Научная статья на тему 'Шариат в правовой системе современного светского государства: идеология или необходимость?'

Шариат в правовой системе современного светского государства: идеология или необходимость? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2575
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШАРИАТ / ПРАВО / ПРАВОВОЙ ПЛЮРАЛИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЕ СУДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухаметзарипов Ильшат Амирович

Статья посвящена проблеме функционирования шариата в правовой системе современного светского государства. Критически оценивается позиция сторонников внедрения шариатских норм в законодательство, демонстрируются возможные негативные последствия реализации концепции «правового плюрализма» на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шариат в правовой системе современного светского государства: идеология или необходимость?»

СТАТЬИ

УДК 34.096 ББК 67.400.7

Ильшат Мухаметзарипов

ШАРИАТ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА: ИДЕОЛОГИЯ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Аннотация: Статья посвящена проблеме функционирования шариата в правовой системе современного светского государства. Критически оценивается позиция сторонников внедрения шариатских норм в законодательство, демонстрируются возможные негативные последствия реализации концепции «правового плюрализма» на государственном уровне.

Ключевые слова: шариат, право, правовой плюрализм, религиозные суды

В последние десятилетия появилось множество публикаций научного характера, в которых высказывается мнение о возможности имплементации норм шариата в законодательство современного светского государства. Подобные идеи присутствуют как в западной, так и в отечественной литературе. Сторонники данного подхода часто обращаются к концепции правового плюрализма, утверждают о необходимости максимальной реализации свободы совести и вероисповедания в отношении мусульман. Критики же рискуют быть названы «европоцентристами», а то и «исламофоба-ми», «воинствующими секуляристами» и т.д. В данной статье мы постараемся взглянуть на проблему функционирования шариата в системе права светского государства с точки зрения возможных негативных последствий, к которым может привести крайнее увлечение идеями «правового плюрализма».

Вначале необходимо соотнести понятия «право» и «шариат». Является ли «шариат» «правом»? С точки зрения сторонников внедрения шариата в светскую правовую систему, ответ однозначен - да, является. И данный подход нашел свое

отражение в научной литературе. Всем известно устоявшееся словосочетание «мусульманское право». Оно используется в юридической, исторической и иной литературе как в России, так и за рубежом. Однако, на наш взгляд, гораздо более точной является формулировка «система (свод) религиозных норм».

Конечно, существует широкий подход к праву, которого придерживаются, в частности, сторонники концепции правового плюрализма. Согласно указанной концепции, под правом следует понимать все социальные нормы, оказывающие влияние на поведение людей в обществе. Таким образом, под категорию права относятся обычаи и религиозные нормы. В итоге получается, что наряду с официальным, государственным правом существует «неофициальное право», «обычное право», «религиозное право»1. Ни сколько не умаляя значение обычаев и религии в качестве социальных регуляторов, позволим себе не согласиться с данным подходом. Во-первых, право ка-

1 См., например: Бочаров В.В. Неписаный закон: Антропология права. - СПб.: Издательство АИК, 2013. - С. 112-113.

чественно отличается от обычаев и некоторых верований своим писаным характером. Документарный характер права, его формальная определенность позволяет меньше зависеть от интерпретации субъекта общественных отношений, донести его положения до адресата с минимумом искажений. Во-вторых, в отличие от обычаев и религиозных норм, право всегда носит территориальный характер, так как исторически взаимосвязано с государством. Одной из неотъемлемых характеристик права, на наш взгляд, является его территориальный и писаный характер. Таким образом, функционирование права тесно связано с суверенитетом государства, распространяемым на всю его территорию, ограниченную признанными политическими границами. Признание и реализация правовых предписаний возможно только в указанных пределах. Обычаи и религиозные нормы такой характеристикой не обладают, так как зависят от конкретной этнической или религиозной группы, которая может изменить место своего пребывания (например, переехав в соседнюю страну или регион), либо вновь возникнуть на определенной территории (например, посредством миссионерской деятельности). Несмотря на дискуссионность данного подхода (к примеру, можно ли называть международное право «правом» в прямом смысле этого слова или же это скорее система международных договоров, исполнение которых зависит от воли государства?), он позволяет четко разграничить право от обычаев и религиозных норм.

Следовательно, шариат не вполне корректно называть «мусульманским правом». Безусловно, это система религиозных норм, обладающая регулятивным потенциалом, иногда становящаяся базой, источником для формирования права, однако сама по себе правом не являющаяся. Писаный характер шариатских норм (например, отражение в отдельных аятах Корана, сборниках хади-сов, трудах богословов и факихов) все

равно не исключает их экстерриториальный характер, зависимость от вероисповедания конкретного человека. Мусульманин может переехать в другое государство, однако продолжать следовать шариату. Новообращенный мусульманин может поступать по шариату, даже не покидая пределов своего города, где большинство населения не является мусульманами. Подобная зависимость от субъекта, а не от территории, не позволяет считать шариат правовой системой.

Интересно, что с точки зрения идеологии, словосочетание «мусульманское право» можно использовать с целью подрыва авторитета государственного права. Сам термин уже предполагает существование на территории государства некоего «параллельного права», качественно равного существующему законодательству, при этом опирающегося на божественные законы, а не на «человеческое» правотворчество, что уже ставит его выше, особенно в глазах верующих. Концепция правового плюрализма, обладая с научной точки зрения рядом позитивных моментов (например, ученые, придерживающиеся этого направления, помогают раскрыть роль обычаев и религиозных норм в современном обществе, защищают права коренных малочисленных народов), тем не менее, принижает роль права государства, отказывая ему в самом главном - верховенстве на всей территории страны. Поэтому именно эту концепцию нередко берут на вооружение сторонники внесения шариатских норм в законодательство.

В отличие от радикальной исламистской среды, представители которой заявляют о необходимости построения исламского государства и полной смене правовой системы, научный дискурс не заходит так далеко. Наоборот, обсуждаются вопросы применения отдельных норм шариата в семейном, наследственном, финансовом праве, а также создания системы религиозных арбитражей (судов) и внедрения системы исламской медиации. Рассмотрим некоторые примеры

функционирования норм шариата в правовой сфере на примере стран Европы и Северной Америки.

Когда речь заходит о шариате в сфере гражданских правоотношений, то часто упоминается институт многоженства. Полигамия, практикуемая некоторыми мусульманами в немусульманских странах, носит достаточно неоднозначный характер. Во-первых, такие браки не являются официальными, так как практически во всех странах «европейского» права признается законным только моногамный брак. Следовательно, с точки зрения закона, вторая и последующие «жены» не могут приобрести права законного супруга (например, право на совместно нажитое имущество, долю в наследстве по закону и др.). Имущественный вопрос является наиболее существенной проблемой для полигамных браков.

Во-вторых, при заключении полигамных «браков» не исключен риск принуждения женщин со стороны родителей или членов религиозной общины, в том числе через психологическое или физическое насилие. Конечно, женщины могут утверждать о добровольности своего поступка, но насколько такие заявления будут соответствовать действительности?

Не стоит забывать, что право, кроме регулятивной функции, осуществляет и воспитательную функцию. Право задает рамки возможного поведения, демонстрируя членам общества модель наиболее правильного и поощряемого с общественной точки зрения поведения. Несмотря на то, что законодательное закрепление моногамного брака далеко не всегда дает гарантию прочной семьи, тем не менее, оно в определенной степени призвано дисциплинировать супругов, сделать их более ответственными по отношению друг к другу и к их детям. Практика показывает, что человеческие общества, как правило, тяготеют именно к парным отношениям как к наиболее оптимальным как с точки зрения межличностных отношений, психологии, так и с

точки зрения снижения конфликтности в обществе. Разделяемая большинством населения традиция и стала в конечном итоге нормой права (например, в Российской Федерации по данным статистики 87% опрошенных считают полигамию недопустимой ). Многие российские политические лидеры, в частности, президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, также не одобрили легализацию многоженства3.

На сегодняшний день в подавляющем большинстве из 197 стран мира официально признается лишь моногамный брак. При этом даже в случае законодательного закрепления многоженства, большая часть населения проживает в парном браке. Следовательно, парные браки глубоко коренятся в особенностях человеческих отношений и народных традициях. Даже в странах Запада, принявших весьма спорное решение отойти союза мужчины и женщины и заменить его на союз «супругов №1 и №2» с целью легализации однополых браков, законодатель не смог отойти от традиции «парного союза», хотя по логике «либеральных» изменений напрашивалась полная ликвидация традиционного брачного института.

