Научная статья на тему 'Мусульманская погребальная обрядность северо-восточных башкир в эпоху позднего средневековья'

Мусульманская погребальная обрядность северо-восточных башкир в эпоху позднего средневековья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ УРАЛ / БАШКИРЫ / Р. АЙ / ЭПОХА ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН / ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ РИТУАЛ / БЕЗИНВЕНТАРНЫЕ ЗАХОРОНЕНИЯ / ШАРИАТ / SOUTH URALS / BASHKIRS / RIVER AI / MIDDLE AGES / NORTH-EASTERN BASHKORTOSTAN / BURIAL CEREMONY / ORTHODOX ISLAMIC CEREMONY / BURIALS WITH NO GRAVE GOODS / SHERIAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарустович Г. Н.

Статья посвящена обзору раскопок и анализу похоронной обрядности башкирского кладбища эпохи позднего средневековья, расположенного у д. Кадырово на северо-востоке Республики Башкортостан, на р. Ай. На территории некрополя XVII-нач. XVIII вв. прослежен процесс смены раннемусульманского обряда современным (с выдержанными западными и северо-западные ориентировками головы; с разворотом лица на кыблу; без гробов-табутов, но с подбоями). При этом в погребениях могильника фиксируются отдельные пережитки языческих времен. Кладбище в Дуванском районе РБ, превышающее площадь 9 000 м2, оставлено башкирами племени ай (айле). Могилы огорожены каменными оградками (прямоугольной, овальной или округлой формы) или фиксируются в наши дни по небольшим впадинам на современной поверхности. Захоронения содержали останки мужчин, женщин и детей в простых или подбойных могильных ямах. В редких случаях в заполнении могил фиксировались остатки деревянных перекрытий или заклады подбоев из березовой коры. Важной чертой обрядности является западная и северо-западная ориентировки голов умерших, разворот лиц в сторону Мекки. Заупокойного инвентаря в могилах нет, за исключением находки одной бронзовой чашечки для питья кумыса. Кроме этого случая, к пережиткам языческого периода следует относить примеры связывания ног при погребении. Хронология некрополя основывается на данных письменного исторического документа 1760 г., подтвержденных преданиями местных жителей. На современном этапе рассматриваемый памятник в пределах всего Башкортостана является лучше всего изученным позднесредневековым похоронным объектом. В качестве аналогии похоронной обрядности Кадыровского-I могильника приводятся описания раскопок на еще одном близ лежащем заброшенном кладбище Кадыровском-II, где было вскрыто захоронение, схожее по своим датировкам, с аналогичным ритуалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Muslim funeral rites in north-eastern Bashkortostan in the Late Middle Ages

This article provides an overview of the materials on the Bashkir cemetery of the Late Middle Ages located near the village of Kadyrovo in north-eastern Bashkortostan on the bank of the Ai River. The cemetery dates back to the 17th and the beginning of the 18th centuries and displays the process of transition from early Muslim rites to modern orthodox ones (heads oriented to the west and north-west; faces turned towards the Qiblah; niches and no tabut coffins), though there are some remnants of paganism. The cemetery in the Duvan district occupies an area of more than 9,000 sq. m and has been left by the Bashkir tribe Ai (Aile). The graves are enclosed with stones (rectangular, oval or round in shape) and can be identified nowadays by small depressions on the surface. The burials contain the remains of men, women and children laid in simple or niche graves. In rare cases, the graves preserved the remains of wooden beams or birch bark fragments used to cover the niches. An important feature of the burial rite is the west and north-west orientation of the dead facing towards Mecca. There are no grave goods, except for one small bronze cup to drink koumiss. In addition, the remnants of the paganism include binding the legs. The chronology of the cemetery is based on the data of the written historical document (1760) substantiated by local legends. Today the site in question is considered the best studied late medieval funeral object in the whole of Bashkortostan. As an analogy, the article describes excavations at another nearby abandoned Kadyrovo 2 cemetery where the burial place is coeval with Kadyrovo 1

