П
С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
Г.А. Усманалиева
МОЗГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАЦИИ
Лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов, продолжив разрабатывать рефлекторную теорию, столкнулся с яркими индивидуальными различиями собак в условно-рефлекторных реакциях и поведении: «Чем более мы изучали нашим способом высшую нервную деятельность собак, тем более нам пришлось встречаться с явными и значительными различиями нервных систем у разных собак. Эти различия, с одной стороны, затрудняли наши исследования, мешая часто полному воспроизведению наших фактов на разных животных, с другой стороны, представили огромную выгоду, очень выдвигая, так сказать, подчёркивая определённые стороны нервной деятельности». Развитие способностей человека в большой степени обусловлено типом высшей нервной деятельности (силой, подвижностью, уравновешенностью, и т.п.). Например, такие свойства, как воля и коммуникативность, образуются благодаря силе нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью. Данные свойства, безусловно, важны для формирования организаторских способностей.
Ключевые слова: мозговые механизмы, высшей нервной деятельности, сигнальные особенности, язык, реч, коммуникация.
© Г.А. Усманалиева, 2022.
Научный руководитель: Кадыров Батыр Рахманкулович - доктор психологических наук, профессор, Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Ташкенте, Узбекистан.
Лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов, продолжив разрабатывать рефлекторную теорию, столкнулся с яркими индивидуальными различиями собак в условно-рефлекторных реакциях и поведении: «Чем более мы изучали нашим способом высшую нервную деятельность собак, тем более нам пришлось встречаться с явными и значительными различиями нервных систем у разных собак. Эти различия, с одной стороны, затрудняли наши исследования, мешая часто полному воспроизведению наших фактов на разных животных, с другой стороны, представили огромную выгоду, очень выдвигая, так сказать, подчёркивая определённые стороны нервной деятельности».
Типологическая теория И.П. Павлова - это учение о свойствах нервной системы, общих человеку и животным, а также взаимодействии двух сигнальных систем, которое стало важным объяснительным принципом в понимании природных предпосылок индивидуальных различий.
Развитие способностей человека в большой степени обусловлено типом высшей нервной деятельности (силой, подвижностью, уравновешенностью, и т.п.). Например, такие свойства, как воля и коммуникативность, образуются благодаря силе нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью. Данные свойства, безусловно, важны для формирования организаторских способностей.
Различия между художественным и мыслительным типами проявляются во всех сферах психической активности; например, в сфере восприятия, где для «художника» характерно целостное восприятие, «мыслитель» же «дробит» действительность на отдельные детали; в сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» более характерно абстрактное, вербально-логическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудительные, интеллектуальные реакции на события. Представители среднего типа сочетают в себе черты художественного и мыслительного типов. Соотношение сигнальных систем является предпосылкой проявления способностей в разных сферах человеческого знания. Исследования показали тесную связь обеих типологий, выделенных И.П. Павловым: люди с преобладанием первой сигнальной системы чаще имеют более сильную и лабильную нервную систему, тогда как у лиц с преобладанием второй сигнальной системы значимо чаще выявлялись такие свойства высшей нервной деятельности (ВНД), как слабость и инертность (Аминов 1988, Большунова 1981, Голубева, Тихомирова, Печенков, Аминов 1985, Изюмова 1984, Кабардов).
Именно благодаря идеям Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына в лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии были разработаны и применены электроэнцефалографические методы исследования нервной системы человека. Эти исследования выявили наличие выраженных индивидуальных различий уже на физиологическом уровне. На основе этих исследований были сделаны следующие выводы:
1. Задача физиологии высшей нервной деятельности состоит в изучении свойств и типов нервной системы.
2. Для психологии ее важность заключается в понимании физиологических основ индивидуальных различий между людьми.
3. Не только особенности свойств нервной системы, но и характерные комплексы этих свойств, другими словами типы, могут проявляться в самых разных сторонах психического облика человека.
В старших классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ученика с окружающими за счет множества школьных друзей, а также учителей. Если то, что человек как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни.
Одно из важнейших свойств человеческого языка - его продуктивность, т.е. способность бесконечно расширять лексикон, пользуясь ограниченным числом исходных элементов. Это качество отсутствует в естественных языках животных, но в некоторой степени оно проявилось в «языковом» поведении антропоидов, которые иногда придумывали собственные жесты для обозначения безымянных предметов или же описывали их, используя комбинации ранее известных знаков.
Одним из примеров выполнения этого критерия в языковом поведении шимпанзе Уошо может служить самостоятельное расширение исходного значения глагола «открывать», которое она спонтанно переносила на большое количество референтов. Первоначально Уошо обучали этому знаку применительно к открыванию трех конкретных дверей. Она не сразу, но спонтанно, стала им пользоваться для открывания всех дверей, включая дверцы холодильников и буфета: «открой ключ пища»; «открой ключ чистый»; «открой ключ одеяло». Потом она применяла этот знак для всяческих контейнеров, в том числе, ящиков, коробок, портфеля, бутылок, кастрюль, открывание которых требовало других действий. В конце концов, она совершила настоящее открытие - подала этот знак, когда ей потребовалось повернуть водопроводный
кран! Столь же расширительно Уошо и другие обезьяны используют и другие знаки (собака, человек и т. д.) (Зорина, Смирнова 2006: 161).
Только при соблюдении всех этих условий «слово» языка-посредника можно рассматривать как истинное слово, как истинный символ. С нашей точки зрения, выполнение первых двух условий в достаточной степени было показано уже при работе с амслен-говорящими обезьянами. Относительно же двух последних имелись лишь эпизодические наблюдения, и они действительно нуждались в систематическом изучении. Тщательную и последовательную проверку этих положений Сэвидж-Рамбо проводила почти четверть века во многих сериях экспериментов с разными обезьянами.
Значение выраженности сигнальных систем в проявлениях языковых и коммуникативных способностей. Открытые И.П. Павловым свойства нервной системы (НС) были использованы Б.М. Тепловым для изучения индивидуально-психологических различий людей.
Основные наиболее общие свойства НС это сила - слабость протекания нервных процессов и подвижность - инертность НС.
Анализ данных о соотношении типов ассоциаций с локализацией ассоциативных зон испытуемых позволил обратить внимание на различение понятий доминантного полушария по речи, связанного с локализацией речевого центра (ответственного, прежде всего, за языковой анализ), и активного полушария, связанного с активацией функциональных возможностей отдельного полушария.
Библиографический список
1.Голубева Э. А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей. — Вопросы психологии, 1980, № 4,. с. 23—37.
2.Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970. — 272 с.
3.Ермолаева-Томина Л. Б. Концентрированность внимания и сила нервной системы. — В сб.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, т. II. М., 1959, с. 92—106.
4.Запорожец Л. В. Мои воспоминания о Б. М. Теплове. — В сб.: Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977, с. 21—24.
5.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий П. 2001г.
6.Кадыров Б.Р. Способности и склонности. Психофизиологические исследования - Ташкент 1990
7.Кадыров Б.Р. Способности и склонности подростков. 1995
8.Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.— 198 с.
10.Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М., 1959. — 304 с.
11.Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969.— 278 с.
УСМАНАЛИЕВА ГАВХАР АКБАРАЛИ КИЗИ - магистрант, Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Ташкенте, Узбекистан.