МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Мамадиев Б.Б.,
проректор по международному сотрудничеству,
Международная исламская академия Узбекистана
ФЕТВЫ УЛЕМОВ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН
О РАННИХ БРАКАХ И МНОГОЖЕНСТВЕ
Б01: 10.31249/пшш/2020.01.05
Аннотация. В статье проанализированы современные фетвы по таким вопросам, как ранние браки и многоженство, изданные центрами по изданию фетв Египта, Турции, Катара, Саудовской Аравии, Туниса и Индонезии. В материале рассмотрены позиции улемов различных суннитских мазхабов по отмеченным вопросам.
Ключевые слова: фетвы; исламское право; ранний брак; много-жество; права женщин; центры по изданию фетв; Египетский Дом фетв («Дар уль-Ифта»); Управление по делам религии Турции (БгуапеУ; Индонезийский совет улемов; Министерство пожертвований и исламских вопросов Катара.
Введение
В мусульманском мире супружескому браку - никаху1 придается особое значение. По вопросу брака Пророк (мир ему и благословение) в своем хадисе указывал: «Воистину, вступление в брак - это моя Сунна, и тот, кто хочет пророческой чистоты, пусть придерживается моей Сунны».
1 Никах (с араб. бракосочетание), джаваз, завадж, урс - в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для того чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд условий. Супруг должен быть совершеннолетним мусульманином и не подпадать под категорию махрам.
© Мамадиев Б.Б., 2020
Этот хадис Пророка (мир ему и благословение) указывает на важность брака в исламе и предостерегает о том, что отклонение брака приравнивается к отклонению Священных писаний. Хотя брак так важен, в семейных вопросах существует множество недопониманий и проблем. В этой статье анализируются фетвы, касающиеся семейных вопросов в современных мусульманских обществах.
С точки зрения исламской юриспруденции семья - эта группа людей, которая считается ядром общества и создается посредством вступления в брак мужчины и женщины, у которых затем появляется потомство.
В Священном Коране отмечается: «И из Его знамений - то, что Он для вас из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе (и растить потомство). Взрастил меж вами милость и любовь, - в этом, поистине, знамение для тех, кто предается размышленьям» (Сура 30 Аль-Рум аят 21, перевод Корана В. Пороховой).
Члены семьи поддерживают постоянные связи с предками данной супружеской пары, а также с братьями и сестрами, внуками, дядями и тетями со стороны отца и матери и их детьми.
В определении присутствует указание на защиту, поддержку и существование прочной связи, основанной на кровном родстве, родстве по браку или молочном родстве [1].
Забота о семье и семейных отношениях является неотъемлемой частью процессов государственного строительства и религии во многих арабо-мусульманских странах. Исламские правоведы ведут активные дискуссии вокруг семейных вопросов, в которых видное место занимают фетвы.
В определении роли семьи многие исламские юристы считают, что «семья - это сжатый образ общества, ее мораль и сплоченность - это мораль и сплоченность общества в целом». Нынешняя актуальность вопросов семейных отношений в исламской юриспруденции отличается от тех, которые были в прошлом. Хотя эти вопросы имели социально значимый характер, однако в этой сфере отсутствовало государственное и религиозное регулирование. В семейных отношениях шариат охватывает брачные, бракоразводные, наследственные вопросы, а также вопросы опекунства над детьми, которые во многих нынешних мусульманских странах узаконены современными нормами.
Фетвы о ранних браках
На примере Катара, где ислам основан на ханбалитском маз-хабе, улемы отстаивают традиционную исламскую концепцию ранних браков. Они поддерживают возможность вступления в брак мусульман до достижения ими минимального возраста совершеннолетия. Однако ст. 17 Закона о семье Катара предусматривает 18 и 16 лет в качестве минимального брачного возраста для мужчин и женщин соответственно.
