ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ
УДК 069(476)
МУЗЕЕФИКАЦИЯ КОМПЛЕКСА НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ Х11-Х1Х ВЕКОВ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА В ПОЛОЦКЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
канд. культурологии Т.А. ДЖУМАНТАЕВА (Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник)
Рассматривается музеефикация памятников архитектуры и монументальной живописи на примере комплекса фресковой и масляной живописи Х11-Х1Х веков Спасо-Преображенского храма Спасо-Евфросиньевского монастыря. В рамках культурной интеграции - взаимодействие между учреждениями культуры, творцами и потребителями культур, процесс согласования национальных форм культуры, традиций и новаций - учёных и реставраторов России и Беларуси был осуществлён уникальный проект музее-фикации отслоенной живописи XVIII-XIX веков, что стало выдающимся явлением в музеологии и перспективным направлением для сохранения и презентации историко-культурного наследия древнего Полоцка.
Историко-культурное наследие представляет собой духовный, культурный, экономический и социальный капитал уникальной ценности. Вместе с природными богатствами культурное наследие страны является основанием для национального самосознания (самоуважения) и признания мировым сообществом. В эпоху глобализации постиндустриальная цивилизация осознала высокий потенциал культурного наследия для каждой страны, необходимость его сохранения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Любые утраты наследия неизбежно отражаются на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приводят к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть восполнены или компенсированы. Основой развития цивилизации может быть только накапливание и сохранение культурных ценностей. Музей может стать лучшим хранителем и ретранслятором наследия.
Принципы комплектования музейного собрания выражают отношение общества к своему культурному наследию. В процессе отбора осуществляется документирование и музеефикация предметов материальной культуры, исторических событий и процессов. Обеспечивая отбор, хранение, изучение и презентацию экспонатов, музей актуализирует культурное наследие через соотнесение его с современными социокультурными процессами, используя для этого интерактивные формы музейной коммуникации и тем самым способствуя воспроизведению культуры. Исследование наследия в музее должно носить долговременный, постоянный и поэтапный характер... (подготовительный этап - исследование источников, второй этап - создание программы научных исследований и её осуществление, третий - презентация результатов [1]).
Музеефикация историко-культурного наследия является в такой же степени значимым направлением музейной деятельности, как и фондовая, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность. Музей - эффективное средство освоения среды обитания человеческого сообщества, фактор стабилизации ее качеств. Сегодня во всем мире он признан инструментом решения многих важных социальных проблем, в первую очередь проблем социальной адаптации и консолидации общества. Для этого необходимы усилия уже существующих музеев, энтузиастов, управленцев, ученых. В нашем случае к перечисленным субъектам добавляется международное сотрудничество реставраторов.
Уникальным долговременным проектом, в котором вот уже около 10 лет участвуют российские и белорусские учёные и реставраторы, является Музеефикация комплекса настенной живописи Х11—Х1Х веков Спасо-Преображенского храма в Полоцке.
Полоцк на протяжении XII века был одним из главных центров монументальной архитектуры и живописи Древней Руси. Именно здесь получил развитие особый архитектурный тип храма - башнеобразный с трёхлопастным завершением фасадов, что создавало вертикальный акцент в объёмной композиции здания. Самым ярким образцом этой уникальной Полоцкой школы архитектуры известный исследователь древнерусской архитектуры П.А. Раппопорт назвал Спасо-Преображенский храм XII века [2]. Традиции полоцкого зодчества оказали сильное влияние на каменное строительство в Смоленске, Новгороде, Гродно, Чернигове, Витебске. Об этом написал в своём исследовании Е.Н. Торшин [3].
При жизни Св. Евфросинии Полоцкой Спасо-Преображенский храм был расписан фресками, сохранившимися до наших дней в полном объёме. Ансамбль фресок Спасской церкви представляет собой
уникальное явление в мировом культурном наследии [4]. Более 20 лет ведутся работы по раскрытию монументальной живописи в храме. Параллельно с раскрытием фресок XII века проводится отслоение более поздней живописи XIX века, которая представляет историческую и художественную ценность и является частью единого комплекса монументальной живописи храма. Отслоенная живопись переносится на новую постоянную основу и может экспонироваться в музее и на выставках. Презентация живописи путём создания стационарной музейной экспозиции - важная часть осуществления музеефикации историко-культурного наследия древнего города.
