Научная статья на тему 'Мусульманское право, как разновидность религиозной правовой системы и его влияние на светскую правовую традицию западноевропейских стран в условиях глобализации'

Мусульманское право, как разновидность религиозной правовой системы и его влияние на светскую правовую традицию западноевропейских стран в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2326
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ / ШАРИАТ / ИММИГРАНТЫ-МУСУЛЬМАНЕ / ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ / ЕСПЧ / MUSLIM LAW / RELIGIOUS LEGAL FAMILY / SHARIA / MUSLIM IMMIGRANTS / DISCRIMINATION AGAINST WOMEN IN THE MUSLIM WORLD / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлова О.Д., Молодчик А.В., Нагорная М.С.

В статье рассматривается мусульманское права, как разновидность современной религиозной правовой системы, показана его эволюция в условиях глобализации; на основе статистических данных и судебной практики проанализировано влияние ислама на светскую правовую традицию западноевропейских государств на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIM LAW AS A DIVERSITY OF A RELIGIOUS LEGAL SYSTEM AND ITS INFLUENCE ON THE SECRET LEGAL TRADITION OF THE WESTERN EUROPEAN COUNTRIES UNDER GLOBALIZATION

The article discusses Muslim law as a form of modern religious legal system, shows its evolution in the context of globalization; Based on statistical data and judicial practice, the influence of Islam on the secular legal tradition of Western European states at the present stage is analyzed.

Текст научной работы на тему «Мусульманское право, как разновидность религиозной правовой системы и его влияние на светскую правовую традицию западноевропейских стран в условиях глобализации»

УДК 34.04 ББК: 86.38

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО, КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СВЕТСКУЮ ПРАВОВУЮ ТРАДИЦИЮ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Михайлова О.Д., ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»,

e-mail: aleksandrova.0101@bk.ru Молодчик А.В., ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет

e-mail: rector@inueco.ru Нагорная М.С., ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»,

e-mail: marya. nagornaya@mail. ru

Аннотация

В статье рассматривается мусульманское права, как разновидность современной религиозной правовой системы, показана его эволюция в условиях глобализации; на основе статистических данных и судебной практики проанализировано влияние ислама на светскую правовую традицию западноевропейских государств на современном этапе.

Ключевые слова: мусульманское право, религиозная правовая семья, шариат, иммигранты-мусульмане, дискриминация женщин в мусульманском мире, ЕСПЧ.

Введение

Соотношение права и религии объективно является одним из ключевых факторов развития государств в современных условиях, с одной стороны, религия и закон являются совершенно разными категориями, с другой - имеют колоссальную взаимосвязь, обуславливающуюся объединением правосознания и религиозного мировоззрения вследствие возрастания значения религии в массовом сознании людей как мотивирующего принципа социального поведения. Фридрих Карл фон Савиньи, немецкий юрист и историк, представитель исторической школы права, утверждал: «Если мы отвлечём право от всякого особенного содержания, то получим как общее существо всякого права нормирование определённым образом совместной жизни многих»1.

Актуальность данной работы подтверждает факт, что религия в современном мире, несмотря на поступательное развитие общества во всех сферах жизни, не исчерпала своей регулирующей роли. Религиозные нормы в той или иной степени продолжают влиять на общественные отношения во всех государствах современного мира. Особую роль в этом играет ислам как мировая религия, сформировавший крупнейшую религиозно-правовую систему, действующую во многих современных государствах.

Таблица 1 - Ведущие религии мира2

Религия Число адептов %

Христианство 2,4 млрд 33%

Ислам 1,8 млрд 24,1%

Буддизм 521 млн 7%

Мы видим, что практически четверть населения планеты активно исповедует ислам, по прогнозам аналитиков3 к 2050 г. общая численность мусульман возрастёт на 73%, составит около 2,8 миллиардов человек или 30% населения Земли и будет почти равно числу христиан (2,9 миллиарда или 31%).

Мусульманское право как разновидность религиозной правовой системы

Мусульманское право является одной из разновидностей религиозно-правовой системы, где основным источником права выступает Шариат, свод мусульманских религиозных норм, правил поведения, обусловленных верой в высшее и совершенное существо - Бога. Для данной системы характерны принципы непререкаемости авторитета Священных текстов и непосредственно верховенство религиозных (культовых) установлений.

