Научная статья на тему 'СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ-ТАТАРКИ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ (СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ З. Ш. ТАГИРОВОЙ-САЛЕХОВОЙ)'

СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ-ТАТАРКИ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ (СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ З. Ш. ТАГИРОВОЙ-САЛЕХОВОЙ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
З. Ш. ТАГИРОВА-САЛЕХОВА / ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА / HISTORY OF TATARSTAN / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / WOMEN'S MOVEMENT / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FEMALE EDUCATION / ПРАВА ЖЕНЩИН-МУСУЛЬМАНОК / RIGHTS OF MUSLIM FEMALE / РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ / ROLE OF THE PERSONALITY IN THE HISTORY / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / Z. TAGIROVA-SALEKHOVA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айнутдинова Лариса Махмутовна, Ахметшина Флёра Анасовна

Жизнь и судьба одной из первых учительниц-татарок З. Ш. Тагировой (в замужестве Салеховой) рассматривается в контексте истории Татарстана и татарского народа. Нелегкая судьба татарской интеллигенции в период революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, время голода и репрессий отражена на примере семьи Тагировых-Салеховых, внесшей заметный вклад в развитие культуры, науки и образования татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESTINY OF THE TATAR FEMALE IN THE CONTEXT OF TIME (PAGES OF Z. TAGIROVA-SALEKHOVA’S LIFE)

Life and destiny of one of the first Tatar teachers Z. Tagirova (Salekhova after marriage) is considered in the context of history of Tatarstan and the Tatar people. The hard destiny of the Tatar intellectuals during revolution, Civil and the Great Patriotic Wars, starvation and repressions is reflected on an example of the Tagirov-Salekhov family which made a noticeable contribution to cultural development, science and education of Tatars.

Текст научной работы на тему «СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ-ТАТАРКИ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ (СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ З. Ш. ТАГИРОВОЙ-САЛЕХОВОЙ)»

Судьба женщины-татарки в контексте времени

(Страницы жизни З. Ш. Татровой-Салеховой)

В Российской империи до начала XX в. основная направленность женского движения сводилась главным образом к борьбе за предоставление женщинам равных прав с мужчинами в получении образования. Женский вопрос поднимался такими татарскими просветителями, как Ш. Марджани, К. Насыри, Г. Ильяси, Р. Фахретдин и др. По их мнению, просвещение женщины должно было стать залогом не только ее освобождения, но и прогресса всей нации.

В развитии татарской культуры и образования большую роль сыграл целый ряд женщин (Б. А. Абсалямова, Х. Ш. Ахмерова, Ф. А. Аитова и др.), чья жизнь и деятельность до сих пор

остаются малоизученными. Важное место среди них занимает одна из первых учительниц-татарок Зухра Шакирджа-новна Тагирова (в замужестве Салехо-ва), внесшая весомый вклад в борьбу за права женщин-мусульманок.

Зухра родилась 27 августа 1884 г. в Казани в семье известного педагога Ш. А. Тагирова. Шакирджан Ахмет-зянович преподавал черчение и рисование в Казанской татарской учительской школе (КТУШ) и одновременно русский язык в казанских медресе, а также мусульманское вероучение в Казанском первом реальном училище и в Казанском коммерческом училище. Он стал автором целого ряда учебников и одного из первых иллюстрированных

1134:

ВРЕМЯ В СУДЬБАХ И ДОКУМЕНТАХ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2014

_

З. Ш. Салехова.

татарских букварей для обучения по звуковому методу.

В 1883 г. Ш. А. Тагиров женился на Гульчигре, дочери бухгалтера порохового завода титулярного советника С. Г. Курманаева. Семья учителя была многодетной — четыре дочери: Зух-ра (1884), Суфия (1888), Зайнаб (1895), Эмма-Сальма (1898) и восемь сыновей: Ахмет-Султан (1890), Махмут (1891), Юсуф (1892), Мидхат (1894), Ахмет-За-ки (1899), Ахмет-Джавад (1901), Ривгат (1903) и Фаик (1906).

