Научная статья на тему 'Мудрость – свойство пожилых и адаптированных?'

Мудрость – свойство пожилых и адаптированных? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3027
680
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУДРОСТЬ / ВОЗРАСТ / АДАПТАЦИЯ / ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ МУДРОСТИ / WISDOM / AGE / ADAPTATION / QUESTIONNAIRE TO DETERMINE WISDOM LEVEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мехтиханова Наталья Николаевна, Смульсон Марина Лазаревна

Статья посвящена новой для отечественной науки проблеме – психологии мудрости. К настоящему времени в зарубежной психологии выполнено немало исследований по данной теме. В российской психологии практически отсутствуют эмпирические работы по психологии мудрости. В статье приводятся результаты изучения взаимосвязи мудрости и адаптации, мудрости и возраста с помощью специально разработанного опросника на выявление уровня мудрости. Показано, что мудрость способствует успешной адаптации, в то время как возраст однозначно не связан с уровнем мудрости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is wisdom the property of elderly and adapted ones?12Kostyuk Institute of Pedagogy of the National Academy of Pedagogic Sciences of the Ukraine, City of Kyiv

The article is devoted to the new issue of science of Russia and the Ukraine – psychology of wisdom. To date, foreign psychology holds a lot of research on this topic. There is virtually no empirical research on the psychology of wisdom in Russian-language psychology. The article presents the results of study of the relationship of wisdom and adaptation, wisdom and age using the specially designed questionnaire to identify the level of wisdom. It is shown that wisdom facilitates the successful adaptation, while age is clearly not related to the level of wisdom.

Текст научной работы на тему «Мудрость – свойство пожилых и адаптированных?»

УДК 159.923

Мехтиханова Наталья Николаевна

кандидат психологических наук, доцент Ярославский государственный университет им. П.ГДемидова

Смульсон Марина Лазаревна

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Национальной Академии педагогических наук Украины Институт психологии им. Г. С. Костюка, г. Киев, Украина natnik1@ list.ru, smulson@ukr.net

МУДРОСТЬ - СВОЙСТВО ПОЖИЛЫХ И АДАПТИРОВАННЫХ?*

Статья посвящена новой для отечественной науки проблеме — психологии мудрости. К настоящему времени в зарубежной психологии выполнено немало исследований по данной теме. В российской психологии практически отсутствуют эмпирические работы по психологии мудрости. В статье приводятся результаты изучения взаимосвязи мудрости и адаптации, мудрости и возраста с помощью специально разработанного опросника на выявление уровня мудрости. Показано, что мудрость способствует успешной адаптации, в то время как возраст однозначно не связан с уровнем мудрости.

Ключевые слова: мудрость, возраст, адаптация, опросник для выявления уровня мудрости.

Начала проблемы мудрости лежат в религии и философских учениях. Психологические концепции мудрости зародились в работах К. Юнга и Э. Эриксона. К.Г. Юнг выделяет специальный архетип - «архетип мудрого старого человека». Мудрый человек - это старший член общества, носитель устных традиций, помогающий решать проблемы, кажущиеся другим непреодолимыми. Для Э. Эриксона мудрость - достижение человеком такого уровня развития, которое характеризуется всеобъемлющим пониманием положения человека в мире и смысла его жизни.

Современная психология заинтересовалась мудростью почти случайно, когда тридцать лет назад молодая исследовательница Вивиан Клейтон подвергла сомнению некоторые из утверждений, выдвинутых Эриком Эриксоном в отношении заключительного этапа жизни, успешное прохождение которого, по его мнению, приводит к появлению мудрости [6]. Изучение здоровой старости стало отправной точкой для группы ученых, занимающихся проблемой мудрости, и исследования в этой области все еще в большой степени связаны с поиском возможностей сохранения здоровья в пожилом возрасте.

С середины 80-х годов XX века в зарубежной психологии стали изучать мудрость как психологический феномен. Отечественная наука обратилась к данной проблеме совсем недавно.