Исследователи исламского права склонны обращать внимание на две его характерные и взаимозависимые особенности: религиозное происхождение («божественная природа») и узкую неразрывную связь правовых требований с мусульманской догмой (богословием), моральными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.

В современном мире не существует мусульманского права в чистом виде, в настоящее время значительно возрастает стремление к преобразованию мусульманских правовых норм через синтез западных и традиционных общественных институтов, так правовые системы некоторых государств ориентированы на Шариат, а другие применяют модель светского государства, законодательство которого по своей природе полностью основано на европейских традициях.

В Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, Йемене, Иране, Пакистане, Судане, Малайзии и Нигерии мусульманское право является ядром правовой системы и продолжает действовать достаточно широко, охватывая частное и публичное право. Именно особая роль мусульманского права в отраслях публичного права и его статус как основного элемента правовой системы, характеризуют современное правовое развитие этих государств. Кроме того, мусульманское право действует здесь не только в форме доктрины, но и в виде системы нормативно-правовых актов.

Саудовская Аравия остается единственным государством, где мусульманское право все еще применяется в основном в традиционной форме доктрины, защищенной основным низамом (регламентом) 1992 г. Многие ключевые области права в этой стране еще не кодифицированы. Это относится к тем элементам правовой системы, которые полностью ориентированы на нормы Шариата (фикх - мусульманская доктрина о правилах поведения, а также комплекс общественных норм).

Приоритетные принципы исламского права, ориентирующие суд на применение Шариата, изложены в действующем законодательстве Объединённых Арабских Эмиратах, так, закон о Верховном федеральном суде ОАЭ 1973 года предусматривает, что этот судебный орган должен применять нормы Шариата, федерального законодательства и законы, принятые в отдельных эмиратах, которые отвечают требованиям Шариата, а также такие обычаи, принципы естественного права и иностранного права, которые не противоречит нормам Шариата. Закон о судебной системе 1978 г. обязывает все федеральные судебные органы ссылаться на Шариат, федеральное законодательство и иные законы, а также на обычаи и общие принципы права, которые не противоречат Шариату. Кодекс гражданских правоотношений ОАЭ 1986 года закладывает основы для связи между мусульманским правом и позитивным законодательством, в котором нормы и принципы фикха являются основой для понимания, формулирования и толкования его положений. Поэтому в ОАЭ мусульманское право применяется в первую очередь, а применение законодательства и других источников зависит от соответствия и не противоречия Шариату.

Аналогичная ситуация наблюдается в Судане. Закон 1983 г. об основах судебных решений предусматривает, что при «молчании закона» судья применяет положения Корана, Сунны Пророка и другие традиционные источники фикха, а также его общие принципы. Обращение к судебным прецедентам и обычаям допускается только в том случае, если они не противоречат принципам Шариата. Кроме того, данный акт, не имеющий аналогов в других мусульманских странах, обязывает судью истолковать применимый закон исходя из того, что законодатель не намеревался вводить нормы, противоречащие Шариату. В то же

время судья должен толковать все слова, понятия и формулировки, содержащиеся в законе, только в соответствии с положениями Шариата, его принципами.

Некоторые государства, например, Египет, Кувейт, Бахрейн, установили уровень Шариата, его принципы в качестве основного источника законодательства. Однако в целом мусульманское право здесь не играет центральной роли в правовой системе, его положение ограничено регулированием брачно-семейных и наследственных отношений. Действительно, в последние десятилетия исламские бизнес - структуры активно развиваются в этих государствах, образуя институты: банки, страховые компании, инвестиционные фонды, правовые основы организации и деятельности которых направлены на объединение законодательства европейского типа и положений исламского права.

Однако даже в этих государствах наблюдается тенденция подчеркивать роль исламского права на уровне правовой системы в целом. В частности, в 1980 г. в Египте была внесена поправка в Конституцию 1972 г., в которой принципы Шариата были объявлены не одним из источников законодательной власти, а главным ведущим источником. Египетский парламент даже создал специальную комиссию для обеспечения контроля за тем, чтобы ни один из принятых законов не противоречил принципам Шариата.

В действующей Конституции Египта 2014 г., подтверждается, что «принципы исламского Шариата являются основным источником законодательства, и ссылка на их толкование представляет собой соответствующие тексты в собранных решениях Верховного Конституционного суда». В ст. 7 данной Конституции подчёркивается особая роль Аль-Азхара - органа, обладающего исполнительной компетенцией по исламским вопросам и несущего ответственность за проповедование Ислама и распространение религиозной науки и арабского языка в Египте и во всём мире.

