УДК 930.2(47)
МУСУЛЬМАНСКАЯ ГИГИЕНА У КОЧЕВНИКОВ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ ХШ-ХУ1 ВВ.
Л.Ф. Абзалов
Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация len_afzal@mail.ru
Резюме. В статье под ракурсом мусульманской гигиенической практики рассматривается проблема исламизации номадов XIII - начала XVI вв. Актуальность данной проблемы обусловлена нарастающим общественным интересом к процессу распространения мусульманской культуры на обширных пространствах Евразийских степей. Изучение указанных процессов предполагает рассмотрение факторов способствующих интеграции кочевников с миром ислама. Как известно, эти процессы были долгими и сложными, при сохранении в кочевой среде старых языческих пережитков, но с устойчивой тенденцией укрепления позиций ислама. Целью данной статьи является попытка определения степени развития мусульманской гигиенической культуры у номадов Великой степи XШ-XVI вв. Изучение указанной проблемы позволит не только составить более полную картину жизни кочевников, но и понять причины затруднявшие исполнение строгих требований ислама в их повседневной жизни. Данный аспект жизнедеятельности степняков относится к числу малоизученных, на сегодняшний день отсутствуют труды, всесторонне освещающие рассматриваемую проблему. Источниковую базу исследования составили священные тексты мусульман, сведения авторов различных эпох, характеризующих жизнь и быт кочевников Великой степи, археологические данные и этнографические материалы. В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что суровые природно-климатические условия, устоявшиеся традиции и обычаи кочевников препятствовали исполнению всех норм мусульманской гигиены, что не исключало их принадлежности к мусульманскому миру.
Ключевые слова: номады, Великая степь, ислам, мусульманская гигиена, гигиеническая культура.
Для цитирования: Абзалов Л.Ф. Мусульманская гигиена у кочевников евразийских степей XШ-XVI вв. Тюркологические исследования. 2021;4(3):21-33.
Введение
Распространение ислама должно было способствовать позитивным сдвигам в области личной гигиены кочевников в силу того, что в исламе существуют достаточно строгие требования к туалетному этикету. Ислам стал распространяться среди кочевников евразийских степей уже в VII-VIII вв. Со всей очевидностью можно говорить о том, что степень проникновения мусульманской культуры в кочевую среду в разные эпохи и у разных племен была неоднородной. Ислам у номадов евразийских степей приобрел специфический характер, по крайней мере, в плане соблюдения мусульманской обрядовой практики. Известный османский ученый и путешественник Эвлия Челеби, наблюдавший за жизнью кочевников Восточной Европы XVII в., пишет: «И все татары - привычные обитатели степей [...] Со времен Чингисхана этот народ превратился в правоверных и единобожцев ханифитского и шафи-итского толка. Однако этот народ, татары, хотя ему присущи некоторые из упомянутых моральных качеств и хотя он отличается некоторыми из этих свойств, склоняется и к исполнению суннитских обрядов ислама, и к неверию, [пребывает как бы в раздвоении] [...] Они и украшены достоинствами мусульманской веры, и остаются во мраке неверия и заблуждения» [1, с. 137]. Несмотря на то, что с точки зрения рафинированного мусульманина, кочевники Великой степи в своих обрядах, ритуалах и даже в понимании религиозных основ, отклонялись от догматического ислама, все же в восприятии самих кочевников они были мусульманами, т.е. при слабом развитии мусульманских институтов они обладали мусульманской идентичностью и целостным религиозным сознанием. Р.М. Мустафина применительно к казахам XIX-XX вв. пишет: «Своеобразие бытового ислама в разных регионах «мусульманского мира» в значительной степени определяется сохранившимися в быту народа реликтами местных домусульманских верований и обрядов. Ислам не вытеснил полностью прежние религиозные представления и традиции, но основательно разрушил их. Бытуя в течение длительного времени в условиях ислама, реликты домусульманских традиций переплелись с господствующим религиозным мировоззрением, обрели мусульманскую оболочку, стали элементами нового, мусульманского мировоззрения. В бытовом исламе у казахов, как и у других среднеазиатских народов, реликты домусульманских религий играли значительную роль. Они сохранились в различных сферах религиозной жизни: в культе святых, в различных группах духовенства, в семейном быту обрядах и обычаях, связанных с жизненным циклом семьи (свадьбой, рождением обрезанием, смертью). Свидетельством жизненности архаичных культов являются реликтовые формы шаманства и других древних воззрений» [2, с. 114]. При этом следует учесть, что сохранение домусульманских
верований, не препятствовало номадам, в нашем случае казахам, считать себя мусульманами.
