Научная статья на тему 'Мультсериал и Актуальные проблемы современности: клонирование и его последствия'

Мультсериал и Актуальные проблемы современности: клонирование и его последствия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
202
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРИМАЖИНАЦИЯ / КЛОНИРОВА-НИЕ / КЛОН / CLONE / ОБРАЗ / IMAGE / МУЛЬТСЕРИАЛ / ANIMATED SERIES / INTERIMAGINATION / CLONING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дыдров Артур Александрович

Мультсериал – обширное поле для исследования актуальных проблем современности. Некоторые эпи-зоды заостряют внимание зрителя на сущности и специфике бытия Hi-Tech, на соприкосновении искус-ственного и естественного. Клонирование как модус новых технологий прочно обосновалось не только в художественных фильмах, но и в мире мультиплика-ции. Восприятие образов, связанных с клонированием и клонами провоцирует всплеск интеримажинации – схватывания пересекающихся картин, эскизов, штри-хов и контуров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMATED SERIES AND CURRENT PROBLEMS OF MODERN TIMES: CLONING AND ITS EFFECTS

The animated series are a wide field for studying urgent issues of modern times. Some episodes concentrate the viewer’s attention on the nature and specifics of Hi-Tech Being, on contact of the artifi cial and the natural. Cloning as a mode of new technology fi rmly established itself not only in feature films but in the world of animation. Perception of images related to cloning and clones provokes a splash of interimagination, remembering intersecting paintings, sketches, strokes and outlines.

Текст научной работы на тему «Мультсериал и Актуальные проблемы современности: клонирование и его последствия»

ских учениях о культурах и цивилизациях культурный процесс понимается плюралистически, в виде разнообразия культур, и признается возможность их сравнительного исследования. Философами называются различные критерии выделения культур цивилизационного типа. Если Данилевский включает в их число характеристики и культуры, и общества, то Шпенглер выделяет душу культуры, духовные формы жизни, Тойнби - главным образом религиозные особенности, Сорокин - доминирующие в культуре ценности.

Анализ цивилизационных типов культуры тесно связан с проблемой цивилизационных параллелей. Принцип параллелизма сформулировал К.Ясперс, обозначая им «параллельное существование в одно и то же время и без взаимодействия» [8,38-39] культур Древней Греции, Древнего Китая и Древней Индии. Параллелизм в культуре свидетельствует о наличии в различных культурах тождеств и различий, что обеспечивает возможности сравнительного компаративистского подхода. В эпоху Возрождения и Нового времени компаративистский подход был использован в культурологии и историографии, как западными, так и русскими учеными [9]. Применение этого подхода сегодня идет по пути поиска компромисса между универсализмом и релятивизмом в понимании различных культур.

Список литературы

1 Панарин А. Философия истории. URL: http:// www. gumer.info (дата обращения 09.08)

2 Страхов Н.Н. О книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» //Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991.

3 Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

4 Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. Критический очерк. М.,1980.

5 Сорокин П. Социокультурная динамика // П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

6 Сорокин П. Макросоциологическая теория Н.Я. Данилевского // О русской общественной мысли. СПб,2000.

7 Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) //Вопросы философии. 1984. №2.

8 Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М.,1994.

9 История современной зарубежной философии: компаративистский подход. - СПб.,1997.

А.А. Дыдров

Южно-Уральский государственный университет

Челябинск

УДК 130.2

МУЛЬТСЕРИАЛ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: КЛОНИРОВАНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация

Мультсериал - обширное поле для исследования актуальных проблем современности. Некоторые эпизоды заостряют внимание зрителя на сущности и специфике бытия Hi-Tech, на соприкосновении искусственного и естественного. Клонирование как модус новых технологий прочно обосновалось не только в художественных фильмах, но и в мире мультипликации. Восприятие образов, связанных с клонированием и клонами провоцирует всплеск интеримажинации -схватывания пересекающихся картин, эскизов, штрихов и контуров.

Ключевые слова: интеримажинация, клонирование, клон, образ, мультсериал

A.A. Dydrov South Ural State University Chelyabinsk

ANIMATED SERIES AND CURRENT PROBLEMS OF MODERN TIMES: CLONING AND ITS EFFECTS

Abstract

The animated series are a wide field for studying urgent issues of modern times. Some episodes concentrate the viewer's attention on the nature and specifics of Hi-Tech Being, on contact of the artificial and the natural. Cloning as a mode of new technology firmly established itself not only in feature films but in the world of animation. Perception of images related to cloning and clones provokes a splash of interimagination, remembering intersecting paintings, sketches, strokes and outlines.

Index terms: interimagination, cloning, clone, image, animated series.

Введение

Образы клона, фактически сконструированные создателями сериала, отсылают нас к популярным

в культуре различных народов типажам марионеток, управляемых кукол. Клон, кажется, совсем не значительно отличается от робота, «лабора» (того типичного «лабора», что фигурировал в пьесе R.U.R. К. Чапека [4]). Клон, если не ведать о его происхождении, отсылает зрителя и к оруэлловским пролам, [1] и к обитателям Земли будущего, по версии Г Уэллса [3]. Собственно говоря, сознание зрителя и читателя рыщет по просторам эмпирического, ищет ориентиры, статичные контуры для того, чтобы определиться, для того, чтобы «объект» не выглядел как «нечто», как абсолютно новое и вместе с тем абсолютно неизвестное.