Всё многообразие теорий мудрости в зарубежной психологии условно делится на две группы -явные и неявные теории [1; 2; 11; 12].

Неявные теории мудрости включают в себя верования или представления людей относительно мудрости и особенностей мудрого человека. Житейские представления о мудрости, мудрых людях, накладывают свой отпечаток на научное изучение мудрости.

Явные теории мудрости сосредоточены на познавательных и поведенческих выражениях мудрости. Главная цель этих концепций - сформировать теоретическую модель мудрости.

Теоретическая и эмпирическая работа над явными психологическими концепциями мудрости может быть разделена на три группы:

1. Мудрость как личностная особенность [13].

2. Мудрость в концепции диалектического мышления [10].

3. Мудрость как экспертная система знаний [7].

Примерно одновременно исследование мудрости предприняли несколько независимых групп ученых: С. Брент и Д. Уотсон (1980), Р. Стернберг (1985), С. Холлидей и М. Чандлер (1986), К. Китченер и др. (1989), П. Балтес, Дж. Смит и др. (1990; 2008), Дж. Биррен и Л. Фишер (1990). [2; 3; 4; 9; 10; 11; 12; 13]. В психологии пока не выработано общепризнанное определение мудрости. Так, мудрость понимается как уровень освоения основных законов жизни, как метакогнитивная сила, как уровень освоения парадигм жизни, осведомленность о существовании труднорешаемых проблем, решение которых требует применения незаурядных знаний, логики и т.д. В большинстве определений понятие мудрости связывается с когнитивными компонентами. В других же на первое место выходит взаимосвязь познания и волевых компонентов, коммуникации, богатый жизненный опыт, личностные аспекты.

Наиболее известным является определение П. Балтеса: мудрость - это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни, высокая степень компетенции в жизненных вопросах [11].

Несмотря на различные источники представлений о мудрости, практически все исследователи, прежде всего, пытаются определить структуру это-

* Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 13-06-90419 и Государственного фонда фундаментальных исследований Украины, проект № Ф53.5/014.

го феномена. Участники так называемого Берлинского проекта - П. Балтес, Ф. Дитман-Коли, Ю. Глюк, У. Кунцман, М. Пасупати, Дж. Смит, Д. Соварка, У Штаудингер и др. - рассматривают мудрость как экспертную систему знаний, правил поведения в жизни: знания об условиях жизни, онтогенетическом и историческом развитии человека; понимание целей и задач жизни, знания о ситуативном и социальном влиянии на человеческую жизнь, знания об ограничениях жизни и пределах человеческих способностей [2; 11]. В исследованиях С. Брауна мудрость определяется как многомерный конструкт, включающий самопознание, эмоциональное управление, альтруизм, знания жизни и т.п. [5].

В мудрость включается общая компетентность, практические знания и высокий уровень понимания различных проблем, метааналитические способности, необычное представление о различных ценностях и приоритетах, а также способность понимать и устранять неопределенности [2; 8].

Достаточно широко многими авторами исследуются характеристики, условия формирования и проявления мудрости. Так, Р. Стернберг выделил определенный набор характеристик мудрости. По его мнению, мудрый человек должен использовать свои знания для достижения общественной пользы, достигаемой через установление баланса между своими интересами и интересами общества [12]. П. Балтес описывает следующие свойства мудрости: мудрость связана с решением важных и сложных вопросов, уровень знаний и советов чрезвычайно высок, мудрость включает в себя нравственность, мудрость легко распознается [2].

В ряде работ было показано, что понятия мудрости и мудрого человека являются неотъемлемой частью повседневной речи. С. Холлидей и М. Чандлер определили наиболее отличительные показатели мудрости: исключительное понимание (сущностей, контекстов), суждение и коммуникативные способности, общие компетентности, коммуникабельность, социальная скромность. Авторы пришли к выводу, что, несмотря на частичное перекрытие конструктов мудрость, ум, проницательность, духовность, мудрость является самостоятельным термином [8; 12; 13].

