Научная статья на тему 'Реформы Мустафы Кемаля'

Реформы Мустафы Кемаля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16271
1128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА / РЕСПУБЛИКА / ДЕМОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулейманова Зухра Айвазовна

В статье ставится задача рассмотреть реформы Ататюрка, которые были проведены в период его правления в Турции. В данной работе предпринята попытка раскрыть основные причины, цель и роль реформ в становлении современной Турецкой республики. Автор стремится проследить процесс проводимых преобразований в сфере экономики, политики, религии, образования и т.д. В статье дается определение следующим терминам: реформа, республика, демократия. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке таких наук, как экономика, политология, социология. В статье приведен анализ взглядов исследователей, историков, востоковедов. В заключении раскрываются итоги реформаторской деятельности Ататюрка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы Мустафы Кемаля»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕФОРМЫ МУСТАФЫ КЕМАЛЯ Сулейманова З.А.

Сулейманова Зухра Айвазовна - магистр гуманитарных наук, преподаватель истории

первой категории, исторический факультет, Алматинский областной колледж инновационных технологий в сфере сервиса и питания, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье ставится задача - рассмотреть реформы Ататюрка, которые были проведены в период его правления в Турции. В данной работе предпринята попытка раскрыть основные причины, цель и роль реформ в становлении современной Турецкой республики. Автор стремится проследить процесс проводимых преобразований в сфере экономики, политики, религии, образования и т.д. В статье дается определение следующим терминам: реформа, республика, демократия. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке таких наук, как экономика, политология, социология. В статье приведен анализ взглядов исследователей, историков, востоковедов. В заключении раскрываются итоги реформаторской деятельности Ататюрка. Ключевые слова: реформа, республика, демократия.

УДК 94(560) «19»

Мустафа Кемаль Ататюрк - не только политик, государственный деятель, но также блистательный реформатор. Провозглашенный президентом, Кемаль на деле без колебаний стал настоящим правителем, объявив вне закона все соперничавшие политические партии. Свою власть Кемаль употребил на реформы (преобразование, новшество), надеясь превратить страну в цивилизованное государство. Новое турецкое государство приняло в 1923 году новую форму правления с президентом, парламентом, конституцией. Реформы Ататюрка сделали Турцию сильным и современным государством.

После долгой и тяжелой войны за независимость, Ататюрк добился победы и достиг главной цели - независимости родины, однако останавливаться на достигнутом он не собирался, ведь Турция после многочисленных войн находилась в тяжелом положении. Ататюрк хотел видеть Турцию сильным государством, с которым бы считались мировые державы. Для этого были необходимы реформы, которые позволили бы модернизировать турецкое общество, промышленность и сельское хозяйство, и, как следствие, получить сильную экономику.

В реформах Кемаля всегда причудливо перемешивалось большое и малое: изменение фундаментальных основ жизни страны и общества, с одной стороны, и «революция» в бытовых мелочах — с другой. Если реформы систематизировать, то можно выделить пять основных направлений: политические преобразования, реформы общественной жизни, права, образования и, наконец, реформы экономики.

Революционные преобразования кемалистов начались после успеха Анатолийской революции. Их целью стало осуществление принципов кемализма, то есть национализм, народность, лаицизм, этатизм, республиканское мышление, а затем, путем их постоянного развития, адаптация их к современным потребностям и условиям. После серьезных политических преобразований реформы Ататюрка перешли в сферу европеизации общества. Запрет на ношение традиционной, религиозной одежды.

Реформы Ататюрка 1924-1925 годов коснулись многих сфер. В 1924 году отменяется шариатское судопроизводство, законы шариата начинают заменяться кодексами и законами, заимствованными у развитых европейских стран и адаптированными под

Турецкие реалии. Вводится «швейцарский» гражданский, «итальянский» уголовный и «германский» коммерческий кодексы, запрещается многоженство.

Под началом Ататюрка и депутатов меджлиса в 1924 году создается Деловой банк (i§ bankasi), деятельность которого направлена на помощь в развитии промышленности и экономики. Также реформы Ататюрка продолжают бороться с традициями, распускаются все мусульманские монастыри и ордена, традиционным дервишам (нищенствующим монахам) приказали трудиться и зарабатывать себе на жизнь. На место закрытых религиозных школ приходят светские учебные заведения, в 1924 году происходит объединение всех учебных заведений под единым руководством.

Ататюрк придавал большое значение раскрепощению женщин, боролся с чадрой, прививал в Турции европейские танцы, благодаря его реформам в сфере образования появились женщины-врачи, юристы, учителя и др. В 1934 году женщины Турции получили избирательные права.

Огромное значение придавалось экономической политике. Реформы Ататюрка в экономической сфере были направлены на развитие промышленности и предпринимательства. Для поддержания курса турецкой лиры, сначала создаётся временный консорциум, в который входят министерство финансов и крупнейшие банки страны.

