Научная статья на тему 'МОЗГ И СОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО'

МОЗГ И СОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
353
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЛЬНОЕ / СОЗНАНИЕ / МОЗГ / ПСИХИКА / МЫШЛЕНИЕ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / IDEAL / BRAIN / MIND / CONSCIOUSNESS / PSYCHE / THINKING / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шитова Ю.А.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме идеального, её эволюция в контексте философии и науки. Обозначается роль данной проблемы для современной медицины. Приводятся факторы, доказывающие связь сознания и мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRAIN AND MIND. PROBLEM OF THE IDEAL

The article presents different approaches to the problem of the ideal, its evolution in the context of philosophy and science. There is mentioned the role of this problem for modern medicine. The article contains some facts proving the connection of brain and consciousness.

Текст научной работы на тему «МОЗГ И СОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО»

УДК 122:159.95

Шитова Ю.А. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского научный руководитель : Кузнецова М.Н., к.филос.н.

доцент, преподаватель кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Россия, г. Саратов МОЗГ И СОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к проблеме идеального, её эволюция в контексте философии и науки. Обозначается роль данной проблемы для современной медицины. Приводятся факторы, доказывающие связь сознания и мозга.

Ключевые слова: идельное, сознание, мозг, психика, мышление, субъективность

Shitova U.A.

Student

2nd year, Faculty of Medicine FSBEIHE Saratov State Medical University.named after V.I.

Razumovsky Ministry of Health of Russia Russia, Saratov Scientific adviser: Kuznetsova M.N. candidate of Philosophy, associate professor lecturer of the Department of Philosophy, Humanities and Psychology BRAIN AND MIND. PROBLEM OF THE IDEAL Annotation: The article presents different approaches to the problem of the ideal, its evolution in the context of philosophy and science. There is mentioned the role of this problem for modern medicine. The article contains some facts proving the connection of brain and consciousness.

Key words: ideal, brain, mind, consciousness, psyche, thinking, subjectivity

Проблема идеального является одной из наиболее сложных и мало изученных проблем в философии и науке, поскольку она прочно взаимосвязана с вопросами психики, сознания, бессознательного. Актуальность темы определяется ее огромным научным потенциалом и практической ценностью для всех типов современного знания. В связи с этим обозначается цель данного исследования — в общих чертах дать все необходимые дефиниции идеального и связанных с ним категорий. Задача работы — раскрыть гносеологические корни и показать эвристический потенциал идеального в системе наук в целом и в философии в частности.

Прежде чем перейти к раскрытию заявленной проблемы, следует

сказать о том, что у понятия «идеальное» древняя и очень богатая научная история, насчитывающая около трех тысячелетий. Так, в истории философии и науки особый след в изучении проблемы идеального оставил К. Маркс, который под идеальным понимал материальное, «пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Маркс принадлежит к так называемой «линии Демокрита», представители которой являлись сторонниками материализма и утверждали, что сознание не является самостоятельной субстанцией, определяется материей и есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя. Параллельно данному направлению проходит «линия Платона». Несмотря на признание ими самостоятельного существования идеи, разума и сознания, слабой стороной их учения стало отсутствие логического обоснования самого наличия «чистых идей» и их превращения в конкретную вещь (т.е. механизма их возникновения).

Современная научная концепция идеального изначально возникла не в философии, а в психологии, в рамках марксистской методологии.

В отечественной философии XX века проблема идеального разрабатывалась достаточно интенсивно. Например, оригинальные концепции идеального представили Э.В. Ильенков, В.В. Орлов, М.А. Лифшиц, Д.В. Пивоваров, К.Н. Любутин, В.С. Барулин. Сегодня попытки найти ответ на один из основных вопросов философии можно найти в работах современных исследователей — Д.И. Дубровского, А.М. Иваницкого, К.В. Судакова и др.

Л.С. Выготский создал теорию психики, которая впоследствии получила название «социо-культурной» или «культурно-исторической» [1, с.399]. Размышляя над шекспировским «Гамлетом», он писал о том, что «произведение, раз созданное, отрывается от своего создателя и живет своей самостоятельной жизнью как живая форма» [1, с.338]. В дальнейшем «живая форма» театрального действия трансформируется в социальную форму развития мышления.

Вскоре появилась новая формула, согласно которой «движение процесса развития детского мышления происходит не от индивидуального к социальному, а от социального к индивидуальному»[2, с.58]. Можно сказать, что само идеальное, взятое в историко-философском и проблемном аспекте, Л.С. Выготский не рассматривал, но вплотную подошел к его определению через концепцию деятельности. Ученики Выготского идеальное рассматривали как внутренний субъективный образ, идеальную модель, как «внешнюю реальную объективную умственную форму» и форму общественной деятельности.

Однако обобщающего определения идеального они еще не предложили. Впервые оно появилось в статье Э.В. Ильенкова, написанной для философской энциклопедии в 1962 году. Об идеальном он говорил так: «Идеальное» — это отражение действительности в формах духовной деятельности, способность человека духовно-мнимым образом

воспроизводить вещь [6, а18].

