УДК 159.923
Мехтиханова Наталья Николаевна
кандидат психологических наук, доцент Ярославский государственный университет им. П.ГДемидова
Смульсон Марина Лазаревна
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Национальной Академии педагогических наук Украины Институт психологии им. Г. С. Костюка, г. Киев, Украина natnik1@ list.ru, [email protected]
МУДРОСТЬ - СВОЙСТВО ПОЖИЛЫХ И АДАПТИРОВАННЫХ?*
Статья посвящена новой для отечественной науки проблеме — психологии мудрости. К настоящему времени в зарубежной психологии выполнено немало исследований по данной теме. В российской психологии практически отсутствуют эмпирические работы по психологии мудрости. В статье приводятся результаты изучения взаимосвязи мудрости и адаптации, мудрости и возраста с помощью специально разработанного опросника на выявление уровня мудрости. Показано, что мудрость способствует успешной адаптации, в то время как возраст однозначно не связан с уровнем мудрости.
Ключевые слова: мудрость, возраст, адаптация, опросник для выявления уровня мудрости.
Начала проблемы мудрости лежат в религии и философских учениях. Психологические концепции мудрости зародились в работах К. Юнга и Э. Эриксона. К.Г. Юнг выделяет специальный архетип - «архетип мудрого старого человека». Мудрый человек - это старший член общества, носитель устных традиций, помогающий решать проблемы, кажущиеся другим непреодолимыми. Для Э. Эриксона мудрость - достижение человеком такого уровня развития, которое характеризуется всеобъемлющим пониманием положения человека в мире и смысла его жизни.
Современная психология заинтересовалась мудростью почти случайно, когда тридцать лет назад молодая исследовательница Вивиан Клейтон подвергла сомнению некоторые из утверждений, выдвинутых Эриком Эриксоном в отношении заключительного этапа жизни, успешное прохождение которого, по его мнению, приводит к появлению мудрости [6]. Изучение здоровой старости стало отправной точкой для группы ученых, занимающихся проблемой мудрости, и исследования в этой области все еще в большой степени связаны с поиском возможностей сохранения здоровья в пожилом возрасте.
С середины 80-х годов XX века в зарубежной психологии стали изучать мудрость как психологический феномен. Отечественная наука обратилась к данной проблеме совсем недавно.
Всё многообразие теорий мудрости в зарубежной психологии условно делится на две группы -явные и неявные теории [1; 2; 11; 12].
Неявные теории мудрости включают в себя верования или представления людей относительно мудрости и особенностей мудрого человека. Житейские представления о мудрости, мудрых людях, накладывают свой отпечаток на научное изучение мудрости.
Явные теории мудрости сосредоточены на познавательных и поведенческих выражениях мудрости. Главная цель этих концепций - сформировать теоретическую модель мудрости.
Теоретическая и эмпирическая работа над явными психологическими концепциями мудрости может быть разделена на три группы:
1. Мудрость как личностная особенность [13].
2. Мудрость в концепции диалектического мышления [10].
3. Мудрость как экспертная система знаний [7].
Примерно одновременно исследование мудрости предприняли несколько независимых групп ученых: С. Брент и Д. Уотсон (1980), Р. Стернберг (1985), С. Холлидей и М. Чандлер (1986), К. Китченер и др. (1989), П. Балтес, Дж. Смит и др. (1990; 2008), Дж. Биррен и Л. Фишер (1990). [2; 3; 4; 9; 10; 11; 12; 13]. В психологии пока не выработано общепризнанное определение мудрости. Так, мудрость понимается как уровень освоения основных законов жизни, как метакогнитивная сила, как уровень освоения парадигм жизни, осведомленность о существовании труднорешаемых проблем, решение которых требует применения незаурядных знаний, логики и т.д. В большинстве определений понятие мудрости связывается с когнитивными компонентами. В других же на первое место выходит взаимосвязь познания и волевых компонентов, коммуникации, богатый жизненный опыт, личностные аспекты.
Наиболее известным является определение П. Балтеса: мудрость - это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни, высокая степень компетенции в жизненных вопросах [11].
Несмотря на различные источники представлений о мудрости, практически все исследователи, прежде всего, пытаются определить структуру это-
* Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 13-06-90419 и Государственного фонда фундаментальных исследований Украины, проект № Ф53.5/014.
