Научная статья на тему 'Психометрический анализ русскоязычной шкалы мудрости 3d-ws'

Психометрический анализ русскоязычной шкалы мудрости 3d-ws Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
434
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУДРОСТЬ / WISDOM / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ПСИХОМЕТРИКА / PSYCHOMETRICS / ВАЛИДНОСТЬ / VALIDITY / НАДЕЖНОСТЬ / RELIABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дровосеков Сергей Эдуардович

Представлен краткий обзор концепций и опросников мудрости в отечественной и зарубежной психологии. На примере адаптации русскоязычной версии шкалы мудрости 3D-WS М. Ардельт представлена возможность психометрического исследования конструкта мудрости на русскоязычной выборке. Данный опросник предложен в виде интегративного сочетания трех шкал, составляющих по мнению автора, модель мудрости личности: аффективная, когнитивная и рефлексивная шкалы. На материале зарубежных испытуемых этот опросник был валидизирован в Канаде и США. В статье делается попытка анализа всей модели опросника на русскоговорящих испытуемых. Проведенное исследование показывает, что психометрические показатели русскоязычной версии удовлетворительно соответствуют характеристикам оригинальной версии опросника мудрости М. Ардельт. Представлен анализ внутренней согласованности модели опросника 3D-WS с применением коэффициента альфа Кронбаха по трем шкалам и 39 пунктам опросника. Показана специфика ответов на утверждения русскоязычными испытуемыми. Впервые с разрешения автора публикуется полная версия русскоязычной версии опросника мудрости 3D-WS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brief review of conception and questionnaires of wisdom in Russian and foreign psychology is presented. By the example of adaptation of the Russian-language M. Ardelt’s scale of wisdom 3D WS the possibility of psychometric study of wisdom construct on Russian-speaking sample is presented. The questionnaire is presented as integrative combination of three scales that constitute, in author’s opinion, a model of person’s wisdom including affective, cognitive and reflexive scales. The questionnaire was validated in Canada and the USA. The attempt to analyze the model of the questionnaire on Russian-speaking respondents is done in the article. The study has revealed that psychometric characteristics of Russian-language version correspond to the ones of original questionnaire of wisdom by M. Ardelt. The analysis of internal consistency of questionnaire’s 3D WS model with the application of Cronbach’s alpha coefficient for three scales and 39 items are presented. Specific character of answers for Russian-speaking respondents is shown. Under the author’s permission, for the first time the full version of Russian-language questionnaire of wisdom 3D WS is published.

Текст научной работы на тему «Психометрический анализ русскоязычной шкалы мудрости 3d-ws»

УДК 130.3

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКАЛЫ МУДРОСТИ 3D-WS

Для цитирования

Дровосеков, С. Э. Психометрический анализ русскоязычной шкалы мудрости 3D-WS / С. Э. Дровосеков // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 2 (43). - С. 88-95.

Аннотация. Представлен краткий обзор концепций и опросников мудрости в отечественной и зарубежной психологии. На примере адаптации русскоязычной версии шкалы мудрости 3D-WS М. Ардельт представлена возможность психометрического исследования конструкта мудрости на русскоязычной выборке. Данный опросник предложен в виде интегративного сочетания трех шкал, составляющих по мнению автора, модель мудрости личности: аффективная, когнитивная и рефлексивная шкалы. На материале зарубежных испытуемых этот опросник был ва-лидизирован в Канаде и США. В статье делается попытка анализа всей модели опросника на русскоговорящих испытуемых.

Проведенное исследование показывает, что психометрические показатели русскоязычной версии удовлетворительно соответствуют характеристикам оригинальной версии опросника мудрости М. Ардельт. Представлен анализ

© Дровосеков С. Э., 2018

С. Э. Дровосеков

внутренней согласованности модели опросника 3D-WS с применением коэффициента альфа Кронбаха по трем шкалам и 39 пунктам опросника. Показана специфика ответов на утверждения русскоязычными испытуемыми. Впервые с разрешения автора публикуется полная версия русскоязычной версии опросника мудрости 3D-WS.

Ключевые слова: мудрость, личность, диагностика, психометрика, ва-лидность, надежность.

