Научная статья на тему 'Музеи нового типа в Ростовской области: общее и особенное'

Музеи нового типа в Ростовской области: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ростовская область / историко-культурное наследие / музеи / музеефикация / Rostov region / historical and cultural heritage / museums / museumification

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Семенова О.В.

В статье проводится социокультурный анализ новых музеев Ростовской области. Выделяются направления исследовательской деятельности этих учреждений. Описываются практики сотрудничества с государственными, образовательными и общественными организациями. Используя сравнительный и аналитический методы, автор определяет функции музеев, формы и методы работы с посетителями. Приходит к выводу, что, занимаясь музеефикацией и сохраняя историко-культурное наследие, музеи создают новые традиции в обществе, оказывая информационное и образовательное влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museums of a New Type in the Rostov Region: General and Special

The article analyzes the work of new museums opened in recent years in the Rostov region. They were created in accordance with different concepts and have different directions in their work. These are both the museums “Russia – My History” and “Sambek Heights” equipped with the latest technical means, as well as private museum formations – the Don Military History Museum and the historical and ethnographic complex “The Lost World”. Separately, the Museum of the History of Rostov-on-Don, which is in its infancy, is considered. The study was carried out using interviews given to the author by the leaders and organizers of new museum institutions in the Rostov region. Using the comparative method, the author defines the functions of these museums, as well as the forms and methods of working with visitors. The directions of research activities of these institutions are highlighted. The practices of cooperation with state, educational institutions and public organizations are described. Problems of activity and ways of their solution are considered. The ways and methods for the preservation, promotion and use of the historical and cultural heritage of the region with the help and support of museums have been identified. The form of ownership of the institution does not matter for the performance of museum functions. However, state or regional support, forms of public-private partnership are invaluable for the development of museums with a private or public status. The author comes to the conclusion that, being engaged in museumification and preserving the historical and cultural heritage, museums become a kind of centers for attracting public and scientific associations, venues for conferences and forums. They construct new traditions in society, providing informational, educational and organizing influence.

Текст научной работы на тему «Музеи нового типа в Ростовской области: общее и особенное»

54-FZ of May 26, 1996 (as amended on 06/11/2021) "On the Museum Fund of the Russian Federation and Museums in the Russian Federation" (with amendments and additions that entered into force on July 01, 2021)]. [Online] Available from: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ (Accessed: 27.06.2022).

7. Goskatalog.ru (2022) Gosudarstvennyy catalog Muzeynogo fonda Rossiyskoy Federatsii [State Catalogue of the Museum Fund of the Russian Federation]. [Online] Available from: https://goskatalog.ru (Accessed: 02.10.2022).

8. The official website of the Main Information Computing Centre of the Ministry of Culture of the Russian Federation (2022) AS-MUZEY GIVTs [Automatic system MUSEUM from the Main Information Computing Centre]. [Online]. Available from: https:/ /givc.ru/index/museum/as-muzey-givts/ (Accessed: 02.10.2022)

9. Kamis.ru (2022) Avtomatizirovannaya informatsionnaya muzeynaya sistema KAMIS [Automatic information museum system "KAMIS"]. [Online] Available from: https:/ /www.kamis.ru/kamis/kamis-5/ (Accessed:02.10.2022).

10. Official web site of the Ministry of Culture of the Russian Federation (2022) Natsional'nyy proekt "Kul'tura" [National project "Culture"]. [Online] Available from: https://culture.gov.ru/about/national-project (Accessed: 02.10.2022).

УДК 908+069.01+069.68

DOI: 10.24412/2070-075Х-2022-4-99-114

О.В. Семенова

МУЗЕИ НОВОГО ТИПА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОБЩЕЕ

И ОСОБЕННОЕ1

В статье проводится социокультурный анализ новых музеев Ростовской области. Выделяются направления исследовательской деятельности этих учреждений. Описываются практики сотрудничества с государственными, образовательными и общественными организациями. Используя сравнительный и аналитический методы, автор определяет функции музеев, формы и методы работы с посетителями. Приходит к выводу, что, занимаясь музеефикацией и сохраняя историко-культурное наследие, музеи создают новые традиции в обществе, оказывая информационное и образовательное влияние.

Ключевые слова: Ростовская область, историко-культурное наследие, музеи, музеефикация.

Актуальность и научная разработанность. Изменения в обществе непременно ведут к трансформациям в функционировании музеев. Как социокультурные институты они отражают новые открытия и подходы в науке, широкие технические возможности в экспозиционной работе, открывают новые горизонты в просветительской и педагогической среде.

В настоящее время интерес исследователей к современным музеям велик. Можно обратиться к целому ряду работ по социокультурной роли музеев. К таким работам относятся статья Е.М. Морозовой о взаимовлиянии и взаимодействии музеев и общества [1]. Автор согласен с Л.Я. Петруниной, которая считает, что современный музей развивается от профессионального института к социальному благодаря

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ЮНЦ РАН «Политические и социокультурные процессы на Юге России в условиях модернизации (XVII-XXI вв.)» № 122020100347 - 2.

сотрудничеству с культурными и общественными организациями, спонсорами, волонтерами, «друзьями музея» [2].

Осмыслением трансформации музеев в современном обществе стала статья А.А. Будко, который считает, что современные технические новшества создают разнообразные модели музеев. Но это лишь различные грани современного музея. Объединяет их в общую систему единство артефактов, образов и миссий. При этом «музеи могут самостоятельно определять свои задачи, создавать и определять собственные миссии» [3. С. 11].

Л.М. Шляхтина, характеризуя социальные практики современных музеев, отмечает, что динамика развития общества объясняет необходимость модификации функций музея и появление специфических форм взаимодействия между музеем и посетителями [4].

Довольно обширен блок работ по роли современных музеев в сохранении историко-культурного наследия. Это статьи А.В. Суворовой [5], И.В. Чувиловой [6], Н.Д. Мехтиевой [7], А.А. Должонок [8], А.В. Рындина [9], Чэнь Лилун [10]. Исследователи приходят к выводу, что сохранение историко-культурного наследия возможно лишь при активном участии музеев различного типа.

Работ, посвященных социокультурному анализу современных музеев Ростовской области, немного. Можно отметить исследование О.В. Семеновой о постсоветском периоде развития музеев [11] и обзорную статью экономического характера Г.Е. Эн-киль [12].

Цели, задачи и новизна исследования. Предметом исследования стали музейные практики в новых музейных учреждениях Ростовской области. Автор считает, что социокультурный анализ музеев, изучение их деятельности, общение с руководителями и сотрудниками дают толчок к развитию музеев, позволяют оценивать происходящие в музейной сфере изменения, привлекает внимание специалистов-теоретиков и практиков музейного дела. В ходе исследования было поставлено ряд задач - определить причины и пути создания музеев; определить концепции, лежащие в основе работы музеев; выделить направления работы музеев; выявить возможности музеев в сохранении и популяризации историко-культурного наследия; описать практики сотрудничества с государственными и образовательными учреждениями и общественными организациями; рассмотреть формы и методы работы с посетителями. Автор впервые проводит комплексный анализ деятельности новых музейных учреждений, открывшихся за последние 10 лет.