го феномена. Участники так называемого Берлинского проекта - П. Балтес, Ф. Дитман-Коли, Ю. Глюк, У. Кунцман, М. Пасупати, Дж. Смит, Д. Соварка, У Штаудингер и др. - рассматривают мудрость как экспертную систему знаний, правил поведения в жизни: знания об условиях жизни, онтогенетическом и историческом развитии человека; понимание целей и задач жизни, знания о ситуативном и социальном влиянии на человеческую жизнь, знания об ограничениях жизни и пределах человеческих способностей [2; 11]. В исследованиях С. Брауна мудрость определяется как многомерный конструкт, включающий самопознание, эмоциональное управление, альтруизм, знания жизни и т.п. [5].
В мудрость включается общая компетентность, практические знания и высокий уровень понимания различных проблем, метааналитические способности, необычное представление о различных ценностях и приоритетах, а также способность понимать и устранять неопределенности [2; 8].
Достаточно широко многими авторами исследуются характеристики, условия формирования и проявления мудрости. Так, Р. Стернберг выделил определенный набор характеристик мудрости. По его мнению, мудрый человек должен использовать свои знания для достижения общественной пользы, достигаемой через установление баланса между своими интересами и интересами общества [12]. П. Балтес описывает следующие свойства мудрости: мудрость связана с решением важных и сложных вопросов, уровень знаний и советов чрезвычайно высок, мудрость включает в себя нравственность, мудрость легко распознается [2].
В ряде работ было показано, что понятия мудрости и мудрого человека являются неотъемлемой частью повседневной речи. С. Холлидей и М. Чандлер определили наиболее отличительные показатели мудрости: исключительное понимание (сущностей, контекстов), суждение и коммуникативные способности, общие компетентности, коммуникабельность, социальная скромность. Авторы пришли к выводу, что, несмотря на частичное перекрытие конструктов мудрость, ум, проницательность, духовность, мудрость является самостоятельным термином [8; 12; 13].
Дж. Мичэм был одним из первых авторов, которые описали условия, способствующие развитию мудрости. Он ввел понятие «атмосферы мудрости» С. Браун исследовал вопросы формирования мудрости и условия ее развития. Мудрость развивается, когда студенты проходят основной процесс «изучения жизни», состоявший из отражения, интеграции, и применения знаний [3]. П. Балтесом и другими была выдвинута следующая гипотеза - существуют конкретные факторы, влияющие на развитие мудрости, а именно: хронологический возраст, большой жизненный опыт, опыт опекунства или
преподавания. Оказалось, что лишь немногие данные подтверждают факт зависимости мудрости от возраста. Однако выявлена взаимосвязь мудрости и профессиональной принадлежности людей [2].
Несмотря на различные источники представлений о мудрости, практически все исследователи пытаются определить структуру этого феномена, характеристики мудрого человека, условия и факторы формирования и проявления мудрости.
Целью нашего эмпирического исследования явилось изучение феномена мудрости, взаимосвязи мудрости и адаптации, мудрости и возраста.
Нами было проведено эмпирическое исследование имплицитных теорий мудрости в различных социокультурных группах на российской выборке. Дальнейший сравнительный анализ западных зарубежных моделей мудрости, представленных в англоязычной литературе, и представлений о мудрости в восточно-европейской культуре показал, что между ними существуют значительные различия, обусловленные, по-видимому, культурно-национальными особенностями. Поэтому возникла необходимость описания конструкта «мудрость» и создания методики для определения уровня мудрости.
Под термином мудрость мы понимаем особое когнитивное образование субъекта, образующееся в ходе его жизненного пути, отражающее результаты функционирования практического интеллекта во взаимосвязи с личностными чертами, направляющее и оптимизирующее индивидуальное развитие и обеспечивающее успешность в практической стороне жизни.
Для описания конструкта «мудрость» мы использовали неявные теории мудрости (отраженные в пословицах, поговорках, сказках и взятые из современных житейских представлений о мудрости) и явные теории (уже существующие авторские концепции мудрости).
Нами были проанализированы 40 пословиц и поговорок, а также 3 русские народные сказки («Иван царевич и серый волк», «Сказка о живой воде и молодильных яблоках», «Сивка-бурка»). На основе полученного материала были выведены основные характеристики, присущие мудрому человеку: молчание, скромность, терпение, толерантность, простота, рассудительность, предвидение, практическая направленность действий, любознательность, размышление, самопознание, общительность, хитрость, доброта, мудрый человек дает советы и предлагает новые идеи.