Сказанное вовсе не означает того, что создатели сериала памятовали обо всех этих и многих других образах. Контуры образа клона как будто разомкнулись, произошел аншлюс образов - тех, что где-то были увидены. Аннексия когда-то увиденных или услышанных описаний, спровоцированная присутствием Другого, стала увертюрой интеримажинации. Модусом интери-мажинации (и в этом, вероятно, ее достоинство) является, в частности, ассоциативные ряды, способствующие искомой определенности или видимости определения. Когда говорят о клоне, то в сознании вспыхивают как будто спонтанные образы преступлений, рождения из пробирки, копирования ДНК, «игры в Бога», доктора А. Мефисто, «Шестого дня», «второго» Шварценеггера и многое другое. Нет ничего удивительного в том, что даже в наиболее «самобытном» образе клона зритель заметит штрихи, узнает краски, использованные при написании иных образов.

Клонирование и его результат (по версии создателей «Family Guy»)

В одном из эпизодов мультсериала «Гриффины» тема клонирования является если не магистральной, то во всяком случае занимает достойное положение. Один из наиболее ярких персонажей, воплотивший в себе целую галерею образов (образы злого гения, вундеркинда, зоофила, гомосексуалиста и иные), клонирует себя самого. Почему именно маленький мальчик стал субъектом и объектом сложной операции? Ответом на этот вопрос станут лишь предположения: во-первых, никому из членов американской семейки это просто не под силу; во-вторых, прагматизм юного героя, по оценке моралистов, выходит за социально приемлемые пределы. Собственно прагматизм Стюи выражается уже в самой цели операции, которая цель была высказана домашнему питомцу: клонирование самого себя необходимо для того, чтобы клон выполнял множество «неприятных» занятий.

Клон получился, по оценке Стюи, интеллектуально ущербен, что подчеркивается и фенотипическими признаками (отвисшая, выпяченная нижняя губа, вздутия под глазами и т.д.). От клона требуется вовсе не «мудрствование», не оказание помощи в решении высокоинтеллектуальных задач, а примитивная работа. Стюи не тот, кто сдастся перед работой, требующей явного приложения ratio. Прагматизм «взрослого ребенка» подчеркивается и конкретными ситуациями: клон трет создателю спину в ванной, отправляется на празднование неприятного Стюи дня рождения и вообще выполняет всю «рутинную» работу. Создатель определяет клона как существо с усеченным интеллектуальным потенциалом, говоря грубее, - как существо умственно не полноценное.

Клон явился творением, опредмеченной сущностью, но может ли он претендовать на статус человека? Создатели сериала не дают прямого ответа на такой поистине философский вопрос. Зато, увидев пользу от

клона, домашний питомец просит Стюи клонировать и себя. Цель его клонирования, в общем, не отличается от цели, поставленной Стюи в недавнем прошлом. Домашний любимец, по его же выражению, уже успел составить будущему клону «список дел». Творения еще нет, но его задачи ясны. Выпуск сериала презентирует клона не только как умственно отсталое существо. Клон неполноценен и физически. Неполноценность в данном случае не подразумевает несоответствия некоему идеалу, а означает лишь несоответствие физиологии клона физиологии хозяина. Потому-то клоны (из-за некоего «сбоя» в методах, аппаратуре и т.д.) «демонтируются» на глазах создателя, превращаясь в «кашу» из крови и костей скелета.

Бесславная смерть клонов - финальный аккорд темы клонирования в сериале «Гриффины». Клоны не идентичны создателям ни физиологически, ни интеллектуально. Клон получает собственный опыт, а не живет опытом хозяина. Собственно, у клона есть создатель, который задал цель клону еще до появления последнего. Творение человеческого интеллекта (если проводить аналогию с сартровским ремесленником [2]) хоть и наделено фенотипическими признаками человека, становится не более чем «орудием», «ножом», имеющим сущность еще до существования.

