МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
THE MULTIPLIER EFFECT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN WASTE MANAGEMENT AT THE REGIONAL LEVEL
А.С. ЛАЛЕТИНА
студент 4-го курса Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан
A.S. LALETINA
student of the 4th year of the Institute of economy and management of The Khakass state university named after N.F. Katanov, Abakan
Научный руководитель: Л.К. Субракова - кандидат экономических наук, доцент Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова».
Research supervisor: L.K. Subrakova - Candidate of economic Sciences, associate Professor of the Institute of economy and management of The Khakass state university named after N.F. Katanov.
Аннотация
Целью работы является исследование мультипликативного эффекта государственно-частного партнерства в сфере переработки твердых бытовых отходов на региональном уровне. Разработан проект создания предприятия для компостирования пищевых отходов. Обоснована экономическая, социальная и
экологическая эффективность проекта. Предложено создать коммерческую или некоммерческую фирму с государственным участием. Определен мультипликатор инвестиций.
Abstract
Purpose of the work is research of multiplicative effect of public-private partnership in the sphere of processing of municipal solid waste at the regional level. The project of creation of the enterprise is developed for a food waste composting. Economic, social and ecological efficiency of the project is proved. It is offered to create business or noncommercial concern with the state participation. The investment multiplier is defined.
Ключевые слова: компост, инвестиции, государственно-частное партнерство, мультипликатор, экономический рост.
Keywords: compost, investment, public-private partnership, multiplier, economic growth.
Отходы - неизбежный спутник и следствие хозяйственной деятельности и потребления человека. Они занимают большие площади, требуют создания особых условий хранения, наносят ущерб природной среде, снижают привлекательность территорий для проживания, рекреационных целей и туризма. Статистические показатели, характеризующие объемы образования отходов производства и потребления, их использования и обезвреживания в сравнении со стоимостью ВВП России, приведены в таблице 1.
За период 2010-2012 годы в России производство ВВП, образование отходов и утилизация отходов росли примерно одинаково (с темпами 134,2; 134,1; 135,1% соответственно). В 2013 году в связи со снижением роста экономики на 4,9 п. п. по сравнению с предыдущим годом рост образования отходов замедлился на 13,5 п.п., а процесс использования и обезвреживания отходов продемонстрировал уменьшение физических объемов на 13%. Доля перерабатываемых отходов снизилась в 2013 году по сравнению с предыдущими годами на 6 п.п. Статистика свидетельствует об ухудшении ситуации с отходами и необходимости большего вовлечения их в хозяйственный оборот, что даст эффект в производственной, социальной и экологической сферах.
Таблица 1
Динамика производства ВВП, отходов производства и потребления и их использования в России
Показатели 2010 2011 2012 2013
ВВП, млрд руб., в текущих рыночных ценах 46308,5 55798,7 62147,0 66193,7
Образование отходов производства и потребления, млн т. 3734,7 4303,3 5007,9 5152,8
Использование и обезвреживание отходов производства и потребления, млн т. 1738,1 1990,7 2348,1 2043,6
Доля используемых и обезвреживаемых отходов в общем объеме их образования, % 46,5 46,3 46,9 39,7
Источник: составлено автором по данным [6].
Из 5 млрд тонн промышленных и бытовых отходов на муниципальные твердые бытовые отходы (далее - ТБО) приходится около 8-10%. Согласно прогнозам, объемы образования ТБО в России к 2025 году возрастут в 1,7 раза. [9] При этом системы индустриальной переработки отходов до сих пор не создано ни в одном регионе: в стране работает менее 400 предприятий по сортировке и утилизации ТБО и всего 1092 полигона, то есть значительная часть отходов оказывается на стихийных мусорных свалках. Коэффициент использования отходов в качестве вторичного сырья в России не превышает одной трети, что в 2-2,5 раза ниже, чем в более развитых странах. Многие виды отходов практически не используются в хозяйственных целях, а уровень переработки ТБО в среднем по России не превышает 4-5%. [3]
Состав и структура ТБО, образующихся в различных климатических зонах, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Морфологический состав ТБО для климатических зон России, % по массе
Климатическая зона Компонент
средняя южная северная
Пищевые отходы 35...45 40.49 32.39
Бумага, картон 32...35 22.30 26.35
Дерево 1.2 1.2 2.5
Металлолом 3,5.5,5 2,5.4,5 3,5.5,5
Текстиль, кости 4.7 4.7 5.8
Стекло 2.3 2.3 4.6
Кожа, резина 0,5.1 1 2.3
Камни, штукатурка 0,5.1 1 1.3
Пластмасса 3.4 3.6 3.4
Прочее 1.2 3.4 1.2
Отсев (менее 15 мм) 5.7 6.8 4.6
Источник: Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению ТБО, разр. Институтом экономики ЖКХ и утв. Госкомитетом по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ 01.01.2003.
