Научная статья на тему 'Мультикультурный регион как основание градостроительного пространства'

Мультикультурный регион как основание градостроительного пространства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
378
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИММИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MULTICULTURAL REGION / URBAN SPACE / SOCIAL AND CULTURAL ORGANIZATION / PROCESSES OF IMMIGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рыжова Татьяна Сергеевна

Статья вводит в научный оборот принципиально новую концепцию организации и социального функционирования градостроительного пространства мультикультурного региона. В ней нашли отражение сложные и дискуссионные вопросы структурирования объектов градостроительной культуры от социальных функций до бытования градостроительных пространств локальных сообществ в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes essentially new conception of organization and social functioning of urban space in multicultural region concerning its complexity to structure the objects of urban culture: from social functions to life spaces of local social groups under conditions of globalization.

Текст научной работы на тему «Мультикультурный регион как основание градостроительного пространства»

Татьяна РЫЖОВА

МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН КАК ОСНОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Статья вводит в научный оборот принципиально новую концепцию организации и социального функционирования градостроительного пространства мультикультурного региона. В ней нашли отражение сложные и дискуссионные вопросы структурирования объектов градостроительной культуры - от социальных функций до бытования градостроительных пространств локальных сообществ в условиях глобализации.

The article describes essentially new conception of organization and social functioning of urban space in multicultural région concerning its complexity to structure the objects of urban culture: from social functions to life spaces of local social groups under conditions of globalization.

Ключевые слова:

мультикультурный регион, градостроительное пространство, социокультурная организация, иммиграционные процессы; multicultural region, urban space, social and cultural organization, processes of immigration.

Сегодня во всем мире актуализация проблематики, связанной с культурным плюрализмом, мультикультурным обществом и, в особенности, его пространственными воплощениями, в значительной степени обусловлена экономическими и политическими преобразованиями, проходящими под девизом глобализации. Именно глобализация обостряет существующие проблемы мультикультурных обществ, провоцируя возникновение разнообразных конфликтных ситуаций. Люди, у которых веками складывалась структура различий «свой — чужой», не всегда готовы мирно и продуктивно жить и трудиться в едином градостроительном пространстве.

В результате экспансии транснациональной массовой культуры возник феномен мультикультурализма — сосуществования на территории национального государства различных культур. «Мультикультурный», «мультикультурализм», «мультикультурные общества», «мультикультурность» — недавно сложившиеся обозначения феномена, имеющего весьма древнее происхождение. Общества, которые сейчас называются мультикультурными, раньше именовались «мультинациональными», «мультиэтничными», «мультирелигиозными» и «мультирасовыми». Мультикультурализм возник благодаря новому всплеску неоднородной по своему составу иммиграции, росту процессов самоутверждения и самосознания коренных народов. Нынешний интерес к проблеме мультикультурализма (независимо от того, носит ли он теоретический или эмпирический характер) связан с тем, что культурные различия в обществе, организованном в форме государства, не только не исчезают или сглаживаются, но, напротив, проявляют явные тенденции к нарастанию.

Глобализацию зачастую рассматривают как детерриториали-зацию — утрату привязки социальных процессов к физическому пространству. В ходе глобализации формируется «глобальный культурный поток», который распадается на различные культурно-символические пространства-потоки (landscapes): этнопространство (ethnoscape) образуется потоком туристов, иммигрантов, беженцев, гастарбайтеров; технопространство (technoscape) — потоком технологий; финансовое пространство (finanscape) — потоком капиталов;

РЫЖОВА

Татьяна Сергеевна — к.филос.н., доцент; профессор кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурностроительного университета nooopiik@mail.ru

медиапространство (mediascape) — потоком образов; идеологическое пространство (ideoscape) — потоком идеологем. Эти текучие, нестабильные пространства являются «строительными блоками» тех «миров», в которых люди взаимодействуют, и взаимодействие это носит характер символических обменов1.

