Научная статья на тему 'Мусульманские праздники в современном Египте'

Мусульманские праздники в современном Египте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
531
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульманские праздники в современном Египте»

В. Беляков,

востоковед

МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ЕГИПТЕ

Арабские армии на клинках своих сабель принесли в завоеванные ими страны и собственную религию, ислам, и свой язык. В тех странах, где по историческим меркам арабы задержались сравнительно недолго, скажем, в Центральной Азии, прижился лишь ислам, а там, где они господствовали веками, как на Ближнем Востоке и в Северной Африке, - еще и арабский язык. Но поскольку почти все эти страны к моменту арабского завоевания имели многовековую (а некоторые и многотысячелетнюю) историю, собственный язык и развитую религиозную систему, то и арабский язык, и ислам они, если можно так выразиться, «подгоняли под себя».

Наиболее ярко выраженное доказательство такой «подгонки» - наличие многочисленных региональных диалектов арабского языка, впитавших в себя и огромное количество лексики национального языка, и ряд его грамматических конструкций. Примером может служить египетский диалект. То же и с исламом. Конечно, речь не идет об основных догматах веры. Но наличие многочисленных сект в исламе во многом объясняется именно такой «подгонкой». И основные мусульманские праздники имеют в каждой стране свой национальный колорит.

Автор, который много лет жил и работал в Египте, не ставил своей целью проанализировать в данной статье истоки особенностей мусульманских праздников в этой стране или сравнить их с праздниками других исламских стран. Поставленная задача куда скромнее: показать глазами очевидца, как египетские мусульмане отмечают свои религиозные праздники.

Главный праздник мусульман - ид аль-адха, праздник жертвоприношения, отмечаемый по окончании сезона паломничества в Мекку. Рано утром в день праздника каждый мусульманин, кому это по карману, должен принести в жертву Аллаху овцу или барана. За несколько дней до этого в благополучные кварталы Каира пригоняют небольшие стада овец или коз. Купленных животных держат во дворах, и по всему району разносится их блеяние. Принести жертву можно во дворе собственного дома, пригласив для этого специально обученного человека. Он ловко заколет ее, сольет кровь, снимет шкуру. А можно отвести животное к мяснику и

принести его в жертву там. Часть мяса ест сама семья, остальное раздают бедноте.

Праздник жертвоприношения продолжается обычно четыре дня, а если он падает на выходные (в Египте - пятница и суббота), то продлевается на эти дни. Многие египтяне не знают, что такое отпуск, и для них религиозные праздники - единственная возможность отдохнуть от трудовых будней. В первый день ид аль-адха все магазины и лавки закрыты, поэтому египтяне заранее запасаются продуктами первой необходимости, особенно хлебом. Людей на улицах мало, машин тоже. Зато часто попадаются одноосные тележки, запряженные парой осликов, с горкой наваленных в них шкур. Их везут в квартал между улицами Магра аль-Уюн и Салах Салем, где расположены десятки маленьких мастерских по выделке меха и кожи. Много людей у кладбищ: в этот день принято посещать могилы предков. Возле входов на кладбища продают небольшие венки, сделанные главным образом из пальмовых листьев.

На второй день праздника жизнь в Каире начинает понемногу восстанавливаться. Открываются магазины, горожане отправляются в гости к родственникам и друзьям, заполняют парки и скверы. Любимые места отдыха - парк у водоподъемных плотин в местечке Канатер севернее Каира, откуда начинается дельта Нила, и зоопарк. В Канатер приятнее всего добираться на речном трамвайчике, от причала, расположенного в самом центре города, напротив здания телевидения. Ну, а зоопарк в Гизе на левом берегу Нила оказался ныне тоже почти в центре города. Он был основан еще в конце XIX в. и теперь так же плотно окружен городской застройкой, как и зоопарк в Москве. В праздник там просто яблоку негде упасть. Все газоны и берега прудов заняты отдыхающими.

Одна из наиболее ярких черт национального характера египтян - коллективизм. Эта черта, как можно предположить, сформировалась еще в глубокой древности, из потребности совместного труда для создания и поддержания оросительных систем. Египтянин вполне комфортно чувствует себя в толпе. И во время отдыха у него нет потребности в уединении. Поэтому все праздники в Египте отмечены народными гуляниями. Во время такого гуляния легче ощутить атмосферу праздника, а это, в свою очередь, способствует психологической разгрузке после трудовых будней, особенно в таком огромном городе, как Каир.

