Научная статья на тему 'МУСУЛЬМАНСКАЯ СЕМЬЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

МУСУЛЬМАНСКАЯ СЕМЬЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
423
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКАЯ СЕМЬЯ / РЕИСЛАМИЗАЦИЯ / КРИЗИС СЕМЬИ / МУСУЛЬМАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЕМЬИ / БРАК В ИСЛАМЕ / ПОЛИГАМИЯ / ИСЛАМСКАЯ ОБЩИНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нигметзянов Тахир Исламович

Статья рассказывает о проблемах мусульманской семьи в условиях современного общества. Подчеркивается, что несмотря на часто негативный имидж исламской семьи в общественном сознании и в либеральных СМИ, даже в Западном мире мусульманские семьи-кланы обеспечивают сохранение традиций, даже в третьем и четвертом поколении. Причина кризиса семьи на Западе и в России, по мнению исламских ученых, кроется в том, что религия не приобрела глубокого влияния на эти общества. Благодаря семье сохраняется и приумножается исламская община в современном изменяющемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIM FAMILY AND MODERNITY

The article tells about muslim family problems in modern society. It is stressed that, despite the often negative image of islamic family in the public mind and in the liberal media, even in the Western world muslim family clans ensure the preservation of traditions, even in the third and fourth generation. The reason for the crisis of the family in the West and in Russia, according to Islamic scholars, lies in the fact that religion has acquired a deep impact on the society. Thanks to the family to preserve and multiply the islamic community in the modern changing world.

Текст научной работы на тему «МУСУЛЬМАНСКАЯ СЕМЬЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

РЕЛИГИИ МИРА

Нигметзянов Тахир Исламович МУСУЛЬМАНСКАЯ СЕМЬЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Рыночные реформы нанесли серьезный урон экономическим основам семьи, семейным стандартам и ценностям, культивировавшимся в социалистическом обществе. Ситуация становится критической и для Республик, где ислам доминирует и является традиционным вероисповеданием - Татарстан, Башкортостан и для мусульманских общин рассредоточенных по всей России. Ислам свято, чтит крепость семейных уз, а они в свою очередь служат укреплению морали. Для сравнения, в советский период, уровень разводов в мусульманских регионах был гораздо ниже, чем в остальных - 3% в республиках Центральной Азии. Семья оставалась последним оплотом сохранения мусульманских традиций. Сегодня этот оплот рушится под напором рыночных реформ. Реисламизация не приобрела еще качественного изменения в культуре и трансформации института семьи.

Импульс к ренессансу дало празднование 1100-летия принятия ислама в Волжской Болгарии. Однако это мало отразилось на возрождении мусульманской семьи. Современные татарские, башкирские, дагестанские семьи переживают тот же кризис, что и остальные российские семьи - они конфликтны, малочисленны и неустойчивы. Современные перемены не привели к изменению положения женщины в России к лучшему. Если мы, подражая апологетам эмансипации женщины, будем говорить, что мусульманская женщина является рабой семьи, то большинство россиянок являются рабынями дважды -семьи и профессиональной деятельности. Работающая женщина, как правило, неспособна принципиально изменить материальное состояние семьи, а занятость отвлекает ее от воспитания детей и

155

Нигметзянов Тахир Исламович Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории КГУ им. Н.А. Некрасова.

домашних дел. Стремясь найти оптимальную модель семьи, ученые обращаются к различному опыту. Существование стабильной семьи в мусульманских регионах и диаспорах может быть объектом серьезного научного анализа. Часто имидж мусульманской семьи в общественном сознании и в либеральных СМИ негативен. Это обуславливается закрытостью и непрозрачностью мусульманской семьи. Критики патриархальности и консервативности исламской семьи полагают негативной саму ее крепость. По их мнению, эта крепость существует только потому, что женщина там подавлена и лишена прав, под давлением абсолютного господства мужа, отца, брата. Реальная картина несколько иная.