Здесь уместно привести решение Верховного суда Британский Колумбии (Канада) от 23 ноября 2011 г., специально исследовавшего вопрос многоженства с привлечением ведущих психологов, медиков, политологов, юристов. Суд приводит доводы Й. Хайнриха, профессора психологии Университета Британской Колумбии. Ученый убедительно доказывает, что многоженство влечет (1) увеличение количества насильственных преступлений и усиление антисоциального поведения со стороны значительной группы молодых мужчин, ограниченных в поисках супруги из-за уменьшения

2 См.: ВЦИОМ: Многоженство одобряет лишь каждый десятый житель России // LifeNews, 2 июня 2015 г.

3 См.: Рустам Минниханов: «Многоженство я не поддерживаю» // KazanFirst.Ru, 20 мая 2015 г.

процента свободных партнеров женского пола (создание семьи на 35% снижает вероятность совершения мужчиной таких преступлений, как убийство, грабеж, кража, изнасилование); (2) существенное снижение брачного возраста для девушек; (3) неизбежное неравенство по половому признаку; (4) уменьшение материальных затрат на детей и внимания к их воспитанию со стороны мужчин, живущих в полигамном браке, во многом потому, что они имеют больше детей и находятся в постоянном поиске новых жен .

Единственной страной в Западной Европе и Северной Америке, где полигамия формально легализована, являются, как ни парадоксально, Нидерланды. В целях обеспечения имущественных прав и интересов детей в этой стране законодательно признан институт сожительства (samenwonen), наряду с официальным браком (trouwen) и зарегистрированным партнерством (geregistreerd partnerschap). Стороны имеют право заключить в нотариальном порядке особый договор о сожительстве (samenlevingscontract), в котором могут быть оговорены: доля сторон в покрытии общих расходов, приобретении имущества; раздел имущества при прекращении сожительства; признание отцовства ребенка до его рождения и др.5 Соглашение о сожительстве, в отличие от брачного договора или договора о партнерстве, можно заключить с несколькими людьми6. Таким образом, права женщин, вступающих в неофициальный полигамный брак, частично защищаются указанным договором. Аналогов голландского договора о сожительстве в европейских странах нет. В Великобритании существует договор о гражданском партнерстве, заключение которого регу-

4 См.: Section 293 of the Criminal Code of Canada, 2011 BCSC 1588 // British Columbia Supreme Court, 23 November, 2011.

5 См.: Bertelli L. Legal Matters relating to Key Life Events. Guide. - September, 2012.

6 См.: Informatieblad. Trouwen, geregistreerd part-

nerschap en samenwonen. - Ministerie van Veilighe-

id en Justitie. - Juni 2012. - J-12997. - P. 2.

лируется нормами Закона о гражданском партнерстве 2004 г., но данный закон распространяется только на однополые браки между двумя партнерами7. Во Франции договор о гражданском партнерстве, предусмотренный ст. 515-1 ГК, ограничения, подобному английскому, не предусматривает, однако согласно п. 2 ст. 515-2 ГК, заключить подобный договор невозможно в случае, если одна из сторон уже состоит в браке.

Попытка голландских властей придать «нестандартным» семьям легальный статус через нотариально удостоверяемые договоры о сожительстве не находит поддержки в других странах Европейского Союза. Наоборот, позиция Нидерландов критикуется8. Полагаем, что опыт Нидерландов достаточно противоречив и является скорее правовым экспериментом, последствия которого для общества сложно предсказать. Заметим, что даже при всем своем либерализме, Нидерланды не готовы приравнять полигамное сожительство к официальному браку.

В России легализация полигамии нарушает ряд основополагающих принципов действующего законодательства. В-первых, нарушается принцип равенства полов. Между тем, равенство прав и обязанностей мужчины и женщины является одним из главных преимуществ российского права, закономерным итогом развития российского общества. Что бы ни говорили некоторые лидеры религиозных общин, проживание в Российской Федерации оставляет за женщинами-мусульманками право свободного выбора - следовать нормам шариата или светским законам. И когда речь заходит о судьбе детей при разводе, имущественных отношениях (например, алиментных обязательствах, разделе совместно нажитого имущества, наследстве), то, как правило, российские мусульманки предпочитают нормы российского Семейного и

7 Cm.: Civil Partnership Act, 2004.

8 Cm.: Dutch Minister: Not to Prevent Polygamy // The Brussels Journal, 1 November 2005.

Гражданского кодекса, предоставляющие женщинам равные права с мужчинами. Особенно это актуально в условиях, когда современные социально-экономические условия позволяют женщине наиболее полно реализовать свой творческий, профессиональный и предпринимательский потенциал в обществе. Многие женщины зарабатывают наравне с мужчинами, заботясь не только о домашнем очаге, но и о финансовом благополучии семьи. Даже отказ некоторых российских мусульманок от реализации своих прав по закону оставляет за ними главное право - право свободного выбора, чего не наблюдается в странах с шариатской системой, например, в Саудовской Аравии.

Если уж некоторые группы требуют легализации многоженства, то, доводя ситуацию до логического завершения, по принципу справедливости следует требовать и легализации «многомужества» и «шведских семей», а то и вообще отказаться от прежнего института брака. Но этот шаг приведет к еще большему снижению авторитета брака и ценности семьи, к полному хаосу при регистрации браков, установлении отцовства, выплате алиментов, разделе наследства и т.д.

Во-вторых, нарушается принцип равенства граждан перед государством вне зависимости от их религиозной принадлежности, так как признание полигамии влечет за собой неизбежную легализацию норм шариата, регулирующих данный институт (условия заключения и расторжения брака с мусульманами и представителями иных религий, раздел имущества, статус детей и т.д.). Законодательство начинает строиться на принципах т.н. «плюралистической» модели права, когда право личного статуса определяется религиозной принадлежностью человека. Данная модель, во многом унаследованная от Средних веков, была распространена в конце XVIII - начале XX гг. в колониях европейских государств (Великобритании, Франции, Нидерландов и др.), странах мусульманско-

го Востока (например, Османской империи), некоторых европейских странах (Австро-Венгрия, Российская империя9). Будучи в определенной степени способом урегулирования конфликтов между иноконфессиональным населением и центральной властью на начальном этапе государственного строительства, такая модель не способствует в дальнейшем объединению населения страны в единую общность и созданию единого правового пространства с целью развития экономических отношений, мобильности населения, его социальной активности. Наоборот, она неизбежно тормозит национальное строительство, приводит к созданию этноконфессиональных анклавов, отказу их от интеграции, нарастанию межэтнических и религиозных конфликтов, усилению местных лидеров, слабости государства перед внешними вызовами (т.н. «лоскутная» империя). В современном мире данная правовая модель постепенно изживает себя и сохраняется преимущественно в бывших колониях европейских государств в Африке и Азии, где социально-экономические отношения находятся на более низком уровне развития.

В-третьих, государство отходит от принципов светскости, равноудаленности религиозных организаций от государства. Многоженство по шариату предполагает исповедание ислама. Следовательно, неизбежно усиление роли мусульманских религиозных учреждений, так как браки и разводы по шариату потребуют привлечения лидеров религиозных общин и передачи им части государственных полномочий, приравнивающих их к органам ЗАГСа. Следующим шагом станет увели-

9 В Российской империи с конца XVIII в. и до 1917 г. законодательством допускалось примене-

ние норм шариата при регулировании брачно-семейных, наследственных и некоторых иных отношений (кроме уголовных дел) мусульман. Причем нормы ислама применяли как религиозные, так и гражданские суды. См., например: Му-хаметзарипов И.А. Функционирование шариата в округе Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в конце XVIII - начале XX вв. - Казань: Изд-во «Яз», 2012. - С. 45-191.

чение количества шариатских учреждений («судов», «арбитражей»), занимающихся вопросами брака и развода мусульман. С точки зрения сохранения единства правового пространства страны и обеспечения прав и свобод граждан (и в первую очередь, граждан РФ мусульманского вероисповедания) предоставление религиозным организациям государственных полномочий по регистрации и расторжению браков представляется более чем сомнительным решением.