Праздник ид аль-адха отмечается в десятый день месяца зу аль-хиджа по мусульманскому лунному календарю. Первые дни

этого месяца - сезон ежегодного паломничества в Мекку. Паломничество, по-арабски хадж (в Нижнем Египте обычно говорят хагг), - один из пяти столпов ислама. Это самый достойный поступок за всю жизнь мусульманина. Совершивший паломничество получает титул хаджи (хагг) и пользуется особым уважением египтян. Деревенский житель, побывавший в Мекке, обычно рисует на стене своего дома картину, иллюстрирующую его путешествие. На ней изображена Большая мечеть Мекки, где находится святыня мусульман Кааба с ее семью минаретами, а также транспортное средство, на котором паломник добирался до места назначения - самолет, теплоход или автобус. Так что уже за версту видно, что в этом доме живет хагг. В дни празднования ид аль адха на родину из Мекки начинают возвращаться паломники, отправившиеся туда на самолете. В Каирском аэропорту их встречает возбужденная толпа родственников и друзей. Все погружаются в несколько такси, и кавалькада следует в город. Паломники машут из открытых окон зелеными флагами, а водители периодически подают звуковые и световые сигналы. Так что прохожие издалека видят, что это возвращается домой новоявленный хагг.

Второй по значению праздник мусульман - ид аль-фитр, праздник разговения по окончании Рамадана, месяца поста. Но и сам Рамадан воспринимается египтянами как своеобразный праздник. «Праздничное настроение охватывает страну, улицы украшены», - отмечает египетский автор. По вечерам в Каире разноцветными огнями вспыхивают тысячи фонарей. Подхватив полусонных ребятишек, каирцы идут гулять. Шумная толпа не умещается на тротуарах, то и дело выплескивается на проезжую часть. Раскинув подстилки, люди оккупируют скверы: в Каире по газонам ходить разрешается. Иные даже варят на примусе кофе, а то и разводят небольшой костерок. И повсюду звучит радостное: «Рамадан керим!» («С благословенным Рамаданом!»). Традиционный центр народных гуляний - площадь Хусейна в средневековой части Каира, напротив знаменитой мечети Аль-Азхар.

Рамадан - название девятого месяца мусульманского лунного календаря. Это месяц поста, а пост тоже один из пяти «столпов ислама». С восхода до захода солнца мусульмане не едят, не пьют, не курят, не занимаются плотскими утехами. Традиция эта призвана усмирить тело, подчинить его духу. Во время Рамадана надо вести себя особенно благочестиво, читать Коран. На 30 дней из ресторанов исчезают исполнительницы знаменитого танца живота, а с полок магазинов - спиртное. В ресторане иностранцу, но не

египтянину, могут подать виски или пиво, но первый напиток в чашке, а второй в непрозрачном кувшине, чтобы соседям не было видно содержимое этих сосудов.

Мусульманский год короче григорианского на 10-11 дней, и потому, как и все религиозные праздники, Рамадан постоянно сдвигается назад. Проще всего соблюдать пост зимой: и день короче, и не жарко, так что меньше хочется пить. Днем египтяне соблюдают пост, но вечером наедаются от души. Согласно статистике, во время Рамадана потребление продуктов питания возрастает на треть. Особым деликатесом считаются сушеные фрукты и орехи. А вот рыбу в Рамадан стараются не есть, так как она вызывает жажду. Как новогодняя елка у нас, неотъемлемый атрибут Рамадана в Египте - фанус, цветной фонарь. Достоверно известно, что фонари вошли в традицию во время правления династии Фатими-дов, завоевавшей Египет в 969 г., но некоторые исследователи считают, что даже раньше. Говорят, когда-то с такими фонарями ходили вечерами от дома к дому дети, поздравляя соседей и получая за это гостинцы. Сейчас эта традиция забылась, а вот фонари остались. Разнообразных форм и размеров (преобладают шести-или восьмигранные, сравнительно небольшие), с металлическим каркасом и цветными стеклами, они изготовлены местными ремесленниками. Внутри зажигается свеча или масляная лампа. Но немало ныне фонарей и с электрическими лампами, которые вешают у мечетей и домов. Популярны также небольшие пластмассовые фонари на батарейках, изготовленные преимущественно в Китае. Они дешевы и безопасны.

Весь уклад жизни в Рамадан меняется. Египтяне встают поздно. На работе высиживают часов до двух - и домой. Ложатся спать. Ближе к вечеру встают и начинают готовить завтрак-ифтар. А затем приникают к радиоприемникам или включают телевизор. Пост на закате солнца прерывается выстрелом пушки, и этот мирный выстрел транслируют радио и телевидение. До 1991 г. пушка стреляла с каирской Цитадели, возвышающейся над городом. Потом ее перенесли на стадион исламского университета Аль-Азхар: Департамент древностей решил, что вызываемая пальбой вибрация вредит средневековым мечетям. Пушка старинная: она была изготовлена немецкой компанией «Крупп» 200 лет назад. Кстати сказать, время прерывания поста в Египте так и называется - мид-фаа, т.е. пушка. Услышав выстрел пушки, египтяне не спешат к тарелкам. Сначала они пьют абрикосовый сок и съедают несколь-

ко размоченных в воде сушеных фиников, затем совершают короткую молитву, а уж потом - за стол.

