Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии в инновационном образовательном процессе: психологический аспект'

Мультимедийные технологии в инновационном образовательном процессе: психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1692
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ВОСПРИЯТИЕ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / АКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING INFORMATION TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA MEANS OF TRAINING / INTERACTIVITY / MENTAL PROCESSES / ACTIVITY / LEARNING EFFICIENCY / PERCEPTION / MEMORY / THINKING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казачихина Мария Викторовна, Стариков Дмитрий Александрович

в статье рассматриваются актуальные вопросы использования мультимедийных технологий в образовательном процессе; раскрываются психологические особенности студентов при обучении с использованием мультимедийных технологий (самообразовательная активность, мотивация, психические процессы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казачихина Мария Викторовна, Стариков Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia Technologies in Innovative Educational Process: Psychological Aspect

The article considers pressing questions of the multimedia technologies using in educational process; reveals students' psychological features during training multimedia technologies using (self-educational activity, motivation, mental processes).

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии в инновационном образовательном процессе: психологический аспект»

УДК 76.87 ББК 491

Казачихина Мария Викторовна аспирант г. Екатеринбург Стариков Дмитрий Александрович аспирант г. Екатеринбург Kazachikhina Maria Viktorovna Post-graduate Ekaterinburg Starikov Dmitry Alexandrovich Post-graduate Ekaterinburg

Мультимедийные технологии в инновационном образовательном процессе: психологический аспект Multimedia Technologies in Innovative Educational Process: Psychological Aspect

В статье рассматриваются актуальные вопросы использования мультимедийных технологий в образовательном процессе; раскрываются психологические особенности студентов при обучении с использованием мультимедийных технологий (самообразовательная активность, мотивация, психические процессы).

The article considers pressing questions of the multimedia technologies using in educational process; reveals students’ psychological features during training multimedia technologies using (self-educational activity, motivation, mental processes).

Ключевые слова: информационные технологии обучения; мультимедийные технологии, мультимедийные средства обучения; интерактивность; психические процессы, восприятие, память, мышление, мотивация, активность; эффективность обучения.

Key words: training information technologies; multimedia technologies, multimedia means of training; interactivity; mental processes, perception, memory, thinking, motivation, activity; learning efficiency.

Модернизация высшего профессионального образования, вызванная к

жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение количества изучаемых дисциплин при стабильных сроках обучения в вузах, поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем.

Ключевыми из них являются перевод подготовки студентов на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям, повышение фундаментальности образования, его гуманизация и гуманитаризация в сочетании с

усилением практической направленности; интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения, информатизация образования, основанная на внедрении современных информационных технологий обучения (ИТО). Последняя из названных проблем в настоящее время актуализировалась в ряд наиболее важных и значимых [5].

Процесс информатизации образования предполагает разработку теоретикометодологических подходов к использованию потенциала ИТО для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, а также взаимосвязей между ними.

Не менее важно в процессе обучения помочь будущему специалисту простроить свою индивидуальную траекторию образования с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности [4]. Внедрение ИТО в учебный процесс является основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, поддерживаемую технологическими средствами и мотивированную результатами самооценки самообразовательной активности человека.

Несмотря на актуальность информатизации образования, нынешнее ее состояние является неудовлетворительным. До настоящего времени в вузах отсутствует единая скоординированная для этих целей стратегия, недостаточно изучены и проработаны психолого-педагогические аспекты создания и внедрения в образовательный процесс современных ИТО, реорганизация традиционных форм интеллектуальной деятельности на базе ЭВМ встречает определенное сопротивление [1].

Налицо объективно сложившееся противоречие между острой необходимостью информатизации учебного процесса на основе широкого применения ИТО и неразработанностью психолого-педагогических аспектов их использования в вузе [4].

Использование мультимедийных средств в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека [3].

Сущность и специфика мультимедийных средств обучения влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.

Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер должен увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В открытой и дистанционной обучающей среде, созданной информационно-компьютерными технологиями (ИКТ), основными являются процессы организации и интерпретации мультимедийной информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

Мультимедиа - это совокупность программно-аппаратных средств, с помощью которых реализуется обработка информации в звуковом и наглядном видах. Мультимедиа спроектирована, чтобы передавать звук, данные и изображения по местным, региональным и глобальным сетям. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой пользователь приобретает качественно новые возможности.

