Научная статья на тему 'Музей «Автомат и гитара» в строю школьного образования'

Музей «Автомат и гитара» в строю школьного образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
школьный музей / военно-исторический музей / литературный музей / патриотическое воспитание / Советско-Афганская война / museum / military-historical museum / literature museum / patriotic upbringing / Soviet-Afghan war

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлов Михаил Владимирович

Статья посвящена школьному музею военной бардовской песни «Автомат и гитара». Музей был открыт 25 ноября 2022 года в школе № 1515 г. Москвы. Этот музей отличается от многих других военно-исторических или литературных учреждений подобного рода, являясь органичным представителем и того и другого профиля. Музей посвящен авторам-исполнителям и поэтам, прошедшим через войны. Особая специфика его заключается в том, что музеефицируется творческое наследие, рожденное на СоветскоАфганской войне (1979–1989), о которой мало говорят в обществе. Впрочем, автор прекрасно иллюстрирует феномен, послуживший стимулом к созданию музея: бардовская песня «Афгана» заслуженно стала одним из главных инструментов «народной памяти» о «последней войне великой державы», а ее авторы, исполнители, издатели и хранители оказались среди создателей и частых гостей музея. Таким образом, можно говорить об особой «экологической» миссии, которую берет на себя музей: сохраняются и актуализируются нематериальные объекты историко-культурной среды с участием ее непосредственных носителей, решаются не только вопросы, связанные со школьным образованием и воспитанием, но и насущная социальная проблема примирения общества с «непопулярной» войной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Михайлов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum “Rifle and Guitar” in the service of school education

Below is an article by Mikhail Mikhailov, the ideological inspirer, author and head of the school military-historical and literary-musical museum “Rifle and Guitar”, solemnly opened on November 25, 2022, at school No 1515 in Moscow. We have taken the liberty of writing this short preliminary text to warn the reader that the published material does not fully meet the formal requirements for academic work, but at the same time it is a valuable source demonstrating new directions in the development of school museums — the largest group of museums in Russia. The fact is that the Museum “Rifle and Guitar” is significantly different from many other military-historical or literary institutions of this kind: the author naturally positions the museum of military bard song as an organic representative of both of these profiles. In addition, a specific function lies in the fact that the creative cultural heritage born in the Soviet-Afghan war (1979–1989), which is little talked about in society, is being transformed into a museum filed. However, the author perfectly illustrates the phenomenon that served as an incentive for the creation of the museum: the bard song of “Afghan” deservedly became one of the main instruments of “people’s memory” about the “last war of the great power”, and its authors, performers, publishers and curators are among the creators and frequent museum guests. Thus, we can talk about a special, ecological mission that the museum carries: the intangible objects of the historical and cultural environment are preserved and actualized with the help of its direct bearers, not only issues related to school education and upbringing are resolved, but also the urgent social problems of the society’s reconciliation with an “unpopular” war.

Текст научной работы на тему «Музей «Автомат и гитара» в строю школьного образования»

УДК 069.016

Вопросы музеологии. 2023. Т. 14. Вып. 1

Музей «Автомат и гитара» в строю школьного образования*

М. В. Михайлов

Музей «Автомат и гитара», ГБОУ «Школа № 1515»,

Российская Федерация, 123154, Москва, бул. Генерала Карбышева, 10

Для цитирования: Михайлов М. В. 2023. Музей «Автомат и гитара» в строю школьного образования. Вопросы музеологии 14 (1): 114-125. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.109

Статья посвящена школьному музею военной бардовской песни «Автомат и гитара». Музей был открыт 25 ноября 2022 года в школе № 1515 г. Москвы. Этот музей отличается от многих других военно-исторических или литературных учреждений подобного рода, являясь органичным представителем и того и другого профиля. Музей посвящен авторам-исполнителям и поэтам, прошедшим через войны. Особая специфика его заключается в том, что музеефицируется творческое наследие, рожденное на Советско-Афганской войне (1979-1989), о которой мало говорят в обществе. Впрочем, автор прекрасно иллюстрирует феномен, послуживший стимулом к созданию музея: бардовская песня «Афгана» заслуженно стала одним из главных инструментов «народной памяти» о «последней войне великой державы», а ее авторы, исполнители, издатели и хранители оказались среди создателей и частых гостей музея. Таким образом, можно говорить об особой «экологической» миссии, которую берет на себя музей: сохраняются и актуализируются нематериальные объекты историко-культурной среды с участием ее непосредственных носителей, решаются не только вопросы, связанные со школьным образованием и воспитанием, но и насущная социальная проблема примирения общества с «непопулярной» войной.

Ключевые слова: школьный музей, военно-исторический музей, литературный музей, патриотическое воспитание, Советско-Афганская война.

25 ноября 2022 г. в школе № 1515 г. Москвы состоялось торжественное открытие военно-исторического и литературно-музыкального музея «Автомат и гитара». Посвящен он авторам-исполнителям и поэтам, прошедшим через горячие точки. Идея создания такого музея именно в школе родилась у меня года полтора назад, а музейные предметы собирались тридцать шесть лет.