В это время жизнь в 18-миллионном Каире замирает. Городской транспорт останавливается там, где застал его выстрел пушки. Водители и пассажиры достают кульки и принимаются за еду. Регулировщики спешат к ближайшему столу милосердия. Такой стол - египтяне называют его маида ар-рахман, во время Рамадана устраивается в каждом квартале. Организуют его для бедноты, но каждый, кого сигнал пушки застал на улице, даже вальяжный владелец мерседеса, может бесплатно утолить голод. Еда вполне сытная: салат из свежих овощей, мясо с рисом, чай, хлеб. Так проявляется благотворительность - неотъемлемая черта исламского общества. Каждый мусульманин, в зависимости от своего дохода, обязан платить религиозный налог - закят, и это еще один из пяти столпов ислама. Деньги идут на нужды религии и особенно бедноты, помогая поддерживать социальный баланс в обществе.

В 2008 г., в связи со значительным подорожанием продуктов питания, столов милосердия во время Рамадана в Египте было меньше, чем обычно. Однако по инициативе Национального женского совета, отсутствующие столы были компенсированы продуктовыми пайками, которые раздавали нуждающимся, главным образом в сельских районах Верхнего Египта. Средства на пайки поступили из бюджета некоторых министерств, больше всего - от Министерства обороны, от общественных организаций и частных лиц. Каждый паек включал 2 кг сахара, по 2 кг риса и макарон, 20 кг муки, 2 бутылки растительного масла, пачку сливочного масла, бобы, чечевицу и сушеные финики.

Каждая политическая партия и общественная организация один раз в этот месяц устраивает собственный ифтар. Его организуют также высшие представители мусульманского духовенства, муфтий Египта и верховный шейх университета Аль-Азхар. Они приглашают на ифтар и верхушку коптской общины во главе с патриархом. Для этого арендуется ресторан, причем чаще всего - в одном из многочисленных пятизвездных отелей Каира. Свой корпоративный ифтар устраивают и руководители различных компаний, но уже в ресторанах попроще. После ифтара улицы постепенно заполняет пестрая толпа. Но если обычно народ просто глазеет на витрины, почти не заходя в магазины, то в Рамадан в них полно покупателей. Египтяне готовятся к празднику ид аль-фитр, во время которого принято делать детям подарки, главным образом в виде новой одежды.

Магазины и кафе работают в Рамадан почти до утра. Но большинство каирцев к полуночи возвращаются домой. Телевидение показывает новые сериалы, в которых заняты самые знаменитые актеры. Тематика сериалов разнообразна, есть и религиозные сериалы. За просмотром телевизора тают выставленные на стол орехи и сладости. Но вот программы кончаются. Скоро наступит рассвет. Можно последний раз поесть, пока выстрел из пушки не возвестит о начале поста (этот прием пищи называется сухур), а потом - спать. Иногда различные организации и фирмы устраивают и корпоративный сухур, но это происходит значительно реже, чем совместный ифтар.

Наступающий по окончании Рамадана праздник ид аль-фитр отмечают три дня плюс выходные, если праздник выпадает на них. Он начинается на рассвете особой молитвой в мечетях. Люди поздравляют друг друга: «Ид мубарак!» («С благословенным праздником!»). Большую часть праздничных дней египтяне проводят дома. Важная черта этого праздника - благотворительность. Все, кто в состоянии сделать это, должны в эти дни помочь нуждающимся - деньгами, продуктами или вещами.

Незадолго до еще одного исламского праздника, ид аль-маулид (день рождения Пророка Мухаммеда), на улицах египетских городов можно увидеть такую картину. Небольшой фургончик тормозит у кондитерской лавки. Двое мужчин выгружают из него деревянные брусья, веревки, тюки яркой узорчатой ткани. Работают они не торопясь, и все же через несколько часов на тротуаре возле кондитерской вырастает красочный шатер. Производство шатров, которые легко сначала собрать, а потом разобрать -один из традиционных видов египетского декоративно-прикладного искусства. До сих пор в южной части улицы Муизза -центральной улицы средневекового Каира, за воротами Баб аз-Зувейла, существует небольшой шатровый рынок. Выбор ярких, узорчатых тканей колоссальный, как и размеров будущих шатров. Их установка - особая профессия, передаваемая из поколения в поколение.

