Мультикультурная политика
США
Анастасия Гаева
Практика интеграции: общие аспекты
Этнокультурное своеобразие США во многом обусловлено иммигрантским характером заселения территории, вследствие чего сформировалась так называемая политическая нация на основе общего гражданства и определённых социально-политических принципов, характеризующаяся дисперсностью и поликультурностью, где реальное культурное и этническое разнообразие фактически было невозможно преодолеть.
В США мультикультурализм не приобрёл статуса официальной интеграционной национальной политики: частичная поддержка мульти-культурности сосуществует с политикой ассимиляции на основе английского языка, системы школьного образования и традиционной для США культуры мейнстрима. Кроме того,
сочетание ассимиляционных и муль-тикультурных практик можно объяснить двухпартийной системой США, где представители либерального и консервативного крыла занимают противоположные позиции в вопросах иммиграции, особенно из Латинской Америки, что вызывает периодическое ужесточение иммиграционного законодательства.
По данным Бюро переписи населения (US Census Bureau), численность населения США составляет 315 млн чел. [4], из которых 43 млн чел. - международные мигранты [8].
Латиноамериканцы являются одной из самых крупных этнических групп США и составляют 16,7% населения страны. В основном это жители Мексики, Пуэрто-Рико и Карибских территорий Америки (к 2050 г. латиноамериканское население будет составлять 30% населения) [16].
Далее по численности идёт этническая группа афроамериканцев и мулатов -14,1% [3] и азиатские американцы - 5,8% [21].
ГАЕВА Анастасия Сергеевна - аспирант кафедры политологии и права (Московский государственный областной университет). E-mail: tlingell@rambler.ru
Ключевые слова: мультикультурализм, толерантность, глобализация, интеграция, позитивная дискриминация.
До 60-х годов XX в. доминировала ориентация на жёсткую ассимиляционную политику иммигрантов и этнических меньшинств на основе англосаксонской протестантской культуры, которая получила название «плавильного котла» (melting pot) и ставила своей целью создание американской «нации наций». Но фактически политика аккультурации и натурализации не была всеобъемлющей, а действовала в основном по отношению к европейским и англосаксонским иммигрантам, а «видимые» меньшинства - афроамерикан-цы, индейцы, латинос, как правило, исключались из социально-политического дискурса, дискриминировались.
Таким образом, американское общество было разделено на две идентичности, детерминированные по расовому критерию: гражданская - у белого населения и этническая -у национальных меньшинств. Эти обстоятельства в 70-е годы привели к кризису национальной и культурной идентификации и вызвали широкомасштабное студенческое движение, которое слилось с движением за гражданские права афроамери-канцев и сексуальных меньшинств. Определённую роль сыграло формирование общества потребления, которое на первый план выдвинуло пост- материальные ценности, характеризующиеся ростом самосознания и индивидуализма. Неслучайно главным требованием являлось признание различных идентичнос-тей и права на самоутверждение.
Положение усложнилось ростом инокультурной нетрадиционной иммиграции в США вследствие либерализации иммиграционного законо-
дательства, в рамках которой в 1965 г. были отменены расовые квоты [12], позволяющие производить фильтрацию иммиграционных потоков и сохранять этнокультурный баланс в стране. Если до 70-х годов подавляющая иммиграция в Северную Америку была европейской, то после этнический состав миграционных потоков начинает меняться: растёт иммиграция из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии (азиатам попасть в США было особенно трудно).
Сегодня данные регионы являются основными поставщиками иммигрантов в США - 29% и, соответственно, 25,2% с 2010 по 2011 г. [16].
Статистические данные показывают изменение этнической карты США: количество этнических и расовых меньшинств возросло с 25% в 1990 г. до 30% в 2000 г. и, соответственно, до 36,6% - в 2011 г. [24].
Следующим шагом на пути к поощрению этнокультурного плюрализма стали два законодательных акта: Закон о гражданских правах 1964 г. (Civil Rights Act), в соответствии с которым отменялись все формы дискриминации по признаку расы, конфессии и пола, а также расовая сегрегация в общественных местах [ 19] (Законы Джима Кроу). Закон об избирательных правах 1965 г. (Voting Rights Act) утвердил равное избирательное право независимо от расовой, этнической и половой принадлежности [23]. Примечательно, что в соответствии с 15-й поправкой к Конституции США [7] такое право декларировалось, но фактически Штаты при голосовании вводили различные расовые ограничения (тесты на грамотность и имущественные цензы), которые не позволяли афроамериканцам, индейцам и дру-
гим этническим меньшинствам реа-лизовывать пассивное избирательное право. Для преодоления дискриминационных мер федеральное правительство получило возможность посылать в Штаты уполномоченных, которые контролировали реализацию закона.
