Научная статья на тему 'МУДРАЯ АПА И РЕШИТЕЛЬНАЯ МИРИАМ'

МУДРАЯ АПА И РЕШИТЕЛЬНАЯ МИРИАМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. П. МОРРИСОН / A. MORRISON / В. Г. МОРОЗОВА / РЕПРЕССИИ / REPRESSIONS / ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / DAILY OCCURRENCE HISTORY / ТАТАРЫ / TATARS / V. MOROZOVA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хорошкевич Анна Леонидовна

В публикации, основанной на воспоминаниях Н. Морозовой, дочери репрессированного журналиста и деятеля культуры А. П. Моррисона, о жизни в ссылке в татарской деревне в Башкирии, содержится искренний рассказ о гостеприимстве простой татарской семьи. Он ярко характеризует понятие, обозначаемое современным языком как «дружба народов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WISE APA AND RESOLUTE MIRIAM

The publication, based on memoirs of N. Morozova’s, the daughter of the repressed journalist and the cultural figure A. Morrison about life in exile in the Tatar village in Bashkiria, contains the sincere story about hospitality of a simple Tatar family. It brightly characterizes the concept designated by the modern language as «friendship of the people».

Текст научной работы на тему «МУДРАЯ АПА И РЕШИТЕЛЬНАЯ МИРИАМ»

Мудрая Апа и решительная Мириам

Наш рассказ о незаметных героинях недавнего прошлого, никому неизвестных татарках «Апе» и Мириам. Они так бы и остались неизвестными, если бы в СССР в 1930-е гг. не велась бы безжалостная борьба с «троцкистами», а ее жертвой среди миллионов прочих не стала бы удивительно талантливая девочка, дочь финна и русской, описавшая мытарства отца, матери-скульптора и ее семейства.

В Финляндии, которая до 6 декабря 1917 г. находилась в составе Российской империи в качестве Великого княжества, в начале ХХ в. было очень развито социал-демократическое движение, некоторые участники которого, перебираясь в Россию, вступали даже и в Российскую социал-демократическую партию (большевиков). Среди последних был и Александр Платонович Моррисон, принявший самое активное участие в создании нового «социалистического» государства. Увлеченный благородной идеей, инициативный, жизнерадостный и трудолюбивый, он не покладая рук трудился на всех постах. После недолгой учебы на факультете журналистики Московского университета успешно писал сам, был и редактором провинциальных газет в Челябинске, Новороссийске, Краснодаре, Шахтах, Таганроге, заядлым театралом и при этом находил время для заботы о музеях и театрах. Духом созидания была охвачена и боготворимая им жена Вера Георгиевна Морозова, скульптор, с которой они встретились в комсомольской ячейке

Челябинска в 1922 г. В 1924-1925 гг. она спасла мужа от туберкулеза благодаря целебному климату Златоуста и своей стряпне. В Таганроге А. П. Моррисон при поддержке первого секретаря горкома С. Х. Варданиана стал инициатором восстановления здания театра и театрального актерского коллектива. К 1933 г. А. П. Моррисон и М. М. Ан-дреев-Туркин (одноклассник Чехова) восстановили домик писателя, превратив его в музей (при этом была спасена масса рукописей писателя, оставшихся от растопки печей). Все это происходило на фоне коллективизации, сопровождавшейся массовым голодом и волной репрессий, в том числе «чистками» в партии.

Моррисон очень опасался за себя, поскольку жил под псевдонимом, а его отец Юревич, происходивший из мелкой польско-литовской шляхты, служил в жандармерии в Гельсингфорсе (Хельсинки). Убийство Кирова послужило предлогом для новых репрессий. Волна задела деда по матери Георгия Георгиевича Морозова, комиссара екатеринбургской тюрьмы, где содержались близкие к царской фамилии люди, участника Гражданской войны. К середине 1930-х гг. он был директором алебастрового завода в Уфе. Но в это время ему припомнили отказ выдать царя и его семью для расстрела без суда, критику злоупотреблений новой власти в 1920-е гг. и восхищение Л. Троцким. Неизлечимо больной раком, он вынужден был скитаться, чтобы избежать аре-

«

ста. Умер в Таганроге после посещения сына, секретаря Кунцевского райкома партии, который вскоре был смещен с этого поста. Сын Константин умирал в должности директора ткацкой фабрики в Кунцево1.

