Научная статья на тему 'Мусульманские СМИ: этико-правовые аспекты'

Мусульманские СМИ: этико-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1066
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ / ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ / "ЖУРНАЛИСТСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ" / ПРОДВИЖЕНИЕТОЛЕРАНТНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / "JOURNALISTIC DEONTOLOGY" / MUSLIM MASS MEDIA IN RUSSIA / ETHICAL AND LEGAL ASPECTS / PROMOTION OF TOLERANT INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вагапова Ф. Г.

Спецификой мусульманских СМИ, на наш взгляд, является то, что цель их работы не простое удовлетворение права общества на информацию, а использование журналистики как инструмента выполнения собственной миссии на Земле и/или пропаганды ее. Просветительско-образовательная гуманитарная функция мусульманских СМИ особо значима социальной адресованностью, гражданской позицией журналиста, интегрированностью в журналистское сообщество России, продвижением толерантного информационного пространства и информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIM MEDIA: ETHICAL AND LEGAL ASPECTS

Specificity of Muslim media, in our opinion, is the peculiarity that the purpose of a Muslim journalist is not only satisfying the public's right to information, but also using journalism as a tool to fulfill its mission in the world and/or promoting it. Educational and humanitarian educational function of Muslim media is specifically significant by its social orientation, citizenship of a journalist, integration into the Russian journalistic community, promotion of tolerant information space and information security.

Текст научной работы на тему «Мусульманские СМИ: этико-правовые аспекты»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 430-432

УДК 070

МУСУЛЬМАНСКИЕ СМИ: ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

© 2014 г. Ф.Г. Вагапова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского yaktashlar@mail.ru

Поступила в редакцию 19.04.2014

Спецификой мусульманских СМИ, на наш взгляд, является то, что цель их работы - не простое удовлетворение права общества на информацию, а использование журналистики как инструмента выполнения собственной миссии на Земле и/или пропаганды ее. Просветительско-образовательная гуманитарная функция мусульманских СМИ особо значима социальной адресованностью, гражданской позицией журналиста, интегрированностью в журналистское сообщество России, продвижением толерантного информационного пространства и информационной безопасности.

Ключевые слова: мусульманские средства массовой информации России, этико-правовые аспекты, «журналистская деонтология», продвижение толерантного информационного пространства.

Рубеж ХХ-ХХ1 веков, характеризующийся социальными переменами и широкомасштабным техническим прогрессом, обозначен процессами становления новой демократической отечественной журналистики, возрастанием роли коммуникации в жизни общества в целом, что способствует появлению новых форм и способов общения, отношений между людьми. Задача журналистики на современном этапе -умело вписаться в эту новую систему, систему свободы и поиска, рыночных отношений, нового мышления и мировоззрения. Соответственно, радикально должны меняться направленность, масштабы и наполнение информационных потоков в современном медиапространстве.

Социальной миссией современных СМИ, думаем, является то, что средства массовой коммуникации должны с максимальной настойчивостью следовать стратегии правдивого преподнесения информации. И первостепенной целью усиления новостной составляющей журналистики является привитие работникам СМИ навыков непредвзятого, внимательного отношения к работе всех институтов общества и его граждан. Непременным атрибутом современной профессиональной журналистики должны стать честность в отношении фактов - высказываний, дат, имен, цифр и пр., а также по отношению к информатору-собеседнику.

Говоря о том, что журналистика является четвертой властью в обществе, мы имеем ввиду то обстоятельство, что она влияет на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение, создает и поддерживает имидж, формирует в целом общественное мнение.

Некоторые авторы (например, С.Г. Корконо-сенко [1], Е.П. Прохоров [2; с. 44-46] (считая журналистику полифункциональной системой, выделяет шесть функций журналистики)) отождествляют функции журналистики и функции СМИ. Функции средств массовой информации более разнообразны, и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. То есть понятие «журналистика» может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий - элементом журналистской деятельности.