Начальное образование все дети получали в домашних условиях. Ш. А. Та-гиров обучал их самостоятельно: учил читать по своему букварю. Он считал, что тот, кто хочет успешно освоить неродной язык, должен знать тонкости родного языка. Первоначально два-три года дети обучались дома на татарском языке, и лишь после этого отец отдавал их в русскую школу. Опираясь на свой методический опыт, Ш. А. Тагиров утверждал, что постоянное сопоставление русского языка с родным языком позволяет легче и с пониманием усваивать его. Сам он в совершенстве владел немецким, турецким, арабским,

персидским и русским языками. Зух-ра Тагирова вспоминала надпись отца на букваре: «Я написал это для дочери Зухры, а опубликовал по просьбе уче-ных»1.

В доме Тагировых была богатая библиотека с изданиями на русском, татарском, арабском и турецком языках. Каллиграфию и рукоделие дочери осваивали с матерью.

Семейные традиции не могли не оказать влияния на выбор профессиональной деятельности Зухры. Окончив 15-е городское начальное училище под руководством отца она изучала курс наук, включенных в программу Казанской татарской учительской школы, брала частные уроки по русскому языку у преподавателя этого же учебного заведения И. М. Петяева. 19 декабря 1904 г. З. Ш. Тагирова экстерном сдала экзамен в КТУШ на звание учительницы начального русско-татарского училища, показав отличные знания по арифметике, географии и истории, хорошие — по вероучению и русскому языку2.

Человек передовых взглядов, Ш. А. Тагиров поддержал желание дочерей ходить на людях с непокрытой головой (в то время таких смелых женщин среди татарок было немного). З. Ш. Тагирова — одна из первых татарок, вступивших в борьбу за права женщин. В 1905 г. на страницах газеты «Казан мехбире» (Казанский вестник) она опубликовала статью, в которой поднимались проблемы татарских женщин: «В настоящее время, когда народ взялся за решение своих проблем, надо действовать и женщинам... Прошло время бездействия. В таком большом городе, как Казань, нет ни нормальной специальной школы для женщин, ни учительниц! Возьмемся за полезные дела, покончим с невежеством, начнем служить народу! Откроем школы и читальные залы. Используем знания, которые получили!»3

Призыв З. Ш. Тагировой был услышан. В редакции газет и журналов стали поступать многочисленные письма от читательниц, на страницах периодических изданий появились рубрики

СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ-ТАТАРКИ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ ^ (СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ З. Ш. ТАГИРОВОЙ-САЛЕХОВОЙ)

135

«Голос женщин», «Мир женщин». Статьи в них отражали стремление женщин освободиться от рабства патриархальной семьи, участвовать в борьбе за равные права женщин в обществе. Писатель Г. Ибрагимов на страницах журнала «Ац» (Сознание) отмечал, что «в семьях среднего достатка каждая девушка стремится получить образование. Всюду можно встретить женщин, которые обеспечивают себя, работая учительницами вдали от дома»4.

В 1904 г. в Казани была открыта школа для девочек под руководством Л. Хусаиновой, где обучали читать и писать по новому методу, а также основам вероучения. Учащиеся школы выразили желание ввести в программу обучения и светские предметы — арифметику, географию, историю. В 1906 г. Л. Хусаинова, получив разрешение Ш. А. Тагирова, пригласила на преподавательскую работу в школу его дочерей Зухру и Суфию (в разное время в школе Л. Хусаиновой учительствовали все четыре дочери Тагировых).

В том же 1906 г. Зухра Тагирова вышла замуж за учителя Самигуллу Ва-лиулловича Салехова и уехала с ним в г. Малмыж Вятской губернии. Здесь ей предложили заведовать мастерской для девочек, открытой земством, и вести уроки рукоделия. Учениц у З. Салехо-вой поначалу было немного. Молодая учительница в качестве пропаганды деятельности мастерской устраивала чаепития с показом своих работ (к тому времени рукодельных изделий у нее накопился целый сундук), которые получили высокую оценку горожанок. В результате такой рекламы число учащихся вскоре выросло до сорока. Через год Зухре пришлось оставить налаженную работу в мастерской: мужу предложили место главного бухгалтера в одном из частных предприятий Казани. З. Салехова вернулась к преподавательской деятельности. В 1907-1912 гг. она преподавала татарский язык в школе Ф. Аитовой и одновременно вероучение в 4-й женской гимназии В. А. Ряхиной. К тому времени она уже была матерью шестерых детей. В 1914-1919 гг. семья Салеховых жила в Чистополе, где Зух-

ра работала преподавателем рукоделия в женской гимназии.

