Научная статья на тему 'Мультипрофильное образование как ведущий фактор повышения качества образования'

Мультипрофильное образование как ведущий фактор повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультипрофильное образование как ведущий фактор повышения качества образования»

мультипрофильное образование как ведущий фактор повышения качества образования

ЕВ. Буряченко

Можно сказать, что сегодня организация образования не соответствует требованиям современной цивилизации, которая развивается в постоянно меняющихся условиях, и особенно западает процесс повышения качества образования личности ученика, его социализация. В своем исследовании мы опираемся на положение А.Н. Леонтьева о том, что только в процессе собственной деятельности, связанной со средой, возможна социализация личности человека. В образовании становления личности происходит освоение все новых и новых видов деятельности, одновременно происходит два важных процесса: ориентировка в системе связей, присущих каждому виду деятельности и между ее различными видами, через раскрытие личностных смыслов. Результатом такой ориентировки является умение каждого ученика сделать свой выбор в личностной деятельности. Именно такую образовательную структуру мы и выстраиваем в условиях 354 школы г. Москвы. С этой целью мы ввели мультипрофильное образование, с учетом социального запроса, а также запроса родителей и детей. При этом учитываются индивидуальные потребности и возможности каждого ученика, создаются условия для его творческого развития, развивается способность к самореализации, которая является одной из главных потребностей человека.

Основной парадигмой успешной реализации мультипрофильного обучения является построение образовательного процесса на основе свободного выбора самим учеником индивидуальных траекторий обучения. Для практического претворения в жизнь этой парадигмы необходимо создать ресурсное обеспечение: материально-техническую базу, соответствующую современным требованиям научно-технического прогресса к образованию, в основе которой лежит информатизация всего учебного процесса; человеческий фактор, удовлетворяющий современным требованиям, — это высококвалифицированные специалисты; здоровьесберегающие ресурсы; нормативно-правовое обеспечение, поддерживающее индивидуальный учебный план; обеспечение учебного процесса современной научно-методической, социально-психологической поддержкой; организация совместной деятельности по достижению высокого качества образования всех участников образовательного процесса: ученик — учитель — руководитель — родитель.

В мультипрофильной школе все это решается комплексно, создана модель выпускника с ведущими требованиями конкурентоспособности в современных условиях, коммуникативностью, способного к самостоятельному развитию в соответствии со своими способностями, возможностями и мотивацией. Ведущим условием достижения высоких результатов является со-

здание образовательной среды, в которой важнейшую роль играет комфортность для каждого участника образовательного процесса.

Для создания мультипрофильной школы на третьей ступени обучения работа начинается уже в начальной школе. Очень важно создать условия, способствующие самореализации ученика, в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями.

Создается система последовательных этапов. Первый этап - это начальная школа. Для создания творческой личности в начальной школе большое значение имеет такая технология, как Дальтон-план. Учащиеся получают разноуровневые задания по предметам, по каждому заданию ученик отчитывается самостоятельно лично перед учителем, но дается определенная свобода выбора: как, когда и где будет отрабатываться данный материал, особо мы уделяем внимание самостоятельности и сотрудничеству. Дальтон-технология приучает ученика к само-да стоятельному выбору своей траектории развития в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями.

Второй этап - основная школа. Переходя на вторую ступень обучения, учащиеся имеют основные навыки творческой деятельности, которые продолжают развиваться в основной школе. На этом этапе очень важным фактором, который будет постепенно помогать в выборе индивидуальной траектории обучения, является психологическое сопровождение каждого ученика. Для развития творческих способностей ученика на средней ступени обучения используется как ведущая образовательная технология —

Преподаватель XX

!ЕК

технология проектов. Эта технология является гармоничным продолжением Дальтон-плана. Дальтон-технология тоже остается как ведущая, потому что она способна развить самостоятельность и исследовательские навыки у учащихся. Система образования в школе направляется на раскрытие потенциальных способностей учащегося.

Стоит задача не только сформировать основные знания, умения и навыки, но и создать личность, способную к саморазвитию в реализации своего творчества. Введение элективных курсов по профильным предметам в средней школе способствует ранней про-филизации учащихся. Практически, к восьмому классу каждый ученик имеет свою индивидуальную траекторию развития. В начале девятого класса проводится психологическое тестирование по профильному самоопределению каждого ученика, эти сведения доводятся до родителей. Выбор индивидуального учебного плана позволяет индивидуализировать процесс образования. Все участники образовательного процесса становятся равноправными партнерами.