Мусульманская гигиена
Ислам, как было уже сказано, предъявляет достаточно строгие требования к личной гигиене. В священной книге мусульман говорится: «Воистину, Аллах любит очищающихся» [3, 9:108], а пророк Мухаммад сказал: «Ислам основывается на чистоте» [4, с. 6]. В исламском праве -фикхе, есть раздел, регулирующий правила физической чистоты тела: «Физическая и духовная чистота в исламе являются одним из самых важнейших условий религиозного служения. В исламе существуют понятия «чистого» и «нечистого» в природе и мире живых существ, эти понятия оказывают глубокое влияние на быт и сознание верующих мусульман» [5, с. 147]. Следует также отметить, что исламская гигиена делает особый акцент именно на гигиене представителей мужского пола.
По шариату к числу нечистого (наджаса) причислены: «моча, кал, сперма, мертвечина, труп, кровь, собака, свинья, кяфир, вино, пиво и другие хмельные напитки, пот нечистых животных, пот животных, которые питаются нечистотами» [5, с. 148]. В свою очередь наджаса подразделяется: «на тяжелую (или сильную: человеческие испражнения, как моча; кал; сперма (в шафиитском и ханбалитском мазхабах сперма считается чистой); влага, исходящая из мужского полового органа во время полового возбуждения; рвота; послеродовые выделения; менструации и другие виды женских выделений; оторванные от тела человека куски мяса и льющаяся кровь, мертвечина, свинина, алкогольные напитки, все естественные выделения остальных животных, за исключением птиц, и их кровь) и легкую (или слабую, моча и помет домашнего скота, лошадей, мулов (в ханафитском мазхабе так считали Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани (749-805) и Абу Йусуф (731-798), но Абу Ханифа (699-767) считал все это тяжелой нечистотой), испражнения таких хищных птиц, как ястреб, орел, сокол, коршун, содержимое желчного пузыря у домашнего скота является также легкой нечистотой, а у остальных животных - тяжелой). Нечистоты также бывают твердые и текучие, как например, мертвечина и кровь. Попав на тело человека, нечистоты могут быть видимыми (например, кал) и невидимыми (например, моча). Все виды нечистот в одинаковой степени оскверняют те места, на которые они попадают. Тело и одежда мусульманина должны быть защищены от их попадания» [6, с. 259-260]. Из представленного списка, разве что со свиньей кочевник имел менее всего контактов.
Известный мусульманский ученый Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси (1058-1111) рассуждая об очищении (тахара) выделяет четыре степени: «первая из которых связана с очищением внешности от
всего того, что нарушает религиозную чистоту, от нечистот и приращений (всего того, что прорастает на теле: волос, ногтей и т.д.), остальные же степени связаны с поступками и помыслами мусульманина, которые должны соответствовать нормам ислама» [4, с. 7]. «Очистителями» (му-тахарат) от наджасы по шариату могут служить: «вода, земля, солнце, истихала (превращение, метаморфоза), испарение, интикал (перемещение), Ислам, природа, исчезновение источника нечистоты, очищение животного, которое питалось нечистотой и др.» [5, с. 151-152].
