УДК 378.147.88
Гущина Людмила Александровна
аспирант кафедры педагогики
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, (Березниковский филиал), Пермский край, Россия 618404, Россия, Пермский край, г. Березники, ул. Тельмана, д. 7 + 7(3424) 26-37-60, e-mail: [email protected]
МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КЕЙС КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Ludmila А. Gushchina
Graduate Student of Department of Pedagogy
Perm National Research Polytechnic University, (Berezniki branch) 7, Thalmann, Berezniki, 618404, Perm region, Russia e-mail: la_guschina@mail. ru
MULTIDISCIPLINARY CASE AS MODERN TECHNOLOGY OF FORMATION OF INNOVATIVE COMPETENCE
Аннотация. Исследования и современные технологии являются стратегической частью государственной политики и бизнеса. Они определяют требования к формированию «особых» навыков, которые сегодня необходимы современному инженеру. В работе выявлена необходимость формирования инновационной компетенции, выделены ее компоненты и основные действия студентов, представлена авторская педагогическая технология: мультидисциплинарный кейс.
Ключевые слова: технология «case-study»; мультидисциплинарный кейс; инновационные компетенции, студенты.
Abstract. Research and modern technologies are a strategic part of public policy and business. They define requirements for the formation of «special» skills that are needed today to the modern engineer. The paper identified the need for the formation of innovative competence, by selecting the components and the main actions of students, presents the author's educational technology: a multi-disciplinary case.
Key words: technology «case-study»; multidisciplinary case; innovative competence; students.
© Гущина Л.А., 2015
rf: ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
Перед бизнесом в мировом масштабе сегодня остро встает проблема поиска высококвалифицированных кадров. Основным показателем развития современных предприятий является способность внедрять инновации, как в производственной, так и в управленческой деятельности. Таким образом, многие предприятия определяют необходимость формирования инновационных компетенций выпускников, для удовлетворения своих потребностей в квалифицированных специалистах, умеющих организовывать и проводить прикладные научные исследования [2; 6; 8].
Современная система высшего образования определяет новую модель педагогической деятельности, ориентированную на конечный результат -высококонкурентного выпускника, отличительным качеством которого является не только высокий уровень знаний и умений, но и возможность применения их в нестандартных, изменчивых профессиональных условиях деятельности. Креативное и/или критическое мышление выпускника, его способность к предпринимательству часто имеет не меньшее значение, чем его профессиональная квалификация. Улучшение этих навыков является одним из самых важных путей внедрения и развития инновации, производительности и экономического роста страны. Использование определенных технологий обучения в состоянии улучшить инновационную активность студента, не нарушая развития других компетенций. В связи с этим необходимо рассмотреть иные феномены учебной деятельности, которые могут стать отражением в русле именно компетентностного подхода [4; 9].
В настоящее время в педагогической практике используются дисциплинарные кейсы, решение которых не позволяет студенту «почувствовать» профессиональные связи дисциплин, увидеть их. Применение междисциплинарных ориентированных технологий поможет повысить уровень освоения компетенции в профессиональной деятельности. Вследствие чего автором предлагается технология мультидисциплинарных кейсов с целью формирования инновационных компетенций студентов.
В рамках реализации компетентностного подхода в высшей школе предусматривается широкое использование в учебном процессе интерактивных форм занятий. Наравне с другими, технология кейс-стади (от английского case-study - изучение ситуации), обеспечивает формирование интереса студентов к самому процессу добывания знаний в ситуациях, предполагающих творчество.
Сегодня case-study - это объект широкого круга исследователей. С точки зрения опыта (Л.Б. Барнса, О.С. Виханского, К.Р. Кристенсена, О.Г. Смоляниновой, Э.Дж. Хансен, К.Ф. Херрейда и др.) использования кейс-стади при обучении была выявлена его высокая эффективность [1; 3; 7]:
- развивает навыки структурирования информации и идентификации проблем;
- формирует системность концептуального знания;
- позволяет моделировать ситуации, ее составляющие; обеспечивает овладение аналитическими, практическими,
творческими, коммуникативными навыками;
- представляет обучающимся возможность самостоятельно разобраться в предложенной проблеме с помощью известных им способов деятельности, определить эффективность этих способов и, в случае необходимости, освоить новые и др.