Преимущества мультипрофильной школы на третьей ступени обучения проявляются в следующем:

• сохраняется контингент учащихся, что в рамках нормативного финансирования приобретает очень важное значение;

• уменьшается нагрузка на ученика, что способствует сохранению его здоровья;

• на протяжении двух лет обучения ученик работает по своему индивидуальному учебному плану, способствующему успешному освоению знаний по определенному профилю;

-3 / 2008

• сохраняется возможность поменять свой индивидуальный учебный план, если меняется мотивация у ученика;

• появляется своеобразное взаимодействие учителя с учеником, позволяющее оперативно управлять процессом образования.

Индивидуальный учебный план формируется с учетом социального запроса, запроса родителей и детей и в соответствии с ресурсным обеспечением школы.

В индивидуальном учебном плане (ИУП) необходимо учитывать разноуровневое изучение предметов: общеобразовательное, расширенное, углубленное.

Возможный выбор Кол-во

Название предмета Базовое кол-во часов Базовый Расширенный Углубленный часов, выбранных учеником

Алгебра геометрия 4 2 4 2 5 6 3

Биология 1 1 3 6

Экология Москвы и устойчивое развитие 1 1 2

Химия 2 2 3 5

Физика 2 2 4 6

русский 1 1 2 3

Литература 3 3 5

Английский 3 3 5

Мстория 2 2 4

Мнформатика и МКТ 0 2 3

Итого 21 30 часов

Количество часов в ИУП не должно превышать максимально допустимой учебной нагрузки для ученика.

Для снижения нагрузки вводятся разные формы получения образования по отдельным предметам, например, экстернат. В ИУП входят элективные курсы по разным профилям, помогающие успешно осваивать выбранный профиль обучения. ИУП выбирается старшеклассником сроком на два года обучения в 10-м и 11-м классах. Возможны варианты изменения ИУП и изменения профиля обучения. После выбора всеми учениками своего ИУП начинается работа по системному анализу индивидуальных планов всех учеников. Этот анализ предполагает: создание групп учащихся сменного состава по предметам с учетом уров-невого изучения предметов; корректировку состава групп в соответствии с запросом учеников и учителей; комплектование комплексов из составленных групп с учетом загруженности всех учащихся в одну единицу времени.

С учетом этого составляется расписание. В этом случае у каждого ученика свое индивидуальное расписание. Таких расписаний может быть по количеству учащихся, как правило, получается от 25 до 45 расписаний в параллели из 50 человек. При такой организации учебно-воспитательного процесса классно-урочная форма работы заменяется на предметно-групповую. Все группы получаются сменного состава. В основе технологии организации образовательной деятельности на основе индивидуального учебного плана лежат следующие концептуальные положения:

• адаптивность процесса обучения, личностно-деятельностный подход, позволяющий строить индивидуальный учебный план с учетом особенностей каждого ученика;

• содержание образования направлено на формирование творческой конкурентоспособной личности, способной к социальному самоопределению;

• реализация обучения осуществляется через создание единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса (учителя, ученики и управленцы) являются его субъектами, которые включаются в проектную деятельность учащихся.

Индивидуализация образовательного процесса приводит к значительному усложнению его организации, что требует внедрения информационных технологий. Применение программ позволяет формировать списочный состав учебных групп, фиксировать учительское расписание и преобразовывать его в ученическое. Информационно-коммуникативное оснащение позволяет осуществлять контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся, вести необходимую документацию, специальные журналы по группам потока.

В период проведения эксперимента - с 2004 по 2007 г. — школа добилась следующих результатов:

• 100% поступление учащихся в вузы (по выбранному профилю обучения);

• высокие показатели ЕГЭ по русскому языку — 63% на «4» и «5»;

• рост числа выпускников, получивших медаль: 2005 г. — 4 ученика, 8,5%, 2006 г. — 7 учеников, 11%, 2007 г. — 9 учеников, 15 %.

Одним из критериев повышения качества образования можно считать так называемую «успешность». 85% выпускников считают, что их «успешность» зависит от того, какой индиви-

дуальный учебный план они выбрали. Показателем «успешности» учеников является их участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, в конкурсах и в получении ими призовых мест на разных уровнях — районном, окружном, городском, российском, международном. Об этом свидетельствуют награды учеников школы, победивших в личном первенстве: в 2005 г. — 21 грамота, 3%, в 2006 г. — 36 грамот, 5%, в 2007 г. — 101 грамота, 14,4%. Из этого прослеживается еще один показатель повышения качества образования — рост развития творческого потенциала учеников школы, этому способствует вся система организации учебно-воспитательного процесса на основе индивидуального учебного плана.

Эти результаты говорят о том, что при мультипрофильном образовании создаются условия для творческого развития личности, из школы выходит человек, способный успешно продолжать свое дальнейшее образование. Таким образом, мультипрофильное обучение является одним из ведущих факторов повышения качества образования. П

Преподаватель

3 / 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.