Научная статья на тему 'МУЗЕЕФИКАЦИЯ ТАТАРСКИХ УСАДЕБ В СИБИРСКИХ ДЕРЕВНЯХ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

МУЗЕЕФИКАЦИЯ ТАТАРСКИХ УСАДЕБ В СИБИРСКИХ ДЕРЕВНЯХ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
ТАТАРЫ / СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ / МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ДОМОВАЯ РЕЗЬБА / ВЫШИВКА / ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОЖИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герасимова Наталья Владимировна

В статье рассматривается развивающийся в Сибири на современном этапе процесс создания частных музеев татарской культуры. Они учреждаются жителями на основе сохранившихся усадеб своих предков или местных религиозных деятелей. В современных условиях эти объекты становятся основными центрами сохранения культуры, искусства, традиций и обычаев татарского народа в своих районах, а значит, способствуют сохранению татарской национальной идентичности местных жителей в полиэтничной среде Тюменской области. Проводимая отдельными музеями деятельность по привлечению туристов из области служит пропаганде достижений татарской народной культуры в регионе и за его пределами. Этот процесс рассмотрен на примерах трех учреждений, находящихся в д. Алга Тобольского района, с. Чечкино Ярковского района Тюменской области, а также в бывшем с. Казарово, в настоящее время вошедшем в состав г. Тюмени. Выявляются и описываются наиболее значимые экспонаты татарской народной культуры, которые являются источниками информации о народе (деревянная домовая резьба, предметы женского рукоделия, в том числе украшенные полихромной вышивкой, изделия, украшенные кожаной мозаикой). Материалами для исследования послужили данные комплексных экспедиций 2019-2022 гг., организованных в Тюменскую область Институтом языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан в рамках государственной программы «Сохранение и развитие национальной идентичности татарского народа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUMIFICATION OF TATAR ESTATES IN SIBERIAN VILLAGES AS AN IMPORTANT ELEMENT IN PRESERVING NATIONAL IDENTITY (ON THE EXAMPLE OF THE TYUMEN REGION)

The article considers the process of creating private museums of Tatar culture that is developing in Siberia at the present stage. They are established by residents on the basis of the preserved estates of their ancestors or local religious figures. In modern conditions these objects are becoming the main centres for preserving the culture, art and life of the Tatar people in their areas. The activities carried out by individual museums to attract tourists from the region leads to the promotion of the achievements of the Tatar folk culture in the region, and hence the preservation of the Tatar national identity of local residents. This process will be considered on the examples of three similar institutions located in the village of Chechkino, Yarkovsky district, and the village of Alga, Tobolsk district, Tyumen region and also in the former village of Kazarovo, now part of the city of Tyumen. The most significant exhibits of the Tatar folk culture, which are sources of information about the people, are described. The materials for the study were the data of the complex expeditions of 2019-2022 organised in the Tyumen region by the G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan within the framework of the state program “Preservation and development of the national identity of the Tatar people”. KEYWORDS: Tatars, Siberian Tatars, ethnic identity, local history museums, museum collections, decorative and applied art, house carving, embroidery, leather goods

Текст научной работы на тему «МУЗЕЕФИКАЦИЯ ТАТАРСКИХ УСАДЕБ В СИБИРСКИХ ДЕРЕВНЯХ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

МИР СИБИРИ

Б01 10.31250/2618-8619-2023-1(19)-6-16 УДК 069.5:39

Наталья Владимировна Герасимова

Центр искусствоведения Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан Казань, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-4042-0144 Е-таП: natal-040183@mail.ru

Музеефикация татарских усадеб в сибирских деревнях как важный элемент сохранения национальной идентичности (на примере Тюменской области)

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается развивающийся в Сибири на современном этапе процесс создания частных музеев татарской культуры. Они учреждаются жителями на основе сохранившихся усадеб своих предков или местных религиозных деятелей. В современных условиях эти объекты становятся основными центрами сохранения культуры, искусства, традиций и обычаев татарского народа в своих районах, а значит, способствуют сохранению татарской национальной идентичности местных жителей в полиэтничной среде Тюменской области. Проводимая отдельными музеями деятельность по привлечению туристов из области служит пропаганде достижений татарской народной культуры в регионе и за его пределами. Этот процесс рассмотрен на примерах трех учреждений, находящихся в д. Алга Тобольского района, с. Чечкино Ярковско-го района Тюменской области, а также в бывшем с. Казарово, в настоящее время вошедшем в состав г. Тюмени. Выявляются и описываются наиболее значимые экспонаты татарской народной культуры, которые являются источниками информации о народе (деревянная домовая резьба, предметы женского рукоделия, в том числе украшенные полихромной вышивкой, изделия, украшенные кожаной мозаикой). Материалами для исследования послужили данные комплексных экспедиций 2019-2022 гг., организованных в Тюменскую область Институтом языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан в рамках государственной программы «Сохранение и развитие национальной идентичности татарского народа».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: татары, сибирские татары, этническая идентичность, историко-краеведческие музеи, музейные коллекции, декоративно-прикладное искусство, домовая резьба, вышивка, изделия из кожи