Дж. Мичэм был одним из первых авторов, которые описали условия, способствующие развитию мудрости. Он ввел понятие «атмосферы мудрости» С. Браун исследовал вопросы формирования мудрости и условия ее развития. Мудрость развивается, когда студенты проходят основной процесс «изучения жизни», состоявший из отражения, интеграции, и применения знаний [3]. П. Балтесом и другими была выдвинута следующая гипотеза - существуют конкретные факторы, влияющие на развитие мудрости, а именно: хронологический возраст, большой жизненный опыт, опыт опекунства или

преподавания. Оказалось, что лишь немногие данные подтверждают факт зависимости мудрости от возраста. Однако выявлена взаимосвязь мудрости и профессиональной принадлежности людей [2].

Несмотря на различные источники представлений о мудрости, практически все исследователи пытаются определить структуру этого феномена, характеристики мудрого человека, условия и факторы формирования и проявления мудрости.

Целью нашего эмпирического исследования явилось изучение феномена мудрости, взаимосвязи мудрости и адаптации, мудрости и возраста.

Нами было проведено эмпирическое исследование имплицитных теорий мудрости в различных социокультурных группах на российской выборке. Дальнейший сравнительный анализ западных зарубежных моделей мудрости, представленных в англоязычной литературе, и представлений о мудрости в восточно-европейской культуре показал, что между ними существуют значительные различия, обусловленные, по-видимому, культурно-национальными особенностями. Поэтому возникла необходимость описания конструкта «мудрость» и создания методики для определения уровня мудрости.

Под термином мудрость мы понимаем особое когнитивное образование субъекта, образующееся в ходе его жизненного пути, отражающее результаты функционирования практического интеллекта во взаимосвязи с личностными чертами, направляющее и оптимизирующее индивидуальное развитие и обеспечивающее успешность в практической стороне жизни.

Для описания конструкта «мудрость» мы использовали неявные теории мудрости (отраженные в пословицах, поговорках, сказках и взятые из современных житейских представлений о мудрости) и явные теории (уже существующие авторские концепции мудрости).

Нами были проанализированы 40 пословиц и поговорок, а также 3 русские народные сказки («Иван царевич и серый волк», «Сказка о живой воде и молодильных яблоках», «Сивка-бурка»). На основе полученного материала были выведены основные характеристики, присущие мудрому человеку: молчание, скромность, терпение, толерантность, простота, рассудительность, предвидение, практическая направленность действий, любознательность, размышление, самопознание, общительность, хитрость, доброта, мудрый человек дает советы и предлагает новые идеи.

Для изучения современных житейских представлений о мудрости была взята группа экспертов: 50 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Среди испытуемых были мужчины (25 чел.) и женщины (25 чел.). Экспертам предлагалось ответить на вопрос: «Кто такой мудрый человек?». Эксперты выделили ряд характеристик мудрого человека. Для

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

37

Таблица 1

Характеристики мудрого человека

Когнитивные Личностные Поведенческие

- Опыт (46) - толерантность (13) - применение своих знаний

- Знания (40): базовые знания - сдержанность, умеренность (13) на практике (39)

и знания о способах выполнения - альтруизм (12) - дает советы (15)

действий - хитрость (10) - воплощает новые идеи (13)

- самопознание (10) -организованность (8) - молчание(10)

- обучаемость (11) - любознательность (6)

- оперативное использование - общительность (5)

информации (5) - скромность (4)

- учет контекста, видение - доброта (4)

ситуации в целом (10) - расчетливость (3)

- интуиция(15) - осторожность (2)

- предвидение (10)

- логическое мышление,

рассудительность (36)

- аналитичность (20)

Примечание: в скобках после каждого качества указана частота его встречаемости во всех источниках.