Как видно из таблицы 2, наибольшая часть ТБО приходится на пищевые отходы - 45%, содержащие разнообразные включения (очистки овощей и фруктов, мясные и рыбные отходы, яичная скорлупа и др.) с ценным органическим составом (углеводы, белки, жиры). Пищевые отходы имеют высокую влажность, подвержены быстрому гниению, образуют ядовитые вещества в реакции с металлами, загрязняют почву, воду и воздух, создают питательную среду для насекомых и животных. Все это обусловливает острую необходимость первоочередной утилизации пищевых отходов. Остальные фракции ТБО либо отделяются на разных стадиях обращения (макулатура складируется вне мусорных контей-
неров; металлы извлекаются на полигонах), либо как стекло, текстиль, кожа и др. размещаются в захоронениях, т.к. не представляют ценности для потенциальных переработчиков.
Поэтому организуя в первую очередь раздельный сбор пищевых отходов можно снизить остроту проблемы отходов в целом за счет облегчения сортировки ТБО на полигонах и получить экономический эффект от их переработки. Ведь пищевые отходы как органическое сырье могут перерабатываться в биотопливо, стройматериалы, тепловую энергию и компост.
Из вышеперечисленных направлений использования пищевых отходов, наиболее перспективным является производство компостного удобрения, поскольку в процессе компостирования все ценные органические вещества сохраняются и возвращаются в природную среду, повышаются качественные характеристики почвы, растет урожайность сельскохозяйственных культур.
Правительство Республики Хакасии разработало программу развития Абакано-Черногорской агломерации, проект которой включен в 2014 году в перечень пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в Российской Федерации. В рамках данной программы предусматривается строительство мусороперерабаты-вающего завода на территории Усть-Абаканского полигона отхо-дов.[4] Объект, запланированный много лет назад, не находит частных инвесторов даже при долевом финансировании с бюджетом и остается нереализованным до сих пор. Обычно инвестиции распределяются на очереди по строительству площадок, закупке сортировочных линий, созданию перерабатывающих мощностей по отдельным видам отходов. Нами предлагается проект последовательного ввода мощностей по переработке отдельных вторичных ресурсов, начиная с пищевых фракций ТБО как наиболее экологически вредного и самого объемного по массе компонента отходов.
Расчеты показывают, что при раздельном сборе мусора населением городов агломерации Абакана и Черногорска, поселков городского типа Усть-Абакан и Белый Яр возможно получить 9 281 тонн пищевых отходов в год. При этом полагается, что численность населения данных населенных пунктов составляет 250
тыс. чел., из которых только 30% будут добровольно участвовать в проекте раздельного сбора, доля пищевых отходов в ТБО равна приблизительно 45% (на уровне регионов с умеренными климатическими условиями), норма образования ТБО, утвержденная в муниципальных образованиях, соответствует 275 кг/чел. (275*45%*250 000*30%*).
Следовательно, мощность мусороперерабатывающего предприятия должна быть около 2 300 тонн компоста в год, поскольку в процессе ферментации органических отходов происходит потеря до трех четвертей массы поступающих биоразлагаемых материалов (9 231*25%).
Таблица 3
Расчет стоимости технологического оборудования для компостирования отходов
Технологическая операция Оборудование Стоимость, евро
Подготовка
Измельчение Низкоскоростная машина Komptech Crambo 6000, б/у 300 000
Просеивание Грохот Komtech Joker, б/у 90 000
Смешивание Измельчитель/смеситель Komptech Mashmaster 1300D, б/у 200 000
Компостирование
Помещение с вентиляцией Быстровозводимое арочное сооружение из многослойного материала 60 000
Ворошение Самоходный ворошитель компоста Komptech ТорШт Х53, б/у 120 000
Обработка
Просеивание Барабанный грохот Komptech Primus, б/у 150 000
Итого 920 000
Источник: составлено автором по данным [8].
Мы выбрали технологию переработки путем компостирования с аэрацией, которая основывается на минимальных сроках производства готового продукта, что позволяет ускорить оборачиваемость средств предприятия, уменьшить затраты на обслуживание площадок меньшей площади, а также получать продукт более высокого качества.
