Научная статья на тему 'Мусульмане России - вместе с Россией'

Мусульмане России - вместе с Россией Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ланда Роберт

«Азия и Африка сегодня», М., 2008, № 2, с. 56-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульмане России - вместе с Россией»

ральной «элиты» сыграла здесь исключительную роль. По справедливому мнению известного российского политика Дмитрия Рогозина, «в нашей стране благодаря либеральной пропаганде это слово еще совсем недавно было ругательным. Сколько раз на различных телевизионных и радиодебатах оппоненты, пытаясь показаться умными, бросали мне фразу: "Патриотизм - последнее прибежище негодяя", не вспоминая, что ее автор - писатель Самуэль Джонсон - сам был большим патриотом Англии, а истинный смысл сказанной им фразы звучит так: "Даже для негодяя не все потеряно, если он патриот"». Но все-таки в состоянии обскурации находилась скорее элита, а не все общество в целом. При этом элита продолжала навязывать губительный для России курс, суть которого заключалась не в построении общества и экономики западного образца, а квазилиберального общества, ключевые позиции в котором были заняты сомнительными личностями. Сама система выбрасывала наверх беспринципных карьеристов, ограниченных людей, которые в свою очередь подавляли всякое творчество и инакомыслие.

«Наш современник», М., 2008, № 4, с. 213-217.

Роберт Ланда,

доктор исторических наук

МУСУЛЬМАНЕ РОССИИ - ВМЕСТЕ С РОССИЕЙ

В ноябре 2007 г. в Москве под эгидой Совета муфтиев России и при участии его председателя шейха Равиля Гайнутдина прошел III Всероссийский мусульманский форум, продолживший традиции двух ранее состоявшихся. Форум был приурочен и ко Дню народного единства, и к 90-летию Всероссийского мусульманского съезда, проходившего в Москве 1-11 мая 1917 г. и выступившего в защиту гражданских и политических прав мусульман. Поэтому III Форум, закрепляя преемственность поколений российской уммы, т.е. сообщества приверженцев ислама, в деле утверждения созидательного потенциала и честного служения отечеству, выдвинул лозунг «Ислам в России - гарант российского гражданского общества». На форуме были приведены факты, которые свидетельствуют о практическом претворении этого лозунга в жизнь. Только за последний год созданы четыре организации - че-

21

тыре своеобразные «опорные точки» - чрезвычайно важные для дальнейших судеб ислама в России.

1. Первая из них - это Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, учрежденный в 2006 г. Советом муфтиев и Центральным Духовным управлением мусульман (ЦДУМ) России, международной Исламской комиссией, Координационным центром мусульман Северного Кавказа, при поддержке Администрации Президента и Правительства Российской Федерации. «Отныне государство и мусульманские организации, - сказал в этой связи на форуме ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизхано-ва Дамир Мухетдинов, - в тесном сотрудничестве смогут определить приоритетные задачи по развитию ислама, одновременно избежав двух крайностей: финансирования экстремистских школ и имамов и перетекания денег уммы в "частные карманы", как это нередко происходит с арабскими и турецкими деньгами». Попечительский совет фонда возглавил академик Е.М. Примаков. Только в 2007 г. грантополучателями фонда стали более полутора десятков исламских центров и институтов исламского образования в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Уфе и в городах Северного Кавказа.

2. В 2006 г. был учрежден Фонд поддержки и развития научных и культурных программ им. Шихабаддина Марджани, цель которого - содействие деятельности мусульман в сфере науки и образования, культуры, искусства, просвещения. Фонд (его возглавляет Рустам Султанов, татарин, родившийся в Узбекистане), в соответствии с его уставом, стремится играть «...связующую роль между среднеазиатской и внутрироссийской культурами», а также привлекать к сотрудничеству российских бизнесменов-мусульман. Если этот план удастся выполнить, заявил на форуме Д. Мухетдинов, «...исламским организациям нашей страны более не придется ходить с протянутой рукой к арабам и туркам, ибо они всегда смогут рассчитывать на взаимопонимание и поддержку своих соотечественников, соплеменников и соседей».