Методы и источники. Эмпирической базой исследования стали интервью, проведенные автором с руководителями и создателями музеев, которые дали оценку деятельности своих музеев с учетом сложностей в работе, перспектив развития, успехов в реализации музейной миссии и форм общественного и научного сотрудничества. В статье были использованы нормативные документы музеев - уставы и программы развития. Важным источником информации стали официальные информационные сайты музеев и электронные ресурсы Правительства Ростовской области. Методологической основой исследования явились работы коллег о современных музеях, их миссии, технических нововведениях и роли музеев в сохранении историко-культурного наследия. В работе использовались принципы объективности, историзма, аналитический метод, а также компаративный и структурно-функциональный культурологический подход.

Основная часть. В Ростовской области существует 44 музея, из них 1 федеральный, 15 - областных и 28 муниципальных [13]. Большей частью эти музеи существуют давно. В них работают постоянные экспозиции и комплекс сменяемых выставок. У ростовчан и жителей Ростовской области существует традиция посещения музеев. Но жизнь не стоит на месте. В стране развивается туризм самого различного уровня. На Юг России в Ростовскую область приезжают люди из разных

уголков России и зарубежья. Растет интерес к самобытной истории Донского края у дончан, стремление гостей из других регионов больше узнать об истории казаков и народов, издавна живущих на Дону.

Органы государственной власти, общественные организации и научные учреждения оказывают поддержку музеям нового типа - музеев, выполняющих в общем-то прежние привычные функции и являющиеся сосредоточением исторической памяти, но выполняющие свои функции по-новому. Успех работы зависит от потребности общества в подобных музеях. В Ростовской области за последние 10 лет появился целый комплекс музеев нового типа, которые изменили отношение посетителей к музеям. Заинтересовали новыми подходами и формами работы с посетителями. Наполнили музейное пространство новым содержанием.

К таким музеям относятся:

1. Мультимедийный исторический парк «Россия - Моя история».

2. Музей истории города Ростова-на-Дону.

3. Народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты».

4. Донской военно-исторический музей.

5. Этно-археологический комплекс «Затерянный мир».

Россия - Моя история

В 2013 году в России стартовал один из самых внушительных и масштабных проектов, призванных приобщить граждан нашей страны к историческому прошлому -комплекс мультимедийных исторических парков «Россия - Моя история». К 2022 г. в стране работают уже 24 объекта. Один из них в октябре 2018 г. был основан в Ростове-на-Дону, став восемнадцатым парком России. Хотя в названии отсутствует слово «музей», функции, которые несет парк, во многом соответствуют музейным параметрам. В техническом отношении это музей нового типа. Он несет яркую, выразительную, запоминающуюся историческую информацию. Дает возможность проведения экскурсий и уроков по любому историческому периоду. Парк стал центром проведения тематических лекций и экскурсий, выставок и конференций, центром переподготовки учителей истории.

Исторический парк так гармонично вписался в жизнь города и области, что кажется, будто он существует уже давно. «Россия - Моя история» представляет собой выставочное пространство, не являясь классическим музеем. В нем задействованы сотни единиц мультимедийного и интерактивного оборудования, дающие возможность ознакомиться с историей нашей страны. Поводом создания комплекса исторических парков «Россия - Моя история» было стремление Фонда гуманитарных проектов вспомнить о достижениях и проблемах, которые издавна приходилось решать нашей стране, а также благодарность нашим предкам за труд во благо Отчизны, подчас связанный с личной жертвой [14. С. 1].

В настоящее время в парке работает около 50 специалистов (экскурсоводы, методисты, научные сотрудники и инженеры, обеспечивающие бесперебойную работу оборудования) [15]. Комплекс функционирует не только как выставочное пространство, но и как общественный, образовательный, воспитательный центр. Здесь проходят конференции и семинары. Создаются новые выставки, отражающие неизвестные страницы истории Донской земли. Проходят познавательные конкурсы и викторины для молодежи и школьников.

Интерактивное оборудование дает возможность посетителям выбирать наиболее интересные темы. Просматривать документы и фотографии. Возвращаться к наиболее увлекательным эпизодам. Яркость и современность цифрового контента привлекает посетителей. Дает возможность познакомиться с интереснейшими историческими событиями. Почувствовать гордость за свою страну. Если в узком смысле парк не может музеефицировать экспонаты, т.к. они отсутствуют (превратить материальный объект историко-культурного наследия в предмет показа), то в широком смысле,

безусловно, музей совершает это, хотя и виртуальным образом. Деятельность музея, его сотрудников способствует сохранению и популяризации историко-культурного наследия России и Ростовской области[15].

На работу парка «Россия - Моя история» большое влияние оказывают органы государственной власти: правительство Ростовской области, Министерство культуры и министерство образования РО. С их помощью координируются многие образовательные инициативы, оказывается финансовая поддержка. Парк сотрудничает с целым рядом организаций и общественных объединений. Так, на базе комплекса работает Центр российско-сербской дружбы. Регулярно проводятся мероприятия с армянской и греческой общинами. Парк взаимодействует со структурами Русской православной церкви. Многие мероприятия проходят при участии регионального объединения Росмолодежь [15].

В 2022 г. парк стал серьезной образовательной площадкой, на базе которой проходят занятия по повышению квалификации для преподавателей истории Юга России, в том числе из ДНР и ЛНР. Серьезную методическую поддержку парку оказывают историки - преподаватели вузов, научные сотрудники донских музеев, археологи, ученые ЮНЦ РАН [15].

За время работы парка сложились традиции отмечать памятные даты открытием новой интерактивной выставки (День победы, День космонавтики, ит.д.). Праздничные программы готовятся сотрудниками к народным календарным праздникам -Святки, Масленица и т.д. Большим событием в августе 2022 г. стал праздник День российского флага. Положено начало отмечать 1 сентября Условной линейкой [15].

Таким образом, можно утверждать, что парк «Россия - Моя история» выполняет функции музея, являясь по сути музеем нового типа, лишенным экспонатов хранения, но выполняющим ту же функцию.

Музей истории города Ростова-на-Дону

Долгие годы краеведы, историки и активисты-общественники обсуждали возможность создания музея в г. Ростове-на-Дону. Ростов - город богатых культурных и научных традиций. Он является родиной ряда выдающихся деятелей и местом интереснейших исторических событий. По мнению ростовчан, создать музей истории было просто необходимо. Такая возможность была предоставлена в августе 2020 г., когда вышло постановление о создании муниципального автономного учреждения «Музей истории города Ростова-на-Дону». В постановлении администрации г. Ростова-на-Дону была указана цель деятельности музея - «Осуществление просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также создание условий для туристкой деятельности» [16]. Музею передавалось помещение в центре города по адресу ул. Московская, 72 - одно из красивейших зданий города площадью 2,1 тыс. кв. м.

Музей истории города Ростова-на-Дону.

Фото:

Сергей Меняйленко / kg-rostov.ru

В процессе создания музея был принят его Устав. В нем определены основные виды деятельности, включающие:

- учет, хранение, консервацию, реставрацию, коллекционирование и экспонирование музейных предметов;

- комплектование фондов;

- систематизацию предметов фонда хранения и формирование электронной базы;

- проведение научных исследований и научных мероприятий (семинаров, симпозиумов, конференций);

- представление выставок и коллекций других музеев России;

- проведение экспертизы культурных ценностей;

- организация научных экспедиций;

- экскурсионное, лекционное и консультативное обслуживание посетителей [17].

