Научная статья на тему 'Мультикультурализм как ключевой пункт повестки дня в американском кинематографе 2010-2020 гг.'

Мультикультурализм как ключевой пункт повестки дня в американском кинематографе 2010-2020 гг. Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
кинематограф / формирование повестки дня / мультикультурализм / репрезентация расовых меньшинств / лево-либеральное лобби / cinema / agenda-setting / multiculturalism / representation of racial minorities / left-liberal lobby

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Андерсон Даниэль

В статье изучаются способы лоббирования идей мультикультурализма в американском кинематографе 2010-х годов. На примере наиболее популярных фильмов проводится анализ того, как репрезентация расовых меньшинств выдвигается на первые позиции повестки дня и формирует политический подтекст в массовом кинематографе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multiculturalism as a key agenda item in American cinema of 2010-2020

The article examines the ways of lobbying the ideas of multiculturalism in the American cinema of the 2010s. Using the example of the most popular films, the paper analizes how the representation of racial minorities moves to the first positions of the agenda and forms a political subtext in mass cinema.

Текст научной работы на тему «Мультикультурализм как ключевой пункт повестки дня в американском кинематографе 2010-2020 гг.»

Андерсон Даниэль

Аспирант искусствоведения, автономная некоммерческая организация высшего образования

«Институт кино и телевидения (ГИТР)».

Мультикультурализм как ключевой пункт повестки дня в американском кинематографе 2010-2020 гг.*

Аннотация. В статье изучаются способы лоббирования идей мультикультурализма в американском кинематографе 2010-х годов. на примере наиболее популярных фильмов проводится анализ того, как репрезентация расовых меньшинств выдвигается на первые позиции повестки дня и формирует политический подтекст в массовом кинематографе.

Ключевые слова: кинематограф, формирование повестки дня, мультикультурализм, репрезентация расовых меньшинств, лево-либеральное лобби.

Anderson Daniel

Postgraduate student of art history, autonomous non-profit organization of higher education «Institute of Cinema and Television (GITR)».

Multiculturalism as a key agenda item in American cinema of 2010-2020

Abstract. The article examines the ways of lobbying the ideas of multiculturalism in the American cinema of the 2010s. Using the example of the most popular films, the paper analizes how the representation of racial minorities moves to the first positions of the agenda and forms a political subtext in mass cinema.

Key words: cinema, agenda-setting, multiculturalism, representation of racial minorities, left-liberal lobby.

Введение. В настоящее время почти все американские фильмы подвергаются глубокому изучению с точки зрения представляемого в них этнического многообразия. Многие левые идеологи убеждены, что только в последнее время Голливуд стал производить большее количество фильмов, в которых лома-

ется старая традиция назначения актеров неевропейских рас исключительно на второстепенные и незначительные для повествования роли. При этом же во многих либеральных кругах сохраняется высокий уровень неудовлетворенности и нынешним положением дел в области репрезентации националь-

* © Андерсон Даниэль, 2023.

Мультикультурализм как ключевой пункт повестки дня в американском кинематографе 2010-2020 гг.

ных меньшинств в фильмах и обсуждения национальной повестки.

Первая большая волна правозащит-нической тематики в фильмах вкупе с трендом на увеличение национального многообразия актерских составов в фильмах началась с начала президентства Б. Обамы. Лозунги тогдашней администрации особенно остро касались лоббирования социальных интересов национальных меньшинств и осознания необходимости предоставления им большей значимости, что во многом объяснялось разгоревшимся в западном мире миграционным кризисом. Так, с начала-середины 2010-х и по настоящее время наметился большой тренд в трансляции левых идей мульти-культурализма в американском кино, а именно усиление правозащитнической и лево-либеральной полемики в жанровом кино [4]. Рассмотрим эту тенденцию на примерах кино периода «прорыва мультикультурализма», а именно преимущественно второй половины 2010-х годов.

основная часть. одной из громких премьер последних лет, ярко выразивших идеи левых сил и демократов, в особенности по вопросу миграционной проблемы, стал фильм «Достать ножи» Райана Джонсона 2019-го года. Фильм, в частности, поднимает вопрос расовой динамики в США и спекулирует на тему принадлежности страны той или иной нации. Старый дом Хар-лана Тромби в фильме представляется аллегорией США - в нем также собираются люди, с одной стороны объединенные родственными узами, но с другой являющиеся представителями совершенно разных политических и идеологических воззрений. В этом плавильном котле находит свое место и главная героиня фильма - Марта Ка-брера, сиделка Харлана из Парагвая.

