Научная статья на тему 'МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанова Ума Алиевна, Шихгасанова Даяна Шихрасуловна, Казимагомедова Амина Сядуллаевна

В статье исследуются финансовые ресурсы в системе муниципального управления. От степени развитости межбюджетных отношений зависит обеспеченность муниципального образования финансовыми ресурсами. Отмечается, что муниципальные финансы необходимы для решения социальных и экономических задач: экономический рост, благоустройство территорий, рост качества жиз -ни населения и т. п. Современное финансовое состояние муниципальных образований описывается высокой степенью зависимости от вышестоящих бюджетов, низким уровнем собственных налоговых и неналоговых доходов, а также дисбалансом бюджетных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL FINANCES AS A RESOURCE FOR THE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The article examines financial resources in the system of municipal government. From the degree of development of interbudgetary relations depends on the provision of the municipality with financial resources. It is noted that municipal finances are necessary for solving social and economic problems: economic growth, improvement of territories, growth in the quality of life of the population, etc. The current financial condition of municipalities is described by a high degree of dependence on higher budgets, a low level of their own tax and non-tax revenues, and as well as an imbalance in public spending.

Текст научной работы на тему «МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_3_262 УДК 352

Курбанова Ума Алиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: sabiha73@mail.ru

Шихгасанова Даяна Шихрасуловна,

студент 4 курса, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: dshihgasanova@gmail. com

Казимагомедова Амина Сядуллаевна,

студент 4 курса, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: kazimagomedova.06a@gmail.com

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В статье исследуются финансовые ресурсы в системе муниципального управления. От степени развитости межбюджетных отношений зависит обеспеченность муниципального образования финансовыми ресурсами. Отмечается, что муниципальные финансы необходимы для решения социальных и экономических задач: экономический рост, благоустройство территорий, рост качества жиз -ни населения и т. п. Современное финансовое состояние муниципальных образований описывается высокой степенью зависимости от вышестоящих бюджетов, низким уровнем собственных налоговых и неналоговых доходов, а также дисбалансом бюджетных расходов.

Ключевые слова: финансовые ресурсы; муниципальные финансы; муниципальный бюджет; муниципальный кредит; социально-экономическое развитие; муниципальное образование.

UDC 352

Kurbanova Uma Alievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of World and Regional Economics, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: sabiha73@mail.ru

Shikhgasanova Dayana Shikhrasulovna,

4th year student, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: dshihgasanova@ gmail.com

Kazimagomedova Amina Syadullaevna,

4th year student, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: kazimagomedova.06a@gmail.com

MUNICIPAL FINANCES AS A RESOURCE FOR THE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The article examines financial resources in the system of municipal government. From the degree of development of interbudgetary relations depends on the provision of the municipality with financial resources. It is noted that municipal finances are necessary for solving social and economic problems: economic growth, improvement of territories, growth in the quality of life of the population, etc. The current financial condition of municipalities is described by a high degree of dependence on higher budgets, a low level of their own tax and non-tax revenues, and as well as an imbalance in public spending.

Keywords: financial resources; municipal finance; municipal budget; municipal credit; socio-economic development; municipality.

В связи с необходимостью обеспечения потребности населения в услугах, а также повышения качества жизни государственная власть делегируют полномочия нижестоящим уровням власти. Данная тенденции направлена на преобразование системы финансов, обусловленной повышением эффективности, а также соответствием всемирной направленности. В условиях когда воздействие кризисных факторов обостряется, и актуализируются вопросы современных подходов к устойчивому росту экономики муниципалитета, региона или страны.

Муниципальные финансы - это совокупность однопоточных денежных отношений, возникающих в ходе формирования, распределения и использования денежных средств на уровне муниципального образования.

Исходя из того что финансы муниципалитета имеют социальную направленность, органы местного самоуправления вправе оказывать поддержку наиболее нуждающемуся слою граждан, тем самым выводя на первый план задачу по удовлетворению интересов лиц, проживающих на данной территории.

Комплексность экономических, социальных, экологических ориентиров, а также методы и инструменты их достижения, разработка и прикладная реализация, осуществляемые силами муниципальной власти, есть социально-экономическая политика муниципального образования [1].

Федеральное устройство Российской Федерации определяет два уровня финансов -государственные (финансовые средства федеральных органов власти) и низовые -муниципальные.

Функция финансов представляют собой объективную категорию, которая функционирует в любой социально-экономической среде и обеспечивает рост национальной экономики и ее включение в глобальный хозяйствующий комплекс.

Выделяются три основные функции муниципальных финансов:распределение, регулирование и контроль.

Распределительная функция муниципальных финансов заключается в формировании, распределении и перераспределении через бюджетное устройство стоимости валового продукта и национального дохода.

Необходимо финансировать базовые потребности по воспроизводству и развитию

человеческого капитала, а также развитию экономики (улучшение инвестиционного климата, поддержка малого и среднего бизнеса, создание отраслевого баланса в экономике), обеспечению безопасности, обороны и правопорядка. В свою очередь, внебюджетные фонды финансируют дополнительные социальные потребности [3].

