ЖИВОЙ ГОЛОС
Мусульманское «духовенство» Узбекистана в 1927 году (оценка полномочного представителя ОГПУ в Средней Азии)
Публикация, вступительная статья и комментарии Дмитрия Арапова
Одной из важнейших политических задач, унаследованной советской властью в Средней Азии от царской администрации и Временного правительства, была задача выработать позицию в отношении ислама — религии огромного большинства жителей центральноазиатского региона. Формально отношение большевиков к исламу было декларировано в известном обращении Совета Народных Комиссаров (СНК) России «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября (3 декабря) 1917 года. Этот документ, подписанный председателем СНК В. И. Лениным и наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным, провозглашал «свободными и неприкосновенными» верования и обычаи мусульман России (в том числе и Средней Азии), их национальные и культурные учреждения. В нем же содержался призыв «к освобождению угнетенных народов мира», в борьбе за которое большевики рассчитывали получить от мусульман Востока «сочувствие и поддержку»1. Задача сохранения обретенной власти во многом определила достаточно гибкую и осторожную тактику большевиков по отношению к мусульманам Внутренней России и Сибири в 1918—1920 годах2. Гораздо более острой была ситуация в Туркестане, где подавляющая масса населения, исповедовавшего ислам, была крайне раздражена грубыми «противомусульманскими» поступками местного советского руководства в 1917—1919 годах3. Эти «левацкие загибы» была вынуждена исправлять созданная Москвой в октябре 1919 года Туркестанская комиссия (Турккомиссия) Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК РСФСР, действовавшая в крае до августа 1922 года. Ее сменило
Дмитрий Юрьевич Арапов, доцент исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва.
Среднеазиатское бюро (Средазбюро) ЦК ВКП(б)4, в 1922—1934 годах выступавшее в качестве координатора политики большевиков в Туркестане. Если воспользоваться выражением итальянского марксиста А. Грамши, оно играло роль коллективного наместника «государя»5.
Начиная с первого генерал-губернатора Туркестана К. П. фон Кауфмана, политика царских администраторов строилась по принципу полного «внешнего игнорирования» ислама и служителей мусульманского культа6. Большевики не могли действовать так же. Проблемы ислама постоянно стояли в центре их внимания и внимания контролируемых ими местных партийных и советских органов. На то были серьезные основания.
С 1918 года вплоть до начала 1930-х годов лозунг «джихада» был идеологическим обоснованием басмаческого движения — вооруженного сопротивления значительной части коренного населения Туркестана советской власти. С этим движением Красная армия и структуры государственной безопасности вели беспощадную и кровопролитную войну7. Но речь шла и о более значительном обстоятельстве: после 1917 года главной целью советских политиков было отчетливо выраженное стремление интегрировать мусульман Туркестана в советский и «социалистический» государственный организм8. Это стремление освящалось новым «образным рядом» — красными знаменами, портретами Маркса, Ленина и, все чаще, Сталина. Важнейшим интеграционным инструментом считалась пришедшая на смену царской, «русско-туземной», советская общеобразовательная школа.
Наиболее откровенно обо всех этих проблемах сообщалось в материалах (естественно, «закрытых» и «секретных») органов государственной безопасности9. Как и их предшественники — сотрудники имперской политической полиции, чекисты были прежде всего прагматиками, не питавшими каких-либо иллюзий по поводу прочности позиции (теперь уже Советской) России в Туркестане. Неизбежно прибегая к обязательным агитационным заклинаниям, к риторике об «успехах построения социализма», работники ВЧК — ОГПУ на самом деле были далеко не уверены в том, что эти «успехи» действительно достигнуты, и не считали возможным доверять кому-либо из представителей духовной элиты среднеазиатских мусульман, видя в исламе непримиримого идейного и политического противника.
