МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА: ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Р.И.Шаяхметова
В статье рассматриваются инновационные аспекты деятельности муниципальной методической службы на примере г. Казани по созданию благоприятных условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, функционирования и развития образовательных учреждений в современных условиях. Эту роль методической службы можно определить как поддерживающую. Выделены основные направления и меры поддержки.
Ключевые слова: организационная, информационная, кадровая, научно-методическая поддержка, ресурсные центры, «обучение действием», стажировка, виртуальные методические объединения, Казанский образовательный портал, кадровый потенциал, кадровый менеджмент.
Municipal methodical service: innovative aspects of activity. The activity of municipal methodical service on an example of Kazan on creating favorable conditions for increase of professional competence of teachers, functioning and development of educational institutions in modern conditions is considered in the article. It is possible to define this role of methodical service as supporting. The main directions and support measures are allocated.
Key words: organizational, informative, personnel, science- methodical support, resource centers, "training by action", internship, probationary period, virtual methodical associations, Kazan educational portal, personnel potential, personnel management.
Деятельность муниципальных методических служб за последние годы стала более сложной, разнообразной по своим задачам, содержанию, формам и методам реализации. Наряду с традиционной работой, которой занимается любой методический центр, муниципальные методические службы обеспечивают научно-методическое сопровождение педагогических инноваций, устанавливая тесные связи с вузами, научными учреждениями.
Если органы управления образованием ставят цели и определяют основные направления и стратегию всей системы в целом, то методические службы создают благоприятные условия для выполнения поставленных целей, т.е. функционирования и развития образовательных учреждений. Эту роль методической службы можно определить как поддерживающую. Для этого методическая служба выполняет такие функции, как оказание практической и интеллектуальной помощи, стимулирование инновационной деятельности, выявление и устранение недостатков, налаживание и установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию целей образовательной деятельности.
Создание внешних благоприятных условий для развития учреждений образования - одно из основных направлений поддержки, поскольку как показывают изучения, образовательные учреждения видят много препятствий и внешних неблагоприятных факторов, мешающих их инновационной деятельности.
Однако нужно иметь в виду, что поддержка, оказываемая методической службой, призвана, прежде всего, активизировать, а не подменять самостоятельную работу образовательных учреждений. В связи с этим важно верно определять объекты и объем поддержки. Ее содержание, формы и методы должны быть такими, чтобы не подавлять, а, наоборот, стимулировать активность самих образовательных учреждений [2].
Методическая служба отвечает за качество оказываемой поддержки, прогнозируя получить от нее определенные результаты. Может быть так, что подготовка проведена качественно, а реализация полученных знаний не осуществляется. В случае неудовлетворительных результатов поддержки причину нужно искать как в самой поддержке, так и использовании ее средств в учреждении образования [2]. Главным результатом всего этого должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития, т.к. именно оно является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития.
Методическая служба города Казани работает в ранге сервисной службы, который востребован в новых условиях. Инновационными направлениями деятельности Городского методического центра (далее-ГМЦ) являются организационная, информационная, кадровая, научно-методическая, правовая и материально-техническая. Рассмотрим меры поддержки некоторых инновационных направлений.
Первое направление - организационная поддержка. Прежде всего, это организация непрерывного образования педагогических и управленческих кадров [2]. На сегодняшний день ГМЦ имеет возможность выстраивать программы обучения, увязывая их напрямую с теми насущными задачами, которые решаются в системе образования. Такое обучение обладает для педагогов и руководителей учреждений большей побудительной силой и личностной направленностью, чем обучение, которое носит массовый характер. Соединение обучения с последующим внедрением его результатов в практику приносит наибольший полезный эффект. Не случайно сегодня в городе получили широкое распространение обучающие мероприятия: обучающие семинары, стажировки, тренинги, мастер-классы, практикумы с участием ученых-практиков вузов. Они содержательны, ориентированы на решение актуальных проблем образования, слушатели получают хорошую теоретическую и практическую подготовку в сфере управления, педагогического проектирования, информационных технологий, что, несомненно, способствует повышению профессиональной компетентности руководителей и педагогов образовательных учреждений.
