Научная статья на тему 'Мультикультурная политика США'

Мультикультурная политика США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1035
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / AFFIRMATIVE ACTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаева Анастасия Сергеевна

В современном обществе наиболее адекватной практикой интеграции иммигрантов стала политика мультикультурализма. Интересна реализация данной концепции в странах с политико-культурным национальным составом и иммигрантским характером заселения территорий подобно Соединённым Штатам Америки. Автором проанализирована политика мультикультурализма в США, практика «позитивной дискриминации» и политика в отношении автохтонных меньшинств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural policy of the United States of America

In modern conditions of development of society the most adequate practice of immigrant’s integration was the policy of multiculturalism. From this perspective, an interesting example for the study of the implementation of this concept are the countries with multicultural national composition and the nature of immigrant settlement areas, like the United States of America. Thus, this article is an attempt to analyse the policy of multiculturalism in the United States, the practice of Affirmative action as well as policies regarding indigenous minorities.

Текст научной работы на тему «Мультикультурная политика США»

Мультикультурная политика

США

Анастасия Гаева

Практика интеграции: общие аспекты

Этнокультурное своеобразие США во многом обусловлено иммигрантским характером заселения территории, вследствие чего сформировалась так называемая политическая нация на основе общего гражданства и определённых социально-политических принципов, характеризующаяся дисперсностью и поликультурностью, где реальное культурное и этническое разнообразие фактически было невозможно преодолеть.

В США мультикультурализм не приобрёл статуса официальной интеграционной национальной политики: частичная поддержка мульти-культурности сосуществует с политикой ассимиляции на основе английского языка, системы школьного образования и традиционной для США культуры мейнстрима. Кроме того,

сочетание ассимиляционных и муль-тикультурных практик можно объяснить двухпартийной системой США, где представители либерального и консервативного крыла занимают противоположные позиции в вопросах иммиграции, особенно из Латинской Америки, что вызывает периодическое ужесточение иммиграционного законодательства.

По данным Бюро переписи населения (US Census Bureau), численность населения США составляет 315 млн чел. [4], из которых 43 млн чел. - международные мигранты [8].

Латиноамериканцы являются одной из самых крупных этнических групп США и составляют 16,7% населения страны. В основном это жители Мексики, Пуэрто-Рико и Карибских территорий Америки (к 2050 г. латиноамериканское население будет составлять 30% населения) [16].

Далее по численности идёт этническая группа афроамериканцев и мулатов -14,1% [3] и азиатские американцы - 5,8% [21].

ГАЕВА Анастасия Сергеевна - аспирант кафедры политологии и права (Московский государственный областной университет). E-mail: tlingell@rambler.ru

Ключевые слова: мультикультурализм, толерантность, глобализация, интеграция, позитивная дискриминация.

До 60-х годов XX в. доминировала ориентация на жёсткую ассимиляционную политику иммигрантов и этнических меньшинств на основе англосаксонской протестантской культуры, которая получила название «плавильного котла» (melting pot) и ставила своей целью создание американской «нации наций». Но фактически политика аккультурации и натурализации не была всеобъемлющей, а действовала в основном по отношению к европейским и англосаксонским иммигрантам, а «видимые» меньшинства - афроамерикан-цы, индейцы, латинос, как правило, исключались из социально-политического дискурса, дискриминировались.

Таким образом, американское общество было разделено на две идентичности, детерминированные по расовому критерию: гражданская - у белого населения и этническая -у национальных меньшинств. Эти обстоятельства в 70-е годы привели к кризису национальной и культурной идентификации и вызвали широкомасштабное студенческое движение, которое слилось с движением за гражданские права афроамери-канцев и сексуальных меньшинств. Определённую роль сыграло формирование общества потребления, которое на первый план выдвинуло пост- материальные ценности, характеризующиеся ростом самосознания и индивидуализма. Неслучайно главным требованием являлось признание различных идентичнос-тей и права на самоутверждение.

Положение усложнилось ростом инокультурной нетрадиционной иммиграции в США вследствие либерализации иммиграционного законо-

дательства, в рамках которой в 1965 г. были отменены расовые квоты [12], позволяющие производить фильтрацию иммиграционных потоков и сохранять этнокультурный баланс в стране. Если до 70-х годов подавляющая иммиграция в Северную Америку была европейской, то после этнический состав миграционных потоков начинает меняться: растёт иммиграция из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии (азиатам попасть в США было особенно трудно).

Сегодня данные регионы являются основными поставщиками иммигрантов в США - 29% и, соответственно, 25,2% с 2010 по 2011 г. [16].