Это следует, в частности, из следующего ниже документа — докладной записки «О мусульманском духовенстве Узбекистана»10. Она была адресована председателю Средазбюро ЦК ВКП(б) И. А. Зеленскому11 и подписана 8 января 1927 года полномочным представителем ОГПУ в Средней Азии Л. Н. Бельским12. Из записки следует,
что, вынужденно соглашаясь с необходимостью использования местного «мусульманского элемента» во «внешних сношениях» с «мусульманским миром», чекисты не доверяли ни одной из известных им групп исламских духовных лиц 13. Руководствуясь старым имперским принципом «разделяй и властвуй», они считали важнейшей задачей всячески препятствовать объединению мусульманских кругов Туркестана, Татарии, Башкирии и других исламских районов страны. По их мнению, отечественные служители исламского культа были потенциальной опорой «внутренней контрреволюции», почему их связи и контакты с мусульманской эмиграцией и зарубежными мусульманскими кругами должны были жестко пресекаться любой ценой. В то же время в Узбекистане они в 1927 году действовали осторожно, так как многие местные коммунисты и комсомольцы были верующими мусульма-нами14. Чекисты абсолютно не рассчитывали на быстрое преодоление религиозного влияния и исходили из того, что ислам еще долго будет существеннейшим образом влиять на положение дел в крае.
Публикуемый документ крайне важен для лучшего осмысления реальной духовно-политической обстановки в среде коренного населения крупнейшей республики советской Средней Азии накануне десятилетнего юбилея прихода большевиков к власти. Естественно, что он был подписан людьми, субъективно «антиисламскими». К сожалению, пока невозможно определить реальных составителей записки, которые, скорее всего, были рядовыми чекистами и привлеченными ими экспертами по исламу.
Докладная записка воспроизводится по ее машинописному тексту, хранящемуся в Российском государственном архиве социальнополитической истории (РГАСПИ), фонд 62 «Среднеазиатское бюро ЦК ВКП(б)», оп. 2, д. 1145, л. 2—9 об., с сохранением по возможности особенностей ее орфографии и синтаксиса.
Секретно
Председателю Средазбюро ЦК ВКП(б) т. Зеленскому.
О мусульманском духовенстве Узбекистана Общее оживление в мусульманском мире
За последнее время мы констатируем некоторое оживление в верхах мусульманского духовенства15 Узбекистана. Это оживление опреде-
ляется общим оживлением в мусульманском мире, выразившимся в созыве конгрессов, с одной стороны, и с другой — наступлением духовенства во внутренних губерниях и республиках Союза.
Факты первого порядка
1. Каирский конгресс был созван в мае [19] 26 года для избрания халифа16 под влиянием английского правительства после неудач с созданием Арабского халифата под английским влиянием17. Конгресс не оправдал возлагавшихся на него надежд англичан.
2. Мекканский конгресс в июне [19] 26 года, на котором обсуждался вопрос об охране священных мест18, хаджж19 и т. п. В умах руководящих кругов мусульманского мира, конгресс Мекканский противопоставлялся конгрессу в Каире и являлся выражением стремлений к организации зеленого (магометанского) интернационала.
3. Предстоящий Тегеранский конгресс, созываемый англофильскими персидскими кругами в целях фиксации антиваххабитских настроений в мусульманском мире20 и, таким образом, являющийся до некоторой степени продолжением политики англичан, начатой в Каире.
Мекканский конгресс
На Мекканском конгрессе принимала участие и делегация мусульман Сов. Союза, в которую вошли наиболее видные представители мусульманского духовенства Татарии, Башкирии, Крыма, Казакистана (Казахстана. — Д. А.) и один представитель от Узбекистана21.
Политический смысл поездки наших мусульман определяется двумя моментами: 1) подкрепление протеста против Каира (этим руководствовался НКИД, разрешая выезд делегации)22 и 2) установление действительной связи с зарубежным мусульманским миром для поднятия религиозности масс в Союзе (это лежало в основе соображений делегации мусульман).
Именно в силу последней причины не так важно отражение настроений верхушки нашего духовенства в связи с решениями конгресса по повестке, как впечатление, полученное этой верхушкой от связи с панисламистскими кругами Мекки и, в особенности, сношениями с турецкими деятелями и мусульманской эмиграцией.