Группа реставраторов Федерального государственного унитарного предприятия «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» (МНРХУ) под руководством известного искусствоведа и опытного реставратора высшей категории В.Д. Сарабьянова в 2006 году совместно с белорусскими реставраторами приступила к реставрационным работам по раскрытию фресковой росписи Спасо-Преображенской церкви, памятника архитектуры середины XII века.
На первом этапе сотрудничества в работах приняли участие реставраторы Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника О. А. Шафран и А. А. Якимович. Они получили возможность повысить свою квалификацию и быть причастными к процессу реставрации уникального памятника. Сегодня раскрыт почти весь объём храма, расписанный фресками. Многие композиции являются сенсационными для искусствоведения. Например, хорошо сохранившиеся изображения первых русских святых Бориса и Глеба [5]. До настоящего времени самые ранние изображения святых братьев датировались XIII веком. Изображения Бориса и Глеба в полоцком храме были включены преподобной Евфросинией, как и изображение Вячеслава Чешского [6], в её патрональную программу росписи храма. Родные братья отца Евфросинии и её родной брат (ко времени росписи храма уже умершие) носили имена святых, изображённых в центральном нефе храма. Напротив стены с изображениями Бориса и Глеба находится редчайшее изображение - изображение святого мученика Романа и князя Вячеслава (Вацлава) Чешского, до сих пор глубоко почитаемого в Чехии. Его портретов вообще очень мало. Это единственное изображение чешского святого в православных храмах на территории России, Украины и Беларуси. То, что он появился напротив Бориса и Глеба, само собой разумеется - чешский святой князь, как и русские святые князья, был убит родным братом. Патрональные изображения основного объёма храма показывают, что тема моления за своих родных являлась одной из определяющих в функции Спасской церкви.
Комплекс росписей XII века Спасской церкви находился под несколькими слоями записей. Последняя запись, выполненная в 1885 году, представляла собой цельный ансамбль росписей, обладающий исторической и художественной ценностью. Его сохранность неодинакова. Красочный слой во многих местах осыпался, обнажив хорошо сохранившиеся первоначальные фрески XII века. Кроме того, на отдельных участках под записью 1885 года были открыты фрагменты предыдущего поновления 1834 года, которые также заслуживали сохранения.
Ранее в Спасской церкви уже проводилось отслоение небольших фрагментов масляной росписи XIX века по методике, разработанной С.В. Филатовым [7]. Отслоение выполнялось на пленку ПВБ (поли-винилбутираль), что позволило отслоить небольшие участки красочного слоя, причём только хорошей сохранности. Эти фрагменты хранятся в Национальном Полоцком историко-культурном музее-заповеднике. Для отслоения целых композиций на данном памятнике такая методика не подходила. Поэтому реставраторами МНРХУ А.Б. Гребенщиковой и В.В. Сергиеней бригады В.Д. Сарабьянова под руководством художника-реставратора Е.И. Серёгиной была разработана другая методика работы, которая позволила отслоить живопись XIX века большими и цельными участками, вплоть до крупных композиций площадью в несколько квадратных метров.
Отслоение и сохранение на новом основании живописи XVIII-XIX веков до сих пор недостаточно распространено в реставрации настенной живописи, хотя преимущества его очевидны. Этот метод позволяет сохранить оба слоя живописи - первоначальный и слой поновления, который также является объектом художественного наследия. Подобный метод сохранения позднего слоя живописи по отношению к первоначальному вполне заслуживает более частого применения в реставрационной практике, так как случается, что запись выполнена талантливыми живописцами и представляет собой отдельный комплекс росписей, имеющих художественную ценность. Часто эта ценность носит исторический характер и бывает связана с репрезентацией стилей и манер, характерных для определенных периодов развития живописи. Почти все снятые фрагменты XVIII-XIX веков по композиции соответствуют фрескам XII века (рис. 1, 2).
