ФОРУМЫ
gfejfegfejfejfe^fejfegfeg&gfe .ife Ф ¿к Ф Ф ф- ¿fe¿feiflifei&i&i&i&i&ife .Ф. t'?**?* ф
А.Ж. Хайруллина
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР РОССИЙСКОГО ВОСТОКА:
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СИМПОЗИУМ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 180-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ДЕЯТЕЛЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЯ ЗАЙНУЛЛЫ РАСУЛЕВА (г. Уфа, 13 мая 2013 г.)
КРУГЛЫЙ СТОЛ (г. Учалы, Республика Башкортостан, 14 мая 2013 г.)
РАСУЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ИСЛАМ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ. II ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (г. Троицк, Челябинская область, 15 мая 2013 г.)
13—15 мая 2013 г. в городах Уфа, Учалы Республики Башкортостан, Троицк Челябинской области прошли научно-практические форумы, посвященные 180-летию известного башкирского религиозного деятеля и просветителя Зайнуллы Расулева (1833—1917).
В них приняли участие видные ученые Российской Федерации и ближнего зарубежья (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Украина).
Материалы форума выпущены в одноименном научном сборнике, одним из со-
Участники симпозиума на пленарном заседании
Хайруллина Алсу Жавдатовна, соискатель кафедры башкирской литературы до XX века, ассистент Башкирского государственного университета, Учалинское представительство, e-mail: [email protected]
ставителей которого является кандидат исторических наук М.Н. Фархшатов. Благодаря его плодотворному труду в сборнике зафиксированы важные научные статьи, архивные и рукописные материалы, новые художественные тексты.
13 мая 2013 г. в Конгресс-Холле г. Уфа открылся Международный симпозиум «Мусульманский мир российского Востока: традиции и новации». Организаторами выступили Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, Башкирский государственный университет, Духовное управление мусульман Республики Башкортостан.
Симпозиум открыл председатель Центрального духовного управления мусульман России Верховный муфтий Талгат Таджуд-дин. Он отметил, что Зайнулла Расулев является духовным отцом, получившим широкую известность в мусульманской среде как общественный деятель и просветитель, ишан, последовательный сторонник суфизма.
Начальник Управления общественно-политического развития Администрации Президента РБ Даниль Азаматов отметил, что Зайнулла Расулев — крупная величина в истории общественной мысли, религиозной жизни региона и всей мусульманской России, шейх имел тысячи учеников, почитавших его. Последователи, также как и он, несли в народ высокогуманистические знания, идеалы добра, справедливости. Зайнулла Расулев немало сделал для развития мусульманского образования, его медресе «Расу-лия» было известно за пределами региона и подготовило сотни шакирдов, которые оставили заметный след в истории своих народов.
На форуме рассматривались вопросы и проблемы ислама и суфизма в историческом контексте религий и культур мира, государственные и конфессиональные отношения и современный ислам.
Значительно весомый и интересный материал преподнесли ученые из Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, в частности славные страницы биографии Зай-нуллы-ишана, а также различные сюжеты прошлой и настоящей истории мусульманских народов Евразии отразились в докла-
дах: «Закир Ьазыйзьщ «Мэгсум» хикэйэ-Ьендэ мэзрэсэ тормошоноц сагылышы» (Г.Х. Абдрафикова), «Ураза мусульман г. Уфы: некоторые особенности возрожденного ислама» (Ю.А. Абсалямова), «Участие преподавателей медресе «Расулийа» г. Троицка в школьной дискуссии накануне 1917 г.» (Г.Б. Азаматова), «Письменные арабографич-ные источники, связанные с именем Зай-нуллы Расулева» (Р.Ю. Аккубеков), «Религия и власть накануне Великой Отечественной войны» (Н.В. Ахмадиева), «О религиозном фольклоре башкир» (Ф.Ф. Гайсина), «Хизб ал бахр (литания моря) и Зайн Аллах ар-Расули в развитии суфийско-философ-ской мысли российского Востока» (Р.А. Дав-летшин), «О некоторых особенностях религиозно-магических представлений башкир» (З.М. Давлетшина), «Сильсиля башкирских шейхов тариката Накшбандия» (С.А. Искан-дарова), «Карамат и мугжиза, совершенные посохом мусульманских святынь на Южном Урале» (З.И. Миннибаева), «Краткий обзор архивных источников и литературы о жизни и деятельности шейха Зайнуллы Расуле-ва» (М.Н. Фархшатов), «Суфийские традиции в средневековой поэме Хорезми «Му-хаббат-наме» (Н.А. Хуббитдинова), «Образ Зайнуллы Расулева в современном башкирском фольклоре» (Г.