Научная статья на тему 'МОЗАИКА СМЫСЛОВ ПОСТЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МОЗАИКА СМЫСЛОВ ПОСТЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЪЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТЧЕЛОВЕК / СИМУЛЯКР / СУБЪЕКТ / ЦИФРА / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прилукова Екатерина Григорьевна

Современность активно эксплуатирует термины «цифра» и «цифровизация», ставшие требованием социального заказа и активно «вторгнувшиеся» в образовательный процесс. Понятия, отражая время, не только характеризуют, но и конституируют его, как и явления, означенные ими. Учебные заведения различных уровней включились в работу с новыми технологиями, активно используя их потенциал. Происходит цифровизация образования, когда привычные рамки организации образовательного процесса расширяются и существенно трансформируются. Общество ставит перед образованием как основополагающим социальным институтом задачу формирования цифровой компетентности, позволяющей человеку быть. Однако информационные технологии стремительно ворвались в нашу жизнь; не столь значительно изменяя ее содержание по сравнению с открытиями и изобретениями прошлого, они лишь повсеместно меняют ее формы. Тем не менее часто форма одерживает верх над содержанием. Общество в лице государства вынуждает человека войти в мир «цифры», и список мест ее «проникновения» неуклонно расширяется. Вместе с тем есть и другая сторона этого процесса, которую мы пока не замечаем и/или не хотим замечать, ведь «умные» гаджеты многое берут на себя и вынуждают общество и человека подчиняться себе. Общество и человек становятся пластичными, прозрачными и хрупкими. Постепенно формируется (пост)человек. Автор предлагает выяснить, что он из себя представляет и насколько следует за человеком, поскольку есть приставка «пост-». Для реализации данной цели происходит обращение к осмыслению цифровизации как основанию становления постчеловека. В статье рассматривается явление цифровизации как новой формы бытия общества и человека, которая есть не что иное, как технологический продукт, получивший черты политико-идеологического конструкта. В качестве основания самой цифровизации выступает цифра, или античное число, описывающее мир и выступающее лишь способом представления информации. Однако цифра становится универсальным знако-символом современности, привнося существенные изменения, конструируя и «собирая» мир особым способом. Он становится исчисляемым и упакованным в многочисленные базы данных и каталоги. Рождается дух свободного выбора и самостоятельного решения, который фактически - симулякр свободы. Техника и технологии, созданные человеком, предоставляют ему не только неограниченные возможности, но и выбор быть субъектом или объектом деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прилукова Екатерина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSAIC OF POST-HUMAN MEANINGS IN PROFESSIONAL EDUCATION

Modernity is actively exploiting the terms “digit” and “digitalization”, which have become a requirement of social order and actively “intruded” into the educational process. Concepts, reflecting time, not only characterize, but also constitute it, as well as the phenomena signified by them. Educational institutions of various levels are involved in the work with new technologies, actively using their potential. Digitalization of education, when the usual framework for organizing the educational process is expanding and significantly transforming. Society sets before education as a fundamental social institution the task of forming digital competence that allows a person to be. However, informational technologies have rapidly “burst” into our lives, not so significantly changing its content, compared with the discoveries and inventions of the past, they only change its forms everywhere. However, form often wins out over content. Society, represented by the state, forces a person to enter the world of “digits”, and the list of places for its “penetration” is steadily expanding. At the same time, there is another side of this process that we do not notice and/or do not want to notice yet, because “smart” gadgets take on a lot and force society and a person to obey themselves. Society and man become plastic, transparent and fragile. The (post)man is gradually formed. The author proposes to find out what he is like and how much he follows a person, since there is a post prefix. To achieve this goal, there is an appeal to the understanding of digitalization as the basis for the formation of a posthuman. The article deals with the phenomenon of digitalization as a new form of being of society and a person, which is nothing more than a technological product that has received the features of a political and ideological construct. The basis of digitalization itself is a figure or an ancient number that describes the world and acts only as a way of presenting information. However, the figure is becoming a universal sign-symbol of modernity, bringing significant changes, constructing and “assembling” the world in a special way. It becomes countable and packed into numerous databases and directories. The spirit of free choice and independent decision is born, which in fact is a simulacrum of freedom. Techniques and technologies created by man provide him not only unlimited opportunities, but also the choice to be the subject or object of activity.

