Научная статья на тему 'МУСУЛЬМАНСКИЕ ГЕОГРАФЫ (ИБН БАТТУТА)'

МУСУЛЬМАНСКИЕ ГЕОГРАФЫ (ИБН БАТТУТА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
27
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТРУДЫ / МУСУЛЬМАНСКИМ ГЕОГРАФОМ / КАРТЫ / ПУТЕШЕСТВИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛИ / ТОРГОВЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бекмирзаев Р. Б., Рустамов С. А.

В этой статье представлена информация о мусульманских географах, особенно об Ибн Баттуте, и его большом вкладе в развитие географической науки. Кроме того, дана аналитическая информация о его произведении «Саёхатнома».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIM GEOGRAPHERS (IBN BATTUTA)

This article provides information about Muslim geographers, especially Ibn Battuta, and his great contribution to the development of geographical science. In addition, analytical information about his work "Sayokhatnoma" is given.

Текст научной работы на тему «МУСУЛЬМАНСКИЕ ГЕОГРАФЫ (ИБН БАТТУТА)»

Бекмирзаев Р. Б. преподаватель кафедра "История Узбекистана" Ферганский государственный университет

Рустамов С.А. студент 2 курса магистратуры Ферганский государственный университет

МУСУЛЬМАНСКИЕ ГЕОГРАФЫ (ИБН БАТТУТА)

Аннотация: В этой статье представлена информация о мусульманских географах, особенно об Ибн Баттуте, и его большом вкладе в развитие географической науки. Кроме того, дана аналитическая информация о его произведении «Саёхатнома».

Ключевые слова: географические труды, мусульманским географом, карты, путешествия, исследователи, торговцы.

Bekmirzaev R.B.

teacher

department "History of Uzbekistan" Ferghana State University Rustamov S.A. undergraduate 2 course Ferghana State University

MUSLIM GEOGRAPHERS (IBN BATTUTA)

Annotation: This article provides information about Muslim geographers, especially Ibn Battuta, and his great contribution to the development of geographical science. In addition, analytical information about his work "Sayokhatnoma" is given.

Key words: Geographical writings, Muslim geographer, maps, travel, explorers, merchants.

В своих географических трудах географы-мусульмане дали подробные сведения о городах и селениях, расположенных на Великом шелковом пути, их жителях, поселениях и ряд других ценных сведений, тем самым внеся большой вклад в изучение истории и культуры. Благодаря сведениям арабских путешественников в средние века мы располагаем сведениями о существовании городов и поселений народов Средней Азии, названиях племен и поселений, торговых путях, в некоторой степени о хозяйственной и религиозной жизни живущие здесь люди.

У мусульманских географов принято описывать только мусульманские страны IX-X вв., ведь среди ученых были и те, кто говорил, что нет нужды описывать представителей других религий. Еще одним великим мусульманским географом, жившим в средние века, был Ибн Баттута. Его географическая научная деятельность началась в 1325 году, когда ему был 21 год, когда он совершил паломничество в Мекку. Сначала его целью было выполнить этот религиозный долг и расширить свои знания, обучаясь у известных ученых в Египте, Сирии и Хиджазе (Западная Аравия). Прибыв по суше через Тунис и Триполи в Египте, он развил ненасытную тягу к путешествиям и решил посетить как можно больше частей света, руководствуясь правилом «никогда не путешествовать ни по какой дороге» во второй раз». как торговля, паломничество и образование), но Ибн Баттута делал это для собственной выгоды, для радости знакомства с новыми странами и новыми народами. Он зарабатывал на жизнь сначала своим академическим положением, а затем растущей туристической известностью. В странах, которые он посетил, он пользовался щедростью и благосклонностью многочисленных султанов, правителей, наместников и сановников, и зарабатывал доходы, которые позволяли ему продолжать свои странствия.

Ибн Баттута путешествовал из Каира через Верхний Египет к Красному морю, но потом вернулся. В 1326 году, совершив паломничество в хадж, он отправился из Аравийской пустыни в Ирак, южный Иран, Азербайджан и Багдад. Там он встретил Абу Саида, последнего из монгольских ханов Ирана (годы правления 1316-1336), и более молодых правителей. Ибн Баттута провел 1327-1330 годы в Мекке и Медине, но такое долгое пребывание было не в его характере. Он посетил почти все мусульманские страны, а также многие соседние немусульманские страны. Примечательно, что он не посещал центральную Персию, Армению и Грузию. Хотя он не открывал новых или неизвестных земель, а его вклад в научную географию был минимальным, документальная ценность его работы придала ему непреходящее историко-географическое значение. В материалах Ибн Баттуты на удивление мало ошибок в именах или датах. Он был судьей при правителе Индии около восьми лет и писал о своем пребывании там. Он упомянул, что индусы едят в основном рис и зеленые овощи, что они религиозны и что вор, укравший хотя бы один орех бетеля, будет казнен. 7

Его книга о путешествиях, как широко известна его книга, является важным документом, проливающим свет на многие аспекты социальной, культурной и политической истории большей части мусульманского мира. Ибн Баттута был любопытным наблюдателем образа жизни в разных

7 Ibn Batuta and Oriental Translation Fund, The Travels of Ibn Batuta, trans. Samuel Lee (London: Oriental Translation Committee, 1829), 165.