Секционные площадки компостирования размещаются на участках размером 60х300 м на водонепроницаемом бетонном основании, обнесенных по периметру сетчатым 3-метровым забором.
Процесс компостирования проходит поэтапно: измельчение и просеивание; разложение микроорганизмами, управляемое путем вентилирования, полива, перемешивания; просеивание, провеивание для однородности частиц. Технологическое оборудование производства австрийской фирмы Komptech GmbH для выполнения необходимых операций основного производства показано в таблице 3.
Таблица 4
Расчет стоимости транспортных средств и складского оборудования
Технологическая операция Оборудование Стоимость, руб.
Доставка отходов Транспортный мусоровоз грузоподъемностью 6 т МКЗ-33303 (с задней загрузкой) на базе МАЗ-4380Р2^2. 2 050 000
Перемещение отходов на площадке Бульдозер на базе трактора общего назначения ДТ-75 Волгоградской тракторной компании 1 680 000
Хранение отходов Контейнеры грузоподъемностью 30 т для отходов объемом 0,75-0,8 куб. м - 20 шт. 256 000
Хранение компоста Склад готовой продукции 350 000
Итого: 4 336 000
Источник: составлено автором.
Из расчета по курсу рубля, установленному ЦБ РФ 06.12.2014 на уровне 65,72 рубля за 1 евро, расходы на приобретение оборудования составят 60 462,4 тыс. руб.
Для вывоза биоразлагаемых материалов к площадкам для компостирования необходимо приобретение подъемно-транспортного и складского оборудования отечественного производства, стоимость которого рассчитана в таблице 4.
Всего капитальных расходов для предприятия по производству компоста требуется в сумме 64 798,4 тыс. руб. (60 462,4 + 4336,0).
Текущие расходы проектируемого предприятия рассчитываются по следующим экономическим элементам:
1) материалы по стоимости транспортировки пищевых отходов из городов Абакана (12 км + 10-15 км внутригородского проезда), Черногорска (5 км + 5-10 км внутригородского проезда) и поселка городского типа Усть-Абакан (4 км), птичьего помета -от Усть-Абаканской фабрики ОАО «Птицевод» (7 км), отходы санитарной обрезки деревьев из городов (12 и 5 км) до полигона ТБО в п. Усть-Абакан. Для расчета транспортных расходов для перевозки материалов на мусоровозе грузоподъемностью 6 т принимается расход дизельного топлива, равный 30 л на 100 км пробега, по цене 32,65 руб./л. Число рейсов определено с учетом количества собираемых материалов: в Абакан - 3 рейса, в Черно-горск - 2 рейса, в Усть-Абакан - 1 рейс в день. Расходы ГСМ на поездки в Абакан и обратно на полигон составят 1 146,015 руб. (30л*39 км*32,65 руб.*3 рейса), в Черногорск 391,8 руб. (30л * 20 км * 32,65 руб.* 2 рейса), в Усть-Абакан - 97,95 руб. (30 л*14 км*32,65 руб.*1 рейс). Всего расходов на ГСМ - 1635,7 руб./день, или 35 085,77 руб. в месяц (1635,7*21,5 раб. дн.). Амортизационные отчисления от стоимости мусоровоза со сроком эксплуатации 7 лет составят 24 404 руб./мес. (205000: 7: 12).
Зарплата водителя мусоровоза равна 20 000 руб./мес.; страховые взносы составят соответственно 6800 руб./мес. (20 000*34%).
Транспортный налог рассчитан исходя из мощности двигателя МАЗ-4380Р2^2., равной 167 л. с., и ставки транспортного налога в Республике Хакасия на 2014-2015 годы 25 руб./л. с., что составляет 4175 руб./год или 347,9 руб./мес.
Итого транспортные расходы предприятия, принимаемые в качестве стоимости материалов, равны 86 637,67 руб./мес. (35 085,77 + 24 404+20 000+ 6 800 + 347,9). Кроме транспортных расходов к материальным затратам относятся расходы основного производства на электроэнергию, равные 3 715, 2 руб./мес. (38 квт*1,68 руб.*21,4 раб. дня).
