советизация не была завершена, казачество слабо было вовлечено в Советы, многие Советы в станицах было провозглашены для проформы. Наши подсчеты показывают, что в апреле 1918 г. на Дону существовало более 120 Советов и половина из них (примерно 60 Советов) были казачьими. Однако сопоставление перечня названий существующих на Дону 136 станиц и наименований, выявленных нами казачьих Советов, приводит к выводу, что в большинстве станиц Советов не имелось. Последнее обстоятельство свидетельствует о слабости социальной опоры Донской республики и было одной из причин ускоряющих ее быстрое падение. Утвердившееся в мае 1918 г. такое казачье государство как «Все-великое войско донское» также было непрочным государственным образованием и поэтому опиралось на поддержку войск немецких интервентов. Слабость «красной» Донской республики и «белой» государственности «Всевеликого Войска Донского» объяснялись позицией казачества, отказавшегося от поддержки двух главных противоборствующих в гражданской войне лагерей. Казачество хотело найти свой собственный «третий путь» борьбы как против «белых» (Корнилов, Деникин, Врангель), так и против «красных» за свой дом и свой угол.
Матвеев В.А., ст. препод. СКАГС
МУСУЛЬМАНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОКРАИНАМИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)
По заключению выдающегося русского ученого В.И Вернадского, сделанному незадолго до излома 1917 г., в пределах России произошло складывание не имевшего аналогов типа государства на широкой полиэтнонациональной основе и самостоятельного типа цивилизации. Данную историческую разновидность имперского (универсалистского) образования, в отличие от других, ученый классифицировал как “государство-континент” [1]. Это забытое на несколько десятилетий положение из-за безраздельного господства концепции “Россия до революции - “тюрьма народов” [2] получает в последние годы все более широкое подтверждение.
Делясь своими наблюдениями после поездок за границу, в ходе которых произошло, в том числе знакомство с административно-политическим обустройством европейских стран и колоний, крымско-татарский просветитель Исмаил бей Гаспринский в написанной в 1881 г. брошюре отметил: “Русские мусульмане по законам нашего отечества пользуются равными правами с коренными русскими и даже в некоторых случаях, во уважение их общественного и религиозного быта, имеют кое-какие преимущества и льготы” [3].
По существовавшим российским законам, “порицание других церквей подвергалось запрещению” [4], тогда как служители культа, хотя бы тех же католических конфессий, настойчиво обращали в свою веру при помощи “святой” инквизиции и придерживались принципа “чья власть, того и вера” [5]. В соответствии со ст. 62 главы 7 “О вере”: “первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания”.
Вместе с тем ст. 67 гласит: “свобода веры присваяется нетокмо Христианам инославных исповеданий, но и Евреям, Магометанам и Язычникам: да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и вероисповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укрепления силы Империи” [6].
Некоторые исследователи полагают, что принцип веротерпимости в российской политике утвердился после указа Екатерины II 1773 г., передавшего общее заведование различными конфессиями светской, а не религиозной власти и оградившего тем самым “иноверные исповедания” от какого-либо влияния православной церкви [7]. Однако наличие такого подхода в обустройстве государства прослеживается и на более ранних этапах.
Когда в 1584 г., например, в Стамбул (Константинополь) был отправлен из Москвы посланник Благов для извещения султана о вступлении на престол царя Федора Ивановича, ему было поручено вместе с тем “убедить турецких пашей” о безосновательности “жалобы Оттоманской Порты на притеснения магометан в России” и разъяснить, что их вера “на русской территории нигде не притесняется”. Прибывшие специальные эмиссары из этой страны убедились в полной правдивости представленной на этот счет информации [8].
Объяснение отсутствию “озлобления против ислама” в России видели в следующем: в составе империи Чингисхана само восточнославянское население “не испытывало никаких религиозных притеснений”. Ограничившись политическим господством над Русью, монголо-татары “...ее церкви не только предоставляли полную свободу и независимость, но и оказывали особое покровительство” [9]. Такое отношение к другим конфессиям распространялось во времена их евразийского владычества на все исповедания [10].
Южные славяне в пределах Оттоманской Порты, как христиане, напротив, в то время и на последующих этапах ее существования, подвергались религиозным притеснениям. Несмотря на это, они с пониманием относились к тому, что в России сложилась совершенно иная практика отношения к исламу, основанная на принципе веротерпимости [11].
Российская окраинная периферия, не являясь колониальной, по мере формирования общегражданских связей интегрировалась в единое государственное пространство. Одновременно происходило ее естественное геополитическое, цивилизационное и социально-экономическое срастание с центральными, собственно русскими областями. Правда, этому процессу каждая часть империи из-за тех или иных объективных причин поддавалась далеко не одинаково, и тяготение некоторых этнических сообществ к цивилизациям Запада и Востока так и не было до конца преодолено [12].
Поиск противовесов цивилизационному тяготению к зарубежному исламскому Востоку представлял целый самостоятельный комплекс управленческих решений и инициатив, направленный не на разрыв сложившихся в прошлом гео-культурных связей, а на ослабление неблагоприятных последствий для протекания в пределах Северного Кавказа российского интеграционного процесса.
