УДК 314.742
А. ГАЕВА,
кандидат политических наук, научный сотрудник Института стран СНГ e-mail: [email protected]
A. GAEVA,
Candidate of political Sciences, Researcher of The Institute of the CIS countries
Ключевые слова:
иммиграция, интеграция, мультикультурализм, видимые меньшинства, политика интеграции иммигрантов
Key words:
immigration, integration, multiculturalism, visible minorities, immigrant integration policy
ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ: КАНАДСКИЙ ОПЫТ
Настоящая статья посвящена основным аспектам канадской политики интеграции иммигрантов, в основе которой лежит принцип мультикультурализма. Сделан вывод о том, что канадская модель в большей степени базируется на рациональной и системной политике гражданской интеграции с упором на социально-экономическое и языковое включение, чем на поощрении культурных отличий и поддержке этнокультурной идентичности иммигрантов.
IMMIGRANT INTEGRATION POLICY: CANADIAN EXPERIENCE
The article is devoted to the main aspects of the Canadian immigrant integration policy, which is based on the principle of multiculturalism. It is concluded that the Canadian model is more based on a rational and systemic policy of civil integration with on socioeconomic and linguistic inclusion than on encouraging cultural differences and supporting the ethnocultural identity of immigrants.
Сегодня мультикультурализм подвергается критике, особенно со стороны лидеров западноевропейских
стран. Примечательно то, что в данных странах существовал лишь дискурс, связанный с преодолением понимая
нации как культурной целостности, и отдельные мультикультурные программы, но не институциализирован-ная политика поддержки культурного разнообразия. В этом ракурсе дебаты о провале мультикультурализма в странах Западной Европы — результат разочарования в том, что дискурс, не
подкрепленный соответствующей политикой, не смог решить проблемы интеграции иммигрантов. Опыт Канады, где мультикультурная административно-политическая практика интеграции иммигрантов и меньшинств была закреплена на законодательном уровне, демонстрирует ее эффективность.
Теоретические основы политики мультикультурализма
Мультикультурализм получил свое развитие в 60-е гг. в Северной Америке и означал, прежде всего, дискурсивный пересмотр трактовки национального сообщества как единой культурной целостности [36, с. 68]. Однако, мультикультурализм, это не только признание государством собственной многокультурности, но соответствующая ей политика и правовые нормы, гарантирующие обеспечение равного участия различных групп в основных сферах общественной жизни [6, с. 233].
Согласно утверждению канадского политического философа, У. Кимли-ки, в основе мультикультурной модели политики интеграции лежит признание государством права коренных национальных меньшинств на сохранение собственной этнокультурной самобытности [23, с. 41—42]. В рамках данной политики меньшинствам, помимо общих гражданских и политических прав, гарантируются специфические права и меры, учитывающие их потребности; культурные особенности институциализируются и получают государственную поддержку в форме целевого перераспределения средств и статусов, финансирования этнических
организаций, а также возможности создания собственных политических, экономических, образовательных институтов [23, с. 42]. Так, в Канаде квебекское франкоговорящее меньшинство имеет существенные полномочия в отношении языка, образования, занятости, государственного управления и политики иммиграции (право на самоуправление, право на образование на французском языке, использование французского языка при взаимодействии с правительством и в повседневной публичной и частной жизни; право освобождать франкоговорящих иммигрантов от необходимости изучать английский язык для получения гражданства) [23, с. 158]. Посредством реализации данной политики к индивидуальному измерению социально-политического процесса добавляется групповое [21, с. 27] — культурные группы становятся активными участниками перераспределения социальных благ, а главной задачей является формирование внутри общества отношений равных возможностей.
Политика интеграции иммигрантов на основе мультикультурализма отличается от политики, действующей
в отношении автохтонных народов и национальных меньшинств, поскольку потребности иммигрантов не связаны с требованиями территориальной автономии, присвоения официального статуса языку меньшинства или правами на исторические земли. Во-первых, она не предусматривает создания отдельных специфических институтов для участия в общественной жизни и поддержания культуры иммигрантского меньшинства [23, с. 161]. Доступ иммигранта к возможностям, предоставляемым принимающим обществом, осуществляется только в рамках общих политических, экономических, социальных и образовательных институтов общества через обязательное изучение языка и культуры принимающей страны.
