. — С. 92—99.

6. Информационный бюллетень УрГПУ. — 2007. — Вып. 144. — С. 60-63.

7. Колодий Н. А. Лабиринт памяти — места памяти — война памяти: опыт истолкования // Вестник науки Сибири. — 2013. — № 1 (7). — С. 240—245.

8. Коршунов Ю. М. Мемориальные комплексы и музеи истории Второй мировой войны в Центральной и Восточной Европе / / Новая и новейшая история. — 2011. — № 1. — С. 241—243.

9. Музей в информационной политике образовательного учреждения : мат-лы регион. науч.-практ. конф. — Екатеринбург, 2013. — 106 с.

10. Нора П. Проблематика мест памяти [Электронный ресурс] // Франция — память. — СПб., 1999. — С. 17—50. — Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/m-2/Memory-Nora.html (дата обращения: 15.06.2016).

11. Патриотическое воспитание детей и молодежи средствами музейной педагогики : сборник метод. мат-лов по развитию музейной работы в образовательных организациях субъектов Российской Федерации. — М. : АНО «ЦНПРО», 2015. — 253 с.

12. Репина Л. П. Память и историописание // История и память: историческая культура Европы до

начала Нового времени. — М., 2006. — С. 19-46.

13. Ростовцев Е. А., Сидорчук И. В. Музей и историческая память в современной России // Вопросы музеологии. — 2014. — № 2 (10). — С. 16-21.

14. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история. — СПб., 2006. — Т. 2. Образы прошлого. — 751 с.

15. Сердюков А. А. Создание музея истории Уральского государственного педагогического университета // Музей в информационной политике образовательного учреждения : мат-лы регион. науч.-практ. конф. — Екатеринбург, 2013. — С. 77-81.

16. Уральский государственный педагогический университет: Летопись-хроника 1930 — 2000. — Екатеринбург, 2000. — 429 с.

17. Центр документации общественных организаций Свердловской области (далее — ЦДООСО). Ф. 240. Оп. 1. Д. 137. Л. 119.

18. ЦДООСО. Ф. 240. Оп. 1. Д. 158. Л. 54.

19. ЦДООСО. Ф. 240. Оп. 1. Д. 195. Л. 97.

20. Francois E. Vergleichen, um besser zu verstehen: Die Gegenwart der Vergangenheit zwischen Vielfalt und Wandel // Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europa. — München : Vandenhoeck und Ruprecht, 2015. — S. 361-368.

21. Makhotina E., Schulze Wessel M. Neue Konfliktlinien in der Erinnerungen an den Zweiten Weltkrieg im östlichen Europa: zur Einleitung // Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europa. — München : Vandenhoeck und Ruprecht, 2015. — S. 1-15.

22. Thiemeyer T. Politik des Zeugens. Das Museum als Medium der Weltkriegs-Erinnerung // Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europa. — München : Vandenhoeck und Ruprecht, 2015. — S. 15—29.

REFERENCES

1. Vspomnim vsekh poimenno... (sbornik ocherkov). — Ekaterinburg, 2011. — 82 s.

2. Griban I. V. Istoricheskaya pamyat' kak issledovatel'skaya problema: analiz sovremennykh podkhodov // Byulleten' nauki i praktiki. — 2016. — № 11. — S. 334-342.

3. Griban I. V., Antropov K. A., Burova A. I. Iskat' i pomnit': poiskovaya deyatel'nost' kak sredstvo patri-oticheskogo vospitaniya molodezhi / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2015. — № 12. — S. 195-200.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Griban I. V., Nevolin A. V. Kino kak istochnik formirovaniya istoricheskoy pamyati: iz opyta deyatel'nosti studencheskogo kinokluba «Dvadtsat' pyatyy kadr» / / Byulleten' nauki i praktiki. — 2017. — № 9. — S. 184-188.

5. Grusman V. M. Muzey kak institut formirovaniya istoricheskoy pamyati // Izvestiya RGPU im. A. I. Gert-sena. — 2007. — № 35. — S. 92—99.

6. Informatsionnyy byulleten' UrGPU. — 2007. — Vyp. 144. — S. 60-63.

7. Kolodiy N. A. Labirint pamyati — mesta pamyati — voyna pamyati: opyt istolkovaniya // Vestnik nauki Sibiri. — 2013. — № 1 (7). — S. 240—245.

8. Korshunov Yu. M. Memorial'nye kompleksy i muzei istorii Vtoroy mirovoy voyny v Tsentral'noy i Vos-tochnoy Evrope // Novaya i noveyshaya istoriya. — 2011. — № 1. — S. 241—243.

9. Muzey v informatsionnoy politike obrazovatel'nogo uchrezhdeniya : mat-ly region. nauch.-prakt. konf. — Ekaterinburg, 2013. — 106 s.

10. Nora P. Problematika mest pamyati [Elektronnyy resurs] // Frantsiya — pamyat'. — SPb., 1999. — S. 17— 50. — Rezhim dostupa: http://ec-dejavu.ru/m-2/Memory-Nora.html (data obrashcheniya: 15.06.2016).

11. Patrioticheskoe vospitanie detey i molodezhi sredstvami muzeynoy pedagogiki : sbornik metod. mat-lov po razvitiyu muzeynoy raboty v obrazovatel'nykh organizatsiyakh sub"ektov Rossiyskoy Federatsii. — M. : ANO «TsNPRO», 2015. — 253 s.

12. Repina L. P. Pamyat' i istoriopisanie // Istoriya i pamyat': istoricheskaya kul'tura Evropy do nachala No-vogo vremeni. — M., 2006. — S. 19-46.

13. Rostovtsev E. A., Sidorchuk I. V. Muzey i istoricheskaya pamyat' v sovremennoy Rossii // Voprosy muzeologii. — 2014. — № 2 (10). — S. 16-21.

14. Savel'eva I. M., Poletaev A. V. Znanie o proshlom: teoriya i istoriya. — SPb., 2006. — T. 2. Obrazy proshlogo — 751 c.

15. Serdyukov A. A. Sozdanie muzeya istorii Ural'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta // Muzey v informatsionnoy politike obrazovatel'nogo uchrezhdeniya : mat-ly region. nauch.-prakt. konf. — Ekaterinburg, 2013. — S. 77-81.

16. Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet: Letopis'-khronika 1930 — 2000. — Ekaterinburg, 2000. — 429 s.

17. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsiy Sverdlovskoy oblasti (dalee — TsDOOSO). F. 240. Op. 1. D. 137. L. 119.

18. TsDOOSO. F. 240. Op. 1. D. 158. L. 54.

19. TsDOOSO. F. 240. Op. 1. D. 195. L. 97.

20. Francois E. Vergleichen, um besser zu verstehen: Die Gegenwart der Vergangenheit zwischen Vielfalt und Wandel // Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europa. — München : Vandenhoeck und Ruprecht, 2015. — S. 361-368.

21. Makhotina E., Schulze Wessel M. Neue Konfliktlinien in der Erinnerungen an den Zweiten Weltkrieg im östlichen Europa: zur Einleitung // Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europa. — München : Vandenhoeck und Ruprecht, 2015. — S. 1-15.

22. Thiemeyer T. Politik des Zeugens. Das Museum als Medium der Weltkriegs-Erinnerung // Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europa. — München : Vandenhoeck und Ruprecht, 2015. — S. 15—29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.