В 1968 г. был принят Закон о би-лингвальном образовании (The Bilingual Education Act), который предоставил этническим меньшинствам возможность обучения на родном
языке и определил статус испанского языка [18]. Кроме того, начинают создаваться этнические школы, в которых получают возможность обучаться представители малых этносов и расовых групп, прежде всего представители коренных народов Северной Америки. Реализация таких культурно-лингвистических программ требует немалых финансовых вложений, кроме того, существует сложность в подготовке преподавателей.
Практика «позитивной дискриминации»
Главным аспектом политики мультикультурализма в США является практика «позитивной дискриминации» (Affirmative action), т.е. система расового и гендерного квотирования, в соответствии с которой этническим и сексуальным меньшинствам, ранее ущемлявшимся в правах, предоставляются различные льготы при приёме на работу [1]. Указом (1961 г.) президента Д.Ф.Кеннеди был учреждён государственный орган, который нёс ответственность за реализацию мер «позитивной дискриминации» в области труда и занятости: Комитет по обеспечению равенства возможностей в сфере занятости (The President's Committee on Equal Employment Opportunity) [10], который в 1965 г. разделился на две структуры: Equal Employment Opportunity Commission - EEOC и The Office of Federal Contract Compliance.
В перспективе такая система поддержки этнических меньшинств должна стать условием достижения равенства всех групп населения, но фактически она стимулирует работу этнических социальных «лифтов», когда статус и преференции индиви-
да определяются не его собственными заслугами, а принадлежностью к той или иной этнической общине. Кроме того, за счёт этнического представительства в государственных органах диаспоры получают достаточно широкую возможность лоббирования своих интересов и интересов страны происхождения как внутри, так и вне государства.
В 70-е годы меры «позитивной дискриминации» распространяются и на сферу высшего образования [6]. Университеты при финансовой поддержке государства выделяли определённое количество мест, на которые зачислялись представители этнических и расовых меньшинств, включая коренные народы, по смягчённым критериям. Эта политика дала неоднозначные последствия, порождая новую форму дискриминации и уменьшив достижения и способности отдельных индивидов. Зачастую такие студенты в условиях обычного конкурса не могли поступить или из-за недостаточной подготовки отчислялись уже на первых курсах, не пройдя экзаменационных испытаний. Кроме того, расовая
принадлежность студента становилась формой давления на преподавателя и руководство образовательного учреждения. Известно немало судебных процессов, связанных с практикой «позитивной дискриминации» и политической корректности.
Так, например, когда в Калифорнийском университете (Беркли) за период с 1980 по 1990 г. количество азиатских студентов резко сократилось, руководству пришлось не только смягчить условия приёма для этой группы абитуриентов, увеличив квоту, но и принести публичные извинения [2].
В связи с этими обстоятельствами в 90-е годы университеты ряда штатов (Калифорния, Мичиган, Техас) отходят от практики расового квоти-
рования. В 1998 г. в Калифорнийском университете вступил в силу запрет на использование расовых и этнических критериев в качестве критериев приёма студентов, вследствие чего количество латиноамериканских и афроамериканских студентов в Беркли снизилось на 61%, а в Лос-Анджелесе - на 36% [11].
Однако в 2003 г. расовую и этническую принадлежность Верховный суд США признал важным критерием приёма в высшую школу [9]. Несмотря на довольно противоречивые оценки методов «позитивной дискриминации», её поддержка в обществе растёт: с 58% - в 1995 г. до 70% - в 2007 г. [22].
Политика в отношении автохтонного населения
Важным элементом мультикуль-турализма является политика в отношении коренного населения. Американские индейцы и коренные жители Аляски, по данным переписи населения 2010 г., составляют всего 0,9% населения США, ещё 0,7% являются метисами автохтонного населения и других этнических групп [17]. Кроме упомянутых выше мер и законодательных актов, касающихся всех этнических групп населения США, также существуют отдельные законодательные акты, регулирующие жизнь коренного населения и его взаимоотношения с федеральным правительством.