В 2003 г. в интернет-издании «Islamweb», которое управляется Министерством пожертвований и исламских вопросов Катара (единственный уполномоченный орган, наделенный правом издавать фетвы в Катаре), муфтии опубликовали фетву, согласно которой детский брак допустим. В фетве за основу был взят хадис имама Бухари, в котором рассказывается, что Пророк женился на Айше, когда ей было шесть лет, и она была с ним в супружеской близости, когда ей было девять лет [2].
В настоящее время улемы и муфтии, придерживающиеся модернистских и консервативных идей, продолжают спорить между собой по вопросу возраста Айши на момент заключения брака. Когда одни отстаивают правдивость указанного в хадисе возраста, другие обосновывают его содержание противоречивостью историческим фактам и заявляют, что брак Айши был заключен в 14-летнем возрасте, а ее супружеская близость состоялась в 17-18 лет [3].
Кроме того, катарские муфтии заявляют, что согласие несовершеннолетней девочки не является необходимым для заключения брака, достаточно согласия ее опекуна [4].
Схожей позиции придерживаются и ханбалитские улемы Саудовской Аравии. В 2009 г. после многочисленных дебатов общественности по поводу спорной практики детского брака верховный муфтий КСА издал фетву, которая дозволяет выдавать девушек замуж в возрасте от десяти лет. В этой фетве указывается: «Неправильно говорить, что запрещено жениться на девушках в возрасте 15 лет и моложе. Девочка в возрасте 10 или 12 лет может быть замужем. Те, которые считают ее слишком молодой, ошибаются и несправедливы по отношению к ней. Мы должны знать, что законы шариата достаточно справедливы к женщинам» [5].
В январе 2019 г. Консультативный совет Саудовской Аравии (парламент КСА) утвердил правила, запрещающие вступать в брак девочкам и мальчикам в возрасте до 15 лет, а лицам до 18 лет требуется одобрение специализированного суда [6].
Улемы центров по изданию фетв стран, где превалирует ханафитский мазхаб, склонны придерживаться иных подходов к вопросу детских браков. К примеру, в Турции Управление по делам религии (Б1уапе^ в 2009 и 2012 гг. на своем интернет-портале fetva.net опубликовало две фетвы [7] [8], содержание которых заключается в следующем: «... исследования показывают, что браки несовершеннолетних являются неприемлемыми для нас. По нашему мнению, жениться на несовершеннолетних никогда не будет возможным. В настоящее время существует жестокая реакция и чувствительность нашего общества к преступлениям, связанным с насилием детей, которые нельзя сравнивать с теми или иными историческими периодами. Именно с этими историческими периодами, которые нельзя сопоставлять с нынешним положением мусульман, связаны современные проблемы детского насилия. В наши дни из-за подобных толкований, а также распространения других сведений без учета исторических, географических, культурно-традиционных и социальных сторон возникает дистресс и идейный беспорядок (приобретение права выбора после достижения совершеннолетия) в сознании современного общества. Мы должны решать эти проблемы путем обоснования неверного толкования подобных вопросов, используя коранические аяты, так как в нашем современном мире продолжает фиксироваться множество фактов детского насилия»... [9].
Согласно Гражданскому кодексу, граждане Турции могут вступать в брак по достижении 18 лет. В 17 лет брак может быть заключен с согласия родителей, в 16 лет - по особым обстоятельствам с одобрения суда.
По данным Института стратегического анализа Турции, семьи не соблюдают закон, устанавливающий брачный возраст. Некоторые родители, которые хотят рано выдать дочерей замуж, обращаются в суд, но большинство просто уклоняются от вовлечения в этот процесс государственных служб. Религиозная церемония обручения молодоженов проводится имамом и не регистрируется официально. Более 40% девушек в сельской местности выходят замуж в возрасте моложе 18 лет, что основано на местных традициях. Эксперты в области социологии указывают на то, что в культуре сельских районов восточной и юго-восточной Турции принято выдавать замуж девочек 12-15 лет. Проблема эта игнорируется уже долгое время. Судебные дела по факту заключения брака с несовершеннолетними девочками возбуждаются редко, тем более что сами невесты в большинстве случаев согласны
обручиться с женихом. Девушки в основном выходят замуж в 14 лет и в 15 лет рожают первого ребенка. Если же девочке 13 и менее лет, то такие браки чаще всего заканчиваются арестом мужа, которому грозит от восьми до 15 лет тюрьмы.