Всего материальных расходов определено на сумму 90 352,87 руб. (86 637,67+3 715,2);
2) амортизация основных средств рассчитывается от стоимости всего оборудования, машин, зданий и сооружений с учетом среднего срока службы данных объектов 10 лет и составляет 522 139 руб./мес. (62 656,7: 10: 12);
3) заработная плата работников проектируемого предприятия рассчитывается, исходя из штатной численности 15 единиц, а также средней зарплаты работников предприятия 15 000 руб./мес., тогда месячный фонд заработной платы составит 225 000 руб. (15 000 руб.* 15 чел.);
4) страховых взносов за работников предприятия будет выплачено 76,5 тыс. руб./мес. (225 000 руб.*34%);
5) к прочим расходам отнесены: налог на имущество по ставке 2,2% [2] в сумме 1 380,46 тыс. руб./год (62 748,4*2,2%) или 115 тыс. руб. в расчете на месяц; арендная плата за земельный участок площадью 51 000 кв. м, принадлежащий РГУП «Полигон», составляет 1 290 тыс. руб./год или 107,5 тыс. руб./мес.; расходы на рекламу продукции - 15 тыс. руб./ мес.; услуги сторонних организаций - управляющих жилищных компаний - по обучению жильцов многоквартирных домов раздельному сбору мусора оценены в сумме 5000 руб./мес. Всего прочих расходов насчитано 242,5 тыс. руб. (115 + 107,5 + 15 + 5).
Суммарная величина текущих расходов по обеспечению деятельности перерабатывающего предприятия составила 1 381 603,77 руб. в месяц.
Расчет цены продукции произведен по методу «затраты+» с учетом плановой рентабельности производства на уровне 10%. Тогда выручка от реализации всего объема произведенной за месяц продукции составит 1 261 361,06 руб./мес.
Финансовый результат текущей деятельности положительный (121 735,4 руб./мес.), рентабельность продаж составляет почти 10%, что создает заинтересованность бизнесу для вхождения в данную деятельность.
Для оценки эффективности инвестиций в создание мощности по переработке мусора необходимо рассчитать чистую приведенную стоимость как разницу дисконтированного дохода за 10 лет эксплуатации основных средств и суммой инвестиций в проект по следующей формуле:
где n, i - количество временных периодов, CFi - денежный поток (Cash Flow), r - стоимость капитала; IC - инвестиции.
Ставка дисконтирования для упрощения расчетов в нынешних условиях высокой неопределенности и рисков берется на уровне прогноза инфляции ЦБР до конца 2015 года, т.е. - 8%.
NPV = (1 519, 76415/ 1, 08 +...+1 519, 76415/ 2, 1589) х12 - 64 798, 4 = 36 767, 625 тыс. руб.
IR = NPV / IC = 36 767, 625 / 64 798, 4 = 0,567 или 56,7%.
Дисконтированный срок окупаемости - 5 года и 4 месяца.
Стоимость 1 тонны компоста составит 7 000 руб., что ниже рыночной цены всех наиболее распространенных минеральных удобрений, это говорит о ценовой конкурентоспособности нового местного удобрения. По данным органов управления АПК регионов РФ, средняя цена на аммиачную селитру с учетом НДС, тары, транспортных и коммерческих расходов составляет 11 990 куб./т., карбамида - 14 851 руб./т., калия хлористого - 10 133 руб./т., аммофоса - 22 177 руб./т, азофоска - 16 892 руб./руб., что говорит о ценовой конкурентоспособности нового местного удобрения, так как внутрирегиональные транспортные расходы незначительны и не повлияют на его цену.
Сферой конечного потребления продукции перерабатывающего отходы предприятия являются сельское хозяйство, дачные и приусадебные участки, городское хозяйство по озеленению и благоустройству, озеленение обочин дорог, добывающие предприятия для проведения рекультивации земель.
(1)
Согласно расчетам потенциальный спрос конечных потребителей компоста составляет примерно 1 200 тыс. т/год. Производство такого количества продукции больше в сотни раз расчетного объема выпуска по нашему проекту перерабатывающего предприятия. Это свидетельствует об огромной емкости рынка компоста в регионе, его производство из местных материалов вторичного использования стимулирует экономический рост, а также может снизить расходы сельскохозяйственных предприятий республики на закупку и доставку минеральных удобрений из других регионов.
Переработка отходов как социально-эколого-экономическая деятельность относится к сфере государственно-частного партнерства и предполагает смешанное финансирование инвестиций.
Мы предлагаем финансирование государственно-частного партнерства (ГЧП) 50/50, так как ГЧП - это сотрудничество со сбалансированным распределением рисков, прав и обязательств, затрат и выгод. Если наблюдается перекос в одну из сторон, то баланс нарушается и реализация проекта ставится под сомнение. Наш проект инновационный, значит, рисковый, поэтому отклонение от равных долей инвестиций государства и бизнеса определяется тем, какие риски возрастают: если политические, валютные - то доля государства должна быть больше, если производственные и коммерческие - то доля бизнеса.