Статистические данные показывают изменение этнической карты США: количество этнических и расовых меньшинств возросло с 25% в 1990 г. до 30% в 2000 г. и, соответственно, до 36,6% - в 2011 г. [24].

Следующим шагом на пути к поощрению этнокультурного плюрализма стали два законодательных акта: Закон о гражданских правах 1964 г. (Civil Rights Act), в соответствии с которым отменялись все формы дискриминации по признаку расы, конфессии и пола, а также расовая сегрегация в общественных местах [ 19] (Законы Джима Кроу). Закон об избирательных правах 1965 г. (Voting Rights Act) утвердил равное избирательное право независимо от расовой, этнической и половой принадлежности [23]. Примечательно, что в соответствии с 15-й поправкой к Конституции США [7] такое право декларировалось, но фактически Штаты при голосовании вводили различные расовые ограничения (тесты на грамотность и имущественные цензы), которые не позволяли афроамериканцам, индейцам и дру-

гим этническим меньшинствам реа-лизовывать пассивное избирательное право. Для преодоления дискриминационных мер федеральное правительство получило возможность посылать в Штаты уполномоченных, которые контролировали реализацию закона.

В 1968 г. был принят Закон о би-лингвальном образовании (The Bilingual Education Act), который предоставил этническим меньшинствам возможность обучения на родном

языке и определил статус испанского языка [18]. Кроме того, начинают создаваться этнические школы, в которых получают возможность обучаться представители малых этносов и расовых групп, прежде всего представители коренных народов Северной Америки. Реализация таких культурно-лингвистических программ требует немалых финансовых вложений, кроме того, существует сложность в подготовке преподавателей.

Практика «позитивной дискриминации»

Главным аспектом политики мультикультурализма в США является практика «позитивной дискриминации» (Affirmative action), т.е. система расового и гендерного квотирования, в соответствии с которой этническим и сексуальным меньшинствам, ранее ущемлявшимся в правах, предоставляются различные льготы при приёме на работу [1]. Указом (1961 г.) президента Д.Ф.Кеннеди был учреждён государственный орган, который нёс ответственность за реализацию мер «позитивной дискриминации» в области труда и занятости: Комитет по обеспечению равенства возможностей в сфере занятости (The President's Committee on Equal Employment Opportunity) [10], который в 1965 г. разделился на две структуры: Equal Employment Opportunity Commission - EEOC и The Office of Federal Contract Compliance.

В перспективе такая система поддержки этнических меньшинств должна стать условием достижения равенства всех групп населения, но фактически она стимулирует работу этнических социальных «лифтов», когда статус и преференции индиви-

да определяются не его собственными заслугами, а принадлежностью к той или иной этнической общине. Кроме того, за счёт этнического представительства в государственных органах диаспоры получают достаточно широкую возможность лоббирования своих интересов и интересов страны происхождения как внутри, так и вне государства.

В 70-е годы меры «позитивной дискриминации» распространяются и на сферу высшего образования [6]. Университеты при финансовой поддержке государства выделяли определённое количество мест, на которые зачислялись представители этнических и расовых меньшинств, включая коренные народы, по смягчённым критериям. Эта политика дала неоднозначные последствия, порождая новую форму дискриминации и уменьшив достижения и способности отдельных индивидов. Зачастую такие студенты в условиях обычного конкурса не могли поступить или из-за недостаточной подготовки отчислялись уже на первых курсах, не пройдя экзаменационных испытаний. Кроме того, расовая

принадлежность студента становилась формой давления на преподавателя и руководство образовательного учреждения. Известно немало судебных процессов, связанных с практикой «позитивной дискриминации» и политической корректности.

Так, например, когда в Калифорнийском университете (Беркли) за период с 1980 по 1990 г. количество азиатских студентов резко сократилось, руководству пришлось не только смягчить условия приёма для этой группы абитуриентов, увеличив квоту, но и принести публичные извинения [2].

В связи с этими обстоятельствами в 90-е годы университеты ряда штатов (Калифорния, Мичиган, Техас) отходят от практики расового квоти-

рования. В 1998 г. в Калифорнийском университете вступил в силу запрет на использование расовых и этнических критериев в качестве критериев приёма студентов, вследствие чего количество латиноамериканских и афроамериканских студентов в Беркли снизилось на 61%, а в Лос-Анджелесе - на 36% [11].