Проблема ранних браков в Турции, по данным женских организаций, характерна для всех городов Турции. Тем не менее ситуация начинает постепенно улучшаться. В обществе начали воспринимать следование установленному законом брачному возрасту не как должное, а как проблему [10].
Несмотря на рост среднего возраста вступления в брак, детские браки остаются постоянной проблемой в Турции и отражают модель гендерного неравенства, которая усиливает стереотипные роли девочек и ограничивает их образование, ставит под угрозу их здоровье и подвергает риску насилия и нищеты [11].
В 2016 г., ввиду остроты этой социальной проблемы, Б1уапе1 опубликовал фетву относительно браков среди несовершеннолетних, в которой осуждаются ранние (детские) бракосочетания. Фетва была опубликована в рамках ответов на часто задаваемые вопросы от общественности, где сказано, что ранние браки не могут быть одобрены с точки зрения религии. Б1уапе1 осуждает как браки взрослых с несовершеннолетними, так и браки двух детей. Фетва также подчеркивает, что «ранние браки увеличивают риск биологических, психологических и экономических проблем, с которыми несовершеннолетние не могут справиться. Ранние браки также заставляют их отставать в учебе и не дают им иметь правильное детство» [12].
Аналогичная проблема существует и в Египте. В официальном отчете Агентства статистики Египта было объявлено, что 117 тыс. детей в возрасте до 18 лет в Египте находятся в браке или были женаты, даже несмотря на то что Египет ведет активную борьбу с браками в раннем возрасте. В докладе было объявлено, что в Египте насчитывается 39 млн детей, на долю которых приходится 40% всего населения. Гендерное различие Египта составляет 51,7% мужчин и 48% женщин. 117 тыс. детей в возрасте от 10 до 17 лет состоят в браке или состояли в браке [13].
В связи с этим в октябре 2017 г. в ответ на попытку президента Абдель Фатха ас-Сиси принять меры по борьбе с детскими браками «Аль-Азхар» объявил о начале информационно-просветительских кампаний против этой практики. По распоряжению великого муфтия Египта Ахмада Тайиба в пятничных проповедях активно разъясняются негативные последствия детских браков,
особенно в сельских районах, где подобные случаи встречаются часто.
А. Тайиб также издал фетву, согласно которой в исламе нет священных текстов, разрешающих детские браки, добавив, что в исламе также не установлен конкретный возраст, в котором люди могут вступать в брак. В документе указывается, что ислам категорически запрещает любые действия, которые могут привести к осложнениям здоровья или неизбежному физиологическому вреду, которые могут применяться в результате детских браков [14].
С 2018 г. в Египте предусмотрена уголовная ответственность при заключении брака между несовершеннолетними. Назначено наказание в виде тюремного заключения сроком до одного года для тех, кто участвовал в процессе, а также предоставление полномочий специальным службам забирать детей у родителей, которые позволяют детям жениться в раннем возрасте. В законе также оговаривается, что должностное лицо, исполняющее процедуру бракосочетания, в том числе муфтий, должен уведомить Генеральную прокуратуру о случаях брака с ребенком, в то время как отказ сделать это будет оценен как преступление, наказываемое приостановкой работы данного должностного лица и лишением свободы на один год. Закон также гласит, что брачный контракт с лицом моложе 18 лет не будет заверен и не может быть ратифицирован без одобрения семейного суда [15].