Расчет выручки, потенциально возможной для получения от продажи производимого компоста из образующихся пищевых отходов в двух городах Республики Хакасия, показывает экономическую и социальную эффективность проекта по утилизации пищевых отходов. Так, мультипликатор в промышленном производстве компоста инвестиций составит 2,81 и в сфере его использования - сельском хозяйстве - 5,32. Расчет потенциального объема потребности республики в компосте показал, что его рынок имеет значительную емкость и возможно кратное увеличение производства.
Таким образом, проект по раздельному сбору пищевых отходов эффективен и в экономическом, и, особенно, в социальном плане, так как позволяет начать деятельность по современной переработке отходов и приучать население активно в этом участвовать.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Налоговый кодекс РФ.
3. Доклад Росприроднадзора «Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах России». М., 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rpn.gov.ru/./ (дата обращения: 15.12.2014).
4. Концепция развития Абакано-Черногорской агломерации на период до 2020 года. - Абакан: Правительство Республики Хакасия, 2013. С. 147 [Электронный ресурс] URL: http://invest.r-19.ru/assets/files/projects/acha-conception-2020.pdf. (дата обращения: 29.12.2014).
5. Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению ТБО (Утв. Госстроем РФ) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
6. Российский статистический ежегодник. - 2013. - М.: Рос-стат, 2014. - С. 59.
7. Шмелева, Е. Бизнес выносит мусор. Утилизация твердых бытовых отходов требует инвестиций [Электронный ресурс] / Е. Шмелева // «Российская Бизнес-газета» - Государственно-частное партнерство. 2014. № 951 (22). URL: http://www.rg.ru/2014/ 06/10/musor.html. (дата обращения 29.12.2014).
8. Komptech. URL: http://www.komptech.com/en/home.htm.
9. Hoornweg, D. What a Waste: A Global Review of Solid Waste Management [Электронный ресурс] / D. Hoornweg, Bhada-Tata, Perinaz / World Bank, Washington, DC. 2012. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/17388. (дата обращения 30.12.2014).
Bibliographical list
1. Grazhdanskii kodeks RF.
2. Nalogovyi kodeks RF.
3. Doklad Rosprirodnadzora «Obosnovanie vybora optimal'nogo sposoba obezvrezhivaniya tverdykh bytovykh otkhodov zhilogo fonda v gorodakh Rossii». M., 2012 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.rpn.gov.ru/./ (data obrashcheniya: 15.12.2014).
4. Kontseptsiya razvitiya Abakano-Chernogorskoi aglomeratsii na period do 2020 goda. - Abakan: Pravitel'stvo Respubliki Khakasiya,
2013. S. 147 [Elektronnyi resurs] URL: http://invest. r-19.ru/assets/files/projects/acha-conception-2020.pdf. (data obrashcheniya: 29.12.2014).
5. Metodicheskie rekomendatsii po formirovaniyu tarifov na uslugi po unichtozheniyu, utilizatsii i zakhoroneniyu TBO (Utv. Gosstroem RF) [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav. - pravovoi sistemy «Kon-sul'tant plyus».
6. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. - 2013. - M.: Rosstat,
2014. - S.59.
7. Shmeleva, E. Biznes vynosit musor. Utilizatsiya tverdykh by-tovykh otkhodov trebuet investitsii [Elektronnyi resurs]/ E. Shme-leva// «Rossiiskaya Biznes-gazeta» - Gosudarstvenno-chastnoe part-nerstvo.2014. № 951 (22). URL: http://www.rg.ru/2014/06/10/ musor.html. (data obrashcheniya 29.12.2014).
8. Komptech. URL: http://www.komptech.com/en/home.htm.
9. Hoornweg, D. What a Waste: A Global Review of Solid Waste Management [Elektronnyi resurs] / D. Hoornweg, Bhada-Tata, Peri-naz / World Bank, Washington, DC. 2012. URL: https://openknowledge. worldbank.org/handle/10986/17388. (data obrashcheniya 30.12.2014).
Контактная информация
655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ФГБОУ ВПО
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Тел.: (3902) 22-24-78
Contact links
655017, The Republic of Khakassia, Abakan,
The Khakass state university named Katanov N.F.
Tel.: (3902) 22-24-78