ном числе серий, посвященных Hi-Tech) следует высказать некоторые общие суждения: во-первых, клон отличается от оригинала физиологическими параметрами; во-вторых, «копия» отличается от оригинала уровнем интеллектуального развития; в-третьих, мультсериалы демонстрируют сюжеты, в которых клон обладает сравнительно низким уровнем интеллекта; в-четвертых, во всех примерах клоны погибают от явного диссонанса в собственном развитии, либо убиты; в-пятых, в представленных сериалах клон создан для чего-либо, его существование опосредовано целями, поставленными создающим субъектом. Клон становится механическим Другим. Хотя он и создан из органического материала, но каждый раз позиционируется человеком как нечто искусственное, результат инженерии. Механическому Другому уже предзадан путь осуществления самого себя, несовершенная «копия» не вольна избирать тот или иной вектор собственного развития.
Вот едва ли исчерпывающий перечень сходств образов клонов, но все же эти сходства очевидны и важны, они - воплощение интеримажинальности, «стереофонии», пересечения образов, переклички персонажей, вышедших из-под пера художников или появившихся от скользящего по бумаге карандаша у мультипликатора. Клон, представленный в каком-либо выпуске сериала, каждый раз иной (у него новая внешность, новые условия возникновения, иной создатель), но каждый раз это и тот же самый клон. В процессе или в результате наблюдения за расправой над клонами в выпуске «Симпсонов» сознание относит нас к распаду клонов в выпуске «Гриффинов», а выпуск «Гриффинов» провоцирует отсылку к выпускам «Южного Парка». Формируется своего рода ткань образов, но ткань лоскутная: несмотря на существующие различия в цвете, лоскуты сшиты. Точно так же «сшиваются» образы, формируя некое обобщающее мнение, заставляя человека руководствоваться этим мнением, учитывать его, пропитывая сознание. В то же время мнение может быть чрезвычайно далеким от истины.
Список литературы
1 Оруэлл Д. 1984. URL: http://lib.ru/ORWELL/r1984.txt
2 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. URL: http://scepsis.net/library/id_545.html
3 Уэллс Г. Машина времени. URL: http://www.lib.ru/ INOFANT/UELS/timemach.txt
4 Чапек К. R.U.R. URL: http://www.lib.ru/SOCFANT/ CHAPEK/rur.txt
Т.А. Кирик
Курганский государственный университет
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ И «ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ»
Аннотация
Статья посвящена феноменам так называемых «психологических виртуальных реальностей» и измененным состояниям сознания. Рассматривается онтологическая специфика этих реальностей и применимость к ним предиката «виртуальные».
Ключевые слова: онтология, виртуальная реальность, психологическая виртуальная реальность, измененные состояния сознания, онтологические прототипы виртуальной реальности.
T.A. Kirik Kurgan State University
ONTOLOGIC SPECIFICITY OF THE ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS AND «PSYCHOLOGICAL VIRTUAL REALITIES»
Abstract
The article is devoted to the phenomena, which are called 'psychological virtual realities' and to altered states of consciousness. The study considers ontological specificity of these realities and applicability to them of a predicate «virtual».
Index terms: ontology, virtual reality, psychological virtual reality, altered states of consciousness, ontological prototypes of virtual reality.
В литературе последнего десятилетия предикат «виртуальный» зачастую применяют к давно известным феноменам, в частности, таким, как художественный вымысел и образы фантазии, сны, мечты, измененные состояния сознания и пр.
Эти феномены мы считаем возможным разделить на реальности, порождаемые только субъектом, его психикой, и реальности, которые порождаются в результате взаимодействия субъекта с внешними для него факторами. К первому типу следует отнести измененные состояния сознания, в том числе так называе-
мые «психологические виртуальные реальности», эзотерические и сновиденческие реальности. Ко второму типу - художественные (эстетические) реальности.
В данной статье рассмотрим только некоторые из реальностей первого типа, и в первую очередь так называемые «психологические виртуальные реальности», т.к. им были посвящены одни из самых первых и самых известных в нашей стране исследований.
В основе психологического понимания виртуальной реальности лежат работы Н.А. Носова, по инициативе которого был создан и под руководством которого до 2002 года работал Центр виртуалистики Института человека РАН.
Согласно предложенной Носовым парадигме, которая получала название виртуальной или полионтич-ной, существует множество несводимых друг к другу (т.е. онтологически независимых) реальностей, имеющих общие характерные признаки: актуальность, автономность, порожденность и интерактивность1. Эти реальности были названы виртуальными.
«Психологическая виртуальная реальность» - один из частных видов виртуальных реальностей, возникающий при соответствующих условиях, рассматриваемый как один из слоев человеческой психики. «Психологическая виртуальная реальность» есть не что иное, как отражение психикой процессов, происходящих в самой же психике, ощущение характера протекания психических процессов в самообразе. Причем виртуальные события человек воспринимает и переживает не как порождение собственной психики, а как объективную реальность2.