Я как военный журналист дивизионной многотиражки служил в Афганистане последние два года войны, с января 1987 г. по январь 1989 г., и при мне афганская песня вырывалась из-под официального запрета на всесоюзные песенные форумы. Все началось с небольшого сборника песен воинов-интернационалистов «Когда поют солдаты: современное самодеятельное песенное творчество советских воинов,

* Статья военного журналиста и барда Михаила Владимировича Михайлова, вдохновителя, создателя и руководителя школьного военно-исторического и литературно-музыкального музея «Автомат и гитара» (торжественное открытие состоялось 25.11.2022 в школе № 1515, г. Москва). Публикуемый материал не во всем соответствует формальным требованиям, предъявляемым к научной статье, однако является ценным, демонстрирующим новые направления в развитии школьных музеев. Текст публикуется в авторской редакции.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023

выполняющих интернациональный долг в Афганистане» (М.: Молодая гвардия, 1987). Его автором-составителем и автором вступительной статьи стал Петр Иванович Ткаченко (и сборник, и фотография Ткаченко представлены в экспозиции музея «Автомат и гитара» в разделе «Из подполья на всесоюзные подмостки»). Офицеры и солдаты запрещенные, но заветные аудиозаписи провозили через границу как контрабанду — в термосах, шинах, самодельных тайниках. Афганские песни кочевали по Советскому Союзу и даже по другим странам, но собирать их под одну обложку было проблематично. В итоге сборник выдержал четыре издания (после первого два вышли в 1988 г. и последнее — в 1989 г.). Кассеты с «самодельными» обложками на фотобумаге, отпечатанными негласно в типографии дивизионной газеты «Гвардеец» 5-й мотострелковой гвардейской дивизии, которая дислоцировалась близ г. Шинданда, провинция Герат, тоже представлены в музее школы № 1515.

В это же время фирма «Мелодия» стала издавать виниловые пластинки с песнями солдат и офицеров, сражавшихся в Афганистане, — авторов-исполнителей и вокально-инструментальных ансамблей.

Вместе с фотографией организатора записи пластинок Игоря Александровича Азаренка и командира дивизиона, автора-исполнителя Александра Анатольевича Минаева близ г. Баграма (Афганистан) 13 виниловых дисков представлены в экспозиции музея «Автомат и гитара» в разделе «Фронтовые были в песнях на виниле»: четыре диска серии «Время выбрало нас» (первый официальный аудиосборник; запись 1987, выпуск 1988); «Голубые береты» (1987) — первая пластинка легендарного вокально-инструментального ансамбля (художественный руководитель старший лейтенант Сергей Федорович Яровой); «Вспомним, ребята» (1987) — первая пластинка ВИА «Каскад» (художественный руководитель — военный дирижер майор Александр Николаевич Колесников); «Моим друзьям» (1988) — пластинка-миньон ведущего хирурга 40-й армии Геннадия Андреевича Костюка; «Без отметки на календаре» (1989) — сольный диск Юрия Ивановича Кирсанова; «Где-то за Салангом» (1989) — сольный виниловый диск Александра Анатольевича Минаева; «Пусть память говорит» (запись 1989, выпуск 1990) — пластинка «Каскада» (художественный руководитель Александр Михайлович Халилов); «Южный крест» (запись 1990, выпуск 1991) — пластинка группы «Контингент» (художественный руководитель Олег Анатольевич Синенок) и «Каскада» (художественный руководитель Юрий Васильевич Стрельцов); «Другая жизнь» (1991) — сольный альбом на виниле Дмитрия Юрьевича Еремина; «Афганское эхо» (1991; две пластинки) — творческий отчет с Первого российского фестиваля песни Афганской войны «Вперед, Афганец!» (Ярославль, 1990; автор-составитель Валерий Владимирович Петряев).

В музее имеются также четыре лицевые стороны обложек виниловых дисков, которые в тираж не пошли: сольные — Юрия Алексеевича Слатова («Ордена не продаются») и Михаила Владимировича Михайлова («Мы еще не вернулись»); группы «Голубые береты» («Вот и кончилась война», две обложки). По утверждению Игоря Александровича Азаренка, коллекция музея «Автомата и гитары» уникальна — более полной подборки не существует.

Прошли первые Всесоюзные фестивали афганской песни (Ашхабад, 1987; Ташкент, 1988).

В итоге авторские песни, сочиненные на Советско-Афганской войне (1979— 1989), пелись буквально в каждом дворе Советского Союза.

Мне со своей гитарой посчастливилось оказаться в центре этого движения. Помню, во время вывода советских войск из Афганистана нередки были разговоры: закончится война, и наши песни будут нужны только тем, кто служил, как говорилось между афганцами, «за речкой».

Однако жизнь предложила свои сюжеты. Рухнул Советский Союз, и наша война стала последней войной великой державы. Горячие точки обуглили границы государств, образовавшихся на месте еще вчера братских республик, и превратились на десятилетия в пламенное многоточие. Так было и когда сражались за Белый дом в октябре 1993 г. Последний бой за Советский Союз, который был проигран, еще не начавшись. Афганские песни часто пели с противоборствующих сторон. Тема не увядала.

