В.А. Колесников. Муниципальные интересы: некоторые аспекты исследования... УДК 342.2; 342.9.07
В.А. Колесников
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Волгоградская академия государственной службы
В ряду мало исследованных феноменов, оказывающих влияние на практику местного самоуправления, находятся муниципальные интересы как специфическая форма проявления социальных интересов. Используемые с конкретной смысловой нагрузкой в различных понятийно-терминологических оборотах («местные интересы», «интересы местного самоуправления», «интересы муниципальных образований», «интересы населения муниципального образования», «интересы органов местного самоуправления») муниципальные интересы выявляются как фактор жизнедеятельности местного сообщества и развития системы местного самоуправления, как явление, подлежащее всестороннему научному исследованию.
Целесообразно выделить следующие характеристики феномена в научной литературе: во-первых, понятие «муниципальные интересы» используется с различной интерпретацией в правовых документах и работах по муниципальному праву, во многих сочетаниях нормативного и регулирующего характера; во-вторых, муниципальные интересы как фактор местного самоуправления неотделимы от решения вопросов местного значения и обеспечения форм непосредственной жизнедеятельности местного сообщества; в-третьих, муниципальные интересы характеризуются не только как феномен, активизирующий жизнедеятельность местного коллектива, но и как интересы, нуждающиеся в правовой защите, гарантиях на осуществление; в-четвертых, муниципальные интересы выявляют особенное качество как отличающиеся, но равноправные государственным интересам и требующие особого учета их соотношения с региональными интересами; в-пятых, муниципальные интересы - многообразный фактор по типам и видам проявления - объективируются сферами жизнедеятельности и особенностями территории проживания, условиями развития муниципальных образований; в-шестых, муниципальные интересы характеризуются как основа деятельности по решению вопросов местного значения, соотносимая с субъектами их осуществления: населением, органами местного самоуправления, ассоциативными структурами, различными субъектами в системе муниципального хозяйства.
В целях комплексного исследования муниципальных интересов целесообразно вычленение следующих аналитических аспектов: философско-методологического, историко-концептуального,
нормативно-правового, содержательно-системного, типологического, компаративного, субъектного обеспечения. При этом важно учитывать, что в российской правоприменительной практике понятие «муниципальные интересы» тождественно понятию «местные интересы» (законодатель, согласно п. 1 ст. 2 № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., установил применение в одном значении определений «местный» и «муниципальный», а также образованных на их основе слов и сочетаний применительно к местному самоуправлению [1]). Это подтверждается и тем, что в РФ в системе местного самоуправления функционируют только муниципальные образования и нет иных местных единиц. В США в системе местного самоуправления помимо муниципалитетов четырех видов, характеризующих городской тип самоуправления, интересы населения обеспечивают также органы графств, тауншипов и специальных округов (муниципальное управление - одна из составляющих системы местного самоуправления); в современной Франции наряду с более чем 36 700 коммунами в «трехуровневой» системе местного управления функционируют 101 департамент, 22 региона со статусом местных коллективов; в ФРГ наряду с четырьмя управленческими типами общин («Северо-Германский совет», «Южно-Германский совет», «Неправильный магистрат», «Бургомистр») в «двухуровневой» системе местного самоуправления интересы населения обеспечивают органы местной власти районов и городов-районов.
Философско-методологический аспект позволяет акцентировать исследование муниципальных интересов как социальной категории в единстве объективной и субъективной составляющих (представляют интерес подходы А. Амосова, Л.П. Васючонок, А.А. Огаркова, характеризующих интерес как «неудовлетворенную способность» [2, с. 85-94; 3, с. 112]; «жизненное притязание», согласно определению А.Г. Здравомыслова, тяготеющее к превращению в удовлетворяемую потребность посредством деятельности [4, с. 127]). Муниципальные ин-
Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 9 (72). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ЭКОНОМИКА, ПРАВО)
тересы характеризуются на этой основе как специ- ности» жителей муниципального образования [5,
фическое проявление социальных интересов, объек- с. 19; 6, с. 328]). Отметим, что и в философских эн-
тивируемое необходимостью решения вопросов циклопедических статьях О. Юровицкого, А. Пет-
местного значения, особенностями локальной тер- ровского, М. Туровского не отождествляются «пот-
ритории и ресурсного потенциала, выявляющее вза- ребность» и «интерес» по их гносеологическому
имосвязи с непосредственными потребностями жи- содержанию, но акцентируется качество интереса
телей поселений. Следует согласиться с А. Ряховс- как формы проявления и обеспечения потребности
кой, выступающей против уравнивания понятий [7, с. 327-329; 8, с. 292]).
«коллективные интересы» и «коллективные потреб- Поступила в редакцию 06.12.2006
Литература
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 9502.
2. Амосов А. Экономический и эволюционный аспект национально-государственных интересов // Вопр. экон. 1994. № 5.
3. Васючонок Л.П. Влияние интересов субъектов на систему экономических отношений // Характер, структура и факторы формирования экономических отношений. Минск, 1992.
4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
5. Ряховская А. Исходя из коллективных потребностей. Роль экономического фактора в формировании муниципальных образований // Муниципальная власть. 2001. № 6.
6. Юровицкий О. Потребность // Филос. энциклоп. Т. 4. М., 1967.
7. Петровский А., Туровский М. Потребность // Там же.
8. Петровский А. Интерес // Там же. Т. 2. М., 1962.