После Февральской революции 1917 г. появились новые возможности для женщин. Повсюду проводились митинги, съезды — религиозные, женские и т. д. Женщины-татарки решительно поднялись на борьбу за равные права с мужчинами в возможностях получить образование и трудиться. 24-28 апреля 1917 г. в Казани в здании Нового клуба состоялся 1-й Всероссийский съезд мусульманок. В его работе участвовало около 150 делегаток. Председателем съезда была избрана С. Ахме-рова, ее заместителями — Х. Таначева и Ф. Алкина, секретарями — З. Сале-хова, М. Губайдуллина, Х. Мустафина и З. Алиева. Съезд принял резолюцию: по шариату мужчины и женщины равны; женщины имеют право участвовать в политических и общественных делах; женщины имеют равные права в семейных делах. Подчеркивалась недопустимость многоженства5. Избранные съездом восемь делегатов приняли участие в работе 1-го Всероссийского мусульманского съезда (Москва, 1 мая 1917 г.), участницы которого большинством голосов поддержали решения 1-го Всероссийского съезда мусульманок6.

После Октябрьской революции в первых же законодательных актах Советской власти были признаны равные права трудящихся женщин с мужчинами во всех сферах общественной жизни.

Ш. А. Тагиров и после революции продолжал педагогическую деятельность в учительской семинарии (в 1917 г. КТУШ была преобразована в Татарскую учительскую семинарию), был организатором и преподавателем учительских курсов в Казани и Чистополе. Но 14 января 1918 г. он умирает. Для семьи настали трудные времена. В 1919 г. она перебралась в Екатеринбург к брату отца. Сюда же переехали и Салеховы.

Самигулла Салехов работал заведующим подотдела национальных меньшинств Екатеринбургского губернского отдела народного образования. Зухра окончила курсы по дошкольному

136:

ВРЕМЯ В СУДЬБАХ И ДОКУМЕНТАХ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2014

З. Ш. Салехова с мужем С. В. Салеховым.

воспитанию при губернском отделе народного образования и работала инструктором. В 1919 г. ее стараниями в городе был открыт первый мусульманский детский сад, которым она заведо-вала7. З. Салехова активно занималась и общественной деятельностью: была делегатом конференции заведующих подотделами Управления городскими отделами народного образования от подотдела национальных меньшинств Екатеринбургского губернского отдела народного образования (ноябрь 1920 г.), Ьго Екатеринбургского губернского съезда женщин-мусульманок (март 1921 г.).

В 1922 г. С. Салехову предложили должность начальника Управления сельскохозяйственной промышленности Наркомата земледелия ТАССР. Семьи Тагировых и Салеховых вернулись в Казань. В 1920-е гг. в республике повсеместно стали открываться детские сады. Воспитатели испытывали огром-

ные затруднения в своей работе из-за отсутствия методической литературы и практических разработок, особенно на татарском языке. Используя свой опыт работы в мусульманском детском саду в Екатеринбурге, З. Салехова составила методическое пособие «Дошкольное воспитание», которое в 1925 г. опубликовал Комбинат издательства и печати ТАССР8. В нем были представлены песенки, стихи, игры для детей в возрасте от трех до семи лет на татарском языке. Материалом для написания З. Салехо-вой послужил собственный опыт, методические пособия на русском языке, а также некоторые народные сказки. Игры, стихи и музыка в большинстве своем были взяты автором из русских источников в манере подражания. Любопытно, что в пособии представлена «Марсельеза», хотя она и не является детской песней. По мнению Зухры, ее легко усваивали дети 6-7 лет, а иногда и младше.

З. Салехова подчеркивала, что дошкольное воспитание должно не только обеспечивать уход за детьми, но и закладывать основы для нравственного воспитания: уважение к старшим, бережное отношение к природе, животным. Она считала, что правильно организованное дошкольное воспитание обеспечит спокойное, счастливое будущее всей страны.

В 1927-1929 гг. З. Салехова преподавала татарский язык работникам Сель-кредпромсоюза, работала в детских садах, была руководителем делегатских собраний, являвшихся в то время основной формой женского движения в СССР.