Определенно, по мнению доктора политических наук, профессора, зав. кафедрой журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского О.Н. Савиновой, трансформация функций журналистики - это производное от трансформации самой системы журналистики. Общепринятый, классический набор функций по-разному интерпретируется в разных сферах журналистики [3; с. 15]. Разделение функций можно встретить в современных исследованиях различных авторов, по-разному рассматривающих функции средств массовой информации: гуманитарные функции СМИ (информирование, образование, развлечение и т.п.); политические функции СМИ (формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения). Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц.

Мусульманские сми: этико-правовые аспекты

431

Если считать журналистику полифункциональной системой, существует ли специфика, присущая именно мусульманским СМИ?

На наш взгляд, спецификой мусульманских СМИ является та особенность, что целью их работы является не простое удовлетворение права общества на информацию, а использование журналистики как инструмента выполнения собственной миссии на Земле и/или пропаганды ее. Просветительско-образовательная гуманитарная функция мусульманских СМИ особо значима социальной адресованностью, гражданской позицией журналиста, интегрирован-ностью в журналистское сообщество России, продвижением толерантного информационного пространства и информационной безопасности.

Потенциал Ислама заключается в его социальном коммуникативном аспекте. Предписания Священного Корана и Сунны являются обязательными для подвижников Веры: мусульманин должен быть образованным человеком, т. к. для каждого мусульманина и мусульманки это является священной обязанностью. Ислам не делит жизнь на религиозную и светскую, образование - на религиозное или светское. Но российское государство - светское.

Проблема в том, насколько предписания Всевышнего могут реализовываться самим человеком как мусульманином, насколько адепты ислама вписываются в современное состояние того общества, в котором живут, а это общество немусульманское; насколько это же общество является толерантным к мусульманам и их желанию находиться в пределах ценностей ислама; как государство и общество не просто дают, а создают возможность верующему следовать Вере, быть просвещенным, чувствовать себя достойным гражданином своего Отечества; комфортно находиться в едином информационном пространстве страны. В данном контексте стоит проблема оптимизации стратегии освещения деятельности исламских организаций в СМИ [4; с. 143].

В связи с этим встает вопрос о должном толерантном взаимоотношении внутри гражданского общества России. Мусульмане для России не «чужие». С одной стороны, российские мусульмане должны доказать свою социальную значимость, ценность российскому сообществу, российскому правительству, российской журналистике; с другой - должны показать (или доказать) свою ценность для мирового исламского сообщества. Вопросы долга, обязанностей российских мусульман определяются, с одной стороны, Кораном и Сунной, которые распространяются на всё мировое мусульманское со-

общество; с другой стороны, российским законодательством в едином правовом поле светского гражданского общества России, независимо от их национальности и вероисповедания.

В силу российского законодательства, отделяющего религию от государства, религиозные структуры отстранены от решения задач государственного аппарата и проблем, которые зачастую и породили сами власть имущие. Но как общество образующие никто не отделим от проблем этого общества, каждого человека, людей, это общество составляющих, от проблем воспитания и образования наших детей, ситуаций в наших семьях, отношения к кризисным, негативным сторонам (наркомания, алкоголизм, ксенофобия, терроризм), но тоже составляющим часть жизни общества. И хотим мы видеть и признавать эти социальные проблемы или нет, они объективно существуют рядом с нами и ставят под удар наше благополучие и жизнь наших детей, несут угрозу информационной безопасности, независимо от национальности и вероисповедания.

Лидеры религиозной сферы по мере своих сил и возможностей пытаются бороться с социальными пороками путем религиозного воспитания и образования. И власть предержащие нередко обращаются за помощью к священнослужителям в решении определенных кризисных ситуаций, государственных проблем, в том числе миротворческих, духовно-нравственных. Особое место в продвижении этих усилий и освещении мероприятий, направленных на толерантное межкультурное взаимодействие власти, различных этноконфессиональных организаций, отводится СМИ, как федерального уровня, так и СМИ религиозным, СМИ исламской направленности в частности. Развитие межкультурного диалога - важный фактор воспитания толерантности у подрастающего поколения

[5].