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Герасимова Н. В. Музеефикация татарских усадеб в сибирских деревнях как важный элемент сохранения национальной идентичности (на примере Тюменской области). Кунсткамера. 2023. 1(19): 6-16. doi 10.31250/2618-8619-2023-1(19)-6-16

WORLD OF SIBERIA

Natalia Gerasimova

The Center of Art Criticism of the G. Ibragimov Institute of language, literature and art of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

Kazan, Russian Federation ORCID: 0000-0002-4042-0144 E-mail: natal-040183@mail.ru

Museumification of Tatar Estates in Siberian Villages as an Important Element in Preserving National Identity (on the Example of the Tyumen Region)

AB STRACT. The article considers the process of creating private museums of Tatar culture that is developing in Siberia at the present stage. They are established by residents on the basis of the preserved estates of their ancestors or local religious figures. In modern conditions these objects are becoming the main centres for preserving the culture, art and life of the Tatar people in their areas. The activities carried out by individual museums to attract tourists from the region leads to the promotion of the achievements of the Tatar folk culture in the region, and hence the preservation of the Tatar national identity of local residents. This process will be considered on the examples of three similar institutions located in the village of Chechkino, Yarkovsky district, and the village of Alga, Tobolsk district, Tyumen region and also in the former village of Kazarovo, now part of the city of Tyumen. The most significant exhibits of the Tatar folk culture, which are sources of information about the people, are described. The materials for the study were the data of the complex expeditions of 2019-2022 organised in the Tyumen region by the G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan within the framework of the state program "Preservation and development of the national identity of the Tatar people".

KEYWORDS: Tatars, Siberian Tatars, ethnic identity, local history museums, museum collections, decorative and applied art, house carving, embroidery, leather goods

FOR CITATION: Gerasimova N. Museumification of Tatar Estates in Siberian Villages as an Important Element in Preserving National Identity (on the Example of the Tyumen Region). Kunstkamera. 2023. 1(19): 6-16. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2023-1(19)-6-16

Народная культура под влиянием процессов глобализации современного общества не исчезает, но трансформируется. Если сто с небольшим лет назад ею буквально была пронизана повседневная жизнь человека, то сегодня она приобрела преимущественно праздничные и обрядовые формы. Для сохранения и развития народной культуры, являющейся одним из основных маркеров национальной идентичности, в Российской Федерации предпринимаются серьезные меры, в том числе все большее внимание уделяется изучению регионального историко-культурного наследия. Этот процесс сопровождается музеефикацией различных объектов, которые позволяют сформировать у местных жителей и туристов яркий образ прошлого, сохранить и распространить образцы народного художественного творчества региона. Также подобные музеи способствуют формированию, сохранению и возрождению духовных ценностей.

Роль музеев в формировании идентичности различных народов привлекает внимание ученых. Так, в диссертационном исследовании Д. В. Маслова проанализирована проблема репрезентации этнической культуры алтайцев в локальных музеях (Маслов 2017), в работе А. Н. Блиновой и Е. А. Шлегель рассмотрена трансляция посредством преимущественно муниципальных музеев культурного наследия немцев Омского региона (Блинова, Шлегель 2020: 7-18). Наша статья отражает результаты исследования татарских усадеб Тюменской области с целью выявления их роли в деле сохранения национальной идентичности татарского населения региона.

Музеефикацию, в том числе частных усадеб, как действенный механизм трансляции социокультурного опыта местного сообщества можно назвать тенденцией последних десятилетий (Каулен 2012: 8-9, 22). Подобные «средовые музеи», где «архитектура, пейзаж, интерьер должны восприниматься как единое художественно-образное и философски-символическое целое» (Каулен 2012: 65), активно создаются как в России, так и за ее пределами. Финансирование данных учреждений идет разными путями — через бюджетные ассигнования (Государственный историко-архитектур-ный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» в Республике Татарстан), частно-государственное партнерство («Подворье сибирского татарина» в с. Уленкуль Омской области, созданное благодаря сотрудничеству общественных деятелей и государства, оказавшего финансовую поддержку через Фонд президентских грантов). Мы рассмотрим объекты, музеефицированные местными жителями частным образом, без государственной поддержки.

Обозначенные учреждения выявлены в ходе комплексных научных экспедиций в Тюменскую область, проводившихся в 2019-2021 гг. Институтом языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан и организованных с целью изучения диалектологических особенностей языка, фольклора и искусства татар, которые живут в Тюменской области. Подобные экспедиции ежегодно осуществляются в районы Татарстана и места компактного проживания татар в различных регионах Российской Федерации в рамках Государственной программы «Сохранение и развитие национальной идентичности татарского народа».