Начиная с 2000-х годов и по настоящее время усиливается внимание отечественных исследователей к феномену мудрости. Это обусловлено рядом внутринаучных и социально-культурных причин. Так, Л. И. Анцы-ферова объясняет внимание к феномену мудрости изменившейся структурой развития психологии, выдвижением в центр исследования когнитивных процессов, постановкой новой проблемы социального интеллекта, повышением внимания к поздним периодам жизни человека [2]. В. В. Нуркова, А. Р. Алюшева и Н. Б. Бе-резанская отмечают, что с ростом рисков и неопределенности в обществе возрождается гуманитарный идеал эффективного мышления, результаты которого должны соответствовать общечеловеческим ценностям и жиз-

ненному опыту субъекта, и в этой ситуации надежды возлагаются на мудрость как «благоразумие,соединенное с добродетелью» [6, 7].

На современном этапе процесс научного изучения мудрости находится в стадии накопления эмпирических данных в рамках отдельных парадигм. Отсутствует более-менее универсальная теория мудрости, нет общепринятого ее определения.

Наша работа направлена на поиск надежного диагностического инструмента, который, имея под собой веские теоретические основания, позволял бы не только оценивать уровень мудрости, но и устанавливать корреляции,находить взаимосвязи с другими личностными переменными. Исследование направлено на проверку и введение в практику психологической работы нового инструментария - адаптированных к русскоязычной выборке тестов диагностики мудрости. В диагностике мудрости в последнее десятилетие заметна тенденция к расширению и дифференциации исследовательских направлений: разрабатываются многомерные личностные опросники [9, 16], опросники мудрости применяются в управленческой сфере [14] как инструменты изучения аспектов, и др. Опросники мудрости представляют собой удобный инструмент для изучения данного конструкта как в лон-гитюдных, так и в средовых исследованиях.

Опираясь на результаты изучения имплицитных теорий, полученные В. Клэйтон и Дж. Бирреном, М. Ардельт предложила модель мудрости как трех-компонетной личностной характеристики [13].

В исследовании В. Клэйтон и Дж. Биррен приняли участие 166 че-

ловек разных возрастных групп, которых просили описать мудрого человека.

Их ответы включали следующие качества: понимающий, опытный, наблюдательный, умный, интуитивный, неконфликтный, прагматичный, сопереживающий, склонный к самоанализу, компетентный, деликатный, имеющий чувство юмора. На основе этих ответов были выделены три компонента мудрости: когнитивный (опыт, интеллект), рефлексивный (самоанализ, интуиция) и эмоциональный (сострадание, эмпатия) [15].

Когнитивный компонент модели М. Ардельт семантически идентичен пяти критериям мудрости Берлинской парадигмы, однако он дополнен рефлексивным и аффективным компонентами. Кроме того, согласно диспозици-онной модели мудрость исследуется не прямо, через оценку уровня знаний в этой области, как предлагают П. Бал-тес и коллеги, а опосредованно, через анализ соответствующих личностных качеств.

Когнитивная составляющая мудрости включает в себя «желание знать правду», осмысливать глубокое значение явлений и событий, а также способность осознавать пределы человеческого знания [13, с. 275-278].

Рефлексивные характеристики мудрого человека подразумевают проницательное восприятие действительности, децентрацию, способность рассматривать события с разных точек зрения и воспринимать жизнь «как она есть», а не «через свои страхи и прогнозы, импульсы». В связи с этим рефлексия и самопознание являются необходимыми для развития мудрости. Рефлексия, полагает М. Ардельт, также помогает человеку «осознать

в смирении пределы человеческого знания», «позволяет отойти от эгоцентризма и способствовать развитию сочувствия и сострадания». Это «сердце» аффективного компонента мудрости. Мудрые люди больше заботятся о коллективном и универсальном, чем о личном благосостоянии, а значит, им легче принять ограничения жизни, в том числе физический спад и смерть [8].

Таким образом, мудрость рассматривается как латентная переменная, определяющаяся когнитивным, рефлексивным и аффективным компонентами личности. Подобный подход, как подчеркивает М. Ардельт, имеет два важных преимущества: теоретическое, поскольку исключает отчуждение знания от человека, и методологическое, поскольку может быть применен к уже существующим исследованиям.