В Индонезии Закон о браке от 1974 г. разрешает женщинам и мужчинам вступать в брак в 21 год, но позволяет девочкам вступать в брак в 16 лет, а мальчикам - в 19 лет с разрешения родителей. Родители могут также попросить религиозные суды или местных чиновников разрешить браки девочек еще раньше, в таких случаях минимальный возраст не установлен [16].
Все крупнейшие мусульманские организации - КаЬШа1и1 и1аша и МиЬашша&уаЬ, а также Индонезийский совет улемов (ориентирован на шафиитский мазхаб) - дозволяют в своих фетвах практику детских браков и отказываются поддерживать внесение правок в закон по минимальному возрасту вступления в брак для девочек до 18 лет, чего требуют международные организации [17].
В 2017 г. Конгресс мусульманских женщин-священнослужителей при Индонезийском совете улемов издал фетву против браков с девушками моложе 18 лет. Собравшиеся женщины призвали местное правительство увеличить минимальный возраст вступления в брак для женщин с нынешних 16 до 18 лет. Согласно этой
фетве, раннее замужество мешает индонезийкам продолжить образование, а половина союзов завершаются разводом [18].
Вышеуказанное положение в Индонезии отражает так называемый плюрализм, где существуют три отличающихся друг от друга по мазхабам центра по изданию фетв, а также множество других организаций, могущих издавать фетвы.
Фетвы о многоженстве
Наиболее остро обсуждаемым вопросом в семейных отношениях в мусульманских странах является проблема полигамии -т.е. многоженства.
История показывает, что у многих народов полигамия, хотя и незначительно, но имела место. Преобладание женского населения по численности и уменьшение количества мужчин из-за войн вынуждали людей к практике многоженства. В каждом обществе полигамия становилось сначала необходимостью, потом нормой. Еще позже многоженство, вначале появившееся для решения социальных проблем в обществе, превратилось в практику, попирающую права женщин, играющую с их честью и достоинством.
В восточных странах практика многоженства имела место еще до прихода ислама. Эта практика не была справедливой. Мужчины были способны иметь столько жен, сколько хотели, и это приводило к большой несправедливости и падению нравов.
В нынешнее время государственное семейное право и законы о правах женщин во многих мусульманских странах ограничивают эту практику.
В 2014 г. новые результаты исследования вопроса полигамии ученными из Объединенных Арабских Эмиратов [19] показали, что многоженство наносит вред психическому здоровью женщин, стимулирует негативные чувства и в конечном итоге создает конфликтные обстоятельства, которые вредят здоровой эмоциональной жизни. В некоторых странах многоженство воспринимается как нормализованное явление в брачной культуре и представляется как решение различных социальных проблем.
Несмотря на дозволенность полигамии в исламских предписаниях, исследователи обнаружили, что многие мужчины ошибаются в своих стремлениях легализовать многоженство. Опрошенные в ходе исследования жены полигамных семей жаловались не только на то, что они не видят своих мужей регулярно, но и на то, что они небрежно выполняют свои финансовые и отцовские обяза-
тельства. В нескольких случаях мужчины не имеют возможности содержать несколько домохозяйств, и в этом случае размер поддержки, получаемой конкретной женой, зависит от того, смогла ли она воспользоваться услугами мужа. Последующие эмоциональные проблемы, вызванные таким положением, варьировались от депрессии до гнева, истерии и даже болезней у слабого пола.
Аналогичные, но более широкие исследования полигамии проводились малазийской группой «Сестры в исламе» в 2010 г., результаты которых показали, что многоженство не только негативно отразилось на женах, но также оказало крайне пагубное воздействие на детей, которые были продуктом таких союзов. Многие дети жаловались на то, что их отец пренебрегает отцовским вниманием, когда у него появилась новая жена. По мере роста числа жен и, следовательно, числа детей ресурсов и внимания становится меньше. В тех случаях, когда у отца было более десяти детей от двух или более жен, дети сообщали, что он зачастую не может их узнать, спрашивая, к какой матери они принадлежат, когда они просят карманные деньги или оплатить учебу. Эти условия также поставили под угрозу отношение детей к их матерям, которых они считали слабыми и неспособными привлечь должным образом внимание отцов [20].