Методическим центром г. Казани систематически проводятся стажировки на базе лидеров образования и зарубежные. Данная форма создаёт условия для проектирования стажёрами на основе изученного инновационного опыта собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения. В применении данной формы большую роль играют лидеры, которые показывают высокие результаты своей деятельности, являются победителями конкурсов, грантов и проектов. Несомненно, делаем ставку на них, поскольку опыт их успеха, те изюминки, которые позволили
им добиться результата, проецируется на другие школы. Более того, их результаты дают и другим толчок для внедрения в практику инноваций, заставляют коллективы школ серьезно работать над повышением качества образовательных услуг, заниматься экспериментальной деятельностью, постоянным поиском новых технологий.
Сегодня в образовательной среде города Казани продолжается процесс формирования муниципальных ресурсных центров на базе лучших образовательных учреждений для прохождения стажировок. Центры рассчитаны как на распространение передового опыта, так и на совершенствование профессионализма педагогов. На сегодняшний день важно отметить эффективное функционирование ресурсных центров по таким направлениям, как распространение положительного педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА; реализация городского проекта «Английский-для всех», посвящённый Универсиаде-2013; реализация электронного образования в системе городского образования и др.
По результатам ЕГЭ 2005-2012гг. и других исследований определена типология существенных пробелов в знаниях учащихся и затруднений дидактического и методического характера у учителей, что обуславливает необходимость обеспечения компетентной методической работы. Результаты ЕГЭ и ГИА требуют глубокого анализа и оценки качества в каждой школе, по каждому предмету, поскольку воспринимаем ЕГЭ не только как тест для ученика, но и как тест на соответствие школы требованиям сегодняшнего дня. Безусловно, на результаты ЕГЭ влияют уровень предметной готовности, уровень тестовой культуры выпускников, психологическая готовность, т.е. демонстрировать свои знания и умения в непривычной обстановке. Поэтому мотивация и побуждение к профессиональному развитию учителя в применении технологий тестирования, и их активное использование, начиная с младшего школьного возраста; развития новых форм и механизмов проверки качества образования в школе - важная составляющая в деятельности ГМЦ. В связи с этим ведущая роль ресурсных центров - тиражирование передового педагогического опыта. В городе функционируют около 30 ресурсных центров, каждый из которых осуществляет свою деятельность в соответствии с индивидуальным планом работы.
Основными целями реализация проекта «Английский - для всех» также является создание ресурсных центров на базе специализированных школ, гимназий для повышения качества обучения английскому языку и формирование у школьников способностей к межкультурному общению, подготовка их к волонтёрской деятельности. Участниками проекта стали руководители и учителя английского языка казанских школ и методисты ГМЦ. (В 16 ресурсных центрах работают около 80 учителей, обучаются более 1500 учащихся). Инициативной группой авторов разработано учебное пособие «Welcome to Kazan» с электронным приложением, содержание которого носит практико-ориентированный характер. Большое внимание уделяется практике устной речи, работе с текстами, написанию различных видов сообщений, овладению навыками публичной презентации. Посещение занятий, проводимых на базе ресурсных центров, обмен опытом работы на семинарах и конференциях свидетельствует о том, что учителя широко применяют современные педагогические технологии.
Одним из актуальных на сегодняшний день являются ГГ-технологии. Несомненно, информационные технологии - это область знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться. Участие в научнопрактических конференциях, семинарах позволяет нам не только поведать коллег о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, который каждый открывал для себя ежедневным кропотливым трудом.
Важнейшей задачей, без решения которой невозможно двигаться вперед, является задача подготовки педагогических кадров, прежде всего, чтобы учитель-предметник владел компьютером и использовал его так же, как использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, мотивировать учителей к использованию ГТ-технологий в повседневной практике. Для этого на базе школ-лидеров созданы центры компетенции по электронному образованию, которые распространяют лучший опыт использования ИКТ в школьном образовании (их в городе 8). С помощью практического опыта этих центров осваиваем новую информационную систему «Электронное образование в Республике Татарстан». Понимая, что ГТ-технологии - мощный педагогический инструмент в руках учителя и что надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках, многие из них создали сообщества по интересам, делятся опытом работы с коллегами.
Таким образом, важно отметить, стажировки проходят на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные программы и имеющих положительные результаты. Такое «обучение действием» должно войти в традицию при подготовке и профессиональном совершенствовании учителей, программы должны строиться по модульному принципу, гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь обусловленных образовательными потребностями учащихся.
