УДК 341.3
Киселёв Анатолий Кириллович
доктор исторических наук, доцент Северо-Кавказский социальный институт [email protected]
Коробкина Ирина Александровна
кандидат исторических наук, доцент Северо-Кавказский федеральный университет
Попова Людмила Анатольевна
кандидат юридических наук Северо-Кавказский федеральный университет
МУСУЛЬМАНЕ В БРИТАНСКИХ ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ В НАЧАЛЕ XXI В.
В рамках обзора национальной политики Великобритании в начале XXI века авторы приводят данные о службе представителей мусульманской религии в армии Великобритании. Показаны мероприятия британского правительства на рубеже столетий, направленные на формирование в вооружённых силах так называемой мультикультурной и мультиконфессиональной общности военнослужащих. Авторы приводят конкретные примеры службы в армии представителей мусульманских общин Великобритании. Статистические данные показывают, что в британской армии служит достаточно большое количество солдат и офицеров, представляющих различные религиозные конфессии, в том числе мусульман. Несмотря на относительное их меньшинство в общей численности личного состава королевских вооруженных сил, они имеют даже собственную Ассоциацию мусульман вооруженных сил.
Наличие у этой ассоциации собственного веб-сайта позволяет мусульманам (как суннитам, так и шиитам), которые служат в британской армии, встречаться друг с другом на интернет-форумах и общаться с имамами. Кроме того, военнослужащие мусульмане имеют доступ к сети местной информации, что позволяет им найти мечети рядом с их базами, а также подробные данные о местных религиозных группах. Таким образом, новый имидж вооруженных сил все более отражает современный день британской армии.
Ключевые слова: ислам, Великобритания, армия, национальные меньшинства, законодательство, Ассоциация мусульман вооруженных сил (AFMA).
В России на бытовом уровне принято считать, что Англия - практически мононациональное государство. Однако это далеко не так. Данный материал предлагает читателю убедиться в многонациональном характере населения Великобритании и в том, что Правительство Её Величества предпринимает определённые шаги по интеграции некоренных англичан во все структуры управления вплоть до силовых ведомств, главным из которых являются вооружённые силы.
В 2009 году цветное население Великобритании составило 9,1 млн. человек, за восемь лет увеличившись на 2,5 млн. (с 6,6 млн. в 2001 г.). Каждый шестой житель страны теперь является представителем сообществ мигрантов, ежегодный прирост в их среде - около 4%. За этот же период на 50% возросло число представителей смешанных этнических групп - с 672 тыс. до 986 тыс. [1, с. 116].
Британскую империю уже с XVII века населяло большое количество мусульман. Лорд Солсбери, викторианский премьер-министр, однажды заметил, что Англия имела самую большую мусульманскую диаспору на земле. В XIX веке мусульманские моряки из Йемена поселились в небольших населенных пунктах в Ливерпуле и Кардиффе, но после Второй мировой войны и до конца 1950-х годов значительное число мусульман стало приезжать в Великобританию, чтобы обезопасить себя от нищеты и безработицы, процветавших в азиатских государствах, что способствовало восполнению послевоенного дефицита живой силы в британской
обрабатывающей промышленности, здравоохранении, образовании и транспорте. На сегодняшний день в Великобритании проживают и являются подданными Её Величества 3107 тысяч мусульман, что составляет 4,8% от всего населения государства и 0,2% от всех мусульман мира [18]. Большинство мусульман (около 600 тыс. человек) живет в Лондоне и его окрестностях. Они разговаривают они на более чем 50 языках [3]. Центральное правительство Великобритании в настоящее время уделяет все больше и больше внимания поддержке региональных и миноритарных языков в целях снижения конфликтного потенциала в регионах страны [2, с. 319]. Большое количество мусульман живёт в Бирмингеме (140 тыс. человек) и в Брэдфорде (75 тыс.). Блэкберн, Бернли, Дьюсбери, Глазго, Лидс, Манчестер и Олдхэм также являются домом для значительного числа подданных, исповедующих ислам.