Для полноценной музеефикации памятника необходимо создание исчерпывающей базы данных. В нашем случае в базу данных включены:
- архивные материалы по ремонтам и исследованиям Спасского храма, отчёты по археологическим исследованиям разных лет, фото- и графические фиксации процессов реставрации живописи, включая этапы 1920-1930-х, 1970-х годов, 1993-2005-х, 2007-2010-х годов;
- научные паспорта на отслоенную живопись и архитектурные обмеры.
Рис. 1. Композиция «Святой мученик Феодор Тирон», Рис. 2. Композиция «Святой мученик Феодор Тирон», 1885 год. Общий вид XII век. Фреска, открывшаяся после расслоения
По окончании раскрытия фресок и к началу архитектурных реставрационных работ необходимо обладать полной фотофиксацией всех архитектурных элементов, шурфов и росписей Спасской церкви, включая фрески XII века и масляные поновления XVIII-XIX веков, которые по возможности должны быть зафиксированы на разных этапах их отслоения и переноса на новую постоянную основу. Практический сбор указанного материала и разработка процесса музеефикации осуществлялась совместной российско-белорусской группой исследователей и сотрудниками Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника (В.Д. Сарабьянов, Д.А. Скобцова, А.Б. Гребенщикова, В.В. Сергиеня, Ю.И. Малиновский, О.А. Шафран, А.А. Якимович, Т.А. Джумантаева, В.В. Гаврилов, А.Ф. Оськин). Кроме того, был накоплен большой опыт компьютерной обработки и архивирования разнообразных текстовых и графических материалов, создания баз данных по комплексу настенной живописи [8].
В результате этой совместной работы определился круг научных интересов, которые стали основой для выполнения научно-исследовательских работ в рамках Российского и Белорусского фондов фундаментальных исследований. Были разработаны методики отслоения масляной живописи и аттрибутиро-ваны фрески XII века и отслоенные фрагменты XVIII-XIX веков. Созданная электронная база данных была размещена на сайте музея-заповедника по адресу: http://polotsk.museum.by/files/freski/index.html, а полный отчёт о научно-исследовательской работе - на сайте Белорусского Фонда фундаментальных исследований НАН Беларуси: http://fond.bas-net.by/cgi-bin/db/item.pl?id=G11RPL-001&lng=0), что стало вторым этапом нашего долгосрочного проекта в 2011-2012 годах. Дополнительным результатом данного этапа было введение в научный оборот наиболее полной на ближайшую перспективу информации о комплексе настенной живописи XII-XIX веков Спасо-Преображенского храма Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке через издание научных публикаций в двух томах Материалов международной научной конференции «История и археология Полоцка и Полоцкой земли».
Итогом обобщения собранных материалов и виртуальной презентации комплекса живописи в сети Интернет стала разработка концепции музеефикации памятника в стационарной музейной экспозиции (Л.М. Лысенко, Т.А. Орлова, И.Е. Песина, Т.В. Явич, Н.Г. Лугина, И.В. Куржалов). Для постоянной тематической экспозиции была выбрана Художественная галерея, филиал Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Основной задачей концепции стало создание условий для сохранения и музеефикации комплекса настенной живописи XII-XIX веков Спасо-Преображенского храма Евфро-
синьева монастыря в Полоцке, развитие нового перспективного музейного комплекса и создание научной виртуальной презентации комплекса настенной живописи XП-XIX веков. Для этого была выработана система первоочередных организационных мероприятий по реализации концепции и дана оценка их возможного ресурсного обеспечения. Проект участвовал в конкурсе на получение гранта Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства и выиграл его.