Мусульманские журналисты, с точки зрения этического аспекта, с одной стороны, следуют Кодексу профессиональной этики российского журналиста [6], являясь членами российского журналистского сообщества в целом (Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» (СЖР); с другой -являются членами мусульманских журналистских сообществ (например, таких как: Союз мусульманских журналистов (СМЖ) (21.05.2003), Лига мусульманских журналистов (ЛМЖ) (2005 г.), Союз мусульманских журналистов Татарстана (СМЖТ) (17.01.2006), др.) и следуют одновременно Кодексу этики мусульманского журналиста (Принят на сове-

432

Ф.Г. Вагапова

щании редакторов мусульманских СМИ России 21 мая 2003 г.) [7].

На наш взгляд, для российского информационного пространства целесообразно рассматривать понятие мусульманской «журналистской деонтологии» (от греч. deon - долг, должное + logos - учение) как систему требований, норм, принципов должного поведения; свод правовых (в том числе государственных), этических, религиозных (исламских) норм ответственного поведения и обязанностей; их выполнения мусульманами как морального добра («добром» мы называем именно то, чего требует долг). В нашем понимании мусульманская деонтология на территории РФ представляется в виде синтеза сложной формулы: право (законы РФ + фикх + шариат) + этика (адаб-уль-салихын + нормы морали гражданского общества России) = деонтология (свод правовых и этических норм и правил поведения, должных к исполнению адептами ислама РФ).

Таким образом, можно заключить, что в российском медийном пространстве мусульманские журналисты успешно сочетают механизмы саморегулирования журналистского сообщества религиозного и светского характера, законодательно-нормативные акты государства и установок первоисточников адептов ислама - Кора-

на (Священного писания мусульман) и Сунны (жизнедеятельности Пророка Мухаммада), положений шариата (исламского законодательства) и фикха (мусульманского права).

Список литературы

1. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001. С. 163.

2. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998. С. 44-46.

3. Савинова О.Н. К вопросу о трансформации функций журналистики // Медиаскоп. 2010. № 4. С. 15.

4. Вагапов Р.Н., Вагапова Ф.Г. Государственно-исламские отношения в политическом процессе современной России: тенденции развития и проблемы // Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций. Материалы Х Международной научной конференции. Ч. 2. М., 2013. С. 143.

5. Савинова О.Н. Культурная традиция и роль СМИ в межкультурном диалоге: опыт Приволжского Федерального округа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 340-343.

6. Кодекс профессиональной этики [Электронный ресурс] Режим доступа: www.democracy.ru

7. Кодекс этики мусульманского журналиста [Электронный ресурс] Режим доступа: www.portal-credo.ru

MUSLIM MEDIA: ETHICAL AND LEGAL ASPECTS F.G. Vagapova

Specificity of Muslim media, in our opinion, is the peculiarity that the purpose of a Muslim journalist is not only satisfying the public's right to information, but also using journalism as a tool to fulfill its mission in the world and/or promoting it. Educational and humanitarian educational function of Muslim media is specifically significant by its social orientation, citizenship of a journalist, integration into the Russian journalistic community, promotion of tolerant information space and information security.

Keywords: Muslim mass media in Russia, ethical and legal aspects, «journalistic deontology», promotion of tolerant information space.

References

1. Korkonosenko S.G. Osnovy zhurnalistiki. M., 2001. S. 163.

2. Prohorov E.P. Vvedenie v teoriju zhurnalistiki. M., 1998. S. 44-46.

3. Savinova O.N. K voprosu o transformacii funkcij zhurnalistiki // Mediaskop. 2010. № 4. S. 15.

4. Vagapov R.N., Vagapova F.G. Gosudarstvenno-islamskie otnoshenija v politicheskom processe sov-remennoj Rossii: tendencii razvitija i problemy // Politicheskoe proektirovanie v prostranstve social'nyh

kommunikacij. Materialy H Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ch. 2. M., 2013. S. 143.

5. Savinova O.N. Kul'turnaja tradicija i rol' SMI v mezhkul'turnom dialoge: opyt Privolzhskogo Feder-al'nogo okruga // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. № 1-2. S. 340-343.

6. Kodeks professional'noj jetiki [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: www.democracy.ru

7. Kodeks jetiki musul'manskogo zhurnalista [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: www.portal-credo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.