Научная статья на тему 'Музей ГУЛАГа'

Музей ГУЛАГа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
709
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей ГУЛАГа»

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

Р.В. Романов, Г.М. Иванова

МУЗЕЙ ГУЛАГа

Романов Роман Владимирович - директор Музея ГУЛАГа.

Иванова Галина Михайловна - доктор исторических наук,

замдиректора Музея по научной части.

Государственный музей истории ГУЛАГа был основан в 2001 г. Антоном Владимировичем Антоновым-Овсеенко - известным историком, публицистом, общественным деятелем, в свое время прошедшим через сталинские лагеря как сын «врага народа». Экспозиция музея была открыта в 2004 г.

Музей истории ГУЛАГа по своей тематике, миссии, истории создания входит в категорию музеев памяти, в основе каждого из которых лежат трагические события, с трудом поддающиеся осмыслению. Начало таким музеям положили мемориальные комплексы, посвященные Второй мировой войне и Холокосту, затем стали появляться музеи памяти жертв диктаторских режимов в Аргентине, Чили, Камбодже, войны во Вьетнаме, аварии на Черноболь-ской АЭС, террористические атаки торгового центра в Нью-Йорке и т.д.

История системы исправительно-трудовых лагерей, ставших в 19301950-е годы инструментом государственных репрессий в СССР, никогда ранее не была представлена в музейном пространстве как единый целостный феномен, поэтому Музей истории ГУЛАГа не имеет аналогов среди музеев России. Его собрание включает документы, письма, воспоминания бывших узников; коллекцию личных вещей, принадлежавших им и связанных с историей пребывания в заключении; коллекцию произведений искусства, созданных художниками, прошедшими ГУЛАГ, и современными авторами, предлагающими свое водение этой темы. Фонды музея регулярно пополняются новыми экспонатами - фотографиями, картинами, документами, предметами лагерного быта. В музей поступают материалы от частных лиц, родственников репрессированных, которые содержат как уникальные свидетельства

личного характера, так и собрание документов по истории отдельных лагерей. В настоящее время музей продолжает прием коллекции бывшего узника лагерей, основателя общества «Возвращение» - С.С. Виленского -крупнейшего архива России, посвященного теме сталинских репрессий и включающего официальные документы, рукописи, письма, рисунки, фотографии, аудио- и видеоматериалы, уникальные печатные издания, плакаты и книги. Важной частью экспозиции музея стала реконструкция некоторых деталей лагерной повседневности: фрагмента барака заключенных, карцера, вышки часового во внутреннем дворе.

Посещаемость Музея истории ГУЛАГа ежегодно увеличивается. Так, в 2014 г. в нем побывали 26 707 человек (в 2011 г. - 9900). Большой процент из них составляли иностранцы - уже имеющие, как правило, опыт посещения других музеев памяти и воспринимающие историю ГУЛАГа в контексте других катастроф ХХ столетия. Постоянно растущую численность посетителей представляют школьники, которым предлагаются циклы занятий, организованные совместно с Московским гуманитарным институтом им. Е.Р. Дашковой. Ребята знакомятся с основной экспозицией музея и слушают лекции, посвященные творчеству В. Шаламова, М. Цветаевой и О. Мандельштама. Для взрослых музей проводит также и уличные пешеходные экскурсии -«Москва эпохи репрессий. 1918-1950-е годы».

В 2012 г. решением Правительства Москвы Музею ГУЛАГа было предоставлено новое здание по адресу: 1-й Самотечный пер., д. 9, стр. 1. Это здание было построено еще в 1906 г., оно в 4 раза больше площади Музея, расположенного ранее на Петровке. Здесь достаточно места для полноценной научной и выставочной деятельности. Всего за два года старое, запущенное кирпичное строение было полностью реконструировано и переоборудовано в соответствии с требованиями, предъявляемыми сегодня к высокотехнологичным интерактивным музейным комплексам.