При этом задействовались внутриконфессиональные факторы, укреплявшие вместе с тем авторитет и роль самой религии в жизни иноэтнических сооб-
ществ. Этот опыт в изучаемую эпоху, наступившую после окончания Кавказской войны во второй половине XIX в. и продолжавшуюся вплоть до 1917 г., имел не только очевидные достижения, но и не реализованные возможности. Остановимся на их анализе.
Мечети на этой окраине в соответствии с мусульманской традицией являлись владельцами вакуфных земель, размеры которых существенно различались и нередко соответствовали экономическим показателям крупных феодальных имений [13].
Ответственность за ежедневное исполнение молитвенных обязанностей в мечетях, проживавшими на прилегающих к ним территориях мусульманами, возлагалась на мулл, подчинявшихся по сложившейся субординации эфендиям, должностным лицам, заведовавшим религиозными делами аульных (сельских) обществ. Сфера их компетенции распространялась на все входившие в эти общества конфессиональные субъекты [14].
Ещё в 1836 г. в предписаниях занимавшимся организацией управления на Кавказе представителям русской власти, среди которых в то время было немало военных, Бенкендорф, возглавлявший жандармский корпус империи, отметил: “... класс эфендиев есть именно то, от привлечения которого может произойти польза, если не большая, то и не меньшая, чем приобретаемая силой оружия” [15]. Рекомендация, нужно сказать, основывалась на верном наблюдении. По степени влияния на верующих эфендии имели фактически равные возможности с муллами.
Кадии специализировались в знании мусульманского права (шариата) и выполняли функции судей [16]. Мусульманское духовенство в туземных обществах на Северном Кавказе, подвергшихся процессу исламизации, неизменно занимало весьма влиятельные позиции. По социальным признакам оно было неоднородно [17].
По социальным признакам неоднородно было и мусульманское духовенство. Высшие его прослойки состояли из крупных собственников [18], низшие -из мулл и кадиев крестьянского происхождения, в среде которых в свою очередь встречались зажиточные и беднейшие слои [19]. В последнем случае по своему положению мусульманское духовенство не отличалось от остальной массы трудового народа.
В сельских обществах на мулл и кадиев часто возлагались административные обязанности, а там, где отсутствовали аульные правления, они вели и служебную переписку. Исполнявшее управленческие функции низшее духовенство подчинялось старшинам. В силу своего положения оно оказывало наибольшее влияние на религиозный быт и политические настроения мусульман северокавказской окраины [20], занимаясь не только организацией молитв в мечетях, но и ведая практически всеми сферами культурной и правовой жизни [21]. С этим считались и представители русской власти.
В 1881 г. в одном из донесений в правительственные инстанции сообщалось: “Вопрос о мусульманском духовенстве, в руках которого находится не только умственное и нравственное развитие народа.”, а также непосредственное соприкосновение с его гражданской жизнью, “.имеет серьезное значение...”. Наряду с этим отмечалось и то, что “действия мулл и кадиев” разроз-
ненны из-за отсутствия духовного управления на Северном Кавказе, вследствие чего они, как и прежде, признавали “над собою главенство шаха, находящегося при гробе Магомеда, который и передает им свои приказания”[22].
ШСС 99
содержанию эти распоряжения, касавшиеся “постов и молений”, не представляли угрозы для целостности Российской империи, но такая зависимость мулл края от фанатичного духовенства Турции и находившейся тогда в её составе Аравии могла, как не без основания полагали представители администрации, в любой момент обрести и иной характер. Именно поэтому неоднократно обращалось внимание на необходимость ее ослабления при помощи учреждения должности муфтия, высшего духовного лица, в частности в Кубанской области. Данное предложение распространялось вместе с тем на все этнические разновидности мусульманских общин северокавказской окраины.
На эту должность предусматривалось выдвигать личность, обладающую нравственным авторитетом, развитую и надежную, наделенную соответствующими духовными и управленческими полномочиями. Высокая представительность её служебного статуса в чиновничьей иерархии должна была поставить, как предполагалось, с учетом развитости патерналистских проявлений в среде мусульманского населения в какой-то мере преграду в сношениях малограмотных мулл с духовенством Мекки и Стамбула [23].
Предусматривалось для достижения этой цели и создание школ для их подготовки на территории России, с привлечением для работы в них хороших учителей арабского языка. Существовавшие в её пределах учебные заведения, где производилось изучение ислама, несмотря на многочисленность, предъявляемым требованиям зачастую не соответствовали, и их деятельность шла в разрез с намечавшимися задачами общегражданской интеграции.
Находясь вне правительственного влияния, они не подпадали под официальные распоряжения и, кроме того, имели в штатах преподавателей зарубежного, чаще всего турецкого, происхождения. Последние на восточные российские окраины, в том числе и на Северный Кавказ, засылались, как правило, под прикрытием идеалами веры специально для проведения возбуждающей религиозный фанатизм пропаганды. Это создавало угрозу и самому населению. Именно такая агитация не в последнюю очередь способствовала массовому выселению горцев в Турцию [24].
Поднятие уровня образованности наиболее массовой низшей категории мусульманского духовенства, введения единства его действий и установления контроля над ним [25], безусловно, вызывалось необходимостью преодоления состояния цивилизационного тяготения к зарубежному исламскому Востоку. Оттуда неоднократно и в прошлом при любых обострениях обстановки на Кавказе исходили под прикрытием единства веры враждебные России импульсы, что, безусловно, нельзя было игнорировать.