По мнению Н.А. Носова, психику человека можно рассматривать как иерархию реальностей, находящихся в виртуальном состоянии. Носов отмечает, что онтологически нет ограничений на количество уровней иерархии реальностей, но психологически, т.е. относительно конкретного человека, актуально функционируют только две реальности п-го уровня - одна константная и одна порождаемая ею виртуальная. И в философской модели человек может положить существование этих реальностей как предельных (порождая дуализм, если использовать философскую терминологию), либо существование только одной реальности, считая вторую производной от первой (монизм).
Н.А. Носов утверждает, что «психологические виртуальные реальности» (виртуалы) на самом деле весьма распространенное явление и что реально многое из того, что интерпретируется как особое состояние духа, есть виртуал. Это состояние может быть аналогично высшим духовным состояниям - прозрения, вдохновения, медитации, однако для вызова таких событий не требуется приобщения к особому, сакральному, тайному знанию, и сами по себе виртуалы не являются свидетельством особенного духовного продвижения.
Мы полагаем, что в этом случае понятие психологической виртуальной реальности синонимично поня-
1 В определении Н.А. Носова порожденность означает, что виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; актуальность - виртуальная реальность существует актуально, только пока активна порождающая реальность. Автономность заключается в том, что в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования. В терминологии Н.А. Носова интерактивность означает, что виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них. _ ННосов 14.А. Виртуальная психология. М., 2000. С. 34.
тию «феномен ощущения предельных возможностей человека»3, и эти состояния можно получить, применяя фактически любые психотехнические приемы.
Разные культуры с присущими им психотехниками по-своему порождают различные виды «психологической виртуальной реальности», как правило, привлекательные для человека. В качестве иллюстрации можно привести состояние самопроизвольной деятельности, возникающее при измененном состоянии воли, когда все идет само собой без всяких забот (мыслей) со стороны человека. У даосизма его стержнем является «забытье» как отсутствие мыслей о чем-либо: «Это средоточие своего и чужого, всеобщего и родного и, превыше всего, самозабвенную устремленность в безбрежное Чжуан-цзы называет «забытьем» и толкует акт забвения с присущей ему виртуозной двусмысленностью. Забытое — это реальность, затемненная и скрытая от нас объективизацией слова. Но открыть реальность - значит забыть всякий субъективный голос»4. То же самое свойство виртуала обозначается как один из принципов каратэ: «Когда стоишь перед противником, нельзя думать ни о чем. Твой разум должен уснуть, и ты обязан войти в состояние отрешенности. Лицо твое должно выражать лишь ненависть и неотвратимость победы. Только в этом случае ноги и руки будут действовать сами — легко и свободно»5.
Психотехники, призванные достичь состояния виртуала6, стали весьма модными и популярными в последнее время, как моден и предикат «виртуальные».
Однако аналогичных состояний можно достичь и менее трудоемким способом - с помощью наркотических средств. Так, клинические наблюдения показывают, что в результате интоксикации психотомимети-ками (галлюциногенными наркотиками) происходит изменение сознания - «поворот всей психической установки с реальных объектов на собственные переживания»7, т.е. фактически происходит отражение психикой процессов, происходящих в самой же психике, т.е. возникает психологическая виртуальная реальность в понимании Носова. В этом случае восприятия являются яркими и сочными, характерны «субъективность», «созерцательность» измененного внешнего мира, например, «появляется ощущение только «духовного» присутствия; все происходящее (испытуемый - Т.К.) хорошо и четко слышит и понимает, но кажется (ему - Т.К.), что физически он при этом не присутствует»8.
В классической науке для обозначения феномена, определяемого Н.А. Носовым как «психологические виртуальные реальности», используется понятие «измененные состояния сознания» (ИСС). Наиболее принято понимание ИСС как «возникающих в результате перехода на приспособительно оправданный, качественно измененный способ функционирования ряда относительно автономных перцептивных и когнитивных
3 Волков Ю. Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). Челябинск, 1995.
4 Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985. С. 88.
5 Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы: этногр. очерки. М., 1983. С. 174.
6Кастанеда К. Учение дона Хуана. К., 1992; Ниши К. Очищение души: уроки медитации. СПб., 2002; Пять дней с Вернером Эрхардом. М., 1987; Рейнхард Л. Трансформация. М., 1994 и др.
7Мильштейн Г. И., СпивакЛ. И. Психотомиметики. Л., 1971. С. 99-100.
8Там же. С. 100.
