Научная статья на тему 'МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мусульманское право / ислам / шариат / фикх / исламское право / религиозная правовая система / Маджалла / мусульманское государство / Muslim law / Islam / Sharia / fiqh / Islamic law / religious legal system / Majalla / Muslim state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балковая Валентина Григорьевна

Мусульманское право было и остается явлением, уникальным по путям формирования, системе источников, подходам к регулированию. Мусульманская правовая система, сложившаяся полторы тысячи назад, сегодня является одной из ведущих, поэтому важными проблемами современной компаративистики является определение источников такой ее устойчивости, а также изучение механизмов адаптации архаичных по своему содержанию норм к явлениям современной стремительно изменяющейся правовой действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIM LAW IN THE MODERN WORLD

Muslim law was and remains a phenomenon unique in its formation paths, system of sources, and approaches to regulation. The Muslim legal system, which emerged one and a half thousand ago, remains one of the leading ones in the modern world, therefore, important problems of modern comparative studies are to determine the sources of its stability, as well as to study the mechanisms of adaptation of norms that are archaic in their content to the phenomena of modern rapidly changing legal reality.

Текст научной работы на тему «МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _14 УДК 340

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ MUSLIM LAW IN THE MODERN WORLD БАЛКОВАЯ Валентина Григорьевна,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Дальневосточного юридического института (филиала) ФГКОУ ВО «Университет прокуратуры Российской Федерации». 690091, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: valyabalk@yandex.ru;

Balkovaya Valentina Grigorievna,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law of the Far Eastern Law Institute (branch) of the Federal State Educational Institution of Higher Education "University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation". 690091, st. Sukhanova, 8, Vladivostok, Russia. E-mail: valyabalk@yandex.ru

Краткая аннотация: Мусульманское право было и остается явлением, уникальным по путям формирования, системе источников, подходам к регулированию. Мусульманская правовая система, сложившаяся полторы тысячи назад, сегодня является одной из ведущих, поэтому важными проблемами современной компаративистики является определение источников такой ее устойчивости, а также изучение механизмов адаптации архаичных по своему содержанию норм к явлениям современной стремительно изменяющейся правовой действительности.

Abstract: Muslim law was and remains a phenomenon unique in its formation paths, system of sources, and approaches to regulation. The Muslim legal system, which emerged one and a half thousand ago, remains one of the leading ones in the modern world, therefore, important problems of modern comparative studies are to determine the sources of its stability, as well as to study the mechanisms of adaptation of norms that are archaic in their content to the phenomena of modern rapidly changing legal reality.

Ключевые слова: мусульманское право, ислам, шариат, фикх, исламское право, религиозная правовая система, Маджалла, мусульманское государство.

Keywords: Muslim law, Islam, Sharia, fiqh, Islamic law, religious legal system, Majalla, Muslim state.

Для цитирования: Балковая В.Г. Мусульманское право в современном мире // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 14-16. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_14.

For citation: Balkovaya V.G. Muslim law in the modern world // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 14-16. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_14.

Статья поступила в редакцию: 20.10.2023

Ислам, являясь самой молодой из мировых религий, зарекомендовал себя за полторы тысячи лет его истории как мощное религиозно-политическое учение, контролирующее все сферы жизни верующего. Как свидетельствует демография, число последователей ислама в современном мире не только не уменьшается, но проявляет устойчивую тенденцию к росту. На данный момент по всему миру насчитывается до 1,8 миллиардов мусульман, проживающих в 125 странах [9, с. 59]. Демографические и социально-экономические изменения сегодняшнего дня выдвигают исламскую правовую систему в ряд ведущих, что делает как никогда актуальным изучение мусульманского права и исламского вероучения

Мусульманское право было и остается совершенно особым явлением, уникальным по путям формирования, системе источников, подходам к регулированию. Определяющим фактором для такого его положения явилось отсутствие четко выраженного размежевания между правовыми и религиозными нормами, между правовым и религиозно-нравственным регулированием. Как писал Р. Давид, внесший важный вклад в становление юридической компаративистики, мусульманское право является не столько самостоятельной отраслью науки, сколько одной из составляющих ислама [6, с. 308].