В большинстве исламских стран многоженство является правовой нормой. Однако в Турции, Тунисе и Алжире многоженство законодательно запрещено. В Иране для повторного вступления в брак необходимо согласие первой жены. В Ираке, Марокко, Сирии и Пакистане для этого необходимо получить разрешение властей.
Несмотря на законодательные ограничения в светских государствах с мусульманским населением наблюдается стремление со стороны духовников пропагандировать и поддерживать в обществе приемлемость многоженства в брачной культуре. Современные сторонники полигамии аргументируют свою позицию как способ решения различных социальных проблем общества. По мнению эмиратских и малайзийских исследователей, в ответ на подобные призывы крайне важным является использования представителями духовенства ограничительных фетв, которые могли бы показать негативные последствия полигамии.
Тунис является единственной арабской страной, которая запрещает многоженство на законных основаниях. Спустя четыре месяца после обретения независимости правительство этой страны распорядилось официально запретить многоженство. В Семейном
кодексе предусмотрено наказание нарушителям в виде лишения свободы сроком на один год. В разработке этого положения кодекса участвовали ряд высокопоставленных священнослужителей, в том числе муфтий Туниса Мухаммад Абдельазиз Джайт. Эти улемы, которые поддерживают реформаторскую тенденцию, без колебаний одобрили усилия президента Туниса Хабиба Бургибы раз и навсегда покончить с полигамией, не считая себя противоречащими принципам шариата.
Тунисские исламские правоведы построили свою юриспруденцию на основе общих целей и задач ислама. В их практике основное внимание уделялось идее о том, что мужчина не может добиться справедливости среди своих жен, и поэтому государство должно вмешаться, чтобы предотвратить многоженство в целях защиты прав женщин и их детей.
В Марокко лидер националистического движения 1950-х годов Аллал эль-Фасси также издал фетву, запрещающую многоженство. Свою позицию он аргументировал на основе исламского опыта в области плюрализма. «Опыт, который мы наблюдали на протяжении всей истории развития Ислама, показывает, что, помимо ранних времен, большинство мусульман использовали полигамию в несоответствующем месте и периоде», - говорил он. С юридической точки зрения требования Аллала Фасси оставались мертвой буквой, хотя Семейный кодекс Марокко (2004) дает женщинам право требовать от своих мужей не жениться на второй женщине.
В начале прошлого века муфтий Египта Мохамед Абдо (1849-1905) призвал к предотвращению многоженства, став первым исламским деятелем, выступившим против полигамии. Он издал фетву, в которой говорилось: «Правитель может заботиться об общественных интересах, чтобы предотвратить многоженство с условием или без такового, которое он считает подходящим для интересов нации».
М. Абдо допускал многоженство в исключительных условиях, таких, как войны, где меньше мужчин и больше женщин и вдов. Он представил правительству предложение о введении системы, ограничивающей многоженство, но это предложение не было принято. Его ученики выступили с аналогичными предложениями в 1928 г. при создании Комитета по внесению поправок в некоторые статьи Гражданского кодекса. Но им также не удалось узаконить это [21].
В марте 2019 г. египетский известный имам Аль-Азхара шейх Ахмад Тайиб издал фетву, в которой он призывает к проведению реформ практики многоженства в мусульманских обществах, назвав ее институтом, притесняющим женщин. «Те, кто говорит, что брак должен быть полигамным, ошибаются, и я это говорю со всей своей ответственностью. В Коране говорится, что одной жены достаточно. Женщины представляют половину общества. Те, кто женятся на второй жене, чтобы покорить свою первую супругу или причинить ей боль, то им причитаются суровые мучения от Всевышнего», - отметил он в своем обращении.
