Научная статья на тему 'Мусульмане в британских вооружённых силах в начале XXI в'

Мусульмане в британских вооружённых силах в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
295
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / АРМИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АССОЦИАЦИЯ МУСУЛЬМАН ВООРУЖЕННЫХ СИЛ (AFMA) / ISLAM / UNITED KINGDOM / ARMY / NATIONAL MINORITIES / LEGISLATION / ASSOCIATION OF MUSLIM ARMED FORCES (AFMA)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киселёв Анатолий Кириллович, Коробкина Ирина Александровна, Попова Людмила Анатольевна

В рамках обзора национальной политики Великобритании в начале XXI века авторы приводят данные о службе представителей мусульманской религии в армии Великобритании. Показаны мероприятия британского правитель ства на рубеже столетий, направленные на формирование в вооружённых силах так называемой мультикультурной и мультиконфессиональной общности военнослужащих. Авторы приводят конкретные примеры службы в армии представителей мусульманских общин Великобритании. Статистические данные показывают, что в британской армии служит достаточно большое количество солдат и офицеров, представляющих различные религиозные кон фессии, в том числе мусульман. Несмотря на относительное их меньшинство в общей численности личного состава королевских вооруженных сил, они имеют даже собственную Ассоциацию мусульман вооруженных сил. Наличие у этой ассоциации собственного веб-сайта позволяет мусульманам (как суннитам, так и шиитам), ко торые служат в британской армии, встречаться друг с другом на интернет-форумах и общаться с имамами. Кро ме того, военнослужащие мусульмане имеют доступ к сети местной информации, что позволяет им найти мечети рядом с их базами, а также подробные данные о местных религиозных группах. Таким образом, новый имидж воо руженных сил все более отражает современный день британской армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Muslims in the British armed forces i n the early 21st century

The authors present data on the service of the Muslim religion in the British Army. Showing the British government’s actions at the end of the twentieth century and the first years of the twenty-first century in order to create a so-called inner armed forces multicultural and multi-faith community of military personnel. The authors provide concrete examples of services and examples of career advancement in the military representatives of the Muslim communities of the UK. British Army is a sufficiently large number of soldiers and officers, representing different religious faiths, including the Muslims. Despite their relative minority of the total number of personnel of the Royal Armed Forces of the total number of troops, however, they even have their own Armed Forces Muslim Association. The presence of the association’s own website allows Muslims, both Sunnis and Shiites, serving in the British army, to meet each other on the Internet forums and to chat with imams. In addition, Islamic soldiers have access to a network of local information, so that they can find a mosque near their bases, as well as details of local religious groups. Thus, a new image of the armed forces increasingly reflects the modern day British Army. In less than the last twenty years, the Ministry of Defence of the UK was able to increase the proportion of the staff of “black” and ethnic minorities in all three services related to the security agencies.

Текст научной работы на тему «Мусульмане в британских вооружённых силах в начале XXI в»

УДК 341.3

Киселёв Анатолий Кириллович

доктор исторических наук, доцент Северо-Кавказский социальный институт [email protected]

Коробкина Ирина Александровна

кандидат исторических наук, доцент Северо-Кавказский федеральный университет

[email protected]

Попова Людмила Анатольевна

кандидат юридических наук Северо-Кавказский федеральный университет

[email protected]

МУСУЛЬМАНЕ В БРИТАНСКИХ ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ В НАЧАЛЕ XXI В.

В рамках обзора национальной политики Великобритании в начале XXI века авторы приводят данные о службе представителей мусульманской религии в армии Великобритании. Показаны мероприятия британского правительства на рубеже столетий, направленные на формирование в вооружённых силах так называемой мультикультурной и мультиконфессиональной общности военнослужащих. Авторы приводят конкретные примеры службы в армии представителей мусульманских общин Великобритании. Статистические данные показывают, что в британской армии служит достаточно большое количество солдат и офицеров, представляющих различные религиозные конфессии, в том числе мусульман. Несмотря на относительное их меньшинство в общей численности личного состава королевских вооруженных сил, они имеют даже собственную Ассоциацию мусульман вооруженных сил.

Наличие у этой ассоциации собственного веб-сайта позволяет мусульманам (как суннитам, так и шиитам), которые служат в британской армии, встречаться друг с другом на интернет-форумах и общаться с имамами. Кроме того, военнослужащие мусульмане имеют доступ к сети местной информации, что позволяет им найти мечети рядом с их базами, а также подробные данные о местных религиозных группах. Таким образом, новый имидж вооруженных сил все более отражает современный день британской армии.