модулей»1. Общим ориентиром для работающих в данном направлении научных школ стало определение немецкого психолога А. Людвига ИСС «...как психического состояния, индуцированного применением разнообразных физиологических, психологических или фармакологических процедур либо факторов, которые могут рассматриваться с субъективной точки зрения (или с позиции объективного наблюдателя) как обусловливающие значительное отклонение в самосознании личности или в протекании психологических процессов от определенной структуры, характерной для данного индивида при нормальном состоянии активного бодрствования. Такое значительное отклонение может быть представлено большей, чем привычная, обращенностью к внутренним ощущениям или психологическим процессам, изменениями в формальных характеристиках мышления и искажением в различной степени восприятия реальности»2.
Как видим, «психологическая виртуальная реальность» может быть рассмотрена как частный случай ИСС.
Обычно выделяются три категории ИСС: суггесто-генные состояния, возникающие при гипнотическом и аутогипнотическом воздействии; фармакогенные состояния, индуцируемые в результате применения психоактивных препаратов; экзогенные, возникающие при попадании в экстремальные внешние условия, которые обусловливают включение механизмов пере- и деза-даптации3. Именно исследование экзогенних измененных состояний сознания и лежало в основе предложенной Н.А. Носовым виртуальной парадигмы.
Иногда рассматривают еще одну категорию - ИСС, возникающие при создании когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и т.п.)4, а также ИСС, возникающие под влиянием длительного повышения моторной или эмоциональной активности (состояния транса, испытываемые во время шаманских или подобных им ритуалов, «танец» дервишей и т.д.)5.
И теория ИСС, и виртуальная парадигма имеют в качестве «камня в фундаменте» работы Ч.Тарта, который выдвинул концепцию дискретных состояний сознания. Состояние сознания видится Ч.Тарту гомеостати-ческой системой, достаточно устойчивой к колебаниям своих компонентов, обусловленных как внешними, так и внутренними причинами. Диапазон таких колебаний поддается строгому определению; при его превышении происходит дестабилизация системы и ее переход в другое состояние - измененное состояние сознания6.
1 Спивак Д.И. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. СПб., 2000. С. 6.
2 Цит. по Спивак Д.И. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. СПб., 2000. С. 6.
3 См. Россохин А.В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии. М., 2004; Спивак Д.И. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. СПб., 2000. С. 6.
4Россохин А.В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания в психо-анализе и психотерапии. М., 2004. С. 38.
5 Войскунский А.Е., Селисская М.А. Система реальностей: психология и технология // Вопросы философии. 2005. №11.
6 По Спивак Д.И. Измененные состояния сознания: психоло-
гия и лингвистика. СПб., 2000. С. 6.
Как видим, уже по этому предельно сжатому изложению концепции Тарта можно выделить такие специфические черты виртуальной реальности, как порождаемость вкупе с актуальностью.
Что касается интерактивности, то нужно помнить, что возникающие в измененных состояниях сознания эмоционально напряженные образы появляются не сами по себе, а порождаются ранее неосознаваемыми психическими содержаниями личности. Более того, «феномены ИСС - это напряженный "монолог" активизирующихся психических содержаний, составленных из телесных, зрительных, звуковых "слов". Всю символическую презентацию можно метафорически рассматривать как спектакль, посредством которого регрессивная часть личности... обращается к сознательному Я»7.
Возращаясь к Ч.Тарту, заметим, что позднее8 он рассматривает психологическую виртуальную реальность как образ мира, заново порождаемый в каждый момент времени. Ч.Тарт различает виртуальную реальность и ординарную реальность, существующую стабильно относительно виртуальной реальности и нормально относительно измененных состояний сознания.
Помимо психологической виртуальной реальности Ч.Тарт ввел понятие Процессуального Симулятора Мира (the World Simulation Process) как конечного паттерна нервных событий, которые мы осознаем. Это «механизм, создающий виртуальную реальность, в которой мы реально живем»9. «Наше нормальное восприятие физической реальности не является восприятием реальности per se, но, скорее, это достаточно произвольная конструкция, виртуальная реальность, но специфическая виртуальная реальность, имеющая в своем основании культурные презумпции» - утверждает Ч.Тарт10. И когда Процессуальный Симулятор Мира дает нам виртуальную реальность, которая значительно отличается от реального мира, мы становимся де-задаптивными. Однако надо заметить, что сам Тарт в дальнейшем не развивал эту модель.
Нужно, отметить, что теория ИСС пока не ввела термин для обозначения измененных состояний сознания, вызванных взаимодействием с компьютерной техникой. Можно предположить, что этот тип ИСС есть суггестогенное состояние, вызванное иллюзией попадании в экстремальные внешние условия, и именно это возникающее аутогипнотическое воздействие и обусловливают включение механизмов пере- и дезадаптации, характерных для экзогенного состояния.