Неприятие некоторыми группами мусульманам официальной регистрации брака через органы ЗАГСа представляет особую проблему. В шариате брак представляет собой гражданско-правовую сделку, которая заключается сторонами без участия каких-либо официальных лиц со стороны государства или духовенства. Между тем, официальный брак является одним из средств защиты женщины и прав ее ребенка. Обеспечение регистрации браков компетентным органом власти в соответствующем официальном реестре возлагается на государства согласно ст. 3 Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков10. Таким образом, браком признается только зарегистрированный в установленном порядке союз. Перед мусульманским сообществом России в настоящий момент стоит задача не в пропаганде многоженства, а в укреплении моногамных семей мусульман, донесении информации о необходимости регистрации браков в ЗАГСе после проведения обряда никаха. К сожалению, никах (мусульманское бракосочетание) часто становится прикрытием фактического сожительства, своего рода «временным добрачным союзом», не влекущим каких-либо обязательств для сторон. Часто потерпевшей стороной в таких отношениях остаются женщины и молодые девушки.

10 См.: Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (открыта для подписания и ратификации резолюцией 1763 А (XVII) Генеральной Ассамблеи от 7 ноября 1962 г.).

Некоторые сторонники внедрения отдельных норм шариата утверждают о выгоде, которую несет немусульманскому государству взаимодействие с шариатом. Известный российский исламовед Л.Р. Сюкияйнен полагает, что исламское право в его современном умеренном понимании может быть не только противником и оппонентом универсальных правовых стандартов и принципов (в том числе относительно прав человека), но и их союзником в преодолении архаичных традиций и обычаев (например, так называемого убийства чести или кровной мести). По его мнению, вопреки распространенному мнению, европейская и исламская правовые культуры не только сталкиваются и соперничают, но и позитивно взаимодействуют, в состоянии дополнять друг друга11.

Нормы шариата действительно могут встраиваться в систему «европейского» права (например, вместо процента-неустойки в договоре между предпринимателями-мусульманами прописывается штраф в фиксированной сумме - результат отрицательного отношения сторон к любой форме «риба»; в брачном договоре прописывается брачный дар (махр) супруге, выплачиваемый в случае развода по инициативе мужа), однако эффективным союзником в преодолении архаичных традиций и обычаев они вряд ли могут стать. Во-первых, при помощи шариата можно оправдывать применение насилия в отношении женщин, которые часто становятся жертвами т.н. «убийств чести», так как в глазах ортодоксального верующего женщина, вступившая в добрачные связи или встречающаяся с немусульманином воспринимается как грешница и вероотступница. Такое отношение

11 См.: Сюкияйнен Л.Р. Ислам и мусульманские меньшинства в Европе: противостояние правовых культур // Ишрак. Ежегодник исламской филосо-

фии. Вып. 3 / Под общ. ред. Я. Эшотс. - М.: Восточная литература, 2012. - С. 512; Сюкияйнен Л.Р. Взаимодействие исламской и европейской правовых культур: современный опыт // Ежегодник либертарно-юридической теории. Вып. 2. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2009.

может повлечь применение в ее отношении насилия вплоть до убийства. Немаловажную роль играет и патриархальная модель семьи, подчиненное положение женщины с точки зрения исламских богословов.

Во-вторых, шариат прямо не запрещает кровную месть. В Коране прописано: «О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный - за свободного, и раб - за раба, и женщина - за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом, то следование по обычаю и возмещение ему во благе» (сура 2, аят 178); «И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву. А если кто был убит несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении...» (сура 17, аят 35) Как видим, ислам позволяет убийце компенсировать потерпевшим утрату близкого человека выплатой «кровных денег». Однако насколько такая компенсация (по сути, гражданско-правовой деликт) справедлива в современных обстоятельствах? Напомним, что убийство в правовых системах современности относится к общественно опасным деяниям, наказание за которое неотвратимо. Примирение с потерпевшим не спасает виновного от ответственности. Пострадавшей стороной считается все общество, а не отдельный род, семья или племя. Если в условиях Средних веков выплата «кровных денег» за убитого члена семьи могла быть выгодна родственникам покойного, то в современных условиях компенсация уже не считается основанием для прекращения уголовного преследования. Применение правил шариата могло бы привести к губительным последствиям. Например, серийный убийца при наличии денег мог бы каждый раз избегать наказания. Или же запугивать членов семьи и предлагать принять в качестве «кровных денег» заведомо ничтожную сумму.

12 См.: Коран. Пер. с араб. И.Ю. Крачковского. -М.: МНПП «Буква», 1991. - С. 33, 223.

То, что причинение вреда здоровью по шариату ведет к выплате «кровных денег» пострадавшей стороне, может привести к тому, что мусульманская община в некоторых случаях попытается не придавать данному случаю огласку и скрыть факт нанесения вреда здоровью или убийства, хотя по законодательству европейских государств указанное деяние подпадает под категорию преступлений и виновный должен понести предписанное законом наказание. Такие случаи уже фиксировались, например, в Великобритании. Британская полиция г. Вулвич задержала группу выходцев из Сомали, обвиненных в нанесении сомалийскому подростку ножевых ранений. Вместо того чтобы довести дело до суда, полиция поддалась на уговоры семьи жертвы и местной сомалийской общины, разрешив разбирательство в шариатском «суде». Лидеры общины ограничились присуждением денежной компенсации жертве13. Является ли данный пример торжеством правосудия и либерализма или же он демонстрирует преступное бездействие (а то и бессилие) сотрудников полиции, фактически передавших разбирательство уголовного дела (исключительное полномочие государства) лидерам местной религиозной общины?

В-третьих, упоминаемый

Л.Р. Сюкияйненом обычай кровной мести является достаточно устойчивым, что подтверждается примером Северного Кавказа. Несмотря на давнее принятие ислама местными народами, шариат не смог искоренить указанную практику. Тесные кровнородственные связи и традиции иногда оказываются сильнее религиозных предписаний. Более того, различие в исповеданиях или религиозных течениях может усугубить рознь между родами. Показательно, что в случае причинения смерти кланы виновного и жертвы стараются урегулировать конфликт через советы старейшин. Это говорит о том, что вероятность мести со стороны родст-

13 См.: Bentham M. Sharia court frees London knife youths // Evening Standard, 8 February 2008.

венников убитого достаточно высока и семьи стремятся предотвратить конфликт на ранней стадии. Если бы нормы шариата были достаточно эффективны в разрешении конфликта, то прибегать к третьей стороне было бы не нужно - виновная сторона добровольно бы выплатила денежную компенсацию за убитого.

Рассмотрим другой пример. Мужеложство является в исламе тягчайшим грехом и по шариату за него предусмотрено наказание в виде смертной казни. Но в уголовных кодексах многих стран «европейского» права нет наказания за гомосексуализм. Закон не делает исключений для тех, кто убивает гомосексуалистов. Убийство человека, пусть даже придерживающегося иной сексуальной ориентации - это всегда убийство, общественно опасное деяние. Теперь представим гипотетическую ситуацию. В мусульманской общине совершено убийство человека, обвиненного членами общины в гомосексуализме. Члены общины, в том числе родственники убитого, не дают показания против убийц, так как обычаи и шариат не считают данный поступок преступлением. Наоборот, в глазах верующих это воспринимается как справедливое наказание. Является ли в данном случае шариат помощником европейской правовой системе? Или же он становится одной из причин совершения преступления, его сокрытия и последующего формирования системы «параллельной юстиции», неподконтрольной государству?

Последний пример. В шариате существует такое понятие как «воспитание жены», в том числе через применение физической силы: «Воспитание жены (та'диб) - это право мужа на воспитание своей жены, которое осуществляется благим наставлением, затем бойкотированием, а потом устрашением в виде ударов, не причиняющих увечий. ... Если жена не выполняет свои обязательства перед мужем, которые в действительности являются его правами, у мужа появляется право на ее воспитание (та'диб). Воспи-

тание осуществляется поэтапно . Третье: устрашение при помощи ударов, не причиняющих увечий. Чрезмерное применение силы недозволительно, если применение силы привело к сильным травмам, это становится прецедентом для обращения в суд»14. Увечье - это ущерб внешнему виду или функциям живого организма, иногда приводящее к смерти. Главный признак увечья - его неотвратимые последствия для организма. Получается, что данные нормы шариата вполне могут быть расценены некоторыми верующими как религиозное оправдание насильственных действий в отношении своих жен и сожительниц, по меньшей мере, в виде побоев (ст. 116 УК РФ) и умышленного причинения легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), ведь при данных посягательствах увечья не будет. Религиозная норма вступает в конфликт с нормой права и не способствует реализации последнего. Наоборот, она может послужить причиной домашнего насилия.

