Научная статья на тему 'Мусульманские организации и движения в Великобритании (конец XX - начало XXI вв. )'

Мусульманские организации и движения в Великобритании (конец XX - начало XXI вв. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ETHNIC CONFLICT / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / SELF-IDENTITY / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERNATIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ямилова Наталья Олеговна

В статье рассматривается развитие диалога между двумя цивилизациями, как влияние Великобритании на мигрантов, так и мигрантов на Великобританию. Причины интеграций мусульманских общин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIM ORGANIZATIONS AND MOVEMENTS IN THE UK (THE END OF XX - BEGINNING OF XXI CENTURIES)

The article discusses the development of the dialogue between the two civilizations, the impact of a UK migrants and migrants in the UK. The reasons for the integration of Muslim communities.

Текст научной работы на тему «Мусульманские организации и движения в Великобритании (конец XX - начало XXI вв. )»

3. Диспут с Пирром: Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. 528 с.

4. Кулаковский Ю. А. История Византии. М., 1996. Т. 3. 454 с.

5. Лапидус И. Э. Святой Сафроний, патриарх Иерусалимский и его борьба с монофелитсвом. СПб.: Аксион Эстин, 2010. 173 с.

6. Лурье В.М.История Византийской философии: формативный период. СПб., 2006. 553 а

7. Острогорский Г. А. История Византийского государства. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. 895 с.

8. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Брюссель, 1964.

УДК 27-282.3

Ямилова Наталья Олеговна

студентка IV курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,

Россия, e-mail: [email protected]

МУСУЛЬМАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI в.)

Natal'ya O. Yamilova

4th year student of faculties of history

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

MUSLIM ORGANIZATIONS AND MOVEMENTS IN THE UK (THE END OF XX - BEGINNING OF XXI CENTURIES)

Аннотация. В статье рассматривается развитие диалога между двумя цивилизациями, как влияние Великобритании на мигрантов, так и мигрантов на Великобританию. Причины интеграций мусульманских общин.

Ключевые слова: межнациональный конфликт, самоидентичность, межнациональное общение.

Abstract. The article discusses the development of the dialogue between the two civilizations, the impact of a UK migrants and migrants in the UK. The reasons for the integration of Muslim communities.

Key words: ethnic conflict, self-identity, international communication.

Зарождение и достаточно стремительное развитие ислама в Великобритании — одно из самых значимых явлений последних десятилетий в общественной, политической, духовной и социальной жизни страны, это связно с тем, что мусульманские общины сумели интегрироваться в эту страну, сохраняя самоидентичность, культуру, традиции, ценности.

© Ямилова Н.О., 2016

Цель — проследить идентичность мусульманских общин, способы и методы интеграции в культурной, религиозной, политической и социальной сферах.

Основными задачами работы являются: изучение истории и развития мусульманской общины в Великобритании; исследование причин социальной изоляции мусульман; анализ государственной политики, направленной на улучшение благосостояния религиозных меньшинств.

Диалог между Великобританией и странами Востока имеет свою определенную историю развития. По сравнению со странами Западной Европы у Соединенного Королевства всегда были «особые отношения» с исламским миром.

Самый ранний контакт произошел в XI в. это высадка мусульман на Туманном альбионе как исследователей и торговцев. Впоследствии на монетах короля Оффе Мерсийского было выгравировано «Нет божества, кроме Аллаха» на арабском языке, что свидетельствует о связи мусульман и англосакского правительства [3].

Если рассматривать достаточно массовые притоки иммигрантов, то к первому такому потоку следует отнести мигрантов, прибывших из Индии и Пакистана, которые стремились улучшить свое материальное состояние.

Другим фактором, способствующим миграции, явилось строительство земляной плотины Мангла в Пакистане, в результате чего было затоплено около 280 деревень [2, с. 51-76].

После Второй мировой войны экономика Великобритании расшатана, она нуждается в дешевой рабочей силе. В середине XX в. в страну начинают массово приезжать мигранты из Карибского бассейна и Индии. По «Закону о Британском подданстве» 1948 г. жители стран Содружества могли свободно приезжать в Британию [5, с. 6]. Первоначально приехавшие в страну жители восточных стран не планировали оставаться навсегда в Великобритании, а лишь улучшить сове материальное положение и вернуться, но началось расселение мигрантов, которые

начали перевозить и свои семьи для воссоединения. В этот период ускорился процесс формирования замкнутых, изолированных мусульманских общин и, следовательно, увеличилась социальная изоляция [4].