Очищение от нечистот осуществляется следующими способами: «путем мытья в воде, протиранием, обжиганием на огне, изменением состояния, путем иссушения нечистоты» [6, с. 321-322]. При этом вода для очищения бывает двух видов: «чистая вода (мутлак), не смешанная с другими веществами (воды природных источников, морей, рек, а также грунтовые и дождевые воды). Чистые воды в свою очередь разделяются на следующие категории: одновременно и чистые, и очищающие (их можно пить и ими можно очищаться), чистые воды, использование которых крайне нежелательно (из них пили домашние или дикие животные). Использование такой воды нежелательно (макрух), если под рукой есть более чистая вода. Воды, которые являясь чистыми, не являются очищающими (воды, уже использованные для умывания или совершения омовения). Нечистые воды (если в воду, которая находилась в небольшой емкости, попала какая-либо нечистота или скверна, при этом в больших водных резервуарах, бассейнах и т.д. попадание небольшого количества скверны не делает воду нечистой, если вода не изменила свой вкус, либо цвет или запах. Попадание скверны в проточную воду также не делает ее нечистой). Нечистыми водами нельзя умываться и совершать омовение. Вода, которая смешалась с другими веществами (мукаййад) и изменила свой цвет, либо запах или вкус. Эта вода также считается чистой, ее можно пить и использовать при приготовлении пищи. Но ею нельзя очищаться от нечистот, совершать омовения, так как она изменила свои изначальные качества» [6, с. 322].
Среди способов религиозного очищения выделяются: «малое омовение (вуду'), полное омовение (гусл), [символическое] омовение чистой землей (тайаммум1), коим предшествует подмывание (истинджа)» [4, с. 22]. Гусл - это купание, с полным омовением всего тела водой: «Помимо обязательного (фард) гусла, который нужно совершать после половых сношений, семяизвержений, менструальных циклов и послеродового периода, т.е. в состоянии ритуального осквернения - джанаба,
1 Осуществляется в случае отсутствия воды или каких-либо противопоказаний. См. подробнее: [4, с. 38-39]. Мусульманин должен ударить оземь ладонями, держа пальцы сомкнутыми, затем он протирает лицо, далее вторично прикасается к земле ладонями и протирает руки и т.д.
существует и гусл сунны, совершение которого является желательным и богоугодным актом, который желательно совершать по пятницам, в дни праздников Рамадан и Курбан, во время хаджа, после принятия каким-либо человеком Ислама, перед въездом в Мекку и Медину, перед совершением каких-либо полезных и богоугодных дел, при возвращении из путешествия» [6, с. 91-92].
Гусл должен совершаться чистой водой и является недействительным в случае простого обтирания тела влажным полотенцем. Обязательными действиями при совершении гусла являются: «после принятия намерения, вначале нужно ополоснуть рот и нос; затем вымыть голову и все тело так, чтобы на нем не оставалось ни одного необмытого места. При этом нужно тщательно вымыть волосы, брови, пупок, половые органы и т.д. [...] Гусл желательно совершить в месте, где нет посторонних людей, но если это невозможно, то нужно сделать его так, чтобы не открывать срамных мест (аврат) при посторонних людях (в том числе при представителях своего пола). В случае, если и это не представляется возможным, то нужно временно, до возникновения соответствующих условий, воздержаться от совершения гусла. При совершении гусла нельзя становиться лицом к кибле. После купания желательно обтереться полотенцем» [6, с. 91].
Мухаммад ал-Газали ат-Туси в своем сочинении пишет о такой разновидности грязи, которая скапливается на всем теле от пота и пыли дорог и для ее устранения необходимо посещать баню, т.е. совершить гусл: «Нет ничего плохого в посещении бань - сподвижники Посланника аллаха посещали бани в Сирии. Некоторые из них сказали: «Отличная вещь - баня! Очищает тело и напоминает об адском огне!» [...] Нет ничего плохого в стремлении извлечь пользу от посещения бани при условии предохранения себя от ее вреда» [4, с. 43]. Мухаммад ал-Газали ат-Туси выделяет обязательные и дополнительные предписания для посещения мусульманином бани: «Ему следует выполнять два обязательства касательно своего 'аврата и два - касательно 'аврата других [...] Известно, что мужчинам запрещается входить в баню без одежды, [прикрывающей 'аврат], а женщине [вообще] запрещается входить в баню, кроме как роженицам и больным. 'Аиша, да будет доволен ею аллах, посетила баню для лечения от болезни. Если женщина посещает баню по необходимости, то ей следует входить туда только под длинным покрывалом, [закрывающим все тело от головы до ног]» [4, с. 43, 48].