Для изучения современных житейских представлений о мудрости была взята группа экспертов: 50 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Среди испытуемых были мужчины (25 чел.) и женщины (25 чел.). Экспертам предлагалось ответить на вопрос: «Кто такой мудрый человек?». Эксперты выделили ряд характеристик мудрого человека. Для
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
37
Таблица 1
Характеристики мудрого человека
Когнитивные Личностные Поведенческие
- Опыт (46) - толерантность (13) - применение своих знаний
- Знания (40): базовые знания - сдержанность, умеренность (13) на практике (39)
и знания о способах выполнения - альтруизм (12) - дает советы (15)
действий - хитрость (10) - воплощает новые идеи (13)
- самопознание (10) -организованность (8) - молчание(10)
- обучаемость (11) - любознательность (6)
- оперативное использование - общительность (5)
информации (5) - скромность (4)
- учет контекста, видение - доброта (4)
ситуации в целом (10) - расчетливость (3)
- интуиция(15) - осторожность (2)
- предвидение (10)
- логическое мышление,
рассудительность (36)
- аналитичность (20)
Примечание: в скобках после каждого качества указана частота его встречаемости во всех источниках.
описания конструкта «мудрость» по современным теориям были проанализированы разработки Бал-теса, Смита, Арделт, Вебстера и Брауна [1; 2; 3].
Анализ всех характеристик мудрого человека, полученных из различных источников, позволил выделить 3 основные группы качеств: когнитивные, личностные и поведенческие.
На основе полученного описания конструкта была разработана методика диагностики мудрости, которая затем прошла процедуру психометрической проверки.
1. Изучение взаимосвязи мудрости и адаптации.
Изучение взаимосвязи мудрости и адаптации было осуществлено с использованием разработанной нами методики выраженности мудрости.
Для измерения уровня адаптации была использована методика А.Г. Маклакова.
Были использованы статистические методы обработки результатов: коэффициент достоверности различий и-критерий Манна-Уитни.
В исследовании приняли участие 40 человек (20 мужчин и 20 женщин) в возрасте от 20 до 55 лет.
Были сформированы две полярные группы: с высоким и низким уровнем мудрости.
Сравнив результаты адаптации испытуемых, обладающих высоким уровнем мудрости и людей с низким уровнем мудрости, мы выявили следующие различия. Испытуемые с высоким уровнем мудрости набрали больше баллов по шкале НПУ (нервно-психологическая устойчивость), чем испытуемые с низким уровнем мудрости. По и-крите-рию Манна-Уитни достоверность этих различий велика на уровне значимости: р<0,01. Это свидетельствует о том, что высокий уровень мудрости способствует высокой нервно-психологической устойчивости, эффективной поведенческой регуляции, адекватной самооценке и восприятию действительности.
Низкий уровень мудрости, напротив, снижает адаптацию и способствует нервно-психическому
истощению. Связь мудрости и нервно-психологической устойчивости подтверждают многие ученые. Так, Арделт [1] отмечала среди основных качеств мудрого человека уравновешенность, управление своими эмоциями.
Также были выявлены значимые различия по шкале ЛАП (личностный потенциал социальнопсихологического взаимодействия). Испытуемые с высоким уровнем мудрости набрали по этой шкале более высокие баллы, чем испытуемые с низким уровнем мудрости. Различия в результатах по и-критерию Манна-Уитни являются значимыми (уровень значимости: р<0,05). Таким образом, мудрость дает людям потенциал (возможность) для легкой адаптации в новых условиях. Они быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, вырабатывают стратегию своего поведения и социализации, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Многие ученые отмечают коммуникабельность, умение взаимодействовать с окружающими, социальную направленность как неотъемлемые свойства мудрого человека [3]. Мудрость предполагает определенные личностные качества, такие как толерантность, сдержанность, общительность, проницательность. Эти качества помогают человеку успешно адаптироваться в коллективе, избежать конфликтных ситуаций, справляться с возникающими трудностями и не терять работоспособность. Испытуемые с низким уровнем мудрости попадают в группу неудовлетворительной адаптации, они конфликтны и плохо взаимодействуют с коллективом.