Перечислив негативные моменты, связанные с конфликтом между шариатом и «европейским» правом, заметим, что лишь малая часть мусульман в России и в западных странах считает необходимым включение шариата в законодательство. Большинству верующих предпочтительнее добровольно следовать нормам ислама, время от времени прибегая к правовым институтам неисламского характера. Более того, некоторые мусульмане, сталкивающиеся с конкуренцией шариата и законов государства, в случаях, когда речь заходит об имущественных вопросах, делают выбор исходя не из религиозных соображений, а из сугубо прагматических интересов, личной выгоды. Приведем всего два примера из судебной практики Великобритании и Канады.

В 2009 г. в Великобритании рассматривалось дело иМт V. СкоийЬмту. Оно примечательно тем, что каждая из

14 Нургалеев Р.М. Классическое мусульманское семейное право: учебное пособие. - Казань: РИУ, 2011. - С. 55.

сторон пыталась использовать те нормы, которые были выгодны с имущественной точки зрения. Истцом по делу являлся Мухаммед Бурхан Уддин (отец жениха, Мухаммеда Уддина), ответчиком была Назим Чудари (невеста Мухаммеда Уд-дина). Спор заключался в следующем. Родители жениха и невесты переехали в Англию из Бангладеш. В 2003 г. в Лондоне их дети вступили в мусульманский брак посредством обряда «никах». При этом стороны обменялись подарками (включая золотые украшения), а также составили «брачный» договор («никах нама»), в котором было указано, что жених обязан выплатить невесте 15 000 британских фунтов в качестве махра. Выплата была отсрочена. Первоначально стороны предполагали официально зарегистрировать брак после проведения ни-каха, однако это не было сделано. Мусульманская пара не смогла долго прожить вместе и в декабре 2004 г. их «брак» был расторгнут исламским шариатским советом в г. Лейтоне (пригороде Лондона). После расторжения брака бывший «супруг» потребовал от Н. Чудари вернуть подаренные ей золотые украшения и часть якобы выплаченного махра. После отказа Н. Чудари, отец жениха обратился в государственный суд с требованием взыскать с нее стоимость подарков и золотых украшений в размере 25 000 фунтов. В ответ Н. Чудари подала встречный иск о выплате причитающегося ей махра в размере 15 000 фунтов.

Суд первой инстанции пригласил на судебное заседание эксперта по шариату Фаиза уль-Актаба Сиддики15, разъяснившего суду особенности брака и развода по «шариатскому праву». В итоге суд постановил: 1) полученное Н. Чудари имущество и золотые украшения не под-

Фаиз уль-Актаб Сиддики (Faiz-ul-Aqtab

Siddiqi), 1967 г. рождения, является британским

мусульманским богословом, принадлежащим к

накшбандийскому тарикату. По происхождению -

пакистанец. Барристер, член адвокатской коллегии, активный сторонник внедрения системы шариатских судов на территории Великобритании.

лежат возврату как подарки; 2) «никах нама» расценивается как договор и имеет юридическую силу. Требование Н. Чудари о выплате 15 000 фунтов было удовлетворено. Все доводы ответчиков, утверждавших о необходимости следования светским законам и недопустимости применения норм шариата, были отклонены. Тогда М. Уддин обжаловал данное решение в порядке апелляции, но безрезультатно. 21 октября 2009 г. Апелляционный Суд Англии и Уэльса оставил решение суда первой инстанции без изме-16

нения .

Отметим, что в вышеуказанном деле британские суды пришли к достаточно противоречивому выводу. С одной стороны, они справедливо рассмотрели документ «никах нама», составленный сторонами, как договор, породивший обязательство о выплате махра. С другой стороны, они признали существование некоего особого «мусульманского брака», заключение которого порождает определенные юридические последствия, хотя формально подобные незарегистрированные отношения между мужчиной и женщиной в Великобритании браком не признаются, а являются сожительством. Подобное решение было бы невозможно в системах романо-германского права. К примеру, во Франции и России официальным признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа.

В более раннем канадском деле 1996 г. ЫмИвв V. ЫмИвв, Верховный Суд провинции Британская Колумбия признал махр религиозной и культурной нормой мусульманского меньшинства, обладающей правом на защиту в канадском мультикультурном обществе. Суд определил махр не как часть общего семейного имущества, а как вид имущества, предусмотренный брачным договором между супругами. На этом основании суд присудил выплатить Лейле Нату (супруге Самира Нату) сумму приданого в дополнение к имуществу, полученному при

См.: Mohammed Burhan Uddin v. Choudhury and Others, 2009, EWCA (Civ) 1205.

разводе17. Заметим, что в случае применения только норм канадского законодательства, все имущество должно было делиться между супругами. Если следовать шариату, то при расторжении брака женщина сохраняла бы за собой только право на приданое. В данном же случае суд постановил выплатить приданое сверх имущества, уже полученного женой при разделе общего имущества. Аналогичную позицию заняли канадские су-

18

ды и по аналогичному делу 2011 г. Во всех упомянутых разбирательствах, мужья-мусульмане выступали за рассмотрение дела по канадскому светскому законодательству, не желая выплачивать махр, поскольку, по их мнению, нормы шариата не должны применяться в светском государстве.

Сегодня множество споров возникает по поводу исламского банкинга. Для закрепления и развития данного института в России ряд представителей науки и бизнеса требует внесения изменений в законодательство. Однако есть несколько существенных моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Во-первых, реформы обосновываются исходя из перспектив рынка исламских банковских услуг в России, что напрямую связывается с численностью верующих в ислам. В мусульманских и некоторых светских СМИ говорят «20 миллионах» российских мусульман19. Однако приводимые данные ничем не подтверждаются. Для того, чтобы человеку было важно ведение банком деятельности по шариату, он должен быть практикующим мусульманином, т.е. совершать все обряды, следовать религиозным предписаниям, воздерживаться от запретного. Весьма

17 См.: Nathoo v. Nathoo, 1996, CanLII 2705 (BC SC) // The Canadian Legal Information Institute.

18 См., например: Ghaznavi v. Kashif-Ul-Haque, 2011, ONSC 4062 // The Canadian Legal Information Institute.

19 См., например: «Элементы исламского банкинга есть. И в Казани они уже работают» // БизнесО^^, 28 апреля 2015; Нигматзянова А. Исламский банкинг: специфика и перспективы // ufa1.ru, 21 января 2010 г.

сомнительно, что из заявленных двадцати миллионов таких большинство, так как (1) эта цифра касается в первую очередь всех «этнических» мусульман, для которых нормы шариата в обычной жизни не имеют особого значения; (2) само количество в двадцать миллионов оспаривается и в некоторых источниках приводится

численность российских «этнических»

20

мусульман в 8-10 миллионов . Получается, что экономические прогнозы, по меньшей мере, делаются исходя из противоречивой информации. Ведь до сих пор нет точных статистических данных о численности мусульман России, что порождает множество спекуляций на эту тему.

Во-вторых, исламские банки создают потенциальную угрозу национальной безопасности России. Это связано с тем, что создание исламских банков неизбежно ведет к усилению влияния зарубежных исламских финансовых учреждений и частных лиц, нередко продвигающих идеологию политического ислама. И этому есть пример. Открытый в июле 2015 г. во Франкфурте-на-Майне первый исламский банк Германии «KT Bank AG» принадлежит турецкой финансовой группе «Kuveyt Turk», 62% акций которой, в свою очередь, принадлежит Кувейтскому финансовому дому (Kuwait Finance House)21. По данным некоторых западных исследователей, Кувейтский финансовый дом (единственный исламский банк Кувейта) создан и контролируется международной исламистской организацией «Братья-мусульмане»22. Таким образом, исламские банки с иностранным участием могут стать инструментом прямого финансирования исламистских

20 См.: Силантьев Р. Новейшая история ислама в России. - М.: Алгортим, 2007. - С. 173-175.

21 См.: Kuveyt Turk preps July launch of Germany's first Islamic bank // Reuters, 23 March 2015; Germany's first Islamic bank opens in Frankfurt // Deutsche Welle, 21 July 2015.

22 См.: Smith K. The Kuwait Finance House and the Islamization of Public Life in Kuwait // The Politics of Islamic Finance. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2004. - P. 168-172.

групп на территории Российской Федерации, деятельность которых будет определяться интересами иностранных государств.