Во-вторых, признание культурной идентичности иммигрантов происходит посредством реализации ряда мер, направленных на адаптацию социальной реальности для иммигрантов и формирующих справедливые условия для интеграции [23, с. 162—163]. Институциональная, культурная и этническая трансформация принимающего общества и утверждение в нем положительного отношения к разнообразию повышает социальное членство иммигранта [24, с. 5—6]. Среди таких адаптационных мер — реформы учебных программ с учетом роста культурного разнообразия, программы, направленные на увеличение представительства иммигрантов, меры по институциональной адаптации, программы культурного развития и просвещения общественности. Через реализацию таких программ прави-
тельство признает культурное разнообразие, однако они не нацелены на поддержание и воспроизводство социальной культуры иммигрантов: интеграция происходит в рамках национальных публичных институтов при соблюдении законодательных и правовых норм принимающего общества. Политики в области гражданства, образования и занятости, вступающие частью национального строительства, подразумевают необходимость изучения иммигрантом языка, культуры, истории и законодательства принимающей страны тем самым вынуждая его интегрироваться в общие образовательные, экономические и политические институты. Сталкиваясь с подобной политикой государственного строительства, иммигранты имеют ограниченный набор возможностей к сохранению своих культурных характеристик в статичном состоянии.
Основным аргументом за использование модели мультикультурализма является утверждение о том, что в дополнение к равному доступу к правам и обязанностям, общественное признание культурных идентичностей иммигрантов выступает предпосылкой к их успешной интеграции [21, с. 36]. При этом как политика в отношении коренных национальных меньшинств, так и политика мультикультурного гражданства в отношении иммигрантов базируются на приоритете индивидуальных прав и свобод человека, а их основу составляют социально-экономическое включение и меры по борьбе с дискриминацией. Поддержка нелиберальных культурных практик в рамках мультикультурализма таким
образом ограничена более широким контекстом либерально-демократических принципов и общих государственных институтов [23, с. 163].
В концепции мультикультурализма акцент смещается с требования культурного соответствия иммигрантов заранее определенной инвариантной доминирующей культуре на приверженность общегражданским целям и политическим ценностям [27, с. 5]. В этом смысле основной принцип мультикультурализма — свобода самопричисления к группе и самоидентификации [1], подразумевающих свободу выбора индивида своей культурной принадлежности и отсутствие причинно-следственной связи между этничностью и культурой [3, с. 58]. Так как культура представляет собой неустойчивую социальную конструкцию, возникающую посредством взаимодействия различных культурных групп в обществе и находящуюся в перманентной трансформации, формируется «новый надэтничный культурно-коммуникативный объект» в результате слияния различных иден-тичностей [12, с. 427]. Именно поэтому общество, в котором реализуется политика мультикультурализма характеризуется не просто этнокультурным изоляционизмом различных групп и меньшинств, но наличием надэтнич-ного коммуникативного пространства, в рамках которого происходит трансформация иерархий, статусов, отношений и идентичностей.
Мультикультурализм не является исключительно символической культурной политикой, направленной на поддержание и развитие отдельных
культурных традиций и особенностей. Такая политика не в состоянии решить проблемы экономического неравенства, отсутствия доступа меньшинств и постоянно проживающих иммигрантов к принятию политических решений и чаще выступает причиной культу-рализации социально-политических и правовых проблем иммигрантов, чем способствует их интеграции. По мнению У. Кимлики, основная задача мультикультурализма — объединить культурное признание, экономическое перераспределение и участие в политической жизни [22] поэтому в основе мультикультурной интеграции лежит требование преодоления экономического неравенства и увеличение возможностей для участия меньшинств, в том числе и иммигрантов, в социальной, политической, правовой сферах.