Ключевые слова: ислам, Великобритания, армия, национальные меньшинства, законодательство, Ассоциация мусульман вооруженных сил (AFMA).

В России на бытовом уровне принято считать, что Англия - практически мононациональное государство. Однако это далеко не так. Данный материал предлагает читателю убедиться в многонациональном характере населения Великобритании и в том, что Правительство Её Величества предпринимает определённые шаги по интеграции некоренных англичан во все структуры управления вплоть до силовых ведомств, главным из которых являются вооружённые силы.

В 2009 году цветное население Великобритании составило 9,1 млн. человек, за восемь лет увеличившись на 2,5 млн. (с 6,6 млн. в 2001 г.). Каждый шестой житель страны теперь является представителем сообществ мигрантов, ежегодный прирост в их среде - около 4%. За этот же период на 50% возросло число представителей смешанных этнических групп - с 672 тыс. до 986 тыс. [1, с. 116].

Британскую империю уже с XVII века населяло большое количество мусульман. Лорд Солсбери, викторианский премьер-министр, однажды заметил, что Англия имела самую большую мусульманскую диаспору на земле. В XIX веке мусульманские моряки из Йемена поселились в небольших населенных пунктах в Ливерпуле и Кардиффе, но после Второй мировой войны и до конца 1950-х годов значительное число мусульман стало приезжать в Великобританию, чтобы обезопасить себя от нищеты и безработицы, процветавших в азиатских государствах, что способствовало восполнению послевоенного дефицита живой силы в британской

обрабатывающей промышленности, здравоохранении, образовании и транспорте. На сегодняшний день в Великобритании проживают и являются подданными Её Величества 3107 тысяч мусульман, что составляет 4,8% от всего населения государства и 0,2% от всех мусульман мира [18]. Большинство мусульман (около 600 тыс. человек) живет в Лондоне и его окрестностях. Они разговаривают они на более чем 50 языках [3]. Центральное правительство Великобритании в настоящее время уделяет все больше и больше внимания поддержке региональных и миноритарных языков в целях снижения конфликтного потенциала в регионах страны [2, с. 319]. Большое количество мусульман живёт в Бирмингеме (140 тыс. человек) и в Брэдфорде (75 тыс.). Блэкберн, Бернли, Дьюсбери, Глазго, Лидс, Манчестер и Олдхэм также являются домом для значительного числа подданных, исповедующих ислам.

Один миллион мусульман, живущих в Британии, - из Пакистана, Бангладеша и Индии. Большинство из них сунниты (следует отметить, что по количественному соотношению суннитов и шиитов точных данных нет). Пакистан, Бангладеш, Турция, Нигерия и Алжир продолжают служить постоянным источником мигрантов. В настоящее время приток в Британию мусульман также происходит из Афганистана, Боснии, Ирака, Косово и Сомали - по сути, из стран, где в последние годы наблюдаются политические конфликты. 180 тыс. мусульман считают себя «белого происхождения»,

© Киселёв А.К., Коробкина И.А., Попова Л.А., 2017

Вестник КГУ^ № 1. 2017

65

из них 63 тыс. идентифицируют себя как белые британцы.

До конца 1990-х годов многие мусульманские общественные институты и группы добровольцев функционировали независимо от широкой общественности Британии. Были веские причины для этого: например, они не видели интереса к ним со стороны государственных, частных и благотворительных организаций, не чувствовали потребности сравнивать свой жизненный путь с жизнью других групп британцев.

Партнерские проекты между мусульманами и немусульманами стали появляться лишь после выборов 1997 года, и были ускорены после событий 9/11 и террористических атак в Лондоне 7 июля 2005 года. По итогам последних правительство пригласило 100 влиятельных мусульман создать семь рабочих групп для совместной профилактики экстремизма и просило их сделать рекомендации, при реализации которых взаимные проблемы могут быть удовлетворены [8].

Некоторые совместные мероприятия между мусульманами и не-мусульманами призваны показывать англичанам ислам с точки зрения мусульман, что имеет поддержку правительства. Кроме того, нововведением стали ежегодные правительственные награды, которые вручаются исключительно мусульманам за выдающиеся достижения перед Содружеством. Награды финансируются при поддержке государственных ведомств, в частности службы полиции, промышленников и других источников.

