Научная статья на тему 'МУЗЕИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ'

МУЗЕИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ / МУЗЕЙ / ICOM / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МИССИЯ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анжиганова Лариса Викторовна, Баранцева Наталья Анатольевна, Топоева Марика Викторовна

Статья посвящена анализу социокультурных аспектов функционирования музеев в Республике Хакасия, субъекте Российской Федерации с древним и уникальным культурным наследием. Актуализация исследования связана с принятием Генеральной ассамблеей ICOM в августе 2022 г. нового определения понятия «музей». Авторы обращают внимание на то, что региональное пространство становится все более сложным и противоречивым. Глобализация, социальные трансформации не могут не отразиться на жизнедеятельности населения, в том числе, на растущих потребностях в познании и самореализации себя в культуре. Особые условия в регионе создаются для совершенствования всех видов социокультурной и этнокультурной деятельности органами государственной власти, в первую очередь, Министерства культуры Республики Хакасия. В его отчетах акцентируется, что в регионе создана система инклюзивных практик во всех сферах культуры, в том числе, в деятельности музеев. В работе анализируется особое деятельность Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова, ставшего уникальной площадкой для внедрения инновационных форм музейных практик, в том числе, по работе с различными группами населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUMS AS ELEMENTS OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE REGION: ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

The article is devoted to the analysis of socio-cultural aspects of the functioning of museums in the Republic of Khakassia, a subject of the Russian Federation with an ancient and unique cultural heritage. The actualization of the study is connected with the adoption by the ICOM General Assembly in August 2022 of a new definition of the concept of “museum”. The authors draw attention to the fact that the regional space is becoming more complex and contradictory. Globalization, social transformations cannot but affect the life of the population, including the growing needs for knowledge and self-realization in culture. Special conditions in the region are created for the improvement of all types of socio-cultural and ethno-cultural activities by state authorities, primarily the Ministry of Culture of the Republic of Khakassia. His reports emphasize that the region has created a system of inclusive practices in all spheres of culture, including in the activities of museums. In the work, special attention is paid to the activities of The National Museum of Local Lore named after L. R. Kyzlasov, which has become a unique platform for the introduction of innovative forms of museum practices, including working with various groups of people.

Текст научной работы на тему «МУЗЕИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ»

СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Музеи как элементы социокультурной среды региона: на примере Республики Хакасия

Анжиганова Лариса Викторовна,

профессор, доктор философских наук, профессор кафедры истории института истории и права, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» E-mail: alv_9@mail.ru

Баранцева Наталья Анатольевна,

доцент, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории института истории и права, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» E-mail: barantzeva@inbox.ru

Топоева Марика Викторовна,

культуролог-исследователь, методист по музейно-образовательной деятельности, Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова E-mail: mvt@hnkm.ru

Статья посвящена анализу социокультурных аспектов функционирования музеев в Республике Хакасия, субъекте Российской Федерации с древним и уникальным культурным наследием. Актуализация исследования связана с принятием Генеральной ассамблеей ICOM в августе 2022 г. нового определения понятия «музей». Авторы обращают внимание на то, что региональное пространство становится все более сложным и противоречивым. Глобализация, социальные трансформации не могут не отразиться на жизнедеятельности населения, в том числе, на растущих потребностях в познании и самореализации себя в культуре. Особые условия в регионе создаются для совершенствования всех видов социокультурной и этнокультурной деятельности органами государственной власти, в первую очередь, Министерства культуры Республики Хакасия. В его отчетах акцентируется, что в регионе создана система инклюзивных практик во всех сферах культуры, в том числе, в деятельности музеев. В работе анализируется особое деятельность Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова, ставшего уникальной площадкой для внедрения инновационных форм музейных практик, в том числе, по работе с различными группами населения.

Ключевые слова: Республика Хакасия, музей, ICOM, культурное наследие, миссия, культура, образование, воспитание, инклюзия, музейные практики, культурное разнообразие.

е

CJ

см л

Введение. В важнейших документах стратегического характера, определяющих главные направления государственной политики Российской Федерации (РФ), культура провозглашена одним из национальных приоритетов. Именно поэтому, согласно Указу Президента РФ № 745 от 30 декабря 2021 года, 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России [8]. Для реализации этой цели, в первую очередь, для систематизации, расширения, развития и использования культурного наследия осуществляют свою деятельность российские музеи и музеи-заповедники [14].