В этой связи распространение получала и практика клятвенных обещаний, принимавшихся в полном соответствии с предписаниями мусульманской религии. В них содержались, например, слова: “.клянусь всемогущим Богом и великим его Пророком Мухамедом . в возлагаемых обязанностях . быть ревностным к службе его императорского величества и попечительным о пользе общественной. В заключение же сей моей клятвы целую слова святого Корана”.
Обещания скреплялись подписью вступавшего в должность муллы и присутствующих, в них проставлялся год, месяц и день присяги [26].
На мулл русской властью возлагалась обязанность “быть передовыми в своем народе, понимать современные требования.” и вести за собою людей [27]. Через специализированную систему учебных заведений русские власти стремились поднять уровень исламской образованности духовенства и в первую очередь его низшего звена (мулл), чтобы оно “своим пастырским словом влияло на среду в той степени нравственности, как установлено религиею и законностью” [28].
Для занятия должности приходского муллы претенденты подвергались “испытанию в знании мусульманского вероучения”. На Северо - Западном Кавказе, например, с 1892 г. действовал специальный циркуляр начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска. В соответствии с ним на испытание требовались предварительные разрешения атаманов отделов [29].
Далее они проводились исключительно с учетом предписаний исламской традиции. Представители русской власти на должности мулл старались по мере возможности утверждать лишь тех, кто прошел проверку на знание основ вероучения [30]. Однако на этом направлении ситуацию до конца все же изменить не удалось [31]. Содержание мулл, как в шиитских, так и суннитских мечетях, являлось обязательным для прихода, а его размер определялся специальным сходом верующих [32].
Претенденты на должности кадиев горских судов также выбирались. При этом кандидатуры предлагались непосредственно сельскими (аульными) обществами. Утверждение кадиев происходило лишь после этого, и связанные с их вступлением в должности административные решения принимались, как видно, в интересах самого населения. При утверждении кадиев, равно как и мулл обращалось внимание “.на образованность, знание русского языка и благонадёжность” [33], что являлось весьма важным для поддержания государственной стабильности.
В ряде случаев местным населением попытки организации мусульманского духовенства, предпринимавшиеся представителями русской власти, воспринимались как стеснения в делах веры. В подававшихся в вышестоящие инстанции прошениях выражалась обеспокоенность, в частности тем, что “...богомоления в мечетях совершаются только утвержденными начальством муллами, тогда как по Корану моления могут совершать все, знающие Коран и в любом месте, где застает мусульманина время намаза.”. По мнению горцев, они также были лишены “права свободы выборов кадиев и сельских мулл, так как начальство. утверждает не тех, кого избирает общество, а кого само желает” [34].
Начальник Кубанской области и наказной атаман Кубанского казачьего войска, столкнувшись в 1901 г. с такого рода обеспокоенностью некоторых туземных обществ, обязал представителей своей администрации дать следующие разъяснения: “.введение правильной организации их духовенства имеет исключительной целью оградить население от невежественного вмешательства в их духовную жизнь лиц, выдающих себя за сведущих в знании Корана. Стеснять
же кого-либо в богомалении в виду не имелось, и поэтому ежедневное пятикратное моление, без произношения проповедей, они могут совершать как им угодно по правилам своей религии.”.
В рекомендации содержалось и весьма важное для преодоления недоверия уточнение о том, что “.кадии и муллы утверждаются из числа лиц избираемых обществами за исключением очень редких случаев, когда избранные кандидаты оказываются лицами неблагонадежными”. В заключительном пояснении констатировалось: “Таким образом, указания на эти стеснения не могут составить какого-либо повода к недовольству администрацией, тем более, что избрание кадиев по шариатским правилам предоставляется власти начальства, а не обществам, но из уважения к голосу горских обществ право это оставлено мною за сими последними” [35].
В нем прослеживается неплохое знание основ ислама представителями русской власти, входившими в административные структуры и занимавшимся в тот промежуток времени управлением кавказским краем. Это утверждение относится, безусловно, не только к начальникам северокавказских областей, являвшимся вместе с тем наказными атаманами казачьих войск, и генерал - губернаторам. Такими познаниями обладали нередко и руководители других уровней.
Несмотря на предпринимавшиеся усилия, после завершения Кавказской войны и в последующие периоды деятельность низшего духовенства так и не была поставлена под эффективный контроль властных структур и мусульманских центров (муфтиатов) империи. Их существовало несколько. В Крыму такое духовное управление было создано еще в 1831 г. Затем в 1872 г. в Закавказье, в 1878 г. в Оренбурге и Уфе открываются “Духовные собрания по заведыванию лицами магометанской веры”.
Возглавлявшие их муфтии назначались и оплачивались Министерством внутренних дел, где существовал специализированный по делам восточных религий департамент. На ряде азиатских окраин, только вошедших в состав империи, духовные управления отсутствовали, и заведывание религиозными нуждами мусульман входило в компетенцию генерал-губернаторов. Такое положение сложилось и на Северном Кавказе [36].
Создание соответствующего религиозного управления в крае тормозилось рядом обстоятельств и хотя в нем, как подсказывал опыт, существовала настоятельная необходимость, решение данной проблемы постоянно откладывалось. Между тем даже в ходатайствах самого населения нередко отмечалось, что проповедями занимаются священнослужители, не знающие основ ислама, имеющие сомнительную репутацию и “распространяющие вредные учения” [37].