В настоящее время музей переживает период становления. Здание, переданное

ему, требует ремонта и реконструкции. Музей до завершения ремонта функционирует в здании исторического парка «Россия - Моя история». Несмотря на отсутствие отремонтированного помещения, сотрудники музея работают в полную силу. Они формируют музейный фонд, главным образом принимая и описывая дары жителей города. В сентябре 2022 г. количество экспонатов достигло 1 тыс. единиц хранения. Большая часть из них занесена в Государственный каталог музейного фонда РФ. Эти экспонаты уже начали свою музейную жизнь. С их использованием сотрудники подготовили и провели 8 выставок, такие как «За школьным порогом война», «Образы Ростова в предметах ростовчан», «Миры Алексея Шагинова» и др. [18].

Идет активная работа по ремонту здания. Прорабатывается концепция музея. По мнению директора Сергея Юрьевича Гордиенко, основная задача музея - стать визитной карточкой города. Экспонаты на выставках должны повествовать о выдающихся людях и интересных событиях. В идеале С.Ю. Гордиенко планирует в дальнейшем создание музея-заповедника в границах исторического центра Ростова-на-Дону. Такой музей включит десятки исторических мест, музеефицирует исторические и архитектурные памятники, превратит центр города в объект туристического показа и предмет научного исследования [18].

В процессе создания музея, по словам директора, на всех этапах сотрудники ощущают поддержку администрации города и управления культуры. По словам С.Ю. Гордиенко, в работе практически по любому вопросу «нет закрытых дверей» [18].

Активно помогают становлению музея общественные организации «Мой фасад», «Поток», ВООПИиК, Союз писателей, Союз архитекторов, Союз художников, ростовские краеведы. Хотя музей еще не заработал в полную силу, он уже становится центром общественных и культурных инициатив. Эксперты из творческих союзов и активисты общественных объединений принимали участие на всех стадиях основания музея. Они проводили компании по сбору подписей ростовчан в адрес городских властей, чтобы добиться основания музея. Обсуждали возможные варианты зданий, предлагаемых музею. Проводятся субботники в здании музея и на околомузейной территории. Регулярно освещается ход работы в социальных сетях и на электронных сайтах своих организаций. На постоянной основе в музее функционирует общественная рабочая группа, на заседаниях которой обсуждаются самые важные вопросы: развитие концепции музея, возможности скорейшего завершения ремонта и реконструкции здания, пути создания постоянной экспозиции и временных выставок. Такой подход к созданию Музея истории города привлекает и специалистов-экспертов, и молодежь, с воодушевлением поддерживающую начинания организаторов и сотрудников музея [18].

Трудно прогнозировать будущее этого музея. Однако энтузиазм создателей, общественный характер решения всех вопросов, профессиональный подход в планировании работы и формировании фондов позволяют надеяться, что в скором времени

Ростов-на-Дону украсит музей новый не только по форме, но и по содержанию. Такой подход в музейной деятельности является большим достижением не только областного, но и регионального масштаба. Успешное завершение подготовительного периода и начало работы постоянной экспозиции вполне может стать эталонным для музейщиков Юга России. Идея музея истории родного города объединяет людей, дает возможность внести свой вклад в изучение и сохранение историко-культурного наследия малой родины.

Народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» Ростовская область тяжело пострадала от гитлеровской оккупации. Были разрушены города и станицы, заводы и фабрики. Погибли на фронтах, по официальным данным, 324 549 жителей области. Зверски уничтожены немецко-фашистскими захватчиками 182 000 мирных жителей. В Германию было угнано около 53 000 человек [19. С. 90]. Около трех лет по территории области проходила линия фронта. Однако до 2020 г. в Ростовской области не существовало государственного музея Великой Отечественной войны. В 2013 г. Правительством Ростовской области было принято решение о строительстве музейного комплекса «Самбекские высоты». По договору Комбинат музейно-выставочного искусства г. Санкт-Петербурга (КМВИ) к 2020 г. создал архитектурно-художественный проект музейной экспозиции «Дон в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 2015 г. музей был заложен, а 30.08.2020 г. состоялось торжественное открытие музейного комплекса, который расположился на площади 13,5 гектара [19. С. 100]. Музей стал воистину народным, поскольку гражданами (бизнесменами, ветеранами, организациями, частными лицами) внесено на строительство около 600 миллионов рублей [19. С. 107].

Музей организационно является отделом Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника (ТГЛИАМЗ). Комплекс находится в Неклиновском районе у поселка Самбек. В годы Великой Отечественной войны здесь проходила линия фронта. «Миус-фронт» - укрепленный оборонительный рубеж вермахта на западном берегу реки Миус - был создан в декабре 1941 года. В состав музейного комплекса входит уже существующий мемориальный комплекс «Мемориал Славы на Самбекских высотах» (открыт в мае 1980 г., авторы - бакинский скульптор Эльджан Сейфула оглы Шамилов и ростовские архитекторы Владимир Иванович Григор и Иван Владимирович Григор). Музей схож по структуре с музеем на Поклонной горе в Москве. В нем 11 выставочных залов, фондохранилище и открытая выставочная площадка с экспонатами (военной техникой) и фортификационными сооружениями (дзоты, доты, блиндажи и траншеи). На территории находится мемориальный комплекс «Памяти павших героев», концертная площадка и часовня, молодой Сад Победы.

Площадь экспозиции «Дон в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» составляет 2100 кв. м. Ее могут осмотреть более 800 человек в день. В выставочных залах представлены документы и фотографии, а также вещественные экспонаты. Все они повествуют о событиях в годы Великой Отечественной войны. О боях на Миус-фронте, во время которых Красная армия потеряла убитыми, пропавшими без вести, умершими от ран и искалеченными 839 000 военнослужащих [19. С. 107]. Много на выставке материалов о героизме советских людей, о трудовом подвиге жителей области, об оккупационном режиме на Юге России. Материалы передавались для нового музея архивами, жителями Ростовской области, а также поисковыми отрядами «Память-Поиск», «Миусская высота», «Скиф», «Антей», поисковым объединением «Миус-фронт». В настоящее время представлено в экспозиции и хранится в фондах порядка 4 тысяч единиц хранения [20].

Эмоциональное восприятие экспозиции усиливается благодаря комплексу интерактивного музейного оборудования, позволяющего создавать голографические образы,

демонстрировать видео- и аудиофайлы с документами и материалами. Посетители могут воспользоваться интерактивными экранами и прочитать либо посмотреть интересующую их информацию помимо рассказанного экскурсоводом. Большая часть посетителей - дети. Поэтому сотрудниками музея разработана и проходит апробацию концепция «Непрерывного музея». Она заключается в подготовке на базе постоянной экспозиции экскурсий, мероприятий, квестов, увлекательных интерактивов для детей разного возраста. Такой подход привлекает ребят в музей не единожды, позволяя со временем, постепенно погружаться в сложный для детей материал [20].