В мусульманском судебно-процессуальном праве существуют нормы, на основании которых только мусульмане могут занимать пост судьи, они должны строго придерживаться религиозных и моральных принципов ислама в своей личной жизни. Те же самые правила, в большинстве случаев, применяются к свидетелям, более того, мусульманское право отдаёт предпочтение свидетельским показаниям мужчин. Особое значение данная отрасль придаёт клятве именем Аллаха, благодаря которой, обвиняемый может доказать свою невиновность. Эффективность этого метода защиты в суде связана с особенностями религиозной совести мусульманина, что не позволяет ему лгать, на основании страха божественной кары.

Исламское право сохранилось в современную эпоху, в основном в рамках семейного права, утратив юрисдикцию над большинством других областей права. Сегодня в мусульманском мире существует неравенство, которое проявляется в контексте семьи, область семейного права стала определенной нишей, где происходит дискриминация женщин, также данная проблема не обходит стороной систему образования мусульманок.

В современных условиях глобализации, в рамках выполнения международно-правовых обязательств органы государственной власти мусульманских стран прилагают значительные усилия для устранения гендерного неравенства, ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Например, по данным статистики в современной Саудовской Аравии женщины уже составляют 58% от общего числа студентов в местных университетах, но проблема осталась до конца нерешенной: уровень женского образования в большинстве случаев не соответствует современным требованиям, данные образовательные организации недостаточно финансируются, спорт ограничен. Эти факторы привели к созданию уникального государственного университета принцессы Нуры Бинт Абдуррахман, воплотившего в себе ультрасовременные технологии образования в сочетании с требованиями мусульманской религии и национальной культуры Королевства: 600 высокотехнологичных современно оборудованных зданий, большие студенческие общежития, три просторных современных центра отдыха, дошкольные учреждения, начальные и средние школы, более 30 колледжей, современная библиотека, научно-исследовательские центры, собственный госпиталь, спортивные сооружения, центры

поддержки студентов, конференц - центр и даже собственное метро. 60 тысяч студентов имеют возможность получить высшее образование не только в столице, но и в соседних городах. По прогнозам аналитиков данная государственная программа позволит снизить индекс гендерного неравенства в Саудовской Аравии.

Женское население Малайзии считает, что несправедливость, которая часто происходит в отношении них, объясняется человеческими слабостями в понимании истинного послания Бога. Нурул Ашикин Шамсури - обладательница международной награды Communication for Future Davos Award 2015, заняла влиятельное место в политике Малайзии и начала бороться за расширение прав и свобод местных женщин посредством образования. Директор коммуникационного бюро женского крыла правящей партии Малайзии - Wanita UMNO Malaysia провела ряд мероприятий, направленных на повышение роли женщины в обществе - более 400 женщин со всей страны познакомились с интерактивными технологиями ведения онлайн - бизнеса, что особенно актуально для домохозяек.

Проблемы дискриминации и несправедливости в исламской семье являются, по мнению специалистов, критическими из-за центральной роли семьи в жизни женщин. Исламское семейное право включает в себя все вопросы наследования для мусульман, оно является неотъемлемой частью сложной и очень разнообразной системы исламской юриспруденции. Наибольшее беспокойство у населения вызывают следующие ограничения: невозможность жен покинуть исламскую страну без разрешения их мужей-мусульман, невозможность жен принимать своих детей из этих государств без разрешения их мужа и тот факт, что отцы полностью опекают своих детей.

В исламе акт бракосочетания происходит с заключением брачного договора. Брачное соглашение дополняется предложением и его принятием, которое должно быть сделано обеими квалифицированными сторонами. Если брак был заключён компетентными лицами в присутствии двух свидетелей и был должным образом опубликован, он является полным и обязательным. Он не требует религиозных или иных обрядов и церемоний, поскольку в формах исламского права формальности не имеют значения в отношении договоров, такие браки заключаются только по желанию обеих сторон.

За некоторыми исключениями, христианин или иудей, который женится на мусульманке и станет проживать в исламском государстве, будет подчиняться положениям исламского семейного права в нём. Имеются аргументы, что не мусульманин должен уверовать, чтобы жене-мусульманке не пришлось отказываться от своих религиозных устоев, ведь именно муж проставляет акценты в воспитании детей, и жена должна следовать ему во всём.