По завещанию почившего Харлана дом передается в наследство не кому-либо из семейства, а Марте, что становится причиной большого скандала. Многие персонажи фильма из состава семейства Харлана не раз спорят о правах иммигрантов на свободную жизнь в США, при этом некоторые из них высказывают крайне правые идеи, а один из персонажей является открытым расистом. Главная интрига фильма - кому в итоге достанется дом - элегантно раскрывается в финальной сцене, в которой Марта косвенно заявляет о своих правах на дом и декларируют, что отныне в нем все будет по ее правилам. Косвенность этого действия выражается в уникальном режиссерском стиле Джонсона, которому присущ тонкий юмор и заметная доля иронии. Марта наблюдает за покидающими свой родной дом родственниками Харлана свысока - буквально стоя на балконе и наблюдая за ними сверху. При этом же в этот момент девушка делает глоток из чашки, на которой написана фраза «My house, my rules, my coffee». Выражаясь в терминологии семиологии, финальный кадр фильма, в котором героиня удовлетворенно делает глоток кофе из этой чашки - денотация, через которую улавливается понятное только из политического подтекста фильма «означаемое» - победа в войне за наследство представительницы этнического меньшинства [1]. Подобный драматургический ход является ничем иным, как коннотативным сообщением режиссера с выражением его позиции в отношении темы муль-тикультурализма. В то же время это и метафора возможных перемен, в которые верят многие представители левых сил: в будущем в США будет вытеснена политическая и культурная гегемония белого населения, а этнические мень-

шинства получат куда больший рычаг давления [2].

Интересным образом затрагивается проблема беженцев и ненависти на расовой почве и в одном из проектов киновселенной Marvel «Капитан Марвел» (2019 г., реж. Анна Боден, Райан Флек). По сюжету фильма главная героиня борется с якобы противоборствующими ее расе инопланетными захватчиками «скруллами». В отличие от сюжетов комиксов, по которым скруллы действительно были злодеями, в фильме они представляются беженцами, вынужденными покинуть свою родную планету из-за постоянных гонений и попыток истребления со стороны расы главной героини. Узнав о заговоре лидеров своей расы, Кэрол Денверс встает на защиту скруллов и обеспечивает сохранность их рода. То, каким образом создатели фильма подошли к изображению скруллов, явным образом отражает левые воззрения по вопросу миграционного кризиса и усилившегося на его почве национализма [10].

«Зеленая книга» (2018 г., реж. Питер фарелли) рассказывает историю необычной дружбы между итальяно-американским вышибалой и водителем Тони Валлелонгой (Вигго Мортенсен) и талантливым пианистом Доном Ширли (Махершала Али). Эта история послужила простым, но убедительным напоминанием о том, что на протяжении большей части истории Америки расовая принадлежность личности имела куда большее значение, чем занимаемый ею статус в контексте отношения к этой личности общества. Ежедневные унижения, которые Ширли приходилось испытывать на себе во время путешествия по южным штатам, не умаляют его силу воли и желание заявить о себе окружающим. По мнению многих критиков и свидетелей реальной жиз-

ни Ширли, фильму удалось рассказать историю о том, что простое человеческое общение может привести к межкультурному принятию и стиранию барьеров, возведенных на расовой почве. Так, по словам Куинси Джонса, который был лично знаком с Ширли, «Зеленая книга» заслуживает похвалы за «запечатление необычных отношений, которые завязываются в те моменты, когда разные люди совместно проводят время, слушая друг друга и делясь своими историями» [8].

Значимый вклад в мультикультур-ный дискурс вносит и фильм Райана Куглера «Черная пантера» 2018-го года по мотивам одноименных комиксов издательства Marvel. С точки зрения репрезентации национальных меньшинств фильм стал определенным прорывом, поскольку ранее ни одна крупная студия не производила жанрового фильм подобного масштаба, который был бы в такой степени посвящен жизни африканских народов, пусть даже и вымышленных. По своей сути фильм задает неоднозначный вопрос - «чего могла бы добиться отдельно взятая африканская страна, не будь она омрачена гнетом колониализма?». Вынося подобный вопрос на повестку дня, авторы фильма развивают свое видение альтернативной истории отдельного африканского народа и создают новый поджанр фантастического фильма - афрофутуризм. За счет изображения технологического и культурного прогресса вымышленной страны «Ваканды» создатели задают новый вектор полемики вокруг привычных образов африканцев в кино. Репрезентация вакандцев в виде прогрессивной нации героев и технологических гениев поспособствовала появлению нового образа в американской культуре и частичной ломке при-