Хотелось бы отметить, что в некоторых радикальных кругах говорят о необходимости «финансовой автономии» и «экономическом сепаратизме» джамаа-тов, практике «традиционных и неподконтрольных схем финансовых транзакций (хавала)», пропаганде «альтернативных (исламских) финансовых инструментов» и их продвижения «любыми доступными способами»23. Такие идеи высказывает, в частности, бывший руководитель Санкт-Петербургского отделения Национальной организации русских мусульман (НОРМ) Салман Север (Максим Байбак), ныне проживающий в Турции.

Во-вторых, исламские банки являются не только финансовыми учреждениями, но и религиозными организациями. В СМИ иногда утверждается, что исламские банки не являются «религиозной структурой»24. Однако это не совсем правильно. Исламский банк обязан согласовывать свою деятельность (финансовые продукты, сделки, локальные акты и др.) с мусульманскими богословами (улема-ми). Это следует из сути исламской экономики - ведение предпринимательской деятельности в соответствии с шариатом.

Для постоянного контакта с богословами, при исламских банках создаются «шариатские советы», выполняющие роль консультативных органов, решения которых обязательны для мусульманских финансовых организаций. Участие богословов в подобных советах ведет к повышению их социального статуса (узнаваемость и влиятельность среди мусульман, в обществе) и финансового благосостояния (услуги, как правило, оплачиваются). При этом лишь часть из этих бо-

23 См.: Север С. «60 пунктов» // Litterref.ru [без даты].

24 См., например: Линар Якупов: «Исламский банкинг конкурентоспособен только в случае, если есть необходимое законодательство» // Реальное Время, 8 июня 2015 г.

гословов будут местными, так как исламские банки придется приглашать на работу иностранных граждан из арабских стран (в том числе из региона Персидского залива), Европы и Северной Америки (Великобритания, США, Канада, Турция), Южной и Юго-Восточной Азии (Пакистан, Малайзия, Индонезия). В итоге возможны конфликты между улемами из «шариатских советов» при банках и официальным российским духовенством.

Расширение деятельности исламских банков ведет в дальнейшем к неизбежному внедрению норм шариата в законодательство государства. Кроме того, постепенно будут вводиться «шариатские арбитражи», которые от рассмотрения сугубо финансовых вопросов могут перейти к рассмотрению иных дел (наследственных, семейных), превращаясь в систему неофициального правосудия, конкурирующую с государственными судами.

К чему может привести система «параллельной юстиции», достаточно оценить по ситуации в западных странах. В Канаде законодательство изначально предполагало лишь функционирование светских третейских судов, однако со временем стали появляться и религиозные арбитражи. Резко негативное отношение некоторых местных властей к религиозным третейским судам появилось в 2003 г., когда Саид Мумтаз Али, юрист из Торонто (провинция Онтарио), объявил о создании «Исламского института гражданского правосудия» и призвал мусульман разрешать споры исключительно в данном учреждении. В ответ в 2005 г. власти провинции Онтарио (а затем и Квебека) полностью запретили создание и функционирование религиозных судов (включая иудейских и католических), а также ужесточили требования к квалификации третейских судей и ведению документации. Однако эти меры не остановили некоторых канадских мусульман от разрешения семейных споров по шариату и такая практика продолжается уже неофициально. Исследователь Х. Симмонс пишет: «Из-за того, что религиозный ар-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

битраж теперь осуществляется преимущественно вне поля зрения судов провинции Онтарио, нет никакой возможности оценить соблюдение прав женщин в неформальных религиозных третейских судах»25. Заметим, что запрета на функционирование религиозных арбитражей в других провинциях Канады пока не существует.

Что касается стран Европы, то здесь прямого запрета на деятельность религиозных третейских судов нет. Однако исследователи выражают опасения по поводу существования параллельной системы неофициального правосудия в виде системы шариатских советов и медиаторов. В частности, в Германии отмечаются факты рассмотрения такими неформальными судами уголовных дел26. В Великобритании общественность также обеспокоена появлением сообщений о сокрытии преступлений (в особенности домашнего насилия, нанесения вреда здоровью) некоторыми лидерами мест-

27

ных мусульманских общин .

Существенной проблемой в религиозных третейских судах остается дискриминация женщин. Рассмотрим более подробно британский пример. С 1980-х годов в системе религиозных судов на территории Соединенного Королевства, первоначально состоявших из раввинских трибуналов Бейт Дин, католических и англиканских судов, начинают появляться шариатские суды, предоставлявшие свои услуги членам семей иммигрантов. В итоге, на настоящий момент мусульманских советов насчитывается не менее сотни. В дополнение к шариатским советам с 2007 г. появилась система третейских судов в рамках Мусульманского Арбитражного Трибунала (Muslim Arbitration Tribunal), функционирующих

25 Cm: Sharia in the West // The Economist, 14 October, 2010.

26 Cm.: Popp M. Parallel Justice: Islamic «Arbitrators» Shadow German Law // Spiegel Online, 1 September 2011.

27 Cm. : Waters A. Sharia law riding high in Britain //

Dispatch International, 8 September 2013.

в рамках Закона об арбитраже 1996 г.28 Шариатские советы и арбитражи занимаются в основном семейными и наследственными вопросами, однако, судя по информации из новостей, они легко становятся инструментом принуждения женщин со стороны мусульманских общин, сокрытия фактов насильственных преступлений29. Кроме того, процедура разбирательства в указанных учреждениях может быть далека от принципов равенства сторон, в особенности по половому признаку.

Для устранения возможных злоупотреблений в системе шариатских арбитражей в декабре 2010 г. был предложен проект Билля об арбитраже и медиации, дополняющий ряд законов, в том числе Закон об арбитраже 1996 г. В нем, в частности, упоминается об обязанности судей религиозного третейского суда сообщать сторонам об их правах по действующему законодательству и необходимости зарегистрировать официальный брак для надлежащей правовой защиты. В противном случае предлагается признавать решение третейского суда не имеющим юридическую силу. Также планируется предоставить английскому суду право не признавать решение третейского суда в случае сомнений в добровольности согласия участников третейского разбирательства. Кроме того, Билль запрещает любое третейское разбирательство, основанное на неравенстве свидетельских показаний мужчины и женщины, их наследственных и имущественных прав, иной дискриминации, а также предусматривает уголовное наказание для лиц, вводящих стороны в заблуждение относительно своих судебных полномочий, в виде тюремного заключения сроком до пяти лет . Проект указанного нормативного акта до сих пор находится на рассмотрении в Парламенте Велико-

28 Cm.: Arbitration Act, 1996.

29 Cm.: BBC Documentary: Sharia Courts Putting Women at Risk // The Clarion Project, 9 April 2013.

30 Cm.: Arbitration and Mediation Services (Equality) Bill.

британии, что говорит о возможном противодействии данному законопроекту со стороны некоторых лоббистских групп.

Вообще ситуация в Великобритании и странах англосаксонской правовой семьи («общего права»), на опыт которых часто ссылаются отечественные сторонники имплементации норм шариата, в части законодательства далека от идеала. В наследственном праве этих стран существуют понятия conditional gift и conditional will, обозначающие завещание, по которому передача имущества и имущественных прав наследнику связывается с наступлением какого-либо события или совершением (не совершением) какого-либо действия.

Cуды стран общего права к завещаниям, в которых содержатся дискриминирующие условия по признаку расы, пола или религии, относятся в целом терпимо. В частности, до сих пор прецедентным является дело Blathwayt v. Baron Cowley, когда Палата лордов английского Парламента признала законной оговорку наследодателя о том, что наследники лишаются имущества в случае перехода в католицизм. Аналогично в деле University of Victoria v. British Columbia (Ministry of the Attorney General) Верховный суд канадской провинции Британская Колумбия признал законным завещание, в котором стипендия из сумм наследственного имущества выплачивалась только сту-

31

дентам-католикам . В деле Trustees of Church Property of the Diocese of Newcastle v. Ebbeck австралийский Верховный суд заключил, что завещатель может «оговорить, что его имущество должно перейти только к лицам определенного вероисповедания», и что «соответствующий выгодополучатель будет лишен пра-

ва наследования, если он не откажется от

32

той или иной религии» .