Текст научной работы на тему «МОЗАИКА СМЫСЛОВ ПОСТЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Плужникова Ирина Ивановна, ассистент кафедры экономики, управления и права ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: pluzhniko-va_6767@mail.ru

Демцура Светлана Сергеевна, доцент кафедры экономики, управления и права ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: demtsurass@cspu.ru

Pluzhnikova Irina Ivanovna, assistant of the Department of Economics, Management and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: pluzh-nikova_6767@mail.ru

Demtsura Svetlana Sergeevna, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: demtsurass@cspu.ru

Сведения для цитирования: Прилукова, Е. Г. Мозаика смыслов постчеловека в профессиональном образовании / Е. Г. Прилукова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 27-32.

УДК 378 ББК 74.48

МОЗАИКА СМЫСЛОВ ПОСТЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е. Г. Прилукова

Современность активно эксплуатирует термины «цифра» и «цифровизация», ставшие требованием социального заказа и активно «вторгнувшиеся» в образовательный процесс. Понятия, отражая время, не только характеризуют, но и конституируют его, как и явления, означенные ими. Учебные заведения различных уровней включились в работу с новыми технологиями, активно используя их потенциал. Происходит цифровизация образования, когда привычные рамки организации образовательного процесса расширяются и существенно трансформируются. Общество ставит перед образованием как основополагающим социальным институтом задачу формирования цифровой компетентности, позволяющей человеку быть. Однако информационные технологии стремительно ворвались в нашу жизнь; не столь значительно изменяя ее содержание по сравнению с открытиями и изобретениями прошлого, они лишь повсеместно меняют ее формы. Тем не менее часто форма одерживает верх над содержанием. Общество в лице государства вынуждает человека войти в мир «цифры», и список мест ее «проникновения» неуклонно расширяется. Вместе с тем есть и другая сторона этого процесса, которую мы пока не замечаем и/или не хотим замечать, ведь «умные» гаджеты многое берут на себя и вынуждают общество и человека подчиняться себе. Общество и человек становятся пластичными, прозрачными и хрупкими. Постепенно формируется (пост)человек. Автор предлагает выяснить, что он из себя представляет и насколько следует за человеком, поскольку есть приставка «пост-». Для реализации данной цели происходит обращение к осмыслению цифровизации как основанию становления постчеловека. В статье рассматривается явление цифровизации как новой формы бытия общества и человека, которая есть не что иное, как технологический продукт, получивший черты политико-идеологического конструкта. В качестве основания самой цифровизации выступает цифра, или античное число, описывающее мир и выступающее лишь способом представления информации. Однако цифра становится универсальным знако-сим-волом современности, привнося существенные изменения, конструируя и «собирая» мир особым способом. Он становится исчисляемым и упакованным в многочисленные базы данных и каталоги. Рождается дух свободного выбора и самостоятельного решения, который фактически — симулякр свободы. Техника и технологии, созданные человеком, предоставляют ему не только неограниченные возможности, но и выбор быть субъектом или объектом деятельности.

Ключевые слова: деятельность, образование, общество, общественное развитие, объект, профессиональное образование, постчеловек, симулякр, субъект, цифра, цифровая компетентность, цифровизация, человек.

Современность активно эксплуатирует термины «цифра» и «цифровизация» как некую фиксацию социального заказа времени настоящего, в условиях которого они стали одними из самых употребляемых: цифровое общество, цифровая индустрия, цифровая культура, цифровая преступность, цифровая педагогика, цифровая смерть или бессмертие и т. п. [1]. Понятия у каждого времени свои и отчасти его не только характеризуют, но и конституируют. С течением времени их содержание меняется. Информационные технологии стремительно ворвались в нашу жизнь и дали жизнь новым (или прежним?) понятиям, став неотъемлемой частью повседневных процессов. Тем не менее, они (технологии) не столь значительно меняют содержание мира по сравнению с открытиями и изобретениями прошлого, они лишь повсеместно меняют его формы.