«Simpsons»: другой, но хорошо знакомый клон

Образ клона в одном из выпусков мультсериала «Симпсоны» тоже перекликается с иными образами клонов (например, в мультсериалах). Возникнув парадоксальным способом (он «выпал» из быстро вращающегося гамака, на котором отдыхал один из персонажей), клон заинтересовал одного из главных героев. Клон Гомера отличается от него физиологически (собственно так же, как клон Стюи отличался от своего создателя). Обыденное сознание не ушло бы далеко от истины, оценив клона как умственно неполноценное существо. Памятуя о низком интеллектуальном уровне Гомера Симпсона, следует отметить то, что клон обладает уровнем IQ ниже, чем у Гомера. Однако вскоре после появления первого клона Гомер смекнул, что можно и нужно воплощать «симулякры» еще и еще. Для чего? Ответ на этот вопрос вызывает консонанс с образом юного и прагматичного Гриффина: для выполнения «неприятных» дел. Слушать престарелого отца, играть с детьми, ходить с женой за покупками и многое, многое другое - вот «удел» многочисленных клонов. Скрывая то, что «заслуги» в делах принадлежат клонам, Гомер растет в глазах собственной жены. Симпсон становится уникальным человеком, «успевающим везде». Отец семейства ощущает полезность клонов, выполняющих рутинную работу, хоть иногда, вероятно, и выходящих из-под контроля создателя (один из «симулякров» Симпсона разбивает его машину). Наступает день, когда клон не желает лишь отдаваться рутинной работе, он хочет походить на хозяина и в отношениях с женой последнего. Так рождается (а быть может, обостряется) конфликт невольного создателя и многочисленных «копий». Кульминацией событий становится самостоятельное репродуцирование клонами «копий». Появляются, таким образом, клоны клонов. Масса умственно неразвитых людей грозит заполонить мир. Военные предотвращают угрозу и расправляются с несовершенными «копиями».

Заключение

По итогам работы с эмпирическим материалом (советуем интересующемуся этой темой читателю обратиться к иным эпизодам мультсериалов, а в данной статье мы не можем заострить внимание на внушитель-

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 9

27

ном числе серий, посвященных Hi-Tech) следует высказать некоторые общие суждения: во-первых, клон отличается от оригинала физиологическими параметрами; во-вторых, «копия» отличается от оригинала уровнем интеллектуального развития; в-третьих, мультсериалы демонстрируют сюжеты, в которых клон обладает сравнительно низким уровнем интеллекта; в-четвертых, во всех примерах клоны погибают от явного диссонанса в собственном развитии, либо убиты; в-пятых, в представленных сериалах клон создан для чего-либо, его существование опосредовано целями, поставленными создающим субъектом. Клон становится механическим Другим. Хотя он и создан из органического материала, но каждый раз позиционируется человеком как нечто искусственное, результат инженерии. Механическому Другому уже предзадан путь осуществления самого себя, несовершенная «копия» не вольна избирать тот или иной вектор собственного развития.

Вот едва ли исчерпывающий перечень сходств образов клонов, но все же эти сходства очевидны и важны, они - воплощение интеримажинальности, «стереофонии», пересечения образов, переклички персонажей, вышедших из-под пера художников или появившихся от скользящего по бумаге карандаша у мультипликатора. Клон, представленный в каком-либо выпуске сериала, каждый раз иной (у него новая внешность, новые условия возникновения, иной создатель), но каждый раз это и тот же самый клон. В процессе или в результате наблюдения за расправой над клонами в выпуске «Симпсонов» сознание относит нас к распаду клонов в выпуске «Гриффинов», а выпуск «Гриффинов» провоцирует отсылку к выпускам «Южного Парка». Формируется своего рода ткань образов, но ткань лоскутная: несмотря на существующие различия в цвете, лоскуты сшиты. Точно так же «сшиваются» образы, формируя некое обобщающее мнение, заставляя человека руководствоваться этим мнением, учитывать его, пропитывая сознание. В то же время мнение может быть чрезвычайно далеким от истины.

Список литературы

1 Оруэлл Д. 1984. URL: http://lib.ru/ORWELL/r1984.txt

2 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. URL: http://scepsis.net/library/id_545.html

3 Уэллс Г. Машина времени. URL: http://www.lib.ru/ INOFANT/UELS/timemach.txt

4 Чапек К. R.U.R. URL: http://www.lib.ru/SOCFANT/ CHAPEK/rur.txt

Т.А. Кирик

Курганский государственный университет

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ И «ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ»

Аннотация

Статья посвящена феноменам так называемых «психологических виртуальных реальностей» и измененным состояниям сознания. Рассматривается онтологическая специфика этих реальностей и применимость к ним предиката «виртуальные».

Ключевые слова: онтология, виртуальная реальность, психологическая виртуальная реальность, измененные состояния сознания, онтологические прототипы виртуальной реальности.

T.A. Kirik Kurgan State University

ONTOLOGIC SPECIFICITY OF THE ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS AND «PSYCHOLOGICAL VIRTUAL REALITIES»

Abstract

The article is devoted to the phenomena, which are called 'psychological virtual realities' and to altered states of consciousness. The study considers ontological specificity of these realities and applicability to them of a predicate «virtual».

Index terms: ontology, virtual reality, psychological virtual reality, altered states of consciousness, ontological prototypes of virtual reality.

В литературе последнего десятилетия предикат «виртуальный» зачастую применяют к давно известным феноменам, в частности, таким, как художественный вымысел и образы фантазии, сны, мечты, измененные состояния сознания и пр.

Эти феномены мы считаем возможным разделить на реальности, порождаемые только субъектом, его психикой, и реальности, которые порождаются в результате взаимодействия субъекта с внешними для него факторами. К первому типу следует отнести измененные состояния сознания, в том числе так называе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.