В одной из типичных жалоб по этому поводу от мусульманского населения, поступившей в вышестоящие инстанции 9 октября 1913 г., сообщалось: “Старший эффендий Н.Х. Напугов вел пропаганду в народе против воинской повинности.”. С сожалением и тревогой в обращении упоминалось и о том, что этот священнослужитель в своих проповедях призывает “.к сохранению в душе тайной вражды к русским” и возбуждает народ “против всего русского”. Необходимость принятия против него решительных мер подкреплялась также ссыл-
кой на отсутствие у него соответствующих духовных познаний для звания эф-фендия [38].
Озабоченность населения по поручению атамана Баталпашинского отдела была перепроверена участковым начальником и в его ответном рапорте “факт возбуждения. мусульманского населения против русских и вообще. всего существующего строя.” получил полное подтверждение [39]. К поступавшей информации критического свойства, связанной с деятельностью мусульманского духовенства, в системе управления Российской империей отношение было взвешенное и предельно осторожное.
При Терском областном правлении в 1913 г. в связи с поступавшими тревожными сведениями, в том числе от мусульманского населения, была создана специальная комиссия. Ей было поручено заниматься выяснением того, где именно получено духовное образование эфендиями и муллами, какое у них подданство и т. д. Устанавливалась также склонность к исламскому радикализму, причастность к религиозным движениям, “племенной агитации”, проверялась и политическая благонадёжность [40].
Нерешенность проблемы исламской образованности на Кавказе, в том числе в его северных частях, признавал и наместник. Подводя итог управления краем за восемь лет в отчете, направленном в Петербург в 1913 г., он сообщал, что организацией молений занимаются зачастую “малообразованные, даже с точки зрения сельского мусульманского населения выходцы из Персии и Турции”, преподносящие верующим “нерусские понятия”. Именно они чаще всего допускали и проповеди соответствующего содержания, направленные на формирование сепаратистских настроений.
И.И. Воронцов-Дашков указал на ошибочность существовавшего мнения о том, что “не дело государства заботиться об обеспечении религиозных нужд населения, исповедующего не господствующую религию”, приводившего в ряде случаев на окраинах с мусульманским населением к игнорированию потребности добиться повышения уровня образованности мулл. Подготовку их через систему российских специальных учебных заведений наместник на Кавказе “выдвинул на первую очередь”, подчеркнув особо настоятельность и своевременность его разрешения “в положительном смысле” [41].
Длительное время правительственная политика была направлена на сокращение влиятельности в управлении именно низшей категории духовенства [42]. Еще во второй половине XIX в. администрация, например в Кубанской и Терской областях, делала попытки поставить под контроль деятельность мулл, особенно назначение на должности. В качестве главного критерия при этом рассматривалась не принадлежность “к вредным обществам и учениям”. Этот контроль возлагался на высшее духовенство и полицейское начальство [43].
Но при отсутствии централизованного управления для мусульман северокавказской окраины его возможности, как показывал опыт, оказались недостаточно эффективными. Хотя требования о создании высшего религиозного центра (муфтиата) выдвигались неоднократно, он так и не был образован [44]. Официально заведование религиозными делами мусульман северокавказской окраины возлагалось на Оренбургское духовное правление. Однако подчинение это
было скорее формальным, так как последнее совершенно игнорировало поступавшие из края дела и нередко отказывалось принимать их даже к разбору [45].
Закавказское духовное правление по закону тоже не имело права вмешиваться в дела мусульман Кубанской и Терской областей [46]. В действительности их религиозное самоуправление также находилось под внешним надзором местных властей [47], а в централизованном порядке - подчинялось, кроме того, еще и военному министерству, где, как и в Министерстве внутренних дел, существовали специализированные подразделения (Азиатская часть и др.) [48].
Очевидно, что переходное состояние в заведовании духовными делами мусульман на Северном Кавказе окончательно так и не было преодолено. Только в Ставропольской и Черноморской губерниях вопросами вероисповеданий ино-этнических сообществ занималась гражданская администрация [49]. Сложившиеся разновидности организации религиозного быта населения, исповедующего ислам, не имели принципиальных различий и были нацелены, как и другие звенья управленческого аппарата, на стабилизацию ситуации в регионе и гражданское приобщение.
Поскольку процесс смены кодов цивилизационного развития, связанный с исламизацией туземных обществ, на Северном Кавказе не завершился и во второй половине XIX в., наделённые соответствующими полномочиями верховной властью представители чиновничества в крае, ответственные за проводимую политику, до прояснения реальности полагали, что Россия должна оказывать свое влияние на его исход. Этим объясняется признававшаяся предпочтительность христианизации горцев, но эта идея поддерживалась лишь непродолжительное время.
В дальнейшем влияние на северокавказские народы, принявшие ислам, стало оказываться через само мусульманство, которое постепенно превращалось в неотъемлемую составляющую происходившего в пределах империи цивилизационного синтеза. Тем самым задействовался внутри конфессиональный потенциал, что на практике оказывало более быстрое и эффективное воздействие на обстановку. Смена же вероисповедных идеологических парадигм, напротив, наталкивалась на препятствия и нередко сопровождалась осложнениями.