Наследование в мусульманском праве является особенно спорным, поскольку неравенство между мужчинами и женщинами является явным и осуществимым. В то время как опекун-мужчина получает две трети от общего богатства семьи, женщина может получить только одну треть от общего состояния. Причина обосновывается тем, что женатые мужчины несут ответственность за все расходы женщин и детей в их доме.

За последние несколько десятилетий произошли некоторые изменения в применении семейного права и религиозных традиций. Практика принудительных браков резко сократилась, а количество браков по любви значительно возросло, все больше молодых людей осмеливаются сообщать своим родителям, что они любят кого-то и хотят жениться на этом человеке. Мусульманин в Судане имеет право вступать в брак с представительницами христианской или иудейской религии, женщины ограничены в выборе мусульманского супруга. Поскольку положения Корана по личным вопросам, касающимся брака и развода, часто являются широко распространенными заявлениями, они предоставляют широкие возможности для дискуссий.

Значительную актуальность в мусульманских государствах, на наш взгляд, имеет вопрос об атеизме, об отрицании существования Бога.

Таблица 2 - Количество адептов, считающих себя атеистами в мусульманских и ряде

4

европейских государств4_

Страны Число атеистов, %

Китай 67%

Япония 29%

Чехия 25%

Франция 21%

Швеция 18%

Испания 16%

Германия 14%

Норвегия 12%

Судан 1%

Саудовская Аравия 0,7%

Мавритания 0,1%

Ирак 0,1%

Иран 0,1%

Филиппины 0%

Пакистан 0%

Афганистан 0%

Мальдивские острова 0%

Анализируя данные таблицы, необходимо, на наш взгляд, учитывать, что немалочисленная категория людей, относящих себя к православным, католикам и др. христианским течениям обычно менее зависима от религиозных традиций, в то время как мусульмане в основной своей массе подходят со значительной серьёзностью к данному вопросу. Анализируя статистические данные, мы видим, что страны, исповедующие ислам, имеют крайне маленький процент атеистов или отсутствие их вообще, т. к. в ряде мусульманских государств, где вероисповедание является обязательным для каждого гражданина, атеисты могут понести наказание в соответствии с законодательством.

В Исламской Республике Мавритания Конституция 1991 г. ограничивает свободу вероисповедания - мусульмане единственные граждане государства. Таким образом, атеисты и люди другой веры не могут претендовать на гражданство, а мавританец, отказавшийся от своей религии (или принявший другую религию), автоматически теряет гражданство. Кроме того, ст. 306 Уголовного кодекса устанавливает смертную казнь за вероотступничество с конфискацией всего имущества в пользу государственной казны. Обвиняемый, согласно этой статье, получает три дня, чтобы покаяться и вернуться к Аллаху. В Мавритании законы Шариата применяются как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве, имеется Министерство исламских дел, а также Высший исламский консулат, обеспечивающий соблюдение законодательных и других видов государственной деятельности религиозным канонам.

Принятие ислама в Судане приветствуется, но выход из религии наказуем по закону, лишением свободы (пожизненно) или смертной казнью. Антиисламские оскорбления наказываются лишением свободы на срок до шести месяцев, сотнями ударов плетью, возможен денежный штраф.

В Пакистане предусмотрена смертная казнь за богохульство, и Уголовный кодекс включает в себя конкретные статьи за оскорбление Корана и пророка Мухаммеда. Атеисты в Пакистане не могут получить паспорт. Документы, в которых графа религиозного обязательства заполнена словом «атеист» либо синонимом, не принимаются.

В Афганистане Уголовный кодекс предусматривает смерть отступников от ислама через повешение. Также Президентом и вице-президентом Афганистана не может стать гражданин иной веры. Последний известный смертный приговор за предательство веры был

вынесен в 2008 г. 23-летнему журналисту Саеду Камбакшу, который скачал и распространил текст атеиста Араша Биходы с критикой некоторых стихов из Корана, решение было заменено на 20 лет тюрьмы. Позже атеист был помиловал Президентом и затем покинул государство.

В Саудовской Аравии любое отклонение от официального толкования ислама считается вероотступничеством и карается смертью. В 2012 г. молодой журналист Хамза Кашгари опубликовал в своем аккаунте в Твиттере, запись о том, что он не считает природу Пророка Мухаммеда божественной, несмотря на признание его духовной силы. Кашгари, когда осознал, что сделал, быстро покинул государство, но был арестован в Малайзии, а затем отправлен на родину, дальнейшая судьба его неизвестна. В Саудовской Аравии существует «Комитет по продвижению добродетели и предотвращению греха», так называемая, «религиозная полиция», известная своей «уникальной ненавистью к атеистам».