Но как «условные завещания» связаны с шариатом? Связь прямая. 13 марта 2014 г. Правовое общество Англии и Уэльса опубликовало Правила наследования по шариату. Пункт 2.5 указанных правил прямо указывает, что завещатель, проживающий в Англии и Уэльсе, может распределить свое имущество согласно шариату на основании Закона о завещаниях 1837 г. и Закона о наследовании 1975 г. Пункт 3.6 Правил гласит: «Некоторые принципы шариата отличаются от английских законов о наследовании. К примеру, по шариату невозможно наследование после умершего наследника. Не делается различия между детьми от разных браков, однако незаконные или приемные дети не относятся к наследникам по шариату. Наследники мужского пола в большинстве случаев получают в два раза больше размера наследственного имущества, полученного наследником женского пола той же очереди. Немусульмане не наследуют полностью, и признаются только мусульманские браки. Аналогичным образом, разведенный супруг не является более наследником по шариату, поскольку правомочие основывается на законном мусульманском браке, существующим на момент смерти наследодате-

33

ля» .

Размещение вышеупомянутых правил в интернете привело к бурному негодованию со стороны английских юристов. В итоге, после многочисленной критики со стороны юридических организаций, обративших внимание на грубое нарушение принципов светского государства, Правовое общество Англии и Уэльса удалило правила наследования по шариату со своего сайта, а руководитель общества Крис Грейлинг извинился перед юридическим сообществом за публи-

du Toit F. Constitutionalism, Public Policy and Discriminatory Testamentary Bequests - A Godd Fit Between Common Law and Civil Law in South Africa's Mixed Jurisdiction? // Tulane European & Civil Law Forum. South Africa's Mixed Jurisdiction. Vol. 27. - 2012. - P. 99.

Trustees of Church Property of the Diocese of Newcastle v. Ebbeck, 1960, 104 CLR.

33 cm.: Sharia succession rules // The Law Society of England and Wales, 13 March 2014.

кацию правил о наследовании по шариа-

34

ту .

Тем не менее, вероятность утверждения британскими судами завещаний мусульман, составленных по правилам шариата, сохраняется. А это может повлечь новые жалобы, в том числе в Европейский суд по правам человека. Принимая во внимание резко отрицательное отношение ЕСПЧ к нормам шариата, решение суда нетрудно предугадать35. Кроме того, следует учитывать, что в Великобритании существует институт траста, который может быть учрежден завещанием. И завещатели-мусульмане могут учредить при трасте шариатский комитет, состоящий из экспертов по шариату и обладающий правом давать указания управляющему трастом по поводу соответствия его действий и действий наследников нормам шариата. В таком случае столкновение принципов светского государства с религиозными требованиями неизбежно. Это повлечет не только жалобы наследников и третьих лиц в государственные и международные суды, но и существенные репутационные поте-

См.: Law Society withdraws guidance on sharia wills // The Guardian, 24 November 2014.

35 Например, Европейский Суд по правам человека в деле «Партия Рефах против Турции» пришел к выводу, что установление плюралистической правовой системы, основанной на шариате, противоречит положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.. Суд подчеркнул, что «свобода вероисповедания, включая свободу исповедовать свою религию и поступать в соответствии с ней, в первую очередь является личным делом человека» (Refah Partisi (the Welfare Party) and Others v. Turkey, 2003, §§119, 128). В деле «Касимахунов и Сайбаталов против России» Европейский Суд вновь пришел к выводу, что плюралистическая правовая система, т.е. «установление различий между индивидами во всех сферах частного и публичного права, с различными правами и обязанностями в зависимости от религии», не может рассматриваться как соответствующая Конвенции, поскольку нарушает принцип запрета религиозной дискриминации (Kasymakhunov and Saybatalov v. Russia, 2013, §110). Как видим, мнение ЕСПЧ однозначно -создание государством параллельной правовой системы создает угрозу нарушения основных прав и свобод человека.

ри для властей, допускающих регулирование наследственных отношений на основе норм, дискриминирующих по признаку пола или религии.

Возможно ли условное завещание в нашей стране? В Гражданском кодексе РФ возможность совершения условного завещания не оговаривается, однако и прямого запрета в тексте закона не содержится. Поэтому необходимо рассматривать отдельные нормы ГК РФ в их взаимосвязи. Пункт 1 ст. 1119 ГК РФ предоставляет завещателю возможность по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, но только в случаях, предусмотренных ГК РФ. Под такими распоряжениями в соответствии со ст.ст. 1137 и 1139 ГК РФ могут рассматриваться лишь завещательный отказ (возложение на наследника обязанности имущественного характера) и завещательное возложение (возложение на наследника обязанности совершить какое-либо действие имущественного или неимущественного характера, направленное на осуществление общеполезной цели). Казалось бы, что при помощи указанных норм возможно возложение на наследника каких-либо обязанностей, основанных на религиозных нормах, которые могут ограничить свободу выбора наследника. Однако следует помнить, что п. 5 ст. 1118 ГК РФ признает завещание односторонней сделкой. Поэтому при нарушении положений ГК РФ, влекущих за собой недействительность завещания, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание) (п. 1 ст. 1131 ГК РФ). Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием (п. 2 ст. 1131 ГК РФ).

Статьи 168 и 169 ГК РФ устанавливают недействительность сделок, нарушающих требования закона или иного правового акта, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности. Таким образом, завещание, содержащее ограничение прав и свобод наследников по признакам расы, пола, национальности, вероисповедания, а также устанавливающее иные формы дискриминации и неравенства, признается российским законодательством ничтожным или, по меньшей мере, оспоримым полностью или частично.

Схожая защита прав наследников существует в других странах романо-германской правовой семьи. Так, гражданские кодексы многих европейских стран содержат запрет на включение в завещание положений, нарушающих общественный порядок или общественную нравственность. Такие нормы включены, например, в ст. 900 Гражданского кодекса Франции, п. 1 §138 Гражданского кодекса Германии, ст. 900 Гражданского кодекса Бельгии, ст. 4:44, 4:45 Гражданского кодекса Нидерландов. Причем в ГК Нидерландов завещание признается недействительным в случае, если оно противоречит общественной морали, общественному порядку или обязательной норме закона. Такие завещания признаются недействительными полностью или в части.

В плане шариатского правосудия в системе «европейского» законодательства и его последствий для рядовых мусульман показателен пример Греции. На настоящий момент Греция является единственной страной Евросоюза, в которой официально разрешено применение норм шариата при разрешении семейных и наследственных дел. На северо-востоке страны во Фракии насчитывается около 100 000 мусульман (преимущественно турки и болгароязычные по-маки), обладающих относительной автономией в регулировании некоторых вопросов личного статуса. Предоставление подобной юридической автономии стало

результатом Лозаннского мирного договора 1923 г. между Грецией и Турцией. Ответственными за применение норм шариата в данном регионе являются муфтии. Всего муфтиев трое (по одному в каждом крупном городе региона) и они назначаются греческими властями. Муфтии обладают правом рассматривать дела о браках и разводах между мусульманами; материальном содержании; ответственности родителей; эмансипации несовершеннолетних (кроме вопросов усыновления и признания отцовства); завещаниях, наследовании мусульман в соответствии со «Священным Мусульманским Законом» (т.е. шариатом). При этом применение шариата в Греции имеет сугубо территориальный характер. Нормы шариата могут быть применены только в случае, если обе стороны спора являются мусульманами и проживают в Западной Фракии. Если хотя бы одна из сторон не исповедует ислам или проживает за пределами региона, то дело подлежит рас-

36

смотрению государственным судом . Формально, каждое решение муфтия подлежит рассмотрению в греческом суде первой инстанции, проверяющего полномочия муфтия на разрешение спора без изменения содержания решения. Суд также обязан проверить решение муфтия на соответствие Конституции Греции. В случае нарушения конституционных норм, решение не имеет юридической

37

силы .

Но это в теории. На практике происходит иначе. Жительница Фракии Ха-тице (Хадиджа) Молла Сали (Chatitze Molla Sali) в феврале 2014 г. обратилась в ЕСПЧ с просьбой об отмене норм шариата и мусульманских судов в законодательстве Греции. Перед своей смертью в марте 2008 г., ее муж-мусульманин оставил Х. Молла Сали все свое имущество по завещанию, удостоверенному греческим нотариусом. Сестра покойного мужа сразу же обжаловала завещание у ме-

36 Cm.: Vrellis S. Private International Law in Greece. - Kluwer Law International, 2011. - P. 29.

37 Ibid. - P. 30.

стного муфтия, на основании того, что по шариату мусульмане не могут завещать

38

свое имущество . Х. Молла Сали обратилась в гражданские суды, которые подтвердили ее право на наследство. Однако в октябре 2013 г. Верховный суд Греции постановил, что дела о наследстве местных мусульман должны разрешаться в судах муфтиев и только в соответствии с шариатом. Решение Верховного суда лишает мусульманское меньшинство во Фракии права составлять завещания по греческому гражданскому праву, которое

39

было предоставлено ему с 1946 г. Следовательно, ни о какой добровольности применения норм шариата речь уже не идет. Более того, греческие суды, которым законодатель поручил проверять решения муфтиев на предмет соответствия Конституции, часто ограничивались лишь регистрацией документа без изучения его содержания. Таким образом, нарушения прав граждан Греции мусульманского вероисповедания, особенно женщин, требовавших развода, были неоднократны. Обращение Х. Мола Сали в ЕСПЧ пока не рассмотрено.