Музею оказывается мощнейшая поддержка со стороны Правительства Ростовской области, Министерства культуры, научных и образовательных организаций, Южного научного центрам РАН. Музей сотрудничает с общественными и молодежными движениями «Дороги славы нашей истории», «Донцы», с кадетскими корпусами. На территории комплекса принимают в свои ряды представители Юнармии и Росгвардии. Здесь проходили мероприятия военно-технического форума «Армия-2022» [20].

Музей, обладая огромным творческим потенциалом, развивается, уверенно входя в число знаковых военно-исторических музеев России. Сохраняя реликвии и неся память о трагических событиях Великой Отечественной войне, музей выполняет свою миссию, являясь музеем нового типа.

Донской военно-исторический музей

В Мясниковском районе в хуторе Недвиговка находится частный Донской военно-исторический музей, который по имени его основателя Ивана Юрьевича Стреляе-ва в народе называют Стреляевским. Основатель и директор музея - учредитель поискового объединения «Миус-фронт». Музей был зарегистрирован в 2006 г. и является одним из крупнейших частных музеев России с коллекцией военной техники [21].

Музей занимает территорию 2 га и представляет собой реконструкцию средневековой крепости. На его территории находятся ангары с экспонатами и мастерскими, где технику ремонтируют и реконструируют. Экспонаты, запасные части для них, предметы атрибутики И.Ю. Стреляев, будучи успешным предпринимателем, приобретает за свой счет [21].

В первые годы существования музея из-за строительства на территории комплекса экскурсии на регулярной основе не проводились. После окончания основных работ по строительству и благоустройству комплекса музей работает для посетителей на регулярной основе по выходным и праздничным дням. Сотрудники рассказывают экскурсантам об особенностях техники времен Великой Отечественной войны. Это танки, пушки, зенитные орудия, стрелковое оружие, легендарная «Катюша», автомобили тех лет. За каждым экспонатом стоит большая история. Техника в основном исправна и на ходу. В дни больших праздников в День Победы машины участвуют в мероприятиях и передвижных выставках военной техники и вооружения. Сотрудники музея вместе с техникой принимают участие в исторических реконструкциях боев за Ростов и Ростовскую область. По словам И.Ю. Стреляева, сотрудничество с государственными структурами складывается сложно. Гранты на развитие музея получить практически невозможно. Поддержка осуществляется ситуативно. Например, выделены средства на проведение реконструкции освобождения Ростовской области [21].

Вокруг музея и поискового объединения «Миус-фронт» сложилась группа единомышленников, которые не только участвуют в поисковых экспедициях, но и ведут просветительскую и патриотическую работу среди молодежи и школьников. В их числе профессиональные историки, педагоги, предприниматели, ветераны боевых действий, краеведы, инженеры и механики. Сотрудники музея и представители поискового объединения проводят экскурсии, встречи и беседы с ребятами об истории Великой Отечественной войны и вкладе Ростовской области в дело Победы над фашизмом. Под их руководством на территории области в местах боев работают поисковые

отряды, в том числе и молодежные. При участии сотрудников музея, с использованием его экспонатов, а также благодаря военным историкам и реконструкторам создаются видеоролики о событиях военных лет [22]. Музеем сняты документальные фильмы-реконструкции «Азовское осадное сидение», «Снайпер», «Сталинград», «Афган 1979-1989», «Герои Дона», «Прорыв «Миус-фронта»», «Донской военно-исторический музей» [23]. Это документальные фильмы и фильмы с использованием военно-исторических реконструкций.

У музея с его экспонатами много постоянных посетителей. Особенно часто приезжают в музей на целый день семьи с детьми. Музей расположен в живописном месте и хорошо оборудован всем необходимым для экскурсий и отдыха. Привлекает возможность не только увидеть настоящие боевые машины, но и потрогать их, попасть внутрь и даже покататься на танке времен Великой Отечественной войны. Сотрудники и экскурсоводы одеты в форму тех лет. В музее можно увидеть и приобрести реконструкции военного обмундирования, знаки отличия, предметы военной экипировки и значки. На территории музея работает полевая кухня и посетители с удовольствием пробуют походную кашу и чай. Малыши под руководством художника-керамиста могут попробовать вылепить поделки из глины или порисовать. Осматривая экспонаты в музее, можно узнать об исторических событиях и развитии техники и вооружения. Однако автор наблюдала и интересный феномен - после экскурсии большинство посетителей радуются, что война в прошлом, а осмотр военной техники - всего лишь семейное познавательное мероприятие в выходной день. Многие чувствуют облегчение от мысли, что эта грозная техника никогда не будет больше выполнять свою функцию.

Донской военно-исторический музей смог собрать в качестве экспонатов свидетельства прошлых трагических событий. Сотрудники и помощники музея - большие энтузиасты своего дела. Они принимают участие в поисковых экспедициях и исторических реконструкциях, занимаются ремонтом техники. Музей стал для жителей региона символом Мира и Победы.

Этноархеологический комплекс «Затерянный мир»

Большой интерес для специалистов-историков, археологов, этнографов, а также для широкого круга посетителей представляет частный музей «Затерянный мир». Он создан в 2011 г. и находится в хуторе Пухляковский Усть-Донецкого района Ростовской области.

Музей организован на территории бывшего пионерского лагеря площадью около 6 га. В 2009-2011 гг. ростовские археологи, выпускники Ростовского государственного университета кандидаты исторических наук братья Андрей Витальевич и Виктор Витальевич Цыбрии осуществляли идею создания историко-археологического интерактивного музейного комплекса. Концепцией музея стала идея Тропы истории. В соответствии с этим были построены комплексы-реконструкции позднекаменного века (3 жилых объекта - два наземных жилища и полуземлянка, мастерская, родовое святилище с тотемом) и бронзового века (подворье эпохи бронзы с большим жилым домом, хозяйственными постройками и литейной мастерской). Была предпринята реконструкция курганного комплекса в натуральную величину с захоронениями разных эпох от энеолита до Средневековья с оригинальными погребениями, со стелой половецкого времени на вершине и с поминальной площадкой. Объекты-реконструкции создавались в контексте экспериментальной археологии. Это направление в археологической науке, позволяющее экспериментальным методом восстановить древние жилища, ремесла и технологии. Экспериментальная археология довольно широко распространена в науке и в мире [24]. В России это направление активно разрабатывается в Санкт-Петербурге в экспериментально-трасологической лаборатории Института истории материальной культуры Российской академии наук. Андрей и Виктор Цыбрии создавали свой музей с расчетом на проведение интерактивных

занятий с посетителями, включающих изготовление и использование каменных орудий труда, рыболовных сетей, гончарного производства, добычу огня и т.п. [25]. Постепенно число объектов на территории комплекса увеличивалось, а интерес посетителей возрастал.

Спустя несколько лет музей обрел свою этнографическую часть - казачью. Было построено здание - реконструкция казачьего куреня, в котором располагается коллекция предметов казачьего быта. В цокольном этаже находится этноархеологи-ческий музей с экспонатами от эпохи палеолита до времен Великой Отечественной войны. Кроме того, в этнографический комплекс вошли и другие созданные объекты показа - крепостица раннего казачьего времени, уникальная работающая ветряная мельница с исправным подлинным механизмом, хозяйственный двор с постройками, летняя кухня, мастерские, кузня. Эти объекты дают представление об истории, быте, хозяйственных традициях и ремеслах донских казаков. Экспонаты этого комплекса куплены либо приняты в дар семьей Цыбрий для музея. В мастерских и в кузне проводятся интерактивные занятия для групп (обычно детских) и индивидуально для взрослых [25].