Один миллион мусульман, живущих в Британии, - из Пакистана, Бангладеша и Индии. Большинство из них сунниты (следует отметить, что по количественному соотношению суннитов и шиитов точных данных нет). Пакистан, Бангладеш, Турция, Нигерия и Алжир продолжают служить постоянным источником мигрантов. В настоящее время приток в Британию мусульман также происходит из Афганистана, Боснии, Ирака, Косово и Сомали - по сути, из стран, где в последние годы наблюдаются политические конфликты. 180 тыс. мусульман считают себя «белого происхождения»,
© Киселёв А.К., Коробкина И.А., Попова Л.А., 2017
Вестник КГУ^ № 1. 2017
65
из них 63 тыс. идентифицируют себя как белые британцы.
До конца 1990-х годов многие мусульманские общественные институты и группы добровольцев функционировали независимо от широкой общественности Британии. Были веские причины для этого: например, они не видели интереса к ним со стороны государственных, частных и благотворительных организаций, не чувствовали потребности сравнивать свой жизненный путь с жизнью других групп британцев.
Партнерские проекты между мусульманами и немусульманами стали появляться лишь после выборов 1997 года, и были ускорены после событий 9/11 и террористических атак в Лондоне 7 июля 2005 года. По итогам последних правительство пригласило 100 влиятельных мусульман создать семь рабочих групп для совместной профилактики экстремизма и просило их сделать рекомендации, при реализации которых взаимные проблемы могут быть удовлетворены [8].
Некоторые совместные мероприятия между мусульманами и не-мусульманами призваны показывать англичанам ислам с точки зрения мусульман, что имеет поддержку правительства. Кроме того, нововведением стали ежегодные правительственные награды, которые вручаются исключительно мусульманам за выдающиеся достижения перед Содружеством. Награды финансируются при поддержке государственных ведомств, в частности службы полиции, промышленников и других источников.
«Нация лавочников» - знаменитое название Британии, данное ей Наполеоном, в наши дни больше относится к проживающим в Великобритании мусульманам, чем к каким-либо другим общинам. Это происходит потому, что малые предприятия являются основной сферой, обеспечивающей участие мусульманского населения в экономике Великобритании. Каждый из пяти мусульман имеет свой мелкий или средний частный бизнес (для сравнения: то же относится к каждому третьему жителю Британии еврейского происхождения и к каждому из десяти - в других общинах; кроме того, десять процентов бизнеса Лондона принадлежат выходцам из Южной Азии, сохранивших не только семейные, но и деловые связи со своими родственниками в этом регионе мира [7].
Многие мусульманские малые предприятия сосредоточены в сфере розничной торговли (продукты питания и одежда), распределения, гостиничного и ресторанного бизнеса. Действительно, именно в этих отраслях формируется «первый урожай» мусульманских лидеров бизнеса. По данным лондонской исследовательской компании Datamomtor. Великобритания имеет более 5 тыс. мусульманских миллионеров с ликвидными активами более чем на 3,6 £ млрд.
Многие из мусульман в настоящее время сделали успешную карьеру также и в политике. 5,5% мусульман работают в системе административных органов управления Великобритании, что в абсолютных цифрах составляет примерно 170885 человек [4, р. 39].
Власти Соединённого Королевства понимают, что только интеграцией мусульман и представителей иных конфессий во все структуры общественной жизни можно избежать внутренней конфронтации между людьми разных наций и вероисповеданий, проживающих в государстве. И чем более адекватным будет их процентное соотношение в органах и структурах государства, тем более сплочённым будет британское общество, тем лучше сможет быть организована работа по профилактике и преодолению новых угроз, стоящих перед Великобританией, равно как и перед другими государствами Европы.