Текст научной работы на тему «Мусульманская погребальная обрядность северо-восточных башкир в эпоху позднего средневековья»

УДК 902: 393

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

мусульманская погребальная обрядность

северо-восточных башкир в эпоху позднего

средневековья

© Г.Н. Гарустович,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт истории, языка и литературы, Уфимский научный центр РАН, проспект Октября, 71, 450054, Уфа, Российская Федерация, эл. почта: [email protected]

Статья посвящена обзору раскопок и анализу похоронной обрядности башкирского кладбища эпохи позднего средневековья, расположенного у д. Кадырово на северо-востоке Республики Башкортостан, на р. Ай. На территории некрополя ХУ11-нач. XVIII вв. прослежен процесс смены раннемусульманского обряда современным (с выдержанными западными и северо-западные ориентировками головы; с разворотом лица на кыблу; без гробов-табутов, но с подбоями). При этом в погребениях могильника фиксируются отдельные пережитки языческих времен.

Кладбище в Дуванском районе РБ, превышающее площадь 9 000 м2, оставлено башкирами племени ай (айле). Могилы огорожены каменными оградками (прямоугольной, овальной или округлой формы) или фиксируются в наши дни по небольшим впадинам на современной поверхности. Захоронения содержали останки мужчин, женщин и детей в простых или подбойных могильных ямах. В редких случаях в заполнении могил фиксировались остатки деревянных перекрытий или заклады подбоев из березовой коры. Важной чертой обрядности является западная и северо-западная ориентировки голов умерших, разворот лиц в сторону Мекки. Заупокойного инвентаря в могилах нет, за исключением находки одной бронзовой чашечки для питья кумыса. Кроме этого случая, к пережиткам языческого периода следует относить примеры связывания ног при погребении. Хронология некрополя основывается на данных письменного исторического документа 1760 г., подтвержденных преданиями местных жителей.

На современном этапе рассматриваемый памятник в пределах всего Башкортостана является лучше всего изученным позднесредне-вековым похоронным объектом. В качестве аналогии похоронной обрядности Кадыровского-1 могильника приводятся описания раскопок на еще одном близ лежащем заброшенном кладбище - Кадыровском-11, где было вскрыто захоронение, схожее по своим датировкам, с аналогичным ритуалом.

Ключевые слова: Южный Урал, башкиры, р. Ай, эпоха позднего средневековья, северо-восточный Башкортостан, погребальная обрядность, ортодоксальный мусульманский ритуал, безинвентарные захоронения, шариат

© G.N. Garustovich

muslim funeral rites in north-eastern bashkortostan in the late middle ages

This article provides an overview of the materials on the Bashkir cemetery of the Late Middle Ages located near the village of Kadyrovo in north-eastern Bashkortostan on the bank of the Ai River. The cemetery dates back to the 17th and the beginning of the 18th centuries and displays the process of transition from early Muslim rites to modern orthodox ones (heads oriented to the west and north-west; faces turned towards the Qiblah; niches and no tabut coffins), though there are some remnants of paganism.

The cemetery in the Duvan district occupies an area of more than 9,000 sq. m and has been left by the Bashkir tribe Ai (Aile). The graves are enclosed with stones (rectangular, oval or round in shape) and can be identified nowadays by small depressions on the surface. The burials contain the remains of men, women and children laid in simple or niche graves. In rare cases, the graves preserved the remains of wooden beams or birch bark fragments used to cover the niches. An important feature of the burial rite is the west and north-west orientation of the dead facing towards Mecca. There are no grave goods, except for one small bronze cup to drink koumiss. In addition, the remnants of the paganism include binding the legs. The chronology of the cemetery is based on the data of the written historical document (1760) substantiated by local legends.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2016, том 21, № 2 (82) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllE5

Institute of History, Language and Literature,

Ufa Scientific Centre,

Russian Academy of Sciences,

71, prospekt Oktyabrya,

450054, Ufa, Russian Federation,

е-mail: [email protected]

Today the site in question is considered the best studied late medieval funeral object in the whole of Bashkortostan. As an analogy, the article describes excavations at another nearby abandoned Kadyrovo 2 cemetery where the burial place is coeval with Kadyrovo 1.