По свидетельству С. М. Исхаковой и Ф. Т. Валеева, в формировании сибирских татар приняли участие кыпчакские, угорские, самодийские племена, а также «бухарцы» (узбеки, таджики, каракалпаки, уйгуры), переселившиеся в разные районы Сибири в ХУ—ХУШ вв. и ассимилированные сибирскими татарами. Кроме того, «вышедшее из средневековых кыпчаков "ядро" сибирских татар вступило в этнические контакты с народами Саяно-Алтая, Казахстана, татарами Поволжья, башкирами и другими народами» (Исхакова, Валеев 1996: 13-14). Столь сложная история формирования нации нашла отражение в декоративно-прикладном искусстве сибирских татар, наделив ее чертами, привнесенными разными народами, что можно проследить в том числе на примере коллекций рассматриваемых музеев.

Музей-усадьба Имашевых, расположенная в селе Чечкино Ярковского района Тюменской области, еще находится в процессе музеефикации (рис. 1, см. вклейку). Музей раскрывает культуру сибирских татар преимущественно дореволюционной эпохи (ПМА 2021. Инф. Ф. Ш. Шарипова). Род Имашевых в дореволюционное время — один из самых уважаемых в селе, среди его представителей были муллы и купцы, ведущие межрегиональную торговлю. Создательница музея Фарида Шамиловна Шарипова, будучи представительницей рода, стремится увековечить память

о нем. Как следует из названия учреждения, музей расположен в родовой усадьбе Имашевых, точнее в доме, срубленном более 130 лет назад. Изначально это был большой двухэтажный дом, однако отец Фариды Шамиловны в 1960 г. получил по наследству лишь второй этаж. Он разобрал его и перекатил на новое место. Сейчас усадьба включает в себя традиционные П-образно расположенные по периметру двора (Валеев 1992: 97) постройки: основной дом, летний дом, амбар, навес для дров, сена и саней, сарай, погреб и баню. Все хозяйственные постройки созданы после перекатки дома, но отражают особенности традиционной культуры, сохранившиеся и в середине XX в.

Ф. Ш. Шарипова сосредоточилась на экспонировании бытовых предметов, которые, находясь в хозяйстве Имашевых, отражают основные промыслы и ремесла, бытовавшие ранее в с. Чечкино. Музей рассказывает в первую очередь о мужских занятиях. Уже сам дом, будучи основным элементом татарской национальной идентичности в музее, повествует о развитии плотницкого и столярного ремесла. Дом с четырехскатной крышей, конструкция которой была перенята татарами у русского населения во второй половине XIX в. (Валеев 1992: 100-101). Из дореволюционных элементов отделки сохранились наличники. Окна на фасаде трехчастные, в середине очелье наличника украшено солярной розеткой, что рассматривается искусствоведами как отголоски тен-грианства, последователями которого были тюрки — предки татар (Шкляева 2021: 196). Боковые части наличников декорированы расположенным горизонтально и вертикально стилизованным орнаментом, возможно олицетворяющим сросшиеся цветки чертополоха, который, по народным поверьям, обладает охранными функциями. Причелье наличника богато оформлено токарной резьбой, изготовленной под влиянием русских традиций.

Остальной декор экстерьера выполнен после перекатки дома, уже в советское время, но отражает старинные традиции домовой резьбы. Мастер богато декорировал лобовую доску, выполнив ее в два яруса и украсив нижний линейным орнаментом, сочетающим пропильную ажурную и щелевидную (прорезную) резьбу. В нем присутствуют традиционные для татар мотивы — ро-гообразные узоры (рога лося, барана), стилизованные фигурки уточек и витого стебля. По объяснению респондента, последний элемент символизирует не только рост растений, но и протяженность жизни в целом (ПМА 2021. Инф. М. М. Вагапов). Имеется и сердцевидный орнамент, интересное объяснение которого, данное муллой д. Яки Мамадышского района Республики Татарстан, приводится в статье Л. М. Шкляевой: «...капля отражает арабское написание числа пять, что символизирует и пять столпов ислама, и пять обязательных намазов» (Шкляева 2021: 198). Этот орнамент повторен и в декоре очелий наличников. По углам дома орнамент лобовой доски завершают образы райских птиц, выполненных в технике пропильной силуэтной резьбы, их хвосты украшены сверленой резьбой. В изображении сказочных птиц, вероятно, сказывается влияние бухарских традиций, разрешавших изображать фантастических животных.