странах и описывал свой опыт с человеческим подходом, редко встречающимся в официальной историографии. Его отчеты о путешествиях в Малую Азию, Восточную и Западную Африку, на Мальдивы и в Индию являются основными источниками по истории этих регионов, а разделы, посвященные арабскому и персидскому Ближнему Востоку, ценны своим богатством деталей. сторон общественной и культурной жизни.

В целом Ибн Баттута надежен; доказано, что выдумана только его поездка в Болгарию, и есть некоторые сомнения относительно восточноазиатской части его путешествий. Несколько серьезных и несколько незначительных несоответствий в хронологии его путешествий связаны с провалами в его памяти, а не с преднамеренной фальсификацией. Ряд ранее неясных идей (например, путешествия в Малую Азию и посещение Константинополя) развеян современными исследованиями и открытием новых подтверждающих источников. Он вернулся в Марокко в 1355 году и остался там. За свои тридцать лет путешествий он исследовал большую часть восточного полушария и почти весь исламский мир. Ибн Баттута рассказывает о своих впечатлениях от каждого места, которое он посетил. Он писал о людях, местах, животных и сокровищах, которые видел или которые ему подарили. В общей сложности он проехал 73 000 миль и посетил почти 40 стран. 8

Еще одним интересным аспектом рассказа о путешествиях является постепенное раскрытие характера Ибн Баттуты; На протяжении всей истории читатель может узнать мысли и взгляды мусульманина из среднего класса в 14 веке.

Нет сомнения, что путешественники-мусульмане путешествовали только по наиболее удобным, известным караванным путям, откуда они могли получить (или купить) все необходимое для дальнейшего путешествия. Это указывает на то, что маршруты разведки совместимы с существующими торговыми путями.

Среди мусульманских путешественников следует выделить Ибн Хардадбеха, Кудаму ибн Джафара, Ибн аль-Факиха, аль-Мукаддаси, аль-Истахри, которые дали свои географические описания северной ветви Великого шелкового пути. В свою очередь северная сеть состояла из двух основных сетей:

Таким образом, возникновение и последующий расцвет арабской географии связано с рядом факторов, в первую очередь, с учреждением Арабского халифата и распространением ислама, а также принятием арабами греческой географии и ее творчеством. достижения. Кроме того, арабы связывали все научные достижения одновременно с потребностями и интересами государства и финансово -экономической системы.

8 Dunn, The Adventures of !ЬП Battuta, 3.

«Саёхатнома» — это классический рассказ о путешествиях Ибн Баттуты почти по всем мусульманским странам и многим соседним мусульманским странам. Буквально это означает «Подарок зрителей об особенностях регионов и чудесах путешествий». Это повествование приписывается Ибн Джузаю в 1353 году, который украсил простую прозу Ибн Баттуты элегантным стилем и поэтическими отрывками. «Саёхатнома» — важный документ, проливающий свет на многие аспекты социальной, культурной и политической истории большей части мусульманского мира. Ибн Баттута, любопытный наблюдатель за образом жизни в разных странах, описывает свой опыт с человеческим подходом, редко встречающимся в официальной историографии. Его отчеты о путешествиях в Малую Азию, Восточную и Западную Африку, на Мальдивы и в Индию служат первоисточниками по истории этих регионов, а разделы, посвященные арабскому и персидскому Ближнему Востоку, подробны в своих аспектах. у него есть информация.

Использованные источники:

1. Ibn Batuta and Oriental Translation Fund, The Travels of Ibn Batuta, trans. Samuel Lee (London: Oriental Translation Committee, 1829), 165.

2. Dunn, The Adventures of Ibn Battuta, 3.

3. Тожибоев У. У. Процесс формирования туризма в Ферганской долине в годы Советского Союза //Актуальная наука. - 2019. - №. 9. - С. 57-59.

4. Tojiboyev, U. (2022). Architecture of the Kokand khanate. Scientific Research Results in Pandemic Conditions (COVID-19), 1(06), 169-174.

5. Тожибоев У. У. ^вет иттифоки йилларида ФарFOна водийсида туризмнинг шаклланиш жараёнлари (1920-1936 йиллар туризмнинг ривожланиши тарихини биринчи боскич тахлиллари асосида) //Экономика. - с. 603-606.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.