Следующий способ религиозного и физического очищения - это вуду: «малое омовение, без совершения которого нельзя читать намаз, ритуальный обход Каабы, прикосновение к страницам Корана» [6, с. 8687]. Как известно, каждый мусульманин перед молитвой должен принимать тахарат, выводящий его из ритуальной нечистоты [3, 5:6].
В мусульманском туалетном этикете есть правило, обозначаемое термином истинджа: «Истинджа - это очищение от нечистот после испражнения большой или малой нужды. Основным средством очищения в этих случаях является вода. Мужчинам после отправления малой нужды необходимо тщательно выжать мочеиспускательный канал, а потом вымыть его водой (истибра). Для того чтобы брызги мочи не попали на одежду, нужно мочиться в сидячем положении. Однако если мужчина уверен, что эти брызги на одежду не попадут, то можно мочиться и стоя. Желательно мыть загрязненные места левой рукой, а лить воду правой. В некоторых случаях позволительно очиститься не водой, а камнем, землей или бумагой. Использовать для очищения камень можно в случае, если место загрязнения не высохло и если нечистота не загрязнила большое пространство» [6, с. 165].
В исламе также имеются предписания поведения в туалете: «Отправлять естественную нужду нужно только в специально отведенных для этого местах (туалетах), при этом следует входить левой ногой. Нельзя делать это в общественных местах, садах или под фруктовыми деревьями. При отправлении естественной нужды желательно: заранее приготовить воду для очищения от нечистот; не входить в туалет с Кораном или листами, в которых упомянуто имя Аллаха, пророка и других выдающихся мусульманских деятелей; входить в туалет с левой ноги, а выходить с правой; выходить из туалета сразу после испражнения и очищения, не задерживаться там без надобности; не поворачиваться в сторону киблы передом или задом во время испражнений (в ханафит-ском мазхабе); не смотреть на испражнения и не трогать их» [6, с. 165].
При этом в исламе допускается символическое очищение песком, либо камнем в исключительных случаях, когда нет воды для совершения омовения перед молитвой, которое обозначается понятием «тай-аммум»: «Если же вы больны или находитесь в поездке, если кто-либо из вас справил нужду или соприкоснулся с женщиной и [при этом] не может найти воду, то совершайте омовение чистым мелким песком, обтирая им лицо и руки. Аллах [вовсе] не хочет создавать для вас неудобства - он желает вам очищения и хочет довести до завершения свое благоволение к вам» [3, 5:6]. «Тайаммум можно использовать только тогда, когда в радиусе 3-х километров нет необходимого количества воды для очищения. Кроме этого, он используется в исключительных случаях, когда есть опасность заражения или простуды от воды, если имеется опасность простуды или обострения других болезней при большом или малом омовении водой; либо когда есть только небольшое количество воды только для питья; либо если мусульманин боится потерять свои вещи в случае, если отойдет от них на большое расстояние» [6, с. 309].
Пророк Мухаммад своим примером демонстрировал образец не только религиозной, но и физической чистоты, в одном из хадисов он сказал: «Чистота - это половина веры» [6, с. 321]. Пророк уделял много внимания и уходу за ротовой полостью, а именно чистке зубов мисваком (щетка для чистки зубов), ее полосканию во время омовения и после приема пищи.
Мусульманин должен мыть и расчесывать волосы, также допускается бритье головы с целью ее очищения. Борода в исламе допускается и приветствуется. Усы необходимо стричь, выравнивая их по краю губ и вокруг них. Волосы в подмышках и на лобке желательно выщипывать или сбривать, а ногти подстригать [4, с. 49-51]. Помимо этого пророк приветствовал использование ароматических средств.
Особое внимание уделялось чистоте одежды мусульманина: «Да будет твоя одежда покровом чистым» [3, 74:4]. Чистота одеяния является обязательным условием для ежедневных молитв.