Key words: South Urals, Bashkirs, River Ai, Middle Ages, north-eastern Bashkortostan, burial ceremony, orthodox Islamic ceremony, burials with no grave goods, sheriat

На территории северо-востока современного Башкортостана, в пределах обособленной Месягутовской лесостепи (фактически, юго-восточного ответвления Кунгурской реликтовой лесостепи), археологами выявлено несколько памятников рубежа эпохи позднего средневековья и нового времени — характерные башкирские кладбища мусульманского периода. Подобные памятники айлинских башкир изучены недостаточно, несмотря на то, что они считаются объектами междисциплинарных исследований, представляющими несомненный интерес для археологии и этнографии, антропологии и генетики. Вопросы изучения похоронных традиций башкир как важной составной части семейной обрядности находятся в «сфере интересов» этнологии [1, с. 15—17; 2, с. 47—51; 3]. Фиксация антропологических характеристик, особенно краниологии, и анализ ДНК популяционного объединения айлинцев (входящих в большую группу северо-восточных башкир) необходим для решения проблем этногенеза и этнической истории коренного населения Южного Урала. А полевые археологические исследования позволяют не только выявлять и раскапывать необходимые для науки объекты, но и проследить инновационные изменения в процессе исторической динамики, дать необходимые хронологические реперы морфологии культурно-биологических реалий. Обратимся к рассмотрению одного из самых знаковых памятников названной категории.

Кадыровский-1 могильник расположен в 1,8 км к западу, юго-западу от д. Кадырово (Дуванский район РБ), на возвышенной террасе правого берега р. Ай. Площадь некрополя превышает 9 000 м2, протяженность с запада на восток вдоль берега реки. Кладбище занимает достаточно ровную (имеющую небольшой уклон в сторону реки) площадку задернованной террасы. Место для кладбища выбрано живописное, светлое, поросшее березами. и-тели д. Кадырово считают памятник заброшенным могильником своих предков (ранним деревенским кладбищем). Общее количество заметных на поверхности могил — 196 (131

грунтовая (66,8%) и 65 выкладок (33,2%)), перемежающихся друг с другом). По всей видимости, захоронений было несколько больше указанного количества, но часть грунтовых захоронений на окраинах кладбища сильно затоптана при выпасе скота и полностью заросла травой. В пользу этого говорит факт обнаружения детского захоронения № 23 к северо-западу от основной территории некрополя (в раскопе на Кадыровском поселении периода камня и раннего железного века). На современной поверхности фиксируются могилы двух типов: а) с надмогильными сооружениями в виде оградок из камня (33,2%); б) грунтовые захоронения (свыше 66,8%) без надмогильных конструкций (заметны по наличию вытянутых и оплывших впадин на поверхности). Описания раскопанных захоронений опубликованы [4, с. 314—322], в той же работе приведены чертежи части рассматриваемых погребений.

Каменные выкладки возведены из известнякового и песчаникового плитняка без раствора. Из камня складывались оградки вокруг могил, имеющих округлую, овальную или прямоугольную форму. Внутреннее пространство конструкций оставалось пустым, но к нашему времени стенки просели, и камни из них осыпались во внутрь оградки. Многие выкладки сейчас едва заметны на поверхности, а другие сохранились достаточно хорошо. Высота каменных стенок в среднем 0,3—0,4 м, ширина кладки около 0,3—0,6 м. Овальные и прямоугольные оградки вытянуты по линии запад-восток или северо-запад-юго-восток. Скорее всего, часть выкладок возводилась через некоторое время после похорон, т.к. некоторые погребения размещались не в центре оградки, а по краю или даже под самой каменной стенкой (выкл. № 2). Как оказалось, выкладки возводились над захоронениями взрослых (оградки № 5, 9, 12, 13, 14; рис. 1, 1, 3; 2, 6) и детей (выкладки № 6, 8). Могилы близких родственников могли лежать под одной каменной конструкцией (например, два погребения под выкл. № 8) или близко примыкать стенками оградок друг к другу (выкл. № 6 и 8). Опреде-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2016, том 21, № 2 (82) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