Хакасия расположена на территории Хакасско-Минусинской котловины, занимает значительную часть северо-западных отрогов Саяно-Алтайского нагорья. Богатейшие флора и фауна, особый климат, разнообразные природные ресурсы привлекают многочисленных туристов и мигрантов. Республика Хакасия (РХ), образованная в 1991 г., сложилась как единое поликультурное пространство с богатейшим культурным наследием. По данным Всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 году, в Республике Хакасия проживают представители свыше 100 национальностей. Наибольший удельный вес по численности составляет: русские - 80,3%; хакасы - 12,0%. «Национально-культурные и иные интересы различных этнических общностей выражают соответствующие общественные организации. По состоянию на 01 января 2022 года в Республике Хакасия действовали 48 организаций этнической направленности». [12]. На удовлетворение их этнокультурных потребностей направлена, помимо прочего, деятельность министерств образования, культуры, национальной и территориальной политики РХ.

Вместе с тем, по-прежнему актуальными остаются вопросы о все большем участии самих граждан региона в процессах социо- и этнокультурной самореализации и саморазвитии, разработке собственных проектов и мероприятий, направленных на гармонизацию отношений в социуме. Например, не решены вопросы о формировании устойчивой поли-лингвистической среды в учреждениях культуры и образования, национальном колорите сел и городов республики, особенно ее столицы. Об этом в течение многих лет говорят жители и гости региона.

Методология. Основным методом исследования является включенное наблюдение. В тече-

ние ряда лет авторы являлись как полноправными участниками, так и наблюдателями социо- и этнокультурных процессов в регионе, развитии новых музейных практик [2]. Анализу также подверглись отчеты министерств культуры, национальной и территориальной политики [4, 11, 12].

Основная часть. Традиционная, в течение веков понимаемая функция музеев ограничивалась сбором, хранением и экспонированием объектом культурного наследия народов, социальных групп, выдающихся личностей, проживавших на данной территории. Но сегодня мы не найдем ни одного региона, не включающего в течение длительного времени поликультурное население. А.А. Шевля-гин справедливо полагает, что время, проведенное в музее, неизбежно становится связующей нитью между разными группами населения, между разными народами и их культурами [17]. Это значит, что региональные музеи должны содержать весь спектр культурного разнообразия населяющих народов. С ним согласуется позиция В. Ярской, которая рассматривает понятие «социальная инклюзия» как «демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определ нному действию или культурному процессу» и отмечает, что социальная инклюзия в настоящее время используется применимо ко всем категориям граждан, имеющим особые потребности - пожилым людям, молодежи, этническим меньшинствам [18, с. 41].

Республика Хакасия, как мы уже отмечали ранее, является регионом, отличающимся природным, историческим и этнокультурным богатством, что не могло ни сказаться на количестве и разнообразии видов музейных учреждений: «По состоянию на 1 января 2022 года число государственных музеев, подведомственных Министерству культуры Республики Хакасия, составляет 2 единицы, число муниципальных музеев - 22, в том числе 4 филиала,...10 музеев под открытым небом, что составляет около 40% от общего числа музеев региона. Последние являются центрами внутреннего туризма, так как это наиболее привлекательные объекты для посещений. Посещаемость музеев-заповедников в 2021 году превысила 177,0 тыс. человек и составила 41% от всех посещений музеев в регионе. Такая статистика подтверждает интерес туристских операторов к музеям как объектам показа. Общий объем музейного фонда в учреждениях музейного типа Республики Хакасия по состоянию на 31 декабря 2021 года составил 205,3 тыс. единиц хранения, в том числе в музеях регионального значения 102,2 тыс. единиц» [11].