Валидовские планы
Тут чрезвычайно важно остановиться на следующем моменте. Проездом через Константинополь делегация наших мусульман имела встречу и беседу с эмигрантами, в частности, с известным Заки Вали-
довым23. Последний говорил делегации, когда речь зашла о судьбах мусульман Сов. Союза, что мусульмане внутренних областей24 Сов. Союза не могут играть решающей роли в критический для Соввласти момент25. Совсем другое представляет положение Средней Азии: она не так связана экономически с Россией, по своему географическому положению находится в более благоприятных условиях, чем остальные мусульманские республики и области; наконец, все население Средней Азии мусульманское. Соввласть все равно падет, и момент ее падения является наиболее подходящим для получения полной самостоятельности. Поэтому узбекским антисоветским деятелям сейчас надо заключить соглашение с иностранными государствами (как это сделали украинские и закавказские антисоветские деятели), могущими играть в судьбах территорий нынешнего Сов. Союза решающую роль в случае падения Соввласти. Одновременно следует подготовлять необходимые силы и вести соответствующую работу во всех организациях.
По мысли Валидова, Узбекские Дух. Управления26 должны явиться легальной возможностью для деятельности националистических антисоветских кругов. Поэтому эти Духовные Управления должны быть соответствующим образом укреплены.
Эти валидовские указания были вполне восприняты делегацией. При посещении членами Узбекских Духовных Управлений Уфы в связи со съездом мусдуховенства (мусульманского духовенства. — Д. А.) в ноябре [19]26 г. Председатель Центр. Духовн. Управления27 Фахретдинов28 в беседе с ними высказывал валидовский пессимизм в отношении будущего мусульман внутренних районов Союза и подчеркивал, что Туркестан теперь должен явиться тем местом, где надо сконцентрировать всю энергию мусульман Сов. Союза, и тут надо сосредоточить «мусульманские» силы путем создания прочных Духовных Управлений.
Такая наметка контрреволюционных кругов в отношении Узбекистана, всецело воспринятая руководящей верхушкой прогрессивного мусс. духовенства, выразилась в изменении тактики ЦДУ (Центрального Духовного управления в Уфе. — Д. А.) в Узбекистане. ЦДУ до поездки делегации на Мекканский конгресс усиленно добивалось получить верховенство в союзном масштабе в духовных делах, оно пыталось влиять на массы через головы существующих Духовных Управлений, идея о подчинении всего духовенства ЦДУ усиленно пропагандировалась. Совсем другой курс ЦДУ взяло в отношении Узбекистана после возвращения делегации с конгресса: оно отказалось от формального объединения и бьет на укрепление местных Духовных Управлений и создание Центрального Дух. Упр. в Узбекистане29.
Оживление в Уфе
Таким образом, мы видим, как прогрессивное духовенство оказывается наиболее способным воспринять и стремиться к осуществлению замыслов эмигрантских кругов.
Укреплению духовенства способствовали: 1) Линия духовенства на руководство введением усовершенствований в хозяйство крестьянина (циркулярами ЦДУ муллам предлагалось вводить сепараторы30 в Татарии и пропагандировать примером развитие огородничества в Башкирской республике). 2) Успехи в распространении религиозной школы.
3) Недостаточно четкая работа с организационным оформлением прогрессистов (ЦДУ, мухтасибаты31) в целях вытеснения реакционеров.
Прогрессивное духовенство, получив вполне прочное организационное оформление, развило перед очередным съездом мусдуховенства серьезную работу по организации мусс. духовенства, направленную в конечном счете против нас.
Основной и легальной базой, на основе которой разворачивалось религиозное движение, явились религиозные школы при мечетях, разрешенные декретом ВЦИК от [19] 24 года. Борьба за религиозные школы и за расширение рамок (исламского. — Д. А.) вероучения велась особенно сильно по линии борьбы с советской школой. А это выливалось в борьбу против органов Соввласти, против комсомола и Компартии. Из этого и вытекает антисоветский характер деятельности духовенства.
В этой борьбе прогрессивное духовенство отнюдь не выступало обособленно от консервативного, а в возможно большей мере перетягивало последнее на свою сторону.
Развивая свою деятельность перед съездом вокруг вопроса о расширении рамок о (исламском. — Д. А.) вероучении и религиозной печати, мусс. духовенство организовало наказы съезду от имени верующих и пыталось, таким образом, свои требования представить в виде «напора масс».
Опыт в Уфе с прогрессивным духовенством показал, насколько опасно опираться на это духовенство. Этот курс отнюдь не гарантирует нас от наступления духовенства единым фронтом. Наоборот, чем крепче становятся прогрессисты, тем они вернее «впитывают» в себя консерваторов.