3. В 2007 г. (в основном при участии бизнес-структур Нижнего Новгорода) появился благотворительный Фонд им. имама Абу Ханифы. Он был учрежден в соответствии с постановлением II Форума «...для поддержки просветительских проектов и деятельности мвлодых представителей мусульманской российской уммы по развитию гражданского общества». Один из главных его проектов -финансирование издательского дома «Медина» в Нижнем Новго-

22

роде, а также издание биографии имама Абу Ханифы - умершего в 767 г. основателя одного из четырех главных суннитских мазхабов (религиозно-юридических школ), а именно - ханафизма. Фонд содействовал публикации многотомного издания «Ханафитский фикх в новом обличье», первых томов словаря «Ислам в Российской Федерации» и нового перевода тафсира (толкования Корана) Абдуллы Юсуфа Али. По словам Д. Мухетдинова - исполнительного директора Фонда им. Абу Ханифы, - этот тафсир содержит «...очень добрый и толерантный исламский богословский взгляд на отдельные суры, аяты и даже слова Корана». Он считает, что «...новый тафсир и другие издания Фонда Абу Ханифы вытесняют и скоро вытеснят... экстремистские книги с такфиристским подходом».

4. Наконец, в самый канун III Форума был создан международный Фонд им. муфтиев Бабахановых, которые более 50 лет «...олицетворяли ислам в Советском Союзе». Задачи его идентичны задачам первых трех фондов, но - с основным упором на воздание должного памяти выдающихся представителей династии Бабахановых, игравших видную роль среди мусульман Мавераннахра, т.е. Средней Азии. Планируются мероприятия по увековечению их памяти и научно-практические конференции в Бухаре и Уфе, которые должны содействовать сближению мусульман России и Средней Азии.

III Всероссийский мусульманский форум показал, что религиозная жизнь уммы в России не ограничивается посещением верующими мечетей и проведением традиционных праздников и что только за время, истекшее после предыдущего форума, в жизни мусульманского сообщества нашей страны достигнут ощутимый прогресс. В частности, были созданы новые СМИ, информационно-аналитические и исследовательские центры по изучению истории и культуры мусульман России и СНГ. При содействии названных выше фондов продолжалось издание журнала исламской доктрины «Минарет», еженедельной всероссийской газеты мусульман «Медина аль-ислам», ежеквартального альманаха «Ислам в современном мире». Начато издание культурологического ежегодника «Мавлид ан-набий» («Рождение Пророка»), литературно-философского журнала «Чётки», ежегодного научно-богословского сборника «Рамазановские чтения», женского журнала «Голубушка». Был открыт сайт, посвященный взаимодействию государства и ислама в XXI в. Исламское интернет-пространство развивается на основе сотрудничества российских мусульманских интернет-

23

изданий в рамках ханафитского мазхаба. Налажены контакты с исламскими информационными ресурсами. Благодаря деятельности издательских домов «Ансар», «Медина» и других возросло число печатных изданий, цель которых - повышать религиозную грамотность мусульман и содействовать формированию их единого научно-культурного пространства.

В рамках форума прошла Всероссийская конференция «Мусульмане России - с Богом, за Родину, в мир хай-тек». Выбор темы не случаен. В сентябре 2007 г. еженедельник «Медина аль-ислам» утверждал: «Ревнители ислама за рубежом давно осознали неизбежность и пользу... высоких технологий - ведь сам хай-тек никогда мусульман не пугал... Противоречий между технологией и содержанием ислама нет». Вместе с тем, газета сетовала на явно недостаточное освоение высоких технологий мусульманами России, заявив, что исключение составляет лишь нижегородское издательство «Медина». Кстати, работу этого издательского дома, в том числе в деле освоения новейших современных издательских и полиграфических технологий, отметил в своем заключительном слове на форуме председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов.

Легче было бы перечислить вопросы, которые не обсуждались на секциях. Так, на богословской секции обсуждались общие духовно-нравственные основы авраамических религий в России, вопросы юридической толерантности, значение изучения Корана и его толкования, взаимодействие ислама и традиционных религий в России. Главной темой политологической секции была: «Ислам -залог стратегической стабильности Российской Федерации». Обсуждались вопросы о месте мусульман в России, о меняющейся роли ислама в условиях глобализации, о перспективах сотрудничества мусульман с представителями иных конфессий в многополярном мире. Новейшим открытиям, проливающим свет на ранний период истории ислама в России, была посвящена работа археологической секции. Новые данные, полученные археологами, помогут историкам глубже понять историю мусульманских народов, издревле живших на территории России. Историко-культурологическая секция доминирующей темой своих дебатов избрала «Взаимодействие православных христиан, мусульман и иудеев в российском социокультурном пространстве». Здесь главное внимание было сосредоточено на изучении вклада российских мусульман в историю российской государственности, традиций межэтнического и межконфессионального сотрудничества в Рос-

24

сии, особенностей процесса вхождения в состав Российского государства казанских татар, башкир, кабардинцев и других мусульманских или неправославных народов.