Р. Хусаинова), «Хэ^ерге башкорт халык ижадында ислам мотивта-ры» (Г.В. Юлдыбаева), «Хэ^ерге очерктар^а Зэйнулла ишан» (Ф.Б. Юнусова) и др. Научно обоснованная и документально закрепленная информация прозвучала в докладах профессоров БашГУ: «Суфыйсылык э^эбиэ-те Ьэм Мэулэ "Колой» (М.Х. Идельбаев), «Суфизм и религиозный экстремизм не совместимы» (М.М. Кульшарипов), «Идейно-художественные особенности творчества суфийского поэта Ш. Заки» (Г.С. Кунафин), доцентов БашГУ: «Роль Зайнуллы Расулева в формировании общественно-политических воззрений шейха Мурада Рамзи и издании его трудов» (А.М. Бускунов), «Суфыйсылык эдэр^эрендэ психологизм элементтары» (З.Г. Мурзагулова), «Идеи терпимости и ненасилия в учении Зайн Аллаха ар-Расули» (З.Н. Рахматуллина), «Особенности структуры сборника «Биография шейха Зайнуллы хазрата»» (И.К. Янбаев) и др.
Шейх Зайнулла Расулев оставил заметный след в истории и культуре мусульманского мира всего российского Востока. Современники с полным основанием называли его «духовным королем» народов не только Урало-Поволжья, но и Казахстана, Средней Азии и Северного Кавказа. Моменты разных исторических событий нашли отражение в докладах гостей симпозиума — ученых, общественных деятелей, родственников Зайнуллы-ишана из других регионов России. С особым уважением и трепетом слушали выступление профессора Московского государственного педагогического университета правнучки Зайнуллы Расулева А.А. Газизовой («Внучка ишана — Нурулга-ян»), большой интерес вызвали доклады «Ветвь Накшбандия-Халидия в советский период: опыт исторической реконструкции» А.А. Гатина из Казанского федерального университета (г. Казань), «Джамаледдина Афгани — шейх мусульманских реформаторов и просветителей» Дж. Муршудлу Г. из Бакинского государственного университета (г. Баку, Азербайджан), «Äzerilerin geleneksel xidir nebi fevresinde olu§an mutfak kültürü» П.Э. Исма-илзаде из Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана (г. Баку), «Исламизация Улуса Джучи в XIV веке: о фигурах исламизаторов» Д.М. Исхакова из Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань), «Годы учебы и творческого становления выдающегося казахского поэта Султанмахмута Торай-гырова в г. Троицке» М.К. Каримова из Семипалатинского государственного педагогического университета (г. Семей, Казахстан), «Из истории суфизма в Каракалпакстане» Б.А. Кощанова, С. Усенова из Каракалпакского государственного университета (г. Нукус, Республика Каракалпакстан, Узбекистан), «Нравственные ценности ислама в воспитании подрастающего поколения» Э.Н. Максютовой из Оренбургского государственного педагогического университета (г. Оренбург), «Постсоветские религиозные процессы на Северном Кавказе» Р.М. Мамараева из Института истории археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (г. Махачкала), «Роль религиозных учителей в формировании тюр-
ко-мусульманской традиции в Центральной Азии (XI—XIII вв.)» Н. Нуртазиной из Казахского национального университета им. аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан), «Исламское и православное духовенство Южного Урала и Среднего Поволжья во второй половине XIX века» В.И. Петрова из Кубанского социально-экономического института (г. Краснодар), «Этнографические аспекты религиозной практики казахов» Г.М. Разды-ковой из Центра анализа и развития межконфессиональных отношений (г. Павлодар, Казахстан), «Послания 1790 г. чеченского шейха Мансура казахским старшинам: суфийские памятники общественного сознания в историческом контексте» А.С. Ряжева из Тольяттинского государственного университета (Центр востоковедения, г. Тольятти), «Сей хэзрэти Котб-ы ждЬанны» яки Зэйнул-ла Рэсулевнец госманлы шэйхе хермэтенэ бастырган бер китабы хакында» А. Сибга-туллиной из Института востоковедения РАН (г. Москва), «Роль Центрального духовного управления мусульман России в развитии религиозной жизни крымских татар в 1920-е годы» Э.М. Хайруддиновой из Таврического национального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь, Украина), «Суфийские «ханако» Хорезма» Ж.Х. Хакимниязова из Каракалпакского государственного университета (г. Нукус, Республика Каракалпакстан, Узбекистан), «Суфийские взгляды Юсуфа Баласагуни в его произведении «Кутадгу билиг» Г.А. Шади-новой из Международного казахско-турецкого университета им Х.А. Яссави (г. Туркестан, Казахстан), «Мусульманский мир По-донцовья и Приазовья эпохи средневековья: древности XIII—XIV веков» М.Л. Швецова из Донецкого центра института востоковедения им. А. Крымского НАН Украины (г. Донецк, Украина) и др.