В практическом плане мультикуль-турная модель интеграции иммигрантов предусматривает следующие меры [23, с. 163]:
— меры по либерализации получения вида на жительство и гражданства, а также расширение практики признания двойного гражданства;
— программы по языковому обучению;
— программы, направленные на увеличение представительства групп иммигрантов в образовательных, экономических институтах и государственных органах;
— антидискриминационное законодательство, образовательные программы по борьбе с расизмом и этническими стереотипами;
— пересмотр учебных планов с учетом исторического и культурного
вклада иммигрантов, двуязычные программы образования для детей иммигрантов на уровне начальной школы;
— пересмотр требований дресс-ко-да, а также графиков работы учреждений с учетом религиозных особенностей групп иммигрантов;
— государственные образовательные программы по межкультурной подготовке полиции, социальных работников и работников здравоохранения;
— государственное финансирование этнических фестивалей и программ этнических исследований;
— предоставление определенных услуг взрослым иммигрантам на их родном языке в качестве облегчения первичного доступа к общественным услугам.
Как видно, ни одна из указанных мер не предполагает создания институтов, способствующих воспроизводству культуры иммигрантских групп, а их этнокультурная идентичность утверждается и признается только в рамках общих национальных институтов принимающего общества. Напротив, данные меры имеют отчетливо интеграционный характер, поскольку предназначены для увеличения числа иммигрантов, участвующих
в основных публичных институтах принимающего общества, делая их более инклюзивными. За счет формирования общих задач и условий для сотрудничества в принятия решений они способствуют преодолению определенных барьеров к интеграции. Вместе с тем необходимо учитывать, что мультикультурализм — не изолированная политика, определяющая процесс и результат включения иммигрантов в принимающее общество. Она является частью более широкой государственной политики в области натурализации, образования, занятости, профессиональной подготовки, здравоохранения, жилищной политики и городского строительства, прав человека и антидискриминационного законодательства, безопасности, которые оказывают основное влияние на интеграцию иммигрантов.
Таким образом, политика мультикультурализма пересматривает условия интеграции, но не отменяет ее, предусматривая трансформацию всей системы отношений внутри государства для преодоления различных форм неравенства и дискриминации и разработку новых моделей демократического участия на основе приоритета прав и свобод человека.
Причины введения мультикультурализма и национальный состав канадского общества
Определяющей чертой канадского общества является культурное и этническое разнообразие, выраженное не только в наличии двух крупных культурно-лингвистических групп, ни одна из которых не является домини-
рующей, но и автохтонных народов и иммигрантов. Поэтому нередко Канаду именуют «страной меньшинств» [4, с. 65]. Сегодня родным языком английский считают 56% канадцев, французский — 20,6% населения Канады [28].
Истоки сложившегося канадского культурного дуализма своими корнями уходят в колониальное прошлое страны, состоящее в противостоянии Англии и Франции за владение доминионом. Это соперничество между двумя крупными метрополиями и постепенное освоение ими территории Канады определило этнокультурное и лингвистическое своеобразие данной страны: англичане и французы не смогли ассимилироваться и сформировать единую национальную идентичность. Во взаимоотношениях франкоязычного и англоязычного населения эта проблема наиболее остро проявилась в 1970 г., когда франко-фонный Квебек обозначил свое стремление к автономии. Сдерживание сепаратистских тенденций во многом определили внедрение политики лингвистического дуализма (присвоение французскому языку статуса государственного), ставшей первым этапом на пути к институциализации политики мультикультурализма.
Массовый приток иммигрантов из Европы после Второй мировой войны, а также рост миграционных потоков из других стран после отмены в 1962 году ограничений на въезд представителей неевропейской иммиграции способствовали увеличению этнокультурного разнообразия в Канаде побудили центральные власти пересмотреть государственную политику ассимиляции и учесть роль и статус других этнических групп в канадском обществе.
В соответствии с переписью населения 2016 года иммигранты и обладатели статуса постоянного резидента составляют 7 540 830 человек — более
одной пятой (21,9%) населения Канады [19]. Для сравнения на 2010 год количество иммигрантов в Канаде составляло 21,3% [5], по данным 2006 года — 19,8% [20]. Согласно прогнозам Статистического управления Канады, доля иммигрантов к 2036 году может достичь от 24,5% до 30,0% населения [29].
Основными странами — источниками недавней иммиграции (2011—2016 гг.) являются Филиппины, Индия, Китай, Иран, Пакистан, Сирия, Великобритания, Франция, Южная Корея [18]. Азия (включая Ближний Восток) остается главным источником иммиграционных потоков: 61,8% прибывших в Канаду иммигрантов с 2011 по 2016 год родились в Азии. Это немного превышает показатели переписи 2006 года (58,3%) [19].