Мусульманское право имеет уникальную историю организационного становления и развития, насчитывающую уже почти полторы тысячи лет, при этом на протяжении всей его длительной истории для него всегда были характерны традиционализм и устойчивость. Это сложно понять и принять западным юристам, так как в соответствии с пониманием права, характерным для европейской цивилизации, оно выступает как ведущий регулятор общественных отношений, его состояние определяется состоянием этих отношений и волей законодателя. Именно поэтому в современном динамично меняющемся мире так сильно изменяется право большинства государств - в нем появляются новые институты и отрасли, меняются подходы к регулированию. Мусульманское же право в идеале должно оставаться неизменным, так как в исламе исходят из постулата о богоданном характере его норм, которые через пророка Мухаммеда открыл людям сам Аллах. Поэтому мусульманское право, тесно связанное с религией ислама, в полном объеме может быть понято лишь теми, кто имеет представление об этой религии и об особенностях формирования и развития мусульманской цивилизации в целом.

Целью настоящей публикации является определение возможностей мусульманского права адаптироваться к современной жизни и оставаться эффективным регулятором общественных отношений. Базовым понятием мусульманского вероучения является шариат, что в переводе означает «путь следования», именно правила, заключенные в шариате, определяют то, как должен действовать правоверный мусульманин в различных ситуациях по отношению к аллаху и к другим людям. Следование этим правилам призвано помочь правоверному мусульманину жить в благополучии в этом мире и попасть в рай в будущей жизни [4, с. 14].

Шариат - это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни. Он содержит не только юридические, но и иные социальные нормы, не расчленяя их на религию, мораль и право [3, с. 135]. Его структура включает в себя религиозную догматику, исламскую этику и практические нормы внешнего поведения мусульман. Предполагается, что если мусульманин правильно усвоил исламскую догматику и этику, то его поведение будет соответствовать шариату. Шариат не только формирует и контролирует систему убеждений верующих, но также закрепляет нор-

Теоретико-исторические правовые науки

мы и модели межличностных отношений в мирской жизни.

Вследствие отсутствия дифференциации норм по сферам регулирования, характерного для мусульманского права, некоторые исследователи говорят о закреплении в этой правовой системе отдельных мононорм, сохранившихся от догосударственного периода [5, с. 88-89].

Многие обыватели отождествляют мусульманское право с шариатом, о чем свидетельствует широко укоренившееся выражение «по законам шариата». Такое представление является ошибочным, так как собственно исламское право в доктринальном смысле по отношению к шариату является значительно более узким явлением. Это происходит потому, что шариат включает в себя не только юридические нормы, но и иные социально-нормативные предписания, которым должен следовать мусульманин - религиозные и нравственные.

Система источников шариата состоит из Корана (священной книги ислама) и Сунны (жизнеописания пророка Мухаммеда, содержащая его высказывания по различным жизненным ситуациям). Именно эти книги содержат базовый перечень норм и предписаний, обращенных к верующим.

В тексте Корана исследователи отмечают существование трех видов регулятивных норм: 1) предписания, регулирующие культовую практику (посты, молитвы и др.), так называемое «право Аллаха»; 2) предписания, регламентирующие людские взаимоотношения (различные частные правоотношения), так называемое право людей; 3) предписания, соединяющие «права Аллаха» и права людей (заключение брака, вопросы преступления и наказания и др.) [4, с. 15].