В технике классической татарской домовой резьбы декорированы пилястры фасада. Их верх украшен ромбовидными фигурами, считающимися символами поля и земледелия (Бусыгин, Зорин, Токсубаева 1986: 58), а в центре основного поля расположены крестообразные формы, которые можно соотнести с охранительными символами тенгрианства, в противоположных сторонах от них размещены декоративные элементы с острыми концами, ассоциируемые с птичьими клювами. Сруб основного дома обшит рустовкой, создающей узор «елочки», что также является характерным элементом татарской домовой отделки.

Экспозиция рассказывает и о других мужских ремеслах: кожаные сапоги ичиги1 и царык2, валенки (сиб. тат. пима3) повествуют о развитии в селе кожевенного и валяльного дела; лапти,

1 Ичиги — пришедшие от казанских татар кожаные сапоги, украшенные в технике кожаной мозаики. В деревнях выступали преимущественно как праздничная обувь.

2 Царык — традиционная повседневная высокая обувь сибирских татар, длина голенища которой варьируется от середины икры до бедра. По свидетельству Р. А. Мустафиной (1938 г. р., д. Тоболтура), они изготавливались из вымоченной в растворе золы и лыка черной ивы и грубо обработанной конской, коровьей или овечьей кожи. Получившиеся сапоги обрабатывали дегтем, благодаря чему они не пропускали воду, хорошо сохраняли тепло и потому нередко использовались в качестве летней, демисезонной или зимней обуви.

3 Правописание сибирско-татарских слов дается в соответствии с «Большим диалектологическим словарем татарского языка» (Татар теленец... 2009).

различные туески и корзины — лозоплетения; корыта, лохани и т. д. — бондарного дела. Хозяйка особо гордится старинной корзиной для сбора дикоросов (сиб. тат. пестерь-каяз), свидетельствующей о развитии берестяного дела.

До революции с. Чечкино было одним из центров промысла по изготовлению саней и телег, который к 1960-м годам прекратил свое существование. О нем в экспозиции свидетельствует лишь модель саней, выполненная мастером И. Мамкиным. В целом практически все мужские ремесла и промыслы в деревне заглохли в конце 1980-х — начале 1990-х годов после смерти старых мастеров. Потому так важен труд Ф. Ш. Шариповой, благодаря которому сохраняется историческая память сельских жителей.

Представление о женских самобытных ремеслах дают тканые льняные полотенца, вязаные подзоры, салфетки, коврики, ажурные шерстяные и пуховые шали, вышитое постельное белье и декоративные «дорожки» (рис. 2, 3, см. вклейку). Они выполнены в соответствии с традициями татарских женских ремесел, которые более подробно рассмотрим ниже.

Музей татарского быта и культуры «Татарская усадьба "Алга"» создан жителями д. Алга Тобольского района Тюменской области в 2017 г. Экспонаты собраны не только жителями этой деревни, основную часть населения которой составляют потомки казанских татар, переселившихся в Сибирский край еще в дореволюционное время, преимущественно в рамках столыпинской аграрной реформы, но и расположенной по соседству д. Ирек, заселенной коренными сибирскими татарами. Эта сплоченность еще раз показывает близость культуры двух локальных групп татар.

Музей расположен в сохранившейся усадьбе местного муллы Тухватуллы Сафиулина, который в советское время, несмотря на отсутствие в деревне мечети, выполнял функции духовного наставника и сохранял в своем доме традиционный уклад жизни. Дом построен в 1917 г., затем подвергался перестройке и сейчас представляет собой татарское жилище советской эпохи, которое, несмотря на отсутствие многих традиционных элементов (нары — сже (сиб. тат. урынтык), занавеси кашага и чаршау и др.), сохраняет национальный характер благодаря традиционной планировке пространства, характерному декору интерьера и бытовых предметов (рис. 1).

Пространство дома в соответствии с заведенным порядком разделено печью на два помещения — кухню (сиб. тат. кора ёй) и жилую комнату (сиб. тат. ак ёй) (Валеев 1992: 103). Здесь сохранена обстановка, которая была тут при жизни муллы. В комнате — его кровать, настенный ковер (сиб. тат. тушэу), комод, в кухне — деревянные лавка (агач сже), настенные полки (киштэ) (рис. 2) и обязательный элемент традиционного татарского дома — сундук (сандык). Он окрашен и декорирован металлическими, под золото, накладками, создающими ромбовидный узор.