Разработанная и стандартизированная М. Ардельт методика измерения мудрости получила широкое распространение. 3D-WS (Three-Dimensional Wisdom Scale), или трех-компонентная шкала мудрости, включает в себя 14, 12 и 13 вопросов для оценки когнитивного, рефлексивного и аффективного компонентов соответственно [9]. М. Ардельт констатирует, что все три составляющих мудрости являются взаимосвязанными и образуют единство.

Нами было получено официальное разрешение на адаптацию и перевод опросника. После пилотажных исследований нами был проведен полный анализ надежности по коэффициенту альфа Кронбаха всех шкал и утверждений опросника 3D-WS [4, 5].

Все пункты шкалы опыта являются надежными в эмпирической версии опросника. Надежность шкалы равна

0,783, что говорит о хорошей согласованности и работоспособности пунктов.

Все пункты шкалы рефлексии являются надежными в эмпирической версии опросника. Надежность шкалы равна 0,763, что говорит о хорошей согласованности и работоспособности пунктов.

Шкала аффективная в опроснике 3D-WS является ненадежной (0,634), а также есть пункты, превосходящие исходную: надежность пункта № 17 «Если я вижу нуждающихся людей, я стараюсь им как-то помочь» равна 0,638. Данный пункт является ненадежным, так как его смысловое значение больше соотносится с альтруизмом и взаимовыручкой, чем с эмоциональным состараднием.

Далее был проведен дальнейший анализ надежности, в ходе которого надежность шкалы была повышена до 0,677. Количество пунктов убавлено до 7.

Несмотря на теоретическую обоснованность и проработанность в отличие от западного аналога, апробация зарубежного опросника 3D-WS на выборке российских испытуемых обнаружила ряд специфических особенностей, затрудняющих его использование в нашей культуре:

- низкая надежность ряда пунктов и шкал опросника;

- высокая когнитивная сложность ряда утверждений;

- социальная желательность ряда формулировок.

Тем не менее выявленная нами в предыдущих исследованиях структура опросника и набор его корреляций со смежными переменными говорит об удовлетворительной пригодности и дальнейшей валидизации опросника [3].

Надежность пунктов когнитивной шкалы

Таблица 1

Альфа Кронбаха пункта Колчество пунктов

0,783 14

1. В нашем сложном мире единственный способ узнать, что происходит -это положиться на лидеров или экспертов, которым можно доверять 0,771

3. Жизнь практически всегда одинакова 0,769

5. Почти всех людей можно разделить на честных и нечестных 0,771

7. Существует только один правильный способ сделать что-либо 0,767

9. Лучше не знать слишком много о том, что невозможно изменить 0,771

11. Счастье в неведении 0,765

13. Человек или знает ответ на вопрос, или нет 0,777

15. Люди или хорошие, или плохие 0,757

22. Я стараюсь предвидеть и избегать ситуации, в которых есть вероятность того, что мне придется глубоко задумываться о чем-либо 0,769

25. Проблема становится мало привлекательной для меня, если я думаю, что у нее нет решения 0,772

28. Часто я не понимаю поведения людей 0,780

31. Я предпочитаю, чтобы все шло своим чередом, не задумываясь о том, почему так получилось 0,765

34. Я колеблюсь в принятии важных решений и после их обдумывания 0,782

38. Простое знание решения проблемы, без понимания причин такого решения, меня вполне устраивает 0,766

Таблица 2 Надежность пунктов рефлексивной шкалы

Альфа Кронбаха пункта Колчество пунктов

0,763 14

6. Я бы чувствовал себя намного лучше, если бы мои нынешние обстоятельства изменились 0,757

10. Дела часто идут плохо, но в этом нет моей вины 0,753

16. При разногласиях я стараюсь понять точку зрения других людей, прежде чем принять решение 0,748

18. Когда меня кто-то расстраивает, я, как правило, пытаюсь на время представить себя на его месте 0,753

