Научная статья на тему 'Мультикомпетентность как фактор личностного развития школьников'

Мультикомпетентность как фактор личностного развития школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИЗНАКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МУЛЬТИКОМПЕТЕНТНОСТИ / MULTICOMPETENCE / SIGNS OF FORMATION OF MULTICOMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрушев Максим Васильевич

В статье рассматриваются теоретические проблемы мультикомпетентности: определение, признаки, составные части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the definition and signs of multicompetence.

Текст научной работы на тему «Мультикомпетентность как фактор личностного развития школьников»

^ Образование в сфере культуры

3. Айдарова, Л. И. При каких условиях обучение может быть творческим для педагога и ребенка / Л.И. Айдарова // Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя: [круглый стол] // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 99-100.

4. Айзикович, Т. Современная музыка. История джаза и популярной музыки: [программа (проект) для детских музыкальных школ (эстрадная специализация)] / Т. Айзикович. - М., 1986.

5. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства : в 3 ч. / А.Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1988.

- Ч. 1, 2. - 416 с.

6. Андрианова, Т. М. Урок как творчество / Т.М. Андрианова // Вопросы психологии. - 1989.

- № 1. - С. 182-184.

УЛЬТИКОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

М.В. Вахрушев

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются теоретические проблемы мультикомпетентности: определение, признаки, составные части.

Ключевые слова: мультикомпетентность, признаки сформированности мультикомпетентности The article deals with the definition and signs of multicompetence. Key words: multicompetence, signs of formation of multicompetence.

Современные отечественные и зарубежные исследователи (3, 4) рассматривают компетенции как феномен, существующий и развивающийся у личности самостоятельно, без влияния извне. Но все без исключения сходятся во мнении, что не может быть такого развития без соблюдения соответствующих условий, в которых формируется и развивается та или иная компетенция.

Поскольку основу компетентности составляют способности, то каждой из них должна отвечать своя компетентность. Самым общим видам способностей будут соответствовать виды компетентностей в физической культуре, в умственной сфере, общеучебная, практическая, исполнительская, творческая, художественная, техническая, а также педагогическая, психологическая, со-

циальная и т.п.

Компетентность, таким образом, представляется сложным синтезом когнитивного, предметно-практического и личного опыта.

Компетентность как свойство индивида существует в различных формах:

- в качестве степени умелости;

- в качестве способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение);

- в качестве некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности.

Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не

185

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 185-188

И

г

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, который обеспечивает личностную самореализацию, нахождение воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстаёт как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Компетентности в целом и компетенции, в частности, могут быть представлены как составные части комплекса методик, методологий, научных школ, общего подхода к пониманию феномена мультикомпетентности.

Учитывая позиции таких исследователей, как Дж. Равен и Э.В. Островский (4, 3), можно утверждать, что мультикомпе-тентность - это интегративный комплекс знаний, умений, навыков индивида (личности), который является его фундаментом для дальнейшего мультипликативного поступательного развития.

Информационная среда коллектива, в которой живет ученик, в немалой степени благодаря усилиям учителей позволяет развивать когнитивные функции личности. Личностные компетенции, коммуникативные компетенции, специфические компетенции (обусловленные особенностями будущей профессиональной деятельности), компетенции самообразования и определяют тот уровень мультикомпетентности, который необходим для реализации школьником возможности дальнейшего самообразования, с учетом преемственности образования в условиях школа-вуз.

Компетенции - это готовность и способность личности: выявлять, осмысливать шансы своего развития, требования и ограничения в семье, профессии, общественной жизни, проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы. Персональные компетенции охватывают личностные качества, такие как само-

стоятельность, самоуважение, надёжность, осознанная ответственность, чувство долга, развитое самосознание, ориентации на ценности и т.д.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (2), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать.

Понятие информационной среды, формирующей и развивающей информационно-технологические компетенции можно рассматривать, с одной стороны, как вызванное более углубленным пониманием социальной среды, а с другой - определяемое логикой усиления в современных условиях роли и специфики влияния информационных факторов на жизнедеятельность человека и общества в целом. Успешное внедрение компьютерной техники в процесс обучения в школе предоставляет большие возможности развития творчества (саморазвития) школьников. Знания, умения и навыки в области информационных технологий становятся сегодня одним из важнейших условий успешной деятельности человека. К области информационных технологий можно отнести компьютеры, программное обеспечение, глобальную сеть Интернет и т.д. Поэтому наличие информационно-технологической компетентности является «почвой» для развития школьников.

Составной частью информационно-технологической компетентности являются владение и понимание массовых коммуникаций. Понятие «массовые коммуникации» (лат. соттишсаге) подразумевает процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение)

на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Применение средств программированного обучения позволяет повысить успеваемость на 25-30% при существенном облегчении труда педагога.