Технологические возможности мультимедийных средств достаточно велики, так как они позволяют организовать разнообразную учебную деятельность

студентов, значительно повышают эффективность и мотивацию обучения. Использование прямого эфира для просмотра новостей, Интернета, различных видеоматериалов, записанных из эфира, художественных фильмов, мультимедийных программ, специально подготовленных для учебного процесса, электронных учебников, мультимедийных справочников, энциклопедий и словарей позволяет создать коммуникативную среду для обучения.

Современные информационные технологии позволяют создавать средства обучения не только с использованием красочных иллюстраций, но и различные виды видеофильмов (анимацию, документальное и игровое кино). Для объяснения же теоретических построений очень перспективным направлением представляется так называемая анимационная графика - графическое развертывание изучаемых процессов, заданных, например, аналитически. Разработанные пакеты прикладных программ позволяют графически изображать весьма сложные двух- и трехмерные зависимости. Фиксация соответствующих слайдов, дополненных пояснительными текстами и графикой, позволит создать великолепные фрагменты учебных материалов в виде анимационных фрагментов. Аудиокомпоненты средств мультимедиа могут дополнять и обогащать видео фрагменты. Однако они могут иметь и важное самостоятельное значение, например, как средство активизации внимания, акцентирования на отдельные моменты излагаемого материала.

При создании динамических изображений со звуком в видеоформате приходится решать задачу синхронизации видеоряда и голоса диктора. При раздельной записи аудио- и видеофайлов (что чаще всего и происходит) решение этой задачи требует нахождение компромиссов между требованиями следования сценарию и техническим качеством результатов работы.

Средства мультимедиа позволяют обучаемым самостоятельно работать над учебными материалами и решать, как и в какой последовательности их изучать, как использовать интерактивные возможности мультимедийных программ, как организовать совместную работу в учебной группе. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Они могут

влиять на процесс обучения, подстраивая его под индивидуальные способности и предпочтения, т.е. они, могут изучать именно тот материал, который их интересует в данный момент, повторять материал столько раз, сколько им нужно, что способствует индивидуальному восприятию учебной информации [2].

Использование качественных мультимедийных средств позволяет приспособить процесс обучения к социальным и культурным особенностям обучаемых, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам [6]. Мультимедийные средства могут также использоваться для организации группового обучения. Небольшие группы студентов могут совместно работать с одним мультимедийным приложением, развивая при этом навыки сотрудничества, ведения диалога с коллегами по учебе. Интерактивность и гибкость мультимедийных технологий могут оказаться весьма полезными для индивидуализации обучения.

Условия открытого обучения, создаваемые мультимедийной информационной средой, должны способствовать развитию мышления студента, ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Все это обеспечивает отказ от заучивания фактов и освоения навыков, характерных для индустриальной модели образования, обеспечит формирование взаимосвязанного, взаимозависимого мышления, направленного на решение обучающих проблем [3].

Пересмотру подвергаются представления не только о мышлении; но и о других психических процессах: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др. Перед психологами и педагогами встают задачи концептуального описания развития человеческой деятельности и психических функций человека в условиях технологизации и использования мультимедийных средств в открытом образовании [7].

Процесс овладения мультимедийным инструментарием, перестройки деятельности человека с введением в ее структуру нового элемента давно интересует психологов. Л.С. Выготский еще в 1937 г. писал о том, что включение инструмента в процесс поведения человека вызывает к жизни целый ряд новых

функций, связанных с использованием данного инструмента и управлением им, делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых теперь выполняет инструмент, видоизменяет протекание психических процессов и их интенсивность, длительность, последовательность, замещает одни функции другими, т.е. перестраивает всю структуру поведения.

Основная схема освоения инструментальных средств заключается в том, чтобы сначала подчинить свои действия логике действий, задаваемых этими средствами, а затем подчинить их целям и задачам своей деятельности, получив новые возможности достижения результатов этой деятельности.

На первом этапе мультимедийное средство или ресурс выступает предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются знания о работе средства, изучаются языки и приемы взаимодействия с ним, усваиваются навыки работы.

На втором этапе этот мультимедийный ресурс превращается собственно в средство решения каких-либо учебных или профессиональных задач.

Подобное превращение предмета в средство и обусловливает развитие деятельности и мышления человека, предполагает перестройку привычных действий, форм и способов деятельности.

Принципиальным вопросом в построении и практическом применении мультимедийных средств для системы открытого образования является нацеленность соответствующей методики на формирование позитивных мотивов, основанных на насущных потребностях обучаемых. Только в случае высокой мотивации учащихся к использованию технического средства, возможно результативное обучение целенаправленному использованию образовательного потенциала мультимедийных информационных ресурсов.