Майором с блокнотом журналиста и гитарой я впервые полетел в служебную и творческую командировку на войну в Чечне в начале 2000-х гг., полковником запаса — в Сирию в 2015 г. с «Голубыми беретами». Мы знали друг друга еще по Афгану. К этому времени в группе все, включая звукооператора, стали заслуженными артистами России. Кого мы увидели на российской базе Хмеймим и на ее сторожевой заставе? Да самих себя — только какими мы были тридцать лет назад: тот же дух, те же песни — наши песни.

15 февраля, день завершения вывода советских войск из Афганистана, страна с 2011 г. отмечает как День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, в том числе проводя концерт артистов эстрады в Государственном Кремлевском дворце. А на сам вывод никто из руководства СССР встретить «сыновей Отчизны, честно выполнивших воинский долг перед Родиной», не прилетел. Война была, как говорили тогда, непопулярная.

Сейчас вроде многое изменилось. Моя афганская гитара находится в Центральном музее Вооруженных сил России. В запасниках. Как-то спросил: почему в запасниках? Формулировка та же: война непопулярна. Но произносят ее теперь негромко. Многое изменилось?

Хорошо, что песни пока не в запасе — в строю. Встречаюсь с ними на фестивалях авторской песни, в поисковых экспедициях. На телемарафоне в поддержку Донбасса, который провело Первое общественное экологическое телевидение 13 сентября 2022 г., я говорил, что в музее «Автомат и гитара» обязательно будет раздел, посвященный специальной военной операции, которая началась 24 февраля 2022 г. Телевизионщики отыскали клип телевидения ДНР на мою песню «Разговор с бронетранспортером», написанную в Афганистане больше тридцати пяти лет назад: песня старая, а нарезка из боевых действий с участием БТР уже с Украины. Сюжет получился символичным: прошлое пожимает руку настоящему, круг замкнулся.

Из среды воинов-афганцев вышла самая крупная в мире «Солдатская студия» в Ярославле. Ее основатель — афганский бард Валерий Владимирович Петряев, разведчик, кавалер ордена Красной Звезды. Более трехсот выпущенных студией кассет, СБ- и МР3-дисков представлены в музее «Автомат и гитара».

Из афганской песни «поднялся» самый большой в мире портал военных бардов «Автомат и гитара», которому в 2020 г. исполнилось двадцать лет. Его родина — Омск, создатель и главный администратор — Наталья Владимировна Плотникова. Елена Владимировна Обабко из Калуги прислала на портал публикацию

о подготовке к открытию музея-тезки1. Эта публикация стала первым материалом страницы школьного музея на омском портале, открытой 27 ноября. И сразу же позвонил Сергей Алексеевич Пантелеев, руководитель группы «Бачи» (г. Барнаул, Алтай): поздравил, сказал, что при первом же появлении в Москве музей посетит. Слова благодарности Наталье Владимировне: ее портал подобен дому, в котором тебя всегда ждут.

Название портала и школьного музея («Автомат и гитара») неслучайно. Такая песня известного афганского автора-исполнителя Игоря Николаевича Морозова получила настолько широкое распространение, что у афганцев (а потом и не только у них) словосочетание стало устойчивым: так называли сборники афганских песен на кассетах и дисках, песенники, книги, Международный фестиваль афганской песни и поэзии в рабочем поселке Рудня под Волгоградом (первый прошел в 2007 г.) и многое другое.

Надо признаться: кое-кого в Департаменте образования и науки г. Москвы слово «автомат» в названии школьного музея насторожило. Но так получилось, что сам же Департамент его отстоял. Выступивший на открытии музея 25 ноября 2022 г. Николай Викторович Антонов — начальник Управления координации воспитательной работы, дополнительного образования и профилактики правонарушений этого Департамента — рассказал и про песню, и про новое устойчивое словосочетание, и про то, что школьный музей «Автомат и гитара» через песни военных лет реализует креативный нестандартный заход в образовательный и воспитательный процесс. Тем самым Антонов сформулировал суть нового музея и указал для него направление развития. Полагаю, это поспособствовало тому, что при паспортизации в Московском регионе (свидетельство музея образовательного учреждения № 22268; протокол № 8 от 10.01.2023) и при получении Сертификата о регистрации на портале школьных музеев РФ вопросов к названию больше не возникало.

Для получения свидетельства и сертификата надо было загрузить на портал школьных музеев страны (https://fcdtk.ru/museums) ряд фотографий и документов, включая Акт обследования музея. Воспользуемся им для представления разделов экспозиции:

• «Из подполья на всесоюзные подмостки» (о том, как афганская песня прорывалась из-под официального запрета в популярные ТВ-программы и на сцены концертных площадок страны, как песни воинов-интернационалистов стали петь во всех дворах Советского Союза);

• «Фронтовые были в песнях на виниле» (описанная выше коллекция виниловых пластинок и обложек к пластинкам, которые не пошли в тираж);

• «Мы помним ваши имена» (о погибших и умерших авторах-исполнителях и поэтах, прошедших через войны);

• «И чтобы обязательно с нотами. Чтобы можно было спеть на самой дальней заставе!» (сборники лучших песен военных авторов-исполнителей с нотами);

• «Портрет современного фронтового песенного братства» (о творчестве ныне здравствующих военных авторов-исполнителей);

• «Вехи судьбы» (дар пограничного барда Валерия Ипполитовича Монастыре-ва — 41 тематическая кружка, вместившая десятилетия «гастролей» в горячие точ-

1 Самойлова Дж. 2022. Музей, посвященный исполнителям военных песен, откроется при школе. Вечерняя Москва. 21 ноября.