Ускоряющееся социальное время вносит свои коррективы, совершенствуются цели, задачи, механизмы деятельности музеев, что отражается, помимо прочего, в определении этого социального института. Так, 24 августа 2022 года, на заседаниях 26-й Генеральной конференции 1СОМ, состоявшейся в Праге, Внеочередная Генеральная ассамблея 1СОМ, после 18 месяцев обсуждения,

сформулировала новое определение понятия «музей». Представители 126 национальных комитетов со всего мира пришли к согласию: «Музей -это некоммерческое, постоянно действующее учреждение на службе общества, которое исследует, собирает, сохраняет, интерпретирует и экспонирует материальное и нематериальное наследие. Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют разнообразию и устойчивости. Они работают и общаются этично, профессионально и с участием сообществ, предлагая разнообразный опыт для обучения, удовольствия, размышлений и обмена знаниями [19].

Рассмотрим основные цели и задачи, представленные в определении, на примере деятельности Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова (ХНКМ). Музей - это учреждение, видящее свою миссию в служении обществу:

1. Посетили музея - все население региона, а также гости республики. Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова каждый год принимает более 60 тысяч посетителей, проводит около 1000 экскурсий, более 300 мероприятий, имея в своем арсенале 5 постоянных экспозиций, а также несколько коммерческих проектов.

Так, например, 2021 году была создана экспозиция «Семейный быт хакасов» (часть проекта экспозиционного комплекса «Природа и этнос»). В начале июля 2021 года, в рамках празднования Года хакасского героического эпоса, для посетителей стала доступна экспозиция «Одаренный духом хая», посвященная мифам, легендам и преданиям хакасского народа. На выставке были представлены хакасские национальные музыкальные инструменты, а при помощи интерактивной панели можно было услышать их звучание.

Гордостью музея является коллекция И.Н. Карачаковой-Картиной (1919-1989 г.г.), известного хакасского скульптора и коллекционера, которую она завещала своим землякам. Всего в коллекции около 2000 предметов. Это авторские работы самой И.Н. Карачаковой, личные вещи, документы и письма, книги, открытки по искусству, скульптуры, гравюры и рисунки, картины русских и западноевропейских художников, предметы декоративно-прикладного искусства, художественная мебель 18-19 веков, фотонегативы (информация с официального сайта музея) и пр.

2. Научное сопровождение проводимых музеем мероприятий не вызывает сомнений. В 2021 году Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова отметил свой 90-й день рождения. В течение всех этих сложных, подчас трагических для страны и Хакасии лет, коллектив музея бережно собирал, хранил и экспонировал музейные предметы, демонстрирующие все богатство культуры, истории, природы, экономики, образования, науки региона. В музее собрана многочисленная коллекция археологических древностей. В настоящее

сз о

о Л о

о сз о в

время археологический фонд составляет более 20 тыс. предметов. Поражает воображение зал монументальных каменные изваяний эпохи неолита (III тыс. до н.э.). В коллекции музея представлены каменные плиты с петроглифами, найденные при раскопках древних курганов Хакасии таштыкские маски, изделия из камня, кости, бронзы.

Ежегодно музеем проводятся научные мероприятия: межрегиональная научно-практическая конференция «Кызласовские чтения», республиканская научно-практическая конференция школьников «Георгиевские чтения», посвященная Победе в Великой Отечественной войне; активно ведется сотрудничество с Всероссийской общественной государственной организацией «Российское военно-историческое общество», проводятся Всероссийская акция «Ночь музеев» и «Ночь искусств», в которых в качестве лекторов принимают участие известные ученые республики и мн. др.

В анализируемом выше определении отмечается, что деятельность музея должна осуществляться в соответствии с определенными принципами: «этично, профессионально и с участием сообществ, предлагая разнообразный опыт для обучения, удовольствия, размышлений и обмена знаниями», иначе говоря, это включение посетителей в активное сотворчество.

В музее в течение ряда лет реализуются музейные практики, способствующие культурной интеграции инвалидов. По мнению Н.Б. Акоевой, музеи способны внести решающий вклад в социализацию и адаптации людей, имеющих особенности развития, особенно детей. Музеи являются посредниками между человеком и культурной средой, своими средствами они транслируют культурные знания, нормы, традиции, включая инвалидов в историко-культурный и современный процесс» [1, с. 10]. Исследователь И.Н. Донина полагает, что музей как агент социальной инклюзии призван обеспечить людям с ОВЗ доступ к своему культурному полю, создать условия для их самореализации, предоставить возможность неформального общения, расширения кругозора, обмена впечатлениями, привлечь их к активному образу жизни [5]. Серьезные нормативные правовые основания для решения этих задач определены в Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы [10]. Это активизировало участие музеев в развитии новых музейных практик.