Большим испытанием для всей семьи стал арест 28 ноября 1937 г. Са-мигуллы Салехова, как участника эсеровской пантюркистской, националистической организации Милли Шуро. 10 февраля 1941 г. он был осужден Особым совещанием НКВД СССР и приговорен к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. 29 ноября 1945 г. освобожден, а 13 апреля 1949 г. вновь арестован. 15 июня 1949 г. он был приговорен Особым совещанием Министерства государственной безопас-

СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ-ТАТАРКИ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ ^ (СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ З. Ш. ТАГИРОВОЙ-САЛЕХОВОЙ)

1377

ности СССР к ссылке на поселение9. Не выдержав таких испытаний 12 мая 1950 г. С. Салехов скончался от инфаркта в с. Большой Улуй Большеулуйско-го района Красноярского края.

В эти годы Зухре как жене «врага народа» пришлось отойти от активной общественной деятельности и любимой работы. Во время Великой Отечественной войны она работала в артели «20 лет ТАССР» цветочницей и надомницей (шила военное обмундирование). В 1945-1948 гг. преподавала рукоделие в областной школе пионервожатых.

З. Салехова воспитала трудолюбивых и талантливых детей, ставших специалистами в разных областях. Ее старшая дочь Шафика работала бухгалтером; сын Хашим стал начальником горгаза республики; дочь Раиса, продолжив дело династии Тагировых-Салеховых, стала биологом и педагогом. Раиса Самигулловна организовала первый в ТАССР пионерский отряд в Ново-Татарской слободе Казани, которым руководила до 1928 г. Во второй половине 1920-х гг. Р. С. Салехова и И. И. Малкин* фактически являлись руководителями пионерской организации республики.

Сын З. Салеховой — Гарун — доктор физико-математических наук, за-

* Малкин Иосиф Ильич (1907-1992), педагог, заслуженный учитель школы ТАССР (1966).

служенный деятель науки ТАССР10 работал в Казанском авиационном и педагогическом институтах, в Физико-техническом институте КФАН СССР.

З. Салеховой пришлось пережить потерю троих детей: сын Наиль умер в возрасте 17 лет, дочь Хафса — в пять лет, сын Расуль в годы Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт и погиб под Сталинградом. Сама Зухра Салехова, прожив долгую жизнь, умерла 29 августа 1971 г. в возрасте 87 лет и была похоронена в Казани.

Видными деятелями науки стали внуки З. Салеховой: Леонард Гаруно-вич и Ильсия Гаруновна — математики, кандидаты физико-математических наук, правнучка — Ляйля Леонардовна Салехова — математик, доктор педагогических наук работает в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

В истории семьи Тагировых-Сале-ховых, как в зеркале, отражена нелегкая судьба татарской интеллигенции XX в. с его катаклизмами: революциями, Гражданской и Великой Отечественной войнами, голодом, репрессиями. Семьи пережили все трудности, выпавшие на их долю, не утратив нравственные основы и традиции татарской интеллигенции, воспитав детей, внесших заметный вклад в развитие культуры, науки и образования.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Тагирова З. Автобиография. Рукопись (оригинал) // Архив Института татарской энциклопедии (ИТЭ) АН РТ.

2. Свидетельство Зухры Шакирджановны Тагировой (оригинал) // Архив ИТЭ АН РТ.

3. Казан мехбире. - 1905. - 8 ноябрь.

4. Теллэре башка булсада, куцеллэре бер // Ац. - 1916. - № 5. - Б. 88.

5. Миллэт аналары: Тарихи-документаль hэм биографик жыентык / Тез.-авт. А. Х. Мэхмутова. -Казан, 2012. - Б. 41-44.

6. Шунда ук. - Б. 52.

7. Тагирова З. Автобиография. Рукопись (оригинал).; Удостоверение Салеховой З. Ш. № 2047 зав. мусульманским детским садом в г. Екатеринбурге от 28 июня 1921 г. // Из фондов НКЦ «Казань».

8. Салихия З. Мэктэпкэ кадэр тэрбия (кулланма). - Казан, 1925. - 46 б.

9. Книга памяти жертв политических репрессий. - Казань, 2004. - Т. 12. - С. 383.

10. Салехов Гарун Самигуллович // Татарская энциклопедия. - Казань, 2010. - Т. 5. - С. 215.

Фото на с. 134: Семья Салеховых. Фото предоставлены авторами.

Лариса Айнутдинова, кандидат исторических наук, Флёра Ахметшина

ВРЕМЯ В СУДЬБАХ И ДОКУМЕНТАХ_

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.