В результате смены иммиграционной политики Канады и различных международных событий, связанных с перемещением мигрантов и беженцев, процент недавних иммигрантов, родившихся в Европе, снизился с 61,6% в 1971 году до 16,1% в 2006 году и до 11,6% в 2016 году [19]. Согласно переписи 2016 года 13,4% недавних иммигрантов родились в Африке, что в четыре раза больше по сравнению с переписью 1971 года (3,2%). Таким образом Африка (Нигерия, Алжир, Египет, Марокко и Камерун), опередив Европу, стала вторым континентом-источником недавней иммиграции в Канаду.
За счет роста иммигрантских этнических диаспор этнокультурная мозаика канадского населения в течение последних десятилетий стала еще
более пестрой. В 2016 году 7 674 580 человек были идентифицированы как принадлежащие к «видимым меньшинствам» (Visible minority groups), что составило более одной пятой (22,3%) населения Канады. Из этого количества 3 человека из 10 родились в Канаде. Численность «видимых меньшинств» неуклонно росла после переписи 1981 года с 4,7% до 9,4% в 1991 года и уже к 2006 году достигла 16,2% от общей численности населения [31]. Если нынешние тенденции продолжатся, численность представителей данной группы канадского населения к 2036 году может составить от 31,2% до 35,9% [30].
В миграционных потоках в Канаду в последнее время на экономических приходилось более половины иммигрантов. Так в период с 2011 по 2016 годы примерно 6 из 10 иммигрантов прибыли с целью трудоустройства, почти половина (48,0%) из них — по программе квалифицированных рабочих и более четверти (27,3%) — по программам различных провинций и территорий (Provincial Nominee Program (PNP) [16]. Кроме того, 3 из 10 недавних иммигрантов прибыли по линии воссоединения семьи и 1 из 10 — в качестве беженцев, в основном из Сирии.
Дополнительной причиной введения канадским правительством политики мультикультурализма стала проблема автохтонного населения. В отношении данной группы мень-
шинств она имела целью не только способствовать сохранению языкового и культурного своеобразия, но и решить проблему возвращения исконных территорий проживания. По данным последней переписи населения процент автохтонов составил 4,9% [37]. В последние десятилетия их доля в населении Канады увеличивается: с 2,8% в 1996 году и 3,3% в 2001 году до 3,8% в 2006 году [37]. С 2006 по 2016 годы численность автохтонного населения выросла на 42,5%, что может говорить о росте самосознания и достаточно успешной реализации этнической политики.
Таким образом, проблема взаимоотношений франко- и англо-ка-надцев, вопрос сохранения культуры автохтонного населения Канады и растущие потоки иммигрантов поставили необходимость модернизации культурной и национальной политики для того, чтобы, во-первых, сконструировать национальную идентичность государства и обеспечить целостность поликультурной страны, и, во-вторых, предотвратить возможности межэтнического противостояния и развития конфликтов. Для достижения данных целей в 1971 г. правительством П.Э. Трюдо был провозглашен курс на поддержание и сохранение культурного своеобразия различных этнических групп Канады и интеграцию иммигрантов в канадское общество, становясь приоритетным направлением национальной политики [33].
Канадская модель интеграции иммигрантов
Канадская модель интеграции иммигрантов с развитой балльной системой, способствующей отбору квалифицированных кадров со знанием одного из двух официальных языков, базируется на приоритетности иммиграции кандидатов с высоким экономическим потенциалом и человеческим капиталом. Соответствующее образование, квалификация и знание языка принимающей страны выступают основными факторами успешной интеграции и уже после переезда Канаду дополняются мероприятиями программы урегулирования (Settlement Program), политикой натурализации и мультикультурализма.
Центральным элементом канадской модели интеграции иммигрантов является спектр услуг для иммигрантов, облегчающих процесс переселения и включения в новое общество. Такие услуги предоставляются бесплатно иммигрантам, ориентированным на постоянное проживание и беженцам, пока они удовлетворяют определенным условиям, временные трудовые мигранты и студенты обязаны их оплачивать.
