Научная статья на тему 'Мультимедийные средства индивидуализации профессиональной подготовки педагога-психолога в вузе'

Мультимедийные средства индивидуализации профессиональной подготовки педагога-психолога в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные средства индивидуализации профессиональной подготовки педагога-психолога в вузе»

му мнению, содержание курса должно отвечать дет способствовать созданию условий для повы-

принципам вариативности, наглядности и транс- шения уровня математической и методической

формации междисциплинарных связей, что бу- подготовки студентов.

Г.Ю. Кузьмина МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ВУЗЕ

Одна из важнейших тенденций развития современного образования состоит в пересмотре самой концепции организации учебно-познавательной деятельности и педагогического руководства ею. В теории и практике осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности на познавательную деятельность студента. Отсюда требование активизации деятельности студентов, попытки научить их учиться, реализовать принцип активности в профессиональном самоопределении. Курс на развитие творческой индивидуальности специалиста является одним из основных направлений развития высшего образования. Современному обществу требуется специалист со сформированным индивидуальным стилем деятельности, что обеспечит его дальнейшее развитие как специалиста. Педагог как личность не может быть истолкован только как исполнитель нормативной профессионально-педагогической деятельности. Он выступает как активный субъект, реализующий в профессиональной деятельности свой индивидуальный способ жизнедеятельности, как носитель педагогического сознания [2].

В числе ключевых направлений совершенствования профессионального образования выделяется широкое внедрение мультимедийных средств обучения, оптимизирующих и рационализирующих содержание и процесс обучения. Применение мультимедийных средств обучения представляется нам как одно из наиболее продуктивных способов индивидуализации профессиональной подготовки педагогов-психологов в вузе. Применение мультимедийных средств позволяет повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся за счет интерактивности мультимедиа. Обучающийся имеет возможность самостоятельно выбирать стратегию изучения учебного материала, подстраивать процесс обучения под свои индивидуальные предпочтения и познавательные интересы, выбирать последовательность прохождения мультимедийного курса,

проходить обучение в индивидуальном темпе. Таким образом, мультимедийные средства обучения реализуют принцип активного обучения.

Мультимедийные средства представляют также определенные возможности и для обучения в малых группах, что позволяет развивать навыки учебного сотрудничества, работы в команде. Это свидетельствует о необходимости создания учебно-методических комплексов применения мультимедийных средств для индивидуализации профессиональной подготовки педагогов-психологов в вузе.

Итак, использование мультимедийных средств обучения предоставляет возможность:

- повысить эффективность преподавания путем налаживания систематического контроля знаний учащихся;

- индивидуализировать усвоение знаний;

- сократить недостаток учебного времени за счет самостоятельной работы обучающихся;

- создать отношения сотрудничества между обучающимися и преподавателем, который выступает в роли куратора, советчика;

- в ряде случаев дать обучающимся более полную и точную информацию об изучаемом предмете или явлении;

- полисенсорное восприятие (одновременное использование нескольких каналов восприятия);

- повысить наглядность, создать представления о механизме сложных явлений и тем самым облегчить обучающимся их понимание;

- ознакомить обучающихся с характером быстро или, напротив, медленно протекающих процессов;

- ознакомить обучающихся с фундаментальными научными экспериментами в разных областях знаний.

Необходимость использования мультимедийных средств обучения, которые могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Применение мультимедийных средств обучения обусловлено и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстри-

© Г.Ю. Кузьмина, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

277

ровать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. Мультимедийные технологии обучения при рациональном использовании улучшают условия труда как преподавателя, так и обучающихся. Применение мультимедийных технологий интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует мотивацию к обучению, индивидуализирует и дифференцирует процесс обучения. В последнее время разрабатываются технические и мультимедийные средства, предназначенные для обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых [5].

Как отмечает Е.С. Полат, важно найти способы интеграции мультимедийных средств обучения с традиционными средствами. На наш взгляд, это осуществимо различными путями. В принципе, мультимедийные средства позволяют реализовать дидактические возможности многих традиционных средств обучения. Мультимедийный учебник, к примеру, обладает гораздо большей наглядностью, нежели традиционный. Распространенный вид мультимедийных средств обучения - мультимедийная энциклопедия позволяет обучающемуся воспринимать информацию одновременно визуально и на слух, к тому же обучающийся может обновлять, реорганизовывать, дополнять и модифицировать содержание энциклопедии по своему усмотрению. На наш взгляд, данные возможности - не просто удобство для индивидуального пользователя, но и возможность творческого, критического подхода к восприятию и обработке информации. Распространение и популяризация такого продукта, как электронная книга (в том числе и аудио книги на CD-ROM) свидетельствует о глобальном изменении -традиционные (бумажные) носители информации, по-видимому, постепенно уходят в прошлое, сменяясь цифровыми носителями, которые стремительно совершенствуются.