В музейной экспозиции основную часть составляют образцы женского рукоделия. Татарские женщины исстари славились своим мастерством в вышивке, вязании и ткачестве. В их изделиях воплощены устойчивые национальные традиции, передающие из поколения в поколение символическую информацию и эстетические принципы, отражающие восприятие окружающего мира. И сегодня женское рукоделие является транслятором традиционной культуры и осуществляет связь времен. В доме-музее много текстильных изделий — вязаные покрывала на кровати (ПМА 2019. Мастерица Р. К. Сияутдинова) и коврики на стульях и полу (ПМА 2019. Мастерица Л. Г. Гатина), имеющие самобытную полихромную окраску (сочетание синего, черного, оранжевого, красного цветов). Стены украшены дорожками и салфетками с вышитыми гладью букетами садовых цветов (розы, анютины глазки). Подобные узоры в советское время исполнялись женщинами как по образцам, созданным их предшественницами, так и по схемам из журналов, чаще всего использовался журнал «Азат хатын» («Свободная женщина»). Убранство кровати представлено кружевным подзором, воспроизводящим любимый татарами цветочный орнамент. В технике кружевной вязки крючком, также с использованием цветочного орнамента, выполнены украшения дверных проемов и салфетки на кухонной этажерке. Сундук задрапирован покрывалом, изготовленным в технике лоскутного шитья (ПМА 2019. Мастерица Ф. А. Савчиц), широко развитого у всех групп татар.

Рис. 1. Жилая комната. Экспозиция музея в д. Алга (Тобольский район, Тюменская область).

Фото Н. В. Герасимовой, 2019 г.

Fig. 1. Living room. Exposition of the museum in the village of Alga (Tobolsk district, Tyumen Region).

Photo by N. V. Gerasimova, 2019

Рис. 2. Кухонные полки; образцы керамики и ажурного вязания, вторая половина ХХ в. Из собрания музея в д. Алга (Тобольский район, Тюменская область). Фото Н. В. Герасимовой, 2019 г. Fig. 2. Kitchen shelves; samples of ceramics and openwork crochet, the se^nd half of the 20th century. From the collection of the museum in the village of Alga (Tobolsk district, Tyumen Region).

Photo by N. V. Gerasimova, 2019

В музее представлены образцы бытовой утвари — столовая посуда, горшки, различные тяпки, корыта, прялки и т. д., созданные преимущественно местными мастерами, однако в силу сугубо хозяйственного предназначения не имеющие ярко выраженных национальных черт.

Создатели дополнили экспозицию предметами, относящимися к татарскому народному костюму, который в современном обществе расценивается как основной маркер этнической идентичности. В экспозиции подлинных бытовых костюмных комплексов нет, но представлены концертные платья с фартуками и жилетами, скроенные в соответствии с народными традициями и украшенные стилизованным растительным орнаментом. Здесь же демонстрируются вязанные местными мастерицами ажурные шали, которые стали частью татарского костюма наряду с традиционными пуховыми шалями и платками. Увлечение ручной ажурной вязкой в конце 1970-х — начале 1980-х годов пришло на смену широко распространенным с конца XIX в. фабричным ажурным шалям с узором, называемым в народе «ракушка» (казан шале). Любимым предметом хранителей музея является старинный ситцевый печатный платок француз шале или француз яулык, являвшийся традиционным элементом праздничного наряда татарских женщин4. По легенде, впервые такие платки привезли своим женам в подарок из Франции татарские мужчины, участники заграничного похода русской армии 1813 г. На наш взгляд, хранящееся в музее изделие — это один из платков, изготавливаемых в дореволюционное время на русских фабриках и широко распространявшихся по всей стране (рис. 3). Они снискали любовь татарских женщин благодаря кумачовой окраске, дополненной белым цветочным узором. Имеются и сапоги ичиги, выполненные в технике кожаной мозаики, традиционной для казанских татар. В Казанской губернии исстари существовал развитый ичижный промысел, продукция которого вывозилась в различные регионы страны (Саттарова 2004). По мнению Ф. Т. Валеева, кожевенный, в том числе ичижный, промысел существовал и в Сибири (Валеев 1992: 83), однако представленная в экспозиции пара ичиг, на наш взгляд, выполнена уже в советское время, скорее всего на Арской фабрике национальной обуви, где в 1960-е годы был возрожден данный промысел. В пользу данной версии свидетельствуют грубая кожа и упрощенный орнамент (рис. 4).

Имеющийся материал позволяет организаторам музея проводить ряд мероприятий, которые дают посетителям возможность окунуться в культуру и быт татарского населения Западной Сибири, сохранившего самобытность. В программе «Татарские традиции» реконструируются обряды, связанные с приемом гостей, рождением ребенка, праздничными деревенскими посиделками. Во время интерактивных занятий не только проводится экскурсия по музею-усадьбе, но и исполняются традиционные песни, проводятся игры «Тюбетейка» и «Ротозей» (Ацык авыз), накрывается стол с татарскими угощениями — сладкой и мясной катламой, баурсаками и травяными чаями. Организуются кулинарные и рукодельные мастер-классы. Таким образом, имеющийся материал и познавательные программы позволяют гостям музея познакомиться с самобытным миром татарской деревни в целом и семьи в частности, способствуя тем самым сохранению нематериального культурного наследия народа.