Влияние оживления в Уфе на узбекское духовенство
На прошедшем в ноябре (1926 года в Уфе. — Д. А.) съезде мусдуховенства присутствовали в качестве гостей и представители Узбекистана.
Там они восприняли все те настроения, которыми живет татарское духовенство и которые достаточно рельефно всплыли на Уфимском съезде.
Делегация увидела, что татарское духовенство более мощно организовано и выступает более сплоченно, чем духовенство Узбекистана. Естественно, напрашивающимся выводом отсюда явилось восприятие методов ЦДУ и стремление перенести их на почву Узбекистана.
Все это резко изменило поведение узбекской делегации по возвращении. Были начаты переговоры о созыве съезда узбекского духовенства для разрешения ряда вопросов, объединения и укрепления Узбек. Дух. Управлений. В Самарканде состоялось даже общее собрание духовенства, высказавшее пожелание об организации Центр. Дух. Управления Узбекистана. Намеченная предварительно в Ташкенте повестка съезда показывает, чего хочет узбекское духовенство — то же, что и в Уфе: унионистские устремления, выразившиеся в намерении создать Узбекское Центр. Дух. Управление, в посылке вновь делегации на второй Мекканский конгресс, (исламское. — Д. А.) вероучение, религиозная печать.
Особенности положения духовенства в Узбекистане и группы в среде духовенства
Разница между прогрессивным и реакционным духовенством во внутренних губерниях Союза может быть исключительно формальная. Обособления групп нет. Сегодняшний реакционер завтра может стать прогрессистом. Примеров этому достаточно.
Совсем не то в Узбекистане. Особенности положения здесь заключаются в том, что количественно консервативная группа сильнее, основа ее мощи — феодальные отношения32 (ишаны)33. Консервативное духовенство пользуется значительно большим влиянием. Это влияние отчасти имеется в городе и целиком распространяется на кишлак. Но база антисоветской деятельности реакционного духовенства все время суживается: в части Узбекистана проведена земельная реформа, которая значительно ослабила влияние наиболее реакционного духовенства (ишанов). Своеобразие момента в этом и заключается: ишанизм потерпел сильный удар от земельной реформы34. Мы наблюдаем, как постепенно ишан Валиханов в Ургуте35 (Самарканд. обл.), этот типичный помещик36, теряет свое влияние, простиравшееся до земреформы далеко за пределы Самарканд. области. Немало показательно в этом отношении положение и других ишанов в разных областях.
Ишаны сохраняют еще влияние идеологического порядка. Но это влияние не может укрепляться в дальнейшем. Таким образом, центр, который объединял духовенство кишлака (ишаны), теряет свое значение37.
Однако мы не можем предполагать, что кишлачное духовенство примирится с положением обособленности друг от друга. Отсюда весьма вероятные стремления духовенства кишлака найти себе какие-то другие формы взаимной связи. Взоры духовенства будут направлены в этом случае к городскому духовенству, как к той силе, которая будет способна объединять. Этому обстоятельству поможет наличие связи между духовенством города и деревни, ибо каждое духовное лицо прежде чем получить приход38 заручается «благословлением» своего городского наставника39.
По этим причинам роль городского духовенства возрастает, и это возрастание представляет в дальнейшем особую опасность.
Тут возникает вопрос — можно ли, опираясь на одну из групп, дискредитировать духовенство в целом, путем развития борьбы внутри него, освобождая, таким образом, массу из-под его влияния. Мы считаем, что это невозможно. Отчасти эта невозможность ясна из сказанного, а также и из следующего: 1) На первый взгляд налицо общность интересов прогрессистов с нами (с советской властью. — Д. А.) в вопросах хотя бы школьном и женском40; но это только кажущаяся общность. 2) В действительности прогрессисты тесно связаны с националистическими контрреволюционными кругами и в своей деятельности отражают интересы этих групп41. 3) Прогрессисты спаяны и более принципиальны, они труднее идут на уступки и значительнее устойчивее в проведении намеченных целей, прогрессисты имеют организационные навыки.
4) Реакционеры — противники всяких новшеств, они точно придерживаются буквы Корана и имеют авторитет в массах.
Следовательно, и те, и другие по сути дела одинаково враждебны Соввласти.