В Иране, Конституция провозглашает исламскую республику как систему правления, основанную на вере в Единого Бога, который устанавливает каноны Шариата и то, что человек должен покоряться им. Ст.4 устанавливает «Все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Эта статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причём замечание по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.

Конституция Мальдивских островов устанавливает ислам как единственную государственную религию. Закон не предусматривает прямого наказания для атеистов, но не мусульманин не может быть гражданином островного государства. В 2010 г. Мухаммед Назим, мальдивец, во время публичного мероприятия спросил исламского проповедника, как ислам соотносится с людьми, пытающимися найти веру в Аллаха и его пророка, но не могут, имея ввиду себя. На молодого человека напала толпа, спасла Мухаммеда полиция. Религиозная комиссия приговорила Назима к смерти, но дала возможность исправиться -пройти ряд консультаций у имамов и попытаться стать истинным мусульманином, мальдивец, спасая свою жизнь, выполнил требования и впоследствии был освобождён.

Мусульманское право в современных условиях глобализации оказывает значительное влияние и на светскую правовую традицию западноевропейских стран. Западноевропейское общество продолжает достаточно быстро терять характеристики христианской цивилизации и все больше становится светским обществом с новыми ценностными ориентациями. В то же время, стремительно возрастает проникновение «мусульманского мира» в Европу, исламская религиозность зачастую противоречит европейскому универсализму, что отражается и на развитии права. Только за последние несколько лет на территории западноевропейских государств официально зарегистрировано 2,5 млн иммигрантов из исламских стран5.

Длительное время сфера права рассматривалась исключительно как сфера рациональности. В то же время последние исследования показывают обратное. В частности, И.А. Исаев утверждает, что иррациональные элементы укоренены в самом существе и структуре права, идее права, норме и правоприменении. Миф, мистика, магия, религия -основные символические формы, в которых право зарождается и от которых, несмотря на последующую его рационализацию, оно так и не в силах отказаться6.

Превращение мусульманских меньшинств, состоящих в основном из иммигрантов, в заметный элемент европейского социального, культурного и политического пространства привело к множеству проблем и конфликтов. Большинство из них, так или иначе, напрямую связаны с различиями в культурных и религиозных традициях, несовпадением образа жизни и менталитета. Вопрос интеграции мусульманских меньшинств в европейское общество обычно находится в центре политических прений. Практически все конфликты, связанные с мусульманскими меньшинствами на Западе, автоматически становятся конфронтацией

принципиально разных правовых систем. Одна из них исходит из абсолютного приоритета правовых критериев, а другая - из верховенства императивных религиозных заповедей.

Характерным примером является прямо противоположное восприятие знаменитой фетвы первого иранского лидера, имама Хомейни, вынесенной в 1989 г. против писателя Салмана Рушди. Этот документ предусматривает ответственность автора в виде смертной казни за его книгу «Сатанинские стихи», которая с точки зрения шариата оценивается как отрицание нерушимых исламских постулатов, связанных с основами веры. Общественные и официальные структуры европейских государств негативно отреагировали на это решение как нарушение свободы выражения мнений, обвинив ислам в борьбе за ограничение прав человека. В мусульманском мире и среди мусульманских меньшинств на Западе преобладает совершенно противоположная позиция, основанная на двух основных аргументах в пользу вышеупомянутой фетвы. Во-первых, исламская справедливость категорически не допускает оскорбления религиозных чувств и святилищ не только мусульман, но и последователей других религий, явленных в мире - иудаизма и христианства. Во-вторых, для подавляющего большинства мусульман смертная казнь за вероотступничество, предусмотренное шариатом, является обязательной. Дело в том, что, согласно исламским оценкам, богохульная работа была написана не кем-либо, а мусульманином, который, следовательно, обвиняется в том, что отказался от ислама. Следует уточнить, что фетва (в отличие от решения суда) не является обязательной. Однако, если она вынесена авторитетным лицом, массовое мусульманское сознание чаще воспринимает её как приказ, подлежащий исполнению.