«Нация лавочников» - знаменитое название Британии, данное ей Наполеоном, в наши дни больше относится к проживающим в Великобритании мусульманам, чем к каким-либо другим общинам. Это происходит потому, что малые предприятия являются основной сферой, обеспечивающей участие мусульманского населения в экономике Великобритании. Каждый из пяти мусульман имеет свой мелкий или средний частный бизнес (для сравнения: то же относится к каждому третьему жителю Британии еврейского происхождения и к каждому из десяти - в других общинах; кроме того, десять процентов бизнеса Лондона принадлежат выходцам из Южной Азии, сохранивших не только семейные, но и деловые связи со своими родственниками в этом регионе мира [7].

Многие мусульманские малые предприятия сосредоточены в сфере розничной торговли (продукты питания и одежда), распределения, гостиничного и ресторанного бизнеса. Действительно, именно в этих отраслях формируется «первый урожай» мусульманских лидеров бизнеса. По данным лондонской исследовательской компании Datamomtor. Великобритания имеет более 5 тыс. мусульманских миллионеров с ликвидными активами более чем на 3,6 £ млрд.

Многие из мусульман в настоящее время сделали успешную карьеру также и в политике. 5,5% мусульман работают в системе административных органов управления Великобритании, что в абсолютных цифрах составляет примерно 170885 человек [4, р. 39].

Власти Соединённого Королевства понимают, что только интеграцией мусульман и представителей иных конфессий во все структуры общественной жизни можно избежать внутренней конфронтации между людьми разных наций и вероисповеданий, проживающих в государстве. И чем более адекватным будет их процентное соотношение в органах и структурах государства, тем более сплочённым будет британское общество, тем лучше сможет быть организована работа по профилактике и преодолению новых угроз, стоящих перед Великобританией, равно как и перед другими государствами Европы.

Значимость мусульман, служащих в Вооружённых силах Великобритании, была подчеркнута британскими политиками и военными неоднократно в течение последних нескольких лет. В частности, Азим Хафиз, советник по исламу при Генштабе британских ВС, заявлял в 2015 году: «На мой взгляд, ценности вооруженных сил находятся в абсолютном согласии с ценностями ислама, как, в принципе, и других конфессий» [2].

Британские СМИ часто публикуют сообщения о представителях национальных меньшинств, особенно мусульманах, которые решили служить в вооруженных силах Её Величества. В частности, в статье бывшего офицера британской армии мусульманина Афзалы Амина, опубликованной в газете «Гардиан» в 2013 году, говорится, в частности: «...экстремисты не одобряют наше присутствие в вооруженных силах Великобритании. Более 600 британских мусульманских солдат развернуты в Афганистане, Мали, Сомали и других странах, способствуя нашей коллективной безопасности. Вооруженные силы помогли мусульманам в Ираке и Афганистане - это два театра военных действий, в которых главными бенефициарами военного присутствия Великобритании были мусульманские мирные жители и их правительства» [8].

Как считают представители военных, в дополнение к оказанию содействия регулярной армии мусульманские солдаты, пока они находятся в армии, могут также выполнять полезные функции с точки зрения культуры и языка.

Самые последние статистические данные, опубликованные Министерством обороны Великобритании, показывают, что на сегодняшний день насчитывается 650 мусульман, служащих в вооруженных силах [11]. Из них 550 находятся в британской армии, составляя 0,5% от общего количества военнослужащих. Наряду с другими религиозными группами мусульманские военнослужащие

66

Вестник КГУ ^ № 1. 2017

поддерживают сеть взаимной поддержки, известную как Ассоциация мусульман вооруженных сил (АРМА). Вообще же количество исламских новобранцев в вооруженных силах Великобритании увеличилось с 2007 года более чем на 40% [9].

В последнее десятилетие, как утверждает Минобороны, количественно увеличилась доля персонала «черных» и этнических меньшинств во всех трех службах, относящихся к органам безопасности. Она выросла с чуть более одного процента до более семи процентов. В британской же армии этот показатель в настоящее время колеблется около десяти процентов [11].

Этот рост отчасти можно объяснить тем, что в 1998 году были сняты ограничения на постоянное жительство для граждан Содружества - частично в ответ на документально подтверждённый рост уровнях расизма и отсутствие разнообразия в составе рабочей силы. За период с 2004 по 2011 год процесс увеличения небританского населения вышел на новые показатели. Численность подданных Великобритании, родившихся за пределами страны, возросла с 5,2 млн. человек (2004 г.) до 7,5 млн. человек (2011 г.). Безусловными лидерами в миграции были и остаются Индия, а также мусульманские страны Пакистан и Бангладеш [5].