В исламе также практикуется «масх» - обтирание какой-либо части тела влажной ладонью: «Масхом также называется обтирание влажными руками кожаной обуви (маст или хуфф), которая покрывает ногу до лодыжки, вместо мытья ноги при малом омовении. При этом необходимо, чтобы до этого эта обувь была надета на чистую ногу, после совершения предыдущего малого омовения и не снималась после этого. При последующих омовениях на такую ногу в течение 24 часов можно совершать масх. Путники могут сделать это на протяжении 72 часов. Разрешается протирать такую обувь на кожаной или войлочной подошве, которая выдерживает расстояние 1 часа пути и не разваливается. В домашней обстановке разрешается делать масх на плотные и толстые шерстяные носки, толщина которых достаточна, чтобы позволить не запачкать или намочить ноги. Масх на масты совершается следующим образом: После протирания (масха) головы при малом омовении нужно вначале протереть мокрыми соединенными вместе пальцами правой руки верх носка правой обуви в направлении от пальцев ног на себя. Потом то же самое нужно сделать левой рукой на левую ногу» [6, с. 455].
Мусульманская гигиена у номадов
Даже из этого краткого обзора видно насколько детальные гигиенические предписания дает ислам мусульманину. Как же обстояло дело с исполнением этих предписаний у кочевников евразийских степей?
Основным фактором, влияющим на соблюдение канонов мусульманской гигиены номадом, была степень его приобщенности к исламу, т.е. насколько он был убежден в строгой необходимости всех предписаний религии. Вопросы религиозности и соотношения канона и традиционного ритуала остаются весьма дискуссионными и служат источником искаженных представлений о степени исламизированности населения
Улуса Джучи [7, с. 608]. Как известно, процесс обращения кочевников Золотой Орды в ислам был постепенным и долговременным, который не охватывал всего населения сразу [8]. На различных этапах развития этого государства уровень исламизации был неодинаковым, но в целом мы можем наблюдать тенденцию усиления роли ислама, который достигает своего наибольшего влияния в XV столетии: «Магометанская вера стала обычным явлением среди татар уже около ста десяти лет тому назад. Правда, раньше только немногие из них были магометанами, а вообще каждый мог свободно придерживаться той веры, которая ему нравилась. Поэтому были и такие, которые поклонялись деревянным или тряпичным истуканам и возили их на своих телегах. Принуждение же принять магометанскую веру относится ко времени Идегея, военачальника татарского хана... » [9, с. 140]. В последующем позиции ислама среди кочевников лишь укрепляются (исключением, являются пришедшие в XVII в. в восточноевропейские степи калмыки).
Об особенностях ислама в кочевой среде справедливо следующее утверждение И.Л.Измайлова: «Нельзя отрицать и определенные различия в следовании некоторым канонам мусульманского права со стороны различных слоев населения [Улуса Джучи. - Л.А.]. Кочевая знать при всем показном внешнем благочестии явно позволяла себе некоторые послабления в ритуальной практике, например, это касалось питья вина, погребения в одежде и с оружием. И это отнюдь не случайно. Главным для ханов было не вероисповедание татарских аристократических кланов - «опоры трона», а их лояльность власти, личная преданность хану, вера в святость «Дома Чингиз-хана»» [7, с. 608].
Вполне естественно, что не все вышерассмотренные мусульманские гигиенические предписания выполнялись, что было связано с рядом как субъективных, так и объективных факторов. К числу последних, следует отнести достаточно суровые климатические условия, в особенности в холодное время года. Сильные морозы и ветры препятствовали ежедневным водным процедурам для очищения известных частей тела с целью совершения намаза. Например, исполнение вуду в таких условиях весьма затруднительно, т.к. для этого необходимо уединенное место (кочевники на стойбище не держали отдельных помещений для отхожих мест, а в условиях собственной юрты с ее многочисленными обитателями данная процедура также могла создавать некоторые неудобства, хотя впрочем, в силу традиции, они могли восприниматься совершенно естественно) и относительно теплая вода (что при дефиците топлива также весьма затруднительно). Все это могло создать определенную опасность здоровью мусульманина, что должно было быть, очевидно, как для мусульманского миссионера-проповедника, так и для кочевника-неофита. Именно по этим причинам в степи гигиенические обряды ислама зача-
стую нарушались, но при этом они могли обходиться тайамумом. И не случайно, что многие кочевники проделывали ритуал очищения посредством жестикуляции, имеющей символический характер. Для этого следовало несколько раз провести ладонями по лицу, по ногам, а также имитировать процесс мытья [10, с. 125], что, очевидно, наблюдалось и в теплое время года при отсутствии воды. В целом в народном исламе номадов гигиенические требования были не столь строги. Мусульманские миссионеры, чаще всего суфийские дервиши, очевидно, могли терпимо относиться к подобным нарушениям строгой мусульманской гигиены.