ленная закономерность в расположении оградок не прослеживается, но они встречаются по всей территории кладбища. Камни для строительства оградок брались поблизости, из обнажения берега р. Ай. Грунтовые могилы выяв-

ляются по небольшим овальным впадинам на поверхности почвы, задернованным и едва заметным. Погребения могильника образуют внутренние ряды (не всегда четкие), вытянутые с севера на юг.

Рис. 1. Кадыровский-1 могильник (Дуванский район Республики Башкортостан). Подбойные захоронения под каменными выкладками: 1-2 - планы и профили погребения и выкладки № 9; 3-4 - планы и профили погребения и выкладки № 13

...............ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2016, том 21, № 2 (82) 1111111111111111111111111111111111111111 НННННшЕИ

Памятник открыт в 1968 г. Ю.А. Морозовым [5, с. 139. № 1172]. Всего здесь раскопано 21 захоронение (10,7% общего числа зафиксированных могил кладбища), 10 из которых (47,6%) были грунтовыми и еще 11 вскрытых погребений размещались под 10 выкладками (52,4%). В 1968 г. Ю.А. Морозовым раскопана 1 выкладка, остальные захоронения исследованы Г.Н. Гарустовичем (в 1985 г. — 2 выкл.; в 1988 г. расчищено 19 погребений (9 могил с оградками, из них одно парное под выкл. № 8 и еще 9 грунтовых могил); в 1990 г. — 1 грунтовое погр.). С целью определения возможных хронологических различий, особенностей похоронной обрядности захоронения вскрывались в разных местах кладбища и с различающимися видами надмогильных сооружений.

Погребальную обрядность в Кадыров-ском-1 могильнике трудно назвать унифицированной. Среди раскопанных объектов каменные выкладки имели прямоугольную (6 объектов, 54,5%), или овальную (4 оградки, 36,4%) форму. Самой редкой конструкцией из камня была круглая (9,1%, выкл. № 2, диаметр 4 м) форма. Градация нераскопанных объектов на прямоугольные и овальные затруднено из-за их руинирования. Можно лишь сказать, что прямоугольные оградки были несколько крупнее овальных. Линейные размеры каменных выкладок: 3—5 х 2—3 м. Большая часть захоронений были одиночными, и лишь под одной оградкой расчищено сразу 2 одиночных захоронения (выкл. № 8, погр. 1—2). Среди прямоугольных каменных надмогильников по своим конструктивным особенностям выделяется выкладка № 25, расположенная против центра могильника, на его южной окраине. Она имеет размеры около 5 х 3,5 м и высоту 0,4 м. Оградка возведена из крупных обломков известняка поверх насыпной платформы (возможно, ниже лежат скрытые землей каменные плиты). Особенность данного объекта заключается в том, что ее внутреннее пространство отделено от каменной стенки из плоских камней крупными вертикально стоящими плитами. Раскопки здесь не производились; складывается впечатление, что она была вскрыта, а затем присыпана местными жителями.

В группе грунтовых захоронений, заметных по небольшим впадинам на поверхности, отметим погребение № 24 (не раскапывалось), которое локализуется в южной оконечности некрополя. Это единственная могила, в голов-

ной части которой (т.е. в западной оконечности) вертикально установлена каменная надмогильная плита, без эпитафии и тамги. Сама могила заметна по оплывшей овальной впадине (глубиной около 0,07 м) размером 1,8 х 0,5 м, вытянутой по линии СЗ-ЮВ.