ки и песенные военно-патриотические мероприятия военных бардов, прошедших горячие точки);

• «К своему слушателю в горячие точки» (галерея фотохудожников Алексея Алексеевича Федорова и Юрия Васильевича Хожайнова);

• «Самая крупная в мире "Солдатская студия" создана в г. Ярославле» (ее организатор — бард-афганец Валерий Владимирович Петряев, две его фотографии в музее расположились над сотнями кассет и дисков, выпущенных студией; на одном из фото — он во время концерта в Чечне в Итум-Калинском пограничном отряде, где сценой служил кузов КамАЗа);

• «Воинский подвиг и творческое подвижничество Владимира Михайловича Мазура» (фотографии о службе в Афганистане советских пограничников, кассеты, СБ-диски, книги стихов и песен Мазура, очерк о нем «Вызывая огонь на себя» в журнале «Люди и песни», медаль воину-интернационалисту, плакат с ним как автором-исполнителем);

• «Пограничная юность моя» (о пограничниках — авторах-исполнителях);

• «Афиши встреч, концертов, фестивалей» (коллекция афиш фестивалей военно-патриотической песни, концертов и творческих встреч);

• «Горсть земли» (земля и камни, привезенные из горячих точек военными авторами-исполнителями);

• «Сирийские гастроли» (о поездке военных бардов с концертами на военную базу Хмеймим);

• «Письма и песни из Донбасса» (материалы, диски, книги).

Что составило фонды музея (1008 единиц хранения)? Это материалы:

• о поездках авторов-исполнителей и журналистов в горячие точки, в районы обустройства новых границ Российской Федерации, в Калининградскую область, на северную границу, в Итум-Калинский и Аргунский погранотряды (Чечня);

• о песенных проектах «Антология военной песни» (художественный руководитель Григорий Васильевич Гладков) и «Штандарт Победы» (руководитель Михаил Юрьевич Грушин), которые проходили под эгидой фонда Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина (его руководитель М. Ю. Грушин);

• о творческих вечерах «Офицерский романс» (ведущий Петр Иванович Тка-ченко), организованных Военно-художественной студией писателей (ее руководитель — поэт, автор-исполнитель Виктор Глебович Верстаков) и проходивших в 1990-е гг. в Центральном доме литератора, Центральном доме Российской армии, на других концертных площадках;

• о циклах уроков мужества «Живет герой на улице родной», проведенных в г. Москве в 2000-х гг. (руководители: Сергей Владимирович Шишкин и Михаил Владимирович Михайлов).

Имеются: папки с фотографиями по песенному движению (бардов-афганцев, пограничников, клубов самодеятельной песни); СБ-диски проекта «В гостях у ветерана» Первого образовательного канала (автор и ведущая Валерия Вадимовна Пегер); видеозапись выступления офицерского квартета «Лирики» (Виктор Игоревич Трофимов, Дмитрий Игоревич Григорьев, Ирина Валентиновна Христианова, Михаил Владимирович Михайлов) на Первом канале в передачах «Служу Отчизне» (ее ведущий Борис Сергеевич Галкин); запись теле- и радиопередач «В нашу гавань заходили корабли» с участием военных бардов (руководитель и ведущий Эдуард Николаевич Успенский) и др.

Многочисленна подборка газет и журналов, вырезок из них с интервью и очерками о воевавших авторах-исполнителях и поэтах, о международных, всесоюзных и всероссийских фестивалях (КСП, афганской, воинской песни, участников боевых действий), российских и белорусских фестивалях пограничной песни, о концертах в рамках фестивалей. Подшивка еженедельника «Граница России» (органа Пограничной службы ФСБ России) за 1997-2003 гг. ценна публикациями произведений поэтов и бардов-пограничников, их отчетов о творческих командировках, материалов о фестивалях пограничной песни.

В фонде музея хранится подшивка за 1987-1988 гг. многотиражной газеты «Гвардеец» 5-й мотострелковой дивизии (дислоцировалась у г. Шинданд провинции Герат, Афганистан), где в рубрике «Заочная поэтическая студия» (ведущий — старший лейтенант корреспондент-организатор Михаил Владимирович Михайлов) печатали и разбирали стихотворения самодеятельных поэтов дивизии, а также стихи солдат и офицеров всего Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. В папки собраны напечатанные в типографии «Гвардейца»: инструкции по правилам поведения и выполнения боевой задачи в районах боевых действий и активного ведения минной войны; бланки грамот, благодарственных писем родителям отличившихся военнослужащих; предупреждение о необходимости искоренения неуставных взаимоотношений и т. д. Особую ценность представляют подлинные политические донесения о выполнении боевых задач и ведении партийно-политической работы в районах ведения боевых действий силами дивизии, армейской группировкой.