Был арестован С. Х. Варданиан, вскоре вслед за ним и А. П. Моррисон, на деятельность которого имел несчастье обратить внимание Н. И. Бухарин. Он вызывал Моррисона в Москву для обсуждения празднования 75-летия А. П.Чехова. В том же 1935 г. организатора чеховского праздника сняли с должности ответственного редактора «Таганрогской правды» и 12 ноября 1936 г. арестовали. На следующий год, 21 августа, было начато следствие по обвинению директора Института истории и техники Н. И. Бухарина, однако его арестовали лишь 27 февраля 1937 г., и через год 15 марта 1938 г. расстреляли как сторонника Л. Д. Троцкого. Несколько ранее на пленуме ЦК ВКП(б) в феврале-марте 1937 г. Моррисона обвинили в соучастии подготовки покушения на И. Сталина и уже 14 июня расстреляли.

Семья «врага народа» оказалась под угрозой. Попали под подозрение и братья Веры Георгиевны, которые чудом избежали гибели. Его дочь Нелли — во избежание определения в детдом для детей «врагов народа» — отправили к бабушке в Уфу. В. Г. Морозова осталась в Таганроге, чтобы оттуда ездить хлопотать за мужа. Она в отличие от большинства жен осужденных по 58-й статье избежала отправки в лагерь из-за своего упорства, настойчивости и активного сопротивления. Несмотря на получение извещения о приговоре от 14 июня 1937 г. о десятилетнем заточении Александра Платоновича «без права переписки» (что, как выяснилось спустя 20 лет, означало расстрел)2, она непрерывно писала письма в ЦК о невиновности мужа. В. Г. Морозова сумела запугать тамошнего начальника, заявив ему, что она «ясновидящая» и твердо знает, что через три месяца после ее заточения сам начальник будет расстрелян. Тот, оценив ситуацию, выдал ей чистый паспорт, без пометки о ссылке и лишении прав.

Но в ссылку в глухую татарскую деревню — в с. Бакалы бывшего Беле-беевского уезда Уфимской губернии все-таки отправил и ее, и дочь. Расположенное на крайнем западе Башкирии, село находилось (как находится и сейчас) на границе между Татарией и Башкирией в 173 км от Уфы. В 1930-е гг. оно было окружено лесами, которые доставляли его жителям некоторые источники пропитания — грибы и ягоды. В селе дружно жили татары, русские, башкиры, чуваши, марийцы и кряше-ны. В районном центре была лавка с пустыми прилавками, школа, фельдшер и обязательное НКВД с двумя неизбежными часовыми — одним снаружи, другим внутри. Сюда каждые десять дней мать ходила отмечаться и постоянно получала приказ поступить на работу. Опасаясь отправки дочери в приют, она постоянно отказывалась, ссылаясь на свою нервную болезнь и заикание.

Органы НКВД направили Морозовых (теперь и Нелли стала Морозовой, а не Моррисон) на жительство к старухе-татарке, не владевшей русским языком (она потребовала, чтобы ее звали просто «апа» — тетя, сестра), и ее невестке Марии, свободно говорившей и по-русски. Их дом — это чистая просторная изба, разделенная надвое дощатой перегородкой и русской печью. Еще один жилец, занимавший маленький закуток, был работником местной газеты, который узнав о новых соседках, в панике бежал, что вызвало резкую реакцию старшей хозяйки: «Бумага есть? Есть... Гамна-шеловек...» Вера Георгиевна спросила, чем Апа недовольна. Мария пояснила, что свекровь возмущена его трусостью, а вселение ссыльных было законным — по распоряжению властей. Осиротевшие жена и дочь Александра Платоновича отвыкли от доброго отношения к ним. Таганрог-цы, за исключением старика М. М. Ан-дреева-Туркина, перебегали на другую сторону улицы, чтобы, не дай бог, не вступить с опальными в контакт. Лишь Михаил Михайлович демонстративно переходил поближе к ним и, сняв шляпу, громко спрашивал: «Как там наши в тюрьме?»3