Третий этап проекта, который завершён в сентябре 2014 года, основан на внедрении современных методик отслоения живописи XIX века в практическую музейную деятельность. Сохранение и музеефикация историко-культурного наследия «Комплекс настенной живописи X[I-X[X веков Спасо-Преображенской церкви в Полоцке» осуществляются через создание музейной экспозиции, где представлены: уникальная полоцкая школа архитектуры, монументальная живопись Спасской церкви XII века, отслоенные и перенесённые на новую постоянную основу фрагменты стенописи XVIII-XIX веков. Программа и использованные технологии отслоения и презентации не имеют аналогов в практике стран СНГ, а в мировой практике такие опыты единичны и во многом не достигают того научно-практического уровня, который был предусмотрен данным проектом (http://polotsk.museum.by/node/35935). Разделы экспозиции включили в программу «Музеологического обзора коллекции предметов литургического обихода и личного благочестия XI-XIII веков в музейном собрании Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника», подготовленную автором (Т. Д.) и опубликованную ранее [9]. Имеется в виду экспонирование предметов, связанных с жизнью и деятельностью Св. Евфросинии Полоцкой, по чьему заказу и с чьим непосредственным участием осуществлялось строительство и создание программы росписей в соборе.
По завершении реставрации Спасо-Преображенская церковь с открытыми фресками XII века будет действующим храмом монастыря. Снятые (отслоенные) фрагменты росписей XVIII-XIX веков из Спасской церкви, археологические находки и копии фресок XII века, их графические прориси наряду с цифровыми проекциями будут представлены в постоянной экспозиции Xудожественной галереи. Кроме того, предстоят работы по щадящей тонировке отслоенных фрагментов. Другими словами, процесс музеефи-кации продлится ещё какое-то время до полного завершения. Он станет достоянием посетителей экспозиции, учёных и всех интересующихся культурным наследием древнего города.
Открытие подобных интегрированных экспозиций является подтверждением того, что в современных условиях музеи, как и всё общество, переживают существенные трансформации своего содержания и деятельности. Особенно показательными в этом смысле становятся новые музейные экспозиции, которые являются продуктом культурной интеграции и совместной деятельности исследователей и реставраторов разных стран.
Очевидно, что музейная деятельность приобретает всё большее социокультурное значение - возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия. При этом перед музеем стоит двоякая цель - сохранение культурного наследия для будущих поколений и открытие культурного наследия для современников. Сам музей выступает как составная часть историко-культурного пространства, воздействующего на степень и характер трансляции опыта поколений, и в то же время является связующим звеном между обществом и наследием, которое принадлежит обществу. «Именно музеи могут решить задачу - через музеефикацию сделать эти объекты фактами актуальной культуры. ... Музеефикация сегодня осознаётся как оптимальный путь сохранения и использования памятника. Музеефицированное наследие связано со своим краем, со своим обществом и средой бытования» [10, с. 389].
Исключительная ценность Полоцка заключается в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости его культурного достояния. Без культурного наследия немыслимы современная жизнь Полоцка и перспективы его развития. Наследие во многом формирует особый менталитет полочан, утверждает преемственность гуманистических ценностей, подчёркивает неофициальный статус культурной столицы Беларуси, создаёт мировой имидж Полоцка. Для Полоцка наследие имеет такое же значение, как для других регионов природные ресурсы, месторождения нефти и алмазов. Наследие включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мастеница, Е. Культурное наследие и музей; проблема взаимодетерминации / Е. Мастеница // Научно-исследовательская работа в музее: тез. докл. на VIII Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 29-30 нояб. 2005 г. - М., 2005. - С. 14-22.
2. Раппопорт, П.А. Полоцкое зодчество XII в. / П.А. Раппопорт // СА. - 1980. - № 3. - С. 142-161; Раппопорт, П. А. Зодчество Древней Руси / П.А. Раппопорт. - Л.: Изд-во «Наука» Ленингр. отд-ние, 1986. -160 с.; Раппопорт, П.А. Спасская церковь Евфросиньева монастыря в Полоцке / П.А. Раппопорт, Г.М. Штендер // Памятники культуры: Новые открытия, Ежегодник 1979. - Л., 1980. - С. 459-468.