Вместе с тем общество в лице государства вынуждает человека войти в мир «цифры» — повсюду «умирают» книги и журналы на бумажном носителе (неэкономичны для рынка), детские игры, развивающие мелкую моторику, оказываются «за стеклом» («не цепляют» потребителя); банковские карты с их потенциалом возможностей по оказанию различных услуг (особенно онлайн), дистанционные образовательные технологии и многое другое. Список проникновения «цифры» можно продолжить, и он будет, безусловно, расширяться. Однако есть и другая сторона этого процесса, которую мы пока не замечаем и/или не хотим замечать, потому что наша жизнь существенно трансформируется — она упрощается: «умные» гаджеты решат, подскажут, предупредят, напомнят, посоветуют и т. д. Как следствие, нарастает зависимость человека от технологий (не самостоятельность и творчество, а креатив). Общество становится пластичным, а люди одинаковыми зачастую не только в своих поступках, но и в мыслях. Постепенно начинает форм-иро-ваться и про-являться новый — цифровой — человек, или «(пост)человек». Обычно понятие появляется вслед за про-явлением самого события или процесса, фиксируя и транслируя его [2]. Поэтому важно попытаться определить, что есть человек цифровой эпохи и так ли он отличен от человека вообще. Актуализируются вопросы формирования цифровой культуры и цифровой компетентности, решение которых зависит от функционирования и содержательного наполнения образования, ибо оно во многом конституирует человека как субъекта деятельности, являясь инструментом накопления

социального капитала [3]. Для этого прежде необходимо понять, что представляет собой цифровизация — она содержание или форма и чего? Продиктовано это тем, что новый человек порожден ею (?) или только дискурсом (?) о ней. Тем не менее, отношения общества и человека изменяются.

Несмотря на широкое применение понятия «цифровизация», оно не имеет четкой дефиниции. Чаще всего авторы предлагают его рассматривать как феномен, появившийся в результате развития цифровых технологий. Сам термин «цифровизация» используется как в широком, так и в узком смысловых полях — от вектора мирового развития до преобразования информации в цифровую форму. Именно форму (но не более), которой присваивается содержание и придается статус некой панацеи от всех проблем, хотя говорить об абсолютном отказе от аналоговых систем и переходе только к цифровым технологиям работы с информацией не приходится [4]. Справедливости ради следует заметить, что четкость дефиниции не состоялась и в зарубежной литературе [5].

Проанализировав многочисленные определения, мы выяснили, что выйти за операционно-технологические рамки смысла цифровизации не представляется возможным. Следовательно, на наш взгляд, вполне справедливо вести речь о технологическом продукте, приобретающем черты политико-идеологического конструкта, прежде всего, западно-ориентированных рито-рик и практик осмысления и описания реальности. Тому есть ряд аргументов. Во-первых, среди тех, кто активно и даже, можно сказать, агрессивно использует «цифру» и цифровиза-цию в анализе социокультурной динамики, — представители научного сообщества Японии, США и Западной Европы (Ю. Хаяши, З. Бже-зинский, Е. Масуда, М. Кастельс, Н. Негропонте и др.). Во-вторых, обоснование цифровизации все-таки как технологии подтверждают данные, представленные из различных документов «цифрового» национального проекта страны — госуслуги онлайн, цифровой профиль гражданина, электронный документооборот, доступ в интернет, создание цифровых двойников на производстве и в других отраслях экономики, виртуальных концертных залов, оцифровывание книжных памятников, подготовка кадров для ИТ-сферы и т. п. [6]. В-третьих, в основе цифровизации лежит цифра, или античное число (как сущность всех вещей), фиксирующая и отражающая количественные, но не качественные представления — численное описание

мира, способ представления информации, но не сама информация, она (цифра) — всего лишь определенный код [7]. Став вербальным маркером современности, цифра как «языковой знак произвольна» и во многом ее содержание определяется тем, кто о ней пытается говорить [8, с. 70]. Тем не менее, она вносит существенные изменения в нашу жизнь, превращаясь в конструктор социокультурного миропорядка и осуществляя «сборку» мира путем перевода его в цифру (1,0), которая становится культурным кодом. Общество быстро включается в глобальное потребление (за быстрый доступ к огромным массивам информации, закрепленной в цифровой форме, нужно платить — каналы связи, доступ в сеть, контент — и беспрестанно тиражировать информацию, чтобы она была постоянно востребована), развитие становится узко и прагматично направленным, подчиняясь «цензуре» рынка. Все становится исчисляемым и упакованным в многочисленные каталоги. Техника и технологии цифры оказались способными вместить и сохранить все то, что не способна была сделать память человека, и появилась уверенность — ничего не пропущено. Сформировался новый дух — дух свободного выбора и самостоятельного решения каждого быть к нему причастным, но он оказался симулякром свободы.