Коллекцию вымпелов (большей частью по военно-патриотической работе) подарил музею на открытии руководитель воинов-афганцев Московского метро-строя Виктор Александрович Кордубан.

Соратником по созданию школьного музея «Автомат и гитара» с самого начала (с обсуждения его замысла) является мой близкий друг Юрий Васильевич Хожайнов — участник двух военных чеченских кампаний, подполковник спецназа Внутренних войск (входит в особую спецназовскую касту краповых беретов), член Президиума общероссийской организации «Офицеры России», атаман станичного казачьего общества «Нижегородское» (Юго-Восточный административный округ г. Москвы). Почти все экспонаты в музей, маскировочные сети из магазина привезены на его машине (как правило, вечерами или в выходные); укладка, разгрузка, подъем на пятый этаж. Он всегда рядом и всегда на самом проблемном участке: организовать взаимодействие, если что-то не состыковалось, и видеосъемку, когда «сорвался» видеооператор, привезти с другого конца Москвы инвалида войны, пригласить для участия в музейном мероприятии Героя России... «Офицеры России» — его ресурс, московское казачество — опять он. Славно, что и ему заниматься общим музейным делом тоже очень интересно!

Музей «Автомат и гитара» изначально замышлялся как школьный. А значит, его главной задачей была интеграция в образовательный процесс. Какие угодно уникальные и редкие экспонаты, самые известные военные барды и поэты этого компонента не заменят.

Опыт школьной музейной работы у меня имелся: организовал в школе № 2053 г. Москвы военно-исторический музей «Герои нашего времени» и шесть лет руководил им. Он не раз становился первым среди музеев школ столицы, в Юго-Вос-

точном административном округе и в районе Некрасовка. Былые музейные активисты «Героев...» Владимир Георгиевич Аталыков, Макар Артемович Клиндухов, Екатерина Анатольевна Беликова, многие годы уже не школьники, помогали обустраивать новый музей, большей частью по выходным приезжая с другого конца мегаполиса.

Поначалу беспокоило, сможет ли музей «Автомат и гитара» соответствовать выбранному профилю: военные авторы-исполнители, прошедшие через современные войны. Как из этой темы сделать музейную лабораторию для учащихся средней школы, где бы они получали первичные исследовательские навыки? Как вести работу музея с младшими классами? Как организовать интересную межпредметную среду — основу основ для музейной педагогики? Беспокойство формировало вопросы. Вопросы требовали ответов.

Сомнения развеяла сама жизнь. Уже в то время, когда музей строился, музейные предметы систематизировались, на горизонте появился ряд образовательных проектов — и все они реализовывались в рамках музея «Автомат и гитара».

18 сентября — годовщина со дня рождения Героя Советского Союза летчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина, который одним из первых в мире совершил ночной таран и стал символом обороны Москвы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В экспозиции музея имеется комплекс посвященных ему экспонатов, что позволяет провести музейные уроки в 3-4-х классах.

Как-то друзья из Талалихинского движения (зарегистрировано в 2021 г. как Межрегиональная патриотическая общественная организация «Талалихинцы») предложили мне написать песню о Талалихине, и она появилась — «Мальчишка из города Вольска»; она была признана «талалихинцами» их лирическим гимном:

Мальчишке из города Вольска Хотелось в небесное войско, Мечталось мальчишке о крыльях, Чтоб в небе просторном летать. Он рос беспокойным соседом, Как все мальчиши — непоседой, И только одно отличало: Умел наш мальчишка мечтать.

Так нашлись тема и название урока: «Мальчишка, который умел мечтать». В каждый из восьми классов с 19 по 23 сентября 2022 г. я приходил с презентацией, с фрагментом самолета, на котором Талалихин таранил фашистский бомбардировщик, с рулеткой и гитарой поискового отряда. Надо было видеть, как ребята прикасались к вещественному участнику подвига! Рулеткой я измерял рост самого высокого ученика класса, и он неизменно оказывался выше Талалихина. Под гитару в конце урока я пел «Мальчишку.», а вместе с классом — «Катюшу». Мы говорили о Великой Отечественной войне, о битве за Москву, о Талалихине. Он с мальчишеских лет готовил себя к профессии военного летчика и, когда пришло время, стремительно освоил летные навыки, в 22 года стал заместителем командира эскадрильи, ночным летчиком и совершил сложный в техническом отношении подвиг. А еще мы с ребятами затронули мировоззренческие вопросы: они всем классом формулировали, что такое мечта и мечта жизни, в чем заключается умение мечтать, что такое счастье. Урок взволновал и ребят, и меня.

Один из лидеров «талалихинцев», полковник Алексей Николаевич Земсков во главе группы энтузиастов провел серьезное изыскание. Они вычислили, что за время Великой Отечественной войны из 640 летчиков, совершивших воздушные тараны, 35 не были награждены за подвиг. И было решено: учредить памятный знак «Летчик-талалихинец» для награждения родственников геройских летчиков.