Выводы
Таким образом, опасность со стороны духовенства заключается сейчас в стремлении его к организации, а это последнее приведет к объединению духовенства и укреплению существующих, почти мертвых Дух. Управлений. И мы должны самым решительным образом бороться с этим по следующим причинам: 1) Невозможность опереться ни на одну из групп духовенства при его организации в Дух. Управление [Узбекистана]. 2) В результате объединения наступление духовенства станет
неизбежным, а это в обстановке Узбекистана чревато опасными, и еще более, чем во внутренних губерниях Союза (отрицательными. — Д. А.), последствиями. 3) Организация духовенства охватит и кишлак, что совершенно не входит в наши расчеты. 4) Организация духовенства может привести к блоку антисоветской интеллигенции и духовенства, ибо укрепленные Узбекские Дух. Управления могут явиться легальной возможностью для деятельности контрреволюционных кругов (см. заявление Валидова).
Наши задачи
В соответствии с этими выводами можно наметить и наши задачи: 1) Не допускать в Средней Азии организующего влияния ЦДУ. 2) Дезорганизовать организующую роль Узбекских Дух. Управлений, если будут попытки в направлении их объединения и не дать им возможности организовать кишлачное духовенство. 3) В составы Дух. Управлений не допускать лиц, тесно связанных с антисоветскими кругами. 4) Наблюдать за возможностью установления блока духовенства и интеллигенции.
5) Подрывать и далее эконом. базу духовенства, распространяя на ва-куфы действие нашего законодательства, там где вакуфы еще в значительной степени находятся в ведении духовенства (хотя бы в Фергане и, особенно, в Ходженте и Таджикистане).
Полномочный представитель
ОГПУ в Средней Азии Бельский
Начальник Секретно-Оперативного
Управления Берман42
8 января 1927 г.
г. Ташкент
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 114—115.
2 Более подробно см.: Исхаков С. М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. — лето 1918 г.). М., 2003.
3 По данным первой Всеобщей переписи населения 1897 года в Русском Туркестане (без Бухары и Хивы) проживало 6 988 640 мусульман (90,29% от общей численности жителей региона). См.: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / Сост. Д. Ю. Арапов. М., 2001. С. 326. О политике Советской
власти в Туркестане в 1917—1919 годах см.: Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости. Ташкент, 2000. С. 113—164.
4 После национально-государственного размежевания 1924—1925 годов Ташкент продолжал оставаться крупнейшим социально-экономическим, политическим и культурным центром региона. Здесь размещались Среднеазиатское бюро ЦК ВКП(б), штаб Среднеазиатского военного округа, аппарат полномочного представителя ОГПУ в Средней Азии, Среднеазиатский государственный университет и другие общерегиональные ведомства и учреждения. О Средазбюро более подробно см.: История коммунистических организаций Средней Азии. Ташкент, 1967.
5 Грамши А. Избранные произведения. М., 1959. С. 114.
6 Литвинов П. П. Государство и ислам в Русском Туркестане (1865—1917) (по архивным документам). Елец, 1998. С. 56—57.
7 Басмачество в советской историографии оценивалось, как «вооруженное националистическое движение в Средней Азии... являвшееся формой ожесточенной борьбы против Советской власти». В постсоветской узбекской историографии о басмачах стали писать, как о «героях-борцах за независимость Туркестана». Однако в последнее время в той же узбекской историографии акценты резко изменились, и о басмачах теперь сообщают, как о «разбойниках» — своего рода предшественниках нынешних «исламских террористов». Наиболее фундаментальная отечественная монография о басмачестве см.: Поляков Ю. А., Зевелёв А. И., Чугунов И. А. Басмачество: возникновение, сущность, крах. М., 1981.
8 О постановке подобной задачи «верхами» царской России и результатах попытки ее реализации см.: Арапов Д. Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII — начало ХХ вв.). М., 2004. С. 244-245.
9 В декабре 1917 — феврале 1922 года задачи обеспечения государственной безопасности Советской России были возложены на Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). В феврале 1922 года в связи с ликвидацией ВЧК ее основные функции были возложены на Государственное политическое управление (ГПУ). С образованием СССР был создан единый общесоюзный орган — Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. В наиболее крупных регионах страны (Дальний Восток, Средняя Азия) были учреждены должности полномочных представителей ОГПУ. См.: Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. М., 1986. С. 135-136.