Современная реисламизация затронула некоторые слои мусульман России - это духовенство, участники национальных движений и национальная буржуазия. В этих семьях высокая рождаемость и женщины не работают, занимаясь воспитанием и домашними делами. Однако, в условиях, когда в нашем обществе домашний труд не престижен, он превращает женщин в маргинальную и незащищенную группу.

В Западном мире кризис института семьи имеет свои последствия, которые вскоре ожидают и Россию. Демографический кризис привел к увеличению доли мусульман в этих обществах, за счет высокой рождаемости и миграции. Мусульманские семьи-кланы обеспечивают сохранение традиций, даже в третьем и четвертом поколении. Это привело в итоге, к краху политики мультикультурности. Причем критика сторонников феминизма и эмансипации мусульманской семьи за положение женщины оказывается не убедительной. Это объясняется тем, что в западном варианте женщина превращается в товар, в котором главным потребительским свойством являются ее физические, а не интеллектуальные способности. По мнению сторонников западного образа жизни, мусульманская семья должна быть вестернизи-рована, что является единственным условием расширения прав женщин. По мнению мусульманских идеологов, именно «атеизация» семейных отношений привела к девальвации семейно-нрав-ственных устоев и «деморализации» женщины.

Такие кардинальные различия между сторонниками западной и мусульманской концепциями семьи вытекают из принципиального различия в понимании социальной роли религии. Семейные устои успешно функционируют на основе Корана, Сунны и шариата.

Причина кризиса семьи на Западе и в России, по мнению ис-

ламских ученых, кроется в том, что религия не приобрела глубокого влияния на эти общества. Мало, того, что женщина подвергается двойной эксплуатации на работе и в семье. Последние десятилетия на западе активно проповедуется гражданский брак и нетрадиционные семьи. Последние, однополые, получают статус законного существования и права иметь детей.

Семья в исламе - это священная обязанность мужчин и женщин в равной степени, главная задача это укрепление ислама, рождение и воспитание детей. Но, если мужчина обязан финансово содержать семью, социально поддерживать и защищать ее, то на женщине лежит функция религиозного воспитания. Таки образом создание семьи это акт веры.

Мусульманские теоретики, утверждают, что идея эмансипации женщины основана на принципе противопоставления полов. Мусульманская концепция семьи исходит из идеи единства мужчины и женщины. Отказ от материнства и отцовства ради карьеры неприменим в исламе. Женщина и мужчина видят в материнстве и отцовстве один из смыслов своего существования. Бездетность для мусульманина это трагедия. И если первая жена не может иметь детей, мужчина обязан вступить во второй брак. Биологическое отцовство неприемлемое понятие в исламе. Ребенок при разводе остается с отцом. Если ребенку нужна мать, то после завершения этого периода он переходит к отцу. Ребенок продолжатель рода отца.

Огромное значение ребенка в жизни женщины иллюстрирует текст одного из хадисов. В нем сказано, что женщине потерявшей ребенка, уготовано место в раю. Пророк Мухаммед запрещал брать в военный поход единственного сына в семье.

Семья является религиозным долгом. «Брак - это часть моей Сунны, а кто отказывается от Сунны тот не со мной», гласит Ха-дис Пророка. Человек, принесший семенные узы в жертву карьеры не может существовать. Монашество в исламе не признается. Монашество в некоторых суфийских орденах в ортодоксальном исламе отвергается. Одиночество женщины в Исламе это форма наказания.

Ценность семьи основана на фундаментальной идее Корана о парности всего живого. Впрочем, биполярность всего мира присуща и другим религиям. Подобно даосской концепции, в Коране утверждается таухид - единства, как гармонии противоположностей, тождества мужского и женского, парности всего в мире (земля и небо, суша и вода, дух и тело). Эта идея биполярности

конкретизируется в отношениях между полами. В Исламе сексуальная жизнь это не низменное, это условие продолжения рода. Земная любовь есть служение Всевышнему.