В плане могильные ямы имели прямоугольную (11 погр., 52,4%) или овальную (9 погр., 42,8%) форму. В профиле 16 погребений (76,2%; рис. 2) были простыми (с отвесными стенками и ровным дном), 5 погребений (23,8%; рис. 1) — подбойными. Лишь в выкладке № 4 точная форма ямы не определена (4,8%).

В качестве варианта простых могил выделяется яма в выкладке № 7 (со ступенькой вдоль левой длинной стенки), а также грунтовое погребение № 11, с уступами по периметру всех четырех стенок (рис. 2, 3—5). Ступеньки явно предназначались для опоры деревянных перекрытий могил. Остатки такого продольного настила, плахи которого скреплены по краям поперечными брусками, расчищены в погребении № 11 (рис. 3, 4). Прямые стенки ямы погребения № 17 наклонены в сторону дна (т.е. могила постепенно сужается). В погребении № 16 дно могилы было аккуратно выстлано небольшими каменными плитками. Простые могильные ямы встречались как под выкладками, так и среди грунтовых захоронений. В верхней части заполнения могильной ямы выкладки № 3 расчищена забутовка из каменных плиток, поставленных на ребро.

Пять подбойных погребений (23,8%) имели прямоугольные в плане входные ямы с нишами в правых длинных стенках. Выявлено два варианта таких могил: с подбоем в южной стенке и со ступенькой в противоположном продольном борту ямы (4 погр., 80%; рис. 1); и без ступеньки, когда дно ниши и входного колодца находились на одной глубине (1 погр., 20%, выкл. № 14). На уступ опирался наклонно поставленный заклад подбоя из бересты (выкл. № 14, 15). Отметим случай (выкл. № 21), когда при углублении могилы людям пришлось «прорубать» плотный слой природного камня. Подбойные могилы выявлены под каменными выкладками (3 погр., 27,3%, № 9, 13, 14) и среди грунтовых могил (2 случая, 18,2%, погр. № 15, 21), и все эти захоронения были погребениями взрослых людей.

На территории кладбища зафиксированы 16 (76,2%) захоронений взрослых (мужчин и женщин) и 5 (23,8%) детей (в их числе были

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2016, том 21, № 2 (82) 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

младенец и подросток). Другими словами, стратификация некрополя отражает реальную демографическую ситуацию в башкирской общине. Умершие покоились вытянуто на спине (100%), но в 6 случаях (28,6%) отмечался легкий уклон тела в сторону правого бока

(у 5 взрослых и 1 ребенка), как это рекомендуется нормами шариата. В погребении № 21 хорошо видно, что подобный уклон телу придавался осознанно, поскольку здесь туловище имеет полуоборот, а ноги лежали так, как при положении вытянуто на спине.

Рис. 2. Некрополь у д. Кадырово (Дуванский район РБ). Грунтовые захоронения (1-5) и каменная выкладка № 12 (6-7): 1-2 - план и профиль погребения № 10; 3-5 - погребение № 11, план и профиль (4 - план остатков деревянного перекрытия на уровне ступенек); 6-7 - выкладка № 12, план и профиль

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2016, том 21, № 2 (82) 11111111111111111111111111111111111111111111111111111Ё9

Ноги и руки были вытянуты вдоль тела в 14 (66,7%) погребениях (рис. 1, 4). Положение, когда правая рука вытянута, а левая полусогнута в локтевом суставе, отмечено в 4 захоронениях (19%); обе руки согнуты в локтях у 2 умерших (9,5%); и еще в одной могиле правая рука вытянута вдоль тела, а левая не сохранилась — 1 случай (4,8%). Следует акцентировать внимание на фактах, когда ноги покойных были вытянуты, но близко сведены друг к другу в районе коленных суставов — 4 захоронения (19%, погр. № 11, 15, 20 и выкл. № 22; рис. 2, 5). Перед нами примеры древней традиции связывания ног покойных при захоронении. Похоже, что в погребении № 10 руки также были связаны в районе локтей (рис. 2, 2).