Значимость мусульман, служащих в Вооружённых силах Великобритании, была подчеркнута британскими политиками и военными неоднократно в течение последних нескольких лет. В частности, Азим Хафиз, советник по исламу при Генштабе британских ВС, заявлял в 2015 году: «На мой взгляд, ценности вооруженных сил находятся в абсолютном согласии с ценностями ислама, как, в принципе, и других конфессий» [2].
Британские СМИ часто публикуют сообщения о представителях национальных меньшинств, особенно мусульманах, которые решили служить в вооруженных силах Её Величества. В частности, в статье бывшего офицера британской армии мусульманина Афзалы Амина, опубликованной в газете «Гардиан» в 2013 году, говорится, в частности: «...экстремисты не одобряют наше присутствие в вооруженных силах Великобритании. Более 600 британских мусульманских солдат развернуты в Афганистане, Мали, Сомали и других странах, способствуя нашей коллективной безопасности. Вооруженные силы помогли мусульманам в Ираке и Афганистане - это два театра военных действий, в которых главными бенефициарами военного присутствия Великобритании были мусульманские мирные жители и их правительства» [8].
Как считают представители военных, в дополнение к оказанию содействия регулярной армии мусульманские солдаты, пока они находятся в армии, могут также выполнять полезные функции с точки зрения культуры и языка.
Самые последние статистические данные, опубликованные Министерством обороны Великобритании, показывают, что на сегодняшний день насчитывается 650 мусульман, служащих в вооруженных силах [11]. Из них 550 находятся в британской армии, составляя 0,5% от общего количества военнослужащих. Наряду с другими религиозными группами мусульманские военнослужащие
66
Вестник КГУ ^ № 1. 2017
поддерживают сеть взаимной поддержки, известную как Ассоциация мусульман вооруженных сил (АРМА). Вообще же количество исламских новобранцев в вооруженных силах Великобритании увеличилось с 2007 года более чем на 40% [9].
В последнее десятилетие, как утверждает Минобороны, количественно увеличилась доля персонала «черных» и этнических меньшинств во всех трех службах, относящихся к органам безопасности. Она выросла с чуть более одного процента до более семи процентов. В британской же армии этот показатель в настоящее время колеблется около десяти процентов [11].
Этот рост отчасти можно объяснить тем, что в 1998 году были сняты ограничения на постоянное жительство для граждан Содружества - частично в ответ на документально подтверждённый рост уровнях расизма и отсутствие разнообразия в составе рабочей силы. За период с 2004 по 2011 год процесс увеличения небританского населения вышел на новые показатели. Численность подданных Великобритании, родившихся за пределами страны, возросла с 5,2 млн. человек (2004 г.) до 7,5 млн. человек (2011 г.). Безусловными лидерами в миграции были и остаются Индия, а также мусульманские страны Пакистан и Бангладеш [5].
Сегодня две трети персонала британского Министерства обороны классифицируются как «иностранные граждане Содружества», причём эта цифра не включает гуркхов и сикхов непальского происхожде-ния1. Применение «иностранных» британских солдат за пределами Великобритании оказало значительное влияние на прогресс в антирасистских настроениях в армии, которая становится мультикультурным и многоконфессиональным работодателем. Этот процесс модернизации предписывается и регулируется также британским законодательством [1, с. 108].
Ещё в 2003 г. в Правила занятости Великобритании в соответствии с «Рамочной директивой европейской занятости» был включён такой показатель как принадлежность к религии и к различным идеологическим убеждениям.
Тогда же было принято постановление о равенстве по религиозным убеждениям при приёме на работу, а в 2006 году выходит новый Закон об иммиграции и гражданстве, в том же году принимаются Закон о расовой и религиозной неприязни и Закон о равенстве [12].
Благодаря этим законам стало возможным назначать буддистских, мусульманских, сикхских и индуистских священников в качестве религиозных проповедников в армию, тогда как раньше религиозные лидеры привлекались просто в качестве советников. Для мусульман, как и для других религиозных групп, эта реформа означала возможность поддержки лиц их вероисповедания.