Мы полагаем, что внедрение мультимедийных технологий в систему высшего образования должно проходить эволюционно, на основе веского теоретического обоснования их эффективности и оптимального сочетания с традиционными средствами обучения. Е.С. Полат отмечает, что любая система обучения должна отвечать ряду

основополагающих факторов: взаимодействие обучающего и обучаемого, наличие достаточно устойчивого и эффективного управления познавательным процессом, устойчивая мотивация познавательной деятельности. Современные модели обучения с применением мультимедийных средств также строится на этой основе [7].

Существует ряд психолого-педагогических проблем, связанных с применением мультимедийных средств в обучении. Мультимедийные средства обучения предоставляют обучающемуся значительную свободу в выборе индивидуальной траектории обучения. Однако, по мнению некоторых исследователей, далеко не все обучающиеся могут грамотно воспользоваться этой свободой. Еще одно преимущество мультимедийных средств, которое может обернуться недостатком - одновременное использование нескольких каналов восприятия в процессе обучения, поскольку возможности людей в одновременном восприятии нескольких видов информации ограничены. По этой причине необходимо следить за тем, чтобы не происходило информационной перегрузки обучающихся. Высокая степень интерактивности современных обучающих программ представляет также определенную опасность для обучающихся, которые не должны переоценивать возможности обратной связи. Как правило, обратная связь мультимедийных приложений не предоставляет обучающемуся развернутых комментариев, а лишь демонстрируют некоторые количественные результаты обучения -например, количество верных или неверных ответов на вопросы тестов. В связи с этим, роль преподавателя в процессе обучения с применением мультимедийных средств чрезвычайно важна. Среди других проблем, возникающих в процессе обучения с использованием мультимедийных средств, исследователи отмечают отсутствие у обучающихся и преподавателей навыков работы с мультимедийными приложениями, недостаточная техническая оснащенность учебных заведений современными мультимедийными средствами обучения, проблемы эргономики. Итак, в связи с объективными изменениями в сфере высшего профессионального образования и на основе выше перечисленных преимуществ применения мультимедийных средств обучения перед традиционными, а также с учетом их недостатков нами было выдвинуто предположение о необходимости создания модели непрерывно-

278

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

го применения мультимедийных средств для обеспечения индивидуализации профессиональной подготовки педагогов-психологов вузе.

Среди основных требований, предъявляемых к практической реализации индивидуализации обучения, по нашему мнению, следующие:

- необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности обучающихся как при индивидуализированной форме работы, так и при формировании малых групп в рамках отдельно взятого учебного занятия (или серии занятий);

- необходимо диагностировать и учитывать индивидуально-типологические особенности как систему свойств обучающихся.

Индивидуализация обучения является непрерывным процессом в системе подготовки педа-гогов-психологов в вузе. Индивидуализация профессиональной подготовки педагога-психолога в вузе может бать реализована различными средствами, выбор которых определяет, в значительной мере сам педагог в зависимости от индивидуальных предпочтений. Однако на наш взгляд, именно комплекс мультимедийных средств позволяет сформировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности будущих педа-гогов-психологов. Это предположение основано, прежде всего на том, что мультимедийные средства позволяют предоставлять определенную свободу выбора для обучающегося, который, в сущности сам формирует свой индивидуальный стиль деятельности. Возможность выбора целей деятельности и путей их достижения, пространство для самореализации, самоорганизации, самовоспитания и саморазвития - есть необходимые условия индивидуализации профессиональной подготовки специалиста в вузе. При этом преподавателю отводится роль руководителя, управляющего процессом формирования и предлагающем именно те средства обучения, на основе которых и будет производиться выбор учащегося.

Итак, для формирования индивидуального стиля деятельности педагогов-психологов в вузе мультимедийными средствами необходима такая модель индивидуализации обучения, которая обеспечит:

- учет интегральной индивидуальности обучающихся;

- осознанность обучающимися своих индивидуальный свойств (рефлексия);

- последовательное формирование готовности обучающегося к репродуктивной, а затем и продуктивной деятельности.