Важным ритуально-культурным признаком является ориентировка головы в сторону запада, точнее, на запад (9 случаев, 42,9%) и на северо-запад (12 погр., 57,1%). Обращаем внимание на разворот лица: череп на правом виске, лицевой частью к югу, отмечен у 13 (61,9%) костяков (рис. 1, 2, 4). Такой разворот лица на кыблу, т.е. в сторону Мекки, обусловлен нормами шариата, он считается обязательным для правоверных. Но в 5 погребениях (23,8%) лицо было повернуто налево (к северу; рис. 2, 2, 5, 7), и у 3 умерших (14,3%) глазницы «смотрели» вверх. За исключением одного случая, все могилы были безинвентарными. В мужском (?) захоронении под выкладкой № 4, слева возле головы умершего стояла чашка из листовой бронзы, с невысокими наклонными стенками и плоским дном. Подобные емкости использовались башкирами при питье кумыса. Как нам представляется, данный предмет следует считать не столько бытовым погребальным инвентарем, сколько обрядовым сосудом.

Таким образом, похоронная обрядность Кадыровского-1 могильника, несомненно, является мусульманской (подбойные захоронения, западные и северо-западные ориентировки, разворот лица на кыблу, безинвентарность, уклон тела в сторону правого бока и др.), но с наличием значительного числа пережитков более ранних веков (неустойчивость ритуала, наличие простых могил без подбоев, разворот лица к северу и вверх, связывание ног, находка чашки в могиле). На примере некрополя прослеживается процесс смены раннемусульман-ской обрядности (с погребениями без подбоев и с юго-западными ориентировками) ортодоксальным ритуалом, близким к современному (с

подбойными захоронениями и с преобладанием северо-западных ориентировок). Таким образом, корректировка бытовавших в лесостепной зоне Южного Урала (как минимум, с XI— XII вв.) раннемусульманских традиций, растянулась до нач. XVIII в. Правда, на основе одного-двух памятников формулировать окончательные выводы преждевременно. Необходимы подтверждения на основе массовых материалов и с более удаленных территорий нашего региона. Пока мы лишь формулируем проблему, разрешение которой оставляем на будущее.

Датировка могильника, функционировавшего менее 100 лет, определяется пока предварительно. А.З. Асфандияров опубликовал выписку из договора 1760 г. [6, с. 499] об айлинцах-припущенниках (которые сами значились вотчинниками у себя на родине в Зауралье) на вотчинных землях Тырнаклинской волости, по берегу р. Ай: «при дедах и отцах наших поселясь жительствуют Сибирской дороги Айлинской волости двумя деревнями Кадыро-вой и Ишменевой башкирцы, без оброка и без всякой нам выгоды...» [7, л. 53—56]. Слова «при дедах и отцах наших» (если отсчитать от 1760 г.) примерно указывают на время 2-й пол. XVII— нач. XVIII вв. К сожалению, более точные датировки пока что невозможны. Об этой же дате, со слов стариков, рассказывал местный любитель древностей, который говорил, что после башкирского восстания (т.е. в конце 1-й пол. XVIII в.) новое деревенское кладбище было основано ближе к населенному пункту. К слову сказать, д. Ишменевой сейчас в районе нет. Мы предполагаем принадлежность небольшого Кадыровского-П кладбища с каменными выкладками жителям бывшей д. Ишменевой. Отметим также, что род тырнаклы входил в состав племени айле, т.е. также относился к ай-линским башкирам, расселявшимся в Месягу-товской лесостепи и в Зауралье [8, с. 194—298].