В соответствии с данными статистики, собранными с 2007 до 2009 года, в регулярных вооружен-
ных силах Соединённого Королевства на тот период времени было 500 мусульман. Четыреста из них были в армии, и значительная их часть были гражданами таких стран, как Гамбия, Гана, Нигерия и Пакистан. Именно в это время и была создана АРМА с задачей изучение вопроса о службе в армии мусульман. Мусульмане в вооруженных силах Великобритании могут молиться 5 раз в день. Они обеспечены халяльным рационом питания, могут использовать молитвенные комнаты на военных базах и на военно-морских кораблях.
Наличие у АРМА собственного веб-сайта позволяет мусульманам, которые служат в британских вооруженных силах, встречаться друг с другом на интернет-форумах и задавать вопросы имамам. Ассоциация также стремится наладить более тесные отношения с исламскими общинами по всей Великобритании, ее члены организовывают образовательные мероприятия в общинах для дальнейшего понимания роли британских мусульман в вооруженных силах. Кроме того, служащие мусульмане имеют доступ к сети местной информации с тем, чтобы они могли найти мечети рядом с их базами, а также подробную информацию о местных религиозных группах. АРМА оказывает поддержку не только мусульманским солдатам, но и их командирам.
Имидж вооруженных сил все более отражает современный день Британии. У британской армии есть военнослужащие всех культур, вероисповеданий и традиций. АРМА также играет ключевую роль в преодолении разрыва между мусульманами в вооруженных силах и мусульманами в обществе [14].
Ассоциация надеется убедить гражданское мусульманское население Великобритании в значимости их службы: «.мы надеемся, что АРМА сможет преодолеть разрыв между вооруженными силами и мусульманской общиной и станет напоминанием, что ВС в качестве неотъемлемой части британского общества, как и другие учреждения, как полиция, пожарная служба и служба здравоохранения, призваны, чтобы служить этой нации как целое, включая мусульманскую общину» [4].
В докладе, озаглавленном «Память об отваге», отмечается не только вклад мусульман в деятельность вооруженных сил Великобритании, но и враждебность части приверженцев ислама по отношению к внешней политике британского правительства. В докладе утверждается, что «.лояльность не означает приостановку наших критических способностей и молчание в ответ на наши оспариваемые национальные обязательства. Мы должны обеспечить, чтобы действия военных чиновников нисколько не умаляли ожидания наших вооруженных сил соблюдать международные законы и обычаи войны и поддерживать основные права человека» [16, Р. 9].
Данные аргументы были адресованы всем подданным Великобритании, и одновременно этим документом организация мусульман внутри вооруженных сил была признана частью военного управления. Сегодня уже нет никакого противоречия между бытием мусульманской веры и защитой Великобритании. Всё большее число мусульман в вооруженных силах Великобритании - это естественное изменение, потому что общество становится все более толерантным, и молодые мусульмане, как мужчины, так и женщины, чувствуют себя всё более в состоянии пойти и служить во имя защиты государства от внешних врагов. Отметим, что руководитель исламской мусульманской организации в британской армии имам Асим Ха-физ получил орден Британской империи за работу с мусульманами в вооруженных силах и за улучшение религиозного и культурного взаимопонимания между международными силами и афганским народом [17].
В 2009 году тогдашний начальник Генерального штаба, генерал сэр Дэвид Ричардс публично отметил, что Британия «имеет приверженность к сотрудничеству... со всеми теми мусульманами, с которыми мы имеем естественную идентичность, учитывая, что наши собственные основные ценности практически полностью отражают и основные постулаты мусульманской веры» [18; 19].
Именно благодаря подобной политике в британской армии менее чем за двадцать последних лет Министерство обороны Великобритании смогло увеличить долю персонала «черных» и этнических меньшинств во всех службах, относящихся к органам безопасности.