Главный фасад нового здания, выходящий на 1-й Самотечный переулок, оставлен в прежнем историческом облике, а фасад, обращенный на прилегающую территорию, облицован медью. С каждым годом он будет становиться темнее за счет ее свойства окисляться и покрываться патиной под воздействием осадков. Такое инновационное решение является уникальным не только для Москвы, но и для всей России.

На прилегающей к Музею территории планируется создание Сада Памяти - открытого общественного пространства для прогулок и некоторой психологической разгрузки, необходимой после погружения в такую тяжелую тему, как история ГУЛАГа. В Саду будут посажены деревья, кустарники, его наполнят камнями, привезенными из мест расположения бывших лагерей.

Для посетителей новый Музей истории ГУЛАГа открывается сначала сменными выставками, а затем и постоянной экспозицией, работа над

которой была основным направлением деятельности научного отдела музея в 2014 г. Цель будущей экспозиции - показать ГУЛАГ с его разрушительными последствиями для общества и человека, проследить политическую, экономическую и социальную связь ГУЛАГа с советской тоталитарной системой. Советская репрессивная система рассматривается в первую очередь сквозь призму конкретных человеческих судеб. Раскрывая историю ГУЛАГа как историю насилия и несправедливости, музей намерен руководствоваться в своей научной деятельности принципом: «Объективность без манипуляции прошлым».

Территориальные рамки экспозиционного материала практически совпадают с территорией Советского Союза, поскольку подразделения ГУЛАГа были в каждой области РСФСР и во всех союзных республиках. Хронологические рамки экспозиции включают весь период советской истории, т.е. с начала революции 1917 г. и до начала 1990-х годов.

Тематическая структура экспозиции включает девять основных разделов, каждый из которых представлен несколькими блоками. Предварять ее будет интерактивная карта лагерей и депортаций, а завершать - справочно-информационная зона с мультимедийным оборудованием, задача которой -знакомство посетителей с большим объемом материалов, не вошедших в основную экспозицию. Здесь же будет организован доступ посетителей к электронным ресурсам, созданным другими организациями, работающими в этом направлении.

В экспозиционном пространстве музея предполагается оформить два «уголка». Первый - «уголок чтения», в нем будет представлен «литературный ГУЛАГ», где посетитель получит возможность ознакомиться с произведениями писателей, познавших ГУЛАГ на собственном опыте. Второй -«музыкальный уголок», в нем можно будет послушать произведения репрессированных композиторов. В отдельных небольших помещениях, примыкающих к основному залу, предполагается оформить реконструкции пространств, связанных с пребыванием человека в следственной тюрьме и лагере.

В экспозиции будут также представлены современные фото- и видеопанорамы местности ныне исчезающих объектов ГУЛАГа, которые создаются в результате научно-исследовательских экспедиций сотрудников музея в места расположения бывших лагерей. В результате их усилий коллекции музея пополняются предметами лагерного быта и формируется архив видеоинтервью с узниками лагерей и их родственниками. Глобальный проект «Мой ГУЛАГ» по созданию базы видеоинтервью позволяет проследить влияние репрессивной политики государства на формирование исторический памяти на основе семейной памяти или преднамеренного ее искажения и замалчивания. Полученные данные могут использоваться для сравнительного анализа, интерпре-216

тации и оценки отношения к событиям прошлого в зависимости от возраста, образования, социального статуса, политических взглядов и семейной истории респондентов. Большинство из них - это пожилые люди, пережившие серьезный травматический опыт. Интерес к их личным биографиям помогает зачастую оценить свою трагическую судьбу как важный и востребованный опыт.

Помимо съемочной группы проекта «Мой ГУЛАГ» с пострадавшими пожилыми людьми общаются волонтеры Социально-волонтерского центра Музея истории ГУЛАГа, начавшего свою работу в 2014 г. Волонтеры помогают подопечным по дому, сопровождают в медицинские учреждения, оказывают социальную поддержку, поздравляют с праздниками. Так, недавно они побывали в гостях у бывшего советского политзаключенного, одного из респондентов проекта «Мой ГУЛАГ» - Юрия Львовича Фидельгольца. В течение трех часов он рассказывал о прошлом, читал свои стихи, отвечал на вопросы молодых людей.