Руководителями музея М. Ю. Савчиц и М. А. Тороповой проводится активная работа по привлечению посетителей. Ими создан буклет с презентацией своего детища и информацией о проводимых программах, ведется страница музея в социальной сети «ВКонтакте». В виртуальном пространстве сделана ставка на особость и уникальность татарской культуры на просторах Сибири, что вызывает интерес со стороны туристов. Таким образом, презентация татарской культуры проводится не только среди местного населения, но и среди жителей и гостей Тобольска.

Третий музей носит название «Дом Зулейхи». Он построен в 2015 г. в с. Казарово (в настоящее время микрорайон г. Тюмени) и стал доступен для туристов летом 2022 г. Особенность музея заключается в том, что он одновременно является и жилым домом его хозяйки — журналиста

4 Рамазанова Д. Б. Француз яулык. URL: https://almet-history.tatneft.ru/istoriya/traditsionnaya-kultura/odezhda/t-h/frantsuz-yaulik (дата обращения: 28.09.2022).

Рис. 3. Француз яулык («французский» платок), начало ХХ в. Из собрания музея в д. Алга (Тобольский район, Тюменская область). Фото Н. В. Герасимовой, 2019 г. Fig. 3. Frantsuz yaulyk ("french" scarf), the beginning of the 20th century. From the collection of the museum in the village of Alga (Tobolsk district, Tyumen Region). Photo by N. V. Gerasimova, 2019

Рис. 4. Сапоги ичиги, вторая половина ХХ в. Из собрания музея в д. Алга (Тобольский район, Тюменская область). Фото Н. В. Герасимовой, 2019 г.

Fig. 4. Boots ichigi, the second half of the 20 century. From the collection of the museum in the village of Alga (Tobolsk district, Tyumen Region). Photo by N. V. Gerasimova, 2019

Зулейхи Тимералиевны Алишевой (1964 г. р.). В качестве экспонатов, по словам владелицы, «несколько лет собирались вещи, которые имеют отношение к моей семье и близким, поэтому дом наполнен элементами, отражающими как сибирско-татарские, так и бухарские корни» (ПМА 2022. Инф. З. Т. Алишева). Сейчас идет закупка экспонатов, которые характерны для культуры сибирских татар в целом. В итоге получился дом-музей, отражающий быт и домашние занятия не только одной конкретной семьи, но и вообще сибирских татар с дореволюционной эпохи до современности.

Визитная карточка дома — комната, где воссоздан традиционный урынтык — нары или подиум, сохранявшийся в домах примерно до середины ХХ в. и служивший одновременно спальным местом, столовой и рабочей зоной. Урынтык богато декорирован — на нем расположены сундук, обеденный стол на низких ножках (сиб. тат. урын встэл) и обилие текстиля — ковры, покрывала, подушки, узоры на которых имитируют технику кожаной мозаики (рис. 4, см. вклейку). Посетителям представлены наряженные куклы, знакомящие с татарским костюмом, а также старинный татарский бархатный женский жилет (камзул), расшитый по краям полочек цветочно-растительным орнаментом.

Другая комната отражает убранство татарского жилища советского времени (рис. 5, см. вклейку). Здесь находятся принадлежавшие маме и бабушке основательницы музея предметы мебели и декора — платяной шкаф, кровать с панцирной сеткой, диван в стиле «сталинский ампир», часы и зеркало, сундук. Национальный характер этому типично советскому убранству комнаты добавляет любимый татарами текстиль — постельное белье с кружевным подзором, покрывало на кровати, богато оформленное вышитыми гладью самобытными стилизованными цветами полих-ромной окраски в обрамлении листьев. Подушки на кровати покрыты наволочками, их верх богато декорирован кружевной вязкой, через которую просвечивает яркий цвет наперников. Все это дополняют ковры Тюменской ковровой фабрики, расположенные на полу и стенах. По словам хозяйки, «ковры здесь неспроста — начало тюменскому ковровому промыслу положили пришедшие в Сибирь бухарцы» (ПМА 2022. Инф. З. Т. Алишева).

Имеется «комната-музей», наполненная различными предметами, которые отражают жизнеустройство и эстетические представления сельских татар Сибири ХХ в. В ней собраны ручной сепаратор, чугунный котелок, примусы, швейная машинка «Зингер», керосиновые лампы и тюменские ковры, сундуки, корзины, вышитые панно, ажурные вязаные салфетки, образцы лоскутного шитья и др.

Прочие комнаты в доме жилые, а потому их оформление современное, соответствует эпохе глобализации и практически лишено национального своеобразия.