Влияние мусульманского права на светскую правовую традицию западноевропейских стран в условиях глобализации

Другими словами, мусульманская норма, установленная шариатом, фактически воспринимается мусульманским правосознанием как абсолютно бесспорная, не подлежащая пересмотру и превышающая какие-либо законодательные требования. Такое понимание принципиально отличается от правовых критериев, принятых в Европе, которые устанавливают исчерпывающий и чрезвычайно узкий перечень ограничений на свободу выражения мнений по религиозным мотивам. Кроме того, эти ограничения определяются юридическими критериями и только в редких случаях принимаются во внимание чисто религиозные соображения.

Данное расходящееся понимание свободы выражения также подтверждается другим известным примером, так называемым мультипликационным скандалом. Он был вызван публикацией в 2005 г. в датской карикатурной газете о Пророке Мухаммеде, которая затем была воспроизведена средствами массовой информации в ряде других европейских стран. В ходе конфликта, который оказал негативное влияние даже на дипломатические отношения Дании с несколькими мусульманскими странами, стороны в споре апеллировали к совершенно разным аргументам. Европейские журналисты и их единомышленники сосредоточились на свободе выражения мнений и необходимости решительного противодействия религиозному мракобесию. Мусульманские организации и даже государственные учреждения в мусульманских странах были возмущены оскорблением религиозных чувств. Еще раз, было четко выявлено ключевое разногласие, корни которого лежат в глубоких различиях между исламской и европейской правовыми культурами, расходящимися в ценностных ориентациях. В то же время внимание привлекла характерная деталь: в одном из карикатур пророк Мухаммед был изображен в тюрбане в форме бомбы. Поэтому авторы публикаций подчеркивали, что европейцы обеспокоены не только религиозной цензурой в мусульманском мире, но особенно реальной угрозой экстремизма и терроризма, которую радикальный ислам представляет для Запада.

Вышеописанное обстоятельство в той или иной степени окрашивает все основные конфликты вокруг мусульманских меньшинств, речь идет в первую очередь о том, что европейское общественное мнение воспринимает ислам как фактор, угрожающий политической стабильности и безопасности континента. Эта сторона противоречия

отчетливо проявилась в смешанной реакции, вызванной запретом на строительство новых минаретов, введенным в Швейцарии референдумом 2009 г. - согласно официальным результатам, 57,5% граждан страны поддержали эту меру. В обосновании этого шага много говорилось о необходимости нейтрализовать опасность исламского экстремизма. Другими словами, распространение ислама в Европе и рост численности мусульманских меньшинств часто считаются экспансией радикализма.

Приведенные примеры позволяют нам выделить три основные проблемные момента, которые в разных сочетаниях составляют ядро всех конфликтов, которые развиваются вокруг ислама и мусульманских меньшинств на Западе. Во-первых, противоречия вызваны различиями в понимании прав и свобод человека, расходящимися подходами к праву в целом и его соотношении с религиозными и моральными нормами. Во-вторых, европейцы обеспокоены культурной экспансией ислама, которая угрожает духовным и ценностным основам европейского общества, а также отсутствием воли мусульман к принятию этих ценностей и интегрированию их в образ жизни, который сложился на континенте. В-третьих, Европа опасается за свою политическую стабильность и безопасность ввиду распространения исламских экстремистских политических идей и движений.

Что касается радикализма (крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям), зачастую связанного с исламом, то необходимо бороться с его проявлениями всеми возможными правовыми средствами. Среди них запрет на строительство минаретов вряд ли можно считать самым эффективным, более целесообразно не бороться с религиозными символами, а выявлять и привлекать к ответственности настоящих террористов. В то же время гораздо полезнее предупреждать распространение экстремистских идей среди европейских мусульман. Это должно быть сделано с учетом менталитета и особенностей правосознания мусульман, для которых чрезвычайно важен авторитет тех идеологических лидеров, чье мнение они особенно уважают. Эта задача может быть решена в сотрудничестве с ведущими мусульманскими учеными (правоведами) и центрами современной исламской политической и правовой мысли.

Знаковым рубежом, который ещё более обострил проблему во Франции, стало принятие Закона № 2004-228 от 15 марта 2004 г., запрещающего использование религиозной атрибутики, в том числе выделяющихся символов религиозной принадлежности, в государственных учебных заведениях. Данный закон распространяется на все религии, считается, что он направлен в первую очередь против использования студентами-мусульманами хиджаба. И на практике это в основном коснулось мусульманок, не случайно этот закон назвали «антихиджабным». Главной причиной, которой руководствовался французский законодатель, при введении такого запрета, была необходимость уважать светский характер государства, закрепленный в Конституции. Другим аргументом явилось утверждение, что мусульманские школьницы, вероятно, носят хиджаб не по собственной воле, а под давлением старших. Было также отмечено, что эта мера направлена на то, чтобы не передавать политические конфликты в образовательные учреждения и защищать права мусульманских женщин, которых иногда унижают другие студенты из-за использования хиджаба, по мнению некоторых европейских парламентариев, этот закон помогает воспринимать мусульман как равных.