В начальный период работа обучаемых с мультимедийными средствами носит, в основном, информативно-коммуникативный характер. Первоначальным мотивом выступает потребность получения новой, не слишком содержательной и достоверной информации. Как правило, подобная мультимедийная информация не требует никакой критической переработки и осмысления. Далее

в качестве основного мотива начинает выступать потребность в легком общении со сверстниками, во множестве контактов, позволяющих обмениваться информацией.

Построение мультимедийных средств обучения необходимо проводить таким образом, чтобы, учитывая психологические особенности и имеющиеся информационные умения обучаемых, на первом этапе обучить простейшим техническим приемам для удовлетворения своих информационных потребностей.

Мотивация играет важную роль в процессе обучения, и является ключевым фактором успешного обучения. Мотивация определяется совокупностью убеждений и взглядов студента в таких вопросах, как его собственный процесс обучения, поведение преподавателя, академические требования, качество учебных материалов и роль занятий. Исследования подтверждают, что применение мультимедиа в обучении стимулирует мотивацию обучаемых [1]. Образовательные средства мультимедиа могут пробуждать в них азарт к обучению и любопытство, а также помогают им формировать умозрительные образы и модели. Таким образом, в большинстве случаев применение мультимедиа положительно сказывается на мотивации студентов. Однако средства мультимедиа -не «панацея», и, как и всякий учебно-методический аппарат, они не могут с равным успехом быть эффективны одновременно для всех обучающихся.

Любой человек в настоящее время, являясь субъектом информационного общества, должен уметь оперировать различными видами информации. Перед человечеством встает задача вхождения в мировое информационное пространство, участие в профессиональных информационных процессах, умение оперировать информационными ресурсами, представленными в различных видах, умения использовать мультимедийные средства представления информации. Другими словами у каждого человека должен быть сформирован определенный уровень информационной культуры, обеспечивающий ему возможность в личностном и профессиональном продвижении.

Библиографический список

1. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 1998. - № 1.

2. Большунова, И.В. Мультимедийные лекции по курсу общей физики. Атомная физика [Текст] / И.В. Большунова, В.А. Ильин // Информационные технологии в образовании : сб. трудов Междунар. конгресса ИТО-2003. - Ч. IV. - М.: Просвещение, 2003. - С. 51-52.

3. Древич, Ж.С. История физики. Методика преподавания истории физики в педагогическом вузе с помощью мультимедиа-технологий [Текст] / Ж.С. Древич, В.А. Ильин // Преподавание физики в высшей школе. - 2005. - № 30. - С. 155-171.

4. Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения [Текст] / П.И. Образцов. - Орловский государственный технический университет. - Орел, 2000. - 145 с.

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М., 2008. - 272 с.

6. Полат, Е.С. Интернет в гуманитарном образовании [Текст] / Е.С. Полат. - М., 2001. -

272 с.

7. Хутимаева, С.З. О принципах реализации инновационных технологий в системе современного высшего профессионального образования [Текст] / С.З. Хутимаева // Инновации в образовании. - 2003. - № 4. - С. 38-43.

Bibliography

1. Babaeva, Yu.D. Psychological Consequences of Informatization [Text] / Yu.D. Babayeva, A.E. Voiskunsky // Psychological Magazine. - 1998. - № 1.

2. Bolshunova, I.V. Multimedia Lectures of the Course of General Physics. Nuclear Physics [Text] / I.V. Bolshunova, V.A. Ilyin // Information Technologies in Education: Intern. Congress IT0-2003. - IV. - M.: Prosveshchenie, 2003. - P. 51-52.

3. Drevich, Zh.S. History of Physics. Principles of Teaching History of Physics at a Pedagogical Higher School by Means of Multimedia Technologies [Text] / Zh.S. Drevich, V.A. Ilyin // Teaching Physics at a Higher School. - 2005. - 30. - P. 155-171.

4. Khutimaeva, S.Z. About Principles of Innovative Technologies Realization in the System of Modern Higher Professional Education [Text] / S.Z. Khutimaeva // Innovations in Education. -2003. - 4. - P. 38-43.

5. Obraztsov, P.I. Psychological-and-Pedagogical Aspects of Information Training Technologies Development and Application at a Higher School [Text] / P.I. 0braztsov. - 0rel : 0rel State Technical University, 2000. - 145 p.

6. Polat, E.S. New Pedagogical and Information Technologies in Educational System [Text] / E.S. Polat.-, 2008. - 272 p.

7. Polat, E.S. Internet in Humanitarian Education [Text] / E.S. Polat. - M., 2001. - 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.