вычных стереотипов о представителях африканской расы [8]. Отдельного упоминания стоит то, что в конце 2022-го года на экраны вышла вторая часть фильма, которая продолжила полемику вокруг темы пост-колониальной борьбы африканских народов и сохраняющийся в мире неоколониализм. По сюжету продолжения кинокомикса международное сообщество пытается захватить доступ к одному из важнейших ресурсов Ваканды - драгоценному металлу «вибраниуму». Проблема монополии на этот металл Вакандой обсуждается в высших международных эшелонах, а политики многих стран пытаются спровоцировать конфликт, в котором все обвинения легли бы на политиков Ваканды, что в конечном счете позволило бы европейским странам получить доступ к важному ресурсу. Таким образом через мотив «погони за кладом», в которой соревнуются европейские страны и африканский континент, в повестке фильма закладывается актуальная тема «оппозиции севера и юга» и непрекращающийся конфликт двух цивилизаций.

Еще одним ярким примером фильма, получившего широкое признание за свою лево-либеральную полемику, стала лента Альфонса Куарона «Рома» 2018-го года. Во многом популярность среди общественности и, как следствие, номинацию в десяти категориях на премию оскар, в том числе и за лучший фильм, история получила за определенное противопоставление идеологии правых в отношении национального вопроса. Непростая история жизни мексиканской семьи, рассказанная от лица служанки Клео, стала своего рода ответом на антимексиканскую позицию администрации президента Д. Трампа. В своей работе Куарон рассказывает реальную историю семьи мексиканцев,

столкнувшихся с невзгодами на фоне вспыхнувших в стране политических бунтов, что помогает ему представить личные истории тех, кого в США принято называть национальными меньшинствами [6].

В приквеле франшизы «Судная ночь», фильме «Судная ночь. Начало» (2018 г., реж. Джерард Макмюррей), также заметен значительный уклон в ле-волиберальную полемику, в сравнении с предыдущими частями. В приквеле повествование ведется от лица членов афроамериканской семьи, ставших первыми жертвами судной ночи, которая в этой части представляется скорее этнической зачисткой. В качестве злодеев в большей мере заявляются расисты, неонацисты и мародеры, преследующие темнокожую часть населения города, в котором правительство решило развернуть подобный социальный эксперимент. Архиврагом всего действия теперь же представляются сама республиканская администрация, решающая довести до предела полицейский произвол и решить проблему несогласия социальных и этнических меньшинств со своим положением в обществе ультрарадикальным способом [9].

особой декларацией идей защиты прав национальных меньшинств и борьбой с расизмом стал фильм режиссера-основоположника африканского кино Спайка Ли «Черный Клановец» 2018-го года. В нем рассказывается необычная история внедрения в Ку-клукс-клан чернокожего полицейского, которая произошла на самом деле в 1970-х года в городе Колорадо Спрингс. В фильме проводится довольно четкая грань между двумя противоборствующими организациями - правозащитниками «Черными пантерами» и расистами из числа Ку-клукс-клана. И те, и другие изображены в фильме во мно-

гом карикатурно, что придает яркость типажам и позволяет автору разграничить хороших и плохих. Последние, представленные в фильме в качестве оплота фашизма и расизма середины XX века в США комичны и вызывают сплошное отвращение как своими поступками, так и репликами, нарочито заполненными расистскими лозунгами. намеренная прямолинейность Спайка Ли в репрезентации расистов и правозащитников из числа афроаме-риканцев задает высокую планку его антинационалистической полемики, а ее декларативность подкрепляется множеством сцен насилия против африканской части населения, кадрами из ряда старых американских фильмов, оправдывающих расизм, и особенно за счет финальных кадров столкновений, произошедших в августе 2017-го года в Шарлоттсвиле на волне ультраправых настроений. Для большего заострения проблематики национального вопроса, Ли подкрепляет кадры из хроники право-популистскими репликами Дональда Трампа, в которых считываются лозунги одного из ведущих поборников идей расизма и национализма Дэвида Дьюка [2].