Однако в 2003 г. расовую и этническую принадлежность Верховный суд США признал важным критерием приёма в высшую школу [9]. Несмотря на довольно противоречивые оценки методов «позитивной дискриминации», её поддержка в обществе растёт: с 58% - в 1995 г. до 70% - в 2007 г. [22].

Политика в отношении автохтонного населения

Важным элементом мультикуль-турализма является политика в отношении коренного населения. Американские индейцы и коренные жители Аляски, по данным переписи населения 2010 г., составляют всего 0,9% населения США, ещё 0,7% являются метисами автохтонного населения и других этнических групп [17]. Кроме упомянутых выше мер и законодательных актов, касающихся всех этнических групп населения США, также существуют отдельные законодательные акты, регулирующие жизнь коренного населения и его взаимоотношения с федеральным правительством.

Самым важным среди них является Закон о гражданских правах индейцев 1968 г. (Indian Civil Rights Act), расширивший действие конституционных прав и свобод на индейские резервации. Он также был призван регулировать межплеменные отно-

шения в резервациях и защищать племена от произвола региональных и местных органов власти [13]. Закон о самоопределении и образовании индейцев 1974 г. (Indian Self-Determination and Education Assistance Act) наделил коренные народы особым социально-политическим статусом и подтвердил право на культурное самоопределение, расширил самоуправление в резервациях в области социальных, культурных и образовательных программ [14]. Признанные на федеральном уровне племена обладают суверенитетом («внутренние независимые нации»), имеют право сбора налогов, регулирования членства резервации [7]. Организация взаимоотношений между племенными правительствами и центральными органами власти выстроены по федеративному принципу.

Независимо от существования широкого спектра социально-эконо-

мических программ, положение коренного населения в США достаточно тяжёлое.

По данным ООН, уровень безработицы среди коренного населения достигает 15% (в ряде резерваций - до 80%), за чертой бедности живут 12%, вероятность самоубийств на 62% выше, чем у остального населения; несмотря на программу квотирования и льготные условия обучения, уровень образования остаётся достаточно низким [15].

Следует отметить, что такое положение характерно для большинства иммиграционных стран, на территории которых проживают автохтонные народы.

Как уже было отмечено, в силу бипартийной природы американской политической системы, а также ряда объективных причин политика в отношении иммигрантов имеет маятниковый характер. Проблема нелегальной иммиграции и охраны границы с Мексикой является наиболее острой, для решения которой американское правительство периодически прибегает к ужесточению иммиграционного законодательства и контроля на границах.

Численность нелегальной иммиграции, по оценке Министерства национальной безопасности США (US Department Of Homeland Security), на 2011 г. составляет 11,5 млн чел., из которых 57% - выходцы из Мексики [24].

Для того чтобы ограничить потоки нелегальных мигрантов, в 1996 г. был принят Закон об ответственности иммигранта (Illegal Immigration Reform and Immigrant Responsibility Act), который ограничил гражданские права иммигрантов, в частности, возможность обращения в судебные инстанции, право на медицинское обслуживание и трудоуст-

ройство, а также усложнил процедуру предоставления убежища и расширил спектр условий, в соответствии с которыми государство имеет право депортировать нелегалов [20].

События 11 сентября 2001 г. при активном содействии консерваторов вновь привели к частичному ужесточению иммиграционного законодательства, особенно для иммигрантов из стран Ближнего Востока и Латинской Америки.

Также в 2002 г. был создан Департамент внутренней безопасности (ВИБ), в функции которого входят дополнительный миграционный контроль, обеспечение безопасности государственных границ, соблюдение исполнения иммиграционного законодательства, антитеррористическая деятельность [25]. В целом сохраняется, несмотря на принятые меры, достаточно либеральный курс иммиграционной политики.

Следует отметить, что противоречия между расовыми группами в Америке сохраняются.

Об этом свидетельствует инцидент, произошедший 9 августа 2014 г. в городе Фер-гюсоне, когда полицейским был застрелен 18-летний афроамериканский подросток Майкл Браун. Данный случай повлёк за собой массовые протесты и демонстрации среди жителей Сент-Луиса, которые обвинили полицейского в превышении полномочий, обратив особое внимание на расовый подтекст ситуации.

Принимая во внимание, что данный инцидент не является первым и не последним в истории США, можно сделать вывод о необходимости реформирования практики мульти-культурализма и развития толерантности сознания для преодоления расовых стереотипов.