В теплое время года гигиенические предписания ислама, кочевниками-мусульманами, очевидно, также исполнялись нерегулярно и непоследовательно. Здесь не последнюю роль играла сила привычки, но по мере укрепления ислама в традиционной культуре номадов и усиления позиций мусульманского духовенства ситуация могла изменяться в лучшую сторону (см. Рис. 1).
Следует также помнить, что не каждый человек, считавший себя мусульманином, был сведущ во всех аспектах мусульманской гигиены. Речь идет о том, что не в каждом кочевом аиле могли знать о требованиях к различным видам мусульманского ритуального очищения, например, к тому же гуслю. И, пожалуй, даже не стоит рассуждать о том, что в подавляющем большинстве это были люди безграмотные и самостоятельно усваивать соответствующую литературу они не могли. Ко всему прочему, неисполнение всех гигиенических требований ислама с точки зрения номада никоим образом не мешало им быть мусульманами, впрочем, и с точки зрения правоверных мусульман тоже (здесь уместно вспомнить вышеприведенные слова Эвлии Челеби). Не последнее значение имело отношение к личной гигиене конкретной личности, которое, как известно у каждого человека разное.
Археологические и этнографические материалы свидетельствуют, что у номадов были специальные медные кувшины-кумганы для ежедневного туалета. У городских жителей Золотой Орды, с которыми кочевники тесно контактировали, керамические кувшины (афтафа, аф-тоба) имелись однозначно, т.к. их достаточно часто обнаруживают, на-
Рис. 1. Вытирание рук после омовения перед намазом.
Казахи. Казахстан, Семипалатинская область. Фото С.М. Дудина,1899 г.).
пример, в туалетных ямах во время раскопок золотоордынских городищ. Представители кочевого ордынского общества, прежде всего, элита, также приобщалась к банным процедурам и, очевидно, они посещали бани в золотоордынских городах [11], в т.ч. для совершения полного омовения. У рядовых же кочевников могли практиковаться кочевнические бани, первое описание которых встречается еще у Геродота [12, с. 205]. В этой связи также следует отметить и благотворное влияние представителей городской культуры Золотой Орды на номадов Дашт-и Кыпча-ка. Очевидно именно с исламом следует связать распространение мыла в кочевой среде Золотой Орды.
Следует заметить, что у кочевников Золотой Орды существовали и свои требования к туалетному этикету, которые отчасти совпадали с некоторыми предписаниями ислама, являющиеся желательными для каждого мусульманина. Например, для отправления естественных нужд кочевник удалялся в специально отведенное, недоступное взору людей отдаленное место (но, очевидно, что не каждому кочевнику были известны направления положения тела при данном процессе), номадам было запрещено мочиться в воде, мужчины постоянно брили головы, стригли бороды и усы, полоскали ротовую полость, использовали специальные зубочистки, стригли ногти и др.
Вышеизложенный материал позволяет сделать следующие выводы:
- степень проникновения ислама в кочевую среду Великой степи в разные эпохи и у разных племен и народов была неоднородной, что находило свое отражение и в их гигиенической культуре;
- в исламе существуют строгие требования гигиенического характера, физическая и духовная чистота в исламе является одним из важнейших условий религиозного служения;
- основным фактором соблюдения мусульманских гигиенических норм являлось приобщение номада к исламу, что выражалось в уяснении основ ритуальной чистоты мусульманина;
- несмотря на принятие ислама, номады продолжали сохранять до-мусульманские нормы гигиенического характера;
- природно-климатические условия Евразийских степей, а также образ жизни кочевников служили определенным препятствием в строгом выполнении норм ритуальной чистоты мусульманина, в таком случае эти требования обходились или же они прибегали к тайамуму;
- благотворное влияние на гигиеническую культуру номадов могло оказывать взаимодействие с высокоразвитой мусульманской городской культурой Золотой Орды.