Сунна так же включает в себя правила поведения правоверного мусульманина, содержащиеся в ней предписания столь же обязательны для верующих, как и положения Корана. Установления Сунны принято подразделять на три группы: 1) предписания, которые подтверждают положения, установленные в Коране; 2) предписания, которые растолковывают и дополняют Коран; 3) предписания, являющиеся самостоятельными нормами, не опирающимися на Коран. Практически сразу после создания Корана и Сунны в VII в. начали выявляться пробелы в регулировании, постепенно стала очевидна неспособность урегулировать изменяющиеся общественные отношения раз и навсегда сформулированными положениями священных книг. Необходимо было создать механизмы адаптации этих положений к условиям меняющейся действительности, что стало возможно через появление приемов толкования.

Уже в VШ-X вв. оформилось несколько религиозно-правовых центров - мазхабов, каждый из которых разработал свою систему принципов работы со священными книгами, способов извлечения конкретных норм из Корана и Сунны и приемов их толкования [2, с. 56-58]. До наших дней сохранились и действуют четыре суннитских и два шиитских мазхаба, результатом их работы явилось появление нового источника мусульманского права - иджмы, под которой понимается согласованное мнение мусульманских ученых-юристов по поводу истинного содержания отдельных предписаний Корана и Сунны.

По мнению Д.Т. Кулиева, шариат является религиозно-нравственным учением, если в Коране и Сунне нет ответа на конкретный вопрос или не нашлось решения для конкретного дела, то в этом случае ответ (решение) лежит за пределами шариата, а найти его возможно при помощи рациональных методов в процессе иджтихада - толкования [4, с. 21]. Следовательно, с момента появления мазхабов начинает формироваться рациональная составляющая учения - фикх, под которым понимается как наука о шариатских правилах внешнего поведения людей, так и сами указанные нормы, сформировавшиеся на основе нормативной части шариата [8, с. 50].

Говоря о соотношении шариата и фикха, нужно отметить, что фикх не просто включил предписания шариата в свою нормативную систему, но и дополнил значимыми для регулирования деталями и условиями, раскрыл их нормативный смысл, дал определение многим понятиям, содержащимся в этих предписаниях. Тем самым, не потеряв значения священных заповедей, религиозно-нравственные предписания шариата явились основой формирования собственно юридических норм. Далеко не все положения Корана и Сунны, регулирующие поведения человека, приобрели правовой характер, подвергшись осмыслению фикха, но многие из них превратились в правовые нормы, приобрели юридический характер и стали относительно независимыми от религиозной основы [8, с. 53].

И.В. Федосов отмечает, что с позиций ислама шариат неизменен, вечен и совершенен, являясь результатом божественного откровения, фикх же, будучи плодом рационального осмысления человеком божественного закона, может обладать недостатками и быть несовершенен. Именно поэтому он может подвергаться корректировкам и изменениям, что позволяет реагировать на изменения жизни [9, с. 64-65]. С этим согласен и Б.А. Антонов, отмечающий, что фикх, трактуемый как толкование предписаний Корана и Сунны и обеспечивающий их перевод в плоскость конкретных норм, подвижен и изменчив [1, с. 75].

Формирование иджмы активно проходило в мазхабах в период с VII по X вв., в результате этой работы многие архаические положения ислама, сформировавшиеся еще в догосударственный период, были адаптированы к условиям государственной жизни. Однако в XI в. мусульманскими идеологами было провозглашено, «закрытие дверей иджтихада», что означало запрет на дальнейшее развитие науки толкования. Это препятствовало адаптации религиозных предписаний к изменяющимся общественным отношениям. Выходом из этого тупика явилось создания нового механизма модернизации этих предписаний - суждения по аналогии, сделанного в более поздний период, чем толкования иджмы. Он получил название кияс (кыяс) и стал четвертым источником мусульманского права.

Кияс сформирован мусульманскими учеными-юристами для поиска ответов на вопросы, по которым священные тексты ничего не говорят или же предлагают противоречащие друг другу предписания. Применение аналогии допускается в тех случаях, когда Коран или Сунна не содержат готового решения для урегулирования определенной ситуации, но в них имеется норма для разрешения другой, подобной (при этом степень подобия зачастую отдается на усмотрение исследователя). Применение кияса позволяет осовременить мусульманское право, распространить его действие на новые общественный отношения, отсутствовавшие во время создания священных книг.