20. Я всегда стараюсь рассмотреть проблему со всех сторон 0,741

23. Оглядываясь на прошлое, я чувствую себя обиженным 0,743

Окончание таблицы 2

26. Если дела идут плохо, я либо злюсь, либо впадаю в депрессию 0,738

29. Иногда эмоции захлестывают меня настолько, что я не в состоянии обдумать различные пути решения моих проблем 0,732

32. Когда возникает какая-то сложная проблема, первое, что я делаю, это изучаю ситуацию и стараюсь принять во внимание всю значимую информацию 0,732

35. Прежде чем критиковать кого-то, я стараюсь представить, как бы я себя чувствовал на его месте 0,750

37. Оглядываясь на прошлое, я чувствую себя обманутым 0,745

9. Мне иногда бывает трудно увидеть ситуацию глазами другого человека 0,762

Таблица 3

Надежность пунктов аффективной шкалы

Альфа Колчество

Кронбаха

пунктов

пункта

0,634 13

2. Меня раздражают несчастные люди, которые только и делают, что жалеют себя 0,625

4. Люди придают слишком большое значение чувствам и чувствительности животных 0,631

8. Я знаю, что есть люди, которые никогда не будут мне нравиться 0,609

12. Мне комфортно в общении с самыми разными людьми 0,632

14. В действительности это не моя проблема, если у других людей неприятности и им нужна помощь 0,594

17. Если я вижу нуждающихся людей, я стараюсь им как-то помочь 0,638

19. Есть люди, которые не нравятся мне настолько, что я рад в душе, когда они пойманы и наказаны за то, что совершили 0,599

21. Иногда я чувствую настоящее сострадание ко всем людям 0,626

24. Я часто не утешал других, когда они в этом нуждались 0,631

27. Иногда я не чувствую жалости к другим людям, когда у них возникают проблемы 0,585

30. Иногда, когда люди со мной разговаривают, мне хочется, чтобы они поскорее ушли 0,603

33. Я не люблю выслушивать других людей, когда они говорят о своих неприятностях 0,610

36. Меня легко раздражают люди, которые со мной спорят 0,608

Библиографический список

1. Алюшева А. Р. Мудрость и автобиографический модус познания // Четвертая Международная конференция по когнитивной науке : тезисы докладов : в 2 т. (Томск, 22-26 июня 2010 г.). Томск, 2010. Т. 1. С. 135-137.

2. Анцыферова Л. И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 3. С. 17-24.

3. Дровосеков С. Э., Самбуро-ва И. А. Взаимосвязь шкалы мудрости и временной перспективы личности

(на примере опросника 3D-WS) // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 32. С. 37-40. URL: http://e-koncept.ru/2016/ 56660.htm (дата обращения: 27.02.2018].

4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. М., 1994. 382 с.

5. Митина О. В. Разработка и адаптация психологических опросников : учеб. пособие. М., 2011. 235 с.

6. Нуркова В. В., Алюшева А. Р. Феномен мудрости с позиций культурно-де-ятельностного подхода // 125 лет Московскому психологическому обществу : юбилейная конф. : в 3 т. М., 2010. Т. 3. С. 287-288.

7. Нуркова В. В., Алюшева А. Р., Бе-резанская Н. Б. Проблема исследования мудрости в контексте смысловой теории мышления // Идеи О. К. Тихомирова и А. В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии: к 80-летию со дня рождения : материалы Всерос. науч. конф. (с иностр. участием). М., 2013. С. 68-71.

8. Ardelt M. Antecedents and effects of wisdom in old age: a longitudinal perspective on aging well // Research on Aging, 2000. Vol. 22, № 4. P. 360-394.

9. Ardelt M. Empirical assessment of a three-dimensional wisdom scale //

Research on Aging, 2003. Vol. 25, № 3. P. 275-324.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ardelt M. Intellectual versus wisdom-related knowledge: the case for a different kind of learning in the later years of life // Educational Gerontology, 2000. № 26. P. 771-789.

11. Ardelt M. Where Can Wisdom Be Found? : a reply to the commentaries by Baltes and Kunzmann, Sternberg, and Achenbaum // Human Development, 2004. № 47. P. 304-307.