Второе направление - информационная поддержка. Основными направлениями информационной поддержки являются: сбор, обработка и анализ информации по различным насущным для развития системы образования вопросам; информирование о новых педагогических технологиях, результатах развития системы и учреждений [2]. Задача методической службы состоит в том, чтобы повысить качество информации, добиться, чтобы она была полной, своевременной, достоверной, надежной, существенной, обладала потенциалом для принятия компетентных решений.
Если ведущим направлением информационной поддержки ГМЦ является мотивировать учителей в использовании в образовательном процессе ГТ-технологий, о которых подробно упомянуто выше, то другим направлением этой поддержки является консалтинг, направленный на оказание научно-методической помощи педагогам в освоении инновационных процессов. Основной метод - интенсивная и целенаправленная коммуникация в сети Интернет. Развитие современных средств межличностных коммуникаций (блогов, твиттеров) привело к возникновению социальных сетей и сообществ. Однако существует риск некоторой стихийности
и неуправляемости этим процессом. Учитывая большую значимость обозначенной проблемы, назрела в городе необходимость в организации многофункциональной площадки с большим количеством разнообразных сервисов, объединённых единой концепцией. Такой площадкой для нас стал Казанский образовательный портал (http://kazanobr.ru), главной целью которого является повышение информационной культуры педагогического сообщества города. Какие же задачи решает портал? Это, прежде всего, обмен опытом и расширение спектра профессиональных компетенций; формирование единой политики в сфере электронного образования города; совершенствование системы управления образованием на основе внедрения ИКТ; систематизация, обобщение и внедрение опыта применения электронного образования в учебновоспитательном процессе.
Какие же образовательные ресурсы имеются на портале в помощь педагогам? Это методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА, составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении, по реализации ФГОС нового поколения и т.д. Мастер-классы лучших учителей города, коллекция современных уроков, авторские семинары (видеозаписи семинаров ведущих педагогов России), публичные доклады руководителей образовательных учреждений города, издательские проекты, ссылки на Интернет-ресурсы и т.д.
Кроме того, на Казанском образовательном портале действуют виртуальные методические объединения (ВМО), являющиеся альтернативной формой методических объединений. Цель ВМО - объединение педагогических работников города по общим профессиональным интересам. Это учителя дисциплины одной образовательной области или предметы в одной ступени обучения, классных руководителей, педагогов-психологов. Преимущества ВМО заключаются в следующем: диссеминация опыта работы на более широкий круг коллег -педагогов; удобный режим и ритм работы (каждый член выбирает для себя); включает неограниченное количество членов ВМО; экономия времени на поездках для очного участия в заседаниях методических объединений; оперативность в получении методической помощи на интересующую профессиональную тему.
В связи с тем, что портал имеет возможности привлечения большего числа пользователей, с 2011 года издается электронный научно-методический журнал «KAZANOBR.RU» периодичностью раз в квартал определённой тематикой. Целью журнала является содействие эффективному функционированию образовательного пространства города посредством обеспечения профессионального роста и повышения информационной культуры педагогов, создания условий для их развития и самореализации. Журнал осуществляет свою деятельность в рамках сайта «Казанский образовательный портал», зарегистрированного в качестве средства массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. В журнале публикуются статьи научно-практического характера, нормативно-правовые документы, аналитические статьи, лучший опыт работы педагогов, ответы на актуальные вопросы образования.
Третье направление - поддержка формирования и развития кадрового потенциала. Совершенствование мастерства педагогических и управленческих кадров и формированию у них мотивации на профессиональное развитие - необходимое и важное составляющее в работе методических центров. Развитие мастерства осуществляется в таких формах поддержки, как обучение, консультирование, тьюторство [2]. На мотивацию профессионального развития оказывают наибольшее влияние такие формы поддержки, как оценка, аттестация, а также различные формы поощрения и вознаграждения кадров, проведение профессиональных конкурсов.
Одним из ключевых аспектов в деятельности методической службы Казани является работа с руководящими кадрами. С этой целью в городе реализуется проект «Кадровый менеджмент», основная цель которого развитие управленческих компетенций руководителей образовательных учреждений, формирование кадрового резерва руководящих работников.
Задачи проекта: развитие навыков деятельности управленческой команды по актуальным направлениям; формирование профессиональных управленческих компетенций кадрового резерва с учетом личностно-ориентированного и практико-ориентированного подходов.
Рассмотрим основные этапы реализации проекта.