Сегодня две трети персонала британского Министерства обороны классифицируются как «иностранные граждане Содружества», причём эта цифра не включает гуркхов и сикхов непальского происхожде-ния1. Применение «иностранных» британских солдат за пределами Великобритании оказало значительное влияние на прогресс в антирасистских настроениях в армии, которая становится мультикультурным и многоконфессиональным работодателем. Этот процесс модернизации предписывается и регулируется также британским законодательством [1, с. 108].

Ещё в 2003 г. в Правила занятости Великобритании в соответствии с «Рамочной директивой европейской занятости» был включён такой показатель как принадлежность к религии и к различным идеологическим убеждениям.

Тогда же было принято постановление о равенстве по религиозным убеждениям при приёме на работу, а в 2006 году выходит новый Закон об иммиграции и гражданстве, в том же году принимаются Закон о расовой и религиозной неприязни и Закон о равенстве [12].

Благодаря этим законам стало возможным назначать буддистских, мусульманских, сикхских и индуистских священников в качестве религиозных проповедников в армию, тогда как раньше религиозные лидеры привлекались просто в качестве советников. Для мусульман, как и для других религиозных групп, эта реформа означала возможность поддержки лиц их вероисповедания.

В соответствии с данными статистики, собранными с 2007 до 2009 года, в регулярных вооружен-

ных силах Соединённого Королевства на тот период времени было 500 мусульман. Четыреста из них были в армии, и значительная их часть были гражданами таких стран, как Гамбия, Гана, Нигерия и Пакистан. Именно в это время и была создана АРМА с задачей изучение вопроса о службе в армии мусульман. Мусульмане в вооруженных силах Великобритании могут молиться 5 раз в день. Они обеспечены халяльным рационом питания, могут использовать молитвенные комнаты на военных базах и на военно-морских кораблях.

Наличие у АРМА собственного веб-сайта позволяет мусульманам, которые служат в британских вооруженных силах, встречаться друг с другом на интернет-форумах и задавать вопросы имамам. Ассоциация также стремится наладить более тесные отношения с исламскими общинами по всей Великобритании, ее члены организовывают образовательные мероприятия в общинах для дальнейшего понимания роли британских мусульман в вооруженных силах. Кроме того, служащие мусульмане имеют доступ к сети местной информации с тем, чтобы они могли найти мечети рядом с их базами, а также подробную информацию о местных религиозных группах. АРМА оказывает поддержку не только мусульманским солдатам, но и их командирам.

Имидж вооруженных сил все более отражает современный день Британии. У британской армии есть военнослужащие всех культур, вероисповеданий и традиций. АРМА также играет ключевую роль в преодолении разрыва между мусульманами в вооруженных силах и мусульманами в обществе [14].

Ассоциация надеется убедить гражданское мусульманское население Великобритании в значимости их службы: «.мы надеемся, что АРМА сможет преодолеть разрыв между вооруженными силами и мусульманской общиной и станет напоминанием, что ВС в качестве неотъемлемой части британского общества, как и другие учреждения, как полиция, пожарная служба и служба здравоохранения, призваны, чтобы служить этой нации как целое, включая мусульманскую общину» [4].

В докладе, озаглавленном «Память об отваге», отмечается не только вклад мусульман в деятельность вооруженных сил Великобритании, но и враждебность части приверженцев ислама по отношению к внешней политике британского правительства. В докладе утверждается, что «.лояльность не означает приостановку наших критических способностей и молчание в ответ на наши оспариваемые национальные обязательства. Мы должны обеспечить, чтобы действия военных чиновников нисколько не умаляли ожидания наших вооруженных сил соблюдать международные законы и обычаи войны и поддерживать основные права человека» [16, Р. 9].

Данные аргументы были адресованы всем подданным Великобритании, и одновременно этим документом организация мусульман внутри вооруженных сил была признана частью военного управления. Сегодня уже нет никакого противоречия между бытием мусульманской веры и защитой Великобритании. Всё большее число мусульман в вооруженных силах Великобритании - это естественное изменение, потому что общество становится все более толерантным, и молодые мусульмане, как мужчины, так и женщины, чувствуют себя всё более в состоянии пойти и служить во имя защиты государства от внешних врагов. Отметим, что руководитель исламской мусульманской организации в британской армии имам Асим Ха-физ получил орден Британской империи за работу с мусульманами в вооруженных силах и за улучшение религиозного и культурного взаимопонимания между международными силами и афганским народом [17].