Музейный комплекс занимает большую территорию и требует значительных усилий по содержанию, ремонту и развитию. Поскольку музей частный, организаторы полностью содержат его за свой счет, финансируя работу научных сотрудников, охрану, коммунальные платежи, костюмы и материалы для интерактивов и мероприятий. Содержание такого большого музейного комплекса было бы невозможно, если бы организаторы не определились с формой работы комплекса и не предусмотрели ремонт и перестройку спальных корпусов для проживания туристов. Территория комплекса оборудована не только для экскурсий и интерактивов, но и для активного семейного отдыха [25].

Одним из направлений работы музейного комплекса является проведение исто-рико-этнографических праздников и фестивалей. За прошедшие 10 лет стали неотъемлемой частью жизни хутора Пухляковский и «Затерянного мира» яркие и познавательные Масленница, Праздник донской селедки, Праздник Ивана Купала, Фестиваль Донская лоза, праздник Покрова. На эти праздники в Затерянный мир приезжают не только жители Ростовской области, но и гости из других регионов России.

В Затерянном мире круглогодично идет работа по подготовке к сдаче на хранение в государственные музеи археологических коллекций (музей не имеет права хранить археологические коллекции). Проводятся научные семинары, конференции, археологические научные школы. Выбор места для организации музея был не случайным. Совсем рядом, между станицей Раздорской и хутором Пухляковский, находятся известные археологические памятники «Раздоры-1», «Раздоры-2» и «Ракушечный яр» (на острове Поречный). Все эти годы душой музея, его бессменным экспертом был Владимир Яковлевич Кияшко, руководитель археологических исследований этих памятников. Музейный комплекс стал центром притяжения работы многих археологических экспедиций. Активно идет сотрудничество с музеем «Эрмитаж». За годы существования музея сюда приезжали и работали археологи из 30 стран мира [25].

«Затерянный мир» выполняет общепринятые функции музея. Собирает и хранит экспонаты, изучает и обрабатывает их. Занимается образовательной и просветительской работой с детьми и подростами. По мнению Андрея и Виктора Цибриев, их музей несет еще одну функцию - борется с лженаукой. Посетители комплекса получают здесь только точные научные сведения [25].

Представители органов государственной власти, администрация области и Усть-Донецкого района с радостью приветствуют работу такого социально ориентированного объекта. «Затерянный мир» привлекает не только туристов, но и специалистов в области туризма, музейных сотрудников, экспертов в области охраны историко-культурного наследия. Однако помощи этому частному музею ждать неоткуда. Хотя он

работает для посетителей всего 6 месяцев в году, счета приходят в течение всего года. По мнению Андрея и Виктора Цыбриев, огромной поддержкой могло бы стать частно-государственное партнерство. Оно могло быть выражено в поддержке научного персонала (сотрудники ведут работу по обработке находок из экспедиций на Юге России) и их финансовой поддержке. Бесценной стала бы помощь в газификации. Также необходимо было бы пересмотреть коммунальные тарифы для такого объекта, как «Затерянный мир» и других частных музеев. Однако подобные практики пока отсутствуют [25].

Уникальный историко-археологический и этнографический комплекс, сочетающий в себе функции музеефикации объектов, воспитательную и просветительную функции, существует на энтузиазме семьи Цыбрий. Такой комплекс один как в Ростовской области, так и на Юге России. И хотя примером для археологов послужили подобные музеи Германии и Голландии, они не копировали их. Братья Цыбрий создали неповторимый центр, позволяющий изучать и реконструировать древние ремесла, любить родной край и гордиться своими предками.

Выводы. Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что открывшиеся за последние 10 лет музеи Ростовской области существенным образом отличаются от прежних традиционных музеев. Изменения в обществе меняют структуру музеев и их функции. Музеи возникают и существуют параллельно, не мешая, а, скорее, дополняя друг друга, освещая различные темы и периоды. Как учреждения культуры, они продолжают выполнять функции сохранения ИКН (историко-культурного наследия) и его изучения, занимаются музеефикацией, включают в свое музейное пространство природно-культурный ландшафт, создают новые культурные традиции в обществе и среди молодежи. Несомненно, музеи становятся своеобразными центрами привлечения общественных и научных ассоциаций, местами проведения конференций, форумов и фестивалей.

Можно отметить различие между традиционными музеями и музеями нового типа. Прежние музеи отлично справлялись со своими основными задачами - сохранять, изучать и демонстрировать экспонаты в витринах. Музеи нового типа, используя многообразные технические возможности и формы работы, преодолевают стеклянную стену между предметом и экскурсантом. Музеи и их сотрудники осуществляют непосредственное включение посетителей в процесс восстановления исторической реальности и погружения в другие эпохи.

Анализируя возникновение и развитие в Ростовской области музеев нового типа следует признать, что наблюдается тенденция создания как государственных, так и частных музеев. Организация исторической реконструкции, безусловно, грамотной и профессиональной, позволяет привлечь внимание различных возрастных групп. Общество с интересом принимает новые формы познания исторического прошлого. Посетители охотно участвуют в интерактивных занятиях и квестах. Наблюдаются не только организованные групповые посещения музеев, но и семейные. Жители участвуют в создании музеев, приносят в дар документы, фотографии, другие экспонаты. В процесс создания музеев активно включаются общественные движения и молодежные организации, региональные творческие союзы. Без государственной и муниципальной поддержки работа музеев, даже частных, была бы невозможна. Но помощь должна быть адресной. Она может касаться как экономических и хозяйственных вопросов (корректировка коммунальных тарифов для музеев как социально значимых объектов), так и организационных (например, поддержка сельских школ в организации экскурсий в музеи области).

Освещая различные темы, охватывая разные исторические периоды, используя многообразные формы, методы и технические устройства, музеи формируют у посетителей живой интерес к своему краю, сопричастность к истории. Гордость за своих предков, свою страну и семью. Новые музеи находятся в настоящее время

в стадии становления и развития. Однако, несомненно, это тот ресурс, который позволяет в дальнейшем объединять людей, помогать им думать, сохранять историческую память. В этом и заключается социокультурная миссия музеев.

Литература

1. Морозова Е.В. Музей и современное общество: взаимовлияние и взаимодействие // Царскосельские чтения. 2015. № XIX. С. 128-133. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/muzey-i-sovremennoe-obschestvo-vzaimovliyanie-i-vzaimodeystvie (дата обращения: 10.10.2022).

2. Петрунина Л.Я. От традиционного музея к социальному институту // Вопросы музеологии. 2020. 11 (1). С. 133-140. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.113 (дата обращения: 10.10.2022).

3. Будко А.А. Образ музея в XXI веке // Труды СПБГИК. 2015. С. 11-18. №. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obraz-muzeya-v-xxi-veke (дата обращения: 13.10.2022).

4. Шляхтина Л.М. Социальные практики современного музея: границы доступности // Вопросы музеологии. 2014. № 2 (10). С. 10-15. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnye-praktiki-sovremennogo-muzeya-granitsy-dostupnosti (дата обращения: 13.10.2022).