одним из самых прорывных проектов последних нескольких лет, поднимающих планку либеральной полемики в контексте репрезентации национальных меньшинств, стал драматический супергеройский телесериал «Хранители» Деймона Линделофа 2019-го года. Сериал уходит далеко от популярной истории отряда хранителей из серии комиксов Алана Мура и Дэйва Гиб-бонса и рассказывает принципиально новую историю, расставляя акценты на совершенно новых социально-политических противоречиях. одной из главных тем сериала стали вопросы расовой

напряженности и несправедливости в отношении чернокожей части американского населения. Лиделоф дает кардинально новый ответ на вопросы о том, какие категории общества считаются настоящими героями и каковы истинные причины сокрытия настоящей личности тех, кто борется за общественное благополучие. Ответы на эти вопросы во многом провокационны - на протяжении всего сериала авторы аргументируют необходимость переосмысления роли американцев в истории и предлагают пересмотреть общественное положение и значение афроамери-канцев в истории страны, пусть и, по большей части, представленной в альтернативной реальности [5].

Интересно заметить, что в «Черном клановце» зрителям представляются фрагменты реальных событий из истории США, а эффект документализма особенно сильно проявляется в эпилоге фильма, в котором фигурируют архивные материалы и реплики реальных политиков в отношении расового вопроса. В отличие от этого фильма, сериал «Хранители» представляет, с одной стороны, гипербализирован-ную, вымышленную и нарочито карикатурную «реальность». Хотя при этом и в «Хранителях» авторы неоднократно использует документальный стиль съемки для придачи эффекта реализма. В то же время, ужасающий гротеск сериала становится еще более пугающим только в том случае, если зритель знаком с политическим контекстом фильма, ведь многие образы, события и сюжетные элементы были вдохновлены или основаны на реальных событиях из истории США. В общей сложности, можно заявить о том, что оба произведения довольно близки на идеологическом уровне, налицо и

схожесть транслируемых зрителю сообщений о необходимости пересмотра текущей расовой ситуации. Принципиальное же различие состоит в стиле общения режиссеров проектов со зрителем — очевидно, что «Черный кла-новец» требует значительно меньшего представления зрителя о контексте и реалиях. «Хранители» безусловно требуют знания истории расового вопроса в США для проведения аналогий и понимания всей метафоричной палитры фильма. В этом отношении особо важными представляются слова Ю. Лотма-на о кинематографическом значении в его работе «семиотика кино и проблемы киноэстетики»: «Прежде всего следует подчеркнуть, что не вся информация, которую мы черпаем из фильма, представляет собой киноинформацию. фильм связан с реальным миром и не может быть понят вне безошибочного узнавания зрителем того, какие вещи в сфере действительности являются значением тех или иных сочетаний пятен света на экране» [3, с. 45-46].

Заключение. Таким образом можно наблюдать, что на вторую половину 2010-х годов пришелся пик развертывания антидискриминационной полемики и лоббирования идей муль-тикультурализма в американском кинематографе. Одним из главных выводов исследования может стать тезис о том, что сегодня заявленные идеи мультикультурализма находят самое широкое свое проявление в первую очередь в массовом кино — комедиях, боевиках и крупных исторических лентах. Развлекательные фильмы этих категорий рассчитаны на самые широкие аудитории, и, таким образом, можно констатировать, что сегодняшняя модель в зрительском развлекательном кино определенно носит действительно

массовый характер. Вторым главным выводом стало то, что в голливудских фильмах последних десяти лет действительно усилилась левая, либеральная и демократическая полемика.

References

[1] Bart R. Third meaning // Moscow, Ad Margi-nem Press, 2015. 104 p.: ill. - (series Minima; 14). P. 8-9.

[2] Dolin, A. Spike Lee's Black Klansman: An Absurdist Comedy About Racism // Medu-za, May 15, 2018 // URL: https://meduza.io/ feature/2018/05/15/chernyy-klanovets-spay-ka- li-absurdistskaya-komediya-pro-rasizm (10.12.2022)

[3] Lotman Y. Semiotics of cinema and problems of

cinema aesthetics // Publishing house «Eesti Raa-mat» Tallinn, 1973. P. 45-46.