описания конструкта «мудрость» по современным теориям были проанализированы разработки Бал-теса, Смита, Арделт, Вебстера и Брауна [1; 2; 3].

Анализ всех характеристик мудрого человека, полученных из различных источников, позволил выделить 3 основные группы качеств: когнитивные, личностные и поведенческие.

На основе полученного описания конструкта была разработана методика диагностики мудрости, которая затем прошла процедуру психометрической проверки.

1. Изучение взаимосвязи мудрости и адаптации.

Изучение взаимосвязи мудрости и адаптации было осуществлено с использованием разработанной нами методики выраженности мудрости.

Для измерения уровня адаптации была использована методика А.Г. Маклакова.

Были использованы статистические методы обработки результатов: коэффициент достоверности различий и-критерий Манна-Уитни.

В исследовании приняли участие 40 человек (20 мужчин и 20 женщин) в возрасте от 20 до 55 лет.

Были сформированы две полярные группы: с высоким и низким уровнем мудрости.

Сравнив результаты адаптации испытуемых, обладающих высоким уровнем мудрости и людей с низким уровнем мудрости, мы выявили следующие различия. Испытуемые с высоким уровнем мудрости набрали больше баллов по шкале НПУ (нервно-психологическая устойчивость), чем испытуемые с низким уровнем мудрости. По и-крите-рию Манна-Уитни достоверность этих различий велика на уровне значимости: р<0,01. Это свидетельствует о том, что высокий уровень мудрости способствует высокой нервно-психологической устойчивости, эффективной поведенческой регуляции, адекватной самооценке и восприятию действительности.

Низкий уровень мудрости, напротив, снижает адаптацию и способствует нервно-психическому

истощению. Связь мудрости и нервно-психологической устойчивости подтверждают многие ученые. Так, Арделт [1] отмечала среди основных качеств мудрого человека уравновешенность, управление своими эмоциями.

Также были выявлены значимые различия по шкале ЛАП (личностный потенциал социальнопсихологического взаимодействия). Испытуемые с высоким уровнем мудрости набрали по этой шкале более высокие баллы, чем испытуемые с низким уровнем мудрости. Различия в результатах по и-критерию Манна-Уитни являются значимыми (уровень значимости: р<0,05). Таким образом, мудрость дает людям потенциал (возможность) для легкой адаптации в новых условиях. Они быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, вырабатывают стратегию своего поведения и социализации, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Многие ученые отмечают коммуникабельность, умение взаимодействовать с окружающими, социальную направленность как неотъемлемые свойства мудрого человека [3]. Мудрость предполагает определенные личностные качества, такие как толерантность, сдержанность, общительность, проницательность. Эти качества помогают человеку успешно адаптироваться в коллективе, избежать конфликтных ситуаций, справляться с возникающими трудностями и не терять работоспособность. Испытуемые с низким уровнем мудрости попадают в группу неудовлетворительной адаптации, они конфликтны и плохо взаимодействуют с коллективом.

Также были получены значимые различия по шкале лжи. Испытуемые с высоким уровнем мудрости набрали минимальные баллы по этой шкале. Испытуемые с низким уровнем мудрости набрали большее количество баллов по шкале лжи (но в пределах нормы). Различия по и-критерию Манна-Уитни в результатах являются значимыми (уровень значимости: р<0,01). Это свидетельству-

ет о том, что мудрый человек самодостаточен, уверен в себе, обладает адекватной самооценкой, поэтому он честно отвечает на вопросы и не пытается выставить себя в хорошем свете. Испытуемые с низким уровнем мудрости, напротив, пытаются приукрасить себя.

По шкалам МН (морально-нравственная нормативность) и КП (коммуникативный потенциал) значимых различий не обнаружилось. Однако испытуемые с высоким уровнем мудрости набрали более высокий бал и по этим шкалам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что высокий уровень мудрости является одним из условий успешной адаптации человека, помогает ему легко и быстро ориентироваться в обстановке, способствует успешному взаимодействию с людьми.