Как отмечает З. Т. Алишева, «мой музей, без преувеличения, дом моей семьи, рода, моей истории. И это дом для друзей. Ко мне приезжают работники музеев, коллеги. Приходят художники, писатели, журналисты, фотографы, мастера прикладного искусства. Говорят, что дом дарит им вдохновение» (ПМА 2022. Инф. З. Т. Алишева). Создательница музея ведет большую работу по привлечению туристов и знакомству их с татарской культурой. Она сама проводит экскурсии, во время которых знакомит гостей с традициями и фольклором сибирских татар. Так, совместно с Ембаевским сельским музеем и культурным центром «Янавыл — бухарский район Тюмени» Дом Зулейхи вошел в тур «Татарское ожерелье Тюмени», в рамках которого раз в месяц здесь проводятся экскурсии для участников тура. Еще одна программа — «Чаепитие у Зулейхи» — предусматривает трехчасовую экскурсию по дому, сочетающуюся с изучением сибирско-татарской кухни, традиций гостеприимства и быта.

Нельзя не упомянуть и о проблемах рассмотренных учреждений. В первую очередь здесь не проводится работа, связанная именно с музеефикацией собрания: отсутствуют книги поступления и учета экспонатов, сами экспонаты не инвентаризированы. Подобная практика в будущем приведет к потере важной информации об истории формирования собрания и источниках поступления коллекции. Сами предметы также могут быть утеряны, а музеи прекратят существо-

вание. Отметим, что подобная проблема характерна не только для создающихся небольших частных музеев, но и для большинства сельских школьных музеев, что отмечено Л. М. Шкляевой (Шкляева 2021: 201).

Таким образом, представленные в статье музеефицированные татарские усадьбы Тюменской области являются важной составляющей сохранения национальной идентичности местного татарского населения. Частная инициатива стала успешной попыткой восполнения лакуны в музейном пространстве региона, в котором татары составляют существенную часть населения, но не имеют достаточного отражения их культуры в государственных музеях. Рассмотренные музеи-усадьбы презентуют сельскую культуру татарского населения Тюменской области комплексно, воссоздавая среду различных исторических эпох — дореволюционную (с. Чечкино), советскую (д. Алга) и ее рецепцию в современности (мкр-н Казарово). Образ этнической культуры презентуется благодаря художественному оформлению пространства, характерному для определенной эпохи, взятой за основу создателями экспозиции. При этом внимание посетителей акцентируется на бытовых предметах, которые в современной жизни превратились в символы-маркеры национальной идентичности (урынтык, деревянная домовая резьба, предметы женского рукоделия, в том числе украшенные полихромной вышивкой, изделия, украшенные кожаной мозаикой). Эти предметы формируют больше национальную татарскую идентичность, нежели локальную, отражающую особенности культуры татар именно Сибирского региона. Для демонстрации последней в усадьбах воспроизводят обрядовую практику и пищевые традиции местного татарского населения. В совокупности это позволяет посетителям усвоить национальную культуру, ее социальное значение, способствует целям национально-культурной интеграции местных жителей и формированию толерантного отношения к татарскому населению и культуре в полиэтничной среде Тюменской области.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

сиб. тат. — на диалекте сибирских татар (восточный диалект татарского языка)

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПМА 2019 — Тюменская область, Тобольский район, д. Алга. Мастерица Сияутдинова Расима Кашафовна (1930-2019).

ПМА 2019 — Тюменская область, Тобольский район, д. Алга. Мастерица Гатина Лениза Газизулловна, 1940 г. р.

ПМА 2019 — Тюменская область, Тобольский район, д. Алга. Мастерица Савшиц Файруза Ахмадулловна, 1961 г. р.

ПМА 2019 — Тюменская область, Тобольский район, д. Тоболтура. Информант Мустафина Рухия Алиевна, 1938 г р.

ПМА 2021 — Тюменская область, Ярковский район, д. Чечкино. Информант Вагапов Мунир Масхутович, 1966 г. р.

ПМА 2021 — Тюменская область, Ярковский район, д. Чечкино. Информант Шарипова Фания Шамиловна, 1961 г. р.

ПМА 2022 — г Тюмень. Информант Алишева Зулейха Тимералиевна, 1964 г. р.

Блинова А. Н., Шлегель Е. А. Идентичность через музей: трансляция культурного наследия немцев омского региона // Кунсткамера. 2020. № 2 (8). С. 7-18.

Бусыгин Е. П., Зорин Н. В, Токсубаева Л. С. Декоративное оформление сельского жилища в Казанском Поволжье. Казань: Б. и., 1986.

Валеев Ф. Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань: Татарское кн. изд-во, 1992.

Исхакова С.М., Валеев Ф.Т. Сибирские татары: этнокультурные и политические проблемы возрождения // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1996. № 92. С. 3-19.

КауленМ. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России М.: Этерна, 2012.

Маслов Д. В. Локальные музеи и репрезентация этнической культуры алтайцев: дис. ... канд. ист. наук. М., 2017.