Подводя итог, можно сказать, что поиск национальной идентичности стал одной из главных причин, приведшей к переходу от политики «плавильного котла» к утверждению мультикультурных практик, принципов толерантности и политкорректности. Мультикультурализм в США, в отличие от Канады и Австралии, а также стран Европы [5], имеет несколько иную специфику, кроме этнических групп, концентрируясь на феминистском движении и сексуальных меньшинствах, но сохраняя установку на формирование единой гражданской «американской нации» с сильными ассимиляционными тенденциями, что не позволяет придать официальный статус политике мультикуль-турализма, отрегулировать её с учётом этнической и расовой специфики страны, а также преодолеть противоречия практики «позитивной дискриминации».

Примечания

1. Affirmative Action / Официальныйсайт American Civil Liberties Union / / URL: www.aclu.org/racial-justice/affirmative-action

2. Affirmative Action Policies and Frameworks // URL: www.diversityweb.org/ research_and_trends/political_legal_issues/affirmative_action_policies/aaup.cfm

3. African American Population // URL: www.blackdemographics.com

4. Census Bureau Projects U.S. Population of 315,1 Million on New Year's Day 2013 // URL: www.commerce.gov/blog/2012/12/28/census-bureau-projects-us-population-3151-million-new-years-day-2013

5. Андреев Е. Проблемы современного западноевропейского мультикультурализма // Обозреватель-Observer. 2014.№ 5. С. 65.

6. Бубликов В.В. Ассимиляция или мультикультурализм - опыт зарубежных стран по интеграции иммигрантов / / Вестник Томского государственного университета. 2008. №315. С. 39.

7. Конституция США // URL: www.constitutionfacts.com/content/constitution/files/ USConstitution_Russian.pdf

8. Статистический справочник «Миграция и денежные переводы» 2011 г. // URL: siteresources.worldbank.org/INTPR0SPECTS/Resources/334934-1110315015165/ Factbook2011Russian.pdf

9. Coleman A.L. Palmer S.R. A Strategic Planning and Policy Manual Regarding Federal Law in Admissions, Financial Aid, and Outreach / / URL: www.collegeboard.com/ prod_downloads/highered/ad/041624W0DiversityHighrEdT.pdf.

10. Executive Order 10925, 1961 // URL: www.eeoc.gov/eeoc/history/35th/thelaw/eo-10925.html

11. Ginsberg L.H., Miller-Cribbs J. Understanding Social Problems, Policies, and Programs. South Carolina: The University of South Carolina. 2005. P. 36.

12. Immigration and Nationality Act, 1965 // URL: library.uwb.edu/guides/usimmigration/ 79%20stat%20911.pdf

13. Indian Civil Rights, 1968 // URL: indianlaw.mt.gov/content/crow/codes/appendix_f.pdf

14. Indian Self-Determination and Education Assistance Act, 1975 // URL: www.doiu.nbc.gov/ niptc/pdf/638_the_Law.pdf

15. State of the World's Minorities and Indigenous Peoples, 2012 // URL: www.unesco.org/ library/PDF/MRG.pdf

16. Statistical Portrait of Foreign-Born Population in the US, 2011 // URL: www.pewhispanic.org/files/2013/01/PHC-2011-FB-Stat-Profiles.pdf

17. The American Indian and Alaska Native Population, 2010 // URL: www.census.gov/ prod/cen2010/briefs/c2010br-10.pdf

18. The Bilingual Education Act: Twenty Years Later // URL: www.ncela.gwu.edu/files/rcd/ BE021037/Fall88_6.pdf

19. The Civil Rights Act, 1964 // URL: library.clerk.house.gov/reference-files/PPL_Civil RightsAct_ 1964.pdf

20. The Illegal Immigration Reform and Immigrant Responsibility Act, 1996 // URL: www.uscis.gov/ilink/docView/PUBLAW/HTML/PUBLAW/0-0-0-10948.html#0-0-0-1315

21. The Rise of Asian Americans, 2012 // URL: www.pewsocialtrends.org/files/2013/01/ SDT_Rise_of_Asian_Americans.pdf

22. Trends in Political Values and Core Attitudes: 1987-2007, March 2007 // URL: www.people-press.org/files/legacy-pdf/312.pdf

23. Voting Rights Act, 1965 // URL: library.clerk.house.gov/reference-files/PPL_Voting RightsAct_1965.pdf

24. Yearbook of Immigration Statistics, 2011 // URL: www.dhs.gov/sites/default/files/ publications/immigration-statistics/yearbook/2011/ ois_yb_2011 .pdf

25. URL: www.dhs.gov/about-dhs

Подписка на 2015 г.

на журнал «Обозреватель-ОЬввговг» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 — на полугодие 36789 — на год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.