В заключительной резолюции форума ставятся следующие задачи: «Выработать механизмы развития исламского сообщества России как неотъемлемой части гражданского общества; способствовать решению в России так называемого "исламского вопроса", которое обеспечит признание со стороны государства и всего общества той роли ислама и мусульман в жизни нашей страны, которая в полной мере соответствует их вкладу в строительство нашего "общего дома" и создание механизмов реализации потенциала российских мусульман в решении основных проблем государства; обеспечить выработку платформы для идейно-догматического единения российских мусульман... занять единую, активную и принципиальную позицию уммы в гражданском противодействии исла-мофобии, религиозному экстремизму, терроризму и ксенофобии; всемерно содействовать дальнейшему конструктивному сближению России с исламским миром, обеспечить представительство российской уммы при международных исламских организациях».

Форум также счел необходимым придать новое качество межконфессиональному диалогу, особенно взаимодействию между исламом и Русской православной церковью, и с этой целью сформировать Комиссию межконфессионального согласия с участием представителей исламского, иудейского и православного сообществ, а также органов государственной власти. Участники форума выступили с инициативой учреждения министерства по делам религий как выражения признания все возрастающей роли вопросов вероисповедания в жизни общества и государства.

Таким образом, III Всероссийский мусульманский форум продемонстрировал достижения и вскрыл недостатки текущего развития исламского сообщества России. К достижениям можно отнести активизацию мусульманских структур в СМИ и сфере издательского дела, в освоении современных технологий и в настойчивом стремлении интенсифицировать и наполнить новым содержанием межконфессиональный диалог в стране, а также подключить к решению этих вопросов мусульманский бизнес России. Что касается недостатков, то это, прежде всего, - невнятность и недостаточная определенность идейно-нравственных позиций некоторых мусульманских СМИ (признаваемые ими самими), нечеткость ряда идейно-догматических толкований основополагаю-

25

щих постулатов исламского вероучения, отсутствие согласованности в деятельности различных географических центров российской уммы. Мусульманские организации Нижнего Новгорода выступили с инициативой провести всероссийские мусульманские форумы, имеющие целью выработку единой позиции мусульман нашего государства как по религиозно-догматическим, так и по общественно-политическим вопросам; повышение общего уровня их со-циокультуры и ее модернизацию, а также шаги по восстановлению имеющих давние традиции дружеских связей с единоверцами стран СНГ, что, вне всякого сомнения, соответствует интересам Российского государства.

«Азия и Африка сегодня», М., 2008, № 2, с. 56-60.

Алексей Малашенко, доктор исторических наук РОССИЯ:ИСЛАМ В ОППОЗИЦИИ

Политическая ангажированность ислама характеризуется не только и не столько действиями лояльного мусульманского духовенства, созданием партий и движений в поддержку власти. Главное здесь - использование религии оппозиционными силами, религиозными радикалами, исламистами, получившими в России наименование «ваххабиты». Корректнее было бы называть эту публику салафитами, поскольку корни их идеологии берут начало в УШ-Х вв., когда салафитами именовали себя те, кто призывал следовать нормам религиозного и бытового поведения «праведных предков» - ас-салаф ас-салихун. Нынешние радикалы во многом следуют этой заповеди, ссылаются на средневековых идеологов салафизма, и с поправкой на время их можно считать «неосалафи-тами».

Если на карте России отметить «ваххабитские зоны», то зрелище будет более чем впечатляющее: «ваххабитская сеть» покрывает страну от Калининграда до Владивостока и от Мурманска до Оренбурга. Проявления «ваххабизма» замечены в Татарстане (Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Кукмор), Башкирии (Агидель, Баймак, Октябрьское, Сибай, Уфа), Мордовии (Белозе-рье), Самарской (Тольятти), Курганской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Ульяновской, Челябинской, Тюменской областях, не говоря уже о Юге России — от Ростова и Волгограда до респуб-

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.