Благодаря уменьшению потока информации от «индивидуального» учителя к учащимся и существенному увеличению этого потока от «обобщенного» учителя (программы) улучшается управление процессом обучения. В результате повышается уровень обучения и сокращается разброс в успеваемости учащихся. Сочетание кибернетических и педагогических идей и формирование интегрированной обучающей среды оказывают влияние на весь учебно-воспитательный процесс, так как не только изменяют место и умножают возможности преподавателя в руководстве коллективом учащихся, но и повышают роль самих учащихся в процессе. В подобной информационной среде делается упор на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, для чего предлагаются эффективные методы и средства управления этой деятельностью.

Можно сказать, что в наши дни интенсифицируется процесс информатизации общества. Его сущность состоит в нарастании объема информации, причем различного характера, необходимой для решения различных задач производственного, образовательного и просветительского плана. При этом нарастание средств обработки информации отстает от роста объема в несколько раз. Средства массовой информации - процесс распространения информации на численно большие аудитории. При этом средства воздействия различны - от убеждения и внушения до информирования. При этом расширилась информационная среда и, как следствие, усложнились информационно-технологические компетентности. Средства коммуникации, позволяющие расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного окружения, служат интеграционным средством.

Отметим, что информационная среда яв-

^ Образование в сфере культуры

ляется неотъемлемой составной частью общей среды обитания человека и, как следствие, обладает всеми атрибутами, присущими общей среде обитания человека.

Взаимосвязь деятельности учителя и обучающихся обеспечивается с помощью средств обучения - носителей учебной информации, к которым в общем случае относятся: слово, слайд, запись на меловой доске, видео- и кинофильм, учебник, компьютерные и другие средства, и в которых сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения. Появление информационных технологий обучения, ориентированных на использование персональных компьютеров, существенно усилило возможность управления учебным процессом, создало предпосылки для адаптивного обучения. Все это определяет возрастание их роли в структуре мультикомпетентности.

Ключевые компетенции, актуальные компетенции, персональные компетенции, информационно-технологические компетенции и т.д. являются составными частями базиса мультикомпетентности.

Исследования В.П. Михайловой, М.П. Зем-ляновой, И.Г. Захаровой, Н.В. Поморце-вой, М.Н. Николаевой, Л.В. Матвеевой, Т.Г. Брылёвой, Л.В. Черепановой, Д.Г. Мирошиной, В.А. Крючкова свидетельствуют о том, что для формирования муль-тикомпетентности необходимы соответствующая организация учебного процесса и достаточное развитие педагогических условий образования, а именно внедрение соответствующих организационно-педагогических условий для целей развития мультикомпетентности старшеклассника. Мы установили, что каждая компетентность состоит из набора необходимых и достаточных признаков.

Составные части и признаки мультиком-петентности можно выразить через ряд параметров. В качестве признаков персональной компетентности можно назвать: развитые способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях; не-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

прерывное самопознание, развитые необходимые современному человеку личностные качества; психологическая грамотность, культура мышления и поведения, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, забота о собственном здоровье; готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения; владение различными социальными ролями в коллективе. Признаками ключевой компетентности являются: способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем; умение выбирать целевые и смысловые установки своих действий; умение принимать решение; умение планировать свою деятельность; владение эффективными способами организации свободного времени, целепо-лагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; функциональная грамотность: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания; знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями; умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос; умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. К числу признаков актуальных компетентностей относятся: готовность к проявлению компетентности (то есть мотивационный аспект); владение зна-

нием содержания компетентности (то есть когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (то есть поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения (то есть ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. К числу признаков, которые обуславливают наличие информационно-технологических компетенций, относят: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; умение организовывать, преобразовать, хранить и передавать полученную информацию; умение демонстрировать понимание предложенной информации; навыки продуцирования выводов и принятия решения в ситуации неопределенности; навыки работы в группе; владение современными технологическими средствами передачи и обработки информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио-и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Данные показатели чётко указывают на уровень сформированности организационно-педагогических условий развития мультикомпетентности. По существующим принципам организации педагогического процесса в школе учителя вместе с учениками и их окружением, а также весь педагогический коллектив школы создают те организационно-педагогические условия, которые, в свою очередь, непосредственно влияют на формирование мультикомпетент-ность старшеклассников.

Примечания

1. Вахрушев, М. В. Понятия и реалии компетентностного подхода в подготовке будущих менеджеров в высшей школе / М.В. Вахрушев // Качество высшего профессионального гуманитарного образования в условиях его модернизации : [сборник научных статей]. - М.: МГУКИ, 2009 - С. 132-138.

2. Грачев, Г. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Электронный ресурс] / Г. Грачев, И. Мельник. - Режим доступа: http:// business.polbu.ru/grachev_manipul/ch04_xiv.html

3. Островский, Э. В. Педагогика и психология: учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.