Расселение мусульманских общин сконцентрировано в основном в четырех регионах Великобритании: Лондон (31,5 %), графство Уэст-Мидлендс (11,9 %), Северо-Западная Англия (11,1 %) и графство Йоркшир (10,4 %). В данных регионах проживает 12,2; 8,96; 11,4; 8,45 % всего населения Великобритании соответственно [3, с. 17].

Исследуя причины формирования изоляции общин, следует отметить рост количества экономически неработающих мусульман, увеличение социального и культурного консерватизма общины, это связано с прибытием на данную территорию всей семьи. А также потребность мусульман в соблюдении специальной диеты, когда во многих европейских странах был запрещен убой скота по мусульманским правилам. Также можно отметить, что благодаря развитию средств коммуникации, которые дают возможность для поддержания коммуникации иммигрантов с их близкими людьми.

Более 50 % жителей Великобритании ассоциируют мусульман с экстремизмом и менее 20 % считают, что ислам оказывает позитивное воздействие на общество. Лишь 13 % опрошенных считают, что ислам основан на идее мира и 6 % связывают его с правосудием. По результатам исследования, проведенного Британской академией исламского образования, из 500 опрошенных британцев, не исповедующих ислам, 63 % считают, что «мусульмане -террористы», а 94 % - что «мусульмане угнетают женщин» [6, с. 1].

Великобритания, не отставая от развитых стран, начинает проводить политику мультикультурализма в стране. Эта политика начинает действовать с 70-80-х гг. прошлого столетия. На национальном уровне эта политика стала официальной политикой государства, это произошло, когда к власти пришел Тони Блэр, то есть Лейбористское правительство.

Кеннан Малик заметил, что «следует рассматривать мультикультурализм в Британии, во-первых, как образ жизни, и, во-вторых, как идеологию». Малик считает, что мультикультурализм непременно ведет к росту толерантности и уважению к этническим различиям путем вынесения критических суждений в адрес норм и ценностей других этнических групп. Однако он также утверждает, что мультикультурализм не сможет эффективно работать, так как с подобной идеологией невозможно будет создать общество равных возможностей [1, с. 225].

На рубеже XX и XXI в. можно проследить первые признаки неэффективности данной политики. Проблемы, связанные с политикой мультикультурализма, стали еще более явными во время экономического кризиса, когда обострившееся напряжение на рынке труда усугубляло положение граждан, которым приходилось конкурировать за рабочие места с иммигрантами [1, с. 227].

В феврале 2011 г. состоялась международная конференция по безопасности в Мюнхене, где представители таких стран, как Франция, Великобритания, Германия, заявили о том, что политика мультикультурализма терпит крушение. По мнению Дэвида Кэмерона, эта политика поддерживает радикализацию ислама. Кэмерон предлагает активное поддержание и распространение традиционных западных ценностей: свободы вероисповедания, свободы слова, демократии, верховенства закона, равенства прав. Кэмерон называет такую политику «активным, мускулистым либерализмом» [7]. Также он отказывается с призывами депортировать мусульман домой и запретить строить мечети на британской территории. По мнению Дэвида Кэмерона, подобные действия лишь подпитывают исламофобию.

Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что исламизация в Великобритании становится одним из самых значимых явлений. Контакт между двумя цивилизациями насчитывает чуть ли не тысячелетнюю историю, и если Великобритания не будет решать эту проблему, то ислам может поглотить всю страну, ведь только официально ежемесячно более сотни британцев принимают данную религию.

Список литературы

1. Антонова В.К. Великобритания обречена на мультикультурализм или мультикультурализм в Великобритании обречен? // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1, №2.

2. Меренкова О.Н. Бангладешцы в Великобритании: социокультурная адаптация и поиск идентичности: дис. ... канд.ист. наук. СПб., 2013.

3. Сотни лет истории ислама в Великобритании [Электронный ресурс]. URL: http://www.islamdag.ru/istoriya/30960 (дата обращения: 01.04.2016).

4. Шитова Д.С. Радикализация взглядов мусульман в Великобритании как угроза стабильности общества Великобритании [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.m/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwiThajUl-

MAhUEL 1 IKHTa (дата обращения: 01.04.2016).

5. Britons link Islam with extremism, says survey // BBC News. 2010. 7 июня.

6. Ballard Roger. Britain's visible minorities: a demographic overview. Centre for Applied South Asian Studies, 1999.

7. Shireen Hunter. Islam, Europe's Second Religion: the new social, cultural, and political landscape. 2002. С. 51-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.