Таким образом, мусульманское право в форме иджмы и кияса сформировало эффективный механизм адаптации архаических предпи-

саний, заключенных в Коране и Сунне, к современной жизни.

Важной особенностью мусульманского права является то, что оно носит наднациональный характер и распространяется на весь «мусульманский мир», вследствие чего выступает как квинтэссенция настоящего мусульманского духа, наиболее ясное выражение мусульманской идеологии, главное звено ислама [6, с. 309]. Его уникальность в значительной степени предопределена тем, что большинство его предписаний сформировалось еще до появления мусульманского государства и обращено к членам религиозной общины - уммы. Это видно из того, что «Коран ничего не говорит о халифате как государстве или форме правления» [1, с 75-76].

Вследствие этого, изначально исламское вероучение отрицало право государства законодательствовать, последовательно проводя в жизнь идею, что законотворчество - прерогатива Аллаха. Именно он ниспослал людям законы, изложенные в Коране и Сунне, по которым им следует жить [9, с. 65]. Следствием этого явились непростые отношения, которые существовали и существуют между надгосударственным мусульманским правом и государствами мусульманского мира. Важнейшим недостатком мусульманского права как порождения религии является его неспособность выразить и защитить публичный интерес, вследствие чего мусульманские государства с момента своего оформления начали параллельно формировать свое позитивное право, положения которого далеко не всегда соответствовали предписаниям религиозного.

Вместе с тем, вплоть до кемалистской революции в Турции, проходившей в 1918-1923 гг., государства мусульманского мира не шли на прямой конфликт с религиозным правом. Компромиссным вариантом явилось проведение в Османской империи кодификации важнейших положений мусульманского права, предпринятая в 1869-1877 гг. и завершившаяся принятием Маджаллы, ее отдельные положения продолжают действовать и сегодня в Кувейте и на Кипре. В результате кодификации архаичные по своему содержанию нормы приобрели более современную законодательную форму, что значительно облегчило правоприменение. В этой связи возникает вопрос, можно ли считать акты позитивного права современных исламских государств источниками мусульманского права? Исследователи предлагают перечень критериев, в случае наличия которых светские законы мусульманской страны могут быть признаны дополнительными источниками исламского права: 1) их нормы не объявляют разрешенным то, что запрещено, и не запрещают то, что разрешено в Коране и Сунне; 2) их тексты разработаны мусульманскими правоведами или при их непосредственном участии; 3) их нормы основываются на предписаниях Корана и Сунны и достижениях мусульманско-правовой мысли (включая общие принципы мусульманского права); 4) целью их принятия является защита традиционных ценностей ислама и интересов мусульман; 5) обладают соответствующим механизмом реализации содержащихся в них положений на практике [7, с. 29].

Мусульманское право, представляемое в форме доктрины, является живой традицией, берущей свое начало в глубине веков, и можно сказать, что присутствие исламского закона в кодифицированном законодательстве современных стран является новой формой жизни древнего юридического феномена, оформляющегося у нас на глазах и ожидающего своих исследователей [9, с. 74].

В современном мире мусульманские государства с четко закрепленными границами, определившимся публичным интересом и принудительной силой закона фактически превратили шариат во вспомогательную, преимущественно религиозно-этическую концепцию, которая может функционировать лишь в случае совпадения с волей мусульманских правителей.

Подобное изменение в современном мире имело следствием функциональное разделение «исламской правовой системы» на шариат и право мусульманской страны, что специально отмечал Р. Давид [6, с. 322-323]. Подобный дуализм чреват такими опасными политическими последствиями, как возникновение и развитие терроризма и радикализма в целом ряде мусульманских стран со стороны исламских фундаменталистов, отрицающих светское государства, что может приводить даже к государственным переворотам [9, с. 79].