В 2009 году тогдашний начальник Генерального штаба, генерал сэр Дэвид Ричардс публично отметил, что Британия «имеет приверженность к сотрудничеству... со всеми теми мусульманами, с которыми мы имеем естественную идентичность, учитывая, что наши собственные основные ценности практически полностью отражают и основные постулаты мусульманской веры» [18; 19].

Именно благодаря подобной политике в британской армии менее чем за двадцать последних лет Министерство обороны Великобритании смогло увеличить долю персонала «черных» и этнических меньшинств во всех службах, относящихся к органам безопасности.

Примечание

1 Исторические отношения между Великобританией и сикхской общиной проявились особенно остро в 2014 году в связи с 100-летием начала Первой мировой войны, в которой 80 тысяч сикхов сражались в составе британских вооруженных сил. Одними из основных центров сикхской диаспоры является Великобритания. В западном мире сикхов, из-за традиционных тюрбанов, часто принимают за мусульман, тогда как сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не признающая преемственности.

Библиографический список

1. Карпов Г.А. Великобритания: демография против мигрантов и мультикультурализма // Современная Европа. - 2014. - №2.

2. В армии Великобритании станет больше мусульман [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islam-today.ru/6февраля2015 (дата обращения: 22.10.2016).

3. Жерновая О.Р., Смирнова О.А. Проблемы лингвистического национализма в государствах -

членах Европейского Союза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Международные отношения. Политология. Регионоведение. - 2012. - № 3(1).

4. Языки Великобритании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wi ki/%D00/oAF%D00/oB7%D10/o8B%D0%BA%D0%B 8_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA %D0%BE%D0%B 1%D1%80%D0%B8%D1%82%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 11.12.2016).

5. Armed Forces Muslim Association [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.afma. org.uk (дата обращения: 23.12.2015).

6. British Muslims in Numbers. A Demographic, Socio-economic and Health profile of Muslims in Britain drawing on the 2011 Census. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcb.org.uk/ muslimstatistics/ (дата обращения: 19.02.2017).

7. Goodman Paul. Drawing the Line Once Again: Paul Goodman's Anarchist Writings. Published June 21st 2010 by PM Press (first published January 1st 2009). 128 pages

8. Lutz Wolfgang. Demographic Metabolism: A Predictive Theory of Socioeconomic Change // Population and Development Review. 2015: 6/26 (Demography); 20/142 (Sociology) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:// http://onlinelibrary. wiley .com/journal/10.1111/(ISSN)1728-4457/ (дата обращения: 19.11.2016).

9. Masood Ehsan. Muslims. Media Guide. 2006 / Centre for Ethnic Minority Studies Royal Holloway, University of London [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rhul.ac.uk/ethnicminority-studies (дата обращения: 27.10.2016).

10. Militarymigrants site [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.//militarymigrants. org/2013/03/british-muslim-soldiers (дата обращения: 14.11.2015).

11. Biannual Diversity Dashboard 01 October 2012 // Ministry of Defence. Statistical Release Published 29 November 2012. P. 12-15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Statistical Release Published 29 November 2012 (дата обращения: 11.11.2016).

12. Muslims in the armed forces [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov. uk/government/news/muslims-in-the-armed-forces--2News story (дата обращения: 01.12.2015).

13. New support network for Muslim armed forces personnel. 12 October 2009 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.baff.org.uk/new-support-network-for-muslim-armed-forces-personnel (дата обращения 13.12.2015).

14. Office of Public Sector Information [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opsi. gov.uk/ACTS/acts2006/20060013.htm Immigration, Asylum and Nationality Act 2006; Racial and Religious Hatred Act 2006 (дата обращения: 13.11.2015).

68

Вестник КГУ .J № 1. 2017

15. Population by Country of Birth and Nationality Report, August . Office of National Statistics. August 2015. 27 August 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://webarchive.nationalarchives. gov.uk/20160105160709/http://www.ons.gov.uk/ons/ dcp171776_414724.pdf (дата обращения: 23.09.2016).

16. Text of the Act; Equality Act 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opsi.gov. uk/acts/acts2006/20060001.htm (дата обращения: 23.01.2016).

17. British Muslim soldiers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.open.ac.uk/

ccig/blogs/british-muslim-soldiers (дата обращения: 19.12.2016).

18. Whitepoppy site [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ppu.org.uk/whitepoppy/ (link is external) (дата обращения: 29.12.2016).

19. Hackett Conrad. 5 facts about the Muslim population in Europe. Pew Research Center. July 19, 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/07/19/5-facts-about-the-muslim-population-in-europe/ (дата обращения: 17.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.