Мусульмане расценили данный закон с совершенно противоположных позиций, опасаясь, что он откроет дверь для дискриминации во всех направлениях. Этот шаг французских властей вызвал резко негативную реакцию не только среди европейских мусульман, но и во всем мусульманском мире. Показательны массовые беспорядки, произошедшие в городе Трапп, неподалёку от французской столицы. Причиной беспорядков стало недовольство местных жителей действиями полиции, которая пыталась оштрафовать женщин за ношение паранджи в общественных местах. Около 250 человек приняли участие в протесте, они буквально осадили префектуру полиции, зданию и его окрестностям был нанесен значительный ущерб. Министр внутренних дел Франции Мануэль Вальс призвал

жителей Траппа сохранять спокойствие, напомнив, что «законы республики должны уважаться всеми гражданами».

Ряд правозащитных организаций в Европе и США расценили «антихиджабный» закон как серьезное нарушение прав человека, однако эти возражения не были услышаны. Реакцию обеих сторон можно проследить на основе анализа ряда судебных решений.

Закон против хиджаба приобрел авторитетного союзника в лице Европейского суда по правам человека, который в декабре 2008 года, по иску мусульманских школьниц Актас против Франции [Aktas v. France] (№ 43563/08), Байрак против Франции [Bayrak v. France] (№ 14308/08), Гамаледдин против Франции [Gamaleddyn v. France] (№ 18527/08), Газаль против Франции [Ghazal v. France] (№ 29134/08), Я. Сингх против Франции [J. Singh v. France] (№ 25463/08), Р. Сингх против Франции [R. Singh v. France] (№ 27561/08), постановил, что этот акт не нарушает Конвенцию о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 год). Орган правосудия указал, что целью ограничения проявления религиозных убеждений является соблюдение требований секуляризма в государственных школах. Таким образом, решение администрации школы, которое исключило учащихся за ношение хиджаба по принципу секуляризма, не является дискриминацией или нарушением их религиозных убеждений.7 Данные решения не единичны. Мы можем увидеть позицию европейского суда в делах: «Догру против Франции» [Dogru v. France], жалоба № 27058/05, и «Керванджи против Франции» [Kervanci v. France], жалоба № 31645/04, «Информационный бюллетень по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека» № 1148 и др.

Большая палата Европейского суда по правам человека, рассмотрев дело «С. А. С. против Франции» установила, что власти Франции не нарушили Европейскую конвенцию по правам человека, запретив в общественных местах носить одежду, полностью закрывающую лицо. Вердикт обжалованию не подлежал. По словам заявителя, рожденной в 1990 г. и постоянно проживающей во Франции, она «примерная мусульманка» и носит паранджу и никаб «в соответствии с религиозными верованиями, культурой и личными убеждениями». Заявительница подчеркнула, что никто в ее семье, включая ее мужа, не заставлял ее одеваться таким образом. По данным МВД Франции, в стране насчитывается не менее 2000 женщин, носящих паранджу или хиджаб.

Законодатели и судьи характеризует хиджаб как «тюрьму для женщины» и поэтому считают, что запрет носить эту одежду является победой над архаичной традицией, которая подавляет свободную волю. В то же время были представлены политические причины для такой законодательной меры. В частности, общество считает, что хиджаб не религиозный, а главным образом политический символ, поскольку сокрытие лица не идентифицирует мусульманскую женщину, которая его использует, что представляет угрозу безопасности. Имеются также социально-психологические причины для принятия этого закона, присутствие мусульманских женщин в хиджабах в общественных местах вызывает дискомфорт среди других и указывает на нежелание их обладательниц и мусульман в целом интегрироваться в европейское общество. Представители левых партий неоднократно подчеркивали, что принятие такого закона не оправдывается реальной ситуацией, а только ухудшает отношения между мусульманской общиной и государством.