12. Ardelt M. Wisdom and life satisfaction in old age // Journal of Gerontology: Psychological Sciences, 1997. Vol. 52B, № 1. P. 15-27.

13. Ardelt M. Wisdom as expert knowledge system: a critical review of a contemporary operationalization of an ancient concept // Human Development, 2004. № 47. P. 257-285.

14. Brown C., Greene J. The wisdom development scale: further validity investigations // Aging and human development, 2009. Vol. 68, № 4. P. 289-320.

15. Clayton V. P. Wisdom and intelligence: the nature and function of knowledge in the later years // International Journal of Aging and Human Development, 1982. Vol. 15, № 4. P. 315-321.

16. Webster J. D. (2003). An Exploratory Analysis of a Self-Assessed Wisdom Scale. Journal of Adult Development, 10, (1), 13-22.

Приложение

Русскоязычный текст опросника 3D-WS

Отметьте галочкой нужный ответ:

1 - полностью согласен;

2 - согласен;

3 - затрудняюсь ответить;

4 - не согласен;

5 - совершенно не согласен.

1. В нашем сложном мире единственный способ узнать, что происходит -это положиться на лидеров или экспертов, которым можно доверять.

2. Меня раздражают несчастные люди, которые только и делают, что жалеют себя.

3. Жизнь практически всегда одинакова.

4. Люди придают слишком большое значение чувствам и чувствительности животных.

5. Почти всех людей можно разделить на честных и нечестных.

6. Я бы чувствовал себя намного лучше, если бы мои нынешние обстоятельства изменились.

7. Существует только один правильный способ сделать что-либо.

8. Я знаю, что есть люди, которые никогда не будут мне нравиться.

9. Лучше не знать слишком много о том, что невозможно изменить.

10. Дела часто идут плохо, но в этом нет моей вины.

11. Счастье в неведении.

12. Мне комфортно в общении с самыми разными людьми.

13. Человек или знает ответ на вопрос, или нет.

14. В действительности это не моя проблема, если у других людей неприятности и им нужна помощь.

15. Люди или хорошие, или плохие.

16. При разногласиях я стараюсь понять точку зрения других людей, прежде чем принять решение.

17. Если я вижу нуждающихся людей, я стараюсь им как-то помочь.

18. Когда меня кто-то расстраивает, я, как правило, пытаюсь на время представить себя на его месте.

19. Есть люди, которые не нравятся мне настолько, что я рад в душе, когда они пойманы и наказаны за то, что совершили.

20. Я всегда стараюсь рассмотреть проблему со всех сторон.

21. Иногда я чувствую настоящее сострадание ко всем людям.

22. Я стараюсь предвидеть и избегать ситуации, в которых есть вероятность того, что мне придется глубоко задумываться о чем-либо.

23. Оглядываясь на прошлое, я чувствую себя обиженным.

24. Я часто не утешал других, когда они в этом нуждались.

25. Проблема становится мало привлекательной для меня, если я думаю, что у нее нет решения.

26. Если дела идут плохо, я либо злюсь, либо впадаю в депрессию.

27. Иногда я не чувствую жалости к другим людям, когда у них возникают проблемы.

28. Часто я не понимаю поведения людей.

29. Иногда эмоции захлестывают меня настолько, что я не в состоянии обдумать различные пути решения моих проблем.

30. Иногда, когда люди со мной разговаривают, мне хочется, чтобы они поскорее ушли.

31. Я предпочитаю, чтобы все шло своим чередом, не задумываясь о том, почему так получилось.

32. Когда возникает какая-то сложная проблема, первое, что я делаю, это изучаю ситуацию и стараюсь принять во внимание всю значимую информацию.

33. Я не люблю выслушивать других людей, когда они говорят о своих неприятностях.

34. Я колеблюсь в принятии важных решений и после их обдумывания.

35. Прежде чем критиковать кого-то, я стараюсь представить, как бы я себя чувствовал на его месте.

36. Меня легко раздражают люди, которые со мной спорят.

37. Оглядываясь на прошлое, я чувствую себя обманутым.

38. Простое знание решения проблемы, без понимания причин такого решения, меня вполне устраивает.

39. Мне иногда бывает трудно увидеть ситуацию глазами другого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.