Мир стал прозрачным, и обозначилась практически нерешаемая проблема для человека — он стал соблазнительно «обнаженным»: наряду с безграничными возможностями использования той или иной информации его личные данные (информация) становятся достоянием всех [9]. Разговоры о стремлении к безграничной свободе робко начинают сменяться разговорами об ее утрате, ибо «всевидящее око» «большого брата» тотально, вполне законно и легитимно зрит [10]. Рынок как основной системообразующий элемент общества потребления заслоняет собой многообразие проявлений творчества человека — все должно быть массово потребляемым.

Цифровые технологии появляются в модели нового человека — постчеловека. Настало время обратиться к нему. Звучание темы о постчеловеке связано в основном с формированием и развитием представлений о постиндустриальном (ин-формационном/знаниевом) обществе. По мере становления общества информации он (человек) проходит путь от «ищущего знания» и ориентирующегося на творческий поиск — к «ищущему информацию» и уповающему на «знание», получаемое с помощью технологий. Кроме того, он стремится к своему улучшению, прежде всего

в телесном плане, за счет использования достижений науки (КБГС-технологии). В силу того, что термин «постчеловек» распространен, он, как и цифровизация, не имеет четкого определения и довольно часто рассматривается в рамках идей трансгуманизма, который представляет человека, изменяющегося под воздействием генной инженерии, сохраняющего природные свойства, обретающего свойства вещей. Особо «причастны» к этому процессу иммортализм, искусственный интеллект и нанотехнологии.

Архитектонику человека через призму эволюции средств коммуникации предложил еще М. Маклюэн, она во внешнем его расширении. «Мы быстро приближаемся к финальной стадии расширения человека вовне — стадии технологической симуляции сознания, когда творческий процесс познания будет коллективно и корпоративно расширен до масштабов всего человеческого общества примерно так же, как ранее благодаря различным средствам коммуникации были расширены вовне наши чувства и наши нервы» [11, с. 6]. Ограниченный и несовершенный с точки зрения природы человек обрел безграничные возможности, что позволило говорить в дальнейшем о расширенном уме [12] и распределенном познании [13]. Таким образом, постчеловек одновременно и антропологическая, и социальная проекция эволюции. Как бы мы ни представляли человека в новом обществе — обществе высоких технологий, прежде всего информационно-коммуникационных, он был и остается главным субъектом деятельности, он и личность, и природа. Именно развитие и усложнение деятельности привели к небывалым изменениям в обществе, человеке и его сознании. Деятельность открыла новые возможности для них: она вызвала к жизни объединение способностей человека и позволила им воплотиться в различных формах вещественных структур и технологических процессов. Однако сам человек, будучи субъектом, способен своим вторжением в свою природу превратить себя в объект.

Цифровая техника и цифровые технологии как результат деятельности человека, изменяя социокультурную реальность, способны спровоцировать мир тотального обмана и сконструировать мир господства симулякров. Человек, погруженный в беспрерывный информационный поток, — благоприятный объект для манипуляции его сознанием. Наиболее ярко это проявляется сегодня в самых значимых сферах существования общества — медицине, образовании и науке, когда клиническая, образовательная и научно-исследовательская культуры

вытесняются цифровыми технологиями, позволяющими быстро находить информацию. Тем не менее, обладание неограниченной информацией автоматически не ведет к качественному лечению, образованию и проведению исследований (особенно в фундаментальной науке) — ее практическое применение зависит от когнитивных компетенций делающего выбор и принимающего решение человека. Отобранная информация может, во-первых, оказаться недостоверной и требующей проверки, во-вторых, различна в интерпретации (многозначность терминов, специфика употребления в той или иной отрасли, особенности перевода, возможности программного обеспечения, технический ресурс самих технологий и т. п.).