Среди активистов школ, входящих в Межрегиональную патриотическую общественную организацию «Талалихинцы», в 2022 г. объявили конкурс пятиминутных видеофильмов о судьбах этих летчиков. Музей школы № 1515 «Автомат и гитара» не мог остаться в стороне. Ему «достался» летчик-истребитель Михаил Петрович Александров, погибший в начале 1942 г. в битве за Москву. Задание оказалось технически сложным; музейные активисты из 5 «А» класса Алина Алешечкина и Егор Поляков в фильм о малоизвестном подвиге вкладывали душу. На открытии музея «Автомат и гитара» они со сцены прокомментировали свой видеосюжет. Находившийся в зале А. Н. Земсков предложил таким же образом представить фильм родственникам совершивших таран летчиков.

Вручить памятные знаки и провести презентацию видеофильмов решили на конференции «Талалихинцев» в Центральном музее Великой Отечественной войны 6 декабря 2022 г. Родственники 10 из 35 летчиков слетелись-съехались со всей России. Приехавшей из Твери Наталье Владимировне Моруновой, внучке М. П. Александрова, вручили памятный знак, грамоту, подарок от школы и флеш-ку с фильмом. Егор и Алина вдохновенно прокомментировали видеоряд. И вскоре комплекс материалов о Талалихине в музее «Автомат и гитара» пополнился двумя грамотами победителей конкурса Межрегиональной патриотической общественной организации «Талалихинцы».

Прикоснувшись к бессмертному подвигу, музейные активисты-пятиклассники хотят рассказать о нем как можно большему числу школьников.

Открытие музея «Автомат и гитара» 25 ноября 2022 г. было проведено за неделю до славной даты — Дня воинской славы, исторического события, напрямую связанного с родным городом, — контрнаступления советских войск под Москвой 5 декабря 1941 г. Называлось оно при этом «Экскурсия в будущее», во главу угла ставились задачи образовательно-воспитательного процесса.

Надежды сбылись. Торжество поддержали Общероссийская организация «Офицеры России», Департамент образования и науки г. Москвы, представители ветеранских организаций столицы, районные Управа и Совет ветеранов войны и труда, участники боевых действий в Афганистане и Чечне, ветераны педагогической работы. Фонд содействия реализации социальных проектов «Благовест» провозгласил себя шефом музея «Автомат и гитара». Выразительной получилась и творческая составляющая: из поющих свои авторские песни (подчеркнем — песни, напрямую связанные с контрнаступлением под Москвой) можно было собрать Всероссийский фестиваль.

Со многими выходившими на сцену авторами-исполнителями и поэтами была достигнута договоренность об участии в музейных уроках. В. М. Мазур знал дату своего творческого вечера в рамках урока мужества — 9 декабря, День героев Отечества. Военный переводчик, поэт Александр Николаевич Карпенко, горевший в бронетранспортере и затем три года в госпиталях возвращавшийся к жизни, дал согласие стать одним из героев музейного урока «Сильные духом». Сергей Викто-

рович Кузнецов решил исполнить свои песни, созвучные будущей встрече в стенах школы с Героем России Александром Николаевичем Головашкиным. Виктор Игоревич Трофимов собирался спеть несколько песен на встрече с поэтом и кинодраматургом генерал-майором ФСБ Александром Георгиевичем Михайловым. Пограничному барду Валерию Ипполитовичу Монастыреву пришлась по душе идея рассказать об истории создания трехтомной антологии афганской песни «Память из пламени» (1-3-й тома опубликованы издательством «Казахстан» в г. Алматы в 1993, 1995 и 1998 гг.; 1-й том переиздан в 2002 г. издательством «Память из пламени» в г. Владимире): над ее составлением он много лет трудился вместе с другом-афганцем, офицером-пограничником Владимиром Михайловичем Сысоевым.

Об открытии тепло написали Данила Пискунов2, Владимир Селиванов3, Владимир Иванько4, другие журналисты. Создание информационных поводов серьезного уровня, развитие сотрудничества школьного музея и школы с московскими и федеральными СМИ считаю важнейшей задачей. Это помогает совершенствовать существующие и искать новые практики в сфере музейной педагогики, налаживать взаимодействие между участниками образования и воспитания подрастающего поколения5.

Музейные активисты из 9 «А» класса Федор Панков и Виктория Готванская собрали материал об известном афганском барде В. М. Мазуре. В Комитете по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ они беседовали с ним о боях в составе минометной батареи, о его участии в фестивалях афганской песни на всей территории бывшего Советского Союза. В итоге в экспозиции музея появился тематический комплекс «Воинский подвиг и творческое подвижничество Владимира Мазура». Особое место в нем заняли снимки из дембельского альбома минометчика — редкие свидетельства о службе и быте пограничников, которые дислоцировались под афганским городом Рустак (участие «зеленых фуражек» в Афганской войне составляло государственную тайну). Мазуру фотографии удалось перевезти через границу только потому, что у таможенника не поднялась рука отобрать заветное у израненного бойца, следовавшего на Родину в госпиталь. Презентацию с использованием экспонатов ребята представили ко Дню героев Отечества учащимся двух школ, участникам боевых действий в Афганистане и представителям Совета ветеранов войны и труда района. Выступление Федора и Виктории стало своеобразным предисловием к творческому вечеру популярного барда в актовом зале школы.