Схожий погребальный памятник получил название Кадыровские—11 выкладки (Дуван-ский район РБ). Они расположены в 2 км к юго-востоку от д. Кадырово, на надпойменной террасе правого берега р. Ай, у подножия высокой горы. Через территорию могильника проходит проселочная дорога из д. Кадырово в пос. Майский Кигинского района РБ. Таким образом, два кладбища, Кадырово-! и Кады-рово-П, располагались в противоположных сторонах от деревни, выше и ниже по реке.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2016, том 21, № 2 (82) 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Памятник открыт в 1993 г. Г.Н. Гарусто-вичем и В.В. Овсянниковым. На задернованной поверхности заметны осыпавшиеся каменные выкладки. Могильник вытянулся вдоль подошвы горы не менее чем на 350 м. Оградки, ориентированные по линии восток-запад или северо-запад-юго-восток, возводились из плиток известняка без раствора, имели размеры 3—10 х 2—6 м. Лучше сохранилось скопление выкладок в южной части некрополя, поскольку по предписанию Оренбургского магометанского духовного собрания в конце XIX в. могилы здесь были окопаны неглубокими траншеями [9, с. 40 (Циркулярный указ от 10 сентября 1890 г. за № 3883)], т.е. огорожены для предохранения от пасущегося скота. С целью определения характера памятника нами в 1997 г. были произведены рекогносцировочные раскопки одной каменной оградки.

Выкладка № 1 располагалась примерно по центру кладбища. Камни разрушенной оградки разбросаны по сторонам. Судя по нижним камням, овальная надмогильная конструкция имела примерные размеры: 2,35 х 0,95 м, она вытянута по линии восток-запад. Объем сохранившихся каменных плиток указывает на

первоначальную высоту выкладки меньше 0,3 м. Простая могильная яма (с отвесными стенками и ровным дном) имела размеры 1,92 х 0,65 м, развернута по линии восток-запад. Глубина могилы 0,78 м от уровня современной поверхности. Костяк взрослого человека (женщины?) покоился вытянуто на спине, с ориентировкой головы на запад. Череп развернут на правый висок, лицевой частью к югу (в сторону Мекки). Руки и ноги вытянуты. Ноги в области коленных суставов сведены вместе. Вещей нет. Могильник по всем параметрам, известным нам на сегодняшний день, аналогичен Кадыровским-1 выкладкам и тоже относится к концу ХУП—нач. XVIII вв.

На примере археологических исследований Кадыровского-! могильника у специалистов-этнографов появилась реальная возможность рассматривать похоронную обрядность башкир в исторической ретроспективе. Значение рассматриваемых нами материалов повышается в связи с тем, что краниологические материалы некрополя обработаны специалистами-антропологами и уже введены в научный оборот [10].

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Абдулгазина (Булякова) Г.В. Погребальные обычаи башкир Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской области второй половины ХХ в. // Феномен евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Уфа-Сибай, 27-29 мая 2009 г.). Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. С.15-17.

2. Абдулгазина Г.В. Похоронные обряды у башкир Челябинской области // Городские башкиры: проблемы языка и демографии: материалы VI межрегион. науч.-практ. конф. (г. Октябрьский, 15 апр. 2010 г.). Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. С. 47-51.

3. Булякова Г.В. Семейная обрядность башкир Челябинской области: автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2012. 24 с.

4. Гарустович Г.Н. Особенности мусульманской погребальной обрядности башкир в эпоху позднего средневековья // Этнические взаимодействия на Южном Урале: материалы VI Всерос. науч. конф. /

отв. ред. А.Д. Таиров. Челябинск: Челябинский гос. краеведч. музей, 2015. С. 314-322.

5. Археологическая карта Башкирии / под ред. О.Н. Бадера. М.: Наука, 1976. 262 с.

6. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. 744 с.

7. Центральный исторический архив (ЦИА РБ). Ф. 172, Оп. 1. Д. 34.

8. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. 576 с.

9. Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания 1836-1903 гг. Уфа, 1905. 500 с.

10. Нечвалода А.И. К антропологии северовосточных башкир: краниологические материалы из могильника Кадырово эпохи позднего средневековья // Этнические взаимодействия на Южном Урале: материалы VI Всерос. науч. конф. / отв. ред. А.Д. Таиров. Челябинск: Челябинский гос. краевед. музей, 2015. С.396-401.