Ставка на неё обуславливалась учётом распространённости христианства в ряде туземных обществ на предшествующих этапах. Столкнувшись же с устойчивостью процесса исламизации, русские администраторы на Северном Кавказе отказались от этого нетипичного для других восточных окраин подхода. Вместе с тем замечается и возможность более широкой опоры на мусульманское духовенство в связи с всё более усиливавшейся в его среде пророссийской ориентации.
Влияние на это не в последнюю очередь оказывала происходившая универсалистская интеграция, в которую включались все иноэтнические сообщества в пределах края, как и других восточных периферийных пространств империи. В начале XX в. управленческий корпус на Северном Кавказе стал пополняться в соответствии с наметившимся поворотом в политике и из высших прослоек мусульманского духовенства [50]. Как показывала практика, данное изменение не являлось ошибочным и полностью оправдывалось.
Деятельность же низшего духовенства, мулл и кадиев, оказывавшего наибольшее влияние на религиозный быт и политические настроения в общинах верующих на местах, предполагалось поставить под надёжный контроль администрации [51]. В этой связи делались попытки централизовать управление мусульманским духовенством и открыть религиозный краевой центр (муфтиат) [52].
Это намерение затрагивало и другие восточные окраины империи, где из-за недавнего установления российской юрисдикции, не существовало аналогичных организационных структур. Нерешенность проблемы, как видно, являлась временной. Согласно высочайших указов 1904 - 1905 гг. намечалось учреждение и особых духовных управлений для мусульманского населения Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Тургайской, Закаспийской областей и Туркестанского края. Распространялся этот проект и на все территориальные субъекты Северного Кавказа, включавшие в свой состав иноэтнические сообщества, исповедовавшие ислам [53].
Для проработки вопроса об учреждении особых духовных управлений в крае по распоряжению наместника И.И. Воронцова-Дашкова в 1906 г. во Владикавказе состоялось совещание представителей мусульманского духовенства Кубанской и Терской областей. На него были приглашены с учетом важности принимаемых решений и представители различных светских кругов [54].
После предпринятых обсуждений участники совещания высказались за необходимость учреждения для Северного Кавказа особого духовного правления с выборным муфтием во главе. В сферу ведения учреждаемого религиозного центра предусматривалось включить мусульманское население всех областей края, в том числе и Дагестанской, а также Ставропольской и Черноморской губерний [55].
В этой солидарности просматривался и некий региональный контекст, отражавший реальность, с которой, безусловно, нужно было считаться. Мусульманское население, как уже отмечалось, давно выдвигало требование об учреждении на Северном Кавказе духовного правления с подчинением его законам империи. С такой просьбой к наместнику, например, неоднократно обращались уполномоченные чеченского народа [56].
Эту идею поддерживали и представители краевой администрации. Необходимость ее практической реализации отстаивалась, в частности, в отчете за 1910 г., составленном специально для Николая II начальником Терской области и наказным атаманом Терского казачьего войска Флейшером. На его предложение “открыть духовное правление., высший орган. мусульман”, чтобы ослабить влияние религиозных зарубежных центров и авторитетов на горские общества император наложил резолюцию: “Пожалуй, наказной атаман прав, если не с теоретической, то с практической точки зрения” [57].
Таким образом, реформаторские инициативы в процессе управления окраинами Российской империи исходили нередко и от руководства на местах. На этом уровне реагирование на вызовы времени было, судя по всему, более оперативным и компетентным. Однако соответствующие решения, зависевшие от верховной власти, запаздывали. Не всегда понималась и острота рассматриваемой проблемы. Наказной атаман был прав не только с “практической”, но и с
теоретической точки зрения. Он имел более глубокие представления о складывавшейся ситуации, как, впрочем, и другие администраторы в регионах.
Необходимость соответствующих преобразований поддерживалась и на специализированных уровнях организации государственной власти. Так, 25 октября 1912 г. через департамент духовных дел, входивший, как уже отмечалось, в структуры Министерства внутренних дел, было разослано извещение о подготовке особого совещания, намеченного на начало следующего года “из представителей центральных и местных учреждений подлежащих ведомств для обсуждения вопросов, связанных с предположенным пересмотром законоположений, определяющих порядок управления духовными делами населяющих империю магометан.”[58].
Предусматривалось также затронуть и тему наметившегося в их среде “религиозно - национального движения”. Хотя оно не выходило за рамки культурных требований, тем не менее, оказывало влияние на проектировавшиеся преобразования. Вся подготовительная работа, как и составление материалов для совещания, “его высокопревосходительством”, министром внутренних дел, была возложена на департамент духовных дел, который имел соответствующую материальную базу и специализированные кадры.
Для реализации поставленной задачи, несмотря на немалый предшествующий опыт, у сотрудников этого подразделения обнаружился недостаток информации. Стал производиться дополнительный сбор “.статистических данных, касающихся мусульман, . об общем числе их, о . богослужебных заведениях и духовенстве, о конфессиональных школах, о мусульманских организациях (обществах, кружках), . печати и т.п.” [59]. Проектировавшиеся изменения, таким образом, ставились в зависимость от соответствующих познаний, а обретение их требовало времени.
В 1913 г. в комиссию по вероисповедным вопросам Государственной Думы было подано подписанное Карауловым, Далгатом и другими представителями политических элит края прошение, в котором также обосновывалась необходимость учредить духовное управление с муфтиатом во главе по образцу Закавказского для мусульман Терской, Кубанской областей и Ставропольской губернии под названием Северокавказского духовного управления [60].
