Научная статья на тему 'Мустафа Кемаль Ататюрк'

Мустафа Кемаль Ататюрк Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4794
578
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТАТЮРКИЗМ / РЕФОРМА / ЭТАТИЗМ / ЛАИЦИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулейманова Зухра Айвазовна

В данной статье рассматривается краткая биография первого президента Турции Мустафа Кемаля. Начало его военной, реформаторской, политической деятельности, а также карьера государственного деятеля. Прослеживается формирование философских и общественно-политических взглядов Ататюрка. Анализируются проводимые им реформы и его роль в образовании Турецкой республики. Раскрывается суть политики «этатизма», «лаицизма». Итоги реформаторской деятельности. Роль Ататюрка в становлении и развитии современной Турции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мустафа Кемаль Ататюрк»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

МУСТАФА КЕМАЛЬ АТАТЮРК Сулейманова З. А.

Сулейманова Зухра Айвазовна - магистр гуманитарных наук, исторический факультет, преподаватель истории первой категории, Алматинский областной колледж инновационных технологий в сфере сервиса и питания, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассматривается краткая биография первого президента Турции Мустафа Кемаля. Начало его военной, реформаторской, политической деятельности, а также карьера государственного деятеля. Прослеживается формирование философских и общественно-политических взглядов Ататюрка. Анализируются проводимые им реформы и его роль в образовании Турецкой республики. Раскрывается суть политики «этатизма», «лаицизма». Итоги реформаторской деятельности. Роль Ататюрка в становлении и развитии современной Турции.

Ключевые слова: ататюркизм, реформа, этатизм, лаицизм.

Мустафа Кемаль (тур. Mustafa Kemal Ataturk — османский и турецкий реформатор, политик, государственный деятель и военачальник; основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции, основатель современного турецкого государства, первый президент Турецкой Республики.

Мустафа Риза родился в Салониках 12 марта 1881 года в семье лесоторговца. Прозвище Кемаль — «Совершенство», — по его словам, получил в военном училище за математические способности. В 1934 году Великое национальное собрание Турции присвоило ему фамилию Ататюрк — «Отец турок».

По окончании Первой мировой войны не признал капитуляции султана и раздела Османской империи, после высадки греков в Измире в 1919 году организовал национальное движение сопротивления по всей Анатолии.

В начале XX века, когда Мустафа Кемаль начинал свою политическую деятельность, авторитет османского императора казался незыблемым, а исламские нормы жизни - священными. Ему нужно было не только созидать новые нормы жизни, но и убеждать граждан новой республики в том, что принадлежность к турецкой нации является их достоинством, а не проклятием.

Победоносный генерал Мустафа Кемаль на руинах султаната начал создавать турецкую идентичность с нуля. Кемаль объявил, что рухнувшая многонациональная Османская империя была лишь путами для турецкой нации. Всю модернизацию Кемаль проводил под знаменем возвращения к тюркским корням. Европейское платье и всеобщее обучение, женское равноправие и латинский алфавит, парламент и этатизм, западная музыка и система имен и фамилий, гребля и танцы, питье спиртного и гольф — все объявлялось соответствующим исконным национальным традициям турок.

Реформы, проведенные под руководством Ататюрка наряду с политикой этатизма1, оживляли экономическую и общественную жизнь. В осуществлении политики этатизма, в ходе буржуазных реформ окончательно оформилась идеология кемализма (или ататюркизма) - одного из течений турецкого буржуазного национализма. Основными принципами кемализма были провозглашены: «республиканизм», «национализм», «лаицизм» (светский характер государства;

1 Розалиев Ю. Н. Мустафа Кемаль Ататюрк // Вопросы истории, 1995. № 8.

отмена шариатского права, запрет на религиозное образование), «этатизм»1, (отделение ислама от государственных дел и народного просвещения), «единство турецкого народа» (отрицание наличия классов и классовой борьбы в Турции), «революционность» (верность кемалистским идеям и реформам).

Главной опасностью для реформ Кемаля был ислам. Да, Отец турок провозгласил секуляризм основой государства, отменил шариат, халифат. Однако оставался рубеж, который даже ему было не перейти, — мусульманский быт и образ мыслей.

Мустафа Кемаль постоянно искал исторические аргументы ради восстановления в народе чувства национальной гордости, подорванного за предшествующие два века почти непрерывными поражениями и внутренним развалом страны. Можно представить себе чувства турецких патриотов того времени, когда в европейской литературе и прессе слово «турок» почти всегда употреблялось с оттенком пренебрежения и враждебности. Заметим, что Ататюрку пришлось создавать национальную идею с чистого листа - в Османской многонациональной империи такой идеи не было. Самое важное состоит в том, что граждане Турции в эту идею поверили, стали чувствовать себя представителями бурно развивающегося народа со своей культурой, со своим местом как в Европе, так и в Азии (Не каждой новой стране удается так быстро создать свою национальную идею).

Поэтому, когда Мустафа Кемаль произнес знаменитые слова: «Какое счастье быть турком!» - они упали на благодатную почву и зазвучали как вызов остальному миру. Это изречение Ататюрка остается актуальным и сегодня - очень живучи вековые предрассудки Европы2. Ататюрк умер в Стамбуле 10 ноября 1938 года, с 1953 года его останки покоятся в мавзолее «Аныткабир». Еще при жизни он стал идолом новой турецкой религии — национализма.

Сегодня, почти через 80 лет после смерти, Мустафа Кемаль Ататюрк в Турции повсюду. Его портреты висят в государственных учреждениях и кофейнях маленьких городов. Его статуи стоят на городских площадях и скверах. Щиты с изречениями Ататюрка украшают стадионы, парки, улицы и бульвары, стоят вдоль дорог. Люди слушают восхваления ему по радио и телевидению. Регулярно демонстрируется уцелевшая кинохроника, снятая при жизни Ататюрка. Речи Мустафы Кемаля цитируют политические деятели, военные, профессора, профсоюзные и студенческие лидеры. Вряд ли в современной Турции можно найти что-либо подобное культу Ататюрка. Это официальный культ. Ататюрк один и никого с ним нельзя соединять. Спустя более полувека после смерти президента его почитатели с затаенным дыханием говорят о проницательном взгляде его голубых глаз, о его неутомимой энергии, железной решимости и непреклонной воле.

Литература

1. Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. М., 1966.

2. Алибеков И. В. Государственный капитализм в Турции. М., 1962.

3. ЛежиковА. Отец народа // Родина, 1998. № 5-6.

4. Розалиев Ю. Н. Мустафа Кемаль Ататюрк // Вопросы истории, 1995. № 8.

5. Ушаков А. Г. Феномен Ататюрка. Турецкий правитель, творец и диктатор. М.: Центрполиграф, 2002.

6. Жевахов А. Ататюрк. Молодая гвардия, 2008. ISBN 978-5-235-03163-0.

7. Rus Basininda Kurtulu; Sava§i ve Atatürk. Devrim Yillan. М.: Весь Мир, 2012. 128 с. ISBN 987-5-7777-0527-3.

1 Лежиков А. Отец народа // Родина, 1998 г. № 5-6.

2 Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. М., 1966 г.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.