Приведенные нами в статье примеры конкуренции норм шариата и права показывают, что данный вопрос крайне неоднозначен. При решении этого вопроса неуместны романтические рассуждения о «божественных законах», якобы способных преобразовать общество к лучшему, равно как сомнительны ссылки на «требования верующих», так как зачастую эти требования являются лишь желанием отдельных религиозных лидеров и ученых и не поддерживаются большинством простых мусульман. Полагаем, что внедрение норм шариата в правовое пространство Российской Федерации или любой другой европейской страны неизбежно приведет к негатив-

38 См.: Guillot A. Muslim woman tries to close Thrace's sharia inheritance law loophole // The Guardian, 10 April 2015.

39 См.: Greek Supreme Court places sharia law above civil law // National Secular Society, 12 November 2013.

ным результатам. В долгосрочном плане такая политика приведет к обособлению этноконфессиональных групп от большинства населения, их постепенной «гет-тоизации», усилению позиций неформальных лидеров групп и появлению «параллельной юстиции», резкому снижению правовой культуры среди рядовых членов указанных общин, «балканиза-ции» правового пространства. Такие меры могут привести не к установлению межконфессионального и межнационального мира, а к усилению вражды и актам насилия. В итоге снижается авторитет государства, подрывается его суверенитет, массово нарушаются права и свободы граждан, в особенности наиболее уязвимой части религиозных общин - женщин и детей. Впрочем, большинство рядовых мусульман, проживающих в европейских странах, Северной Америке и России, понимают все последствия внедрения шариатского правосудия и выступают за сохранение принципа светскости в государственном управлении, поскольку только он способен в полной мере гарантировать их права и свободы.

«Мусульманский мир», №3, 2015 Источники и литература

1. Бочаров В.В. Неписаный закон: Антропология права. - СПб.: Издательство АИК, 2013.

2. ВЦИОМ: Многоженство одобряет лишь каждый десятый житель России // LifeNews, 2 июня 2015 г. // URL: http://lifenews.ru/news/154934

3. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков, 1962 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/conmarr.shtml

4. Коран. Пер. с араб. И.Ю. Крачковско-го. - М.: МНПП «Буква», 1991.

5. Рустам Минниханов: «Многоженство я не поддерживаю» // KazanFirst.Ru, 20 мая 2015 // URL:

http://kazanfirst.ru/online/46652

6. Мухаметзарипов И.А. Функционирование шариата в округе Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в конце XVIII - начале XX вв. - Казань: Изд-во «Яз».

7. Нигматзянова Альбина. Исламский банкинг: специфика и перспективы // ufa1.ru, 21 января 2010 г. URL: http://dengi.ufa1.ru/text/tech/258466.html

8. Нургалеев Р.М. Классическое мусульманское семейное право: учебное пособие. - Казань: РИУ, 2011.

9. Север С. «60 пунктов» // Litterref.ru [без даты]. URL:

http://litterref.ru/qasotratyb ewrnab ew.html

10. Силантьев Р. Новейшая история ислама в России. - М.: Алгортим, 2007.

11. Сюкияйнен Л.Р. Взаимодействие исламской и европейской правовых культур: современный опыт // Ежегодник ли-

бертарно-юридической теории. Вып. 2. -М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2009.

12. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и мусульманские меньшинства в Европе: противостояние правовых культур // Ишрак. Ежегодник исламской философии. Вып. 3 / Под общ. ред. Я. Эшотс. - М.: Восточная литература, 2012.

13. «Элементы исламского банкинга есть. И в Казани они уже работают» // БизнесОпНпе, 28 апреля 2015. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/131351/

14. Линар Якупов: «Исламский банкинг конкурентоспособен только в случае, если есть необходимое законодательство» // Реальное Время, 8 июня 2015. URL: http://realnoevremya.ru/today/8049

15. Arbitration Act, 1996 // legisla-tion.gov.uk. URL:

http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/2 3/data.pdf

16. Arbitration and Mediation Services (Equality) Bill // The United Kingdom Parliament home page. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/bi lls/lbill/2010-2012/0072/2012072.pdf

17. BBC Documentary: Sharia Courts Putting Women at Risk // The Clarion Project, 9 April 2013. URL: http://www.clarionproject.org/news/bbc-documentary-sharia-courts-putting-women-risk

18. Bentham M. Sharia court frees London knife youths // Evening Standard, 8 February 2008. URL:

http://www.standard.co.uk/news/sharia-

court-frees-london-knife-youths-

6678487.html

19. Bertelli L. Legal Matters relating to Key Life Events. Guide. - September, 2012 // URL: http://www.access-nl.org/media/84667/faq_legal_matters_regar ding_key_life_events_oct_2012.pdf

20. Civil Partnership Act, 2004 // legisla-tion.gov.uk. // URL:

http://www.legislation.gov.Uk/ukpga/2004/3 3

21. Dutch Minister: Not to Prevent Polygamy // The Brussels Journal, 1 November 2005. URL:

http://www.brusselsjournal.com/node/421

22. du Toit F. Constitutionalism, Public Policy and Discriminatory Testamentary Bequests - A Good Fit Between Common Law and Civil Law in South Africa's Mixed Jurisdiction? // Tulane European and Civil Law Forum. - 2012. - Vol. 27. - Pp. 1-25.

23. Germany's first Islamic bank opens in Frankfurt // Deutsche Welle, 21 July 2015. URL:http://www.dw.com/en/germanys-first-islamic-bank-opens-in-frankfurt/a-18598538

24. Ghaznavi v. Kashif-Ul-Haque, 2011, ONSC 4062 // The Canadian Legal Information Institute. URL:

http://canlii.ca/en/on/onsc/doc/2011/2011on sc4062/2011onsc4062.html

25. Greek Supreme Court places sharia law above civil law // National Secular Society, 12 November 2013. URL: http://www.secularism.org.uk/news/2013/11 /greek-supreme-court-places-sharia-law-above-civil-law

26. Guillot A. Muslim woman tries to close Thrace's sharia inheritance law loophole // The Guardian, 10 April 2015. URL: http://www.theguardian.com/law/2015/apr/! 0/sharia-greece-human-rights-inheritance-law

27. Informatieblad. Trouwen, geregistreerd partnerschap en samenwonen. - Ministerie

van Veiligheid en Justitie. - Juni 2012. -J-12997.

28. Kuveyt Turk preps July launch of Germany's first Islamic bank // Reuters, 23 March 2015. URL:

http://www.reuters.com/article/2015/03/22/i

slam-financing-germany-

idUSL6N0W00UW20150322

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Law Society withdraws guidance on sha-ria wills // The Guardian, 24 November 2014. URL:

http://www.theguardian.com/law/2014/nov/ 24/law-society-withdraws-guidance-sharia-wills

30. Mohammed Burhan Uddin v. Choud-hury and Others, 2009, EWCA (Civ) 1205 // URL:

http://www.bailii.org/ew/cases/EWCA/Civ/2 009/1205.html

31. Nathoo v. Nathoo, 1996, CanLII 2705 (BC SC) // The Canadian Legal Information Institute. URL:

http://canlii.ca/en/bc/bcsc/doc/1996/1996can lii2705/1996canlii2705.html

32. Popp M. Parallel Justice: Islamic «Arbitrators» Shadow German Law // Spiegel Online, 1 September 2011. URL: http://www.spiegel.de/international/germany /parallel-justice-islamic-arbitrators-shadow-german-law-a-783361.html

33. Sharia in the West // The Economist, 14 October, 2010. URL:

http://www.economi st.com/node/17249634

34. Sharia succession rules // The Law Society of England and Wales, 13 March 2014. URL:

http://www.lawsociety.org.uk/advice/practic e-notes/sharia-succession-rules/

35. Smith K. The Kuwait Finance House and the Islamization of Public Life in Kuwait // The Politics of Islamic Finance. - Edinburgh University Press, 2004.

