Научная статья на тему 'МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
392
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ВЫБОРЫ / ИНСТИТУТ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / НАРОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуменникова Е.М.

Законодательство о выборах в органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации проявляется во множестве нормативно-правовых актов, которые отличаются между собой по форме, структуре и пределам правового регулирования. Предмет правового регулирования предопределен системой органов местного самоуправления, а также организацией местной власти. В данной статье автором рассмотрены правовые проблемы и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL ELECTIONS: LEGAL PROBLEMS

Legislation on elections to local self-government bodies of the constituent entities of the Russian Federation is manifested in many regulatory legal acts that differ from each other in form, structure and limits of legal regulation. The subject of legal regulation is predetermined by the system of local governments, as well as the organization of local authorities. In this article, the author considered legal problems and proposed ways to solve them.

Текст научной работы на тему «МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Е.М. Гуменникова, студент

Научный руководитель: В.В. Наумкина, д-р юрид. наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-2-2-152-155

Аннотация. Законодательство о выборах в органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации проявляется во множестве нормативно-правовых актов, которые отличаются между собой по форме, структуре и пределам правового регулирования. Предмет правового регулирования предопределен системой органов местного самоуправления, а также организацией местной власти. В данной статье автором рассмотрены правовые проблемы и предложены пути их решения.

Ключевые слова: власть, выборы, институт, местное самоуправление, муниципальные выборы, народ.

В настоящее время российское законодательство, которое регулирует отношения в избирательной сфере, необходимо усовершенствовать. Данные требования обусловлены непрерывным изменением самих общественных отношений, большим количеством законодательных актов, их усложнением, а также необходимостью согласовать юридические нормы с имеющейся социальной и правовой действительностью.

Стоит признать, что современная система избирательного законодательства о муниципальных выборах является не только сложным, но и противоречивым институтом. Чтобы систематизировать нормативно-правовые акты, которые регламентируют муниципальные выборы, необходимо охарактеризовать их в качестве единой органической системы, отличающейся целостным содержанием. Так как данная система образована множеством нормативно-правовых актов, то, в принципе, их возможно распределить по определенным группам. В частности, законодательство о муниципальных выборах разделяется на такие уровни, как федеральный, уровень субъектов РФ, муниципальный.

Первый уровень, Конституция РФ, дает характеристику выборам как: высшая форма народовластия, способ осуществления гражданами как государственной власти, так и местного самоуправления [1], Федеральный закон РФ «Об общих прин-

ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября № 131-Ф3 (далее - ФЗ РФ «Об общих принципах...») [4]. В части 1 статьи 23 содержит определение, что из себя представляют муниципальные выборы.

Кроме того, необходимо выделить Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, где представлены нормы, которые предопределяют порядок организации и проведения муниципальных выборов, в том числе гарантии избирательных прав граждан на муниципальных выборах. Благодаря представленному закону, обеспечивается гарантия гражданам Российской Федерации конституционных прав избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления, организованно и гласно проводить выборы в государстве и его регионах [3].

В соответствии с Конституцией РФ, осуществление общих принципов организации органов местного самоуправления включено в предмет совместного ведения России, а также субъектов РФ. Опираясь на федеральное законодательство, на региональном уровне принимаются законы субъектов Российской Федерации, определяющие порядок проведения муниципаль-

ных выборов, что и представляет собой региональный уровень.

К муниципальному уровню относятся уставы муниципальных образований, а также иные муниципальные правовые акты, в задачи которых входит определить, опираясь на Конституцию РФ, структуру органов местного самоуправления, сроки их полномочий, порядок формирования органов местного самоуправления муниципального образования, включая порядок формирования и полномочия избирательной комиссии муниципального образования.

Не подлежит сомнению тот факт, что современное российское законодательство о муниципальных выборах характеризуется определенными недостатками, которые следует исправить или устранить [2].

Кроме того, реконструкция должна проходить на всех без исключения уровнях нормативного регулирования. В первую очередь, следует начать с Конституции РФ, так как в ней содержатся, минимум, две проблемы применительно к муниципальным выборам. Так, часть 2 статьи 32 Конституции РФ говорит о том, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

В то же время федеральные законы от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3], от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в Российской Федерации» [5], от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] предполагают, что право избирать и избираться, в том числе право на участие в местном референдуме, при определенных условиях могут распространяться в отношении постоянно проживающих иностранных граждан на территории России.