Конечно же, более утонченно цифровизация проявляется в стремлении реализовать возможность установления тотального контроля над личностью. «Цифровой след» не столь безобиден — большие данные, блокчейн, нейронные сети, искусственный интеллект одновременно не только технологии поиска данных, но и технологии их обработки и анализа. Яркий пример тому — система образования. Первоначально компьютер «пришел» в помощь педагогу/преподавателю, не претендуя на его место. Диктатура рынка и системы управления образованием привели к выводу о необходимости оцифровать учебный/научный контент (генерация материала инструментами искусственного интеллекта) и оптимизировать систему (передавать учебную информацию и контролировать усвоение знаний с помощью технологий массовых открытых онлайн-курсов — МООК). Фактически это процесс формирования стандартизированного «квалифицированного потребителя» информации как знания. Иными словами, это простой и довольно эффективный способ формирования одинаково мыслящей аудитории.

Знания цифруются и помещаются в глобальное сетевое пространство, подвергаются расчленению и дроблению — их так удобнее усваивать поколению «next» с ярко выраженным клиповым мышлением. Однако оцифрованные знания легко подделать, потому что цифра дискретна. Начинается непрерывная работа «Министерства правды» на просторах Сети, факты переписываются, им придаются новые смысловые оттенки. Рождается не только новая история, но и желание в ней поучаствовать, чтобы получить побольше лайков. Постепенно появляются новые ценности — презентовать себя миру, сконструировав те или иные факты, представить постправду как норму и многое другое. Производство знания

теперь не принадлежит представителям научного сообщества, оно создается и воспроизводится пользователями Сети. Нарастает неопределенность: мир таков, как его представила наука, или он таков, как в Сети, где одним из его авторов выступает пользовательское «я», «принимающее в качестве достоверного только то, что представляется ясно и отчетливо моему уму», согласно первому правилу метода Декарта [14], или мир гораздо сложнее?

Безусловно, нельзя отказываться от того положительного, что дают обществу и человеку цифровые техника и технологии, но и нельзя им абсолютно и безоговорочно доверять, ибо за каждым из них стоит человек. Реальная жизнь начинает соперничать с виртуальной, потому что чем больше возможностей, тем больше соблазна, в том числе и отказаться от себя как субъекта, становясь объектом. Однако важно помнить, что за виртуальной реальностью стоит все-таки человек-субъект, ведь создана она им. Тем не менее, в настоящее время ведется разговор все чаще о негативных особенностях «поколения цифры» (образное восприятие реальности, неустойчивое внимание, клиповое мышление, бедность мировоззренческих паттернов организации жизнедеятельности и т. п.), требующих существенно изменять традиционные педагогические методики и методы. Причиной тому служит «передача» детей родителями гаджетам, становящимся основными акторами и агентами первичной социализации. С этими характеристиками нельзя не согласиться, но нельзя и превращать их в непреодолимый барьер в работе с представителями «цифрового поколения», что важно учитывать в организации профессионального образования. Важные их черты, которые необходимо использовать для формирования рационально-критического мышления, — открытость новому, нелинейность мышления, уверенность в себе и самостоятельность, высокая скорость поиска информации и принятия решений. Следовательно, основным вектором их профессионального становления можно рассматривать разработку индивидуальной траектории развития личности. Система профессионального образования — пространство, где формируется человек, инструментальные возможности и способности которого как субъекта деятельности получают все большее развитие. Именно она (система) предлагает компетенции, необходимые для непрерывного саморазвития личности на протяжении всей жизни, и учит формировать цифровую идентичность. Человека достаточно грамотного нельзя оцифровать!

Библиографический список

1. Халин, В. Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В. Г. Халин, Г. В. Чернова // Управленческое консультирование. — 2018. — № 10. — С. 46-63.

2. Сорина, Г. В. Философские ассоциации (на базе критического мышления) / Г. В. Сори-на // Труды научно-исследовательского семинара логического центра Института философии РАН 1998. — Москва : ИФ РАН, 1999. — С. 41-48.

3. Константинова, Д. С. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования / Д. С. Константинова, М. М. Кудаева // Экономика труда. — 2020. — Т. 07. — № 11. — С. 1055-1072.