Так, практически постоянными посетителями всех мероприятий ХНКМ стали: - Благотворительный Фонд социальной поддержки населения «Кристалл», основная цель которого «заключается в предоставлении сое циальной и психологической помощи людям, ц попавшим в сложную жизненную ситуацию. й Благотворительный фонд реализует несколь° ко проектов направленных на социальную под-

г держку населения» [3];

- Региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов - больных рассеянным склерозом Республики Хакасия «Оплот» [9];

- Фонд поддержки семьи и детства «Перспектива» Республика Хакасия, помимо прочего, оказывает помощь семьям, воспитывающим детей и молодых людей, имеющих расстройства ау-тистического спектра (РАС) и другие нарушения в развитии, в том числе реабилитации и социальной адаптации [15]

- «Особый ракурс», Центр инклюзивных проектов в Абакане для людей с ограниченными возможностями здоровья, социальной адаптации и интеграции семей, имеющих детей с ОВЗ [13];

- Хакасская республиканская общественная организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ХРО ВОС) [16] и др.

В тесном сотрудничестве с Управлением социальной поддержки населения города Абакана проводятся обзорные и тематические экскурсии, мастер-классы для семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью. Были проведены такие мероприятия, как: фестиваль «ЛюдикакЛюди», семинар «Люди с ментальными особенностями в музее» с приглашенным спикером Антониной Стейнберг, руководителем Autistic City (проект поддержки взрослых в спектре аутизма). В музее представлена коллекция тактильных экспонатов, представляющих собой объемное изображение археологических экспонатов. При их создании использовались самые современные достижения в области 3D-моделирования и научной исторической реконструкции. Всего в экспозиции зала «Древнее искусство Хакасии» представлены 6 макетов: «Таштыкская погребальная маска», каменное изваяние «Кезе - палазы», «Маскоид», «Оленная бляха», «Анхаковская стела» и фрагмент «Шалаболинской писаницы». Макеты находятся в широком доступе для всех желающих, каждый из них сопровождается информационным текстом по системе Брайля.

На протяжении последних трех лет Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова проводит мастер-классы в рамках Всероссийского инклюзивного конкурса детских рисунков «Я художник - Я так вижу», целью которого является творческая самореализация детей и молодых людей с инвалидностью в возрасте от 6 до 20 лет. В 2021 году музей выступил куратором конкурса по созданию видео и пошаговых инструкций мастер-классов. Все материалы были разработаны сотрудниками музея с учетом потребностей людей с ментальными особенностями, снабжены субтитрами, часть - переводом на русский жестовый язык и тифлокомментариями.

В ноябре 2021 года в рамках программы, посвященной Международному дню людей с ограниченными возможностями здоровья, Хакасским национальным краеведческим музеем име-

ни Л.Р. Кызласова было проведено мероприятие «Музей для людей». В программу мероприятия была включена презентация на тему «Вакцинация пациентов с рассеянным склерозом от COVID-19», показ фильма «Ван Гог» и мастер-класс по изготовлению сувениров в стиле картин Ван Гога, экскурсии по музею.

В дальнейшем тематика мероприятий учреждения будет расширяться, планируется проведение новых проектов, направленных на сохранение и популяризацию культурного наследия Республики Хакасия, в соответствии с требованиями времени будет изменяться концепция их проведения.

В 2018 г. А.А. Кашициным был проведен социологический опрос посетителей и сотрудников ХНКМ, посвященный анализу их удовлетворенности работой с инклюзивными посетителями. Был сделан вывод, что «музей обладает возможностями принимать посетителей с ОВЗ, но, как показало исследование, существуют проблемы архитектурного свойства: отсутствие информационных табличек, контрастной ленты для ступенек для слабовидящих, что создает неудобства при посещении музея. Также существуют барьеры отно-шенческого характера для реализации инклюзии в музее, поскольку часть сотрудников музея не готова к работе с людьми с ОВЗ. Мы полагаем, что сотрудникам музея в их работе необходима поддержка со стороны разных специалистов: психологов, дефектологов, педагогов со специальной подготовкой, - а также методическая поддержка, изучение опыта работы с людьми с ОВЗ в зарубежных и отечественных музеях» [7, с. 100]

Результаты включенного наблюдения позволили сделать вывод, что в музее преодолели вышеназванные недостатки. Необходимо также отметить, что сотрудники не только расширяют спектр музейных практик, но ежегодно проходят повышение квалификации в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова, других учебных заведениях РФ.