Обобщая вышесказанное можно сделать однозначный вывод о благотворном влиянии мусульманской гигиенической культуры на санитарно-гигиеническое состояние кочевников Евразийских степей XIII - начала XVI вв.
Список литературы
1. Челеби Э. Книга путешествия (Извлечение из сочинения турецкого путешественника XVII века). Вып. 2: Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М.: Наука, 1979. 288 с.
2. Мустафина Р.М. Представления, культы, обряды у казахов: в контексте бытового ислама в южном Казахстане в конце XIX-XX вв. Алма-Ата: ^азак университети, 1992. 172 с.
3. Коран.
4. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Возрождение религиозных наук. Пер. с араб. яз. книги "Ихйа' 'улум ад-дин". В 10-ти томах. Т.2. Махачкала: Нуруль иршад, 2011. 460 с.
5. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2009. 512 с.
6. Али-заде А.А. Исламский энциклопедический словарь. М.: Ан-сар, 2007. 400 с.
7. Измайлов И.Л., Усманов М.А. Ислам в Улусе Джучи. История татар с древнейших времен: В 7 т.: Т.3: Улус Джучи (Золотая Орда). XIII-середина XV вв. Казань: Институт истории АН РТ, 2009. С. 599 - 617.
8. Ислам в жизни казахов: от прихода в веру до сегодняшних дней. Интервью с Чарльзом Веллером (Islam in the life of Kazakhs) 10.03.2017 https://caa-network.org/archives/8551 (дата обращения: 28.05.2021).
9. Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей в XV в. Л.: Наука, 1971. 275 с.
10. Гимбатова М.Б. Нормы исламского этикета в традиционной культуре ногайцев (XIX - начало ХХ вв.). Ногайцы: XXI век. История. Язык. Культура. От истоков к грядущему. Черкесск, 2014. 480 с.
11. Зиливинская Э.Д. Бани Золотой Орды // Практика и теория археологических исследований. М., 2001. С. 174-226.
12. Геродот. История. Кн.4. Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Л.: Наука, 1972. 604 с.
Сведения об авторе: Абзалов Ленар Фиргатович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Татарстана Института международных отношений К(П)ФУ (г. Казань, Россия), e-mail: len_afzal@ mail.ru
Дата поступления 19.03.2021 Принят к публикации 08.04.2021
MUSLIM HYGIENE AMONG THE NOMADS OF THE EURASIAN STEPPES OF THE 13-16 CENTURIES
L.F. Abzalov
Kazan Federal University Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation len_afzal@mail.ru
Abstract. The article considers the problem of Islamization of nomads of the 13 - early 16 centuries from the perspective of Muslim hygienic practice. The urgency of this problem is due to the growing public interest in the process of spreading Muslim culture over the vast expanses of the Eurasian steppes. The study of these processes involves the consideration of factors contributing to the integration of nomads with the world of Islam. As you know, these processes were long and complex, while preserving the old pagan remnants in the nomadic environment, but with a steady tendency to strengthen the position of Islam. The purpose of this article is an attempt to determine the degree of development of the Muslim hygienic culture among the nomads of the Great Steppe of the 13-16 centuries. The study of this problem will not only provide a more complete picture of the life of nomads, but also to understand the reasons that made it difficult to fulfill the strict requirements of Islam in their daily lives. This aspect of the life of the steppe people is one of the poorly studied, to date, there are no works that comprehensively cover the problem under consideration. The source base of the study was made up of the sacred texts of Muslims, information from authors of various epochs describing the life and way of life of the nomads of the Great Steppe, archaeological data and ethnographic materials. In the course of the study, the author came to the conclusion that the harsh natural and climatic conditions, well-established traditions and customs of the nomads prevented the implementation of all the norms of Muslim hygiene, which did not exclude their belonging to the Muslim world.