О шакирдах медресе «Расулия» выступили А.Ф. Гатауллина («Шакирд Зайнуллы Расулева Гайнулла Гатауллин»), А.Ж. Хайрул-лина («Мехэммэт Имашев — Зэйнулла ишан шэкерте»), А.Д. Зубкова («Тагы ла Зэйнулла Рэсулев Ьэм эулиэлэр туракында») и др.
Особую литературную ценность представляют новые появившиеся литературные тексты, в частности привлекает внимание по-
эма Ахмера Утябая «Зайнулла ишан», пропитанная любовью к родине, преданностью чистым замыслам деятельности «духовного короля башкирского народа».
14 мая 2013 г. в г. Учалы прошел круглый стол — практическая часть международного симпозиума. Научный форум открыла директор Учалинского представительства БашГУ кандидат философских наук, доцент З.Н. Рах-матуллина. В своем выступлении она подчеркнула важность проведения данной практической части форума именно на родине Зайнуллы Расулева, указала, что «философ-ско-этическая концепция Зайнуллы-ишана, его религиозно-наставническая, образовательная деятельность является не просто фактом и актом его личной святости. Его мировоззрение по степени зрелости, гуманистической наполненности вполне может стать целевой установкой, способной организовать разноликий исламский мир, мировое сообщество. Зайнулла-ишан бросил вызов обществу и своему времени не только интеллектуальный, но и нравственный. Он — та духовная высота, стоящая перед человечеством, которую можно овладеть только объединенными усилиями, несмотря на расовые, этнические, конфессиональные и др. различия. Зейн Аллах ар-Расули учит нас строить искусство диалога, учитывая разнообразие религиозных традиций национальных интересов, приучает к терпимости и поиску компромисса, воспитывает уважение к мнению другого, иным культурным и духовным ценностям — учит жить вместе». С приветственным словом выступила директор ИИЯЛ УНЦ РАН профессор Ф.Г. Хиса-митдинова. Она напрямую обратилась к присутствующим студентам с просьбой-наказом, что преемственность поколений обеспечивает культуру народа: «Дальнейшее изучение и исследование подобного рода памятников преумножит достоинство молодого поколения...». С ценными деловыми предложениями в сохранении духовного наследия Зай-нуллы Расулева выступила его правнучка А.А. Газизова.
В работе круглого стола приняли участие историк-краевед С.М. Ильясов, зав. отделом Духовного управления мусульман Рес-
публики Татарстан A.A. Карибуллин, зав. отделом фольклористики ИИЯЛ УНЦ РАН Г.Р. Хусаинова, писательница Л.М. Якши-баева, директор АНО «Культурно-просветительский центр «Путь к истине» г. Баймак РБ М.К. Кужакаева, мухтасиб мечети им. Зайнуллы-ишана в г. Учалы Байрамгалин Наип-хазрат, родственники ишана H.A. Расулева, Исламия ханым и др.
В выступлениях докладчиков прозвучали исследовательские подходы в изучении жизнедеятельности Зайн Аллаха ар-Расули. Участниками круглого стола было рекомендовано включить в резолюцию конференции вопрос об учреждении премии имени Зай-нуллы Расулева в журнале «Ватандаш», а также открыть базовую кафедру (или центр) по исламоведению в Учалинском представительстве БашГУ.
15 мая 2013 г. в г. Троицк Челябинской области состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Расулевские чтения: Ислам в истории и современной жизни России», посвященная 180-летию со дня рождения Зайнуллы Расулева, а также 270-летию города Троицк и 225-летию создания Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС, ныне — Центральное духовное управление мусульман России).