174)

СВИДЕТЕЛЬСТВА. МЕМУАРЫ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2014

Неожиданный взрыв негодования Апы очень ободрил ее новых постоялиц. В чужом месте, безо всяких знакомых, фактически без средств к существованию (немного помогал один из братьев Веры Георгиевны) — и вдруг такое внимание Апы. У нее было собственное горе: незадолго до приезда ссыльных Морозовых скончался ее сын, в чем она винила невестку, также тяжело переживавшую смерть мужа. Апа держала корову, несколько овец и кур и постоянно занималась прядением ниток. Обнаружив крайнюю нищету новых жилиц (летом они пробавлялись шампиньонами и ягодами, зимой совсем затягивали пояса), она регулярно подкармливала их то маслом, то молоком, то мясом.

Однако «татарская деревня на башкирской земле» имела несколько национальных ликов. В том числе и русский, который поначалу ссыльным Морозовым показался малопривлекательным. По дороге из школы Нелли или при прогулках вместе с матерью их порой сопровождали крики детей: то просто «Троцкисты, троцкисты!», то «Заика! Заика! Троцкисты идут!». Хотя Нелли и не знала, что такое «троцкист», дразнилка казалась очень обидной, тем более, что девочку однажды даже обсыпали золой. Зато при этом неожиданно появился 15-летний рыцарь, который так стукнул обидчиков головами, что у тех искры из глаз посыпались. И тотчас скрылся, не дожидаясь изъявлений благодарности.

Вера Георгиевна однажды даже припустилась за обидчиками, а уж когда и соседский мальчишка принялся за это же занятие, она пригласила его к себе и услышала в ответ: «Нашли дурака!» — «Ты, может, трус?» — «Никакой я не трус!» — «Тогда ты, может, злой?.. У тебя злая мать или злой отец?» — «Ничего они не злые!» — «Тогда я открою тебе секрет: гораздо приятнее быть добрым»4. И позвала его починить развалившуюся табуретку... На третий день он явился и старательно восстановил этот необходимый предмет мебели. В награду же удостоился увидеть плясуна, по образцу «лилового негра» Александра Вертинского изображав-

шего любой танец, если умело дергать за веревочки. Загипнотизированный невиданным чудом, бедный Петька, не проронив ни слова, ушел, пятясь. А на следующий день привел своего приятеля — врага «троцкистов» № 2. Первый из них превратился в завсегдатая и доброго помощника дома, где обитали четыре представительницы слабого пола: чинил все, что требовалось, рубил дрова, а заодно и слушал чтение вслух.

Нелли ходила в школу с двумя классными комнатами, где тем не менее занимались десять классов. Хотя большинство ребят были татарами, учились все только на русском. Кроме директора мужчин не было. Прибывшие в село горожанки-преподавательницы были довольно беспомощны и абсолютно законопослушны. Ботаничка по прозвищу Люутик (по ее страстному восхищению лютиками), классная руководительница 6-го класса в который поступила Морозова, отличилась при выборах старосты класса. Неожиданно для Нелли решительная одноклассница татарка Мириам Ильдыгеева предложила выбрать новенькую старостой. Ботаничка потребовала выдвинуть несколько кандидатур. Мириам, пользовавшаяся большим авторитетом в классе, уверенно возразила: «Не надо несколько. Морозову надо. Морозова училась в городе. Всегда объясняет, кто чего не понял. И справедливость. Хороший староста будет». Люутик снова: «Староста должен быть политически грамотным». Мириам за словом в карман не полезла: «Грамотней у нас нет. Морозову уважаем. Кто за?» Взметнулся лес рук. «Кто против?» Не оказалось никого. Но Люутик не уступила. «Выборы не считаются». Мириам не сдавалась: «Почему?» Из уст слабой женщины прозвучал четкий и жесткий ответ: «Морозова — дочь врага народа. Это признали органы НКВД. А наши органы никогда не ошибаются. Мы не можем доверить дочери врага народа быть старостой нашего класса. За это нас по головке не погладят». «А зачем нас гладить?! Не пять лет», — не унималась непокорная Мариам...5 «Сын за отца,.. то есть дочь, за отца не отвечает», —

МУДРАЯ АПА И РЕШИТЕЛЬНАЯ МИРИАМ

175

последнее слово все-таки осталось за Мириам.