Keywords: nomads, the Great Steppe, Islam, Muslim hygiene, hygienic culture.
For citation: Abzalov L.F. Muslim hygiene among the nomads of the Eurasian steppes of the 13-16 centuries. Tyurkologicheskie issledovaniya =TurkologicalStudies. 2021;4(3):21-33. (In Russ.)
References
1. Chelebi E. Kniga puteshestviya (Izvlechenie iz sochineniya tureckogo puteshestvennika XVII veka) [The book of travel (Extract from the work of a Turkish traveler of the 17 century)]. Vol.2: Zemli Severnogo Kavkaza, Povolzh'ya i Podon'ya. M.: Nauka, 1979. 288 s. (In Russian)
2. Mustafina R.M. Predstavleniya, kul'ty, obryady u kazahov: v kontekste bytovogo islama v yuzhnom Kazahstane v konce XIX-XX vv. [Representations, cults, rituals among the Kazakhs: in the context of everyday Islam in southern Kazakhstan in the late 19-20 centuries]. Alma-Ata: ^aza^ universiteti, 1992. 172 s. (In Russian)
3. Koran [The Qur'an]. (In Russian)
4. Abu Hamid Muhammad al'-Gazali at-Tusi. Vozrozhdenie religioznyh nauk. [The revival of religious sciences]. Per. s arab. yaz. knigi "Ihja' 'ulum ad-din". V 10-ti tomah. Vol.2. Mahachkala: Nurul' irshad, 2011. 460 s. (In Russian)
5. Kerimov G.M. SHariat: Zakon zhizni musul'man. Otvety SHariata na problemy sovremennosti [Sharia: The Law of Muslim Life. Sharia Answers to the Problems of our Time]. SPb.: Izd-vo «DILYA», 2009. 512 s. (In Russian)
6. Ali-zade A.A. Islamskij enciklopedicheskij slovar' [Islamic Encyclopedic Dictionary]. M.: Ansar, 2007. 400 s.
7. Izmajlov I.L., Usmanov M.A. Islam v Uluse Dzhuchi [Islam in Jochi Ulus]. Istoriya tatar s drevnejshih vremen: V 7 t.: T. 3: Ulus Dzhuchi (Zolotaya Orda). XIII - seredina XV vv. Kazan': Institut istorii AN RT, 2009. S. 599-617. (In Russian)
8. Islam v zhizni kazahov: ot prihoda v veru do segodnyashnih dnej. Interv'yu s CHarl'zom Vellerom [Islam in the life of Kazakhs]. 10.03.2017 https://caa-network.org/archives/8551 (data obrashcheniya: 28.05.2021). (Accessed: 05.02.2021)
9. Barbaro i Kontarini o Rossii. K istorii italo-russkih svyazej v XV v. [Barbaro and Contarini on Russia. On the History of Italian-Russian Relations in the XV century]. L.: Nauka, 1971. 275 s. (In Russian)
10. Gimbatova M.B. Normy islamskogo etiketa v tradicionnoj kul'ture nogajcev (XIX - nachalo XXI vv.) [Norms of Islamic etiquette in the traditional culture of the Nogai people (19-early 20 centuries.)]. Nogajcy: XXI vek. Istoriya. YAzyk. Kul'tura. Ot istokov k gryadushchemu. CHerkessk, 2014. 480 s. (In Russian)
11. Zilivinskaya E.D. Bani Zolotoj Ordy [Baths of the Golden Horde] // Praktika i teoriya arheologicheskih issledovanij [Practice and theory of archaeological research]. M., 2001. S. 174-226. (In Russian)
12. Gerodot. Istoriya [History]. Kn.4. Per. i prim. G.A. Stratanovskogo. L.: Nauka, 1972. 604 s. (In Russian)
About the author: Lenar Abzalov - Cand. Sci. (History), Associate Professor of the Department of History of Tatarstan, Institute of International Relations, Kazan (Volga region) Federal University (420008, Kazan, 18 Kremlevskaya). E-mail: len_afzal@mail.ru
Received March 19, 2021.
Accepted for publication April 08, 2021.