Волонтеры работают также с документами из музейных фондов, помогают в организации музейных мероприятий и городских проектов, переводят материалы на иностранные языки, расшифровывают аудиозаписи интервью. За год работы Центра в его ряды записались более 100 волонтеров; Центр оказывает помощь 65 подопечным. В 2014 г. практику в нем прошли студенты образовательной программы «Культурология» философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В их обязанности, кроме работы с документами, входила расшифровка видео- и аудиозаписей, помощь в анализе автобиографий и мемуаров заключенных для последующей каталогизации книг в музейной библиотеке. Помощь библиотеке Музея - одна из самых актуальных и востребованных задач для волонтеров, так как в 2014 г. ее фонды увеличились вдвое. В библиотеку поступила коллекция книг из архива А.В. Антонова-Овсеенко и библиотека ликвидированной Московской школы прав человека. Библиотечная коллекция пополняется также и редкими экземплярами книг. Так, в 2014 г. поступил сборник статей под общей редакцией А.Я. Вышинского «От тюрем к воспитательным учреждениям» (1934), а также множество редких агитационных и политических изданий 1920-1930-х годов, воспоминания и автобиографии, выходящие в свет маленькими тиражами благодаря усилиям самих репрессированных. В данное время библиотека проходит научную обработку и в будущем должна быть открыта и для исследователей темы репрессий, и для всех желающих. Приобрести книги по теме ГУЛАГ и сталинских репрессий можно уже сейчас в книжной лавке Музея. В ассортименте представлены как наиболее популярные тематические издания, так и редкие книги, отсутствующие в книжных магазинах страны, например коллекционное издание Евфросинии Керсновской «Правда как свет». Иллюстрированные воспоминания о 40-50-х [М., 2014], книга Марлена Кораллова «Антиконтра. История "сталинского" зэка», презентация которой

состоялась в Музее в 2014 г. В лавке продаются также и тематические телевизионные фильмы, выпущенные Музеем совместно с Арт Нуво Студией. В их числе: «Письма матери». Кинокартина посвящена жизни и воспоминаниям обыкновенного советского мужчины, геолога по профессии, Руслана Ильича Волкова. На примере его судьбы зритель видит, как репрессивная система ГУЛАГа и политические преследования ломают целые семьи. Именно так и произошло с семьей Руслана Волкова - герой фильма «помнит арест отца, потом и матери, помнит внезапно свалившееся ощущение необратимости потери».

Ролик «Вадим Туманов. Нокаут» рассказывает об одной из самых интересных и уникальных личностей советской истории ХХ в. Вадим Иванович Туманов обладал поразительным упорством, неукротимой силой духа и сопротивления несправедливостям судьбы. Именно поэтому, будучи осужденным на восемь лет, по его словам, «за любовь к Сергею Есенину», он тут же попытался бежать из лагеря. В итоге после восьми попыток побега его срок вырос до 25 лет. Однако самое удивительное для зрителя - это то, что после освобождения в 1953 г. Вадим Иванович становится на путь предпринимательства (что уже само по себе поражало в советскую эпоху), организовывает крупные артели по добыче золота от Урала до побережья Охотского моря, многие из которых действуют и по сей день.

Помимо презентаций книг и фильмов в Музее истории ГУЛАГа проводятся концерты, спектакли, кинопоказы, лекции, вечера памяти, творческие встречи и другие культурные мероприятия, предлагающие посетителям образное осмысление истории сталинских репрессий. Так, большой интерес вызвала лекция Олега Будницкого «Протестные настроения 1941-1942 годов и сталинская юстиция». С напряженным вниманием посетители прослушали и лекцию о ленинградской блокаде, где были представлены неизвестные ранее материалы. Музей ежегодно принимает участие в городских акциях «Ночь в музее» и «Ночь искусств».