Эта маленькая сравнительно с другими травма была не единственной за время пребывания в Бакалах. Вызов матери в НКВД выбил Нелли из колеи. После того, как у нее на глазах «голубые фуражки» увели Веру Георгиевну из дома, она, сидя у окна, заболела жесточайшей ангиной. Десять дней девочка не приходила в сознание. И каждый день приходил фельдшер Иван Герасимович, иногда терявший надежду на выздоровление пациентки. Когда Нелли пришла в себя, второй после матери она увидала Апу: «Живой! Помер — йок (нет)», — ахнула она и тотчас притащила воз еды, которую девочке еще нельзя было есть.6

Поздней осенью 1938 г. Вера Георгиевна исхитрилась добывать деньги собственными руками. Неллина бабушка Екатерина Дмитриевна из Уфы присылала вату и краски, а Вера Георгиевна с соседскими ребятами мастерила дедов-морозов, которых бабушка, вышедшая из среды раскольников (ее отец Дмитрий Копылов был раскольничьим начетчиком) и ненавидевшая торговлю, продавала на рынке. «Троцкисты» и их «враги №№ 1-2» вместе задумали устроить новогоднюю елку, для которой бабушка отправила несколько игрушек. Ради елки Морозовы отложили даже отъезд в Уфу, на который, наконец, пришло разрешение. Праздник удался на славу, скрипач наяривал на единственной струне своего инструмента, а юные гости то водили хоровод, то пели русские, татарские песни, то покатывались от смеха, когда бывший «враг № 1», забравшись на скамью, привел в действие свой пода-

рок — плясуна, точь-в-точь похожего на самого Петьку.

Память об этом Новом годе сохранилась на десятилетия. О «троцкистской елке», где каждый из гостей получил подарок, Вере Георгиевне рассказал попутчик в поезде лет через двадцать. Недовольной была только Апа, даже получив миниатюрную прялку с веретеном. При отъезде постоялиц 1 января 1939 г. она сердито сыпала татарскими словами, завершив речь по-русски: «Совсем не приезжал!» Невестка перевела: «Лучше бы вы совсем не приезжали. Тогда бы она не знала, что на свете такие люди бывают». И услышала в ответ: «Разве так можно! Тогда и мы не узнали бы Вашей доброты.» И снова пылкая татарская речь: «Говорит, храни вас Аллах!.. Говорит, помнить будет. Говорит,

со мной ругаться не станет»7.

***

Завершая рассказ о трогательной заботе татарок о сосланных русских женщинах, хочу подчеркнуть, что сейчас особенно важны традиции дружбы, уважения и даже просто терпимости разных народов друг к другу.

Бакалы, где оказались Морозовы, знамениты многими выдающимися людьми. Это село было родиной и выдающегося отечественного славяноведа В. А. Дьякова (1919-1995), всю жизнь занимавшегося судьбами польских революционеров, в том числе и участников восстания 1863 г., оказавшихся в ссылке в России. Его работы ломали стереотипные представления о вражде русских и поляков. Выходец из татарской деревни на башкирской земле с детства унаследовал идеи уважения к разным народам.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Морозова Н. Мое пристрастие к Диккенсу. Семейная хроника. ХХ век. - М., 2013. - С. 178.

2. Там же. - С. 180.

3. Там же. - С. 183.

4. Там же. - С. 204-207.

5. Там же. - С. 210-212.

6. Там же. - С. 216.

7. Там же. - С. 225.

Анна Хорошкевич,

доктор исторических наук

СВИДЕТЕЛЬСТВА. МЕМУАРЫ_

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.