Помочь устроить религиозные дела горцам обещал в 1916 г. и наместник его императорского величества на Кавказе великий князь Николай Николаевич, назначенный на эту должность монархом вместо скончавшегося графа И.И. Воронцова-Дашкова, но осуществить это намерение так и не успел [61]. Несмотря на нарастание соответствующих требований в связи с обострением государственно - политических противоречий [62], к 1917 г. этот вопрос все еще оставался не решенным. Тем не менее, независимо от этого мусульманское духовенство как низшее, так и высшее срасталось с российским государственным аппаратом [63].
Однако пророссийская консолидация мусульманского духовенства на северокавказской окраине по-прежнему отсутствовала, хотя такая ориентация в его среде являлась уже состоявшимся фактом. Именно этим в значительной мере объясняются, на мой взгляд, различия в его позициях в тот промежуток времени с началом тех или иных значимых для Отечества событий.
Между тем, как показывали они, особенно государственно-политический излом 1917 г., эта разобщённость могла быть преодолена. Именно в этот период, когда вскрывалась слабость или устойчивость той или иной тенденции, пророс-сийская консолидация мусульманского духовенства стала происходить наиболее интенсивно. На этот раз инициатива, принадлежала отнюдь не каким - либо местным или центральным специализированным структурам, а проявлялась стихийно. В пределах Кавказа объединение выразилось, в частности, в создании вскоре после Февральской революции Временного комитета мусульманских общественных организаций, взявшего на себя координирующие функции [64].
Такая же консолидация происходила в крае и в христианских конфессиях. Так, 6 - 8 апреля 1917 г. состоялся съезд духовенства и церковных старост у осетин. После коллективной молитвы на нём было высказано намерение проводить в жизнь идеи “нового правительства”. Об этом был проинформирован председатель Совета министров и обер-прокурор Святейшего Синода [65].
Попытка “образовать общее управление делами.” для всех исповедующих ислам на Кавказе предпринималась и в соответствии с постановлениями съезда мусульман края, собиравшимся специально для решения этой и других конфессиональных проблем 15 апреля 1917 г. в Баку. На нём особо было указано на необходимость поддержки Временного правительства, возглавившего верховную власть России. Данный съезд явился первым общим региональным форумом, на котором решалась в качестве одной из важнейших проблема религиозного краевого управления для мусульман.
Выдвигаемые же требования, не выбивались ни по каким аспектам из сложившегося в имперском прошлом в российских границах континентального контекста. К категории сепаратистских нельзя отнести и положение о возможности использования тюркского языка в средних и высших звеньях системы образования [66]. Мусульманское население было поделено на две группы и для горцев Северного Кавказа предусматривалось организовать “своё местное управление” с центром во Владикавказе [67].
Для этой, как и для южной, частей края были образованы два временных бюро, деятельность которых направлялась Особым бюро кавказских мусульман, куда входили делегаты бюро Северного Кавказа и Дагестана, а также Закавказья [68]. Однако эта попытка, несмотря на происходившие радикальные перемены в стране, наталкивалась на внутренние конфессиональные препятствия и оказалась до конца не реализованной. Разобщенность самого мусульманского духовенства в крае, как впрочем, и в России в целом, сохранялась.
В 1917 г. им предпринимались усилия организоваться не только на местном, но и на общегосударственном уровне, что в определенной мере отражало трансформацию в новых условиях назревших на предшествующем этапе потребностей. 15 - 17 марта для этой цели в Петрограде было созвано совещание мусульманской фракции Совета, с прибывшими от исповедующего ислам населения страны уполномоченными [69]. На нем были обсуждены последствия февральских событий и перспективы выборов в Учредительное собрание. Совещание приняло решение о проведении Всероссийского съезда мусульман в Москве.
Его повестка соответствовала задачам, стоящим перед страной и не содержала каких-либо сепаратистских требований. Для проведения подготови-
тельной работы и решения других вопросов координации действий было образовано Временное центральное бюро российских мусульман, превратившееся в своего рода исполнительный комитет [70]. С 15 апреля, после переезда из Петрограда, где первоначально собрались посланцы этой конфессии для обсуждения произошедших изменений в судьбе Отечества, оно продолжило деятельность в Москве [71].
Съезд прошел здесь с 1 по 11 мая и явился весьма представительным, собрав делегатов со всей России [72]. На нём был сформулирован призыв: “Мусульмане, объединяйтесь!”. Выступавший от Дагестанской области делегат Г. Бамматов, в частности, указал на важность “единения мусульманских народностей в России под знаменем ислама”. Далее в его речи содержалось такое уточнение: “.сейчас в России для мусульман понятия нации и ислама совпадают” [73].
О принимавшихся решениях на съездах мусульман России в 1917 г. информация поступала на места и получала поддержку. Посланные на них представители, например, от Летней ставки, административного образования в Туркменских степях Ставропольской губернии, после возвращения выступили на общем сходе, созванным районным комиссаром для решения текущих вопросов. Во Временное центральное бюро российских мусульман в Москве в свою очередь поступали сведения со всей страны. Со схода туркмен пришло, в частности, сообщение о противниках “поднятия уровня культурного развития мусульман, эмансипации женщин и т. д.” [74].