В.В. Орлов представил ряд аспектов идеального: высшую форму отражения как свойства высокоорганизованной материи, мозг и сознание, мышление и речь, субъективную реальность с ее структурой. Согласно предложенной им концепции, идеальное появляется в процессе развития человека и человеческого сознания как продукт развития материи, как результат развития бесконечного мира [5, с.12].

Особое значение в связи с данной проблемой занимает социальный аспект идеального, поскольку идеальное — один из механизмов общественного развития, в рамках которого идет процесс роста субъективного фактора. В социальном плане идеальное представлено целой структурно-функциональной системой: общественное сознание, совокупность чувств, настроений, взглядов, социокультурных и духовных теорий. Актуализация идеального происходит в конкретно-исторические периоды социального развития мира, которые наиболее нуждаются в мировоззренческом прыжке.

С позиции медицины, как показали исследования, психосоматические отклонения также связаны с идеальным. Об этом свидетельствует вся мировая врачебно-психологическая практика, которая подтверждает, что психологический фактор является ведущим в этиологии психосоматических расстройств человека.

В последние годы проблема сознания и мозга привлекала к себе внимание ученых разных профилей - психиатров, физиологов, психологов. Достижения экспериментального изучения действия различных отделов мозга, использование новых методов исследования все с большей необходимостью требуют поиск ответов на вопросы о связи сознания с физиологической деятельностью мозга.

Сознание как специфически человеческая форма отражения действительности связана с особенностями строения головного мозга человека. Эволюционный подход к изучению структуры и функций, взаимоотношений между ними позволяет правильно понять сложную диалектику количественных и качественных изменений в процессе развития мозга.

Так, мозг первобытного, стадного человека был слаборазвитым и мог служить органом только примитивного сознания. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложнопостроенного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. В процессе эволюции произошло увеличение теменных, лобных и височных долей мозга, которые связаны с жизнью человека как общественного лица и выполняют роль внутренних тормозов его животных инстинктов.

Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется с развитием мозга, а когда человек стареет, угасают и функции сознания. Как только нарушается структура организации материи мозга, начинает разрушаться и

структура сознания. Когда нарушается функция лобных долей, больные не могут осуществлять сложные программы поведения: не имеют устойчивых намерений и легко отвлекаются побочными раздражителями, не осуществляют самоконтроль. При повреждении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушается ориентация в пространстве, оперирование геометрическими соотношениями (нарушается восприятие правого и левого), выполнение простых арифметических операций, анализ некоторых грамматических конструкций.

Современными нейрофизиологами проводятся многочисленные исследования, посвященные выявлению связи между мозгом и сознанием. Например, В.С. Рамачандран на основе собственной работы с пациентами объясняет те или иные неврологические нарушения, пытается ответить на вопрос о том, каким образом деятельность миллиардов нервных клеток дает жизнь всему богатству нашего сознательного опыта [7, с.10]. В центре внимания ученого такие явления как «фантомные» конечности, синдром Капгра, синдром «игнорирования», синестезии, зрительное восприятие. Интересен клинический случай с синдромом Капгра, при котором человек утверждал, что его мать заменил двойник. Рамачандран объяснил данный феномен нарушением связи между зрением и эмоциями: в результате аварии был «оборван» нервный путь, ведущий от веретенообразной извилины (зрительный центр) к миндалине (эмоциональный центр).

Дальнейшие исследования в данной области помогут, по выражению Ч. Сноу, «перекинуть мост через большую пропасть, которая разделяет две культуры — естественные и гуманитарные науки».

Итак, идеальное связано с сознанием человека, его субъективностью, социализацией. В целом человеческое сознание — явление сложное. Оно является объектом изучения философии, психологии, физиологии и других наук. Сознание — это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах.

Таким образом, в процессе изучения проблематики идеального и знакомства с соответствующей литературой — философской, психологической, научной, мы пришли к ряду выводов.

Во-первых, идеальное — это сложная сфера человеческого существования, в которой формируются глубинные механизмы, способные делать человека человеком, менять вселенную и формировать картину мира согласно развитию субъективного фактора — сознания человека и человечества.

Во-вторых, эволюция человечества обеспечивается его социокультурной трансформацией на базе этнического опыта народов во все времена, формируя сознание, психику — идеальное.

В-третьих, актуальность этой проблемы не вызывает сомнений и требует дальнейшего исследования всеми науками в целом и философией в частности.

Использованные источники:

1. Выготский Л.С. Психология искусства. - СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - Т. З : Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

3. Глухова О.Г. Проблема идеального в истории философии и науки. - К.: Тшея", 2010. - С. 197-205.

4. Живайкина А.А., Кузнецова М.Н. Интеракция больных с нарушениями психического здоровья на платформе Интернета // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т.6. - №1. - С. 184-186.

5. Залещук В.Г. Проблема идеального в современной научной философии. Пермь, 2004. - 209 с.

6. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 274 с.

7. Рамачандран В.С. Рождение разума. Загадки нашего сознания. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.