Фетва великого имама была оглашена в программе «Шейх Аль-Азхар», которая транслируется по египетскому спутниковому телевидению каждую пятницу. В прямом обращении к народу А. Тайиб заявил, что «если мы не будем заботиться о них, это все равно, что мы будем ходить только одной ногой». В ходе передачи он также отметил, что «в последние годы проблема многоженства стала актуальной темой, обсуждаемой в женских социальных сетях, с тем чтобы умиротворить отношение девушек к принятию многоженства в Египте, чему также способствуют многочисленные фетвы религиозных ученых-салафитов». В последнем эпизоде своей программы А. Тайиб сказал, что «многоженство часто несправедливо по отношению к женщинам и детям и является искажением правильного понимания Корана и Сунны. Могут ли мусульмане снова жениться и взять третью и четвертую жену или эта свобода ограничена и обусловлена? Многоженство является правом для мужей, но является ограниченным правом. Можно сказать, что оно допустимо, но нуждается в причине... если такой причины не существует, то это не оправдано. Многоженство допускается при условии справедливости, и если нет справедливости, тогда запрещено вступать в повторный брак», - сказал он [22].
В этой фетве египетский имам основывался на следующем знаменитом аяте Священного Корана: «А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это - ближе, чтобы не уклониться» (Коран, сура 4 «Женщины», аят 3, перевод Крачковского).
Многие улемы, опираясь на свои субъективные суждения, искаженно трактуют данный аят Священного Корана, в результате чего во многих мусульманских обществах возникают проблемы,
связанные с полигамией, гендерным неравенством, разводами и детьми-сиротами.
Более тщательный анализ вышеприведенного аята показывает то, что он не призывает к многоженству, а разъясняет необходимость заботы и защиты осиротевших девушек.
Вторая жена Пророка Аиша говорила об этом аяте следующее: «У одного человека на попечении была девочка-сирота, у которой было много богатства и не было никого, кто поддерживал ее. Попечитель, боясь потерять богатство, никогда не выдавал ее замуж и всегда грубо обращался с ней. После этого Аллах ниспослал Пророку аят: "А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах -и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы "». Если обратить внимание на заключительную часть аята, Всевышний указывает на неукоснительную справедливость, а тем, кто не может это обеспечить, приказывает жениться на одной женщине.
В начале октября 2017 г. А. Тайиб издал указ о создании Комитета по подготовке законопроекта о внесении поправок в некоторые положения египетских законов, касающихся личного статуса, в целях защиты прав египетской семьи. Комитет провел свое первое заседание под председательством А. Тайиба в конце октября того же года, в ходе которого он определил, что множество проблем возникает в результате многоженства, а также неравномерных прав и обязанностей мужа и жены после развода.
В мае 2008 г. Управление по делам религии Турции -Б1уапе1 в ответ на бушующую полемику в обществе о дозволенности полигамии обнародовал фетву о многоженстве. В заявлении Б1уапе1 отмечено, что «дозволенность нескольких браков, о которых говорится в основных источниках религии, применяемые, хотя и в ограниченной степени, на протяжении нескольких веков в мусульманско-турецких обществах, никогда не было правильным. Б1уапе1 заявляет, что второй брак является неприемлемым для нашего общества».
Б1уапе1 также опровергает муссирующиеся в прессе сведения о якобы «условном одобрении многоженства» и подчеркивает, что Управление по делам религии признает существование исторического факта практики многоженства, однако вне зависимости от интерпретации норм Священного Корана и хадисов призывает турецкое общество делать акцент на том, что подобные вопросы должны решаться на основе законодательства Турции, в частности
семейного права и Гражданского кодекса. Эта позиция Б1уапе1 основана на необходимости правильного разъяснения населению религии и исходит от ответственности Управления по делам религии в предоставлении обществу услуг, основанных на принципе секуляризма.