3. Торшин, Е.Н. Полоцкие строители в Смоленске и Новгороде / Е.Н. Торшин // Труды Гос. Эрмитажа. Т. XXXIV // Изучение и реставрация памятников древнерусской архитектуры и монументального искусства. Архитектурно-археологический семинар: материалы науч. конф. памяти архитектора-реставратора Г.М. Штендера, 19-22 окт. 1993 г. и 15-18 апр. 2003 г. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. - С. 74-88.
4. Скобцова, Д. А. Фрески Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке в контексте искусства XII в. Проблемы стиля / Д.А. Скобцова // История и археология Полоцка и Полоцкой земли: материалы VI Междунар. науч. конф., Полоцк, 1-3 нояб. 2012 г.: в 2 ч. - Полоцк: Полоц. кн. изд-во, 2013. - Ч. 2: Спасо-Преображенская церковь в Полоцке: История. Архитектура. Живопись. - С. 120-125.
5. Скобцова, Д. А. Образы святых князей Бориса и Глеба в росписи Спасо-Преображенской церкви Евфро-синиева монастыря в Полоцке / Д.А. Скобцова // История и археология Полоцка и Полоцкой земли: материалы VI Междунар. науч. конф., Полоцк 1-3 нояб. 2012 г.: в 2 ч. - Полоцк: Полоц. кн. изд-во, 2013. - Ч. 2: Спасо-Преображенская церковь в Полоцке: История. Архитектура. Живопись. - С. 142-148.
6. Сарабьянов, В.Д. Изображение Вячеслава князя Чешского и патрональная программа в росписях Спасской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке / В. Д. Сарабьянов // История и археология Полоцка и Полоцкой земли: материалы VI Междунар. науч. конф., Полоцк, 1-3 нояб. 2012 г.: в 2 ч. -Полоцк: Полоц. кн. изд-во, 2013. - Ч. 2: Спасо-Преображенская церковь в Полоцке: История. Архитектура. Живопись. - С. 65-78.
7. Гребенщикова, А.Б. Поновления древней росписи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке. Проблема сохранения и музеефикации поздних записей / А.Б. Гребенщикова, В.В. Сергиеня, Д.А. Скобцова // История и археология Полоцка и Полоцкой земли: материалы VI Междунар. науч. конф., Полоцк, 1-3 нояб. 2012 г.: в 2 ч. - Полоцк: Полоц. кн. изд-во, 2013. -Ч. 2: Спасо-Преображенская церковь в Полоцке: История. Архитектура. Живопись. - С. 19-29.
8. Оськин, А.Ф. Технология создания виртуальных музейных экспозиций / А.Ф. Оськин, Т.А. Джуман-таева // Псторыя i археалопя Полацка i Полацкай зямлг матэрыялы VI Мiжнар. навук. канф., По-лацк, 1-3 лютап. 2013 г.: у 2 ч. - Полацк: НПГКМЗ, 2013. - Ч. 1. - С. 274-280.
9. Джумантаева, Т. А. Музеелапчны аспект перспектыунага развщця Нацыянальнага Полацкага псторыка-культурнага музея-запаведшка / Т. А. Джумантаева // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. А. Гуманитарные науки. - 2006. - № 1 - С. 2-10.
10. Каулен, М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России / М.Е. Каулен. - М.: Этерна, 2012. - 432 с.
Поступила 19.09.2014
MUSEEFICATION OF THE COMPLEX OF WALL PAINTING OF THE 12th - 19th CENTURIES OF SAVIOURS TRANSFIGURATION CHURCH IN POLOTSK
T. JUMANTAYEVA
Museefication of architectural monuments and monumental painting is a promising direction for the conservation and presentation of historical and cultural heritage. Continuing the theme of museefication today Federal State Unitary Enterprise "Scientific and Restoration interregional artistic management" and Polotsk National Historical and Cultural Museum-Reserve are concerned about the study, preservation and restoration of Holy Transfiguration Church of the 12th century and its paintings of 12th and 19th centuries. The project of the museefication of wall paintings of the 19th century, takes special attention of the museum staff in connection with the creation of a special exhibition, which presented this painting.