В 2014 г. Музей организовал 15 выставок, из них девять - в его стенах и шесть - за его пределами. Наиболее крупные из них - это выставка «Репрессированный буддизм», посвященная основам буддийской религии и ее отношениям с советской властью; выставка «Между мирами. Вадим Сидур и его творчество», посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося российского скульптора Вадима Сидура; фотовыставка «Испытание. 70 лет спустя», показывающая портреты ингушей, переживших депортацию, а также выставочный проект «То, что храню», рассказывающий о судьбах людей, прошедших ГУЛАГ, и детей жертв репрессий 30-50-х годов.

К новогодним каникулам Музей подготовил выставку «Рождество в ГУЛАГе», рассказывающую о том, как заключенные советских лагерей пытались тайком отметить запретные для них Рождество и Новый год, создать 218

праздник друг для друга и сохранить светлые воспоминания о нем. На выставке были представлены открытки, отправленные заключенными родным и друзьям, поздравительные записки, фотографии, рукодельные и фабричные елочные украшения, видеоинтервью с воспоминаниями о праздновании Нового года и Рождества в 30-50-х годах.

Особого внимания заслуживает уличная выставка «Расстрельный дом», организованная на пешеходной зоне улицы Никольской. Выставка была приурочена к 30 октября - Дню памяти жертв политических репрессий - и проводилась у здания бывшей Военной коллегии Верховного суда СССР на Никольской, 23. В годы Большого террора по приговорам Военной коллегии были расстреляны 31 456 человек, за что в народе это здание называют «Рас-стрельным домом». На выставке были представлены фотографии из следственных дел 30 человек - это люди разных национальностей, профессий и социального происхождения, среди них были как известные деятели культуры и руководящие работники партии, так и простые рабочие и студенты - все они были расстреляны по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР и впоследствии реабилитированы. Выставка вызвала большой интерес у общества и СМИ, многие люди в знак памяти приносили к портретам репрессированных цветы и свечи. Как считают многие общественные и политические деятели, деятели культуры и искусства, в этом здании должен быть создан музей памяти жертв политических репрессий. В 2012 г. «Расстрель-ный дом» был включен в проект единой музейно-мемориальной инфраструктуры Москвы, программа создания которой была разработана Музеем ГУЛАГа совместно с Департаментом культуры города Москвы. В единую музейно-мемориальную инфраструктуру предлагается объединить Музей истории ГУЛАГа, здание Военной коллегии Верховного Суда СССР, бывший спецобъект НКВД «Коммунарка», а также памятник «Соловецкий камень» на Лубянской площади и прилегающий к нему сквер.

В данное время Музей разрабатывает концепцию развития вышеперечисленных мест. С 2013 г. он проводит субботники на территории бывшего спецобъекта НКВД, расстрельного полигона «Коммунарка», где с сентября 1941 г. производились массовые захоронения расстрелянных в Москве. По сведениям, полученным из архивов ФСБ, на сегодняшний день известны имена около 6,5 тыс. человек, расстрелянных в «Коммунарке», но очевидно, что людей, захороненных там, намного больше. Сейчас на месте бывшего расстрельного полигона находится лес, территорию которого расчищают участники субботников - это необходимо для дальнейшего исследования и обозначения мест и границ захоронений, а затем и создания на этом месте мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий.

Подводя итоги, можно сказать, что в последнее время Музей истории ГУЛАГа находится в стадии превращения из небольшого городского музея

в крупный научно-просветительский центр, инициирующий и курирующий просветительские проекты, направленные на сохранение памяти, глубокое и неравнодушное осмысление истории ГУЛАГа, осознание ответственности за прошлое и восстановление справедливости. Мы надеемся, что интерес нашего общества к своей истории будет расти, появится и готовность отдать дань памяти невинно пострадавшим, принять на себя груз исторической ответственности, сделать выводы о недопущении подобного в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.