Появление шатра в Египте - признак важного, необычного события. В шатрах юбиляры и новобрачные принимают поздравления, а родные и близкие покойного - соболезнования, в шатрах же встречаются с избирателями кандидаты от различных партий накануне парламентских или муниципальных выборов. Возводят шатры и в Рамадан. В них устанавливают столы милосердия. Но на этот раз в шатре ставят не столы, а прилавок. Из кондитерской

лавки выносят и водружают на прилавок круглые и квадратные коробки с наборами сладостей. Картонные штабеля украшают сахарные куклы - арусат аль-маулид, непременный атрибут праздника.

Возведением шатров возле кондитерских лавок начинается подготовка к маулид ан-наби, поскольку сами лавки уже не справляются с наплывом покупателей. Для египтян иметь на столе сладости в день рождения Пророка так же необходимо, как для русских - елку на Новый год. Маулид ан-наби нередко так и называют - «сладкий праздник» (ид аль-хильв). Правда, и самый скромный набор сладостей стоит недешево, для семейного бюджета он, конечно, бремя. Но бремя сладкое - не только в прямом, но и в переносном смысле этого слова. Напомним, что многие египтяне не знают, что такое отпуск, и для них единственная возможность немного передохнуть и развлечься - религиозные праздники. Правда, в отличие от многодневных ид аль-адха и ид аль-фитр, маулид ан-наби отмечают лишь один день. Примечательно, что схожая традиция празднования дня рождения Пророка существует и в Марокко. Там этот день называют «медовый праздник» (ид аль-асаль), и марокканцы угощают друг друга молоком с медом.

Маулид ан-наби начинается в мечетях особыми проповедями, а заканчивается уличными гуляниями. Любимое место сбора каирцев в этот день, как и во время Рамадана, - на площади возле просторной мечети, которая носит имя внука пророка Мухаммеда Хусейна. Эта мечеть, расположенная напротив знаменитой мечети Аль-Азхар, почитается правоверными как святыня. Входить в нее могут только мусульмане. Здание мечети Хусейна построено лишь в 1870 г. на месте обветшавшей мечети XII в., но важен не возраст, а религиозное значение. В мечети хранится священная реликвия -голова погибшего в 680 г. в Кербеле (Ирак) Хусейна.

Бывает, что на площадь Хусейна и в соседние улочки в день праздника приходит до миллиона людей - приодетых, с зажженными фонарями, с малыми детьми на руках. Через плотную толпу, расположившуюся на газоне сквера или прямо на асфальте, с трудом протискиваются лотошники с кулечками орехов и семечек, продавцы шербета, а то и простой воды. В близлежащих кофейнях летают, как на крыльях, официанты, едва успевая обслужить всех желающих выпить чашечку кофе или - что дешевле и доступнее -стаканчик крепкого и очень сладкого чая. К кофе, а нередко - и к чаю, принято подавать холодную воду. Пьют так: глоток кофе -глоток воды, снова глоток кофе, и так далее. Смысл этой традиции

в том, что вода омывает рецепторы, и каждый следующий глоток кофе становится таким же вкусным, как и первый. Мужчины заказывают себе еще и шишу (кальян), без которой египетская кофейня просто немыслима. Табак - на выбор: с ароматом яблока, абрикоса, гуавы. Самая популярная кофейня в районе мечети Хусейна - «Фишави». Она открыта круглые сутки. Говорят, что эта кофейня вообще ни разу не закрывалась со времени египетской экспедиции Наполеона, а с тех пор прошло уже больше 200 лет. Словом, развлечения нехитрые. Главное же - атмосфера всеобщей приподнятости, приобщения к празднику, соседство мечети внука самого Пророка Мухаммеда! Ради этого стоит трястись в набитом битком автобусе или даже пройти полгорода пешком.

Отмечают в Египте и дни рождения святых - того же Хусейна или внучки Пророка Мухаммеда - Сейиды Зейнаб. В городе Танта в дельте Нила каждый год собирает толпы людей маулид похороненного там популярного проповедника XIII в. Ахмеда аль-Бадауи. Во многих городах и даже деревнях есть свои могилы выдающихся деятелей, которым ежегодно поклоняются. Но лишь маулид ан-наби - праздник всенародный.

Наиболее скромно отмечаемый египтянами мусульманский праздник - наступление Нового года по лунному календарю хиджры. Этот день - официальный выходной, но не более того. Никаких общественных празднеств в этот день не устраивается.

«Этикет народов Востока: Нормативная традиция, ритуал, обычаи», М., 2011 г., с. 352-359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.