Заключение. Можно согласиться с Е. Ярской-Смирновой, которая уверена, что «инклюзия становится новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни. Она предполагает преодоление дискриминации по здоровью, полу, возрасту, этничности и иным признакам» [6, с. 10].

Вместе с тем, необходимо отметить, что, помимо работы с инклюзивными посетителями, важно сохранить традиционные направления деятельности музея: сбор, хранение, реставрацию, презентацию новых экспонатов, научные проекты, направленные на исследование богатейшего культурного наследия региона. Формированию благоприятного климата межэтнического общения в республике будет способствовать создание постоянно действующих экспозиций, раскрывающих историю, уникальные черты культуры, жизнь выдающихся личностей народов Хакасии.

Литература

1. Акоева, Н.Б. Музей как пространство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Б. Акоева, Н.Г. Денисов. // Культурное наследие России. - 2017. -№ 3. - С. 10-15.

2. Анжиганова Л.В. принимала участие в разработке программ: Государственная Программа развития системы образования Республики Хакасия на 1993-1997 гг. - Абакан: Верховный Совет Республики Хакасия, 1994; Государственная Программа сохранения и развития языков народов Республики Хакасия на 1994-2000 гг.; Программа защиты и развития языков народов Республики Хакасия на 2001-2005 гг. - Абакан: Правительство Республики Хакасия, 2000; Концепция развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012-2020 гг.); Долгосрочная Республиканская целевая программа «О развитии языков народов Республики Хакасия в 20112013 годах»; в 2009-2013 г., занимая должность заместителя министра национальной и территориальной политики принимала участие в организации деятельности по гармонизации межэтнических отношений в регионе; Баранцева Н.А. возглавляет работу кафедры истории ХГУ им. Н.Ф. Катанова, занимающейся подготовкой кадров высшей квалификации по специальностям «этнокультурный туризм», «музееведение» и пр.; Топоева М.В. в течение 2021-2022 гг. участвует в реализации проектов Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова.

3. Благотворительный Фон социальной поддержки «Кристалл» [Электронный ресурс] URL: http://fondkristall.ru/ (дата обращения: 02.10.2022).

4. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Республики Хакасия «Культура Республики Хакасия» за 2021 год. [Электронный ресурс] URL: https://r-19.ru/authorities/ the-ministry-of-culture-of-the-republic-of-khakas-sia/docs/4829/128008.html (дата обращения: 19.12.2021).

5. Донина, И.Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов: дис. ... канд. культурологии / И.Н. Донина. - СПб, 2014. - 21 с.

6. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. - М.: Московский общественный научный фонд: центр социальной политики и гендерных исследований. - М., 2008. - 244 с.

7. Кашицин А.А. Социальный потенциал инклюзивных практик в музейном пространстве// Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, № 1 (27), 2019. СС. 97-100.

сз о

о Л о

о сз о в

8. «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России». Указ Президента Российской Федерации № 745 от 30 декабря 2021. [Электронный ресурс] URL: //http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&-firstDoc=1&lastDoc=1&nd=60268284(дата обращения 02.09.22).

9. Региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов-больных рассеянным склерозом Республики Хакасия «Оплот» // https://oooibrs.ru/org/oplot/ (дата обращения 02.10.22).

10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297. -[Электронный ресурс] URL: https://base.garant. ru/71265834/ (дата обращения: 02.10.2022).

11. Отчет Министерства культуры Республики Хакасия «Развитие и распространение культуры, искусства и художественного образования Республики Хакасия в 2021 году» [Электронный ресурс] URL: https://r-19.ru/authorities/ the-ministry-of-culture-of-the-republic-of-khakas-sia/docs/2235/127023.html (дата обращения 02.10.22).