Регулирующая функция тесно связана с распределительной. Она заключается в целевом воздействии органов местного самоуправления на механизм социально-экономических процессов подведомственных территорий. Выполнение данной функции на уровне муниципалитета проявляется в следующем: выполнении государственных программ, исполнении государственных заказов, государственном кредитовании, регулировании основных цен и тарифов, а также применении налоговых и прочих льгот.

Функции финансового контроля реализуются при организации государственного контроля финансов бюджетной системы в секторе государственных предприятий и в системе объективно значимых общественных объектов [7]. Данная функция дополняет возможности распределительной и регулирующей, повышая результативность общественного сектора экономики.

Функции финансов представляют собой объективную категорию, которая функционирует в любой социально-экономической среде и обеспечивает рост национальной экономики и ее включение в глобальный хозяйствующий комплекс.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации [1]. Местный бюджет представляет собой форму аккумуляции и расходования денежных средств в целях осуществления функций и задач местного самоуправления. Регламентируется муниципальный бюджет Бюджетным кодексом Российской Федерации. Однако в ст. 12 Конституции Российской Федерации говорится: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Составные звенья муниципальных финансов:

- муниципальный бюджет;

- муниципальный кредит;

- финансы муниципальных унитарных предприятий;

- государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

- внебюджетные фонды местных органов власти [9].

В соответствии с данными Росстата, на 01.01.2021 года на территории Российской Федерации действуют 20 303 муниципальных образования. Видовая структура следующая: городские округа - 3,1 %; городские округа с внутригородским делением - 0,01 %; внутригородские районы - 0,09 %; муниципальные районы - 7.91 %; городские поселения - 6,63 %; сельские поселения - 80,44 %; внутригородские муниципальные образования -1,32 %; муниципальные округа - 0,49 % [10].

Таблица 1 - Динамика количества муниципальных образований [4]

Муниципальные образования на 01.01.2020 на 01.01.2021 Изменение, ед.

Всего, ед. 20 846 20 303 - 543

в том числе по видам:

- городские округа 632 630 -2

- муниципальные округа 33 100 67

- городские округа с

внутригородским делением 3 3 0

- внутригородские районы 19 19 0

- муниципальные районы 1 673 1 606 - 67

- городские поселения 1 398 1 346 - 52

- сельские поселения 16 821 16 332 -489

- внутригородские

муниципальные образования 267 267 0

Количество муниципалитетов сокращается, соответственно происходит процесс соединения территорий. Муниципальные образования укрупняются, растет необходимость в формировании бюджетов и растет значение местных финансов для решения вопросов в рамках полномочий местных органов власти.

20 271 ( 98 %) муниципальное образование в 2021 г. утвердило свои бюджеты. Из них 83 % приняли трехлетний бюджет, остальные - на один финансовый год. Местный бюджет есть материальная основа местного самоуправления и атрибут любого муниципалитета. Обособленность бюджетов подкрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления [2; 8].

В разрезе отраслевой структуры расходов местных бюджетов социально-экономической направленности жилищно-коммунальное хозяйство занимает 12,3 % , образование - 48 %, культура и СМИ - 5,7 %, здравоохранение - 0,4 % и социальная по-

литика - 8,7 %. В совокупности порядка 85 % средств расходуется на решение вопросов экономики и социального развития муниципального образования [4].

Существенная статья доходов местных бюджетов - межбюджетные трансферты. Основная цель трансфертов - недопущение высокой розничной стоимости товаров и услуг первой необходимости. Таким образом, государство помогает возмещать издержки и стабилизировать цену. Трансферты предоставляются в форме дотаций, субсидий, суб -венций, а также иных межбюджетных трансфертов (рис. 2).

В соответствии со ст. 138 БК РФ дотации на выравнивание финансовых возможностей муниципалитетов предоставляются либо по расчетной системе, либо по подушевой системе [1]. В 2020 г., по итогам отчетности, на долю муниципальных районов было выделено 318,1 млрд рублей; 83 % - на основе бюджетной обеспеченности и 17 % - по подушевому принципу.

Рисунок 1 - Отраслевая структура расходов местных бюджетов [4]

Рисунок 2 - Структура межбюджетные трансфертов [4]

Муниципальный кредит - самостоятельное специфическое звено, которое структурно и организационно отличается. Специфика обусловлена и финансовыми, и кредитными отношениями. Муниципальный кредит имеет следующие цели: проведение местной финансово-кредитной политики; обеспечение финансового дефицита местного бюджета; решение неотложных местных социально-экономических задач, секторов и видов деятельности, определяющих экономику муниципального образования. Главная задача муниципального кредита - направленность на социально-экономическую устойчивость муниципалитета [5].

Органы муниципальной власти нуждаются в дополнительных денежных средствах для финансирования инвестиционных или капиталоемких социально-экономических программ, а также в целях сглаживаний налоговых колебаний или размещенных ранее займов.