Самым важным среди них является Закон о гражданских правах индейцев 1968 г. (Indian Civil Rights Act), расширивший действие конституционных прав и свобод на индейские резервации. Он также был призван регулировать межплеменные отно-
шения в резервациях и защищать племена от произвола региональных и местных органов власти [13]. Закон о самоопределении и образовании индейцев 1974 г. (Indian Self-Determination and Education Assistance Act) наделил коренные народы особым социально-политическим статусом и подтвердил право на культурное самоопределение, расширил самоуправление в резервациях в области социальных, культурных и образовательных программ [14]. Признанные на федеральном уровне племена обладают суверенитетом («внутренние независимые нации»), имеют право сбора налогов, регулирования членства резервации [7]. Организация взаимоотношений между племенными правительствами и центральными органами власти выстроены по федеративному принципу.
Независимо от существования широкого спектра социально-эконо-
мических программ, положение коренного населения в США достаточно тяжёлое.
По данным ООН, уровень безработицы среди коренного населения достигает 15% (в ряде резерваций - до 80%), за чертой бедности живут 12%, вероятность самоубийств на 62% выше, чем у остального населения; несмотря на программу квотирования и льготные условия обучения, уровень образования остаётся достаточно низким [15].
Следует отметить, что такое положение характерно для большинства иммиграционных стран, на территории которых проживают автохтонные народы.
Как уже было отмечено, в силу бипартийной природы американской политической системы, а также ряда объективных причин политика в отношении иммигрантов имеет маятниковый характер. Проблема нелегальной иммиграции и охраны границы с Мексикой является наиболее острой, для решения которой американское правительство периодически прибегает к ужесточению иммиграционного законодательства и контроля на границах.
Численность нелегальной иммиграции, по оценке Министерства национальной безопасности США (US Department Of Homeland Security), на 2011 г. составляет 11,5 млн чел., из которых 57% - выходцы из Мексики [24].
Для того чтобы ограничить потоки нелегальных мигрантов, в 1996 г. был принят Закон об ответственности иммигранта (Illegal Immigration Reform and Immigrant Responsibility Act), который ограничил гражданские права иммигрантов, в частности, возможность обращения в судебные инстанции, право на медицинское обслуживание и трудоуст-
ройство, а также усложнил процедуру предоставления убежища и расширил спектр условий, в соответствии с которыми государство имеет право депортировать нелегалов [20].
События 11 сентября 2001 г. при активном содействии консерваторов вновь привели к частичному ужесточению иммиграционного законодательства, особенно для иммигрантов из стран Ближнего Востока и Латинской Америки.
Также в 2002 г. был создан Департамент внутренней безопасности (ВИБ), в функции которого входят дополнительный миграционный контроль, обеспечение безопасности государственных границ, соблюдение исполнения иммиграционного законодательства, антитеррористическая деятельность [25]. В целом сохраняется, несмотря на принятые меры, достаточно либеральный курс иммиграционной политики.
Следует отметить, что противоречия между расовыми группами в Америке сохраняются.
Об этом свидетельствует инцидент, произошедший 9 августа 2014 г. в городе Фер-гюсоне, когда полицейским был застрелен 18-летний афроамериканский подросток Майкл Браун. Данный случай повлёк за собой массовые протесты и демонстрации среди жителей Сент-Луиса, которые обвинили полицейского в превышении полномочий, обратив особое внимание на расовый подтекст ситуации.
Принимая во внимание, что данный инцидент не является первым и не последним в истории США, можно сделать вывод о необходимости реформирования практики мульти-культурализма и развития толерантности сознания для преодоления расовых стереотипов.
Подводя итог, можно сказать, что поиск национальной идентичности стал одной из главных причин, приведшей к переходу от политики «плавильного котла» к утверждению мультикультурных практик, принципов толерантности и политкорректности. Мультикультурализм в США, в отличие от Канады и Австралии, а также стран Европы [5], имеет несколько иную специфику, кроме этнических групп, концентрируясь на феминистском движении и сексуальных меньшинствах, но сохраняя установку на формирование единой гражданской «американской нации» с сильными ассимиляционными тенденциями, что не позволяет придать официальный статус политике мультикуль-турализма, отрегулировать её с учётом этнической и расовой специфики страны, а также преодолеть противоречия практики «позитивной дискриминации».