REFERENCES

1. Abdulgazina (Bulyakova) G.V. Pogrebalnye obychai Bashkir Argayashskogo i Kunashakskogo ray-onov Chelyabinskoy oblasti vtoroy poloviny XX v. [Funeral traditions of the Bashkirs in the Argayash and Kunashak

districts of the Chelyabinsk region in the second half of the 20th century]. Fenomen evraziystva v materialnoy i dukhovnoy kulture, etnologii i antropologii bashkirskogo naroda [Phenomenon of eurasianism in material and spiritual culture, ethnology and anthropology of the Bashkir people]. Proceedings of the All-Russian Science

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2016, том 21, № 2 (82) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllED

and Research Conference. (Ufa-Sibay, May 27-29, 2009). Ufa, IIYaL UNTs RAN, 2009, pp. 15-17 (In Rus-

2. Abdulgazina G.V. Pokhoronnye obryady u bashkir Chelyabinskoy oblasti [Funeral ceremonies among the Bashkirs of the Chelyabinsk region]. Gorodskie bash-kiry: problemy yazyka i demografii [Urban Bashkirs: Problems of language and demography].. Proceedings of the 6th Interregional Science and Research Conference (Oktyabrskiy, April 15, 2010). Ufa, IIYaL UNTs RAN, 2010, pp. 47-51 (In Russian).

3. Bulyakova G.V. Semeynaya obryadnost bashkir Chelyabinskoy oblasti [Family ceremonialism of the Bashkirs in the Chelyabinsk region]. PhD Thesis in History. St. Petersburg, 2012. 24 p. (In Russian).

4. Garustovich G.N. Osobennosti musulmanskoy pogrebalnoy obryadnosti bashkir v epokhu pozdnego srednevekovya [Features of Muslim funeral ceremonialism of the Bashkirs in the late Middle Ages]. Etnicheskie vzaimodeystviya na Yuzhnom Urale [Ethnic interactions in the South Urals]. Proceedings of the 6th All-Russian Science and Research Conference. A.D. Tairov (ed.). Chelyabinsk, 2015, pp. 314-322 (In Russian).

5. Archeologicheskaya karta Bashkirii [The archaeological map of Bashkiria]. O.N. Bader (ed.). Moscow, Nauka, 1976. 262 p. (In Russian).

6. Asfandiyarov A.Z. Istoriya sel i dereven Bashkor-tostana i sopredelnykh territoriy [History of villages and

gions]. Ufa, Kitap, 2009. 744 p. (In Russian). J

7. Central State Historical Archive of the Republic of Bashkortostan. Fond 172, opis 1, delo 34.

oda. Et nicZeskiy sostavi istoriya rasseleniya.[Oggi n of the Bashkir people. Ethnic structure, history of settlement process]. Moscow, Nauka, 1974 . 576 p. (In Rus-

9. Sbornik tsirkulyarov i inykh rukovodyasУcУikh ra-sporyazheniy po okrugu Orenburgskogo Magometansk-ogo dckУovnogo Sobraniya 1836-1903 gg. [Collection of circulars and other regulations for the district of the Orenburg Mohammedan Spiritual Assembly of 18361903. Ufa, 1905. 500 p. (In Russian).

10. Nechvaloda A.I. K antropologii severo-vostocУ-

Kadyrovo epokhi pozdnego srednevekovya [On anthropology of north-eastern Bashkirs: Craniological materials from the late medieval Kadyrovo burial ground]. Etnicheskie vzaimodeystviya na Yuzhnom Urale [Ethnic interactions in the South Urals]. Proceedings of the 6th All-Russian Science and Research Conference. A.D. Tairov (ed.). Chelyabinsk, 2015, pp. 396-401 (In Russian).

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2016, том 21, № 2 (82)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.