Кроме отмеченных объединительных структур был создан и Всероссийский мусульманский военный совет (широ), по инициативе которого и при поддержке Временного правительства осенью стали формироваться военизированные подразделения, “мусульманские национальные полки”, призванные служить общегосударственным интересам [75].
Временное управление мусульман, созданное в 1917 г., состояло в соответствии с решаемыми задачами из трех ведомств: духовного, народного просвещения и финансов. Управление было подразделено для мусульман внутренней России и Сибири (с охватом ареала в том числе южной азиатской периферии). 17 октября исполнительный комитет Всероссийского мусульманского совета обратился к Временному правительству с просьбой отдать распоряжение всем государственным учреждениям направлять дела, “касающиеся духовно -религиозных нужд мусульман”, непосредственно в него вместо прежнего Оренбургского духовного собрания [76].
Активизация религиозной жизни в 1917 г. намечалась и по другим направлениям. Так, “по случаю праздника орудж - байрам”, проходившего по сложившейся традиции с 8 по 10 июля, имам Ставропольского прихода обратился, как сообщалось в газетах, “.с просьбой к господам хозяевам и начальникам освободить мусульман на этот период от всех занятий”. В положенный срок в Ставропольской мечети состоялась торжественная служба (намаз), собравшая большое количество верующих, откликнувшихся на приглашение принять участие в коллективной молитве [77].
Однако политизация исламского фактора в России происходила в преобладающей степени во взаимосвязи с общими процессами и не имела, как прави-
и Т7 и _
ло, сепаратистских отклонений. У значительной части мусульманского духовенства присутствовало стремление сохранить целостность сложившегося к 1917 г. геополитического пространства в пределах Российской империи.
Литература
1. Вернадский В.И. Задачи науки в связи с государственной политикой в России // Научная мысль Кавказа. 1995. № 1. С. 9.
2. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // Полн. собр. соч. Т. 26. С. 106-110; Декреты Октябрьской революции. От Октябрьского переворота до роспуска Учредительного собрания. М., 1933. Т. 1. С. 29, 137 и др.
3. Гаспринский И.Б. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. В 2 ч. М., 1994. Ч. 1. С. 258.
4. Шиманов Г. Что мы знаем о самодержавии // Молодая гвардия. 1994. № 1. С. 147.
5. Ильин И.А. О грядущей России: Избр. статьи. Троицкий монастырь, 1991. С. 164165; Ивонин Ю.Е. Имперская идея и проблема государственности в Западной Европе XVI в. // Вопросы истории. 1993. № 6. С. 43.
6. Полный свод законов Российской Империи: В 2-х кн. / Под ред. А.А. Добровольского. Кн. 1. Т. 1. СПб., 1911. С. 1, 6 - 7.
7. Арапов Д. Ю. Ислам в Российской империи // Ислам в Российской империи (законодательные акты, описание, статистика) М., 2001. С. 18; Ерасов Б. С. Выбор России в Евразийском пространстве // Научный альманах “Цивилизации и культуры”. Вып. 1. М., 1994. С. 49 и др.
8. Русская политика в восточном вопросе. (Ее история в XVI - XIX вв., критическая оценка и будущие задачи). Историко-юридические очерки С. Жигарева. Московский университет. Ученые записки. Вып. 11. М., 1896. С. 75.
9. Там же. С. 150.
10.Вернадский Г.В. Монголы и Русь / Пер. с англ. Тверь; М., 1999. С. 7.
11.Жигарев С. Указ. соч. С. 150.
12.Матвеев В.А. Была ли Россия “тюрьмой народов”? // Межнациональные отношения сегодня (Сб. науч. тр.). Ростов н/Д; Донецк, 1994. С. 57 - 60; Он же. Применим ли в полной мере имперский феномен к характеристике российской государственной системе? // Проблемы истории. Вып. 3. Тезисы докладов науч. конф. исторического факультета РГУ. Ростов н/Д, 1996. С. 78 - 81.
13. ЦГА РД. Ф. 147. Оп. 1. Д. 7. Л. 212.
14. Калмыков Ж. А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1995. С. 87, 91.
15. Там же. С. 86.
16. ЦГА РД. Ф. 147. Оп. 1. Д. 7. Л. 212.
17. Калмыков Ж. А. Указ. соч. С. 87.
18. Жизнь национальностей. 1919. 21 сент.
19.Калмыков Б.Э. Страничка революционной борьбы в Кабарде // Воспоминания участников Октябрьской революции и гражданской войны в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1981. С. 23, 25; ЦГА РД. Ф. 147. Оп. 1. Д. 7. Л. 212.
20.РГИА. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 922. Л. 5, 9-10; Жизнь национальностей. 1920. 7 нояб.
21. Василевский К. Ислам на службе контрреволюции. М., 1930. С. 27.
22. ГАКК. Ф. 454. Оп. 2. Д. 764. Л. 17 - 18.
23. Там же. Л. 18.
24.РГВИА. Ф. 400. Оп. 1. Д. 1551. Л. 87.
25. ГАКК. Ф. 454. Оп. 2. Д. 764. Л. 18. Там же. Д. 1226. Л. 56.
26. Там же. Оп. 1. Д. 5703. Л. 57.
27. Там же. Оп. 2. Д. 764. Л. 17 - 18.
28. Там же. Л. 2; Д.1110. Л. 17; Д. 1229. Л. 55-об.
29. Там же. Оп. 1. Д. 5701. Л. 313.