В перечень данных услуг входят [34]:
— ориентация на выезд и подготовка к жизни в Канаде для иммигрантов, отобранных для последующего переселения;
— языковая подготовка для повышения у соискателя возможности трудоустройства и получения канадского гражданства;
— информационные и ориентировочные услуги, облегчающие доступ
иммигрантов к различным службам и государственным органам;
— оценка и признание иностранных документов об образовании и квалификации.
В рамках реализации программы урегулирования действуют различные службы, обеспечивающие интеграцию иммигрантов в канадское общество. Так, службы занятости способствуют доступу к рынку труда через профориентацию, наставничество, сетевое взаимодействие, стажировки; службы общественных связей увеличивают вовлеченность новоприбывших в жизнь местного сообщества и налаживают связи с государственными учреждениями, работодателями и общественными организациями; службы поддержки представляют вспомогательные услуги, уменьшающие барьеры к доступу к основным компонентам программы (уход за детьми, транспортные и переводческие услуги, помощь инвалидам и людям с ограниченными возможностями, а также краткосрочное консультирование по кризисным ситуациям). Такая система с акцентом на языковое обучение и занятость облегчает и рационализирует структурную интеграцию иммигрантов в канадское общество. Участие в реализации интеграционных программ провинциальных, муниципальных властей и общественных организаций позволяет не только лучше выявить и удовлетворить потребности иммигрантов, но и получить максимальные экономические, социальные и культурные выгоды от иммиграции.
Определенный уровень правовой, политической и социальной включенности иммигрантов обеспечивается разнообразием правовых статусов в Канаде, позволяющих пользоваться социально-экономическими и культурными правами без обладания канадским гражданством. Вместе с тем условием для получения полного спектра гражданских и политических прав является натурализация.
В канадской натурализационной политике, базирующейся на «праве земли» (jus soli), доступность получения гражданства сочетается с требованиями выполнения условий проживания, знания одного из двух официальных языков и основных прав и обязанностей гражданина Канады [2]. Такой подход обеспечивает один из самых высоких показателей натурализации в мире: в 2011 году 85,6% иммигрантов, прибывших в Канаду до 2008 года, приобрели канадское гражданство [7]. После ужесточения консервативной администрацией закона о гражданстве в 2014 году количество заявок на получение гражданства сократилось с почти 200 000 в 2014 году до 92 000 в 2016 [11]. Наибольшее влияние эти изменения оказали на беженцев и иммигрантов, прибывающих по каналу воссоединения семьи — представителей видимых меньшинств.
Тесная связь процесса натурализации и интеграционных мер, направленных на развитие языковых и социокультурных компетенций у соискателей, содействует успешной интеграции. Поскольку натурализация положительно влияет на соци-
ально-экономическую интеграцию иммигрантов [35], правительство Канады рассматривает получение гражданства не как завершение процесса интеграции, а как очередной шаг в этом направлении.
Признание культурной и этнической идентичности как средства облегчения интеграции являются ключевой особенностью канадской иммиграционной и интеграционной политики. Законодательно ориентация на реализацию мультикультура-лизма была оформлена в Канадском Акте о мультикультурализме (Canadian Multiculturalism Act) и Хартии прав и свобод (Charter of Rights and freedoms). В основе этих документов — либерально-демократические принципы, устанавливающие свободу вероисповедания, защиту от дискриминации по этническому и конфессиональному признаку. Акт о мультикультурализме признал культурное разнообразие фундаментальной характеристикой канадского общества, играющей неотъемлемую роль в процессе принятия решений [10] и определил основные задачи политики мультикультура-лизма: 1) содействие в развитии культурных групп; 2) помощь членам всех культурных групп в преодолении барьеров для полноценного участия в канадском обществе; 3) содействие творческому обмену между канадскими культурными группами; 3) оказание помощи иммигрантам в приобретении одного из официальных языков [8].