12. Отчет о работе Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия за 2021 год. [Электронный ресурс] URL: https://r-19.ru/upload/iblock/d49/Otchyet-o-rabote-Ministerstva-natsionalnoy-i-territorialnoy-politiki-Respubliki-KHakasiya-za-2021-god.pdf (дата обращения 02.10.22).

13. Особый ракурс [Электронный ресурс] URL: // https://osobiyrakurs19.ru/ (дата обращения 02.10.22).

14. Сохранение культурного наследия - приоритетный национальный проект // Хранители наследия. [Электронный ресурс] URL: https:// hraniteli-nasledia. com/articles/nasledie-rossii/

19. ICOM: новое определение музея. [Электронный ресурс] URL: https://icom-russia.com/data/ events/novoe-opredelenie-ponyatiya-muzey/ (дата обращения: 29.08.2022).

MUSEUMS AS ELEMENTS OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE REGION: ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

Anzhiganova L.V., Barantseva N.A., Topoeva M.V.

N.F. Katanov Khakass State University; Khakass National Museum of Local Lore named after L.R. Kyzlasov

The article is devoted to the analysis of socio-cultural aspects of the functioning of museums in the Republic of Khakassia, a subject of the Russian Federation with an ancient and unique cultural heritage. The actualization of the study is connected with the adoption by the ICOM General Assembly in August 2022 of a new definition of the concept of "museum". The authors draw attention to the fact that the regional space is becoming more complex and contradictory. Globalization, social transformations cannot but affect the life of the population, including the growing needs for knowledge and self-realization in culture. Special conditions in the region are created for the improvement of all types of socio-cultural and ethno-cultural activities by state authorities, primarily the Ministry of Culture of the Republic of Khakassia. His reports emphasize that the region has created a system of inclusive practices in all spheres of culture, including in the activities of museums. In the work, special attention is paid to the activities of The National Museum of Local Lore named after L.R. Kyzlasov, which has become a unique platform for the introduction of innovative forms of museum practices, including working with various groups of people.

Keywords: Republic of Khakassia, museum, ICOM, cultural heritage, mission, culture, education, upbringing, inclusion, museum practices, cultural diversity.

References

1. Akoeva, N.B. Museum as a space of social adaptation of people with disabilities / N.B. Akoeva, N.G. Denisov. // Cultural Heritage of Russia. - 2017. - No. 3. - p. 10-15.

2. Anzhiganova L.V. participated in the development of programs: The State Program for the Development of the education system of the Republic of Khakassia for 1993-1997 - Abakan: The Supreme Council of the Republic of Khakassia, 1994; The State Program for the Preservation and Development of the Languages of the Peoples of the Republic of Khakassia for 1994-2000; The Program for the Protection and Development of the Languages of the Peoples of the Republic of Khakassia for 20012005 - Abakan: The Government of the Republic of Khakassia, 2000; The Concept of the development of Interethnic Relations in the Republic of Khakassia (2012-2020); The Long-term Republican Target Program "On the development of the languages of the peoples of the Republic of Khakassia in 2011-2013"; in 2009-2013, holding the position of Deputy Minister of National and Territorial Policy, participated in the organization of activities for the harmonization of interethnic relations in the region; N. Barantseva.A. heads the work of the Department of History of N.F. Katanov KSU, engaged in the training of highly qualified personnel in the specialties «ethnocultural tourism», «museolo-

gy».

Charitable Foundation of social support «Crystal» [Electronic resource] URL: http://fondkristall.ru / (accessed: 02.10.2022) Annual report on the implementation and evaluation of the effectiveness of the state program of the Republic of Khakass-ia «Culture of the Republic of Khakassia» for 2021. [Electronic resource] URL: https://r-19.ru/authorities/the-ministry-of-cul-ture-of-the-republic-of-khakassia/docs/4829/128008.html (accessed: 12/19/2021).

Donina, I.N. Museum in the socio-cultural adaptation of disabled people: dis. ... cand. cultural studies / I.N. Donina. - St. Petersburg, 2014. - 21 p.