10 Узбекская ССР (Узбекистан) была образована 27 октября 1924 года, в ее состав был включен ряд территорий Туркестанской АССР, Бухарской и Хивинской Советских республик. Столицей Узбекистана в 1924-1934 годах являлся город Самарканд.
11 Зеленский Исаак Абрамович (1890-1938) — советский партийный и государственный деятель. Член ВКП (б) с 1906 года. После 1917 года на партийной работе в Москве, в 1921-1924 годах — секретарь МК ВКП(б). Доверенный соратник Л. Б. Каменева, член ЦК ВКП(б) в 1922-1937 годах. В 1924-1931 годах — председатель Средазбюро ЦК ВКП(б). В 1931-1937 годах — председатель правления Центросоюза. Репрессирован, расстрелян, впоследствии реабилитирован. См.: Центральный Комитет. КПСС. ВКП(б). РКП(б). РСДРП(б). 1917-1991. Историко-биографический справочник. М., 2005. С. 216.
12 Бельский (Левин) Лев (Абрам) Николаевич (Михайлович) (1889-1941) — деятель советских органов государственной безопасности. Член ВКП(б) с 1917 года. В ВЧК — ОГПУ — НКВД с 1918 года. В 1918-1922 годах — председатель Симбирской
и Астраханской ЧК, полпред ВЧК в Тамбовской губернии и на Дальнем Востоке. В 1923—1931 годах — полпред ОГПУ в Средней Азии. В 1936—1938 годах — заместитель народного комиссара внутренних дел СССР. В 1939 году репрессирован, позднее расстрелян, не реабилитирован. См.: Кто руководил НКВД. 1934—1937. Справочник. М., 1999. С. 104.
13 Имелись в виду прогрессисты (джадиды) — сторонники обновления духовной и культурной жизни мусульман, прежде всего исламской школы, и консерваторы (кадимы) — традиционалисты, придерживавшиеся старых, определяемых шариатом норм жизни и образования. Первые выступали за учреждение «новометодных» школ с элементами европейского образования, вторые — за сохранение в неизменном виде «старометодных» школ.
14 Об этом более подробно см.: «Проект тезисов по вопросу о духовенстве и школе», подготовленный в июне 1927 года для ЦК Компартии Узбекистана (РГАСПИ. Ф. 62. Оп. 2. Д. 1145. Л. 70-70 об).
15 В исламе нет институтов церкви, священства и монашества, поэтому понятие «мусульманское духовенство» звучит не очень корректно. Обычно в отечественной литературе данное определение употребляется по отношению к совокупности различных служителей исламского культа.
16 Институт халифата, действовавшего на территории Турции, где носителями титула халифов были представители династии Османов, был упразднен Кемалем Ата-тюрком в 1924 году.
17 О стремлении англичан возродить Арабский халифат еще до начала Первой мировой войны см.: Арапов Д. Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи... С. 214.
18 Имелись в виду священные места ислама — города Мекка и Медина в Аравии, которые с 1925 года оказались под властью основателя современного саудовского королевства Абдель Азиза Ибн Сауда.
19 Хаджж (хадж) — паломничество в Мекку, один из пяти основных столпов ислама. Обязателен для мусульман, которые в состоянии совершить его.
20 В то время в Советском Союзе считали, что поддерживавшийся саудовской династией ханбалитский толк ислама в интерпретации М. Абдель Ваххаба носит антиколониальный антибританский характер.
21 Более подробно см.: Романенко В. С. Сотрудничество советской дипломатии и мусульманского духовенства в 20-е гг. ХХ века (к 80-летию со дня проведения Первого Всемирного мусульманского конгресса). Нижний Новгород, 2005.
22 В данном случае Народный комиссариат иностранных дел (НКИД) старался сугубо конъюнктурно разыгрывать антианглийскую «мусульманскую карту». Причину подобных действий, одобренных высшим советским руководством, несколькими годами ранее откровенно объяснил народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин. В начале 1921 года в доверительном письме советскому полпреду в Финляндии Берзину он писал: «Обострился вопрос о взаимоотношениях с мусульманским миром, который мог стать нам союзником... Двинется ли мусульманский мир по пути национального движения против империализма или выступит на защиту мусульманских традиций (против Советской России. — Д. А.), опираясь на своего врага Антанту?». См.: Арапов Д. Ю. Мусульманский мир в восприятии верхов Российской империи // Вопросы истории, 2005. № 4. С. 136.