Реформы Ататюрка коснулись и турецкого языка. В ноябре 1928 года трудный арабский алфавит заменяется латинским. Всем гражданам в возрасте с 16 до 40 лет надлежало посещать учебные заведения для изучения нового алфавита. Чиновники, не знающие нового письма, увольнялись. Заключенные, не осваивавшие нового алфавита, не выпускались на свободу.

В 1934 году турки получают фамилии, Национальное собрание даёт Мустафе Кемалю фамилию Ататюрк - «Отец турков». Специальным законом запрещается носить эту фамилию кому-либо ещё.

Процесс создания светского государства, в конечном итоге, привел к многочисленным изменениям в турецкой социальной действительности. Понятно, что все эти меры были необходимы, чтобы показать, что наше общество не является примитивным народом, подверженным различным предрассудкам и суевериям».

Мустафа Кемаль установил в Турции республиканский (от лат. Publica - «общее дело», форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями, а граждане обладают личными и политическими правами) строй. В Турецкой Республике, даже если Прогрессивно-республиканская и Либерально-республиканская партии действовали легально, единственной партией власти, вплоть до 1950 года, оставалась Народно-республиканская партия (НРП). Подобный однопартийный режим не может считаться демократическим (от др. греч. «власть народа», политический строй, при котором верховная власть принадлежит народу), поскольку:

а) председатель партии был несменяем;

б) губернаторы также занимали посты партийных руководителей в своих городах;

в) список кандидатов в депутаты не утверждался избирателями, а составлялся председателем партии;

г) не существовало конституционного суда для того, чтобы контролировать законное применение конституции;

д) свобода печати была ограничена и находилась под контролем властей [1].

В этом отношении, как это отмечает Морис Дюверже, представляется гораздо более реалистичным оценивать республику как «республиканскую диктатуру», основной целью которой была демократия [2].

Некоторые авторы, например, профессор Энвер Зия Карал, выделяя некоторые заявления Гази Мустафы Кемаль -паши, подчеркивают демократичный характер

41

турецкого политического режима. Павлова, которая встречалась с Гази Мустафой Кемаль-пашой в 1930 году, заявляет: «...демократ, любящий свободу, решительный противник любой диктатуры; мы не согласны с именем диктатора, которым хотят наградить Гази. Мустафа Кемаль руководит и дает жизнь свободному республиканскому режиму в интересах народов и своего Отечества» [3]. Бишофф выражает реальность менее эмоционально: «Конечно, парламентская демократия в том виде, в котором она обычно существовала в Европе, внешне царит в новой Турции».

Природа кемалистских революционных преобразований характеризуется Норбертом де Бишоффом как строго прагматическая, не имеющая подготовительной идеологической фазы.

Другая характеристика кемалистских революционных преобразований, которая отличает их от Французской и Русской революций, заключается в том, что одни и те же лица отвечают за ее идеологическое формирование, за ее развитие и за ее осуществление.

Кемалисты высказались за верховенство науки над полутеократическим порядком, традиционализмом Османской империи, а также за идеал гармоничного сосуществования, главенствующий над столкновениями социальных классов.

Процесс создания светского государства, в конечном итоге, привел к многочисленным изменениям в турецкой социальной действительности. Понятно, что все эти меры были необходимы, чтобы показать, что наше общество не является примитивым народом, подверженным различным предрассудкам и суевериям».

Ататюрк изобрел особую демократию — демократию, гарантом которой стало не столько общество (к этому оно не было готово), сколько армия. Эта модель оказалась эффективной на протяжении всей истории Турецкой Республики. По большому счету, ни одной стране Востока не удалось так эффективно реформировать свое общество. И произошло это не в наше время, а в 20—30-е годы, когда в Европе шло активное формирование двух тоталитарных режимов. «Турецкую модель» сегодня высоко оценивают и пытаются так или иначе использовать новые среднеазиатские государства.

Список литературы

1. Mercan A. Devlet Bilinci. Istanbul, 1996.Jean MELIA, Mustapha Kemal ou La Renovation de la Turquie. Paris, 1929. P. 154.

2. Dumont Paul. Op. cit. P. 2.

3. Ryrki Falih AT AY, op. tit. P. 180.

4. Бисенбаев Асылбек. Ататюрк. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sesna.hypermart.net.3/ (дата обращения: 20.02.2017).

5. Алибеков И.В. Государственный капитализм в Турции. М., 1962. С. 84.

6. Данилов В.И. Турция 20-30-х годов: путь к демократии // Вос., 1997. № 2. С. 63.

7. Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. М., 1966. С. 69.

8. Миллер А.Ф. Становление Турецкой республики // Народы Азии и Африки, 1973. № 6. С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.