Inclusion as a principle of modern social policy in the field of education: implementation mechanisms / ed. P. Romanov, E. Yarskaya-Smirnova. - M.: Moscow Public Science Founda-

sokhranenie-kulturnogonaslediya-prioritetnyy-natsionalnyy-proekt (дата обращения: 02.09.2022).

15. Фонд поддержки семьи и детства «Перспектива» Республика Хакасия [Электронный ресурс] URL: //https://perspektiva-khakassiya.ru/ (дата обращения: 02.09.2022).

16. Хакасская республиканская общественная организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ХРО ВОС) [Электронный ресурс] URL: // http://vos19.ru/ob-organizacii.html (дата обращения: 02.09.2022).

17. Шевлягин, А.А. Культурная инклюзия в музее / А.А. Шевлягин // Вестник Санкт-Петербургского государственного института

© культуры. - 2019. - № 1 - С. 45-47.

18. Ярская, В.Н. Инклюзия как важный принцип социальной работы / В.Н. Ярская // Отечественный журнал социальной работы. - 2012 -№ 4. - С. 41-47.

tion: Center for Social Policy and Gender Studies. - M., 2008. -244 p.

7. Kashitsin A.A. The social potential of inclusive practices in the museum space// Bulletin of the N.F. Katanov Khakass State University, No. 1 (27), 2019. SS. 97-100.

8. «On holding the Year of Cultural Heritage of the Peoples of Russia in the Russian Federation». Decree of the President of the Russian Federation No. 745 of December 30, 2021. [Electronic resource] URL: //http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&first-Doc=1&lastDoc=1&nd=60268284 (accessed 02.09.22).

9. Regional branch of the All-Russian public organization of disabled people with multiple sclerosis of the Republic of Khakassia «Oplot» // https://oooibrs.ru/org/oplot / (accessed 02.10.22).

10. On the approval of the State program of the Russian Federation «Accessible Environment» for 2011-2020: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1297 of December 1, 2015. - [Electronic resource] URL: https://base.garant. ru/71265834 / (accessed: 02.10.2022).

11. Report of the Ministry of Culture of the Republic of Khakassia «Development and dissemination of culture, art and art education of the Republic of Khakassia in 2021» [Electronic resource] URL: https://r-19.ru/authorities/the-ministry-of-cul-ture-of-the-republic-of-khakassia/docs/2235/127023.html (accessed 02.10.22).

12. Report on the work of the Ministry of National and Territorial Policy of the Republic of Khakassia for 2021. [Electronic resource] URL: https://r-19.ru/upload/iblock/d49/Otchyet-o-rabote-

Ministerstva-natsionalnoy-i-territorialnoy-politiki-Respubliki-KHakasiya-za-2021-god.pdf (accessed 02.10.22).

13. Special perspective [Electronic resource] URL: //https://osobi-yrakurs19.ru / (accessed 02.10.22).

14. Preservation of cultural heritage is a priority national project // Keepers of Heritage. [Electronic resource] URL: https:// hraniteli-nasledia. com/articles/nasledie-rossii/sokhranenie-kulturnogonaslediya-prioritetny-natsionalny-proekt (accessed 02.09.2022).

15. Family and Childhood Support Fund "Perspektiva" Republic of Khakassia [Electronic resource] URL: //https://perspektiva-khakassiya.ru / (accessed: 02.09.2022).

16. Khakass Republican public organization of the All-Russian public organization of the disabled "All-Russian Order of the Red Banner of Labor Society of the Blind" (KHRO VOS) [Electronic resource] URL: // http://vos19.ru/ob-organizacii.html (date of reference: 02.09.2022).

17. Shevlyagin, A.A. Cultural inclusion in the museum / A.A. Shev-lyagin // Bulletin of the St. Petersburg State institute of Culture. -2019. - No. 1 - pp. 45-47.

18. Yarskaya, V.N. Inclusion as an important principle of social work / V.N. Yarskaya // Domestic Journal of Social Work. -2012 - No. 4. - pp. 41-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. ICOM: a new definition of a museum. [Electronic resource] URL: https://icom-russia.com/data/events/novoe-opredelenie-ponyatiya-muzey / (accessed: 08/29/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.