5. Суворова А.В. Роль музея в сохранении культурного наследия //Cultureand Civilization. 2016. Vol. 6.Is. 5А. С. 390-396.

6. Чувилова И.В. Актуализация историко-культурного наследия и сохранение идентичности: музейные решения // Гуманитарные науки в Сибири. 2017 г. Том 24. № 1. С. 81-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мехтиева Н.Д. Роль музеев в историко-культурном наследии в евразийском контексте (70-80 гг. XX века) // Ученые записки (АГАКИ). 2017. № 2 (12). С. 246250. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzeev-v-istoriko-kulturnom-nasledii-v-evraziyskom-kontekste-70-80-gg-xx-veka (дата обращения: 13.10.2022).

8. Должонок А.А. Роль музея в сохранении культурного наследия исторического города // Искусство и культура. 2020. Том 40. № 4. С. 71-75. URL: https:// journals.vsu.by/index.php/iic/article/view/790/1619 (дата обращения: 13.10.2022).

9. Рындин А.В., Белозерова М.В., Куринских П.А. Современные подходы в формировании социальных коммуникаций на объектах культурного и природного наследия в системе РАН // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 57. С. 45-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-v-formirovanii-sotsialnyh-kommunikatsiy-na-obektah-kulturnogo-i-prirodnogo-naslediya-v-sisteme-ran (дата обращения: 13.10.2022).

10. Чэнь Лилун. Охрана нематериального культурного наследия в Китае и России: опыт сравнительного анализа // Культурная жизнь Юга России. 2022. № 2 (85). С. 93-100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-v-kitae-i-rossii-opyt-sravnitelnogo-analiza (дата обращения: 14.10.2022).

11. Семенова О.В. Основные тенденции развития современных музеев в Ростовской области (1990-2016) // Русская старина. 2016. Т. 4 (20). С. 262-274.

12. Экиниль Г.Е., Красникова А.Д. Современное состояние и перспективы развития музеев Ростовской области // Экономические исследования и разработки, электронный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10. URL: http://edrj.ru/archieve.html (дата обращения: 14.09.2022).

13. Дмитриева А.А. О развитии музейного дела в Ростовской области: доклад на расширенном заседании Правительства Ростовской области 22.09.2021. Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: https://www.donland.ru/report-speech/238/ (дата обращения:19.10.2022).

14. Моя история. Романовы. Медиагид. М.: Фонд Гуманитарных Проектов, 2017. 44 с.

15. Интервью с Виктором Николаевичем Гладким, руководителем исторического парка «Россия - моя история». Интервьюер: О.В. Семенова. 13.09.2022. Продолжительность 81 мин. Место проведения: г. Ростов-на-Дону, Мультимедийный исторический парк «Россия - моя история» // Архив лаборатории истории и этнографии ЮНЦ РАН.

16. О создании муниципального автономного учреждения «Музей истории города Ростова-на-Дону». Постановление администрации города Ростова-на-Дону № 744 от 04.08.2020 г.

17. Устав автономного муниципального учреждения «Музей истории города Ростова-на-Дону».

18. Интервью с Сергеем Юрьевичем Гордиенко, директором музея истории г. Ростова-на-Дону. Интервьюер: О.В. Семенова. 20.08.2022. Продолжительность 89 мин. Место проведения: г. Ростов-на-Дону, Мультимедийный исторический парк «Россия - моя история» // Архив лаборатории истории и этнографии ЮНЦ РАН.

19. Подвигу жить в веках. Народный военно-исторический комплекс «Самбек-ские высоты» / Сост. В.И. Афанасенко. Ростов-на-Дону, 2020. 152 с.

20. Интервью с Юлией Владимировной Меняйленко, заместителем директора ГБУК РО «Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник» руководителем Музейного комплекса «Самбекские высоты». Интервьюер: О.В. Семенова. 11.10.2022. Продолжительность 102 мин. Место проведения: -Ростовская область, Неклиновский район, 53 км трассы Ростов-на-Дону - Таганрог Донской Военно-исторический музей Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» // Архив лаборатории истории и этнографии ЮНЦ РАН.

21. Ткачева К.В. Частный музей. Ростовский бизнесмен собирает танки времен войны// Аргументы и факты. № 22. Аргументы и факты на Дону. 28.05.2022. Электронный сайт. URL:https://rostov.aif.ru/society/persona/1178310 (дата обращения 16.10.2022).

22. Донской военно-исторический музей. Электронный сайт. URL: http://donskoy-museum.com/nashi_roliki (дата обращения: 20.09.2022).

23. Донской военно-исторический музей. Электронный сайт. URL: http:// donskoy-museum.com/nashi_filmy (дата обращения: 20.09.2022).

24. Аяпова Д.Б., Умиткалиев У.У. История экспериментальных исследований в археологии // Вестник Евразийского национального университета Л.Н. Гумилева. Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение. № 3 (128). 2019. С. 8-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-eksperimentalnyh-issledovaniy-v-arheologii (дата обращения: 14.11.2022).

25. Интервью с Андреем Витальевичем Цыбрием и Виктором Витальевичем Цыбрием, создателями и руководителями ООО «Этноархеологического комплекса «Затерянный мир». Интервьюер: О.В. Семенова. 29.08.2022. Продолжительность 106 мин. Место проведения: Ростовская область, Усть-Донецкий район, х. Пухляковский этно-археологический комплекс «Затерянный мир» // Архив лаборатории истории и этнографии ЮНЦ РАН.

Museums of a New Type in the Rostov Region: General and Special

Kul'tumaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2022, 4 (87), 99-114. DOI: 10.24412/2070-075X-2022-4-99-114

Olga V. Semenova, Federal Research Center Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: oliko_sov@mail.ru Keywords: Rostov region, historical and cultural heritage, museums, museumification.

The article analyzes the work of new museums opened in recent years in the Rostov region. They were created in accordance with different concepts and have different directions in their work. These are both the museums "Russia - My History" and "Sambek Heights" equipped with the latest technical means, as well as private museum formations - the Don Military History Museum and the historical and ethnographic complex "The Lost World". Separately, the Museum of the History of Rostov-on-Don, which is in its infancy, is considered. The study was carried out using interviews given to the author by the leaders and organizers of new museum institutions in the Rostov region. Using the comparative method, the author defines the functions of these museums, as well as the forms and methods of working with visitors. The directions of research activities of these institutions are highlighted. The practices of cooperation with state, educational institutions and public organizations are described. Problems of activity and ways of their solution are considered. The ways and methods for the preservation, promotion and use of the historical and cultural heritage of the region with the help and support of museums have been identified. The form of ownership of the institution does not matter for the performance of museum functions. However, state or regional support, forms of public-private partnership are invaluable for the development of museums with a private or public status. The author comes to the conclusion that, being engaged in museumification and preserving the historical and cultural heritage, museums become a kind of centers for attracting public and scientific associations, venues for conferences and forums. They construct new traditions in society, providing informational, educational and organizing influence.

References

1. Morozova, E.V. (2015) Muzey i sovremennoe obshchestvo: vzaimovliyanie i vzaimodeystvie [Museum and modern society: mutual influence and interaction]. Tsarskosel'skie chteniya - Tsarskoye Selo Readings. XIX. pp. 128-133. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-i-sovremennoe-obschestvo-vzaimovliyanie-i-vzaimodeystvie (Accessed: 10.10.2022).