Также были получены значимые различия по шкале лжи. Испытуемые с высоким уровнем мудрости набрали минимальные баллы по этой шкале. Испытуемые с низким уровнем мудрости набрали большее количество баллов по шкале лжи (но в пределах нормы). Различия по и-критерию Манна-Уитни в результатах являются значимыми (уровень значимости: р<0,01). Это свидетельству-
ет о том, что мудрый человек самодостаточен, уверен в себе, обладает адекватной самооценкой, поэтому он честно отвечает на вопросы и не пытается выставить себя в хорошем свете. Испытуемые с низким уровнем мудрости, напротив, пытаются приукрасить себя.
По шкалам МН (морально-нравственная нормативность) и КП (коммуникативный потенциал) значимых различий не обнаружилось. Однако испытуемые с высоким уровнем мудрости набрали более высокий бал и по этим шкалам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что высокий уровень мудрости является одним из условий успешной адаптации человека, помогает ему легко и быстро ориентироваться в обстановке, способствует успешному взаимодействию с людьми.
2. Изучение взаимосвязи мудрости и возраста.
Изучение взаимосвязи мудрости и возраста субъекта было осуществлено с использованием разработанной нами методики выраженности мудрости.
Были использованы статистические методы обработки результатов: коэффициент достоверности различий и-критерий Манна-Уитни.
В исследовании приняло участие 156 человек, из них:
- 62 человека в возрасте 17-30 лет (из них 31 женщина, 31 мужчина);
- 60 человек в возрасте 31-60 лет (31 женщина, 29 мужчин);
- 28 человек старше 60 лет: (22 женщины, 6 мужчин).
Сравнив результаты измерения мудрости у разных возрастных групп испытуемых, мы выявили следующее: различия достоверны только между юношеским и пожилым возрастом ^=2,71, уровень значимости 0,05). Подсчитав средние значения уровня мудрости, мы получили следующие данные по группам:
- юношеский возраст: среднее = 210, дисперсия = 480;
- средний возраст: среднее = 215, дисперсия = 601;
- пожилой возраст: среднее = 229, дисперсия = 507.
Наблюдается тенденция увеличения количества
мудрых испытуемых от юношеской группы к более взрослой, следовательно, различия в уровне мудрости между юношеским и пожилым возрастом максимально выражены, средний возраст занимает промежуточное положение по степени развития мудрости.
В обыденном сознании мудрость обычно рассматривается как характерная черта зрелого и пожилого возраста. Наши данные доказывают, что высокий уровень мудрости может быть присущ лицам самых различных возрастов, мудрость не является неизбежно связанной с возрастом. В зарубежной психологии существует точка зрения, что мудрость ведет себя подобно кристаллическому интеллекту, удерживая свой уровень, начиная с ран-
ней взрослости и вплоть до глубокой старости. Пожилой возраст не может ни приносить мудрость, ни отбирать ее, что говорит об отсутствии корреляции между возрастом и уровнем мудрости.
Таким образом, на основании проведенных эмпирических исследований можно дать ответы на вопрос, поставленный в заглавии статьи: пожилой возраст не дарит нам автоматически мудрость, а также (что более позитивно) - старость не приводит к снижению мудрости.
Мудрость может являться одним из факторов адаптации - успешного существования личности, наличия удовлетворенности жизнью, ощущения психического комфорта и равновесия.
Библиографический список
1. Ardelt, M. (2003). Empirical assessment of a threedimensional scale. Research on Aging, 25, 275-324.
2. Baltes, P.B., & Smith, J. (2008). The fascination of wisdom: Its nature, ontogeny, and function. Perspectives on Psychological Science, 3, 56-64.
3. Birren, JE & Fisher, LM(1990). The elements of wisdom: overview and integration. In RJ Sternberg (Ed.), Wisdom, its nature, origins and development (pp. 317-332). Cambridge: Cambridge University Press.
4. Brent, S.B. & Watson, D. (1980). Aging and Wisdom: individual and collective aspects. Paperpresented at the Meeting of the Gerontological Society of America. San Francisco.
5. Brown, S.C. (2004a). Learning across campus: How college facilitates the development of wisdom. Journal of College Student Development, 45, 134-148.
6. Clayton, V.P. (1975). Erikson's theory of human development as it applies to the aged: Wisdom as contradictory cognition. Human Development, 18, 119-128.