Первый этап - внутренний кадровый аудит руководителей образовательных учреждений г.Казани на основе стандартизированной технологии оценки уровня развития базовой модели компетенций. Диагностируемые показатели: эффективность руководства, уровень конкурентоспособности личности, лидерство, делегирование полномочий, организаторские способности, способность к саморазвитию и самообразованию, творческий потенциал, конфликтность, коммуникативная культура. По результатам полученных и обработанных данных разработана программа, состоящая из двух модулей: модуль повышения квалификации руководителей и модуль резерва
руководителей.
Второй этап - формирование и развитие компетенций управленцев. Для реализации данного этапа используются следующие формы работы: а) краткосрочные курсы повышения квалификации по актуальным проблемам управления образованием; б) тренинги результативного управления персоналом, личностного роста, по профилактике профессионального и эмоционального выгорания; в) стажировки на базе лидеров образования города и зарубежные; г) авторские семинары ведущих российских и зарубежных ученых-практиков по управленческой тематике и семинары на базе лучших школ г. Казани.
Третий этап - промежуточное оценивание:
а) пилотная оценка динамики развития компетенций; б)формирование групп педагогических кадров по данным аудита: «актуальный резерв»(руководители школ и детских садов),
«оперативныйрезерв» (заместители директоров школ), «стратегическийрезерв»(учителя школ); в) создание пакета методических рекомендаций «в помощь управленцу».
Перспективами проекта являются презентация управленческих компетенций участников через проектную деятельность; создание концепций и программ развития образовательных учреждений;
стажировки на базе лучших образовательных учреждений; разработка портфолио образовательного учреждения и индивидуальных маршрутов развития руководителей по компетенциям и т.д.
По мотивации профессионального развития, формированию позитивного образа учителя, поощрения творчески работающих педагогов наибольшее внимание оказывают различные формы поддержки. Для этого нами разработана Концепция конкурсной системы в образовании г.Казани с учетом российского конкурсного движения, приоритетов региональной системы образования. Документ представляет собой совокупность мероприятий различного уровня, основной целью которого является рациональное использование ресурсов (временных, кадровых, финансовых и др.). Несомненно, важной составляющей профессиональных конкурсов и главной миссией является открытие новых имен и явлений в системе образования г. Казани.
Методически грамотно подготовленный и проведенный профессиональный конкурс может дополнить и даже заменить руководителям школы многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование, ежегодные аттестации. Он имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя и руководителя. Но при этом важно, чтобы все используемые при его проведении методы не противоречили, а взаимодополняли друг друга.
Четвертое направление - научно-методическая поддержка. Данная поддержка осуществляется через инновационную, экспертную деятельность, руководство деятельностью экспериментальных площадок, обеспечение учреждений образования методическими разработками, обобщением опыта их деятельности, оказанием помощи в публикации материалов [2]. Ежегодно нами издаются более десяти наименований методических рекомендаций и пособий, сборников из опыта работы казанских педагогов. Итак, методическая поддержка может оказываться различными видами ресурсов (информацией, рекомендациями, образовательными, консалтинговыми, тьюторскими услугами). Наконец поддержка может носить как чисто практический, так и интеллектуальный характер. Многообразие функций и задач методической работы в современных условиях, постоянно обновляющийся характер её содержания, а также конкретные особенности муниципальной системы образования г.Казани требуют от методической службы достаточного разнообразия форм работы, постоянного обогащения и повышения эффективности традиционных форм и применения новых.
Важно отметить, что используемые методической службой формы (научно-практические конференции и семинары, стажировки, практикумы, педагогические мастерские, мастер-классы, круглые столы, конкурсы, выставки, презентации и др.) целевой поддержки образовательных учреждений, педагогов и процедуры их распределения при правильном применении создают в системе образования своеобразную мотивационную среду, побуждающую участников к активизации инновационной деятельности.
Литература:
1. Базовая модель региональной и муниципальной программ поддержки малого бизнеса. Методическое пособие / Под.ред. B.C. Лазарева. М: ЦСЭИ. 1998.
2. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой. Методическое пособие/ Под ред. Н.В.Немовой. М.:АПК и ПРО. 2004.
3.Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России. 2011.
4.Лазарев В.С. Инноватика в школе: учебное пособие для системы высшего профессионального образования и повышения квалификации работников образования. Екатеринбург. 2011.