2. Petrunina, L.Ya. (2020) Ot traditsionnogo muzeya k sotsial'nomu institutu [From a traditional museum to a social institution]. Voprosy muzeologii - Questions of Museology. 11(1). pp. 133-140. [Online] Available from: https://doi.org/10.21638/11701/ spbu27.2020.113 (Accessed: 10.10.2022).

3. Budko A. A. (2015) Obraz muzeya v XXI veke [The image of the museum in the XXI century]. Trudy SPBGIK - Works of SPBGIK. pp. 11-18. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-muzeya-v-xxi-veke (Accessed: 13.10.2022).

4. Shlyakhtina, L.M. (2014) Sotsial'nye praktiki sovremennogo muzeya: granitsy dostupnosti [Social practices of the modern museum: the limits of accessibility]. Voprosy muzeologii - Questions of Museology. 2 (10). pp. 10-15. [Online] Available from: https:/ /cyberleninka. ru/article/n/sotsialnye-praktiki-sovremennogo-muzeya-granitsy-dostupnosti (Accessed: 13.10.2022).

5. Suvorova, A.V. (2016) Rol' muzeya v sokhranenii kul'turnogo naslediya [The role of the museum in the preservation of cultural heritage]. Culture and Civilization. 6, Is. 5A. pp. 390-396.

6. Chuvilova, I.V. (2017) Aktualizatsiya istoriko-kul'turnogo naslediya i sokhranenie identichnosti: muzeynye resheniya [Actualization of historical and cultural heritage and preservation of identity: museum solutions]. Gumanitarnye nauki v Sibiri - Humanitarian Sciences in Siberia. 1, Is. 24. pp. 81-85.

7. Mekhtieva, N.D. (2017) Rol' muzeev v istoriko-kul'turnom nasledii v evraziyskom kontekste (70-80 gg. XX veka) [The role of museums in the historical and cultural heritage in the Eurasian context (70-80s of the 20th century)]. Uchenye zapiski (AGAKI) - Scientific

"Культурная жизнь Юга России" 112- -

Notes (AGACI). 2 (12). pp. 246-250. [Online] Available from:https://cyberleninka.ru/article/ n/rol-muzeev-v-istoriko-kulturnom-nasledii-v-evraziyskom-kontekste-70-80-gg-xx-veka (Accessed: 13.10.2022).

8. Dolzhonok, A.A. (2020) Rol' muzeya v sokhranenii kul'turnogo naslediya istoricheskogo goroda [The role of the museum in preserving the cultural heritage of the historic city]. Iskusstvoikul'tura - Art and Culture. 4, Is. 40. pp.71-75. [Online] Available from: https://journals.vsu.by/index.php/iic/article/view/790/1619 (Accessed: 13.10.2022).

9. Ryndin, A.V., Belozerova, M.V., Kurinskikh, P.A. (2021) Sovremennye podkhody v formirovanii sotsial'nykh kommunikatsiy na ob'ektakh kul'turnogo i prirodnogo naslediya v sisteme RAN [Modern approaches to the formation of social communications at cultural and natural heritage sites in the RAS system]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'turyi i skusstv - Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 57. pp. 45-57. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-podhody-v-formirovanii-sotsialnyh-kommunikatsiy-na-obektah-kulturnogo-i-prirodnogo-naslediya-v-sisteme-ran (Accessed: 13.10.2022).

10. Chen' Lilun (2022) Okhrana nematerial'nogo kul'turnogo naslediya v Kitae i Rossii: opyt sravnitel'nogo analiza [Protection of Intangible Cultural Heritage in China and Russia: Comparative Experience]. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South. 2 (85). pp. 93-100. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/ n/ohrana-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-v-kitae-i-rossii-opyt-sravnitelnogo-analiza (Accessed: 14.10.2022).

11. Semenova, O.V. (2016) Basic Tendencies of Development of the Modern Museumsin the Rostov Region (1990-2016). Russkaya Starina - Russian Antiquity. 20, Is. 4. pp. 262-274.

12. Ekinil', G.E., Krasnikova, A.D. (2016) Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya muzeev Rostovskoy oblasti [The current state and prospects for the development of museums in the Rostov region]. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki -Economic Research and Development. 10. [Online] Available from: http: http://edrj.ru/ article/03-03-16 (Accessed: 14.09.2022).

13. Dmitrieva, A.A. (2021) O razvitii muzeynogo dela v Rostovskoy oblasti: doklad na rasshirennom zasedanii Pravitel'stva Rostovskoy oblasti 22.09.2021. Ofitsial'nyy portal Pravitel'stva Rostovskoy oblasti [On the development of museum work in the Rostov Region: report at the extended meeting of the Government of the Rostov Region on 09/22/2021]. Official portal of the Government of the Rostov region. [Online] Available from: https://www.donland.ru/report-speech/238/ (Accessed: 19.10.2022).

14. Moya istoriya. Romanovy. Mediagid (2017) [My history. Romanovs. Media guide]. Moscow: Fond Gumanitarnykh Proektov.

15. Semenova, O.V. (2013) Interv'yu s Viktorom Nikolaevichem Gladkim, rukovo-ditelem istoricheskogo parka "Rossiya - Moya istoriya". Interv'yuer: O.V. Semenova. 13.09.2022. Prodolzhitel'nost' 81 min. Mesto provedeniya: g. Rostov-na-Donu, Mul'timediynyy istoricheskiy park "Rossiya moyaistoriya". [Interview with Viktor Nikolaevich Gladkiy, head of the historical park "Russia is My History". Interviewer: O.V. Semenov. 09/13/2022. Duration 81 min. Venue: Rostov-on-Don, Multimedia Historical Park "Russia is My History".]. Arkhiv laboratorii istorii i etnografii YuNTs RAN - Archive of the Laboratory of History and Ethnography of the SSC RAS (Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences).

16. Rostov-gorod.ru (2020) "O sozdanii munitsipal'nogo avtonomnogo uchrezh-deniya "Muzey istorii goroda Rostova-na-Donu"": Postanovlenie administratsii goroda Rostova-na-Donu № 744 ot 04.08.2020 g. ["On the creation of the municipal autonomous institution "Museum of the History of the City of Rostov-on-Don"": Decree of the administration of the city of Rostov-on-Don No. 744 of 08/04/2020]. [Online] Available from: https://rostov-gorod.ru/upload/iblock/620/66617332-66617354.doc (Accessed: 19.10.2022).

17. Ustav avtonomnogo munitsipal'nogo uchrezhdeniya "Muzey istorii goroda Rostova-na-Donu" [Charter of the Autonomous Municipal Institution "Museum of the History of the City of Rostov-on-Don"].