Чтобы музей школы № 1515 заявил о себе как об одном из центров патриотического воспитания района Хорошево-Мневники, мы в основу системы музейных уроков положили встречи с особо интересными людьми и обсуждение тем, волнующих всю российскую молодежь.

Первый музейный урок из цикла «С легендой накоротке» состоялся 16 февраля 2023 г. Зал заполнили учащиеся и преподаватели из пяти школ района. Откликнулись ветеранская общественность, участники боевых действий в Афганистане и Чечне. Пришли глава муниципального округа района Хорошево-Мневники Ми-

2 Военная песня — ключ к молодежи. 2022. Вечерняя Москва. 5 декабря.

3 Они сражались и пели. 2022. Граница России. 14-20 декабря.

4 Автомат и гитара. 2022. Ветеран. № 45-46.

5 Спиридонова, 2012; Позднякова, 2017; Лихарева, Кравцова, 2021; Ряскин, 2022.

хаил Александрович Попков, заместитель главы Управы Мария Ивановна Менже-вицкая, председатель Совета ветеранов войны и труда района Хорошево-Мневни-ки Нина Михайловна Наумова, руководитель районного отделения «Российского союза ветеранов Афганистана» Виктор Николаевич Бортников, председатель межрайонного Совета ветеранов педагогического труда Рушана Михайловна Якубова, сотрудницы отдела гражданского воспитания и музейной педагогики Московского центра «Патриот.Спорт» Ольга Георгиевна Дашкова и Ольга Андреевна Филатова, корреспонденты газет «Вечерняя Москва» и «Ветеран».

Его героем был удивительный человек — прозаик, поэт, кинодраматург, телеведущий, публицист и трижды генерал специальных служб России Александр Георгиевич Михайлов. Песни на его стихи звучали в исполнении музейного активиста из 9 «А» класса Федора Панкова, школьного дуэта Екатерины Вьюховой и Олеси Овсянниковой (дуэт подготовила преподаватель музыки Надежда Михайловна Синенко), пограничного барда Виктора Игоревича Трофимова (его и А. Г. Михайлова творческие дороги пересекались). Собравшиеся услышали «Байки с Лубянки» в авторском прочтении, увидели фрагмент художественного фильма «Прерванный полет Гарри Пауэрса» (поставлен по сценарию А. Г. Михайлова). Беседа с ним двух ведущих — заместителя директора школы Ольги Алексеевны Волковой и руководителя музея «Автомат и гитара» — была стержнем происходившего.

На участие в качестве героев в будущих музейных уроках согласились: Герой России Александр Николаевич Головашкин; председатель правления Союза писателей России, прозаик и публицист Николай Федорович Иванов; Герой Советского Союза афганский бард инок Киприан (в миру Валерий Бурков) и др.

Для согласования планов по патриотическому воспитанию молодежи проведены встречи с главой муниципального округа Хорошево-Мневники М. А. Попковым и сотрудниками Управы Хорошево-Мневники (27 февраля), председателем Совета ветеранов войны и труда района Ниной Михайловной Наумовой (28 февраля).

21 марта музей «Автомат и гитара» впервые посетил Вячеслав Викторович Ку-ранов — председатель местного отделения Московской организации «Российский союз ветеранов Афганистана» по Северо-Западному административному округу г. Москвы.

Каждая такая встреча расширяет наши возможности.

Каким рисуется обозримое будущее музея «Автомат и гитара»?

В планах — добавить к музейной экспозиции в стенах школы экспозицию в виртуальной реальности. Это позволит увеличить посещаемость музея, познакомить с ним тех, кому из-за удаленности трудно добраться до Москвы, сделать общедоступными виниловые пластинки, диски СБ- и МР3-формата, сборники стихов и песен, подборки и подшивки газет, редкие фото и вещественные свидетельства рождения песен. Работа непростая и объемная, но полезная: для тех, кто сделает ее и овладеет современными технологиями; для многочисленных любителей современной военной авторской песни; для исследователей этого среза отечественной культуры.

Еще одна задумка, связанная с виртуальным пространством, — передвижные экспозиции, где через QR-коды будут показаны не какие-то части разделов, которые можно вывезти из музея, а музей в целом.

В ближних планах — стать субъектом олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы»; это облегчит доступ к нему всех, кому интересна наша тема.

Музей «Автомат и гитара» — интерактивный. В его работе участвуют военные авторы-исполнители и поэты, прошедшие через горячие точки, ветеранская общественность — живые носители отечественной истории. Последовательно претворяется в жизнь программа музейных уроков. Отмечу: не было ни одного музейного урока, ни одного мероприятия с участием музейного актива, на котором бы не звучали авторские песни или стихи. Такой подход высвечивает неожиданные грани, обеспечивая яркие эмоции.