Примечание
1 Исторические отношения между Великобританией и сикхской общиной проявились особенно остро в 2014 году в связи с 100-летием начала Первой мировой войны, в которой 80 тысяч сикхов сражались в составе британских вооруженных сил. Одними из основных центров сикхской диаспоры является Великобритания. В западном мире сикхов, из-за традиционных тюрбанов, часто принимают за мусульман, тогда как сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не признающая преемственности.
Библиографический список
1. Карпов Г.А. Великобритания: демография против мигрантов и мультикультурализма // Современная Европа. - 2014. - №2.
2. В армии Великобритании станет больше мусульман [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islam-today.ru/6февраля2015 (дата обращения: 22.10.2016).
3. Жерновая О.Р., Смирнова О.А. Проблемы лингвистического национализма в государствах -
членах Европейского Союза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Международные отношения. Политология. Регионоведение. - 2012. - № 3(1).
4. Языки Великобритании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wi ki/%D00/oAF%D00/oB7%D10/o8B%D0%BA%D0%B 8_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA %D0%BE%D0%B 1%D1%80%D0%B8%D1%82%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 11.12.2016).
5. Armed Forces Muslim Association [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.afma. org.uk (дата обращения: 23.12.2015).
6. British Muslims in Numbers. A Demographic, Socio-economic and Health profile of Muslims in Britain drawing on the 2011 Census. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcb.org.uk/ muslimstatistics/ (дата обращения: 19.02.2017).
7. Goodman Paul. Drawing the Line Once Again: Paul Goodman's Anarchist Writings. Published June 21st 2010 by PM Press (first published January 1st 2009). 128 pages
8. Lutz Wolfgang. Demographic Metabolism: A Predictive Theory of Socioeconomic Change // Population and Development Review. 2015: 6/26 (Demography); 20/142 (Sociology) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:// http://onlinelibrary. wiley .com/journal/10.1111/(ISSN)1728-4457/ (дата обращения: 19.11.2016).
9. Masood Ehsan. Muslims. Media Guide. 2006 / Centre for Ethnic Minority Studies Royal Holloway, University of London [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rhul.ac.uk/ethnicminority-studies (дата обращения: 27.10.2016).
10. Militarymigrants site [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.//militarymigrants. org/2013/03/british-muslim-soldiers (дата обращения: 14.11.2015).
11. Biannual Diversity Dashboard 01 October 2012 // Ministry of Defence. Statistical Release Published 29 November 2012. P. 12-15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Statistical Release Published 29 November 2012 (дата обращения: 11.11.2016).
12. Muslims in the armed forces [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov. uk/government/news/muslims-in-the-armed-forces--2News story (дата обращения: 01.12.2015).
13. New support network for Muslim armed forces personnel. 12 October 2009 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.baff.org.uk/new-support-network-for-muslim-armed-forces-personnel (дата обращения 13.12.2015).
14. Office of Public Sector Information [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opsi. gov.uk/ACTS/acts2006/20060013.htm Immigration, Asylum and Nationality Act 2006; Racial and Religious Hatred Act 2006 (дата обращения: 13.11.2015).
68
Вестник КГУ .J № 1. 2017
15. Population by Country of Birth and Nationality Report, August . Office of National Statistics. August 2015. 27 August 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://webarchive.nationalarchives. gov.uk/20160105160709/http://www.ons.gov.uk/ons/ dcp171776_414724.pdf (дата обращения: 23.09.2016).
16. Text of the Act; Equality Act 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opsi.gov. uk/acts/acts2006/20060001.htm (дата обращения: 23.01.2016).
17. British Muslim soldiers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.open.ac.uk/
ccig/blogs/british-muslim-soldiers (дата обращения: 19.12.2016).
18. Whitepoppy site [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ppu.org.uk/whitepoppy/ (link is external) (дата обращения: 29.12.2016).
19. Hackett Conrad. 5 facts about the Muslim population in Europe. Pew Research Center. July 19, 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/07/19/5-facts-about-the-muslim-population-in-europe/ (дата обращения: 17.12.2016).