30. Там же. Оп. 2. Д. 1505. Л. 12.
31.РГИА. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 922. Л. 4.
32. Россия: Энциклопедический словарь. С. 171.
33. ГАКК. Ф. 454. Оп. 2. Д. 1136. Л. 1 - 1-об.
34. Там же. Оп. 1. Д. 5299. Л. 22.
35. Там же. Л. 22-22-об.
36. Авторханов А. Империя Кремля. Советский тип колониализма. Вильнюс,1990. С. 95.
37. РГИА. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 922. Л. 5; РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 61850. Л. 2-об-3;
Ф. 1300. Оп. 1. Д. 295. Л. 52-53; ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 5765. Л. 17-об-18.
38. ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 5701. Л. 229, 252.
39. Там же. Л. 222.
40. Калмыков Ж. А. Указ. соч. С. 88.
41. Всеподданнейший отчет за восемь лет управления Кавказом генерал-адъютанта графа Воронцова-Дашкова. СПб., 1913. С. 10 - 11.
42. РГВИА. Ф. 14257. Оп. 3. Д. 509. Л. 4.
43. Там же. Ф. 454. Оп. 2. Д. 764. Л. 17-об-18.
44. ГАКК. Ф. 454. Оп. 2. Д. 764. Л. 17-об-18.
45. РГИА. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 922. Л. 5; РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 61850. Л. 2-об-3; ГАКК. Ф. 454. Оп. 2. Д. 764. Л. 17-об-18.
46. РГВИА. Ф. 1300. Оп. 1. Д. 295. Л. 502 - 503.
47. РГИА. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 922. Л. 5.
48. РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 61850. Л. 2-об-3.
49. РГИА. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 922. Л. 9 - 10.
50. Дагестанские ведомости. 1913. 7 янв.
51. РГИА. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 922. Л. 5, 9-10; РГВИА. Ф. 400. Оп. 1. Д. 4870. Л. 3-об.
52. РГВИА. Ф. 400. Оп. 1. Д. 4870. Л. 3-об.
53. РГИА. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 922. Л. 9.
54. Там же. Л. 9 - 10.
55. Там же. Л. 10.
56. Там же. Л. 5.
57. РГВИА. Ф. 970. Оп. 3. Д. 1518. Л. 6-6-об.
58. ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 5765. Л. 1.
59. Там же.
60. РГИА. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 922. Л. 5.
61. РГВИА. Ф. 1300. Оп. 1. Д. 295. Л. 503.
62. ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 5765. Л. 1.
63. Василевский К. Указ. соч. С. 27.
64.История Дагестана. Т. 3. М., 1968. С. 20 - 21.
65. Борьба за Советскую власть в Северной Осетии. Сб. документов и материалов. Орджоникидзе, 1972. С. 46.
66. Великая Октябрьская социалистическая революция. Хроника событий. Т. 1. М., 1957. С. 604.
67. Эмиров Н. Установление Советской власти в Дагестане и борьба с германотурецкими интервентами (1917 - 1919 гг.). М., 1949. С. 12.
68. История Дагестана. Т. 3... С. 21.
69. Голос Дагестана. 1917. 23 апр.
70. Там же. 30 апр.; Там же. 1 окт.
71. ЦГА РД. Ф. 610 - Р. Оп. 1-с. Д. 16. Л. 4 - 5.
72. Революционное движение в России в мае - июне 1917 г. Июньская демонстрация // Документы и материалы. М., 1959. С. 445; Кашкаев Б.О. От Февраля к Октябрю (Национально - освободительное движение в Дагестане). М., 1972. С. 117.
73. Гаджиев А. Г. Помощь русского народа в установлении Советской власти в Дагестане. Махачкала, 1963. С. 156, 158 - 159.
74. Северокавказский край. 1917. 7 июля.
75. Голос Дагестана. 1917. 1 окт.; Там же. 15 окт.
76. Революционное движение в России накануне Октябрьского вооружённого восстания (1 - 24 октября 1917 г.) // Документы и материалы. М., 1962. С. 482.
77. Северо-Кавказский край. 1917. 7 июля.
Хоперская Л.Л., д. полит.н. (СКАГС), Заярный В.В., к. полит. н., ЮНЦРАН
МЕСТО И РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В МИРОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Эпиграфом к этому исследованию могут послужить слова главы Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные на встрече с лидерами мусульман Кавказа: "Соседство с представителями другой веры требует от православных христиан особой чистоты нравственной жизни. Православная Церковь и впредь будет успешно выполнять объединяющую миссию, если каждый из православных христиан будет являть собой пример любви к Богу и ближнему, независимо от его национальной и религиозной принадлежности"1, а также слова представителя государственной власти России - Председателя краевой думы Ставропольского края Юрия Гонтаря. В его приветствии, направленном в адрес епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана по случаю празднования 160-летия со дня учреждения Ставропольской епархии Русской Православной Церкви, говорится: ''Сегодня церковь играет важную роль в общественной жизни многонационального Кавказа... Русское православие в лице Ставропольской епархии с честью несет нелегкий крест миротворческой деятельности в огнедышащем регионе. Своими действиями во имя
1 Святейший Патриарх Алексий II: «Устанавливая добрососедские отношения с народа-
ми Северного Кавказа, Церковь способствует сохранению там мира».// www. Радонеж. Ru. Новости - 17.12.2003.