Деятельность студента в процессе формирования компонентов инновационной компетенции с использованием мультидисциплинарного кейса
Компоненты Показатели инновационной компетенции Деятельность студента
Когнитивный: овладение новыми способами профессиональной самореализации Потребность в совершенствовании профессиональных знаний; способность к анализу профессиональной ситуации Использует: - графический, табличный, статистический, исторический материал; - междисциплинарный понятийный аппарат из курсов лекций при обсуждении; - дополнительный материал
Деятельностный: формирование готовности студентов к использованию инновационной профессиональной деятельности Способность организовывать/ проводить научные работы; способность аккумулировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт Использует существующие теоретические наработки по поставленным вопросам. Структурирует и последовательно излагает собственное мнение
Мотивационно-личностный: осознание инновационной деятельности как ценности, совокупность качеств и ценностных ориентаций Внутренняя мотивация к предпринимательству; способность к творчеству; способность эффективно взаимодействовать в профессиональной среде; конструктивное поведение в конфликтных ситуациях; В полной мере аргументирует собственную позицию; цитирует, критикует. Умеет находить в изменениях новые возможности, извлекать дополнительные выгоды для работы. Обучает других
Праксиологический: профессиональные умения и навыки, учебный и жизненный опыт Способность решать нестандартные ситуации; способность к проектно-конструкторской работе; способность к принятию рациональных решений; способность к принятию решений и действий в ситуации риска и неопределенности; способность к профессиональной рефлексии; гибкость и критичность мышления Использует: - известные методы исследования и анализа проблемы; - свой личный опыт из практики, предлагая оригинальные пути решения проблемы. Формулирует множество вариантов решения поставленной проблемы. Самостоятельно создает новые подходы и методы работы. Сталкиваясь с трудностями, воспринимает их как «вызов» собственным возможностям, еще больше мобилизуется
ff: ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
Таким образом, кейс-стади следует определить как инструмент, позволяющий применить теоретические знания при решении нестандартных практических задач. Для формирования инновационной компетенции инженера мы предлагаем использование мультидисциплинарного кейса, позволяющего создавать значительные научно-практические заделы путем систематического и многократного применения на практических занятиях меж-, мультидисциплинарных составляющих.
Высокий уровень сформированности инновационной компетенции у студентов включает в себя «объединенный вклад» множества дисциплин, поэтому в практике обучения мультидисциплинарный кейс будет использоваться в смежных дисциплинах, читаемых в семестре, так как содержит необходимую информацию по темам данных дисциплин. Основная линия задач в таких кейсах направлена на поиск возможных улучшающих решений, которые может реализовать выпускник в фазе распространения и стабильного развития научно-технического цикла [5].
Среди основных функций данной технологии - формирование основных компонентов инновационной компетенции, которые представлены в таблице.
Работа с мультидисциплинарными кейсами позволяет студентам сформировать навыки и модели поведения в динамично изменяющихся условиях внешней среды, терпимость к риску, повышает их восприимчивость к инновациям. Также позволяет совершенствовать систему анализа сложных и неструктурированных проблем, которые принципиально важны для создания инновационной инфраструктуры будущего; усиливает процесс интенсификации самостоятельной работы студентов в рамках междисциплинарной интеграции; повышает компетентность преподавателей.
Овладение инновационной компетенцией через использование мультидисциплинарных кейсов открывает для студентов разные грани профессионального образования, что дает им возможность получить положительный опыт, что увеличивает степень интеграции в процесс развития современной экономики России.
Список литературы
1. Барнс Л.Б., Кристенсен К.Р., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и доп. лит.: пер. с англ. / под ред. А.И. Наумова.
2. Боровков А.И., Бурдаков С.Ф., Клявин О.И. Современное инженерное образование: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во политех. ун-та, 2012. - 80 с.
3. Виханский О.С. Метод конкретной ситуации в преподавании управленческих дисциплин // Конкретные ситуации для обучения управлению: сб. / Школа бизнеса МГУ; сост. И. Пономарев; под ред. А.И. Наумова. - М., 1997. - С. 7-15.
4. Гитман Е.К. Концентрированное обучение в системе высшего военного профессионального образования // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15, № 4. - С. 1330-1332.
5. Гитман Е.К., Гущина Л.А., Гитман М.Б. Кейс технологии как средство формирования инновационной компетенции у будущих специалистов текстильной промышленности // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2014. - № 1. - С. 178-181.
6. Инновационное инженерное образование / Б.Л. Агранович, Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, М.А. Соловьев [Электронный ресурс]. - URL: http://za-kadry.tpu.ru/article/3111/1220.htm (дата обращения : 03.11.2015).
7. Собко А.Ю., Гитман Е.К. О возможности использования технологии кейс-обучения в процессе профессиональной подготовки курсантов военных вузов // В мире научных открытий. - 2011. - Т. 14, № 2.1. - С. 338-343.
8. Berberat A.-L. & GoldschmidM. Formation et réussite professionnelle des ingénieurs et architects diplômés de l'École polytechnique fédérale de Lausanne // European Journal of Engineering Education. - 1998. - Vol. 14, № 3. - P. 301-314.
9. Raven J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release. - Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984.