7. Dittmann-Kohli, F. & Baltes, P.B. (1990). Toward a neofunctionalist conception of adult intellectual development. Wisdom as a prototypical case of intellectual growth. In C. Alexander & E. Langer (Eds.), Higher stages of human development: Perspectives on adult growth (pp. 54-78). New York: Oxford University Press.
8. Holliday, S.G. & Chandler, M.J. (1986). Wisdom: explorations in adult competence. Basel: Karger.
9. Kitchener, K., King, P., Wood, P., & Davison, M. (1989). Sequentiality and consistency in the development of reflective judgment: A six-year longitudinal study. Journal of Applied Developmental Psychology, 10, 73-95.
10. Kramer, D.A. (1990). Conceptualizing wisdom: the primacy of affect-cognition relations. In R. Sternberg (Ed.), Wisdom: Its nature, origins and development (pp. 279- 309). Cambridge: Cambridge University Press.
11. Smith, J., & Baltes, P.B. (1990). Wisdom-related knowledge: Age/cohort differences in responses
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
39
to life planning problems. Developmental Psychology, 26, 494-505..
12. Sternberg, R.J. (1998). A balance theory of wisdom. Review of General Psychology, 2, 347-365.
13. SternbergR. (Ed.) (1990). Wisdom: Its nature, origins and development. Cambridge: Cambridge University Press.
УДК 159.9:62
Молчанова Людмила Николаевна
кандидат психологических наук Курский государственный медицинский университет
Старкова Елена Евгеньевна
Курская областная детская больница № 2 [email protected]
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ПОМОГАЮЩЕГО ТИПА
С позиций интегративной парадигмы, соединяющий общепсихологические методологические принципы, концепции профессионального развития личности, структурно-процессуальный подход к изучению состоянии психического выгорания, дается теоретическое обоснование закономерностей его трансформации в личностные свойства.
Ключевые слова: трансформация, закономерности трансформации, структурно-динамические изменения, состояние психического выгорания, психологические механизмы.
Актуальность проблемы профессиональных деформаций личности определяется направленностью на решение задач благополучного долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 года), к числу которых относится сохранение и укрепление здоровья граждан страны в условиях оптимизации их профессиональной деятельности, которая может оказывать на личность не только продуктивное, развивающее влияние, но и деформирующее, продуцируя возникновение негативных психических состояний, снижающих эффективность самой деятельности и меняющих систему личностных свойств.
В зону исследовательского внимания по-прежнему попадает проблема динамики психических состояний, их взаимосвязей с психическими свойствами. Анализ степени её разработанности свидетельствует о том, что на сегодняшний день имеются доказательства влияния психических свойств на формирование психических состояний [10]. Мало исследованными остаются аспекты влияния психических состояний на психические свойства, трансформация одних состояний в другие, трансформация психических состояний в личностные свойства, черты.
Обобщение результатов исследований динамики психических состояний, их взаимоотношений с психическими свойствами позволяет сделать вывод о том, что под воздействием условий и содержания профессиональной деятельности у человека возникают относительно статичные психические (психофизиологические) состояния, которые могут переходить в устойчивые личностные свойства, черты, способствуя формированию профессионально-личностных деформаций. Наличие общих осно-
ваний у профессиональных деформаций личности и психического выгорания позволяет его рассматривать в контексте профессиональных деформаций.
Впервые к проблеме психического выгорания как эмоционального утомления, вызванного взаимоотношениями между профессионалом и его клиентом, почти одновременно обратились в рамках клинико-психологического направления исследований американский психиатр Х. Фрейденбер-гер (1974), а в рамках социально-психологического - американский психолог К. Маслак (1976). К лицам, подверженным его влиянию, изначально относили социальных работников, врачей, юристов, педагогов. Психическое выгорание данных специалистов объяснялось специфическими условиями и содержанием так называемых помогающих профессий в системе «человек-человек»: интенсивностью, продолжительностью и сложностью межличностных контактов, разновозрастным контингентом клиентов, остротой их проблем, и т.д. [16; 18]. В настоящее время сложилось научное представление, согласно которому психическое выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений [2; 8; 11; 17]. Существует значительное количество объясняющих его природу научных подходов. К числу наиболее значимых относятся: структурный, процессуальный, структурно-процессуальный подходы.
Согласно структурному подходу психическое выгорание, понимается как состояние, включающее конкретные элементы [8; 11; 17].