Заключение

Таким образом, мы видим, что в исламских государствах, закрепленные в современном законодательстве нормы мусульманского права, по существу, продолжают действовать в прежней форме, но с течением времени, некоторые его аспекты принимают всё более гуманный вид. Право личного статуса продолжает сохранять относительно большую самостоятельность, занимая особое место в правовой системе в целом. Однако и этот относительно обособленный комплекс правовых норм под влиянием современного законодательства также перестраивается в своих принципах. Все это дает основание для вывода о том, что мусульманское право не теряет самостоятельное значение на уровне

системы права в целом, а также постепенно становится открытым для нововведений в ходе глобализации, что ведёт к значительному прогрессу.

В современных социально-экономических реалиях, глобализации в различных сферах деятельности, мусульманским странам, на наш взгляд, необходимо пересмотреть, прежде всего, устаревшие концепции брака и личных отношений, допускающие несправедливость и дискриминацию в отношении женщин, и переформулировать личный закон, следуя указаниям, установленным в Коране, принимая во внимание цели Шариата и современные интересы общественных масс. Процесс реформ, по нашему мнению, необходимо организовать поступательно на основе исламских принципов справедливости и равенства основных целей Шариата.

В отношении же иммигрантов-мусульман, проживающих на территории западноевропейских государств, реформы необходимо проводить, на наш взгляд, также на основе исламских принципов справедливости и равенства основных целей Шариата, чтобы иммигранты-мусульмане, объединённые с европейским обществом, осознавали себя неотъемлемой его частью, но в то же время стремились к сохранению культурной и религиозной идентичности, поскольку это составляет основу их веры. Если стремиться лишь к этническому согласию, диалог между европейским и мусульманским обществами будет неустойчив, поэтому необходим внутрирелигиозный диалог между странами, что непременно поспособствует образованию мира и благополучия в условиях глобализации.

MUSLIM LAW AS A DIVERSITY OF A RELIGIOUS LEGAL SYSTEM AND ITS INFLUENCE ON THE SECRET LEGAL TRADITION OF THE WESTERN EUROPEAN

COUNTRIES UNDER GLOBALIZATION

Mikhailova O.D., South Ural University of Technology, e-mail: aleksandrova. 0101@bk.ru;

Molodchik A.V., South Ural University of Technology, e-mail: rector@inueco.ru;

NagornayaM.S., South Ural University of Technology, e-mail: marya. nagornaya@mail. ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

The article discusses Muslim law as a form of modern religious legal system, shows its evolution in the context of globalization; Based on statistical data and judicial practice, the influence of Islam on the secular legal tradition of Western European states at the present stage is analyzed.

Keywords: Muslim law, religious legal family, Sharia, Muslim immigrants, discrimination against women in the Muslim world, European Court of Human Rights.

Примечания

1 Бабошина, Е.В. Право и религия: теоретико-правовые аспекты взаимодействия // Юристъ-Правоведъ. 2009. №5. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pravo-i-religiya-teoretiko-pravovye-aspekty-vzaimodeystviya (дата обращения 09.12.2019).

2 Самые популярные религии мира по количеству верующих // NONEWS URL: https://nonews.co/directory/lists/other/religion-population (дата обращения 09.12.2019).

3 Будущее мировых религий: прогнозы демографического роста, 2010-2050 // ИНОСМИ.РУ URL: https://inosmi.ru/religion/20170208/238688310.html (дата обращения 20.01.2020).

4 Распространение атеизма в мире. Инфографика // Аргументы и Факты URL: https://aif.ru/society/religion/skolko_lyudey_schitaet_sebya_ateistami_infografika (дата обращения 15.02.2020); Население Земли // Countrumeters URL: https://countrymeters.info/ru (дата обращения 15.02.2020).

5 Пугающий прогноз: когда ислам захватит Европу // Газета.т URL: https://www.gazeta.ru/social/2017/12/04/11032304.shtml (дата обращения 29.02.2020).

6 Исаев, И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве: монография. М.: Проспект, 2012. С. 4. (дата обращения 29.02.2020).

7 Судебное дело от 30 июня 2009 г. [Секция V] «По жалобам о нарушении статьи 9 Конвенции Вопрос о соблюдении права на свободу исповедовать религию или убеждения» № (N 43563/08, № 14308/08), № 18527/08, № 29134/08, № 25463/08, № 27561/08 // Информационный бюллетень по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека» № 114. (дата обращения 29.02.2020).

8 European Court of Human Rights URL: https://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=home (дата обращения: (29.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.