[4] Ann Garett M. Contemporary portrayals of blacks

and mixed- blacks in lead roles: Confronting historical stereotypes of African Americans on the big screen // Iowa State University, Digital Repository, Graduate theses and Dissertations. 15307, 2017 // URL: https://lib.dr.iastate.edu/ etd/15307 (15.12.2022)

[5] Braxton G. 'Watchmen's' provocative portrait of race in America has its own creator worried // Los Angeles Times, Television, 20 октября 2019 // URL: https://www.latimes.com/enter-tainment-arts/tv/story/2019-10-20/hbo-watch-men-damon-lindelof-regina-king-nicole-kassell (15.12.2022)

[6] Galloway S. Oscar's Political Dilemma: How Left Is Too Left? // The Hollywood Reporter, News, 20 ноября 2018 //URL: https://www.hollywood-reporter.com/news/oscars-political-dilemma-how-left-is-left-1162117 (02.12.2022)

[7] Hillard G. Knives Out Takes On the Anti-Immi-

gration Crowd // National Review, Film & TV, 7 декабря 2019 // URL: https://www.nation-alreview.com/2019/12/movie-review-knives-out-woke-white-left-annihilation-fantasy/ (20.11.2022)

[8] Jones O. The 15 most significant social impact films of 2018 // 21 декабря 2018 // USE News, Arts/Social Impact // URL: https://news.usc. edu/153288/the-15-most-significant-social-im-pact-films-of-2018/ (29.11.2022)

[9] Phipps K. With The First Purge, the Purge series finally says something daring // The Verge, Entertainment, Essay, Film, 10 июля 2018 // URL: https://www.theverge. com/2018/7/10/17555524/the-first-purge-se-ries-politics-trump-anarchy-election-year (04.12.2022)

[10] Wakeman G. The hidden political messages in some of our most-loved shows and films //

The National, Arts&Culture, 8 июля 2019 // URL: https://www.thenational.ae/arts-culture/ film/the-hidden-political-messages-in-some-of-our-most-loved-shows-and-films-1.883695 (24.11.2022)

National, Arts&Culture, 8 июля 2019 // URL: https://www.thenational.ae/arts-culture/film/ the-hidden-political-messages-in-some-of-our-most-loved-shows-and-films-1.883695 (Дата обращения: 24.11.2022)

Список литературы

[1] Барт Р. Третий смысл // Москва, Ад Маргинем

Пресс, 2015. 104 с.: ил. — (серия Minima; 14). С. 8-9.

[2] Долин А. «Черный клановец» Спайка Ли: абсурдистская комедия про расизм // Meduza, 15 мая 2018 // URL: https://meduza.io/ feature/2018/05/15/chernyy-klanovets-spayka-li-absurdistskaya-komediya-pro-rasizm (Дата обращения: 10.12.2022)

[3] Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Издательство «Ээсти Раамат» Таллин, 1973. С. 45-46.

[4] Ann Garett M. Contemporary portrayals of blacks

and mixed- blacks in lead roles: Confronting historical stereotypes of African Americans on the big screen // Iowa State University, Digital Repository, Graduate theses and Dissertations. 15307, 2017 // URL: https://lib.dr.iastate.edu/ etd/15307 (Дата обращения: 15.12.2022)

[5] Braxton G. 'Watchmen's' provocative portrait of race in America has its own creator worried // Los Angeles Times, Television, 20 октября 2019 // URL: https://www.latimes.com/enter-tainment-arts/tv/story/2019-10-20/hbo-watch-men-damon-lindelof-regina-king-nicole-kassell (Дата обращения: 15.12.2022)

[6] Galloway S. Oscar's Political Dilemma: How Left Is Too Left? // The Hollywood Reporter, News, 20 ноября 2018 //URL: https://www.hollywood-reporter.com/news/oscars-political-dilemma-how-left-is-left-1162117 (Дата обращения: 02.12.2022)

[7] Hillard G. Knives Out Takes On the Anti-Immi-

gration Crowd // National Review, Film & TV, 7 декабря 2019 // URL: https://www.national-review.com/2019/12/movie-review-knives-out-woke-white-left-annihilation-fantasy/ (Дата обращения: 20.11.2022)

[8] Jones O. The 15 most significant social impact films of 2018 // 21 декабря 2018 // USE News, Arts/Social Impact // URL: https://news.usc. edu/153288/the-15-most-significant-social-impact-films-of-2018/ (Дата обращения: 29.11.2022)

[9] Phipps K. With The First Purge, the Purge series finally says something daring // The Verge, Entertainment, Essay, Film, 10 июля 2018 // URL: https://www.theverge. com/2018/7/10/17555524/the-first-purge-se-ries-politics-trump-anarchy-election-year (Дата обращения: 04.12.2022)

[10] Wakeman G. The hidden political messages in some of our most-loved shows and films // The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.