Точно так же Б1уапе1 подчеркивает, что соответствующий аят Корана (сура 4 «Женщины», аят 3) способствует моногамии, а не многоженству, где один брак по существу является юридически верным и общественным общепринятым аспектом, так как в ином случае права женщины и ее детей не могут быть защищены, т.е. обеспечена справедливость [23].
Заключение
Анализ вышеприведенных фетв в некоторых странах мусульманского мира показывает степень развития исламской юриспруденции и тенденцию ее приспособления к современным нормам. Улемы, придерживающиеся модернистских взглядов в своих фетвах, достаточно профессионально и доходчиво трактуют исламские нормы с тем, чтобы обосновать тот факт, что некоторые нормы шариата сформированы в определенных исторических периодах, и их прямое цитирование, без адаптации к современным условиям, несовместимы.
Как видно из примеров, роль духовенства в таких проблемных вопросах, как ранние браки и многоженство, в которых объектом притеснения являются представительницы слабого пола, достаточно велика, так как эти современные проблемы нашей цивилизации исходят из консервативной прослойки, отказывающейся признавать развитие всей системы человеческих отношений. Исключением являются арабские страны Персидского залива, в которых отношение к подобным вопросам как их светских правительств, так и духовенства относительно либеральное. Причиной этому являются укоренившиеся национальные, точнее племенные, традиции населения этого региона, которые были сформированы из-за определенных обстоятельств, в том числе в доисламский период. При этом в Саудовской Аравии наблюдается постепенное ограничение брачного возраста, что свидетельствует о проводимых новых реформах в саудовском обществе.
В таких странах, как Тунис, Турция и Египет, наблюдается тесное сотрудничество духовенства с правительствами и поддержка их политики. Муфтии и улемы этих стран издают фетвы, запре-
щающие ранние браки и многоженство. Они осознают, что в свете современных социальных проблем, а также активизации феминистских лозунгов необходимо правильно трактовать исламские нормы.
Судя по вышеизложенному анализу, следует отметить, что главной задачей института фетв является не просто толкование норм шариата, но также разъяснение простым мусульманам истинной сути того или иного поведения, основанного на культуре и человеческих ценностях, приемлемых в современных условиях.
Литература
1. Шейх Вахба аз-Зухейли: Семья в Исламе. Опубликовано 26.08.2019 г. исламский образовательный ресурс «Ислам ДИНР / Ахлю Сунна уаль-Джама'а» // http://islamdinr. ru/semja-v-islame
2. Фетва о женитьбе на малолетних, ответ на вопрос: допустимо ли жениться на ребенке, 2003 год, веб-сайт Министерства благотворительности и исламских дел Катара // https://fatwa.islamweb.net/ar/fatwa/21361/
3. Сколько лет было Айше, когда она вышла замуж за Пророка?, 17 октября 2018 г. сетевое издание islam.ru // http://islam.ru/content/veroeshenie/53891
4. Фетва о женитьбе на малолетних, ответ на вопрос: когда женщина может вступить в брак?, 2008 год, веб-сайт Министерства благотворительности и исламских дел Катара // https://fatwa.islamweb.net/ar/fatwa/115917/
5. Mohammed Jamjoom, «Top Saudi cleric: OK for young girls to wed», January 17, 2009, Cable News Network // http://edition.cnn.com/2009/W0RLD/meast/01/17/ saudi.child.marriage/index.html