В России процессы суверенизации отдельных территорий и народов, также происходящие на фоне активной глобализации, остро ставят перед современными гуманитарными науками вопрос о соотношении обеих тенденций, то есть допустимой мере суверенизации и глобализации. В частности, глобалистские и урбанистические тенденции то и дело наталкиваются на совершенно противоположные устремления национальных и вообще локальных культур, защищающих свою исключительность, свою социокультурную идентичность. Не случайно поэтому теоретическая культурология, история и философия культуры находятся в поиске новых понятий, методологических подходов, идей и теорий, которые на проектно-теоретическом уровне позволили бы осмыслить названную проблемную ситуацию. Нами предпринята попытка ответа на вопрос о природе, структуре и своеобразии социокультурных пространств, какими являются мультикультурные регионы. При этом мы исследуем только один аспект этой большой проблемы, а именно — социокультурную организацию градостроительных пространств.

Мультикультурный регион как пространственный элемент в градостроительной иерархии может быть представлен в виде феномена социокультурного «удвоения» градостроительного пространства, определяемого через диалектическое отношение предметно-материальной формы, с одной стороны, и «живого» социокультурного пространства — с другой. Он представляет собой целостное, уникальное градостроительное пространство, сформировавшееся под воздействием множества природных и социокультурных факторов. В историческом процессе модель градостроительного пространства мульти-культурного региона представляет собой повторяющуюся на каждом историческом этапе модификацию центричной структу-

1 Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Global Culture / ed. by M. Featherstone. - London, 1990, p. 296.

ры. Существование модели на все времена можно объяснить наличием констант во взаимоотношениях территории, человека и общества, обусловленных их природной сущностью. В их числе: особенности организации общества (управление, общение, семья), характеристики биологической природы человека (возможности человека в преодолении пространства) и свойства «пространства-времени»2.

В градостроительном пространстве переплетаются территориальные формы экономических, социальных, технических и иных систем. На их основе возникает самостоятельная система — «мультикультурный регион», качества и свойства которой, да и сама пространственная форма не являются простой суммой сформировавшей ее систем. Реальные региональные процессы протекают на поверхности земли в реальном пространстве и времени. Конкретные особенности их развития обусловлены цивилизационными, историческими и природными различиями, а также событиями в жизни данного региона.

Люди живут, создавая для себя социальные пространства, а поэтому общество в целом живет, занимая локальные участки территории с более или менее четко определенными границами. Социальное пространство мультикультурного региона является той формой общественного бытия, в которой локализуется деятельность не столько человека-индивида, сколько человека — представителя одного из тех многочисленных локальных сообществ, которые сосредоточены в границах региона. Оно — и объект человеческой деятельности, и субъект, имеющий собственную структуру, которая регулируется при помощи прямых и обратных связей. Основной участник социальных процессов — человек; он исполняет одновременно множество ролей. В роли субъекта во взаимоотношениях с регионом он проектирует, строит, регулирует и исследует регион, а также пользуется услугами различных обеспечивающих систем. В качестве объекта человек играет роль коренного жителя, мигранта, пассажира, работника, прихожанина, пешехода, посетителя и т.д. В роли объекта расселенческих процессов человек действует в рамках, предоставлен-

2 Рыжова Т.С. Социокультурная организация градостроительного пространства провинциальной России : автореферат дисс. .. .к.филос.н. -Н.Новгород, 2001.

ных ему социальными и пространственными ограничителями. Для позиционирования мультикультурного региона как пространства социального, на наш взгляд, необходимо использовать возможно большее число индикаторов, поскольку каждый процесс творческой деятельности сообществ формирует еще и собственное градостроительное пространство.

Прежде чем определить мультикультур-ный регион как сложную социокультурную систему, необходимо рассмотреть частные случаи территориально дифференцированных культурных пространств, которые создаются отдельными факторами куль-турогенеза локальных сообществ: историческими, экономическими, пространственными (расстояние, размер, форма, относительное положение, доступность); природными, точнее, природно-средовы-ми факторами (формы рельефа, гидрография, климат, почвы, растительность, природные ресурсы); культурными факторами (этнический состав, включая расовые и языковые особенности, религия, обычаи, технологии, социально-экономические системы); политическими факторами (система власти, границы, национализм, колониализм, империализм и проч.).

Таким образом, к частным видам социокультурных пространств, предметноматериально закрепленных в структуре градостроительных объектов мультикультурного региона, можно отнести следующие их категории.