Саттарова Л. И. Казанская узорная кожа. Казань: Культура и традиции, 2004. 160 с. Татар теленец зур диалектологик сYзлеге / Сост. Баязитова Ф. С., Рамазанова Д. Ф., Садыйкова З. Р., Хэйретдинова Т. Х. Казан: Татар. кит. нэшр., 2009. 839 с.

Шкляева Л. М. Особенности народного декоративно-прикладного искусства татар Самарской области // Национально-культурное наследие: татары Самарской области. Сб. статей. Казань: Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, 2021. С. 194-219. (Из сокровищницы научных экспедиций).

REFERENCES

Blinova A. N., Shlegel E. A. Identichnost' cherez muzei: transliatsiia kul'turnogo naslediia nemtsev omskogo regiona [Identity through the museum: broadcasting the cultural heritage of the Germans of the Omsk region]. Kunstkamera, 2020, no. 2 (8), pp. 7-18. (In Russian)

Busygin E. P., Zorin N. V, Toksubaeva L. S. Dekorativnoe oformlenie sel'skogo zhilishcha v Kazanskom Povolzh'e [Decorative design of a rural dwelling in the Kazan Volga region]. Kazan, 1986. (In Russian)

Iskhakova S. M., Valeev F. T. Sibirskie tatary: etnokul'turnye i politicheskie problemy vozrozhdeniia [Siberian Tatars: ethnocultural and political problems of revival]. Issledovaniiapo prikladnoi i neotlozhnoi etnologii, 1996, no. 92, pp. 3-19. (In Russian)

Kaulen M. E. Muzeefikatsiia istoriko-kulturnogo naslediia Rossii [Museumification of the historical and cultural heritage of Russia]. Moscow: Eterna Publ., 2012. (In Russian)

Maslov D. V. Lokal'nye muzei i reprezentatsiia etnicheskoi kul 'tury altaitsev [Local museums and representation of the ethnic culture of the Altaians]. PhD diss. thesis. Moscow, 2017. (In Russian)

Sattarova L. I. Kazanskaia uzornaia kozha [Kazan patterned leather]. Kazan: Kul'tura i traditsii Publ., 2004. (In Russian)

Shkliaeva L. M. Osobennosti narodnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva tatar Samarskoi oblasti [Features of folk decorative and applied art of the Tatars of the Samara region]. Natsional'no-kul'turnoe nasledie: tatary Samarskoy oblasti [National cultural heritage: the Tatars of Samara region]. Kazan: Institut yazyka, literatury i iskusstva im. G. Ibragimova Akademii nauk Respubliki Tatarstan Publ., 2021, pp. 194-219. (In Russian)

Valeev F. T. Sibirskie tatary: kul'tura i byt [Siberian Tatars: culture and everyday life]. Kazan: Tatarskoe kn. izd-vo Publ., 1992. (In Russian)

Submitted: 29.11.2022 Accepted: 01.02.2023 Published: 10.04.2023

К статье Н. В. Герасимовой

Рис. 1. Музей-усадьба Имашевых (д. Чечкино, Ярковский район, Тюменская область).

Фото Н. В. Герасимовой, 2021 г Fig. 1. Museum-estate of the Imashevs (village of Chechkino, Yarkovsky district, Tyumen Region).

Photo by N. V. Gerasimova, 2021

Рис. 2. Вышивка татарской мастерицы. Вторая половина XX в. Собрание Музея-усадьбы Имашевых (д. Чечкино, Ярковский район, Тюменская область). Фото Н. В. Герасимовой, 2021 г Fig. 2. Embroidery by a Tatar craftswoman. Second half of the 20th century. Collection of the Museum-estate of the Imashevs (village of Chechkino, Yarkovsky district, Tyumen Region). Photo by N. V. Gerasimova, 2021

Рис. 3. Ф. Ш. Шарипова с традиционной татарской шалью (вторая половина XX в.). Из собрания Музея-усадьбы Имашевых (д. Чечкино, Ярковский район, Тюменская область).

Фото Н. В. Герасимовой, 2021 г Fig. 3. F. Sh. Sharipova with a traditional Tatar shawl (second half of the 20th century). From the collection of the Museum-estate of the Imashevs (village of Chechkino, Yarkovsky district, Tyumen Region). Photo by N. V. Gerasimova, 2021

Рис. 4. Нарыурынтык в музее «Дом Зулейхи» (Тюмень). Фото из личного архива З. Т. Алишевой, 2022 г.

Fig. 4. Uryntyk plank bed in the museum «Zuleikha's House» (Tyumen). Photo from the personal archive of Z. T. Alisheva, 2022

Рис. 5. Интерьер комнаты советской эпохи в музее «Дом Зулейхи» (Тюмень). Фото из личного архива З. Т. Алишевой, 2022 г.

Fig. 5. Interior of the Soviet-era room in the museum «Zuleikha's House» (Tyumen). Photo from the personal archive of Z. T. Alisheva, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.