Первоначально основное внимание в политике мультикультурализма уделялось сохранению культурных
особенностей и межкультурному обмену посредством проведения разнообразных мероприятий и фестивалей [9]. Предполагалось, что подчеркивание идентичности этнических групп будет способствовать уменьшению стереотипов и дискриминации. С 80-х годов акцент начинает смещаться на управление разнообразием, борьбу со структурной дискриминацией и расширение участия иммигрантов и меньшинств во всех сферах канадского общества. Так, Закон о равноправии в сфере занятости (Employment Equity Act) направлен на устранение различных форм дискриминации по гендерной, этнической, расовой принадлежности при приеме на работу и предусматривает введение различных преференций и льгот для представителей этнических меньшинств [13].
Сегодня поддержку и государственное финансирование получают инициативы, связанные с углублением межкультурного взаимопонимания, развитием общеканадской идентичности и ценностей (демократия, свобода, права человека и верховенство права), а также социально-экономической и культурной интеграцией иммигрантов [17].
Можно утверждать, что канадская модель, сочетающая мультикуль-турализм и политику гражданской интеграции с упором на социально-экономическое включение и языковое обучение, с точки зрения интегри-рованности иммигранта в канадское общество достаточно эффективна. Согласно индексу интеграционной политики (MIPEX) Канада располагается на 6 месте среди 38 стран по
совокупности показателей интегри-рованности, на первом месте — по антидискриминационной политике, на четвертом — по уровню доступности системы образования и рынка труда [26]. Как для иммигрантов, так и для граждан Канады одинаково доступны институты принимающего общества, гарантируются равные социальные права и сильная антидискриминационная защита на гибком рынке труда.
Несмотря на то, что коренные жители по-прежнему экономически более состоятельны, чем иммигранты, этот разрыв сокращается с течением времени и сменой поколений [17]. В целом, более высокая доля иммигрантов и их детей получили высшее образование по сравнению с коренными канадцами, а представители второго поколения с университетскими дипломами имеют аналогичные своим сверстникам из коренного населения медианные доходы [17]. Электоральное участие иммигрантов практически не отличается от участия коренных канадцев [32], а степень представительства людей иностранного происхождения в национальных и муниципальных органах власти в значительной степени отражает долю иммигрантов в канадском обществе. Это подтверждает не только их включенность в политическую сферу, но и то, что в отличие от других стран, практикующих мультикультурализм, в Канаде реально действуют меры по преодолению дискриминации в сфере государственных институтов: доля членов иностранного происхождения в федеральном парламенте составляет около 13%, что значительно выше, чем в США (3%) и Австралии (11%) [38].
Благодаря языковому обучению обеспечивается лингвистическая интеграция и трансляция национальных ценностей: 93,2% иммигрантов владеют английским или французским языком, более половины пользуются им в домашнем общении [25]. Учитывая современную международную обстановку, Канада достаточно устойчива, чтобы противостоять росту антииммигрантских настроений: 62% против 35% не согласны с утверждением о том, что в стране слишком много иммигрантов [15], а мультикультура-лизм по-прежнему считается одним из важнейших символов страны [14]. Один из ключевых элементов этой устойчивости — уверенность канадцев в том, что правительство контролирует иммиграцию.
Вместе с тем эффективность канадской политики интеграции зависит не только от политических решений, но и от удачного географического расположения и исторического прошлого. Сегодняшняя политика отражает все три элемента, развивая более широкий подход к интеграции, что соответственно накладывает ограничения на экспорт канадской модели в другие страны. Кроме того, существующие проблемы, связанные с разрывом в доходах, дискриминацией в практике найма, затрудненным доступом иммигрантов к системе здравоохранения, рынку жилья и политическому участию, а также субъективные характеристики иммигрантов (нетрадиционные регионы происхождения
иммигрантов, низкая грамотность и знание языка, недостаточные квалификационные навыки и образование, особенно среди беженцев и родственников иммигрантов), затрудняющие их интеграцию показывают, что канадская модель не идеальна.
Таким образом, политика интеграции иммигрантов в Канаде базируется на языковом и социально-экономическом включении иммигрантов, в основе процесса интеграции лежит индивидуальная ответственность иммигранта за результат интеграции, а обязанности преобладают над правами. Английский и французский языки остаются языками конвергенции и интеграции в канадское общество и позволяют включить иммигрантов в основные институты культуры канадского общества. В свою очередь мультикультурализм выступает дополняющим фактором успешной интеграции, поскольку поддержка культурного разнообразия не только развивает чувство принадлежности к Канаде, но и помогает канадскому обществу понять и отреагировать на конкретные проблемы, с которыми сталкиваются иммигранты. Сочетание общих юридических и конституционных рамок Канады, основанных на приоритете либерально-демократических ценностей (обязанности) и признание этнокультурной идентичности иммигрантов через адаптацию социокультурного пространства (права) обуславливают успех существующей политики интеграции.