2. Изучение взаимосвязи мудрости и возраста.

Изучение взаимосвязи мудрости и возраста субъекта было осуществлено с использованием разработанной нами методики выраженности мудрости.

Были использованы статистические методы обработки результатов: коэффициент достоверности различий и-критерий Манна-Уитни.

В исследовании приняло участие 156 человек, из них:

- 62 человека в возрасте 17-30 лет (из них 31 женщина, 31 мужчина);

- 60 человек в возрасте 31-60 лет (31 женщина, 29 мужчин);

- 28 человек старше 60 лет: (22 женщины, 6 мужчин).

Сравнив результаты измерения мудрости у разных возрастных групп испытуемых, мы выявили следующее: различия достоверны только между юношеским и пожилым возрастом ^=2,71, уровень значимости 0,05). Подсчитав средние значения уровня мудрости, мы получили следующие данные по группам:

- юношеский возраст: среднее = 210, дисперсия = 480;

- средний возраст: среднее = 215, дисперсия = 601;

- пожилой возраст: среднее = 229, дисперсия = 507.

Наблюдается тенденция увеличения количества

мудрых испытуемых от юношеской группы к более взрослой, следовательно, различия в уровне мудрости между юношеским и пожилым возрастом максимально выражены, средний возраст занимает промежуточное положение по степени развития мудрости.

В обыденном сознании мудрость обычно рассматривается как характерная черта зрелого и пожилого возраста. Наши данные доказывают, что высокий уровень мудрости может быть присущ лицам самых различных возрастов, мудрость не является неизбежно связанной с возрастом. В зарубежной психологии существует точка зрения, что мудрость ведет себя подобно кристаллическому интеллекту, удерживая свой уровень, начиная с ран-

ней взрослости и вплоть до глубокой старости. Пожилой возраст не может ни приносить мудрость, ни отбирать ее, что говорит об отсутствии корреляции между возрастом и уровнем мудрости.

Таким образом, на основании проведенных эмпирических исследований можно дать ответы на вопрос, поставленный в заглавии статьи: пожилой возраст не дарит нам автоматически мудрость, а также (что более позитивно) - старость не приводит к снижению мудрости.

Мудрость может являться одним из факторов адаптации - успешного существования личности, наличия удовлетворенности жизнью, ощущения психического комфорта и равновесия.

Библиографический список

1. Ardelt, M. (2003). Empirical assessment of a threedimensional scale. Research on Aging, 25, 275-324.

2. Baltes, P.B., & Smith, J. (2008). The fascination of wisdom: Its nature, ontogeny, and function. Perspectives on Psychological Science, 3, 56-64.

3. Birren, JE & Fisher, LM(1990). The elements of wisdom: overview and integration. In RJ Sternberg (Ed.), Wisdom, its nature, origins and development (pp. 317-332). Cambridge: Cambridge University Press.

4. Brent, S.B. & Watson, D. (1980). Aging and Wisdom: individual and collective aspects. Paperpresented at the Meeting of the Gerontological Society of America. San Francisco.

5. Brown, S.C. (2004a). Learning across campus: How college facilitates the development of wisdom. Journal of College Student Development, 45, 134-148.

6. Clayton, V.P. (1975). Erikson's theory of human development as it applies to the aged: Wisdom as contradictory cognition. Human Development, 18, 119-128.

7. Dittmann-Kohli, F. & Baltes, P.B. (1990). Toward a neofunctionalist conception of adult intellectual development. Wisdom as a prototypical case of intellectual growth. In C. Alexander & E. Langer (Eds.), Higher stages of human development: Perspectives on adult growth (pp. 54-78). New York: Oxford University Press.

8. Holliday, S.G. & Chandler, M.J. (1986). Wisdom: explorations in adult competence. Basel: Karger.

9. Kitchener, K., King, P., Wood, P., & Davison, M. (1989). Sequentiality and consistency in the development of reflective judgment: A six-year longitudinal study. Journal of Applied Developmental Psychology, 10, 73-95.