6. Saudi Arabia's Shoura Council bans child marriages, Saudi newspaper «Arab News», January 10, 2019 // https://www.arabnews.com/node/1433416/saudi-arabia
7. Ai§e Validemiz dokuz ya^mdayken mi Resfilullah ile evlendi? (Наша Аиша вышла замуж за Посланника Аллаха, когда ей было девять лет?) 23 Mart 2012 // http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/aise-validemiz-dokuz-yasindayken-mi-resulullah-ile-evlendi.html
8. Kiz jocugunun evlendirilme ya§i minimum kaj olabilir? (Какой минимальный возраст для женитьбы на девушке?), 10 Agustos 2009 // http://www.fetva.net/ yazili-fetvalar/kiz-cocugunun-evlendirilme-yasi-minimum-kac-olabilir.html
9. Fatih Orum: Kur'an ve Gelenege Gore Kujuklerin Evlendirilmesi (Брак несовершеннолетних по Корану и традиции), Marmara Universitesi Ilahiyet Fakultesi, Jan. 2019 // http://www.suleymaniyevakfi.org/kutsanan-gelenek-ve-kuran/kuran-ve-gelenege-gore-kucuklerin-evlendirilmesi.html
10. Ранние браки в Турции. Проблема ранних браков все еще актуальна в Турции, 16 марта 2019 г. Вести Турции Босфор // http://www.vestiturkey.com/rannie-braki-v-turcii-1137h.htm
11. Child marriage. Convention on the Rights of the Child, Turkey, explore UNICEF // https://www. unicef. org/turkey/en/child-marriage
12. Рамиз Самедов: Диянет Турции выступил против детских браков. Опубликовано 29 октября 2016 г., Новости Турции // http://newsturk.ru/2016/10/29/ diyanet-turtsii-vyistupil-protiv-detskih-brakov/
13. Ранние браки официально уголовно наказуемы в Египте с 2018 года, 23-112018, Египет, г. Хургада, EGYPT-HRG.RU // https://egypt-hrg.ru/kriminal/443-rannie-braki-ugolovno-nakazuemy-v-egipte-s-2018-goda.html
14. Azhar launches awareness campaigns against child marriage by: Egypt Today staff, Wed, Oct. 4, 2017 // https://www.egypttoday.com/Article/2/26019/Azhar-launches-awareness-campaigns-against-child-marriage?fbclid=IwAR2er1_HWDl4q35hNObF-YWzSICsbxOT8S9CpHYe5mEBBD
15. Ранние браки официально уголовно наказуемы в Египте с 2018 года, 23-112018, Египет, г. Хургада, EGYPT-HRG.RU // https://egypt-hrg.ru/kriminal/443-rannie-braki-ugolovno-nakazuemy-v-egipte-s-2018-goda.html
16. Indonesia, Child marriage rates, 2017, Girls Not Brides // https://www.girlsnot-brides.org/child-marriage/indonesia/
17. Y. Perempuan: National Report: Indonesia, The Influence of Conservative Religious Interpretations on Child Marriage in West Java and East Java, Women's Health Foundation, 2017 // https://arrow.org.my/wp-content/uploads/2017/09/NR-Indonesia-WEB.pdf
18. В Индонезии издали фетву против браков с девушками младше 18 лет, 28 апреля 2017 г. // https://www.bbc.com/russian/news-39743181
19. Dr Rana Raddawi: Polygamy can negatively affect women, study finds, The National Staff, Sep 26, 2014 // https://www.thenational.ae/uae/polygamy-can-negatively-affect-women-study-finds-1.234509
20. Rafia Zakaria: The problems of polygamy, October 01, 2014 // https://www. dawn.com/news/1135346
21. Элси Мелкониан: Коррумпирует нацию. Юристы против многоженства, 1 мая 2019 г. // https://www.irfaasawtak.com/a/489310.html
22. One wife is enough: Al Azhar Grand Imam calls for reform of polygamy, Raseef 22, Tuesday 12 March 2019 // https://raseef22.com/article/1072490-one-wife-is-enough-al-azhar-grand-imam-calls-for-reform-of-polygamy
23. Diyanet: Ikinci e§ dinen uygun degil, 01 Mayis 2008 // https://www.memurlar. net/haber/108832/diyanet-ikinci-es-dinen-uygun-degil.html
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»