36. Section 293 of the Criminal Code of Canada, 2011 BCSC 1588 // British Columbia Supreme Court, 23 November, 2011. URL:

http ://www.courts. gov .bc.ca/jdbtxt/ SC/11/15 /2011BCSC1588.htm

37. Trustees of Church Property of the Diocese of Newcastle v. Ebbeck, 1960, 104 CLR // URL:

https://jade.barnet.com.au/Jade.html#!article =65509

38. Vrellis S. Private International Law in Greece. - Kluwer Law International, 2011.

39. Waters A. Sharia law riding high in Britain // Dispatch International, 8 September 2013. URL: http://www.d-intl.com/2013/09/08/sharia-law-riding-high-in-britain/?lang=en

Ilshat Mukhametzaripov

SHARIA IN THE LEGAL SYSTEM OF MODERN SECULAR STATE:

IDEOLOGY OR NECESSITY?

Summary: The paper discusses the functioning of the Sharia legal system in the modern secular state. The author takes an issue with the position of those who support the introduction of Sharia norms into the civil legislation and demonstrates the possible negative consequences of the concept of civil-religious "legal pluralism" at the state level.

Key words: Sharia, law, legal pluralism, religious courts

Sources and Literature

1. Arbitration Act, 1996 // legisla-tion.gov.uk. URL:

http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/2 3/data.pdf

2. Arbitration and Mediation Services (Equality) Bill [HL] // The United Kingdom Parliament home page. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/bi lls/lbill/2010-2012/0072/2012072.pdf

3. BBC Documentary: Sharia Courts Putting Women at Risk // The Clarion Project, 9 April 2013. URL:

http://www.clarionproject.org/news/bbc-

documentary-sharia-courts-putting-women-

risk

4. Bentham M. Sharia court frees London knife youths // Evening Standard, 8 February 2008. URL:

http://www.standard.co.uk/news/sharia-

court-frees-london-knife-youths-

6678487.html

5. Bertelli L. Legal Matters relating to Key Life Events. Guide. - September, 2012 // URL: http://www.access-nl.org/media/84667/faq_legal_matters_regar ding_key_life_events_oct_2012.pdf

6. Botcharov V.V. Anthropology of law. -St. Petersburg: AIK Publishing, 2013. [Russian].

7. Civil Partnership Act, 2004 // legisla-tion.gov.uk. // URL:

http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2004/3 3

8. Convention on Consent to Marriage, Minimum Age for Marriage and Registration of Marriages (Opened for signature and ratification by General Assembly resolution 1763 A (XVII) of 7 November 1962) // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/conmarr.shtml

9. Dutch Minister: Not to Prevent Polygamy // The Brussels Journal, 1 November 2005. URL:

http://www.brusselsjournal.com/node/421

10. du Toit F. Constitutionalism, Public Policy and Discriminatory Testamentary Bequests - A Good Fit Between Common Law and Civil Law in South Africa's Mixed Jurisdiction? // Tulane European and Civil Law Forum. - 2012. - Vol. 27. - Pp. 1-25.

11. Germany's first Islamic bank opens in Frankfurt // Deutsche Welle, 21 July 2015. URL: http://www.dw.com/en/germanys-first-islamic-bank-opens-in-frankfurt/a-18598538

12. Ghaznavi v. Kashif-Ul-Haque, 2011, ONSC 4062 // The Canadian Legal Information Institute. URL:

http://canlii.ca/en/on/onsc/doc/2011/2011on sc4062/2011onsc4062.html

13. Greek Supreme Court places sharia law above civil law // National Secular Society, 12 November 2013. URL: http://www.secularism.org.uk/news/2013/11 /greek-supreme-court-places-sharia-law-above-civil-law

14. Guillot A. Muslim woman tries to close Thrace's sharia inheritance law loophole // The Guardian, 10 April 2015. URL: http://www.theguardian.com/law/2015/apr/1 0/sharia-greece-human-rights-inheritance-law

15. Information Sheet. Marriage, civil partnership and cohabitation. - Ministry of Security and Justice. - June 2012. - J-12997.

16. Islamic banking: specifics and prospects // Islamic Finance & Business. URL: http://islamic-finance.ru/board/2-1-0-20

17. Kuveyt Turk preps July launch of Germany's first Islamic bank // Reuters, 23 March 2015. URL:

http://www.reuters.com/article/2015/03/22/i

slam-financing-germany-

idUSL6N0W00UW20150322

18. Law Society withdraws guidance on sharia wills // The Guardian, 24 November 2014. URL:

http://www.theguardian.com/law/2014/nov/ 24/law-society-withdraws-guidance-sharia-wills

19. Linar Yakupov: "Islamic banking is competitive only if there is the necessary legislation" // Real Time, 8 June 2015. URL: http://realnoevremya.ru/today/8049

20. Mohammed Burhan Uddin v. Choud-hury and Others, 2009, EWCA (Civ) 1205 // URL:

http://www.bailii.org/ew/cases/EWCA/Civ/2 009/1205.html

21. Mukhametzaripov I.A. Functioning of Sharia in the district of the Orenburg Mohammedan Spiritual Assembly at the end of XVIII - early XX centuries. - Kazan: "Yaz" Publishing, 2012. [Russian].

22. Nathoo v. Nathoo, 1996, CanLII 2705 (BC SC) // The Canadian Legal Information Institute. URL:

http://canlii.ca/en/bc/bcsc/doc/1996/1996can lii2705/1996canlii2705.html

23. Nurgaleev R.M. Classical Islamic family law: a tutorial. - Kazan: RIU, 2011. [Russian].

24. Popp M. Parallel Justice: Islamic «Arbitrators» Shadow German Law // Spiegel Online, 1 September 2011. URL: http://www.spiegel.de/international/germany /parallel-justice-islamic-arbitrators-shadow-german-law-a-783361.html

25. Quran. Trans. by I.Yu. Kratchkovsky. -Moscow: MNPP "Bukva", 1991 [Russian].

26. Rustam Minnikhanov: "I do not support polygamy" // KazanFirst.Ru, 20 may 2015 // URL: http://kazanfirst.ru/online/46652

27. Sharia in the West // The Economist, 14 October, 2010. URL:

http://www.economi st.com/node/17249634

28. Sharia succession rules // The Law Society of England and Wales, 13 March 2014. URL:

http://www.lawsociety.org.uk/advice/practi c e-notes/sharia-succession-rules/

29. Smith K. The Kuwait Finance House and the Islamization of Public Life in Kuwait // The Politics of Islamic Finance. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2004.

30. Section 293 of the Criminal Code of Canada, 2011 BCSC 1588 // British Columbia Supreme Court, 23 November, 2011. URL:

http://www.courts.gov.bc.ca/j dbtxt/ SC/11/15 /2011BCSC1588.htm

31. Sever S. "60 points" // Litterref.ru. URL: http://litterref.ru/qasotratybewrnabew.html

32. Silantyev R. Recent history of Islam in Russia. - Moscow: Algorithm, 2007. [Russian].

33. Syukiyaynen L.R. Interaction between Islamic and European legal cultures: modern experience // Yearbook of libertarian legal theory. Vol. 2. - Moscow: Publishing House of the HSE, 2009. [Russian].

34. Syukiyaynen L.R. Islam and the Muslim minorities in Europe: the confrontation of legal cultures // Ishraq. Yearbook of Islamic philosophy. Vol. 3 / Ed. by Ya. Eshots. -Moscow: Eastern Literature, 2012. [Russian].

35. "There are elements of Islamic banking. And in Kazan they are already working" // BiznesOnline, 28 April 2015. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/131351/

36. Trustees of Church Property of the Diocese of Newcastle v. Ebbeck, 1960, 104 CLR // URL:

https://jade.barnet.com.au/Jade.html#!article =65509

37. Vrellis S. Private International Law in Greece. - Kluwer Law International, 2011.

38. VTsIOM: Only every tenth person in Russia approves polygamy // LifeNews, 2 June 2015 // URL: http://lifenews.ru/news/154934

39. Waters A. Sharia law riding high in Britain // Dispatch International, 8 September 2013. URL: http://www.d-intl.com/2013/09/08/sharia-law-riding-high-in-britain/?lang=en

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.