1. Этническое пространство, которое формируется из территорий проживания различных этнических групп. Большинство этнических ареалов, в силу неоднородности каждого этноса и наличия в пределах этноса региональных групп со своей самоидентифкацией, делятся на субэтнические ареалы со своей субэтни-ческой идентичностью.

2. Конфессиональное пространство, которое включает территории проживания различных конфессиональных групп. В составе каждого конфессионального ареала выделяются центры религиозной жизни

— епархиальные центры, монастыри, места паломничества, места расположения чтимых, чудотворных икон и других религиозных святынь. Эти центры формируют вокруг себя определенные зоны тяготения с их конфессиональными особенностями, как правило, материализованные в архитектурно-градостроительных объек-

тах. Кроме того, конфессиональное пространство создается деятельностью религиозных подвижников — святых, старцев, прославленных священников, епископов, миссионеров и др.

3. Историческое, или историко-политическое пространство, основной единицей которого является государство. Государство, присоединив определенную территорию, обычно пытается насадить на этой территории образцы своей культуры, или же они стихийно проникают на эту территорию. Из столицы и других центров сюда приходят обычаи, художественные и архитектурные стили, здесь ведут проповедь миссионеры, жители региона обучаются по государственным методикам и продолжают образование в учебных заведениях столицы своего государства. Иными словами, во время нахождения в составе государства территория как бы «облучается» из центров, вводится в культурное пространство государства с его обычаями, нормами и требованиями.

Приток на территорию значительного числа мигрантов зачастую приводит к переориентациям местностей на новые центры с их, возможно, иными культурными особенностями и ценностями.

4. Лингвистическое пространство, которое представляет собой территории с распространением разных языков, диалектов, наречий. Лингвистическое пространство, как и другие типы культурных пространств, является многоуровневым.

5. Художественное пространство, или пространство профессионального искусства, где речь идет о территориях с различными особенностями развития искусства. Художественное пространство определяется распространением различных стилей искусства и деятельностью творцов культуры — архитекторов, художников, скульпторов, композиторов, писателей, поэтов и др. В отличие от этнического или конфессионального, оно не занимает всю территорию региона и представлено центрами, кластерами центров, ареалами, поскольку связано с деятельностью представителей художественной элиты отдельных локальных сообществ, а не с культурными особенностями населения региона в целом.

6. Пространство народного искусства. Отличие народного искусства от искусства профессионального состоит в том, что оно создается, как правило, безымянными мастерами и является значимым

не для культурной элиты, а для широких масс. В регионе формируются центры, которые специализируются на различных видах народного, прежде всего декоративно-прикладного искусства, т.е. на художественном оформлении предметов быта. Эти центры народного творчества формируют вокруг себя в пределах муль-тикультурного региона пространство народного искусства.

7. Пространство бытовой культуры. Бытовая культура региона является также пространственно дифференцированной. В рамках культурологического анализа возможно выявление межрегиональных различий в планировке поселений, в особенностях жилища, одежды, утвари, питания, семейных обрядов и других форм общественного быта. Каждая местность имеет свои традиции и особенности в использовании тех или иных форм бытовой культуры, из которых наиболее исследованными являются типы жилища и одежды, которые обычно сильно разнятся в пределах мультикультурного региона.

8. Пространство хозяйственной (экономической) культуры, или экономикокультурное пространство, которое включает в себя разнообразные городские и сельские ландшафты, составляющие любой регион. При его исследовании учитывают, прежде всего, особенности экономического использования территории (экономические функции территории, ее специализация). Например, очевидно существование индустриальных, добывающих, аграрных, рекреационных районов. Отчетливо выделяются «закрытые города» — центры отраслей военнопромышленного комплекса.

Однако в понятие «экономическая культура» вкладывается не только экономическая специализация некоторой местности, но и наличие исторических традиций того или иного производства, форма организации хозяйственной деятельности, особенности трудовой этики. Поэтому на определенной территории различаются традиционные отрасли экономики (в том числе традиционные промыслы, ремесла как местного населения региона, так и мигрантов) с их особыми орудиями и приемами труда и инновационные.