Список литературы
1. БенхабибС. Притязание культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003.
[Benhabib S. Prityazanie kul'tury. Ravenstvo i raznoobrazie v global'nuyu ehru. M., 2003.]
2. Законодательство и политика в области интеграции иммигрантов. Сборник законодательства, политики и практики 19 государств в области интеграции иммигрантов. М., 2011.
[Zakonodatel'stvo i politika v oblasti integracii immigrantov. Sbornik zakonodatel'stva, politiki i praktiki 19 gosudarstv v oblasti integracii immigrantov. M., 2011.]
3. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / под ред. В.С. Малахова и В.А. Тишкова. М., 2002.
[Mul'tikul'turalizm i transformaciya postsovetskih obshchestv / pod red. V.S. Malahova i V.A. Tishkova. M., 2002.]
4. Семененко И. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах // Мировая экономика и международные отношения. 2006. №10. C. 58-68.
[Semenenko I. Integraciya inokul'turnyh soobshchestv v razvityh stranah // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2006. №10. S. 58-68.]
5. Статистический справочник «Миграция и денежные переводы» 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: siteresources.worldbank.org/INTPROSPECTS/ Resources/334934-1110315015165/Factbook2011Russian.pdf
[Statisticheskij spravochnik «Migraciya i denezhnye perevody» 2011 g. [EHlektronnyj resurs]. URL: siteresources.worldbank.org/INTPR0SPECTS/Resources/334934-1110315015165/ Factbook2011Russian.pdf]
6. Тишков ВА. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003.
[Tishkov VA. Rekviem po ehtnosu: issledovaniya po social'no-kul'turnoj antropologii. M.: Nauka, 2003.]
7. 2011 National Household Survey: Data tables 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www12.statcan.gc.ca/nhs-enm/2011/dp-pd/dt-td/index-eng.cfm
8. Banting K., Kymlicka W. Canadian Multiculturalism: Global Anxieties and Local Debates // British Journal of Canadian Studies. 2010. № 23. P. 43-72
9. Canadian Multiculturalism [Электронный ресурс]. URL: https://bdp.parl.ca/Content/ LOP/ResearchPublications/2009-20-e.pdf
10. Canadian Multiculturalism Act, 1988 [Электронный ресурс]. URL: www.laws-lois. justice.gc.ca/eng/acts/c-18.7/page-1.html
11. Citizenship — Quarterly IRCC Updates [Электронный ресурс]. URL: http://open.canada.ca/data/en/dataset/33fc9a55-93ac-4984-ba39-90774831f05a?_ ga=2.101301826.2139076596.1508511768-1800338827.1508511768
12. Constant A., Zimmermann K.F. Measuring Ethnic Identity and Its Impact on Economic Behavior // Journal of the European Economic Association. 2008. № 6. P. 424-433.
13. Employment Equity Act, 1995 [Электронный ресурс]. URL: www.laws-lois.justice. gc.ca/eng/acts/e-5.401/page-1.html
14. Focus Canada: 2015 Survey on Immigration and Multiculturalism [Электронный ресурс]. URL: https://www.environicsinstitute.org/projects/project-details/focus-canada-2015-survey-on-immigration-and-multiculturalism
15. Focus Canada: Canadian Public Opinion About Immigration and the USA [Электронный ресурс]. URL: https://www.environicsinstitute.org/docs/default-source/ project-documents/focus-canada-canadian-public-opinion-on-immigration-and-the-usa/ immigration.pdf?sfvrsn=878085fb_2
16. Gateways to immigration in Canada, 2016 Census of Population [Электронный ресурс]. URL: http://www.statcan.gc.ca/pub/11-627-m/11-627-m2017029-eng.htm
17. Griffith A. Building a Mosaic: The Evolution of Canada's Approach to Immigrant Integration [Электронный ресурс]. URL: https://www.migrationpolicy.org/article/building-mosaic-evolution-canadas-approach-immigrant-integration
18. Immigrant population in Canada, 2016 Census of Population [Электронный ресурс]. URL: http://www.statcan.gc.ca/pub/11-627-m/11-627-m2017028-eng.htm
19. Immigration and ethnocultural diversity: Key results from the 2016 Census [Электронный ресурс]. URL: http://www.statcan.gc.ca/daily-quotidien/171025/dq171025b-eng.htm
20. Immigration in Canada: A Portrait of the Foreign-born Population, 2006 Census [Электронный ресурс] URL: www12.statcan.ca/census-recensement/2006/as-sa/97-557/ pdf/97-557-XIE2006001.pdf