23 Валидов Ахмет-Заки (Тоган Ахмет Заки Валиди) (1890-1970) — деятель мусульманского движения, ученый-востоковед. До 1917 года сотрудничал с мусульманской фракцией Государственной думы. В 1918 году возглавил правительство Башкирской
республики, боролся с большевиками. В январе 1919 года перешел на сторону советской власти. Играл активную роль в обсуждении национального вопроса в Советской России в 1919 — первой половине 1920 года, возглавлял Военно-Революционный комитет Башкирской Советской республики. Летом 1920 года Валидов был вынужден разорвать свои отношения с большевиками и с сентября 1920 года по март 1923 года участвовал в вооруженной борьбе против советской власти в Средней Азии. Эмигрировал в Турцию. Часть мусульманской эмиграции подозревала его в том, что тайно сотрудничал с органами советской госбезопасности и даже принимал участие в ликвидации в 1942 году видного лидера антисоветских исламских кругов М. Чакаева. Ва-лидов был крупным ученым-ориенталистом, с его именем связаны находка и введение в научный оборот Мешхедской рукописи сочинения «Рисале» знаменитого арабского путешественника Ахмеда Ибн Фадлана (Х век).
24 Под «внутренними» областями в дореволюционной и советской исламоведчес-кой литературе имелись в виду населенные мусульманами районы Поволжья и При-уралья.
25 Необходимо учитывать, что в 1920-е годы советское руководство постоянно подчеркивало, что каждый очередной год может стать «критическим моментом» — временем начала новой империалистической интервенции против Советского государства. Состояние перманентного напряжения и ожидания реальной (или мнимой) опасности позволяли держать общество в постоянной мобилизационной готовности и оправдывало все более заметное «закручивание» властью идеологических и политических «гаек».
26 Имелись в виду мусульманские окружные Духовные управления, существовавшие на территории Узбекистана в 1920-е годы в городах Ташкенте, Самарканде, Коканде, Андижане, Намангане, Маргелане, Старой Бухаре и Хиве. Они курировали деятельность мечетей, мектебов (мактаб — исламская начальная школа), медресе (мадраса — среднее духовное исламское учебное заведение) и др.
27 Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУ или ЦДУМ) — мусульманское религиозное управление, находящееся в Уфе. Преемник Оренбургского Магометанского духовного управления (основано в 1788 году), в 1917 году было переименовано в ЦДУМ Внутренней России, Сибири и Казахстана. В 1927 году объединяло 14 825 мусульманских «приходов». В середине 1930-х годов его деятельность была фактически заморожена. В 1940 году было переименовано в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, в годы Великой Отечественной войны его работа снова активизировалась. С 1994 года носит название ЦДУМ. См.: Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 1999. Вып. 2. С. 100-101.
28 Фахретдинов Риза-ад-Дин (1859-1936) — мусульманский общественный и религиозный деятель, богослов и писатель. С 1891 года кадий (мусульманский судья) Оренбургского магометанского духовного управления. С 1923 года глава (муфтий) ЦДУ в Уфе. В 1926 году возглавлял делегацию советских мусульман на Мекканском конгрессе (Ислам на Европейском Востоке. Энциклопедический словарь. Казань. 2004. С. 343-346).
29 Такое управление тогда так и не было создано. В 1940-е годы было образовано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана в Ташкенте, конфессиональная юрисдикция которого была распространена на весь центральноазиатский регион. Самостоятельный Узбекский муфтият возник только в условиях распада СССР.
30 Сепаратор — аппарат для получения путем отделения (сепарации) сливок от молока и последующего изготовления путем сбивания из них сливочного масла.
31 Мухтасибаты — мусульманские духовные управления среднего звена, руководившие деятельностью мусульманских «приходов» той или иной отдельной местности. Подчинялись Оренбургскому магометанскому духовному управлению (в дальнейшем — ЦДУМ).