Организаторами конференции выступили: Министерство культуры Челябинской области, Администрация Троицкого городского округа, Уральская государственная академия ветеринарной медицины, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УНЦ РАН, Центральное духовное управление мусульман России, Российский исламский университет ЦДУМ России (г. Уфа), Региональное духовное управление мусульман Челябинской области ЦДУМ России, кафедра религиоведения Челябинского государственного университета, кафедра истории Троицкого филиала Челябинского государственного университета.
На пленарном заседании конференции, которое прошло в Большом зале Администрации Троицкого городского университета, приняли участие Верховный муфтий России,
председатель ЦДУМ России Шейхуль-Ислам Талгат-хазрат Таджуддин, главный муфтий Уральского региона Ринат хаджи-хазрат Раев, научные деятели из гг. Челябинск, Уфа, Казань, Махачкала, религиозные деятели из Башкортостана, Татарстана, Казахстана и близлежащих областей РФ.
Доклады «Расулевских чтений» были прослушаны на заседаниях трех секций: «Зайнулла Расулев и мусульманский мир» (участвовали ученые Уфы, Троицка, Учалов); «Российский ислам: история и современность» (представители научных кругов Москвы, Казани, Уфы, Челябинска); третья секция прошла в мечети им. Расулева, в ней (в неформальной обстановке) участвовали представители духовенства. В докладах были представлены актуальные проблемы в укреплении духовности среди российских мусульман.
Конференция дала возможность широкому кругу мусульманской общественности
и, прежде всего, студентам духовных учебных заведений, преподавателям, духовенству познакомиться с идеями и духовным наследием, которые оставил Зайнулла-хазрат. Это укрепление духовности, нравственности в обществе, во взаимоотношениях людей. В конце состоялось заключительное заседание, на котором были подведены итоги конференции.
«Расулевские чтения» завершились посещением могилы З. Расулева на старинном кладбище г. Троицк и прочтением молитвы за упокой души великого ишана.
Резолюция участников Международного научно-практического симпозиума
На пленарном заседании и заседаниях четырех секций было заслушано более около 50 докладов и сообщений, авторы которых единодушно отметили, что идеи соци-
Участники пленарного заседания конференции
альнои справедливости и духовного прогресса шейха ЗаИнуллы Расулева владели умами десятков тысяч его учеников и не потеряли актуальности и в наши дни.
Учитывая его огромную роль в истории и культуре всех тюрко-мусульманских народов Евразии, а также огромный научно-познавательный потенциал его творчества участники международного симпозиума предлагают:
1. Академии наук Республики Башкортостан и Духовному управлению мусульман Республики Башкортостан предусмотреть проведение международного симпозиума, посвященного шейху Зайнулле Расулеву, регулярно один раз в 2—3 года;
2. Институту истории, языка и литературы УНЦ РАН изыскать возможность включения в план исследовательских работ подготовку и издание академического сборника первоисточников, касающихся биографии и учения Зайнуллы-ишана, в т.ч. путем сплошного изучения архивов гг. Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Оренбург, Вологда, Кострома и др., к следующему симпозиуму, посвященному З. Расулеву;
3. Российскому исламскому университету в г. Уфа к 2015 г. и Башкирскому государственному университету совместно подготовить перевод на русский и башкирский языки и издать книгу Ризы Фахретдинова «Шейх
Зайнулла хезретнен тержеме-и хале» (Оренбург, 1917; «Биография шейха Зайнуллы-хаз-рата»);
4. Администрации Президента Республики Башкортостан рассмотреть возможность учреждения медали и премии (в размере 300 тыс. руб. = 10 тыс. долл. США) имени шейха Зайнуллы Расулева для награждения религиозных деятелей и ученых, внесших заметный вклад в развитие религиозной мысли и практики в Республике Башкортостан, а также изучение биографии Зайнуллы-ишана.
5. Институту истории, языка и литературы УНЦ РАН, Башкирскому государственному университету, Башкирскому государственному педагогическому университету им. М. Акмуллы и другим научно-образовательным учреждениям республики организовать систематический сбор фольклорного и иного материала по истории и современному положения ислама и суфизма в Башкортостане и его академическое изучение, в т.ч. путем создания Институтом истории, языка и литературы УНЦ РАН и Представительством Башкирского государственного университета в г. Учалы совместной кафедры (или центра) по исламоведению.
6. Администрации МР Учалинский район Республики Башкортостан изыскать интеллектуальные и финансовые средства для создания музея шейха Зайнуллы на его родине.
Медресе «Расулия» (г. Троицк, начало XX в.) ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2013/2 (60)