4. Райков, А. Н. Ловушки для искусственного интеллекта / А. Н. Райков // Экономические стратегии. — 2016. — № 6. — С. 172-179.

5. Bloomberg, J. Digitization, Digitalization, and Digital Transformation: Confuse them at Your Peril / J. Bloomberg // Forbes : [сайт]. —2018. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/ jasonbloomberg/2018/04/29/digitization-digitalization-and-digitaltransformation-confuse-them-at-your-peril/#72cd10a42f2c (дата обращения: 06.01.2022).

6. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р // Информационно-правовая система Гарант : [сайт]. — 2022. — URL: https:// garant.ru>products/ipo/prime/doc/71634878/ (дата обращения: 19.01.2022).

7. Prilukova, E. G. The shadows of the power in a modernity / E. G. Prilukova // SGEM 2016 : 3 International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts. 24-30 August, 2016. Albena, Bulgaria. — Sofia: STEF92 Technology Ltd., 51 «Alexander Malinov» Blvd. — P. 925-928.

8. Де Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. — Москва : Едиториал УРСС, 2004. — 270 с.

9. Кин, Э. Ничего личного: как социальные сети, поисковые системы и спецслужбы используют наши персональные данные / Э. Кин. — Москва : Альпина Паблишер, 2016. — 224 с.

10. Носырев, И. Стив Возняк — РБК: Цифровая революция делает нас все более одинаковыми : интервью / И. Носырев // РБК : [сайт]. — 2018. — 6 апреля. — URL: https://www.rbc.ru/ own_business/05/04/2018/5ac5fd839a79479763f1b3be (дата обращения: 18.01.2022).

11. Маклюээн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн ; пер. с англ. В. Николаева. — Москва : Жуковский, 2003. — 346 с. — ISBN 5-8690-102-X.

12. Clark, A. The Extended Mind / A. Clark, D. Chalmers // Analysis. — 1998. — Vol. 58. — № 1. — P. 7-19.

13. Hutchins, E. Cognition in the Wild / E. Hutchins. — Cambridge: The MIT Press, 1995. — 408 p.

14. Декарт, Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт. — Москва : АСТ, 2020. — 416 с. — ISBN 5-244-00022-5.

For citation: Prilukova, E. G. Mosaic of post-human meanings in professional education / E. G. Prilukova // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 1 (33). — P. 27-32.

MOSAIC OF POST-HUMAN MEANINGS IN PROFESSIONAL EDUCATION

E. G. Prilukova

Modernity is actively exploiting the terms "digit" and "digitalization", which have become a requirement of social order and actively "intruded" into the educational process. Concepts, reflecting time, not only characterize, but also constitute it, as well as the phenomena signified by them. Educational institutions of various levels are involved in the work with new technologies, actively using their potential. Digitalization of education, when the usual framework for organizing the educational process is expanding and significantly transforming. Society sets before education as a fundamental social institution the task of forming digital competence that allows a person to be. However, informational technologies have rapidly "burst" into our lives, not so significantly changing its content, compared with the discoveries and inventions of the past, they only change its forms everywhere. However, form often wins out over content. Society, represented by the state, forces a person to enter the world of "digits", and the list of places for its "penetration" is steadily expanding. At the same time, there is another side of this process that we do not notice and/or do not want to notice yet, because "smart" gadgets take on a lot and force society and a person to obey themselves. Society and man become plastic, transparent and fragile. The (post) man is gradually formed. The author proposes to find out what he is like and how much he follows

a person, since there is a post prefix. To achieve this goal, there is an appeal to the understanding of digitalization as the basis for the formation of a posthuman. The article deals with the phenomenon of digitalization as a new form of being of society and a person, which is nothing more than a technological product that has received the features of a political and ideological construct. The basis of digitalization itself is a figure or an ancient number that describes the world and acts only as a way of presenting information. However, the figure is becoming a universal sign-symbol of modernity, bringing significant changes, constructing and "assembling" the world in a special way. It becomes countable and packed into numerous databases and directories. The spirit of free choice and independent decision is born, which in fact is a simulacrum of freedom. Techniques and technologies created by man provide him not only unlimited opportunities, but also the choice to be the subject or object of activity.