10. Kramer, D.A. (1990). Conceptualizing wisdom: the primacy of affect-cognition relations. In R. Sternberg (Ed.), Wisdom: Its nature, origins and development (pp. 279- 309). Cambridge: Cambridge University Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Smith, J., & Baltes, P.B. (1990). Wisdom-related knowledge: Age/cohort differences in responses

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

39

to life planning problems. Developmental Psychology, 26, 494-505..

12. Sternberg, R.J. (1998). A balance theory of wisdom. Review of General Psychology, 2, 347-365.

13. SternbergR. (Ed.) (1990). Wisdom: Its nature, origins and development. Cambridge: Cambridge University Press.

УДК 159.9:62

Молчанова Людмила Николаевна

кандидат психологических наук Курский государственный медицинский университет

Старкова Елена Евгеньевна

Курская областная детская больница № 2 molchanowa.liuda@yandex.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ПОМОГАЮЩЕГО ТИПА

С позиций интегративной парадигмы, соединяющий общепсихологические методологические принципы, концепции профессионального развития личности, структурно-процессуальный подход к изучению состоянии психического выгорания, дается теоретическое обоснование закономерностей его трансформации в личностные свойства.

Ключевые слова: трансформация, закономерности трансформации, структурно-динамические изменения, состояние психического выгорания, психологические механизмы.

Актуальность проблемы профессиональных деформаций личности определяется направленностью на решение задач благополучного долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 года), к числу которых относится сохранение и укрепление здоровья граждан страны в условиях оптимизации их профессиональной деятельности, которая может оказывать на личность не только продуктивное, развивающее влияние, но и деформирующее, продуцируя возникновение негативных психических состояний, снижающих эффективность самой деятельности и меняющих систему личностных свойств.

В зону исследовательского внимания по-прежнему попадает проблема динамики психических состояний, их взаимосвязей с психическими свойствами. Анализ степени её разработанности свидетельствует о том, что на сегодняшний день имеются доказательства влияния психических свойств на формирование психических состояний [10]. Мало исследованными остаются аспекты влияния психических состояний на психические свойства, трансформация одних состояний в другие, трансформация психических состояний в личностные свойства, черты.

Обобщение результатов исследований динамики психических состояний, их взаимоотношений с психическими свойствами позволяет сделать вывод о том, что под воздействием условий и содержания профессиональной деятельности у человека возникают относительно статичные психические (психофизиологические) состояния, которые могут переходить в устойчивые личностные свойства, черты, способствуя формированию профессионально-личностных деформаций. Наличие общих осно-

ваний у профессиональных деформаций личности и психического выгорания позволяет его рассматривать в контексте профессиональных деформаций.

Впервые к проблеме психического выгорания как эмоционального утомления, вызванного взаимоотношениями между профессионалом и его клиентом, почти одновременно обратились в рамках клинико-психологического направления исследований американский психиатр Х. Фрейденбер-гер (1974), а в рамках социально-психологического - американский психолог К. Маслак (1976). К лицам, подверженным его влиянию, изначально относили социальных работников, врачей, юристов, педагогов. Психическое выгорание данных специалистов объяснялось специфическими условиями и содержанием так называемых помогающих профессий в системе «человек-человек»: интенсивностью, продолжительностью и сложностью межличностных контактов, разновозрастным контингентом клиентов, остротой их проблем, и т.д. [16; 18]. В настоящее время сложилось научное представление, согласно которому психическое выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений [2; 8; 11; 17]. Существует значительное количество объясняющих его природу научных подходов. К числу наиболее значимых относятся: структурный, процессуальный, структурно-процессуальный подходы.

Согласно структурному подходу психическое выгорание, понимается как состояние, включающее конкретные элементы [8; 11; 17].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.