Основными условиями функционирования данной модели являются:

- сочетание мультимедийных и традиционных средств обучения на основе необходимости и достаточности;

- сочетание индивидуальной, индивидуально-групповой и групповой формы работы с обучающимися.

Мы полагаем, что основополагающими уровнями данной модели являются репродуктивный и продуктивный. С одной стороны, постепенное и последовательное движение от репродуктивной деятельности к продуктивной характеризует модель в целом, а с другой - в рамках каждого конкретного занятия с обучающимися происходит формирование индивидуального творческого стиля деятельности посредством увеличения доли продуктивной деятельности.

Репродуктивный уровень характеризуется формированием системы знаний в области педагогики и психологии. Вырабатываются умения использовать систему знаний, умений и навыков в заранее отработанных ситуациях, действовать по алгоритму. Творческая активность практически не проявляется. Однако репродуктивный уровень чрезвычайно важен в формировании индивидуального стиля деятельности педагогов-психологов.

Творческие элементы деятельности развиваются на основе репродуктивных. Без подражания, копирования некоторых элементов профессиональной психолого-педагогической деятельности на индивидуально-личностном уровне развитие индивидуального стиля деятельности и творчества невозможно. Репродуктивный этап имеет целью не только формирование репродуктивной пси-холого-педагогической деятельности, но и осознание обучающимся своей индивидуальности, соотнесение тех или методов и приемов обучения со своими индивидуальными особенностями личности и способами выполнения психоло-го-педагогической деятельности.

На репродуктивном этапе используются следующие программные средства:

- учебники с текстовым изложением материала с большим количеством иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере или переданы на домашний компьютер;

- учебники с высокой динамикой иллюстрированного материала, выполненные на CD-ROM. Наряду с основным материалом они содержат средства интерактивного доступа, средства ани-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

279

мации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Такие учебники могут иметь не только образовательное, но и художественное назначение. Огромный объем памяти носителя информации позволяет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д. [5].

В дальнейшем в рамках репродуктивной деятельности используются элементы поиска новых решений в стандартных условиях. Формируется положительная направленность потребностей, интересов к психолого-педагогической деятельности у обучающихся.

Переход от репродуктивной деятельности к продуктивной осуществляется постепенно посредством увеличения доли творческих заданий и способов деятельности. Не последнюю роль в формировании индивидуального стиля деятельности играет мотивационная составляющая индивидуальности обучающегося.

Собственно продуктивная деятельность может реализоваться при помощи современных компьютерных обучающих систем для проведения учебно-исследовательских работ; системы виртуаль-

ной реальности, в которых обучающиеся становятся участниками компьютерной модели, отображающей окружающий мир.

Библиографический список

1. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.

2. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.В. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд. - М.: Академия, 2003.

3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Изд-во «Магистр», 1997.

4. Кравченя Э.М. Технические средства обучения в школе: Учеб. пособие. - Мн.: ТетраСис-темс, 2005.

5. Коджаспирова Г.М., Петров КВ. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003.

6. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2006.

7. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М.: Академия, 2003.

Е.В. Романова ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Актуальность проблемы формирования профессиональной мотивации будущих учителей определяется недостаточной разработанностью психолого-педагоги-ческих условий и средств формирования профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Существенная особенность профессиональной педагогической деятельности состоит в том, что она является первичной по отношению ко многим другим профессиональным видам деятельности, качество которых во многом определяется характером и результатами работы педагога. Совершенствование качества подготовки педагогических кадров в условиях университетского образования невозможно без учета психо-лого-педагогических факторов.

У значительной части студентов-педагогов отмечается явное противоречие между высокой оценкой значимости профессии учителя и сла-

бым желанием заниматься этим видом деятельности. Среди них немало и тех, кто невысоко оценивает общественную значимость этой профессии. Для них учебное заведение - это временное пристанище. Понятно, что они, не имея стремления к педагогической работе, после окончания высшего учебного заведения будут избегать того, чтобы работать в школе.

Те же, кто в силу определенных обстоятельств вынужден будет заниматься педагогической деятельностью, не смогут в полной мере проявить себя, достичь высот в этой области, поскольку принуждение не является тем основанием, на котором строится здание профессионализма как интегрального качества, свойства личности, которое складывается из совокупности общекультурных, общетеоретических, специальных и пси-холого-педагогических знаний, умения передать эти знания своим воспитанникам и самокоррек-ции профессиональной деятельности.

280

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

© Е.В. Романова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.