21. Kymlicka W. Multicultural citizenship. A Liberal Theory of Minority Rights. Oxford: Oxford University Press. 1995.
22. Kymlicka W. Multiculturalism: Success, Failure, and the Future [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/profile/Will_Kymlicka/publication/268290572_ Multiculturalism_Success_Failure_and_the_Future/links/569f881708ae21a56426ff20/ Multiculturalism-Success-Failure-and-the-Future.pdf
23. Kymlicka W. Politics in the Vernacular: Nationalism, Multiculturalism and Citizenship. Oxford: Oxford University Press. 2001.
24. Kymlicka W, Norman W. Citizenship in Culturally Diverse Societies: Issues, Contexts, Concepts // Citizenship in Diverse Societies / Eds. by W. Kymlicka, W. Norman. Oxford: Oxford University Press, 2000.
25. Linguistic integration of immigrants and official language populations in Canada [Электронный ресурс]. URL: http://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2016/as-sa/98-200-x/2016017/98-200-x2016017-eng.cfm
26. Migrant Integration Policy Index 2015. Canada [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mipex.eu/canada
27. Mogahed D, Nyiri Z. Re-inventing Integration: Muslims in the West // Courting Africa. 2007. Vol. 2 (29). P. 2-20.
28. Mother tongue: Canada, provinces and territories, 2011 Census [Электронный ресурс]. URL: http://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2016/ref/lang/lang-note-eng.cfm
29. Number and proportion of foreign-born population in Canada, 1871 to 2036 [Электронный ресурс]. URL: http://www.statcan.gc.ca/eng/dai/btd/othervisuals/other006
30. Number and proportion of visible minority population in Canada, 1981 to 2036 [Электронный ресурс]. URL: http://www.statcan.gc.ca/eng/dai/btd/othervisuals/other010
31. Population projections of visible minority groups, Canada, provinces and regions, 2001-2017 [Электронный ресурс]. URL: publications.gc.ca/site/eng/269187/publication. html (30.01.2013)
32. Prince-St-Amand C. Immigrant Integration in Canada: A whole-of-society approach to help newcomers succeed [Электронный ресурс]. URL: http://p2pcanada.ca/wp-content/ blogs.dir/1/files/2016/12/Corinne-Prince-ENG-p2p1026.pdf
33. Roth L. The Delicate Acts of «Colour Balancing»: Multiculturalism and Canadian Television Broadcasting Policies and Practices // Canadian Journal of Communication. 1998. Vol. 23, № 4. P. 65-82.
34. Settlement Program — Themes and Priorities [Электронный ресурс]. URL: https:// www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/corporate/partners-service-providers/ funding/settlement-program-themes-priorities.html
35. Steinhardt MF. Does Citizenship Matter? The Economic Impact of Naturalizations in Germany. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dagliano.unimi.it/media/wp2008_266. pdf P. 18-19
36. Taylor Ch. Multiculturalism and «The Politics of Recognition»: An Essay // ed. by Gutmann A. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1992.
37. The Aboriginal population in Canada, 2016 Census of Population [Электронный ресурс]. URL: http://www.statcan.gc.ca/pub/11-627-m/11-627-m2017027-eng.htm
38. The current state of multiculturalism in Canada and research themes on Canadian multiculturalism, 2008-2010 [Электронный ресурс]. URL: www.cic.gc.ca/english/ resources/publications/multi-state/section1.asp