Сказанное выше вызывает определенные вопросы, так как в Основном законе сказано исключительно о гражданах РФ, хотя российское законодательство предполагает варианты. То есть, следует нормы вышеотмеченных законов привести в соответствие с нормами Основного закона нашей страны.

Основными недостатками федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выступают неоправданные ограничения, а также запреты, которые вызывают определенные проблемы и затруднения при осуществлении избирательных прав граждан в субъектах России и муниципальных образованиях в ходе подготовки и проведения соответствующих выборов региональных органов государственной власти, выборов органов местного самоуправления.

Так, избирательный процесс регулируется указанным Законом в любом виде федеральных, региональных или муниципальных выборов. При этом, на первый план выходит разграничение, которое бы учитывало особенности именно муниципальных выборов.

Несмотря на то, что Закон обеспечивает гарантии избирательных прав, законодатели субъектов Российской Федерации не имеют возможности разрабатывать и реа-лизовывать какие-либо еще условия для более качественного и результативного координирования избирательного процесса, осуществляя муниципальные выборы.

Такие пробелы в Федеральном законе вероятно объясняются не верным пониманием смысла или содержания одного из принципов Конституции большинством законодателей, а именно принципа, согласно которому полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами разграничиваются. Такой принцип предоставил бы возможность субъектам Российской Федерации укрепить гарантии граждан в области избирательного права.

В Российской Федерации практическое использование указанного принципа позволит организовать избирательный процесс качественнее и результативнее. Подчеркнем необходимость учитывать адми-

нистративно-территориальное деление, социальный и количественный состав населения, прочие свойства и особенности, которые касаются выборов органов местного самоуправления.

С точки зрения Ю.К. Черноусовой и Е.С. Губерт, оптимальным способом привести Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствие путем внесения определенных правок касательно принципа, который регулирует выборы на региональном или местном уровнях. В частности, законодателю необходимо ограничивать число имеющихся запретов, а также требований, выступающих гарантом прав граждан [6].

Чем ближе новые выборы, тем очевиднее становится проблема совместимости местных законов, регулирующих разные, но одновременные выборы.

Кроме того, на сегодняшний день есть две проблемы законодательного регулирования выборов, они касаются соотношения федерального и регионального законодательства.

Так, в настоящее время возникает вопрос: как именно переносить (и нужно ли то делать) нормы федерального закона в текст регионального, если на уровне субъ-

екта Федерации ничего добавить нельзя? (это первая проблема). Достаточно часто говорится о том, что: «Не следует дублировать в областном законе положения федерального - так как мы вмешиваемся в прерогативу Федерации».

Что касается второй проблемы, то, активность региональных законодателей вызывает опасения. Объясняется она в значительной степени тем обстоятельством, что непрерывно совершенствующийся Федеральный закон постепенно замкнул все на себя и сейчас регламентирует не только «основные гарантии избирательных прав», но и отдельные избирательные процедуры прописывает детально, в «инструктивном стиле». С другой стороны, такая детальная, внешне полноценная регламентация отбивает инициативу у региональных законодателей, а представители прокуратуры следят, чтобы текст местного закона не отличался от текста федерального.

Исследовав основы законодательства о проведении муниципальных выборов, можно резюмировать, что сейчас избирательный процесс находится на той стадии, когда высока потребность в необходимости преобразования его в более качественное, более приемлемое и отвечающего действительным условиям, причем на всех уровнях власти.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Закона Рос. Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Рос. газ. - 2020. - 04 июля.

2. Паулов П.А., Петрова Е.П. Проблемы муниципальных выборов // Научные достижения и открытия современной молодёжи. - 2018. - С. 186-188.

3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Рос. газ. - 2002. - 15 июня.

4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

5. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Российская газета. - 1996. - 4 дек.

6. Черноусова Ю.К., Губерт Ю.С. Муниципальные выборы // Вестник современных исследований. - 2018. - № 6. - С. 504-506.

MUNICIPAL ELECTIONS: LEGAL PROBLEMS E.M. Gumennikova, Student

Supervisor: V.V. Naumkina, Doctor of Law, Professor Khakass State University named after N.F. Katanova (Russia, Abakan)

Abstract. Legislation on elections to local self-government bodies of the constituent entities of the Russian Federation is manifested in many regulatory legal acts that differ from each other in form, structure and limits of legal regulation. The subject of legal regulation is predetermined by the system of local governments, as well as the organization of local authorities. In this article, the author considered legal problems and proposed ways to solve them.

Keywords: power, elections, institution, local government, municipal elections, people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.