Заключение брака есть преграда для фитны - соблазна, греха. Брак позволяет супругам комфортно обустроить свою земную жизнь. В основе семьи лежит кровное родство, вера и брачный договор. Брак может быть расторгнут женой, если муж перестал быть мусульманином или нарушает каноны ислама.

Условием заключения брака является внесения махра - выкупа за невесту. Это обязательное условие заключение брака. В современном обществе он часто бывает символическим.

Брак в Исламе это соединение двух родов. Если в русской поговорке говорят «встречают по одежке...», то в мусульманском мире это бы звучало «встречают по имени.». Репутация отца, имеет огромное значения для девушки, так как он выступает в качестве поручителя при заключении брака. Причем, присутствие отца, при заключении брака является обязательным в шафиист-ком мазхабе, в ханифитском женщина выступает от своего имени. Но в любом случае, согласие отца обязательно. Бывают случаи, когда отец превышает свои полномочия и принуждает к браку. Но, это нарушает предписания Корана как свободного волеизъявления сторон, и скорее пережиток абсолютного патриархата. В Великобритании, по инициативе мусульман создана служба помощи жертвам насильственных браков и насилия в семье. Преобладает «устроенный брак» когда предлагается приемлемая кандидатура для дочери. Обычно, в мусульманских семьях, происходит следующее. Молодой человек с родителями приходит в дом родителей девушки. В середине встречи, как бы в невзначай выходит девушка, например, подает кофе и краем глаза видит жениха, после встречи она решает по нраву ей этот жених или нет. Если ее решение положительное, родители договариваются о сумме махра, об условиях жизни молодых, какие золотые украшения подарит жених. После заключения договора молодые люди могут встречаться, н только в присутствии других и желательно в доме невесты. Это может длиться год и более. Девушка за это время может и передумать, тогда развод «замужества без проживания». Брак скрепляется в религиозной форме. Далее три дня свадьбы. В том числе шумный разъезд на машинах по городу, чтобы все знали.

Семейная жизнь мусульман основана на жизни пророка Мухаммеда. Она была непростой, так в отношениях между женами

сказывались противоречия между кланами. Но в любых случаях Пророк находил оптимальное решение конфликтной ситуации.

В современных мусульманских странах, часто заключаются браки внутри одного клана, с целью его укрепления и сохранения.

В Исламе конкретный брачный возраст не определен. «Не решайтесь на брачный союз, пока не настал для него срок» (Коран, 2:236). Время вступления в брак определяется родителями.

Не следует думать, что все мусульманские теоретики едины в апологетике многоженства. Многоженство, часто рассматривается как преграда реальной угрозе внебрачным связям. Не отрицается многоженство и в Коране, но рассматривается как особый случай. «Вы никогда не сможете быть равно справедливыми ко всем своим женам, как бы горячо вы этого не желали» (Коран, 4:129). Серьезным препятствием для многоженства являются экономические причины, возросшие материальные потребности. Далеко не каждый мужчина способен материально обеспечить двух-трех жен.

Вопрос многоженства в современном мусульманском мире решается по-разному. В Саудовской Аравии на основе Шариата. В Египте с 1979 года введены серьезные ограничения, в Тунисе действует официальный запрет. В Пакистане требуется разрешение арбитражного суда. В Турции закон не допускает полигамию.

В России это институт не распространен. До начала ХХ века Костроме, в Татарской слободе был только один полигамный брак. Вопрос о полигамии стоит на Северном Кавказе, например первый глава Ингушетии Руслан Аушев предлагал узаконить полигамию в этом регионе России. Здесь мужчины вынуждены покидать надолго семью. Такая же тенденция наблюдается в некоторых странах Арабского Востока, уезжая надолго в другие места на заработки они заключают новые браки. Но, в целом, в условиях урбанистического общества полигамия не характерна.

Исламу удалось создать устойчивую, динамичную и способную сохраняться в условиях современного светского общества семью. Таким образом, благодаря семье сохраняется и приумножается исламская община в глобализирующемся и изменяющемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.