Мы благодарим за методическую и практическую поддержку отдел гражданского воспитания и музейной педагогики Московского центра «Патриот. Спорт»: его начальника Марину Германовну Маслову, старшего методиста Ольгу Георгиевну Дашкову, специалиста отдела Ольгу Андреевну Филатову. Они помогли разобраться в документации школьного музея, провести его паспортизацию, не единожды участвовали в музейных мероприятиях. Интересна система городских конкурсов этого центра.

Здесь прибавим еще одного неравнодушного человека — Людмилу Карловну Козлову, консультацию у старшего методиста при необходимости можно было получить в любое время.

Результаты у музейного актива получились достойными. Музей прошел паспортизацию только в январе, поэтому ребята приняли участие лишь в третьем этапе конкурса «Школьный музей: новые возможности», который назывался «Школьный музей: взгляд из будущего». Ученики 10 «В» класса Александр Юмашев и Кристина Карвелис подготовили проект «Мечта указывает путь», который в городском музейно-образовательном конкурсе занял первое место.

В краеведческом исследовательском конкурсе «Твоя Москва, твой Кремль, твоя держава» в номинации «Экспонат школьного музея как историческая и культурологическая память» музейные активисты 5 «А» класса Алина Алешечкина и Егор Поляков с проектом «Символ обороны Москвы в школьном музее» сначала успешно прошли заочный тур, о потом в очном соперничестве в Музее Москвы одержали победу.

Литература

Лихарева О. А., Кравцова О. С. 2021. Активные формы и методы воспитательной работы с обучающимися в школьном музее. Вестник Марийского государственного университета 2 (42): 142-148.

Позднякова Т. М. 2017. Школьный музей как центр патриотического воспитания (из опыта работы школьного музея «Память»). Зыряновские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: 136-138. Ряскин В. Н. 2022. Роль школьных музеев в организации патриотического воспитания (из опыта организации школьного музея). Краеведческое образование — основа становления духовно-нравственных ценностей личности: мат-лы Второй науч.-практ. конф.: 157-160. Спиридонова Т. А. 2012. Развитие школьных музеев в России. Образование в современной школе 9: 61-64.

Статья поступила в редакцию 5 мая 2023 г.; рекомендована к печати 23 мая 2023 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация:

Михайлов Михаил Владимирович — mih22003@mail.ru

Museum "Rifle and Guitar" in the service of school education*

M. V. Mikhailov

Museum "Rifle and Guitar", School No. 1515,

10, bul. Generala Karbysheva, Moscow, 123154, Russian Federation

For citation: Mikhailov M. V. 2023. Museum "Rifle and Guitar" in the service of school education. The Issues of Museology 14 (1): 114-125. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.109 (In Russian)

Below is an article by Mikhail Mikhailov, the ideological inspirer, author and head of the school military-historical and literary-musical museum "Rifle and Guitar", solemnly opened on November 25, 2022, at school No 1515 in Moscow. We have taken the liberty of writing this short preliminary text to warn the reader that the published material does not fully meet the formal requirements for academic work, but at the same time it is a valuable source demonstrating new directions in the development of school museums — the largest group of museums in Russia. The fact is that the Museum "Rifle and Guitar" is significantly different from many other military-historical or literary institutions of this kind: the author naturally positions the museum of military bard song as an organic representative of both of these profiles. In addition, a specific function lies in the fact that the creative cultural heritage born in the Soviet-Afghan war (1979-1989), which is little talked about in society, is being transformed into a museum filed. However, the author perfectly illustrates the phenomenon that served as an incentive for the creation of the museum: the bard song of "Afghan" deservedly became one of the main instruments of "people's memory" about the "last war of the great power", and its authors, performers, publishers and curators are among the creators and frequent museum guests. Thus, we can talk about a special, ecological mission that the museum carries: the intangible objects of the historical and cultural environment are preserved and actualized with the help of its direct bearers, not only issues related to school education and upbringing are resolved, but also the urgent social problems of the society's reconciliation with an "unpopular" war.

Keywords: school museum, military-historical museum, literature museum, patriotic upbringing, Soviet-Afghan war.

References

Likhareva O. A., Kravtsova O. S. 2021. Active forms and methods of educational work with students in the

school museum. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta 2 (42): 142-148. (In Russian) Pozdniakova T. M. 2017. School museum as a center of patriotic education (from the experience of the school museum "Memory"). Zyrianovskie chteniia. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: 136-138. (In Russian) Riaskin V. N. 2022. The role of school museums in the organization of patriotic education (from the experience of organizing a school museum). Kraevedcheskoe obrazovanie — osnova stanovleniia dukhovno-nravstvennykh tsennostei lichnosti: mat-ly Vtoroi nauch.-prakt. konf.: 157-160. (In Russian) Spiridonova T. A. 2012. Development of school museums in Russia. Obrazovanie v sovremennoi shkole 9: 61-64. (In Russian)

Received: May 5, 2023 Accepted: May 23, 2023

Author's information:

Mikhail V. Mikhailov — mih22003@mail.ru

* The text is published in the author's edition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.