Key words: activity, education, society, social development, object, vocational education, posthuman, simulacrum, subject, figure, digital competence, digitalization, human.

References

1. Khalin V. G., Chernova G. V. Tsifrovizatsiya i ee vliyanie na rossiyskuyu ekonomiku i ob-shchestvo: preimushchestva, vyzovy, ugrozy i riski [Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks], Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting], 2018, no. 10, pp. 46-63. (In Russian)

2. Sorina G. V. Filosofskie assotsiatsii (na baze kriticheskogo myshleniya) [Philosophical associations (based on critical thinking)], Trudy nauchno-issledovatel'skogo seminara logicheskogo tsentra In-stituta filosofii RAN 1998 [Proceedings of the research seminar of the logical center of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences 1998]. Moscow, IF RAN, 1999, pp. 41-48. (In Russian)

3. Konstantinova D. S., Kudaeva M. M. Tsifrovye kompetentsii kak osnova transformatsii professional'nogo obrazovaniya [Digital competencies as a basis for the transformation of vocational education], Ekonomika truda [Labor Economics], 2020, vol. 07, no. 11, pp. 1055-1072. (In Russian)

4. Raykov A. N. Lovushki dlya iskusstvennogo intellekta [Traps for artificial intelligence], Eko-nomicheskie strategii [Economic strategies], 2016, no. 6, pp. 172-179. (In Russian)

5. Bloomberg J. Digitization, Digitalization, and Digital Transformation: Confuse them at Your Peril, 2018, available at: https://www.forbes.com/sites/jasonbloomberg/2018/04/29/digitization-digitalization-and-digitaltransformation-confuse-them-at-your-peril/#72cd10a42f2c (accessed: 06.01.2022) (In English)

6. Ob utverzhdenii programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 28.07.2017 № 1632-r. Informatsionno-pravovaya sistema Garant, 2022 available at: https://garant.ru>products/ipo/prime/doc/71634878/ (accessed: 19.01.2022). (In Russian)

7. Prilukova E. G. The shadows of the power in a modernity, SGEM 2016: 3 International multi-disciplinary scientific conference on social sciences and arts. 24-30 August, 2016. Albena, Bulgaria, Sofia, STEF92 Technology Ltd., 51 «Alexander Malinov» Blvd, pp. 925-928. (In English)

8. De Sossyur F. Kurs obshchey lingvistiki [Course of General Linguistics]. Moscow, Editorial URSS, 2004, 270 p. (In Russian)

9. Kin E. Nichego lichnogo: kak sotsial'nye seti, poiskovye sistemy i spetssluzhby ispol'zuyut nashi personal'nye dannye [Nothing personal: how social networks, search engines and intelligence services use our personal data]. Moscow, Al'pina Pablisher, 2016, 224 p. (In Russian)

10. Nosyrev I. Stiv Voznyak — RBK: Tsifrovaya revolyutsiya delaet nas vse bolee odinakovymi: interv'yu RBC, 2018, April 6, available at: https://www.rbc.ru/own_business/05/04/2018/5ac5fd839a7 9479763f1b3be (accessed: 18.01.2022) (In Russian)

11. Maklyueen M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding media: external human extensions]. Moscow, Zhukovskiy, 2003, 346 p., ISBN 5-8690-102-X. (In Russian)

12. Clark A., Chalmers D. ¡The Extended Mind], Analysis, 1998, vol. 58, no. 1, pp. 7-19. (In English)

13. Hutchins E. [Cognition in the Wild]. Cambridge, The MIT Press, 1995, 408 p. (In English)

14. Dekart R. Rassuzhdeniya o metode [Reasoning about the method]. Moscow, AST, 2020, 416 p., ISBN5-244-00022-5. (In Russian)

Прилукова Екатерина Григорьевна, профессор кафедры «Философия» ФГАОУ ВО «ЮжноУральский государственный университет (НИУ)», доктор философских наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: prilukova74@gmail.com

Prilukova Ekaterina Grigorievna, Professor of the Department of Philosophy, South Ural State University (NRU), Russian Federation, Chelyabinsk, Doctor of Philosophy, Associate Professor, e-mail: prilukova74@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.