32 «Феодализм» в Средней Азии в советской литературе 1920-х годов, в том числе и в данном документе, понимался в рамках вульгарно-социологической схемы «марксистского прочтения» истории, предложенной М. Н. Покровским и его учениками. Настоящие ученые, в том числе крупнейший ориенталист академик В. В. Бартольд, крайне осторожно подходили к определению социальной природы мусульманского Востока и воздерживались от принятия каких-либо окончательных выводов на этот счет. Более подробно см.: Бартольд В. В. К вопросу о феодализме в Иране (1930 г.) // В. В. Бартольд. Сочинения. М., 1971. Т. VII.
33 Ишан — титул или прозвище, которым в Средней Азии наделяют духовных лиц — руководителей (разного уровня) суфийских братств и их потомков. В Российской империи к ишанам относились с большим подозрением, считая, что они настроены антирусски и являются проводниками зарубежного (прежде всего турецкого и афганского) влияния. В советское время ишаны также рассматривались, как наиболее антирусски, антисоветски настроенная часть мусульманских духовных лиц (Абашин С. Н. Ишан // Ислам на территории бывшей Российской империи... Вып. 2. С. 40-41).
34 Имелась в виду земельно-водная реформа 1921-1922 годов, в ходе которой излишки земли изымались и передавались сельской бедноте. Тогда же был ужесточен госконтроль за распределением воды в ирригационных системах. Об официальных советских итогах данных преобразований в Узбекистане см.: История Узбекской ССР с древнейших времен до наших дней. Ташкент, 1974. С. 307-311.
35 Ургут — город к юго-востоку от Самарканда, традиционный центр гончарства и ткачества.
36 Если в данном случае была урезана земля, имевшая статус «вакфа» (собственности мусульманских духовных учреждений), то использование термина «помещик» по отношению к ишану — ее распорядителю (мутавалли) некорректно. Оно было бы справедливо лишь в том случае, если бы в ходе земельной реформы была изъята земля, лично принадлежавшая ишану Валиханову на правах частной собственности (мулька). К сожалению, в записке не конкретизируется юридический статус вышеупомянутой земли.
37 Представляется, что чекистский вывод носил слишком оптимистический характер. О способах и формах сохранения влияния мусульманских духовных кругов на среднеазиатский социум в советское время более подробно см.: Поляков С. П. Традиционализм в современном среднеазиатском обществе (1989) // Мусульманская Средняя Азия. Традиционализм и ХХ век. М., 2004.
38 Руководство Военного министерства царской России полагало, что «у мусульман не существует понятия о духовной общине, подобной христианскому приходу», и поэтому использование термина «приход» в русских официальных документах и литературе имело достаточно условный характер. См.: Проекты устройства управления духовными делами мусульман в Туркестане. Документы Архива внешней политики Российской империи. 1900 г. / Публикация Д. Ю. Арапова и Д. В. Васильева // Исторический архив, 2005. № 1. С. 156.
39 Имелись в виду суфийские духовные учителя — шейхи, пиры, ишаны. Подробно о формах подобного наставничества в исламе см.: Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 228.
40 Имелось в виду движение за равноправие женщин-мусульманок «худжум (наступление)», в 1920-е годы развернувшееся в тех республиках и областях СССР, где проживали мусульмане.
41 Под представителями «контрреволюционных кругов» в советской историографии понимались баи, крупные землевладельцы, торговцы, националистически настроенные интеллигенты, мусульманские духовные лица (История Узбекской ССР... С. 264).
42 Берман Матвей Давыдович (1898-1939) — деятель советских органов государственной безопасности. Член ВКП (б) с 1917 года. В ВЧК—ОГПУ—НКВД с 1918 года. В 1920 году — председатель Верхнеудинской ЧК (Забайкалье), в 1921-1922 годах — председатель Иркутской ЧК. В 1924-1927 годах — начальник Секретно-Оперативного Управления (СОУ) Полномочного Представительства ОГПУ в Средней Азии, в 1927-1928 годах — председатель Узбекского ГПУ. В 1934-1937 годах — начальник ГУЛАГ НКВД СССР и с 1936 года — заместитель народного комиссара внутренних дел СССР. Репрессирован, расстрелян, позднее реабилитирован (Кто руководил НКВД... С. 108-109).