Примечания
1. Affirmative Action / Официальныйсайт American Civil Liberties Union / / URL: www.aclu.org/racial-justice/affirmative-action
2. Affirmative Action Policies and Frameworks // URL: www.diversityweb.org/ research_and_trends/political_legal_issues/affirmative_action_policies/aaup.cfm
3. African American Population // URL: www.blackdemographics.com
4. Census Bureau Projects U.S. Population of 315,1 Million on New Year's Day 2013 // URL: www.commerce.gov/blog/2012/12/28/census-bureau-projects-us-population-3151-million-new-years-day-2013
5. Андреев Е. Проблемы современного западноевропейского мультикультурализма // Обозреватель-Observer. 2014.№ 5. С. 65.
6. Бубликов В.В. Ассимиляция или мультикультурализм - опыт зарубежных стран по интеграции иммигрантов / / Вестник Томского государственного университета. 2008. №315. С. 39.
7. Конституция США // URL: www.constitutionfacts.com/content/constitution/files/ USConstitution_Russian.pdf
8. Статистический справочник «Миграция и денежные переводы» 2011 г. // URL: siteresources.worldbank.org/INTPR0SPECTS/Resources/334934-1110315015165/ Factbook2011Russian.pdf
9. Coleman A.L. Palmer S.R. A Strategic Planning and Policy Manual Regarding Federal Law in Admissions, Financial Aid, and Outreach / / URL: www.collegeboard.com/ prod_downloads/highered/ad/041624W0DiversityHighrEdT.pdf.
10. Executive Order 10925, 1961 // URL: www.eeoc.gov/eeoc/history/35th/thelaw/eo-10925.html
11. Ginsberg L.H., Miller-Cribbs J. Understanding Social Problems, Policies, and Programs. South Carolina: The University of South Carolina. 2005. P. 36.
12. Immigration and Nationality Act, 1965 // URL: library.uwb.edu/guides/usimmigration/ 79%20stat%20911.pdf
13. Indian Civil Rights, 1968 // URL: indianlaw.mt.gov/content/crow/codes/appendix_f.pdf
14. Indian Self-Determination and Education Assistance Act, 1975 // URL: www.doiu.nbc.gov/ niptc/pdf/638_the_Law.pdf
15. State of the World's Minorities and Indigenous Peoples, 2012 // URL: www.unesco.org/ library/PDF/MRG.pdf
16. Statistical Portrait of Foreign-Born Population in the US, 2011 // URL: www.pewhispanic.org/files/2013/01/PHC-2011-FB-Stat-Profiles.pdf
17. The American Indian and Alaska Native Population, 2010 // URL: www.census.gov/ prod/cen2010/briefs/c2010br-10.pdf
18. The Bilingual Education Act: Twenty Years Later // URL: www.ncela.gwu.edu/files/rcd/ BE021037/Fall88_6.pdf
19. The Civil Rights Act, 1964 // URL: library.clerk.house.gov/reference-files/PPL_Civil RightsAct_ 1964.pdf
20. The Illegal Immigration Reform and Immigrant Responsibility Act, 1996 // URL: www.uscis.gov/ilink/docView/PUBLAW/HTML/PUBLAW/0-0-0-10948.html#0-0-0-1315
21. The Rise of Asian Americans, 2012 // URL: www.pewsocialtrends.org/files/2013/01/ SDT_Rise_of_Asian_Americans.pdf
22. Trends in Political Values and Core Attitudes: 1987-2007, March 2007 // URL: www.people-press.org/files/legacy-pdf/312.pdf
23. Voting Rights Act, 1965 // URL: library.clerk.house.gov/reference-files/PPL_Voting RightsAct_1965.pdf
24. Yearbook of Immigration Statistics, 2011 // URL: www.dhs.gov/sites/default/files/ publications/immigration-statistics/yearbook/2011/ ois_yb_2011 .pdf
25. URL: www.dhs.gov/about-dhs
Подписка на 2015 г.
на журнал «Обозреватель-ОЬввговг» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:
47653 — на полугодие 36789 — на год