9. Пространство политической культуры. Политические ориентации населения всегда сильно дифференцированы по территории. У каждой политической силы

есть более или менее благоприятные регионы. Для разных районов характерна своя политическая культура. Исследование политико-культурного пространства предполагает выделение региональных политических культур, каждая из которых характеризуется своими особенностями политических ориентаций населения, своими политическими ожиданиями и политическими симпатиями и антипатиями. Кроме того, необходимо выделение ареалов элитогенеза и ареалов политической активности представителей локальных сообществ — своеобразный вариант ареалов творчества.

10. Научное пространство в основном исследуется по той же методике, что и художественное пространство и привязывается как к именам великих ученых, так и к научным центрам, которые выделяются и ранжируются на основании данных о наличии университетов и институтов, доминирующей научной специализации, об исторических традициях научной и образовательной деятельности. По своей структуре научное пространство подобно пространству художественному, оно складывается из центров и ареалов и не занимает всю территорию.

11. Философское пространство может изучаться по той же методике, что и научное. Выявляются центры и районы элито-генеза, районы философского творчества крупнейших авторов, центры и районы с крупными философскими школами и развитой образовательной деятельностью. Эту дифференциацию по видам деятельности можно продолжать долго...

Процессы, происходящие в каждом из культурных пространств, оказываются в роли ландшафтообразующих факторов, они создают духовный (культурный) слой с его территориальной дифференциацией. Бессмысленно требовать, чтобы мульти-культурный регион на всех таксономических уровнях был гомогенным со всех точек зрения — этнической, экономической и т.д. Поэтому необходимо учитывать не только культурные и природные характеристики, но и организацию пространства

— наличие в нем культурно-исторических доминант коренного населения и их хин-терландов (зон тяготения), вновь создаваемых доминант сообществ мигрантов и коммуникационную сеть. Определение центров и их зон тяготения помогает уточнить границы мультикультурного региона,

где их проведение по другим признакам затруднено1.

Обычно под поляризацией подразумевают процессы, происходящие на территории, у которой имеется центр (полюс), притягивающий население, экономическую и социально-культурную активность, что обостряет контрасты между центрами и периферией региона. С поляризацией пространства тесно связано представление о многополярном развитии. Если полюс всего один, т.е. пространство монополярно, его единственный центр реализует свою монополию, контролируя все ресурсы территории, то чаще используется понятие «централизация».

Территориальная структура, опирающаяся на несколько центров на одном уровне, на другом может быть жестко централизованной. Многополярное развитие предполагает наличие, как минимум, двух центров тяготения, определяющих пространственную конфигурацию экономических и прочих взаимоотношений. Поляризация и в социологическом, и в экономико-географическом смысле приводит, с одной стороны, к стратификации пространства и общества, усложнению их структуры и росту разнообразия, а с другой — к увеличению неравномерности развития, социальным напряжениям и пространственной сегрегации.

В российской науке существует тенденция называть поляризацией чуть ли не любую пространственную дифференциа-

1 Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. — М. : Институт Наследия, 1998, с. 37—43.

цию. Такое понимание близко к используемому в социологии представлению о поляризации общества, предполагающему не просто разделение на маленькую группку богатых и массу бедных, а расслоение наиболее представительной средней страты общества, часть представителей которой в результате действия множества факторов становится богаче, а другая — беднее.

Многополярность (или полицентрич-ность), по мнению ученых, проявляется на глобальном, макрорегиональном, национальном, региональном и местном уровнях. Таким образом, мир естественным образом эволюционирует в сторону многополярности и/или полицентризма на разных пространственных уровнях2.

В результате дифференциации социального пространства мультикультурного региона по видам творческой деятельности возможно сделать вывод: градостроительное пространство мультикультурного региона имеет поляризированную территориально-пространственную структуру, представляет собой коммуникационную систему с центрами, реализующими разнообразные функции. Коммуникационная сеть при этом выступает как один из косвенных ландшафтообразующих факторов.

2 Колосов В.А., Вендина О.И., Эккерт Д. Региональные центры в условиях глобализации: проблемы сравнительных исследований // Крупные города и вызовы глобализации / ред. В.А.Колосов, Д. Эккерт. - Смоленск : Ойкумена, 2003, с. 5-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.