18. Semenova, O.V. (2013) Interv'yu s Sergeem Yur'evichem Gordienko, direktorom muzeya istorii g. Rostova-na-Donu. Interv'yuer: O.V. Semenova. 20.08.2022. Prodol-zhitel'nost' 89 min. Mesto provedeniya: g. Rostov-na-Donu, Mul'timediynyy istoricheskiy park "Rossiya - Moya istoriya" [Interview with Sergei Yuryevich Gordienko, Director of the Museum of the History of Rostov-on-Don. Interviewer: O.V. Semenov. 08/20/2022. Duration 89 min. Venue: Rostov-on-Don, Multimedia Historical Park "Russia is My History"]. Arkhiv laboratorii istorii i etnografii YuNTs RAN - Archive of the Laboratory of History and Ethnography of the SSC RAS (Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences) .

19. Afanasenko, V.I. (comp.) (2020) Podvigu zhit' v vekakh. Narodnyy voenno-istoricheskiy kompleks "Sambekskie vysoty". [I strive to live through the ages. People's military-historical complex "Sambek Heights"]. Rostov-on-Don.

20. Semenova, O.V. (2013) Interv'yu s Yuliey Vladimirovnoy Menyaylenko, zames-titelem direktora GBUKRO «Taganrogskiy gosudarstvennyy literaturnyy iistoriko-arkhitek-turnyy muzey-zapovednik», rukovoditelem Muzeynogo kompleksa «Sambekskie vysoty». Interv'yuer: O.V. Semenova. 11.10.2022. Prodolzhitel'nost' 102 min. Mesto provedeniya: Rostovskaya oblast', Neklinovskiy rayon, 53 km trassy Rostov-na-Donu - Taganrog Donskoy Voenno-istoricheskiy muzey Velikoy Otechestvennoy voyny «Sambekskie vysoty» [Interview with Yulia Vladimirovna Menyailenko, Deputy Director of the Taganrog State Literary and Historical and Architectural Museum-Reserve, Head of the Sambek Heights Museum Complex. Interviewer: O.V. Semenov. 10/11/2022. Duration 102 min. Venue: Rostov Region, Neklinovsky District, 53 km of the Rostov-on-Don - Taganrog Donskoy Highway Military History Museum of the Great Patriotic War "Sambek Heights"]. Arkhiv laboratorii istorii i etnografii YuNTs RAN - Archive of the Laboratory of History and Ethnography of the SSC RAS (Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences).

21. Tkacheva, K.V. (2014) Chastnyy muzey. Rostovskiy biznesmen sobiraet tanki vremen voyny [Private museum. Rostov businessman collects tanks from the war]. Ezhenedel'nik "Argumenty i fakty". Argumenty i fakty na Donu - Weekly "Arguments and Facts". Arguments and Facts on the Don. 22. [Online] Available from: https:// rostov.aif.ru/society/persona/1178310 (Accessed: 16.10.2022).

22. Donskoy-museum.com (2022) Donskoy voenno-istoricheskiy muzey [Donskoy Military History Museum]. [Online] Available from: http://donskoy-museum.com/nashi_roliki (Accessed: 20.09.2022).

23. Donskoy-museum.com (2022) Donskoy voenno-istoricheskiy muzey [Donskoy Military History Museum]. [Online] Available from: http://donskoy-museum.com/nashi_filmy (Accessed: 20.09.2022).

24. Ayapova, D.B., Umitkaliev, U.U. (2019) Istoriya eksperimental'nykh issledovaniy v arkheologii [History of experimental research in archeology] Vestnik Evraziyskogo natsional'nogo universiteta L.N. Gumileva. Seriya Istoricheskie nauki. Filosofiya. Religiovedenie - Bulletin of the L.N. Gumilyov Eurasian National University. Historical sciences. Philosophy. Religion Series. 3 (128). pp. 8-14. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-eksperimentalnyh-issledovaniy-v-arheologii (Accessed: 14.11.2022).

25. Interv'yu s Andreem Vital'evichem Tsybriem i Viktorom Vital'evichem Tsybriem, sozdatelyami i rukovoditelyami OOO "Etno-Arkheologicheskogo kompleksa "Zateryannyy Mir"". Interv'yuer: O.V. Semenova. 29.08.2022. Prodolzhitel'nost' 106 min. Mesto provedeniya: Rostovskaya oblast', Ust'-Donetskiy rayon, kh. Pukhlyakovskiy, etno-arkheologicheskiy kompleks "Zateryannyy Mir" [Interview with Andrey Vitalievich Tsybry and Viktor Vitalievich Tsybry, founders and leaders of the Ethno-Archaeological Complex

"Культурная жизнь Юга России" 114 ■

"Lost World". Interviewer: O.V. Semenova. 29.08.2022. Duration 106 min. Venue: Rostov region, Ust-Donetsk region, H. Pukhlyakovsky ethno-archaeological complex "The Lost World"]. Arkhiv laboratorii istorii i etnografii YuNTs RAN - Archive of the Laboratory of History and Ethnography of the SSC RAS (Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences).

УДК: 78.03(045)(574)

DOI: 10.24412/2070-075Х-2022-4-114-120

Г.Т. Альпеисова, Д.А. Нургалиева

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ САМРУК В МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКЕ А. АБДИНУРОВА

Статья посвящена мифологическому образу Самрук и его претворению в музыкальной сказке казахстанского композитора Алиби Абдинурова. Исследования мифологических образов в композиторском творчестве имеют существенное значение для изучения современного музыкального пространства и понимания национального культурного наследия. Смысловое содержание мифологического образа, посредством претворения в музыкальной сказке, представляется актуальным в процессе духовного развития подрастающего поколения и воспитании любви к искусству.

Ключевые слова: миф, мифологический образ, музыкальная сказка, Самрук, казахская культура, композитор Алиби Абдинуров.

Мифологические образы получили многообразные интерпретации во многих видах искусства, не теряя при этом своего основного звучания. Изучение мифов и его первообразов - задача разных областей гуманитарного знания. В современном музыкознании представляется актуальным выявление образной сферы мифов в композиторской практике.

В настоящей статье объектом является мифологический образ Самрук, а предметом - его претворение в музыкальной сказке современного казахстанского композитора Алиби Абдинурова.

Абдинуров Алиби Куттымбетович - казахстанский композитор, дирижер, музыковед, аранжировщик, деятель искусств и автор многочисленных произведений, жанровый диапазон которых очень обширен: оперы «Сакен», «Мукагали», балет «Легенды Кокбори», оратория «Песнь Отрара», ряд симфонических и камерных произведений. Они, воплотив образы истории казахского народа, наполнены свободой, широтой, и в то же время написаны современным музыкальным языком.

К жанру музыкальной сказки композитор уже обращался: в 2019 году завершилась совместная работа Алиби Абдинурова со столичным кукольным театром над музыкальным спектаклем «Мяу, Гав и Чик-Чирик». Можно отметить, что в музыкальной культуре республики примеры жанра музыкальных сказок немногочисленны. В этом кругу мы можем назвать такие опусы, как: «Бойся враг, девятого сына» Тимура Мынбаева, «Сказка о домбре и голубом цветке» Сейдоллы Байтерекова, Юлия Лебедева «Хрустальный колодец», «По ту сторону музыки» и др.

Цель настоящей статьи - проследить путь претворения образа Самрук от мифологического образа к музыкальной сказке.

Жанр музыкальной сказки появился на рубеже Х1Х-ХХ веков и распространился в европейской и русской культуре. Но тем не менее своим появлением в жанровой системе он обязан русской музыке. К жанру сказки обращались Н. Римский-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.