Суммарная стоимость кредитов, полученных муниципальными образованиями от кредитных организаций в России на 1 января 2020 года - 259 464 827 тысяч рублей. На долю долговых обязательно муниципальных образований субъектов России приходится 380 457 605 тысяч рублей [3].

Муниципальные унитарные предприятия - коммерческие предприятия, которые имеют своей целью получение дохода, но не имеют права распоряжения на переданное им имущество. Сущность финансовых муниципальных унитарных предприятий - в распределении средств, являющихся результатом реализации продуктов, услуг, работ, валового и чистого дохода [6]. Однако они используются не только для материального производства и социальной сферы, но и для образования пенсионного фонда, фонда социального и медицинского страхования. Данные предприятия создаются для решения следующих вопросов: выполняют деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товара или услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости; осуществляют убыточное производство и обеспечивают виды деятельности, подлежащие дотированию [5].

Таким образом, муниципальные финансы являются одним из основных ресурсов, способствующих более полной реализации экономических интересов муниципалитетов. Успешное развитие муниципального образования зависит от ряда факторов, среди которых неуклонно возрастает роль финансово-экономического развития территории. Местные финансы выстукают одним из наиболее эффективных рычагов содействия устойчивому развитию. На федеральном уровне цель государственных финансов - стратегические задачи. А муниципальные финансы необходимы для обеспечения повседневных расходов, в первую очередь социально-экономической направленности.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Капленок Е. А. Формирование муниципальных финансов // Молодой ученый. 2020. № 49 (339). С. 111113. URL: https://moluch.ru/archive/339/75921/ (дата обращения: 23.03.2022).

3. Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/?fullversion=1 (дата обраще -ния: 21.03.2022).

4. Министерство экономического развития Рос-

сийской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 23.03.2022).

5. Нехайчук Д. В., Нехайчук Ю. С. Укрепление бюджетного потенциала для обеспечения финансовой независимости органов местного самоуправления // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2018. Т. 20. № 1. С. 105.

6. Николаева Е.Ф., Авдюков Ф.В. Финансы муниципального образования // Системные технологии. 2017. № 24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansy-munitsipalnogo-obrazovaniya-1 (дата обращения: 23.03.2022).

7. Пынчук В. А. Некоторые аспекты совершенствования финансовой основы местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник ВУиТ. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-sovershenstvovaniya-finansovoy-osnovy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 23.03.2022).

8. Ракитина И.С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы : учеб. и практикум для вузов. 2-е изд. М.: Брайт, 2020. 312с.

9. Смирнов В. В., Мулендеева А. В. Финансовое регулирование долгосрочного российского экономического роста // Финансы и кредит. 2019. № 2 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovoe-regulirovanie-dolgosrochnogo-rossiyskogo-ekonomicheskogo-rosta (дата обращения: 23.03.2022).

10. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

References

1. Byudzhetny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 29.11.2021) Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

2.Kaplenok E. A. Formirovanie municipal'ny'x finansov. Molodoj ucheny'j. 2020. № 49 (339). S. 111-113. URL: https://moluch.ru/archive/339/75921/ (data obrashheniya: 23.03.2022).

3.Ministerstvo finansov Rossijskoj Federacii. URL: https://minfin.gov.ru/ru/?fullversion=1 (data obrashheniya: 21.03.2022).

4. Ministerstvo e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. URL: https://www.economy.gov.ru (data obrashheniya: 23.03.2022).

5.Nexajchuk D. V., Nexajchuk Yu. S. Ukreplenie byudzhetnogo potenciala dlya obespecheniya finansovoj nezavisimosti organov mestnogo samoupravleniya. Vestnik VolGU. Seriya 3: Ekonomika. E'kologiya. 2018. T. 20. № 1. S. 105.

6.Nikolaeva E.F., Avdyukov F.V. Finansy' municipal'nogo obrazovaniya. Sistemnye texnologii. 2017. № 24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansy-munitsipalnogo-obrazovaniya-1 (data obrashheniya: 23.03.2022).

7. Py'nchuk V. A. Nekotory'e aspekty' sovershenstvovaniya finansovoj osnovy' mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii. Vestnik VUiT. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nekotorye-aspekty-sovershenstvovaniya-finansovoy-osnovy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossiyskoy-federatsii (data obrashheniya: 23.03.2022).

8. Rakitina I.S., Berezina N. N. Gosudarstvennye i municipal'nye finansy' : ucheb. i praktikum dlya vuzov. 2-e izd. M.: Brajt, 2020. 312s.

9.Smirnov V. V., Mulendeeva A. V. Finansovoe regulirovanie dolgosrochnogo rossijskogo

e'konomicheskogo rosta. Finansy' ikredit. 2019. № 2 URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/finansovoe-regulirovanie-dolgosrochnogo-rossiyskogo-ekonomicheskogo-rosta (data obrashheniya: 23.03.2022).

10. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: https://rosstat.gov.ru/ (data obrashheniya: 23.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.