Таким образом, современный мусульманский мир очень неоднороден, в него входят как светские государства, так и традиционалистские, с сильными позициями мусульманства. В то же время ислам и шариат по-прежнему обеспечивают его идеологическое единство, в связи с чем существование мусульманской правовой семьи никем не ставится под сомнение.

Библиография:

1. Антонов, Б. А. Правовая система ислама: конфликтный "союз" интерпретаций понятия "шариат" / Б. А. Антонов // Теория государства и права. - 2022. - № 4

(29). - С. 73-86.

2. Арсанукаева, М.С. Мазхабы - школы исламской правовой мысли / М.С. Арсанукаева // Современное право. - 2004. - № 7. - С. 52-60.

3. Еремеев, Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д.Е. Еремеев.- Москва: Политиздат, 1990. - 287 с.

4. Кулиев, Д. Т. Шариат и фикх: понятие, источники и соотношение / Д. Т. Кулиев // Исламоведение. - 2020. - Т. 11. - № 1 (43). - С. 13-25.

5. Муромцев, Г. И. Мусульманское право в контексте правогенеза / Г. И. Муромцев // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - № 1. - С. 80-106.

6. Рене, Д. Основные правовые системы современности / Д. Рене, К. Жоффре-Спинози. - Москва: Международные отношения, 2009. - 453 с.

7. Основы теории и истории исламского права: учебное пособие / В. В. Архипов, И. А. Васильев, П. А. Гусенова ; под ред. И. Ю. Козлихина, И. А. Васильева. -

Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2018. - 110 с.

8. Сюкияйнен, Л.Р. Общие принципы фикха как отражение юридических особенностей исламского права / Д.Р. Сюкияйнен // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2018. - № 3. - С. 50-80.

9. Федосов, И. В. Мусульманское право и влияние ислама на светское право в исторической ретроспекции и современности / И. В. Федосов // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. - 2021. - № 2 (98). - С. 58-75.

References:

1. Antonov, B. A. The legal system of Islam: a conflictual "union" of interpretations of the concept of "Sharia" / B. A. Antonov // Theory of State and Law. - 2022. - № 4 (29). - Pp. 73-86.

2. Arsanukayeva, M.S. Mazhabs - schools of Islamic legal thought / M.S. Arsanukayeva // Modern law. - 2004. - No. 7. - pp. 52-60.

3. Yeremeyev, D.E. Islam: lifestyle and style of thinking / D.E. Yeremeyev.- Moscow: Politizdat, 1990. - 287 p.

4. Kuliyev, D. T. Sharia and Fiqh: concept, sources and correlation / D. T. Kuliyev // Islamic Studies. - 2020. - T. 11. - № 1 (43). - Pp. 13-25.

5. Muromtsev, G. I. Muslim law in the context of legal genesis / G. I. Muromtsev // Law. Journal of the Higher School of Economics. - 2021. - No. 1. - pp. 80-106.

6. Rene, D. Basic legal systems of modernity / D. Rene, K. Joffre-Spinosi. - Moscow: International Relations, 2009. - 453 p.

7. Fundamentals of the theory and history of Islamic law: textbook / V. V. Arkhipov, I. A. Vasiliev, P. A. Gusenova; edited by I. Yu. Kozlikhin, I. A. Vasilyev. - St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishing House, 2018. - 110 p.

8. Sukiyainen, L.R. General principles of Fiqh as a reflection of the legal features of Islamic law / D.R. Sukiyainen // Law. Journal of the Higher School of Economics. -2018. - No. 3. - pp. 50-80.

9. Fedosov, I. V. Muslim law and the influence of Islam on secular law in historical retrospection and modernity / I. V. Fedosov // Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga State University. - 2021. - No. 2 (98). - pp. 58-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.