Как видим, в случае ИСС, в том числе так называемых «психологических виртуальных реальностей», в них не привносится ничего такого, чего бы не было прежде в сознании и (или) подсознании человека. То есть нет онтологически независимого Другого, с которым бы велся некий диалог, т.е. нет интер-активности как некой взаимной деятельности, взаимо-действия. Кроме того, факторы, инициирующие переход в вирту-ал, измененное состояние сознания, нельзя считать носителями реальности в полном смысле этого слова, как обладающими самосущим бытием. Эти факторы только провоцируют изменение психического состояния субъ-
7Россохин А.В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии. М., 2004. С. 476.
8 Видимо, после знакомства с работами Дж. Ланье. 9Tart C.T. Multiple personality, altered states and virtual reality: The world simulation process approach//Dissociation, 1990. n.3. Р. 227.
10Там же. Р. 230.
екта, которое и порождает новую реальность. Таким образом, единственным носителем данных реальностей является человек. Мы считаем нужным акцентировать внимание на том, что единственность носителя не позволяет реализовать интерактивность.
Итак, рассмотрев феномены измененного состояния сознания, в том числе так называемые «психологические виртуальные реальности», мы установили, что они не обладают интерактивностью, которая является необходимой особенностью виртуальной реальности. Поэтому хотя они и очень близки к виртуальной реальности по своей онтологической структуре, но все же не тождественны ей. Они являются лишь феноменами, онтологически сходными с виртуальной реальностью, ее онтологическими прототипами.
Список литературы
1 Войскунский А.Е., Селисская М.А. Система реальностей: психология и технология //Вопросы философии. 2005. №11.
2 Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). Челябинск, 1995.
3 Малявин В.В. Чжуан-цзы. М, 1985. С. 88.
4 Носов Н.А. Виртуальная психология. М., 2000
5 Мильштейн Г.И., Спивак Л.И. Психотомиметики. Л., 1971. С. 99-100.
6 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: этногр. очерки. М, 1983. С. 174.
7 Россохин А.В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии. М., 2004
8 Спивак Д.И. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. СПб., 2000. С. 6.
9 Tart C.T. Multiple personality, altered states and virtual reality: The world simulation process approach//Dissociation, 1990. №. 3. Р. 227.
В.И. Красиков Российская правовая академия Министерства юстиции РФ Москва
УДК 299
СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО
Аннотация
В статье рассмотрены особенности современного состояния религиозности в контексте глубоких цивилизационных изменений. Выявлены причины кри-
зиса традиционных религий и появления новых религиозных объединений. Аргументируется тезис о том, что специфика новой религиозности зависит от особенностей психологической формации современных людей.
Ключевые слова: причины кризиса традиционных религий, особенности новых религиозных объединений
V. Krasikov
The Russian Law Academy of the Russian Federation
Ministry of Justice Moscow
MODERN RELIGIOUS: BRNGING INTO EXISTENCE OF THE TRANSENDENT
Abstract
The article describes the features of the current state of religion in the context of deep civilizational change. The causes of the crisis of traditional religions and new religious groups are discussed. Argued the thesis that the specifics of the new religiosity depends on the psychological formation of modern humans.
Index terms: causes of the crisis of traditional religions, especially new religious associations
Многообразие современной религиозности соответствует культурному и ментальному плюрализму нашего времени. Происходящее обусловлено, как и всегда, двумя комплексами причин: вечным и актуальным.
Вначале о вечном, некоторых особенностях осно-воустройства нашего сознания, которые вновь и вновь порождают состояния религиозной веры.
Религиозность потенцирована в душе любого из нас. Комплекс душевных интенций, образуемый как склонностями к доверию, надежде, успокоению, искательности поддержки и красоты, гордости и чувств значимости, любви и радости, так и и склонностями избегания сомнений, тревоги, зависимости, стыда, страха и т.п., является питательной почвой для появления основных духовных феноменов эстетического, нравственного и религиозного порядков. Излишне напоминать, что они зачастую взаимовплетены и взаимообусловлены. Вдобавок религиозность является имманентной составляющей, аспектом всех исторических форм рационализации, персонализации и трансцендирования. Как и в любом духовном деле, религиозность создаваема «виртуозами», людьми с богатым воображением и непреклонной волей, охваченными пафосом переустройства окружающего, создающих в сознании свою возвышенную реальность вместо прозаического и погрязшего в грехах мира и прививающие другим убежденность в трансцендентной подоплеке мироздания. Как каждая новая эпоха рекрутирует своих новых поэтов и художников, философов и нравственных учителей, так она же и порождает новых пророков и мессий.
Есть и другие универсальные, предрасполагающие к религиозности, особенности нашего человеческого развития [1].
Человечество вновь и вновь в каждом новом поколении проходит детство. Каждый из нас повторяет в своем развитии не только физически-эмбрионально предшествующие эволюционные стадии, но и в своем становлении сознание проживает духовные метаморфозы антропогенеза - стадию формирования или «мифологическую» стадию. Детское, синтетичное и